A.Golovin, N. Bessarab
The article examines the criteria a person's death, in particular criterion - "brain death." The analysis was made in connection with the imperfection of the legislation in this area.
УДК 343.102
Е.С. Дубоносов, докт. юрид. наук, профессор, зав. кафедрой уголовного права и процесса, тел. 8-910-943-64-09, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ ШКОЛ В ТЕОРИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрены вопросы зарождения научных школ в теории оперативно-розыскной деятельности, их развитие в работах ученых и становление оперативно-розыскной деятельности как самостоятельной юридической науки.
Ключевые слова: юридические науки, теория оперативно-розыскной деятельности, научные школы.
Продолжительный период криминалисты Р. С. Белкин и А. И. Винберг рассматривали теорию оперативно-розыскной деятельности в качестве составляющей предмета криминалистики, но отмечали ее самостоятельность в сфере борьбы с преступностью. В дальнейшем P.C. Белкиным был сделан вывод о признании теории ОРД самостоятельной отраслью юридической науки [1, С.3-15].
Отдельные ученые, разграничивая различные сферы деятельности, отмечает, что «изучение проблем ОРД, связанных с процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия - область криминалистической науки, а некоторые виды оперативной работы, которые отделены от уголовно-процессуальной деятельности, должны составлять содержание специальных дисциплин» [2, С.275].
Научные исследования в области теории оперативно-розыскной деятельность получили активное развитие в 50-х-60-х г.г. в работах А.Г.Лекаря, Б.Е.Богданова, М.П.Карпушина и др.
Концептуальные положения, выдвинутые учеными в 1960-е гг. в различных статьях, монографиях и учебных пособиях, были реализованы коллективом авторов в одном из первых учебников по оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Данный учебник по аналогии с другими дисциплинами содержал Общую и Особенную части [3].
В 1970-е гг. теория ОРД продолжала развиваться как единая
самостоятельная наука. В этот период усилия ученых были направлены на
и
разработку и определение ее предмета, методологических и мировоззренческих основ теории. Качественному развитию методологии теории ОРД способствовали труды А. И. Алексеева, Д.В.Гребельского, Г. К. Синилова и других ученых в которых содержался глубокий научный анализ организационно-тактических проблем ОРД ОВД.
В этот период в составе Научно-исследовательского института милиции (НИИМ МВД СССР) был создан отдел по научной разработке оперативно-розыскной проблематики, а также организовано систематическое издание бюллетеня «Оперативно-розыскная работа» для изучения и обобщения опыта применения негласных сил, средств и методов в борьбе с преступностью. Эти организационные меры заложили основу для формирования научных школ, обеспечивших интенсивное развитие теории ОРД.
Продолжительное время никто не отрицал наличия научных школ, в том числе в сфере ОРД. Однако существовали многочисленные подходы к толкованию термина «научная школа». Среди них были наиболее распространены следующие:
— формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (научно-исследовательский институт, центр, лаборатория; университет, факультет, кафедра);
— направление в науке, объединившее интересы группы исследователей,
и др.
Предпринимаются различные попытки дать определение понятия «научная школа» в подзаконных нормативных правовых актах. Так, в принятом постановлении Правительства РФ от 23 мая 1996 г. № 633 этому термину дано следующее определение: «Научные коллективы, завоевавшие известность высоким уровнем исследований в достаточно широком научном направлении, устойчивостью репутации и традиций, преемственностью поколений в ходе подготовки научных кадров высокой квалификации».
Поскольку ОРД как отрасль прикладных научных знаний длительное время формировалась в рамках криминалистической науки, соответственно, ее базисные научные положения изначально закладывались в недрах «криминалистической школы», яркими представителями которой были Р. С. Белкин, А. И. Винберг, И. М. Лузгин, С. П. Митричев и др.
Криминалистические учения фактически стали основой для последующего формирования теории ОРД как самостоятельной юридической науки. Ученые, работающие в сфере ОРД ОВД, на основе комплексного применения научных методов и эмпирических исследований продолжительное время способствовали развитию всех разделов теории ОРД. Таким образом, была фактически создана база для формирования новой научной школы, именуемой учебно-отраслевой [4, С.241].
Фундамент данного процесса был заложен еще в 1970-х гг., когда активно развивались ведомственные научные школы в МВД и КГБ.
В органах внутренних дел функционировали две школы, объединившие научные интересы двух групп исследователей, последовательно изучавших внутренние проблемы теории ОРД. Первую школу возглавили А. Г. Лекарь и Д.
12
В. Гребельский, уделявшие существенное внимание обоснованию понятийного аппарата и определению места ОРД в системе юридической науки.
Вторую школу сформировали В. А. Лукашов и Г. К. Синилов, которые, выполняя заказ практики, специализировались на разработке инструментальных методов исследования проблем ОРД, расширили ее теоретическую основу за счет привлечения других научных знаний (социологии, криминологии, психологии и др.).
Параллельно с органами внутренних дел в системе органов госбезопасности сформировалась научная школа, основоположниками которой стали П.С. Дмитриев, В. Я. Дорохов, Е.П. Ерошин, Б.П. Курашвили, Б.С. Тетерин [5, С. 15].
Эволюция научной мысли в последующие годы способствовала формированию и развитию отдельных положений и направлений ОРД, которые позитивно отразились на становление и развитие научных школ по теории ОРД.
Следует отметить, что теорию ОРД отличает в основном прикладной характер многих ее разделов. В середине 1990-х гг. на основе творческого поиска и структурного анализа учеными был выделен новый раздел в теории ОРД - оперативно-розыскная методика.
Ранее в процессе данной деятельности методика имела место в виде различных методических рекомендаций (по использованию результатов ОРД, проведению контролируемой поставки наркотических и психотропных средств и др.), но научное обоснование она получила в теории документирования как одной из организационных форм теории ОРД. Именно научные рекомендации по документированию действий лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений, выступают в качестве организационной формы ОРД, но, в сущности, выполняют функции оперативно-розыскной методики.
Все разделы теории ОРД (общая теория, оперативно-розыскная тактика, оперативно-розыскная методика, оперативная техника) находятся в тесной взаимосвязи и стимулируют развитие друг друга. Например, под воздействием методики совершенствуется раздел оперативной техники.
В последние годы достижения современных технических наук (информатики, кибернетики, электроники и др.) создали прочную основу для разработки новых средств оперативной техники, совершенствования бытовых технических средств с целью фиксации, хранения, изъятия оперативно значимой информации для ее дальнейшего использования в уголовном процессе. Появление новых технических средств оказало существенное влияние на развитие других разделов теории ОРД.
Интеграционные процессы приобретают все большую значимость в различных сферах человеческой деятельности. Они являются закономерным результатом постоянного увеличения объема знаний и углубления их содержания, что составляет суть процесса движения познания, переход к более высокой ступени развития любой науки. Интеграционные процессы касаются и правовых наук, что позволяет активизировать познавательный процесс, по-новому рассмотреть и обогатить содержание предмета и методологическую основу теории ОРД и точнее определить ее место в системе научного знания.
13
В сфере ОРД в результате интеграции научных знаний успешно использовались достижения других наук (теории государства и права, социологии, криминологии, криминалистики, психологии, информатики, кибернетики, конфликтологии и др.). Опираясь на них, в рамках теории ОРД плодотворно разрабатывается единая методологическая база социальной обусловленности ее правовой основы, организационно-деятельностной и познавательной сторон.
Интеграция с указанными науками способствовало развитию частных теорий и учений в ОРД, способствующих повышению эффективности данного социально-полезного, юридического вида деятельности, которой является оперативно-розыскная наука. В числе частных учений в ОРД наибольшее развитие получили: учение о языке и систематике, об оперативно-розыскной информации, об оперативно-розыскном обеспечении уголовного судопроизводства, об оперативно-розыскных версиях и др.
За последние 90 лет в России защищено свыше 800 кандидатских и докторских диссертаций по различным проблемам теории ОРД, включая смежные (большая часть диссертаций приходится на научные школы в органах внутренних дел) [6, С.21].
В настоящее время оперативно-розыскная наука входит в группу наук уголовно-правового цикла (уголовный процесс, криминалистика, уголовное право и др.) и, представляет комплекс научных знаний о закономерностях развития различных направлений ОРД разработку преимущественно прикладных вопросов функционирования оперативно-розыскных органов, научных рекомендаций необходимых для её эффективного осуществления.
Список литературы
1. Белкин Р. С. Криминалистика и новые области научных знаний // Труды Омской ВШ МВД СССР. Омск, 1973. Вып. 16. С. 3-15.
2. Васильев А. Н. Криминалистика. М., 1963,- С. 275.
3. Оперативно-розыскная деятельность органов общественного порядка / под общ. ред. А. Я. Кудрявцева. М.: ВШ МООП РСФСР, 1969.
4. Синилов Г. К. История оперативно-розыскной деятельности: от древности до современности в 2 ч. М.: МосУ МВД России, 2009. Ч. 1. С. 241.
5. Шумилов А. Ю. О понятии научной школы профессионального сыска// Оперативник (сыщик). 2010. № 1. С. 15.
6. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов / А.Ю.Шумилов. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2008. С.21
E.S. Dubonosov
ON THE FORMATION OF SCIENTIFIC SCHOOLS IN THEORY Tracking activities
The questions of the origin of the theory of scientific schools in the operational-search activity, their development in the work of scientists and becoming operational and investigative activities as an independent legal science.
Keywords: jurisprudence, the theory of operational-search activity, scientific schools.