В. В. Федунов*
Историко-правовые аспекты создания и деятельности Таврического губернского земства в 1866—1886 гг.
Аннотация. Организация и деятельность органов местного самоуправления в России, как и в Республике Крым, далека от совершенства: начиная от избирательной системы, организации работы и заканчивая полномочиями в сфере управления имуществом, облагаемым налогами в пользу местного самоуправления. Возникает вопрос о необходимости содержания за счет государственного бюджета огромного бюрократического аппарата Республики Крым, порядке формирования центральных властных законодательных и исполнительных органах, доходах и расходах, пенсионном обеспечении и об организации работы в отдельных сферах хозяйствования. Автор предпринял попытку историко-пра-вового исследования организации и деятельности Таврического губернского земства как органа самоуправления губернии за первые 20 лет его существования — с 1866 по 1886 г. Автор полагает, что опыт наших предшественников может пригодиться современным органам самоуправления по многим аспектам их деятельности.
Ключевые слова: земство, губернское земское собрание, губернская земская управа, земские гласные, губерния, уезд, губернский предводитель дворянства.
001: 10.17803/1994-1471.2016.66.5.024-031
1 января 1864 года в Российской империи было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях (далее — Положение 1864 г.), которое базировалось на принципах всесословного земского представительства, имущественного ценза, самостоятельности исключительно в пределах хозяйственной деятельности. Согласно указанному закону для решения хозяйственных вопросов в губерниях и уездах создаются губернские и уездные земские учреждения. Губернскими земскими учреждениями являлись губернское земское собрание и губернская земская
управа (ст. 50), которые избирались на три года гласными уездных земских собраний (ст. 51). Гласные земств работали безвозмездно (ст. 39)1.
Опыт деятельности земских выборных органов убедительно показал, что система местного самоуправления эффективно восполняла серьезные недоработки государственной администрации и чиновников. Учреждения местного самоуправления взяли на себя обеспечение тех сфер социальной жизнедеятельности, которые оказались непосильны для органов государственной власти и управления.
1 Хрестомаля з icTopii держави i права УкраТни : у 2 т. / за ред. В. Д. Гончаренка. Т. 1. К., 2000. С. 256 ; Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. URL: https: // tu.wikisource. org (дата обращения: 12 июля 2015 г.).
© Федунов В. В., 2016
* Федунов Владимир Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории государства и права юридического факультета Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
298600, Республика Крым, г. Ялта, ул. Манагарова, д. 4, кв. 4
Земские учреждения функционировали вне системы государственных органов и в нее не включались. Служба в них считалась общественной обязанностью, гласные не получали вознаграждения за участие в работе земских собраний, а должностные лица земских управ не считались государственными служащими. Оплата их труда производилась из земских средств. Следовательно, и административно, и финансово земские органы были отделены от государственных. В статье 6 Положения отмечалось: «Земские учреждения действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей»2.
Для организации работы земствам передавались дела и деньги различных ведомств. Гласные земств могли приступить к своим обязанностям лишь после принятия присяги3 .
В сентябре 1866 г. земские самоуправления были избраны и начали работу в 7 уездах Таврической губернии: Бердянском, Днепровском, Джанкойском, Евпаторийском, Мелитопольском, Симферопольском, Ялтинском4 .
Вместо сословных самоуправлений создавались негосударственные сословные учреждения, в компетенцию которых на уровне губернии входило решение исключительно хозяйственных вопросов. Полномочия губернских земских собраний определялись ст. 66—68 Положения 1864 г.5
15 октября 1866 г. было торжественно открыто первое Таврическое губернское земское собрание, на которое прибыло 19 гласных из 25 избранных6. В него было избраны представители 5 уездов Крыма и 3 уездов Северной Таврии (Днепровского, Бердянского, Мелитопольско-
го). Земское собрание избиралось на три года (1866—1868), после чего происходили перевыборы гласных. Первое заседание открыл генерал-губернатор Таврической губернии П. Е. Ко-цебу, который заявил: «Будем неуклонно идти по указанному пути в настоящей реформе. Земству передается самостоятельное и почти полное заведывание делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии»7. В 1867 г. генерал-губернатор выступал перед гласными губернского земства и доложил, что, находясь на приеме у царя в Ливадии, разговаривал с ним о проблемах Крыма. Царь обратил внимание на решение проблемы обеспечения полуострова водой и что «...вопрос этот с помощью земства будет разработан основательно»8 .
Первым председателем Таврического губернского земского собрания был избран губернский предводитель дворянства Н. Н. Овсянников-Куликовский, занимавший эту должность с 1866 по 1868 г.
Социальный состав губернского земства был приблизительно одинаков с достаточно высоким процентом отставных военных дворянского сословия. От Симферопольского уезда из 4 гласных 3 были военные, от Феодосийского из 6 — 3, от Ялтинского из 3 — 2. В первом губернском земстве, избранным в 1866 г., малочисленным было представительство нарождающейся буржуазии, которое составило 2 гласных из общего количества 19 человек9 .
Через двадцать лет в составе Таврического губернского земского собрания происходят существенные изменения, что было связано с практическими результатами крестьянской, земской, городской и судебной реформ. Так, состав гласных в период седьмого трехлетия
2 Хрестомаля з iсторií держави i права УкраТни. К., 2003. С. 255.
3 Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времен открытия земских учреждений в Таврической губернии. 1866—1886. Симферополь, 1909. Т. 1. С. 769.
4 Федунов В. В. Историко-правовые аспекты выборов земских самоуправлений Таврической губернии во II пол. XIX в. // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия : Юридические науки. Т. 27 (66). 2014. № 1. С. 69—74.
5 Платонов О. Ф. Учебник русской истории. СПб., 1914. С. 447—448.
6 Журналы Таврического губернского земского собрания 1866 года. Симферополь, 1867. С. 1—3.
7 Журналы Таврического губернского земского собрания 1866 года. С. 5—6.
8 Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времен открытия земских учреждений в Таврической губернии. 1866—1886. Симферополь, 1909. Т. 1. С. 771.
9 Там же. С. 767—768.
(1885—1887 гг.) изменился. Из общего количества гласных (36 чел.) в него избираются 7 представителей крестьян-собственников от Мелитопольского, Бердянского, Днепровского и Перекопского уездов. Количество отставных военных от крымских уездных земств уменьшилось до 18 человек. В губернском земстве появляются представители юридической профессии (2 кандидата прав): от Симферопольского уезда — В. И. Фурсенко и от Феодосийского уезда — А. В. Новиков. Евпаторийский и Феодосийский уезды делегировали в губернское земство представителей крымских татар10 .
В первые дни после избрания гласные Таврического губернского земства утвердили порядок проведения своих заседаний (регламент). На основании ст. 88 Положения выборы должностных лиц губернского земства осуществлялись закрытым голосованием баллотировочными шарами. При этом заседания были открыты для публики, которую пропускали по именным билетам. Собрание открывалось в 10 ч утра. Все предложения гласных передавались собранию через председателя по очереди. Для предварительного рассмотрения вопросов собирались комиссии, избираемые на сессии гласными. В 1866 г. таких комиссий было образовано 3 — бюджетная, разграничения полномочий с уездами по управлению имуществом и по сохранению лесов (прообраз современной экономической комиссии). Приоритетно рассматривались вопросы от лиц правительственных учреждений. Открытое голосование выражалось тем, что одобряющий предложение вставал со своего места, а не одобряющий оставался сидеть. Таким способом производился подсчет голосов. Гласные, желающие выступить, заявляли устно председателю, который приглашал их говорить в порядке очереди. Перед закрытием заседания председатель
объявлял вопросы, которые будут рассматриваться на следующем заседании11 .
Всего во второй половине 1866 г. прошло 8 заседаний Таврического губернского земского собрания. В соответствии с полномочиями на заседаниях рассматривались следующие вопросы: о заселении Крыма, строительстве дорог, мерах по обводнению Таврической губернии, сохранении и разведении лесов, проведении сельскохозяйственных съездов и выделении средств на участие в сельскохозяйственной выставке в Одессе, мерах охраны сельхозжи-вотных от заразных болезней, заведываниями богоугодными заведениями, распределении денег по управам и ряд других12.
На третьем заседании 17 октября были проведены выборы в Таврическую губернскую земскую управу. Полномочия губернской управы были определены ст. 60 Положения. Председателем управы был избран гласный Мелитопольского уезда коллежский секретарь Моисей Михайлович Иваненко13. Фактически управа начала свою работу 1 ноября, принимая 1 405 дел от различных учреждений, из которых 604 были окончены и 801 в процессе рассмотрения14 .
Состав управы был определен в количестве 4 человек. Первыми членами Таврической губернской земской управы были избраны: Н. А. Аренд (надворный советник), Н. Н. Иванов (коллежский советник от Симферопольского уезда), С. А. Ашер (титулярный советник от Ялтинского уезда), А. Г. Сачавец (коллежский асессор от Перекопского уезда)15 .
В 1872 г. количество членов губернской управы было сокращено до 3. Председателем был избран штабс-капитан В. К. Винберг, членами управы: А. П. Сачавец, С. А. Ашер и Н. А. Аренд. В 1882 г. председателем Таврической земской управы был избран А. Х. Стевен, сын первого
10 Там же. С. 768 ; Прения и постановления Таврического земского собрания ХХ очередной сессии 25 января — 5 февраля. Симферополь, 1886. С. 9—10.
11 Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времен открытия земских учреждений в Таврической губернии. 1866—1886. Симферополь,1909. Т. 1. С. 26—27.
12 Журналы Таврического губернского земского собрания 1866 года. С. 11—43.
13 Там же. С. 13.
14 Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времен открытия земских учреждений в Таврической губернии. 1866—1886. Симферополь,1909. Т. 1. С. 45.
15 Там же. С. 46.
16 Там же. С. 47.
директора Никитского ботанического сада, а членами управы стал: А. Н. Козловский, статский советник, представитель Симферопольского уезда; А. А. Нестроев, губернский секретарь, избранный от Днепровского уезда; М. В. Щербань, кандидат права, от Евпаторийского уезда16 .
Статья 57 Положения устанавливала, что губернское земское собрание назначает содержание членам губернской управы. В конце 60 — 70-х гг. XIX в. зарплата председателя и членов Таврической губернской земской управы была установлена собранием и составляла 1 500 руб. в год или 200 руб. в месяц. В 1885 г. отплата труда была увеличена до 600 руб.17
На основании ст. 58 Положения Таврическое земское собрание утвердило смету в 6 000 руб. на содержание аппарата губернской управы на вторую половину 1866 г. В 1867 г. расходы увеличиваются до 9 000 руб. К 1883 г. эта сумма уже составляла 10 200 руб., а в 1885 г. содержание канцелярии составило 12 419 руб. Служащим аппарата представлялась льгота на право бесплатного медицинского обслуживания. Решением губернского земского собрания от 1 апреля 1872 г. жалование чиновников канцелярии возросло до 1 500 руб., из которых
1 200 руб. выделялось из губернского сбора и 300 руб. — из страхового сбора18.
Постепенно в губернскую управу принимают на работу технический персонал. Так, в 1867 году был принят земский техник инженер Конради с окладом 125 руб. в месяц. На следующий год его зарплата была увеличена до
2 000 руб. в год. Решением губернского собрания от 4 декабря 1875 г. в управе была введена должность надзирателя (контролера. — В. Ф.) за производством работ по строительной и дорожной части с окладом 800 руб. в год. Решением
собрания от 13 января 1880 г. зарплата надзирателя увеличилась до 1 000 руб. в год. В 1884 г. была введена должность гидротехника19 .
Представляет научный и практический интерес пенсионное обеспечение губернских земских служащих. 26 ноября 1874 г. Таврическое губернское земское собрание приняло решение об образовании пенсионного капитала, установив следующие сроки и размеры пенсионного обеспечения:
— за 9 лет выслуги — от зарплаты четверть пенсии;
— за 12 лет — половину пенсии;
— за 15 лет — 3/4 пенсии;
— за 18 лет — полную от зарплаты пенсию20.
В 1884 г. Таврическое земство создало специальный пенсионный фонд, который назывался эмеритальной кассой, утвердив ее Устав. Согласно п. 2 Устава касса пополнялась за счет отчислений ее участников, а именно:
а) 6 % от зарплат;
б) 10 % от вознаграждений;
в) из выплат премиальных или вычетов из содержания участников за служебные проступки.
Сумма таких вычетов прописывалась в трудовом договоре21 .
Уставом об эмеритальной кассе было предусмотрено право служащих губернского земства на пенсию в случае их смерти или приговора суда по уголовным преступлениям с лишением всех прав и состояния. Согласно п. 22 бездетная вдова земского пенсионера имеет право на половину пенсии мужа; каждый ребенок при вдове, получающей половину пенсии мужа, имеет право на третью часть второй половины пенсии, но общая сумма пенсии не должна превышать всей пенсии мужа.
17 Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времен открытия земских учреждений в Таврической губернии. 1866—1886. Симферополь,1909. Т. 1. С. 46—47; Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.
18 Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времен открытия земских учреждений в Таврической губернии. 1866—1886. Симферополь,1909. Т. 1. С. 51, 53 , 54 ; Прения и постановления Таврического губернского земского собрания ... С. 16—45 ; Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.
19 Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времен открытия земских учреждений в Таврической губернии. 1866—1886. Симферополь,1909. Т. 1. С. 54, 56—58.
20 Там же. С. 78.
21 Там же. С. 73, 794—796.
Круглым сиротам назначалась 1/3 пенсии, выслуженной их родителями, с тем же ограниче-
нием22
Согласно Уставу, прошения от вдовы или от имени детей о пенсиях и пособиях могли подаваться в губернскую управу в течение года с предоставлением свидетельства о смерти мужа или отца23
В пунктах 30—34 Устава были прописаны основания прекращения пенсий вдовам, сыновьям и дочерям:
— вдовам:
а) в связи со смертью;
б) с замужеством;
в) вступлением в монастырь;
г) осуждением с лишением имущественных прав и состояния;
— сыновьям:
а) в связи со смертью;
б) с вступлением на службу;
в) достижением 18-летнего возраста;
г) поступлением в учебное заведение на полное содержание земства;
— дочерям:
а) в связи со смертью;
б) замужеством;
в) достижением 21 года;
г) поступлением в учебное заведение на полное содержание земства24
Таким образом, пенсионное обеспечение губернских земских служащих и их семей осуществлялось не государством, а из специального фонда, созданного и контролируемого губернским собранием.
В соответствии со ст. 69 Положения на губернские управы возлагались следующие исполнительно-распорядительные и контрольные функции: составление губернских смет, раскладок и отчетов; подготовка всех нужных для собрания сведений и заключений; надзор
за поступлением земских доходов; расходование губернских земских сумм; ведение, под наблюдением земских собраний, исков по имущественным делам земства и рассмотрение жалоб на уездные земские управы25
Доходы Таврического губернского земства составляли средства, взимаемые из губернского сбора, который состоял из обложения земли и лесов, промышленных заведений (заводов, мельниц, трактиров, складов и т.д.). Налог с земель и лесов составлял половину земского бюджета. В 1868 г. губернское собрание утвердило правила распределения губернского сбора, разработанные губернской земской управой совместно с представителями уездных управ. Полномочия губернского и уездных земств по губернскому и уездному сбору и расходам на содержание дорог и мостов общегубернского значения были утверждены в 1866—1867 гг., после утверждения списка дорог и мостов, находящихся на содержании губернской управы. В 1867—1886 гг. губернское собрание отдельными постановлениями выделяло средства губернского сбора на ремонт каждого соору-жения26 .
В 60—70-х гг. XIX в. в Таврическом губернском земском собрании велись острые дискуссии, связанные со справедливой оценкой земли и оценкой промышленной недвижимости. В 1881 г. из представителей 8 уездов губернии была создана комиссия, разрабатывавшая денежную оценку указанной недвижимости. Лишь в 1885 г. была изменена ценность земель для обложения губернским и государственным сбором27 .
Согласно п. 68 Положения 1864 г. расходы Таврического губернского земства делились на обязательные и необязательные. К первым относились денежные средства выделенные на строительство дорог, мостов, благотвори-
22 Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времен открытия земских учреждений в Таврической губернии. 1866—1886. Симферополь,1909. Т. 1. С. 797.
23 Там же. С. 798.
24 Там же. С. 798.
25 Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.
26 Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времен открытия земских учреждений в Таврической губернии. 1866—1886. Симферополь,1909. Т. 1. С. 163, 757, 794 ; Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М. : Высшая школа, 1993. С. 310—312.
27 Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времен открытия земских учреждений в Таврической губернии. 1866—1886. Симферополь,1909. Т. 1.С. 457—464.
тельность, пенсии, содержание полиции и т.д. Ко вторым — расходы на содержание земских учреждений , их собственности, различные пособия нуждающимся семьям, образование, медицину, борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т.д.28
На заседании Таврического губернского собрания от 7 декабря 1868 г. смета расходов была утверждена в сумме 97 530 руб., из которых обязательные расходы составляли 31 603 руб. и необязательные — 24 500 руб. В 1870 г. финансовая политика земства изменилась в пользу необязательных (социальных) расходов. Так, на обязательные расходы было выделено 20 040 руб., а на необязательные 27 890 руб. Более того, в 1875 г. смета расходов стала еще более социальной. Из запланированной общей суммы расходов в 98 684 руб. обязательные составили 25 427 руб., а необязательные — 72 256 руб. В 1885 г. смета расходов увеличилась до 290 837 руб.29 На наш взгляд, увеличение суммы расходов губернского земства напрямую связано с правильной политикой организации губернского сбора.
За 20 лет своей деятельности (1866—1887 гг.) Таврическое губернское земское собрание избиралось 7 раз. Численность гласных была постоянной. Со второго трехлетия (1868 г.) от Крыма уездными земствами избирались 20 гласных и от Северной Таврии — 18. В общей сложности численность Таврического губернского собрания составляла 38 гласных30.
Согласно п. 53 Положения в различные годы Таврическое губернское земство возглавляли губернские предводители дворянства31 . Это были высокообразованные личности, умелые хозяйственники — А. О. Ревелиоти (сын первого владельца Ливадии); А. X. Стевен
(1880—1888); В. П. Попов (1884); Н. А. Крым-Гирей, коллежский секретарь (1885); Н. И. Иванов (1886)32.
Среди земских деятелей Таврической губернии было немало ярких, неординарных личностей, среди которых выделялся Владимир Карлович Винберг. В 1866 г. он был избран гласным Ялтинского уездного земского собрания. С 1872 по 1881 г. занимал должность председателя Таврической губернской управы. Образовал фонд в 150 тыс. руб. для выдачи ссуд безземельным и малоземельным крестьянам на покупку земли. Он отличался прогрессивными взглядами, стремлением к демократизации общественной жизни, много внимания уделял регулированию земельных отношений, связанных с развитием курортов33 .
Другой яркой личностью, находившейся во главе Таврической земской управы, был Александр Xристианович Стевен — сын знаменитого ботаника. В 1876 г. он был избран Симферопольским уездным предводителем дворянства, в 1882 г. — председателем Таврической губернской земской управы. Он был человеком широких демократических взглядов, стоял во главе многих культурных начинаний в жизни Крыма, способствовал развитию крымских курортов, особенно Евпаторийского и Сакского34. В 1903 г. А. X. Стевен работал товарищем (заместителем) министра земледелия и носил титул гофмейстера при дворе императора35 .
На основании изученного историко-право-вого материала можно сделать следующие выводы и обобщения:
— Таврическое губернское земское собрание и губернская управа были избраны в октябре 1866 г. и приступили к работе в соответствии с их компетенцией и полномочиями,
28 Прения и постановления Таврического губернского земского собрания ... С. 49—50 ; Корнилов А. А. Указ. соч. С. 311—312 ; Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.
29 Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времен открытия земских учреждений в Таврической губернии. 1866—1886. Симферополь,1909. Т. 1. С. 491—495.
30 Там же. С. 5.
31 Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.
32 Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времен открытия земских учреждений в Таврической губернии. 1866—1886. Симферополь,1909. Т. 1. С. 6.
33 Там же. С. 24.
34 Там же. С. 78—85.
35 Вестник Таврического земства. 1903. № 2. С. 11.
установленными Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.;
— большинство гласных губернского земства в первое десятилетие составляли отставные военные дворянского сословия. С реализацией крестьянской, земской, судебной и городской реформ в губернское земство стали делегировать представителей других сословий — крестьян-собственников и купечества;
— финансирование содержания губернской управы осуществлялось за счет губернского сбора, который распределялся на основании Положения о губернских и земских учреждениях. Управленческий аппарат земства был немногочисленный, компетентный и справлялся со своими обязанностями;
— доходы губернского земства состояли из губернского сбора, то есть денежной оценки земли и промышленной недвижимости. В течение первых двадцати лет работы губернского земства денежная оценка усовершенствовалась, что давало положительные результаты увеличения доходной части бюджета;
— расходы губернского земства в 1866—1886 г. неуклонно увеличиваются за счет губернского сбора с земель и недвижимых имуществ. На протяжении 20 лет губернское земское собрание неоднократно изменяло ставку оценки земель и имущества, руководствуясь принципами справедливости и его реальной стоимостью;
— пенсионное обеспечение служащих Таврического губернского земства требует тщательного изучения, поскольку, на наш взгляд, оно было более справедливым и обоснованным, чем в настоящее время. Оно учитывало
реальный стаж работы, а также интересы вдов и детей умерших пенсионеров;
— жизнеспособность земств обеспечивалась их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Частновладельческие земли по качеству были лучше надельных, но из-за эгоистической политики гласных-дворян, получивших преобладание в земских собраниях, эти земли облагались более низкими налогами;
— земские учреждения функционировали вне системы государственных органов и в нее не включались. Служба в них считалась общественной обязанностью, гласные не получали вознаграждения за участие в работе земских собраний, а должностные лица земских управ не считались государственными служащими. Оплата их труда производилась из земских средств. Следовательно, и административно, и финансово земские органы были отделены от государственных, но были им подконтрольны. В статье 6 Положения 1864 г. отмечалось, что «...земские учреждения действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей»;
— хозяйственная деятельность земского собрания, их исполнительных учреждений показала, что государство не в состоянии было обеспечить полнокровную жизнь общественного организма без системы самоуправления народа.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. История отечественного государства и права / под ред. О. И. Чистякова. — М., 1998. — Ч. 1. — 342 с.
2 . Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. — М. : Высшая школа,1993. — 445 с.
3 . Маскина А. С. Социальный состав и деятельность Таврического земства в 1866—1890 гг. // Вестник
Московского ун-та. — Серия VIII. — 1980. — С. 36—48.
4 . Платонов С. Ф. Учебник русской истории. — СПб., 1914. — 493 с.
5 . Федунов В. В. Историко-правовые аспекты выборов земских самоуправлений Таврической губернии
во II пол. XIX в. // Ученые записки Таврического национального университета. — Серия «Юридические науки». — Т. 27 (66). — 2014. — № 1.— С. 69—74.
Материал поступил в редакцию 27 августа 2015 г.
HISTORIC AND LEGAL ASPECTS OF FOUNDATION AND PERFORMANCE OF TAURIDE PROVINCIAL ZEMSTVO IN 1866-1886
FEDUNOV Vladimir Viktorovich — Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of History and Theory of the State and Law of the Law Faculty of the Vernadsky Crimean Federal University [email protected]
298600, Respublika Krym, Yalta, ul. Managarova, d. 4, kv. 4.
Review. The organization and performance of the bodies of local self-government in both Russia and in the Republic of Crimea are far from being perfect ranging from the electoral system and organization of work to the powers in the field of managing the property that is taxed in favor of local government. Based on the experience of our predecessors, the question arises concerning the necessity to maintain a huge bureaucratic apparatus of the Republic of Crimea at the expense of the state budget, the order of formation of the central regulatory legislative and executive bodies, profits and expenses, retirement payment provisions and organization of work in various sectors of economy management. The author made an attempt to carry out a historic and legal research of organization and performance of Tauride Provincial Zemstvo as a local government authority for the first twenty years of its existence from 1866 to 1886. The author believes that the experience of our predecessors can be useful for modern self-government bodies in many aspects of their work.
Keywords: zemstvo, provincial zemstvo assembly, provincial zemstvo council, zemstvo councilors, province, district (uyezd), province marshal of nobility.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Istorija otechestvennogo gosudarstva i prava / pod red. O. I. Chistjakova. — M., 1998. — Ch. 1. — 342 s.
2 . Kornilov A. A. Kurs istorii Rossii XIX veka. — M. : Vysshaja shkola,1993. — 445 s.
3 . MaskinaA. S. Social'nyj sostav i dejatel'nost' Tavricheskogo zemstva v 1866—1890 gg. // Vestnik Moskovskogo
un-ta. — Serija VIII. — 1980. — S. 36—48.
4 . PlatonovS. F. Uchebnik russkoj istorii. — SPb., 1914. — 493 s.
5 . Fedunov V. V. Istoriko-pravovye aspekty vyborov zemskih samo upravlenij Tavricheskoj gubernii vo II pol. XIX v.
// Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta. — Serija «Juridicheskie nauki». — T. 27 (66). — 2014. — № 1.— S. 69—74.