Научная статья на тему 'Историко-правовые аспекты развития и трансформации теории оперативно-розыскной деятельности в науку'

Историко-правовые аспекты развития и трансформации теории оперативно-розыскной деятельности в науку Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1050
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ НАУКА / ОПЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шматов М. А., Шматов В. М.

Процесс доказывания при раскрытии и расследовании преступлений является краеугольным камнем любого уголовного дела. На протяжении существования оперативно-розыскной деятельности актуальной проблемой является использование ее результатов в уголовном процессе, вплоть до придания им значения судебных доказательств. Первостепенное значение приобретают вопросы правового обеспечения механизма использования оперативно-розыскной информации в уголовном процессе. Основные задачи оперативно-розыскной деятельности состоят в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, а также установлении лиц, их совершивших. В этой ситуации одним из решающих условий использования оперативно-розыскной информации в качестве доказательств в уголовном процессе является придание теории оперативно-розыскной деятельности статуса оперативно-розыскной науки. В статье в историко-правовом аспекте раскрываются вопросы развития и трансформации теории оперативно-розыскной деятельности в науку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые аспекты развития и трансформации теории оперативно-розыскной деятельности в науку»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(20)2015

УДК 351.741

М.А. Шматов

В.М. Шматов

историко-правовые аспекты развития и трансформации теории оперативно-розыскной деятельности в науку

Процесс доказывания при раскрытии и расследовании преступлений является краеугольным камнем любого уголовного дела. На протяжении существования оперативно-розыскной деятельности актуальной проблемой является использование ее результатов в уголовном процессе, вплоть до придания им значения судебных доказательств. Первостепенное значение приобретают вопросы правового обеспечения механизма использования оперативно-розыскной информации в уголовном процессе. Основные задачи оперативно-розыскной деятельности состоят в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, а также установлении лиц, их совершивших.

В этой ситуации одним из решающих условий использования оперативно-розыскной информации в качестве доказательств в уголовном процессе является придание теории оперативно-розыскной деятельности статуса оперативно-розыскной науки. В статье в историко-правовом аспекте раскрываются вопросы развития и трансформации теории оперативно-розыскной деятельности в науку.

Ключевые слова: теория оперативно-розыскной деятельности; оперативно-розыскная наука; оперативная информация; доказательства.

Для всех ученых и практиков, которые занимаются исследованием теории и практики оперативно-розыскной деятельности, бесспорным является тот факт, что в настоящее время она представляет собой отдельную отрасль научного знания, развитие которого происходит путем представления ему статуса самостоятельной науки.

В исследовании процесса развития конкретной науки выделяются три стадии:

1. Фактологическая (собирательная) -установление факта протекания исторического процесса.

2. Теоретическая (объяснительная) -установление причин протекания процесса определенным образом.

3. Прогностическая - предвидение перспектив развития науки - высшая стадия ее развития, на которой в полной мере выявляются возможности самой науки [1].

Историко-правовое развитие оперативно-розыскной деятельности и ее теории состоит из нескольких периодов, из которых мы рассмотрим в данной статье основные, связанные с судебными реформами и принятием нового законодательства.

В связи с судебной реформой 1864 года и принятием судебных уставов на смену инквизиционному розыскному процессу приходит процесс состязательный, а методы сыскной деятельности получают законодательную регламентацию в Уставе уголовного судопроизводства. Данный период характеризуется разработкой научных рекомендаций по отдельным направлениям розыскной деятельности не только в ведомственных нормативных актах и инструкциях, но и в трудах по уголовному процессу и криминалистике, а также в принятом в 1908 году законе «Об организации сыскной части».

В 1962 году А.И. Винберг впервые заявил о существовании научной дисциплины, изучающей оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел. Он считал, что «криминалистика тесно связана с дисциплиной, разрабатывающей комплекс вопросов оперативной работы учреждений внутренних дел. Как известно, в оперативной работе криминалистические и специальные оперативные средства и приемы используются для непроцессуальных действий по предупреждению преступлений, выявлению данных, могущих затем в ходе предварительного следствия быть использованными в качестве доказательств, установлению и розыску преступников» [2].

В 1974 году Р.С. Белкин, говоря о научных основах оперативно-розыскной деятельности, писал: «В последние годы усилиями ряда советских ученых был заложен фундамент теории оперативно-розыскной деятельности и обоснование необходимости формулирования самостоятельного предмета этой науки, отличного от предмета криминалистики, ходя и тесно связанного с последним» [3].

С принятием в 1992 году Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а в 1995 году Федерального закон «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскная деятельность получила широкое признание в сфере борьбы с преступностью, что послужило началом разработки теоретических основ ОРД, а также формирования оперативно-розыскного законодательства.

Следовательно можно констатировать, что начался этап формирования методологии общей теории оперативно-розыскной дея-тельностина основе синтезанаучных знаний, дифференционных и интеграционных процессов в системе уголовно-правовых наук.

Следует отметить, что за последнее время в отечественной науке уже имеется значительное количество научных исследований (монографий, докторских и кандидатских диссертаций) по проблемам оперативно-розыскной деятельности. В совокупности указанные теоретические достижения в этой области, несомненно, свидетельствуют о том, что в нашей стране происходит необратимый процесс формирования соответству-

ющей отраслевой юридической оперативно-розыскной науки.

Вместе с тем следует отметить, что указанный процесс еще не всегда происходит на достаточно выверенной методологической основе, что влечет существование тех или иных недостатков в проведении конкретных исследований. Так, в частности, в большинстве случаев исследования в недостаточной степени опираются на специфические эмпирические данные, источниками которых должны быть материалы оперативных разработок и сугубо негласная аналитическая информация. Наблюдается поверхностный подход к определению и изучению объекта и предмета исследования, редко осуществляется апробация весомых научных разработок в базовых органах внутренних дел и почти совсем не используются возможности долгосрочного научно-практического эксперимента.

В связи с этим по поводу формирования основ методологии теории оперативно-розыскной деятельности В.И. Елинский замечает: «В основе любой научной теории лежит эмпирическая база - та совокупность фактов и их зависимостей, которая относится к соответствующей сфере объективной реальности» [4].

Анализ эволюции научных точек зрения объясняется, прежде всего, желанием показать тесную связь научных идей и их практической реализации в области борьбы с преступностью. Вместе с этим следует отметить, что до сих пор не все ученые-процессуалисты считают теорию оперативно-розыскной деятельности самостоятельной областью научного знания.

Среди всех ученых, исследующих оперативно-розыскную деятельность как науку, следует выделить профессора А.Ю. Шумилова, который своими научными трудами внес наиболее значительный вклад в ее становление и развитие. Так, еще в 1998 году в монографии «Начала уголовно-розыскного права» он пишет: «... возник довольно-таки объемный комплекс ждущих своего теоретического разрешения проблем. Среди них назовем такие, как : снятие противоречия между наличием конституционной гарантии защиты прав и свобод граждан и необходимостью

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(20)2015

в отдельных случаях их ограничения; определение места Оперативно-розыскного закона в системе российского законодательства; научного объяснения характера правоотношений в оперативно-розыскной деятельности и установление оптимальных границ ее правового регулирования и т. п. ... Думается, имеются достаточно веские основания для объяснения уголовно-розыскного права по меньшей мере в четырех плоскостях (аспектах): уголовно-розыскное право как отрасль права, как отрасль законодательства, как наука и учебный курс» [5].

На протяжении всего существования оперативно-розыскной деятельности ведутся поиски новых путей и научных методов совершенствования оперативно-розыскного законодательства в борьбе с преступностью. Об этом свидетельствует и тот факт, что в декабре 2000 года была подписана Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Этот международный нормативно-правовой акт обобщил уникальный опыт, накопленный мировым сообществом за долгие годы, и определил перспективы и пути развития международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Ряд положений этого документа, которые регламентируют выявление, изъятие, закрепление и использование доказательств по уголовным делам, имеют самое непосредственное отношение к использованию оперативной информации при расследовании преступлений.

Международная организованная преступность представляет реальную угрозу миру и стабильности, что требует адекватных мер реагирования на растущую угрозу. Все это, в конечном счете, стало причиной того, что впервые в истории на высочайшем международном уровне нормативно закреплены такие специальные меры расследования, как: электронное наблюдение; контролируемая поставка; агентурная операция. Общеизвестно, что перечисленные мероприятия относятся к оперативно-розыскным. Следовательно, в соответствии с положениями Конвенции информация, полученная в результате проведения указанных мероприятий, может быть использована в качестве доказательств.

Кроме изложенного, ст. 19 Конвенции регламентирует проведение расследования двумя или более странами по преступлениям, совершенным транснациональными организованными преступными группами. Реализация указанной нормы невозможна на практике без установления единых принципов и сближения подходов разных стран к вопросам допустимости использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что национальное оперативно-розыскное законодательство, равно как и оперативно-розыскная наука, не могут развиваться и разрабатываться в международном вакууме без использования лучшего опыта, накопленного международным сообществом.

Поэтому вполне очевидно, что сегодня, как никогда ранее, возникает необходимость в разработке единой методологии оперативно-розыскной деятельности, что соответствует и формированию ее единой теории как самостоятельной отрасли юридической науки.

Известно, что современное науковедение выделяет три основных методологических уровня науки:

1. Философский, который базируется на использовании самых общих законов познания объективной действительности природы, общества и мышления. Его основу составляет материалистическая диалектика.

2. Методологические принципы и закономерности познания, лежащие в основе конкретной науки или отрасли научных знаний. В связи с тем, что теория оперативно-розыскной деятельности является междисциплинарной отраслью научного познания, его следует считать комплексной методологией теории оперативно-розыскной деятельности.

3. Методика и техника конкретного исследования. Для теории оперативно-розыскной деятельности это комплекс процедур и рабочего инструментария, который должен обеспечить получение достоверного эмпирического материала, его анализ, систематизацию и интерпретацию, после чего он и может входить в массив имеющегося научного знания.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что первый уровень методологии представляет общую основу научного познания, а второй и третий - дают возможность максимально приблизить исследователя к познанию реальной действительности, изучаемой теорией оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, именно с указанным связаны дальнейшие проблемы определения принципов, объекта, предмета, задач и функций научного познания, что способствует получению новых научных знаний, а в итоге - формированию соответствующей отраслевой науки.

А.Ю. Шумилов, раскрывая понятие теоретико-эмпирической базы формирования современной оперативно-розыскной науки, считает, что «ни одна новая наука не может вырасти и сформироваться из ничего. Для формирования науки как системы знаний необходим теоретический и эмпирический фундамент, некая база или основа. Оперативно-розыскная наука - не исключение». По его представлению, «теоретико-эмпирическая база для формирования современной (единой и общей) оперативно-розыскной науки в Российской Федерации есть совокупность теоретических и прикладных исследований (социологических, статистических, наукометнических и т.д.), в которых сформулированы фундаментальные положения и отражены обобщенные практически значимые данные, позволяющие обосновано определить предмет оперативно-розыскной науки, указать ее место сре-

ди других отечественных наук и наметить перспективы развития» [6].

Ознакомление с трудами по теории оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о том, что теоретико-эмпирическая база оперативно-розыскной науки сформировалась в трудах таких ученых, как А.Ю. Шумилов (трехтомник «Оперативно-розыскная наука в Российской Федерации», 2013-2014 гг.), В.И. Елинский («Основы методологии оперативно-розыскной деятельности», 2001 г.), М.А. Шматов («Теория оперативно-розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук», 2001 г.), Н.К. Синилов («История оперативно-розыскной деятельности: от древности до современности», 2010 г.) и многих других.

В то же время следует отметить, что в УПК РФ, принятом в 2001 г., ст. 89 УПК запрещает использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания, а ст. 95 УПК в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускает встречу оперативного сотрудника с подозреваемым, содержащимся под стражей, с разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело. Такие противоречия в уголовно-процессуальном законодательстве, не способствуют адекватности и эффективности борьбы с современной транснациональной организованной преступностью.

Этот и другие вопросы могут стать темой дальнейших исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кедров Б. М. История науки и принципы ее исследования / Б. М. Кедров // Вопросы философии. - 1971. - № 9. - С. 76-89.

2. Винберг А. И. Криминалистика. Раздел 1. Введение в науку / А. И. Винберг. - М., 1962. - С. 40.

3. Белкин Р. С. Криминалистика / Р. С. Белкин. - М., 1974. - С. 14.

4. Елинский В. И. Основы методологии теории оперативно-розыскной деятельности : монография / В. И. Елинский. - М. : Издатель Шумилова И.И., 2001. - С. 53.

5. Шумилов А. Ю. Начала уголовно-розыскного права: монография / А. Ю. Шумилов. - М.: Издатель Шумилов И.И., 1998. - С. 9, 10.

6. Шумилов А. Ю. Оперативно-розыскная наука в Российской Федерации / А. Ю. Шумилов. -М., 2013. - С. 213-214.

© Шматов М.А., 2015 © Шматов В.М., 2015 Статья получена: 05.06.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.