Научная статья на тему 'Деятельность Таврического губернского земства по развитию военного гимназического образования Крыма во второй половине xix века'

Деятельность Таврического губернского земства по развитию военного гимназического образования Крыма во второй половине xix века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКИЙ РЕГИОН / CRIMEA REGION / ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGH SCHOOL EDUCATION / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY TRAINING / ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ / MILITARY HIGH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шелягова Анна Александровна

В статье на основе документов таврического губернского земского собрания, уездных земских собраний и городских дум крымского региона анализируется административная деятельность таврического земства по подготовке открытия военной гимназии в крыму (в 70-80-е годы XIX в.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

АCTIVITY OF TAVRIA PROVINCE ZEMSTVO FOR DEVELOPING HIGH SCHOOL MILITARY TRAINING IN THE CRIMEA IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY

On the basis of the documents of Tavria province zemstvo council, county councils and city dumas of the Crimea region the author analysis administrative activity of Tavria zemstvo for preparing the opening of military high school in the Crimea (1879s-1880s).

Текст научной работы на тему «Деятельность Таврического губернского земства по развитию военного гимназического образования Крыма во второй половине xix века»

А. А. Шелягова

д.

Деятельность

таврического губернского земства по развитию

военного гимназического образования крыма во второй половине xix века

В статье на основе документов Таврического губернского земского собрания, уездных земских собраний и городских дум Крымского региона анализируется административная деятельность Таврического земства по подготовке открытия военной гимназии в Крыму (в 70—80-е годы XIX в.).

Ключевые слова: Крымский регион, гимназическое образование, военное образование, военные гимназии.

A. A. Shelyagova

А

LCTIVITY OF TAVRIA PROVINCE ZEMSTVO FOR DEVELOPING HIGH SCHOOL MILITARY TRAINING IN THE CRIMEA IN THE SECOND HALF

OF THE 19TH CENTURY

On the basis of the documents of Tavria province zemstvo council, county councils and city dumas of the Crimea region the author analysis administrative activity of Tavria zemstvo for preparing the opening of military high school in the Crimea (1879s-1880s).

Key words: The Crimea region, high school education, military training, military high schools.

Глобальные политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в конце ХХ — начале XXI столетия, обусловили изменения в системах образования. Затронуло это и систему военного образования, основной целью которого, считает П. И. Антипин, является военно-профессиональное развитие личности. «Сегодня, — отмечает ис-

следователь, — общество, государство должны, наконец, понять, что экономия на образовании оборачивается нищетой, на военном образовании — поражением. Государство, экономящее на образовании, обречено вечно догонять» [1. С. 31]. Вместе с тем система военного образования имеет большой исторический опыт, а ее развитие — давние образовательные традиции.

99

Таким образом, современный интерес исследователей к опыту прошлого, традициям военного образования, и, в частности, военного гимназического, вполне закономерен.

Проблема организации и становления системы военного образования в исторической ретроспективе является чрезвычайно актуальной для современной политической и военной истории любого государства. В истории образования России известны работы И. П. Жерве, В. Н. Строева, Ф. Ласковского, С. В. Рождественского, в которых представлен ретроспективный анализ становления военного образования российского государства. Историко-пе-дагогический аспект становления военного образования раскрыт в работах Н. И. Алпатова, П. И. Антипина, А. В. Барабанщикова, А. П. Барба-сова, Л. Г. Бескровного, Ю. А. Глуш-ко, Н. А. Морозова, А. А. Колесникова, А. М. Новикова, В. Д. Самойлова.

Вместе с тем региональные особенности данной проблемы практически не исследованы, примером тому может служить деятельность Таврического уездного земства по развитию военного гимназического образования Крыма во второй половине XIX века. Нам известно лишь незначительное количество публикаций по вопросам открытия военной гимназии в дореволюционном Крыму [4]. В большинстве своем мы имеем дело с ходатайствами, отношениями, отзывами, материалами заседаний Таврического губернского земского собрания, уездных земских собраний и городских дум, а также

переписка Таврического губернатора с главным управлением военно-учебных заведений. Таким образом, настоящее исследование является одной из немногих попыток изучить административную деятельность Таврического губернского земства по развитию военного гимназического образования в конце XIX века в Крыму, который являлся составной частью Российской империи.

Развитие военного образования России, состояние теории и практики подготовки специалистов военной школы в XIX — начале XX вв. определялись не только необходимостью проведения военных реформ, но и существующей системой подготовки военных кадров, основу которой в первой половине XIX века составляли кадетские корпуса и военные академии. Система военного образования в России включала в себя и ряд других учебных заведений, оказывающих значительное влияние на ее содержание: университеты, институты, лицеи, военные гимназии и другие гражданские учебные заведения. Имеющиеся военно-учебные заведения не могли обеспечить армию и флот нужным количеством молодых офицеров, да и качество их подготовки было невысоким. Правительство Николая I мало заботилось об умственном образовании офицерских кадров и, напуганное декабристами, стремилось ограничить возможности умственного и духовного развития будущих профессиональных военных.

Крымская война показала явные преимущества постоянной армии, ее создание определяло главный вектор

военных реформ XIX века, что естественно вызвало необходимость пересмотра всей системы военного обучения [3. С. 284]. В период демократического подъема 60-х гг. XIX в., в рамках общей реформы народного образования в России начался процесс преобразования системы военного обучения и воспитания. «Нет сомнения, что потребность коренной реформы военно-учебных заведений, а в частности кадетских корпусов, действительно, являлась вполне назревшей ... Военное искусство, подвигаясь вперед быстрыми шагами, делало много из старых принципов стратегии отжившим и ненужным, и сама жизнь требовала внесения некоторых новых начал в отживавшие старые формы» [14. С. 10]. По инициативе военного министра генерал-адъютанта Д. А. Милютина с 1864 г. начинается процесс преобразования общих классов кадетских корпусов в военные гимназии, которые находились в ведении Военного министерства. В этом же году Александром II были утверждены основные положения реформы военно-учебных заведений.

По новому «Положению» на базе кадетских корпусов создавались:

1) двухгодичные военные училища для специальной военной подготовки — военные прогимназии (их курс обучения соответствовал курсу уездных училищ);

2) юнкерские училища, где выпускники прогимназий обучались в течение двух лет и производились в младший офицерский чин;

3) военные гимназии с семилетним курсом обучения.

Число воспитанников военных гимназий в 70-х гг. постоянно увеличивалось главным образом за счет своекоштных (плативших 250 руб. в год), в результате чего доля выпускников военных гимназий среди юнкеров военных училищ, составлявшая в 1871 г. около половины, в 1879 г. выросла до 75 %. Ежегодное число воспитанников доходило в среднем до 5,4 тысяч человек.

В 1880 г. в России насчитывалось 18 военных гимназий и 8 прогимназий, которые являлись особыми типами учебного заведения. Следует отметить, что во многих из них использовались прогрессивные методы обучения, а учителями были такие известные деятели народного образования как Д. Д. Семенов, А. Я. Герд, Н. Ф. Бунаков, П. Ф. Лесгафт и др.

Военные гимназии давали воспитанникам общее образование, основы светского воспитания и одновременно военную подготовку. Как правило, это были закрытые учебные заведения, и набор учащихся осуществлялся из сыновей потомственных дворян, офицеров и чиновников военного ведомства в возрасте от 10 до 17 лет, т. е. из привилегированных сословий. Военные гимназии должны были подготовить «преданных и усердных слуг Государю и Отечеству», воспитать религиозных и честных людей для общества и семьи. Наряду с нравственным совершенствованием большое внимание уделялось физическому развитию будущих воинов, воспитанию людей, имеющих известный светский лоск и благоприличие. В гимназии необходимо было внушать гимназистам «патриотические чувства,

101

верное понимание государственных принципов страны, семейные и общественные добродетели, благородство души, чистоту нравов и твердость характера» [3. С. 278—279]. В сборнике «Столетие Военного министерства» отмечалось, что общей целью военного воспитания является: «Нравственная и умственная дисциплина, сознание долга и чувство законности, любовь и безграничная преданность престолу и Отечеству и религиозно-нравственные стимулы жизни» [14].

В военных гимназиях преобладало общеобразовательное направление подготовки воспитанников. Предметы преподавания были почти те же, что и в классических гимназиях: Закон Божий, русский и иностранные языки (французский и немецкий), география, естественная история, физика, космография, чистописание, рисование, не было только древних языков и в меньшем объеме преподавалась математика и история. Из военных предметов, изучаемых в кадетских корпусах, были заимствованы гимнастика и обучение фронту. В военных гимназиях было ограничено чрезмерное увлечение строевой подготовкой в ущерб классным теоретическим занятиям. С 1869 г. в военных гимназиях было введено обязательное обучение танцам, целью которых являлось развитие эстетического вкуса воспитанников, плавности и ритмичности движений. Обучение танцам позволяло будущему офицеру принимать участие в общественных развлечениях, балах, торжественных актах.

Учебный курс разделялся на так называемый элементарный и система-

тический: только после того, как гимназисты усваивали элементарный курс, они переходили к систематическому. В классах с элементарным курсом преподавал один преподаватель, а в старших классах велось предметное преподавание. Должности воспитателей в этих учебных заведениях занимали исключительно офицеры, а воспитанники делились на группы по возрастам и классам, с присвоением этим группам наименование рот во главе с ротными командирами. Воспитанники военных гимназий, не усвоившие программу обучения, переводились в военные прогимназии, которые соответствовали курсу уездных училищ или четырехклассных реальных училищ, позволяющие продолжить образование в юнкерских училищах. Выпускники, окончившие военную гимназию на «отлично», имели преимущественное право поступления в военные училища без экзаменов. Тем самым, главная цель военных гимназий заключалась в подготовке воспитанников к переходу в военные училища.

Таким образом, в дореволюционной России военные гимназии представляли собой закрытые общеобразовательные подготовительные военно-воспитательные учебные заведения для поступления в специальные военно-учебные заведения (военные училища). По сравнению с кадетскими корпусами военные гимназии давали более широкое образование, отличались менее жестким военным режимом и не имели специальных классов, окончание которых давало право на получение первичного офицерского звания.

После преобразования (1863 г.) кадетского корпуса в Петербурге в военную гимназию по ходатайствам городов и земств стали создаваться местные военные гимназии. Большое внимание уделяется развитию военных гимназий на юге России и в Крыму. Крымская война 1853—1854 гг. наглядно показала низкую профессиональную грамотность офицерского корпуса, неподготовленность к военной службе и практическим условиям жизни. После этой войны, понимая роль и значимость военной гимназии, Таврическое губернское земство признало необходимым открыть военно-учебное заведение в Крыму для повышения общеобразовательного уровня и создания условий для старших школьников, близких к военному быту.

Считая, что существующие учебные заведения Министерства народного просвещения на территории Крыма не удовлетворяют потребность местного общества в образовании юношества, проявляющего интерес к военному делу, земство поднимает вопрос об устройстве военной гимназии в Крыму. Открытие в Таврической губернии военной гимназии, основная задача которой заключалась бы в предоставлении общего образования и соответствующего воспитания, давало возможность молодым людям продолжить обучение в военных училищах России и получить военную профессию. Именно этим была обусловлена повышенная активность Таврического губернского земства по данному вопросу, который неоднократно рассматривался на заседаниях Таврического губернского земского собрания, уез-

дных земских собраний, городских дум и являлся объектом обсуждения Таврического губернатора и военного министра. «В виду громадной пользы, которую можно ожидать от всесословной военной гимназии, как вследствие удовлетворения одной из насущных потребностей местного общества по воспитанию юношества, так и вследствие влияния, которое окажет такое заведение на процветание города Симферополя и на увеличение его платежных сил, материальное содействие земства к скорейшему открытию гимназии, казалось бы целесообразным и входящим в круг прямой его обязанности» [7. С. 20—21].

По инициативе Феодосийского земства в 1874 г. был поднят вопрос об открытии в одном из городов Таврической губернии военной всесословной гимназии для 300 приходящих учеников. На заседании губернского земского собрания 22 ноября 1874 г. был заслушан доклад по вопросу об открытии военной гимназии для детей всех сословий. Гласный Крым-Гирей, указав на преимущества военной всесословной гимназии и на необходимость открытия таковой на юге России, в особенности в виде введения воинской повинности на новых началах, предложил возбудить ходатайство об открытии военной гимназии в Крыму с пособием из губернского сбора. После прений, было единогласно постановлено: «... ходатайствовать об открытии в одном из городов Крымского полуострова, по выбору г. военного министра, военной гимназии, не менее как на 300 человек для учеников, детей всех сословий... »

103

[8. С. 411]. Согласно утвержденному 21 апреля 1873 г. штату, на содержание гимназии была назначена ежегодная субсидия 12000 рублей из общего губернского земского сбора.

В виду того, что открытие гимназии состоялось бы с начала учебного года и на содержание в начале академического года потребуется половина назначенной годовой суммы, то остальную половину (6000 рублей) Гласный Крым-Гирей предложил использовать на первоначальную организацию гимназии, приобретение мебели для классов и книг в библиотеку, а также устройство фундаментальной библиотеки. Предложение было принято единогласно. В случае открытия гимназии в будущем 1875 г., губернской управе необходимо будет выдать предназначенных гимназии 12000 рублей из общих остатков от сметных назначений.

Таврический губернатор представил ходатайство губернского земства об открытии в одном из городов Таврической губернии военной всесословной гимназии на рассмотрение Военного министра и Главного управления военно-учебных заведений. Военный министр своим отношением № 4106 от 30 июля 1875 г. сообщил, что, рассмотрев ходатайства губернского земского собрания и Феодосийского городского головы об открытии в одном из городов Крыма военной всесословной гимназии для 300 приходящих учеников в городах полуострова Феодосия и Симферополь, он считает невозможным открытие военной гимназии только для приходящих учеников из-за незначительного количества населения. Объясняется это тем, что

подобная гимназия не может должным образом пополняться детьми лиц, живущих в этих городах, а определение в гимназию сыновей лиц, живущих за пределами местонахождения гимназии, повлечет множество трудностей, связанных с размещением иногородних детей в городе. На устройство гимназии с интернатом потребуются значительные единовременные и постоянные затраты на ее содержание, а Военное министерство в настоящее время не в состоянии изыскать на это средства и поэтому господин Военный министр приказал приостановить рассмотрение этого вопроса.

На заседании Таврического губернского земского собрания 9 декабря 1875 г., рассматривая отзыв господина Военного министра о невозможности открытия военной гимназии в Крыму, Гласный Крым-Гирей, указал на то, что для пополнения гимназии необходимым количеством учеников казна понесет дополнительный расход на содержание гимназии из-за недостающего числа учеников, взамен их платы за учение. Отмечая, что «благоприятное разрешение ходатайства облегчится, если Военное министерство будет избавлено от такого сверхсметного расхода», он предложил оставить в силе постановление собрания, состоявшегося по сему предмету в заседании 22 ноября 1874 г., и поручить управе возобновить ходатайство, приняв на губернский сбор плату за учение по числу недостающих до штатного числа учеников» [9. С. 291—292]. Предложение было принято собранием: большинством 15 против 7 голосов.

Губернская управа отношением № 912 от 18 февраля 1876 г., сообщив об этом постановлении губернского земского собрания Таврическому губернатору, просила его представить правительству это ходатайство, гарантируя оплату от губернского земства по 12000 рублей в год на содержание гимназии. При этом Таврическое земство обязуется платить Военному министерству сверх 12000 рублей в год еще и всю плату, причитающуюся с учеников, которая не поступит в кассу гимназии вследствие недостаточного, в сравнении с числом открытых классов, количества учеников, и если в среднем на каждый открытый класс будет приходится менее 50 учеников, то земство будет оплачивать все убытки гимназии. Со стороны правительства на это ходатайство ответа не последовало.

На заседании 20 января 1878 г. губернское земское собрание, рассматривая вопрос о продаже принадлежащих земству земли и строений в городе Симферополе, где находился ранее детский земский приют, постановило: «В подкрепление возбужденного ходатайства, об открытии военной гимназии в Крыму, с сохранением в силе прежних по сему делу постановлений собрания, поручить управе предложить в распоряжение Главного управления военно-учебных заведений, для надобности в предположенной Таврической военной всесословной гимназии, землю и строения, где помещался земский приют, стоимостью до 12000 руб., причем просить Главное управление о последующем сообщить собранию к очередной сес-

сии будущего года» [7. С. 24—25]. В этом же году на заседании 24 января один из губернских гласных заявил, что согласно утвержденным штатам начислен следующий расход: на 300 учеников — 39000 руб., на 200 учеников — 30650 руб., и предложил с участием земства открыть гимназию на 200 учеников. После длительных прений губернское земское собрание постановило: «Поручить управе довести до сведения Главного управления военно-учебных заведений, что если в Крыму будет открыта военная гимназия вместо 300 учеников на 200 учеников, то и при этом условии постановление собрания о размере денежного участия земства в осуществлении этого предположения остается в своей силе» [7. С. 25].

Об изложенном губернская управа своим отзывом от 21 марта 1878 г. № 545 уведомила Таврического губернатора и просила его довести до сведения Военного министерства, что губернское земское собрание, ходатайствуя об открытии в Крыму военной всесословной гимназии, кроме выделенных собранием на содержание гимназии ежегодно 12000 рублей и доплаты за недостающее количество учеников, предлагает землю и строения города Симферополя стоимостью 12000 руб. (принадлежащие земству) для надобностей гимназии, даже если она будет открыта не на 300, а на 200 учеников. При этом также были предоставлены планы выделенной земли и строений.

Таврический губернатор представил на рассмотрение господина Военного министра ходатайство гу-

105

бернского земства об открытии в одном из городов Таврической губернии военной всесословной гимназии и сообщил, что постановление Таврического земства гарантирует ежегодную субсидию в 12000 руб., поступление в полном объеме сумм от платы за воспитанников, даже в случае их неукомплектованности, и выделяет здание бывшего детского приюта для военной гимназии. Главное управление военно-учебных заведений своим отзывом от 16 мая 1878 г. № 6057 сообщает, что новые предложения значительно облегчают устройство военной гимназии. Земство, не отказываясь от ежегодной субсидии в 12000 руб., также гарантирует за счет своих сумм поступление дохода в полном объеме от платы за воспитанников, даже в случае их неукомплектованности, и уступает здание бывшего детского приюта под помещение военной гимназии. Для определения пригодности этих зданий одного генерального плана было недостаточно. Поэтому управление просит губернатора предоставить подробные планы и чертежи всех предлагаемых построек для гимназии. Для устройства военной гимназии в Симферополе, Главное управление военно-учебных заведений просит выяснить: «... не примет ли земство какое-либо участие в единовременном расходе на капитальное приспособление предлагаемых зданий, если в этом встретится надобность, а равно в издержках на обзаведение гимназии мебелью, учебными пособиями и проч., каковые издержки, судя по обстановке прочих гимназий не могут быть менее 8 — 10 тысяч рублей» [2. С. 58].

По поручению губернской управы, техником были составлены подробный план строений бывшего земского детского приюта и смета расходов на устройство в Симферополе двухэтажного здания для гимназии. Расходы на постройку дома для военной гимназии составляли около 70 тысяч рублей.

Губернская управа по запросу Главного управления военно-учебных заведений предложила уездным земствам и городским думам рассмотреть вопрос о выделении возможных денежных сумм из своих средств для устройства и оснащения военной гимназии.

Губернская управа 17 июня 1878 г. (исх. № 1458) просит уездную земскую управу доложить предстоящему Симферопольскому уездному земскому собранию: «...не признает ли оно возможным со своей стороны, помимо определенной губернским земским собранием ежегодной субсидии и отчуждаемых в пользу ведомства военно-учебных заведений строений бывшего детского земского приюта, с всею пустопорожнею землей при них, назначить из сумм уездного земства, как единовременное денежное пособие на обзаведение гимназии мебелью, учебными пособиями и проч., так и принятии участия в расходе на капитальное приспособление предлагаемых губернским земством зданий, и какое состоится постановление уездного земского собрания уведомить губернскую управу, для представления будущему очередному губернскому земскому собранию» [7. С. 27].

Согласно представленному чертежу здания бывшего приюта и сме-

бели и учебных пособий. Уездными земствами и городскими думами Таврической губернии были предложены следующие денежные средства для открытия военной гимназии (см. табл. 1.)

Таблица № 1

ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ ВОЕННОЙ ГИМНАЗИИ В СИМФЕРОПОЛЕ

те составленной техником на приспособление в Симферополе двухэтажного здания для военной гимназии с 300 воспитанниками понадобится от 65 до 70 тысяч рублей и 8_ 10 тысяч рублей на приобретение ме-

Средства, выделяемые на приспособление здания для военной гимназии

Уездные земства единовременно 1879 1880 1881 ВСЕГО

Симферопольское _ 2000 руб. 2000 руб. 2000 руб. 6000 руб.

Днепровское 500 руб. _ _ _ 500 руб.

Перекопское _ 1000 руб. 1000 руб. _ 2000 руб.

Евпаторийское 500 руб. _ _ _ 500 руб.

Феодосийское 1000 руб. 1000 руб.

Ялтинское _ _ _ _ _

Мелитопольское _ _ _ _ _

Бердянское _ _ _ _ _

Городские думы

Симферопольская городская дума 2000 руб. - _ _ 2000 руб.

Ялтинская 600 руб. _ _ _ 600 руб.

Керченская 500 руб. _ _ _ 500 руб.

Евпаторийская 300 руб. _ _ _ 300 руб.

Севастопольская 1000 руб. _ _ _ 1000 руб.

ИТОГО 6400 руб. 3000 руб. 3000 руб. 2000 руб. 14400 руб.

Учитывая важность и пользу открытия военной гимназии, уездными земствами и городскими думами Таврической губернии планировалось выделение 14400 рублей. Значительная часть денежных средств была назначена Симферопольской, Перекопской и Феодосийской уездными уп-

равами, а также Симферопольской и Севастопольской городскими думами. От Ялтинской уездной управы никакой информации по этому вопросу не поступило, Мелитопольское и Бердянское земства не нашли возможным принять какое-либо участие в постройке военной гимназии, а

107

Бердянское уездное земское собрание оставило этот вопрос открытым на тот период.

Для приобретения мебели, учебных пособий Симферопольская городская дума еще дополнительно выделила 10000 рублей, Евпаторийское земство также предложило ежегодную субсидию на содержание гимназии по одной тысяче в год. С учетом заявлений многих гласных думы Симферопольский голова Николай Иванович Иванов уведомил губернскую управу об отведении места для постройки военной гимназии (если будет принято решение об открытии ее в Симферополе) и выделении ежегодной субсидии пансиону при военной гимназии в размере не менее 2000 рублей в год.

Подробный план зданий бывшего земского приюта, смету и сведения о новых денежных средствах уездных земств и городских дум губернская управа направила Таврическому губернатору для дальнейшей передачи Главному управлению военно-учебных заведений.

На заседании Симферопольской городской думы 25 июля 1878 г. по вопросу об оказании пособия для открытия в одном из городов Таврической губернии военной всесословной гимназии было решено назначить 12 тысяч рублей «из коих 10 тысяч руб. на обзаведение гимназии, при открытии таковой в Симферополе, мебелью, учебными пособиями и проч., а 2 тысячи руб. на приспособление предлагаемых Губернским земством для гимназии зданий; сумму эту передать по принадлежности, в течение трех лет, равными частями, по 4 тысячи рублей в год, начиная с 1879 года, внося таковые в

ежегодно составляемые сметы» [12.

С. 618].

Севастопольская городская дума на заседании 25 ноября 1878 г. при обсуждении вопроса об учреждении в одном из городов Крыма военной гимназии, постановила: «. в случае выбора г. Севастополя местом учреждения военной гимназии, назначить в пособие военному министерству из городских сумм единовременно 20000 руб., из коих 10000 на постройку здания и 10000 на обмеблирование зданий и снабжение гимназии необходимыми принадлежностями и ежегодно на содержание гимназии по 3000 руб.; кроме того, безвозмездно, удобное место в необходимых для этой цели размерах» [6. С. 63]. Копия этого отношения (№ 18 от 3 января 1879 г.) была отправлена на имя Таврической губернской земской управы.

Созыв вечернего заседания Симферопольской городской думы 13 января 1879 г. был также обусловлен обсуждением основного вопроса — ходатайства перед правительством об открытии в г. Симферополе всесословной военной гимназии. При условии открытия гимназии в Симферополе, городская дума постановила:

«1. Отвести для устройства военной гимназии, если таковая открыта будет в Симферополе, безвозмездно, городское место для постройки ее со всеми приспособлениями, если место, предложенное земством, почему либо оказалось бы недостаточным, или прирезать к нему необходимую часть, если бы это признано было военным ведомством необходимо.

2. К ассигнованным (по предыдущему постановлению Думы 25 июля

1878 г.) на обзаведение гимназии мебелью, классными принадлежностями и на постройку 12000 рублей добавить еще три, десять на обзаведение, 3000 присоединить к двум на постройку, а всего 15000 рублей, внося в сметы расходов по 5000 рублей в течение трех лет.

3. На содержание пансиона при гимназии отпускать ежегодно, со дня открытия такового, по 3000 рублей, внося эту сумму в смету расходов.

4. Уполномочить управу просить губернское земское собрание постановить заключение, какому из трех городов Крыма (Симферополь, Севастополь и Феодосия), ходатайствующих об открытии военной гимназии, оно, в истинных интересах всей губернии, отдает предпочтение, для чего и препроводить председателю собрания копию настоящего постановления, прося его о решении, какое состоится, уведомить управу» [6.

С. 64_65].

На заседании губернского земского собрания 17 января 1879 г. председателем губернской управы был зачитан доклад об открытии в Крыму военной гимназии, а также ходатайство Симферопольского городского общества. Отметим, из этого доклада было видно, что Министерство положительно относится к вопросу открытия в Крыму военной гимназии, но ввиду огромных расходов на устройство этого учебного заведения предлагает к уже предложенным финансовым затратам (ежегодная сумма 12000 рублей и оплата за право обучения всего числа учеников, недостающих до комплекта в 200 человек) еще дополнительно принять материальное участие в постройке здания.

В. К. Винберг предложил: «... не вносить впредь ежегодно в смету доходов остатка в 12000 рублей, уже взысканного с плательщиков по раскладке 1875 г., но еще не издержанного, а вносить, начиная с этого года вновь в раскладку по 12000 рублей и образовавшийся таким образом (пока Военное министерство приступит к постройке здания военной гимназии), капитал, присоединить к капиталу, назначенному на постройку министерством, чем и оказать ему помощь» [11. С. 57_58]. На этом заседании разгорелись споры по поводу выбора города (Симферополь, Севастополь и Феодосия), в котором должна была бы открыться военная гимназия. В. К. Винберг считал, что для большей пользы краю, желательно открытие гимназии в одном из городов, лежащих вблизи железной дороги, так как это даст возможность увеличить приток учащихся из северных уездов Таврической губернии. Гласные Н. А. Арендт и М. А. Нестроев, считая Симферополь по его центральному положению, по числу населения, по удобству путей сообщения наиболее удобным местом, выступили за устройство гимназии именно в этом городе. С учетом своих интересов Симферополь предполагал выдать сверх единовременного пособия в 15000 рублей еще по 3000 рублей ежегодно на содержание пансиона при гимназии, Севастополь _ сверх единовременного взноса 20000 рублей планирует выделять еще ежегодно по 3000 рублей. Но в своем первом решении земство предоставило право выбора города для названного учреждения Министру военных дел. К еди-

109

ному мнению все не смогли прийти, и поэтому обсуждаемый вопрос было решено отложить до следующего заседания.

В ответ на ходатайство Таврического губернского земского собрания об учреждении в г. Симферополе военной гимназии был получен отзыв Военного министра от 9 января 1879 г. за № 17, в котором министерство выступает за открытие таких гимназий в различных городах Российской империи, но при соблюдении следующих условий: наличие готовых зданий для устройства подобных заведений и материальных средств на их содержание; выделение субсидий городами и земствами на содержание гимназий. Собственный опыт показал, что существование военной гимназии невозможно только для приходящих учеников в небольших городах, а только лишь при условии устройства при ней интерната.

Предложение Феодосийского земства является наиболее приемлемым вариантом для открытия военной гимназии именно в Феодосии, приспособив для этого военные казармы, вместо которых Феодосийская дума обязуется построить новое здание. «Господин генерал-адъютант граф Милютин находит, что из всех городов Крымского полуострова Феодосия наиболее удовлетворяет требуемым условиям, но для окончательного решения вопроса об учреждении в этом городе гимназии военному ведомству необходимо иметь сведения, чем гарантирует Феодосийская городская дума постройку казарм на то именно число войск, на какое приспособлены существующие казармы, предлагаемые для помещения военной гимназии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и какое материальное участие окончательно примут в устройстве и содержании заведения все города и земства Таврической губернии, если гимназия будет открыта в Феодосии, и при том, при непременном условии устройства в ней интерната, с допущением в нее и некоторого числа приходящих учеников» [15. С. 70]. Таким образом, Главное управление военно-учебных заведений признало Феодосию наиболее подходящим городом для открытия военной гимназии.

Обсуждению вопроса об открытии военной гимназии было посвящено и заседание городской думы 18 января 1879 г., на котором был окончательно решен поднимаемый вопрос: открыть военную гимназию в городе Симферополе, а все ранее принятые постановления, касающиеся военной гимназии оставить в силе.

На утреннем заседании 18 января 1879 г. Таврическое губернское земское собрание также постановило учредить военную гимназию в Симферополе [13. С. 318].

Таврическое губернское земское собрание на вечернем заседании (18 января 1879 г.), выслушав и обсудив отношение Главного управления военно-учебных заведений от 9 января 1879 г. № 17 Таврическому губернатору по вопросу проектируемой в Крыму военной гимназии подтвердило ранее принятое постановление (на утреннем заседании) и к нему единогласно постановило: «1) что и в случае открытия гимназии в Феодосии, оно, согласно прежним своим постановлениям, принимает на счет губернского земства выдачу гимназии 12000 рублей ежегодной субсидии; 2) что если

бы открытие гимназии последовало не с января месяца, а в начале академического года, т. е. в половине хронологического, оно тем не менее выдаст и в том же году всю ассигнованную сумму 12000 полностью, половину ее 6000 ассигнуя, сообразно своим прежним постановлениям, на первоначальное обзаведение гимназии; 3) что возмещение платы за разницу между комплектом приходящих учеников и действительною их наличностью, по 50 руб. в год за каждого недостающего мальчика, оно, согласно тем же прежним своим постановлением, относит на счет губернского сбора, содержание же пансионеров должно к сожалению отклонить» [15. С. 68]. Также было принято решение о необходимости сообщить всем земским управам и городским думам об устройстве гимназии и интерната в Феодосии вместо ранее предполагаемого Симферополя, и показать свое отношению к данному вопросу о военной гимназии.

Заседанием Симферопольской городской думы (7 марта 1879 г.) было решено «... в материальном участии по устройству и содержанию военной гимназии, если таковая будет открыта в г. Феодосии, отказать; если же гимназия будет открыта в Симферополе, в виду того обстоятельства, что большинство гласных в губернском земском собраний 18 января, при обсуждении настоящего вопроса высказалось за Симферополь, определено: назначить на приспособление здания, предлагаемого земством под помещение военной гимназии, пятьдесят тысяч рублей, уплатив таковые, равными частями, в течение трех лет со времени утверждения гимназии в г. Симферополе;

причем постановлено определения ее 25 июля 1878 г. и 13 января настоящего года по тому же предмету оставить в своей силе» [12. С. 619].

В виду заявления городского головы о том, что военный министр и министр путей сообщения должны быть во второй половине марта месяца в Ялте, Дума уполномочила г. городского голову и гласных Фурсенко, ^^нейдера и М. Розенштейна возбудить личное ходатайство об учреждении военной гимназии и сохранении управления железной дороги в Симферополе, а о результатах ходатайства доложить Думе [12.

С. 620].

В начале 80-х гг. полемика по данному вопросу значительно утихает. И уже в 1880 г. Таврическое губернское собрание по вопросу устройства военной всесословной гимназии в Симферополе решило, что до получения официального ответа на ходатайство земства все-таки оставить ассигнованную сумму на это дело в размере 12000 рублей. Уже в 1881 г. принято решение не вносить в смету расходов ассигнованные в прошлом году 12000, но все ранее принятые постановления по этому вопросу оставить в силе. В этот период правительство могло бы осуществить проект, если бы Таврическое земство совместно с городами приняло бы на себя все издержки по организации и содержанию интерната при военной гимназии. Гласный Крым-Гирей с уверенностью утверждал: «В ходатайстве земства официально не отказано и вслед за финансовой переменой обстоятельств в военном министерстве можно ожидать удовлетворения ходатайства с

отменой требования содержания и основания интерната» [13. С. 319].

На заседании Таврического губернского собрания 14 января 1882 г. было решено исключить из сметы 12000 руб., ассигнованных на военную гимназию, причем вопрос о заявлении министерству, что земство отказалось от всех ранее принятых обязательств, касающихся военной гимназии остался открытым.

В это время в Российской империи с 1882 г. в связи с наступлением реакции и отказом от реформ было принято решение о преобразовании военных гимназий в кадетские корпуса, несмотря на то, что военные гимназии имели более высокий уровень образования по сравнению с другими средними школами России. Можно с уверенностью утверждать, что в 60-80-х гг. XIX в. военные гимназии являлись уникальным типом среднего учебного заведения с точки зрения содержания образования и методов обучения.

вопрос открытия военной гимназии в Крыму остался нерешенным. Несмотря на своеобразие социально-экономических, культурных и национальных условий крымского региона, его жители проявили большую заинтересованность, обеспечив поддержку всем инициативам губернского земства в открытии военной гимназии. Подтверждением тому могут служить заседания Таврического губернского земского собрания, уездных земских собраний, городских дум, посвященные рассмотрению данного вопроса. Таврическое губернское земство практически возложило на себя все финан-

совые затраты, связанные с открытием военной гимназии на полуострове, что для правительства и Военного министерства оказалось недостаточным.

Военная всесословная гимназия так и не была учреждена в Крыму, хотя ее открытие давало возможность не только укрепить могущество Российской империи на юге, но и существенно повысить образовательный уровень населения региона. Для населения военные гимназии ассоциировались с учебными заведениями, в которых всесторонне развивались физические и духовные способности личности, воспитывался характер, глубоко укоренялись понятия благочестия и долга, развивались нравственные качества, имеющие первостепенное значение в воспитании будущего офицера.

Среди основных причин, препятствовавших учреждению военной гимназии, можно указать следующие: отсутствие приспособленного здания для устройства военно-образовательной школы; недостаток финансовых средств на содержание зданий и функционирование образовательного учреждения; невозможность открытия интерната, стоимость которого составляла 85 тысяч рублей.

Педагогические традиции военных гимназий России не удалось воплотить в Крымском регионе, однако большое количество открываемых в этот период классических и реальных мужских и женских гимназий позволили обеспечить качественную образовательную подготовку учащихся и устойчивое надежное развитие общего среднего образования.

Примечания

1. Антипин П. И. Обеспечение опережающего характера развития военного образования в Российской Федерации // Мир образования — образование в мире.

2009. № 2. С. 25-31.

2. Доклад Таврической губернской земской управы, Таврическому губернскому земскому собранию [По вопросу об открытии в Симферополе всесословной военной гимназии] : приложение № 14а // Постановления Таврического губернского очередного земского собрания, происходившего с 10 по 28 января 1879 года. Симферополь : Типография Ф. Спиро, 1879. С. 56-60.

3. Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X — начало XX века) : учебное пособие. М. : Издательский дом «Форум», 1998. 584 с.

4. Новый шаг к устройству в Крыму военной гимназии // Крымский листок.

1878. № 35.

5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX в. / под ред. Э. Д. Днепрова и др. М. : Педагогика, 1991. 448 с.

6. [Постановление Симферопольской городской думы об открытии в Симферополе всесословной военной гимназии]: приложение № 14 б // Постановления Таврического губернского очередного земского собрания, происходившего с 10 по 28 января 1879 года. Симферополь : Типография Ф. Спиро,

1879. С. 62—65.

7. Постановления Симферопольского очередного Уездного Земского Собрания созыва 1878 года с приложением докладов уездной земской управы. Симферополь : Таврическая губернская типография, 1879. 388 с.

8. Постановления Таврического губернского очередного земского собрания, происходившего с 19 ноября по 7 декабря

1874 года. Симферополь : Типография Ф. Спиро, 1875. 447 с.

9. Постановления Таврического губернского очередного земского собрания, происходившего с 2 по 16 декабря

1875 года. Симферополь : Типография Ф. Спиро, 1876. 397 с.

10. Постановления Таврического губернского очередного земского собрания, происходившего с 10 по 27 января

1878 года. Симферополь : Типография Ф. Спиро, 1878. 161 с.

11. Постановления Таврического губернского очередного земского собрания, происходившего с 10 по 28 января

1879 года. Симферополь : Типография Ф. Спиро, 1879. 161 с. + 50 прилож.

12. Систематический свод постановлений Симферопольской городской думы за 41 год (1871—1911) Том 2 / Сост. секретарь Симф. гор. управы Л. Я. Александров. Симферополь : Типография Г. М. Эпеля, 1914. 1065 с.

13. Систематический свод постановлений Таврического губернского земского собрания со времени открытия земских учреждений в Таврической губернии. Том 1. 1866—1886. Симферополь : Типография Таврического Губернского земства, 1908. 905 с.

14. Столетие военного министерства 1802—1902. Т. 10. Ч. 3. Главное управление военно-учебных заведений: исторический очерк / Под ред. П. В. Петрова, Н. А. Соколова. СПб. : Типография М. О. Вольфа, [Б. г.]. 216 с.

15. Таврическому губернатору [Отношение главного управления военно-учебных заведений по вопросу о военной гимназии] : приложение № 16 // Постановления Таврического губернского очередного земского собрания, происходившего с 10 по 28 января 1879 года. Симферополь : Типография Ф. Спиро, 1879. С. 69—70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.