Научная статья на тему 'К вопросу о формировании научных школ в теории оперативно - розыскной деятельности'

К вопросу о формировании научных школ в теории оперативно - розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1101
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ / ТЕОРИЯ ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубоносов Е. С.

Рассмотрены вопросы зарождения научных школ в теории оперативно розыскной деятельности, их развитие в работах ученых и становление оперативно розыскной деятельности как самостоятельной юридической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF SCIENTIFIC SCHOOLS IN THEORY TRACKING ACTIVITIES

The questions of the origin of the theory of scientific schools in the operational search activity, their development in the work of scientists and becoming operational and investigative activities as an independent legal science.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании научных школ в теории оперативно - розыскной деятельности»

A.Golovin, N. Bessarab

The article examines the criteria a person's death, in particular criterion - "brain death." The analysis was made in connection with the imperfection of the legislation in this area.

УДК 343.102

Е.С. Дубоносов, докт. юрид. наук, профессор, зав. кафедрой уголовного права и процесса, тел. 8-910-943-64-09, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ ШКОЛ В ТЕОРИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрены вопросы зарождения научных школ в теории оперативно-розыскной деятельности, их развитие в работах ученых и становление оперативно-розыскной деятельности как самостоятельной юридической науки.

Ключевые слова: юридические науки, теория оперативно-розыскной деятельности, научные школы.

Продолжительный период криминалисты Р. С. Белкин и А. И. Винберг рассматривали теорию оперативно-розыскной деятельности в качестве составляющей предмета криминалистики, но отмечали ее самостоятельность в сфере борьбы с преступностью. В дальнейшем P.C. Белкиным был сделан вывод о признании теории ОРД самостоятельной отраслью юридической науки [1, С.3-15].

Отдельные ученые, разграничивая различные сферы деятельности, отмечает, что «изучение проблем ОРД, связанных с процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия - область криминалистической науки, а некоторые виды оперативной работы, которые отделены от уголовно-процессуальной деятельности, должны составлять содержание специальных дисциплин» [2, С.275].

Научные исследования в области теории оперативно-розыскной деятельность получили активное развитие в 50-х-60-х г.г. в работах А.Г.Лекаря, Б.Е.Богданова, М.П.Карпушина и др.

Концептуальные положения, выдвинутые учеными в 1960-е гг. в различных статьях, монографиях и учебных пособиях, были реализованы коллективом авторов в одном из первых учебников по оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Данный учебник по аналогии с другими дисциплинами содержал Общую и Особенную части [3].

В 1970-е гг. теория ОРД продолжала развиваться как единая

самостоятельная наука. В этот период усилия ученых были направлены на

и

разработку и определение ее предмета, методологических и мировоззренческих основ теории. Качественному развитию методологии теории ОРД способствовали труды А. И. Алексеева, Д.В.Гребельского, Г. К. Синилова и других ученых в которых содержался глубокий научный анализ организационно-тактических проблем ОРД ОВД.

В этот период в составе Научно-исследовательского института милиции (НИИМ МВД СССР) был создан отдел по научной разработке оперативно-розыскной проблематики, а также организовано систематическое издание бюллетеня «Оперативно-розыскная работа» для изучения и обобщения опыта применения негласных сил, средств и методов в борьбе с преступностью. Эти организационные меры заложили основу для формирования научных школ, обеспечивших интенсивное развитие теории ОРД.

Продолжительное время никто не отрицал наличия научных школ, в том числе в сфере ОРД. Однако существовали многочисленные подходы к толкованию термина «научная школа». Среди них были наиболее распространены следующие:

— формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (научно-исследовательский институт, центр, лаборатория; университет, факультет, кафедра);

— направление в науке, объединившее интересы группы исследователей,

и др.

Предпринимаются различные попытки дать определение понятия «научная школа» в подзаконных нормативных правовых актах. Так, в принятом постановлении Правительства РФ от 23 мая 1996 г. № 633 этому термину дано следующее определение: «Научные коллективы, завоевавшие известность высоким уровнем исследований в достаточно широком научном направлении, устойчивостью репутации и традиций, преемственностью поколений в ходе подготовки научных кадров высокой квалификации».

Поскольку ОРД как отрасль прикладных научных знаний длительное время формировалась в рамках криминалистической науки, соответственно, ее базисные научные положения изначально закладывались в недрах «криминалистической школы», яркими представителями которой были Р. С. Белкин, А. И. Винберг, И. М. Лузгин, С. П. Митричев и др.

Криминалистические учения фактически стали основой для последующего формирования теории ОРД как самостоятельной юридической науки. Ученые, работающие в сфере ОРД ОВД, на основе комплексного применения научных методов и эмпирических исследований продолжительное время способствовали развитию всех разделов теории ОРД. Таким образом, была фактически создана база для формирования новой научной школы, именуемой учебно-отраслевой [4, С.241].

Фундамент данного процесса был заложен еще в 1970-х гг., когда активно развивались ведомственные научные школы в МВД и КГБ.

В органах внутренних дел функционировали две школы, объединившие научные интересы двух групп исследователей, последовательно изучавших внутренние проблемы теории ОРД. Первую школу возглавили А. Г. Лекарь и Д.

12

В. Гребельский, уделявшие существенное внимание обоснованию понятийного аппарата и определению места ОРД в системе юридической науки.

Вторую школу сформировали В. А. Лукашов и Г. К. Синилов, которые, выполняя заказ практики, специализировались на разработке инструментальных методов исследования проблем ОРД, расширили ее теоретическую основу за счет привлечения других научных знаний (социологии, криминологии, психологии и др.).

Параллельно с органами внутренних дел в системе органов госбезопасности сформировалась научная школа, основоположниками которой стали П.С. Дмитриев, В. Я. Дорохов, Е.П. Ерошин, Б.П. Курашвили, Б.С. Тетерин [5, С. 15].

Эволюция научной мысли в последующие годы способствовала формированию и развитию отдельных положений и направлений ОРД, которые позитивно отразились на становление и развитие научных школ по теории ОРД.

Следует отметить, что теорию ОРД отличает в основном прикладной характер многих ее разделов. В середине 1990-х гг. на основе творческого поиска и структурного анализа учеными был выделен новый раздел в теории ОРД - оперативно-розыскная методика.

Ранее в процессе данной деятельности методика имела место в виде различных методических рекомендаций (по использованию результатов ОРД, проведению контролируемой поставки наркотических и психотропных средств и др.), но научное обоснование она получила в теории документирования как одной из организационных форм теории ОРД. Именно научные рекомендации по документированию действий лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений, выступают в качестве организационной формы ОРД, но, в сущности, выполняют функции оперативно-розыскной методики.

Все разделы теории ОРД (общая теория, оперативно-розыскная тактика, оперативно-розыскная методика, оперативная техника) находятся в тесной взаимосвязи и стимулируют развитие друг друга. Например, под воздействием методики совершенствуется раздел оперативной техники.

В последние годы достижения современных технических наук (информатики, кибернетики, электроники и др.) создали прочную основу для разработки новых средств оперативной техники, совершенствования бытовых технических средств с целью фиксации, хранения, изъятия оперативно значимой информации для ее дальнейшего использования в уголовном процессе. Появление новых технических средств оказало существенное влияние на развитие других разделов теории ОРД.

Интеграционные процессы приобретают все большую значимость в различных сферах человеческой деятельности. Они являются закономерным результатом постоянного увеличения объема знаний и углубления их содержания, что составляет суть процесса движения познания, переход к более высокой ступени развития любой науки. Интеграционные процессы касаются и правовых наук, что позволяет активизировать познавательный процесс, по-новому рассмотреть и обогатить содержание предмета и методологическую основу теории ОРД и точнее определить ее место в системе научного знания.

13

В сфере ОРД в результате интеграции научных знаний успешно использовались достижения других наук (теории государства и права, социологии, криминологии, криминалистики, психологии, информатики, кибернетики, конфликтологии и др.). Опираясь на них, в рамках теории ОРД плодотворно разрабатывается единая методологическая база социальной обусловленности ее правовой основы, организационно-деятельностной и познавательной сторон.

Интеграция с указанными науками способствовало развитию частных теорий и учений в ОРД, способствующих повышению эффективности данного социально-полезного, юридического вида деятельности, которой является оперативно-розыскная наука. В числе частных учений в ОРД наибольшее развитие получили: учение о языке и систематике, об оперативно-розыскной информации, об оперативно-розыскном обеспечении уголовного судопроизводства, об оперативно-розыскных версиях и др.

За последние 90 лет в России защищено свыше 800 кандидатских и докторских диссертаций по различным проблемам теории ОРД, включая смежные (большая часть диссертаций приходится на научные школы в органах внутренних дел) [6, С.21].

В настоящее время оперативно-розыскная наука входит в группу наук уголовно-правового цикла (уголовный процесс, криминалистика, уголовное право и др.) и, представляет комплекс научных знаний о закономерностях развития различных направлений ОРД разработку преимущественно прикладных вопросов функционирования оперативно-розыскных органов, научных рекомендаций необходимых для её эффективного осуществления.

Список литературы

1. Белкин Р. С. Криминалистика и новые области научных знаний // Труды Омской ВШ МВД СССР. Омск, 1973. Вып. 16. С. 3-15.

2. Васильев А. Н. Криминалистика. М., 1963,- С. 275.

3. Оперативно-розыскная деятельность органов общественного порядка / под общ. ред. А. Я. Кудрявцева. М.: ВШ МООП РСФСР, 1969.

4. Синилов Г. К. История оперативно-розыскной деятельности: от древности до современности в 2 ч. М.: МосУ МВД России, 2009. Ч. 1. С. 241.

5. Шумилов А. Ю. О понятии научной школы профессионального сыска// Оперативник (сыщик). 2010. № 1. С. 15.

6. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов / А.Ю.Шумилов. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2008. С.21

E.S. Dubonosov

ON THE FORMATION OF SCIENTIFIC SCHOOLS IN THEORY Tracking activities

The questions of the origin of the theory of scientific schools in the operational-search activity, their development in the work of scientists and becoming operational and investigative activities as an independent legal science.

Keywords: jurisprudence, the theory of operational-search activity, scientific schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.