Научная статья на тему 'Историко-правовые аспекты организации органов предварительного следствия в 1958-1991 годах'

Историко-правовые аспекты организации органов предварительного следствия в 1958-1991 годах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1294
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СЛЕДСТВИЯ / СЛЕДСТВИЕ МВД СССР / СТАНОВЛЕНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / РЕФОРМА СЛЕДСТВИЯ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / HISTORY OF THE INVESTIGATION / THE INVESTIGATION OF THE USSR MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / THE ESTABLISHMENT OF INVESTIGATIVE BODIES / THE REFORM OF THE INVESTIGATION / INVESTIGATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мешков Михаил Викторович, Гончар Владимир Владимирович

Статья посвящена анализу деятельности органов предварительного следствия в период с 1958 по 1991 года. Особое внимание уделено следственным органам в системе Министерства внутренних дел СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and legal aspects of the activities of the preliminary investigation in the 1958-1991 years

This article analyzes the activities of the preliminary investigation in the period from 1958 to 1991. Particular attention is given to the investigating authorities in the Ministry of Internal Affairs of the USSR.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые аспекты организации органов предварительного следствия в 1958-1991 годах»

УДК 343.1 ББК 67

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В 1958—1991 ГОДАХ

МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ МЕШКОВ,

Заслуженный юрист РФ, Государственный советник юстиции III класса,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]; ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОНЧАР, старший преподаватель кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, по совместительству доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского института экономики, политики и права, кандидат юридических наук E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности органов предварительного следствия в период с 1958 по 1991 года. Особое внимание уделено следственным органам в системе Министерства внутренних дел СССР

Ключевые слова: история следствия, следствие МВД СССР, становление следственных органов, реформа следствия, следователь.

Annotation. This article analyzes the activities of the preliminary investigation in the period from 1958 to 1991. Particular attention is given to the investigating authorities in the Ministry of Internal Affairs of the USSR.

Keywords: history of the investigation, the investigation of the USSR Ministry of Internal Affairs, the establishment of investigative bodies, the reform of the investigation, the investigator.

Чрезвычайно важным этапом в становлении и развитии следственного аппарата СССР стал период судебно-правовой реформы 1955—1964 годов.

Вскоре после смерти И.В. Сталина (март, 1953) партийно-политическое руководство Союза ССР встало перед необходимостью существенных изменений в системе административно-политического управления дальнейшим развитием общества и государства.

В этой связи советское правительство во главе с Н.С. Хрущевым предприняло ряд серьезных усилий по реформированию государственных и общественно-политических институтов Союза ССР и совершенствованию советского законодательства.

В процессе масштабной и продолжительной по времени правовой реформы были приняты: новое Положение о прокурорском надзоре (май, 1955); новое Положение о Верховном суде СССР (фев-раль,1957); Положение о Военных трибуналах (декабрь, 1958); Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (декабрь, 1958); Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (декабрь, 1958) и многие другие законодательные акты.

В октябре 1960 года на базе Основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства были приняты Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, а затем в тече-

ние нескольких лет — уголовные и уголовно-процессуальные кодексы других союзных республик, которые достаточно конкретно определяли предмет и процессуальный порядок деятельности органов предварительного следствия в новой социально-политической обстановке в стране.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, Основы уголовного судопроизводства и новые уголовно-процессуальные кодексы союзных республик обеспечивали организацию предварительного следствия на более демократических началах, поскольку закрепляли:

• обязанность органов предварительного следствия, прокуратуры и суда производить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела;

• реальную возможность обвиняемого реализовать свое право на защиту;

• запрет возлагать обязанность доказывания невиновности на лицо, обвиняемое в совершении преступления;

• более основательные гарантии права граждан на неприкосновенность жилища, поскольку обыск, в том числе и обыск в жилище, мог производиться только с санкции прокурора (и лишь в случаях, не терпящих отлагательства, — без таковой, но с последующим сообщением прокурору);

• гарантии процессуальной самостоятельности следователя, обеспечивающие его объективность и беспристрастность в процессе производства предварительного следствия. Согласно положениям Основ уголовного судопроизводства и УПК РСФСР правом производства предварительного следствия на данном этапе обладали следователи органов прокуратуры и следователи органов государственной безопасности. Что касается органов внутренних дел, то к их процессуальной компетенции относилось лишь производство дознания.

Однако уже к исходу 1962 года стало понятно, что следственный аппарат органов прокуратуры и малочисленные следственные подразделения органов государственной безопасности оказались не способны справиться с расследованием преступлений, количество которых к этому времени существенно возросло и стало одним из последствий

широкой по своим масштабам амнистии, объявленной вскоре после смерти И.В. Сталина, поскольку в результате данной амнистии на свободе оказались не только лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности, но и лица, не планирующие отказываться от совершения преступлений.

Еще одним негативным обстоятельством, серьезно повлиявшим на криминогенную обстановку в стране, стало ошибочное решение политического руководства во главе с Н.С. Хрущевым об упразднении союзного Министерства внутренних дел с передачей его функций в МВД союзных республик (1960 г.), которые затем были преобразованы в министерства охраны общественного порядка (МООП) и не имели права производства предварительного следствия.

Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка»1 был учрежден следственный аппарат органов охраны общественного порядка, который затем, т.е. после воссоздания союзно-республиканском МВД СССР (1968 г.), стал следственным аппаратом органов внутренних дел.

Важным государственным решением, стимулирующим дальнейшее повышение эффективности организации и деятельности следственного аппарата Союза ССР стало совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы следственного аппарата органов прокуратуры и охраны общественного порядка» от 10 декабря 1965 г., в соответствии с которым предполагалось дальнейшее совершенствование системы отбора и подготовки кадров для органов предварительного следствия, повышение эффективности управления организацией работы следственного аппарата, внедрение современных достижений науки и техники в уголовно-процессуальную деятельность суда, прокуратуры и органов предварительного следствия, а также ряд иных масштабных мероприятий.

В системе мер, предпринятых в целях реализации данного решения партийно-политического руководства СССР необходимо отметить, во-первых, образование Высшей следственной школы МВД СССР и, во-вторых, дополнение Уголовно-

процессуального кодекса РСФСР нормой закона, предоставляющей процессуальные полномочия руководителям следственных подразделений, функционирующих в системе МВД СССР и Комитете государственной безопасности СССР

Решение об утверждении Высшей следственной школы МВД СССР в статусе высшего учебного заведения с местом расположения в г. Волгограде, вне всякого сомнения, следует признать принципиально важным, поскольку впервые в истории Российской Империи и Союза ССР было образованно специализированное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специализированных кадров для работы в следственном аппарате.

Помимо подготовки будущих следователей, ВСШ МВД СССР осуществляла также подготовку экспертов-криминалистов и переподготовку кадров из числа сотрудников правоохранительных органов некоторых стран восточной Европы: Болгарии, Венгрии, ГДР и других зарубежных стран социалистического лагеря.

По уровню специальной профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, системе организации учебного процесса, ВСШ МВД СССР занимала одно из ведущих мест среди специализированных высших учебных заведений в Европе.

Мониторинг, осуществляемый за следственной практикой выпускников и слушателей ВСШ МВД СССР в 1970—80-е годы, как правило, подтверждал высокий уровень готовности слушателей и выпускников данного ВУЗа к практической деятельности в следственных подразделениях.

К примеру, по данным, опубликованным в печати, анализ результатов следственной практики 160 слушателей в 1969 году показал, что подавляющее большинство из них оказались способными к самостоятельной работе в следственных подразделениях с первых же дней, тогда как проходившие одновременно с ними практику студенты Саратовского юридического института оказались подготовленными слабее2.

Первый выпуск слушателей ВСШ МВД СССР состоялся в 1971 году, расценивался как «знаменательное событие» и привлек внимание представителей науки и практики3.

В дальнейшем, с сентября 1975 года, подготовка кадров целевым назначением для следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел стала осуществляться в Московской высшей школе МВД СССР (ныне — Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя), а затем и в некоторых других образовательных учреждениях системы МВД СССР.

Как уже отмечалось, не менее значимым для организации деятельности органов предварительного следствия в системе МВД СССР и Комитете государственной безопасности СССР в указанный период явилось решение о дополнении УПК РСФСР новой нормой закона, т.е. статьей 127.1 «Полномочия начальника следственного отдела», введенной Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1965 года, и дополнение статьи 34 УПК РСФСР пунктом 6а, из содержания которых следовало, что все руководители следственных подразделений органов внутренних дел и государственной безопасности (впервые в истории уголовно-процессуального законодательства Союза ССР) наделялись процессуальными полномочиями, позволяющими существенным образом повысить степень и эффективность управленческого воздействия на организацию расследования преступлений, а также осуществлять функцию процессуального контроля за законностью и обоснованностью деятельности следователей системы МВД СССР и КГБ СССР.

Данное решение вызвало оживленную дискуссию с участием представителей юридической науки и практики, в ходе которой одни ее участники приветствовали наделение руководителей следственных подразделений и их заместителей процессуальными полномочиями, а другие усматривали в этом потенциальную угрозу для процессуальной самостоятельности следователя.

В дальнейшем, более чем полувековая практика применения данного положения закона (в его различных, исторически обусловленных вариантах) показала, что, при условии добросовестного соблюдения буквы и духа закона, осуществление руководителями следственных подразделений контрольно-координирующего управленческого воздействия на организацию расследования преступления и процесс предварительного следствия, способствует существенному повышению эффективности и каче-

ства процессуальной деятельности следователя и не наносит урона его процессуальной самостоятельно-сти4.

Продуктивность решения партийно-политического руководства Союза ССР о создании в системе МВД следственного аппарата (принятого в контексте конкретно-исторического периода существования СССР) и действенность мер, направленных на повышение эффективности его деятельности, подтвердились уже в течение нескольких лет.

Так, на Всесоюзном совещании-семинаре руководящих работников МВД СССР (3—10 декабря 1971 г.) отмечалось, что итоги пятилетнего периода (исчисляемого с момента принятия упомянутого выше совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министерства СССР от 10 декабря 1965 г.) убедительно свидетельствуют о непрерывном возрастании роли следственного аппарата МВД в системе органов предварительного следствия.

При этом подчеркивалось, что количество уголовных дел, находившихся в производстве следователей МВД в 1971 г., по сравнению с 1965 г. увеличилось более чем в полтора раза. Если в 1965 г. органами МВД расследовано 66% уголовных дел от их общего количества, то в 1971 г. — уже 78%. В 1965 г. следователи МВД окончили расследование лишь 7% уголовных дел о хищениях в особо крупных размерах, а в 1971 г. — 66%.

В итоге, Коллегия МВД СССР, рассмотрев вопрос о ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министерств СССР от 10 декабря 1965 г. о мерах по улучшению деятельности следственного аппарата отмечала, что за истекшие пять лет при постоянном содействии партийных и советских органов осуществлен ряд мероприятий, направленных на укрепление следственного аппарата МВД СССР В результате, возросла его роль в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений; улучшился качественный состав кадров; повысилось их профессиональное мастерство5.

Важно и то, что на данном этапе возросла интенсивность научных исследований, предметом которых являлась организация и деятельность органов предварительного следствия. В числе работ фундаментального характера, вышедших в свет в 70—80-е годы, нельзя не отметить такие как: «Предварительное следствие в советском уголовном про-

цессе» (Н.В. Жогин, Ф.Н. Фаткуллин), «Работа следователя с доказательствами» (А.М. Ларин), «Расследование как процесс познания» (И.М. Лузгин) и многие иные научные труды по проблемам предварительного следствия, подготовленные А.П. Гуляевым, Р.С. Белкиным, Л.М. Карнеевой, М.С. Строго-вичем, Н.А. Якубович и другими учеными.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, пришедшая на смену Конституции СССР 1936 г. Новая Конституция 1977 г. рассматривалась как Основной Закон общества развитого социализма. В статье 6 данного Основного Закона провозглашалось, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, формулирующей внутреннюю и внешнюю политику.

Для правоохранительных органов, в том числе и органов предварительного следствия Союза ССР это означало, что процесс подбора, подготовки и расстановки кадров в данных органах исполнительной власти и организация их деятельности стали осуществляться не только под надзором органов прокуратуры и ведомственным процессуальным контролем, но и на вполне легальных основаниях — под постоянным контролем соответствующих партийных структур.

Период, условно ограниченный 1970—1980 годами, в истории следственного аппарата, Союза ССР характеризуется стабильной организацией системы расследования преступлений; ритмичной и результативной работой следственного аппарата; отлаженным механизмом подбора, подготовки и расстановки кадров; достаточно эффективной организацией информационного, научного и методического обеспечения следственной деятельности, осуществляемой в условиях стабильности действующего законодательства и социально-политической обстановки в стране.

Неофициальный мониторинг организации и деятельности следственного аппарата системы МВД СССР и МВД Российской Федерации позволяет предположить, что именно, в период 1970—1980 годов в МВД СССР существовала достаточно эффективная система подбора, подготовки, воспитания и расстановки кадров для органов предварительного следствия.

Об этом, в частности, может свидетельствовать тот факт, что значительное число сотрудников,

отобранных для работы в следственных подразделениях МВД СССР именно в этот период, в дальнейшем не только достигли значительных постов в органах внутренних дел и других правоохранительных органах, но и успешно продемонстрировали высокий уровень своей профессиональной квалификации в сфере научно-исследовательской деятельности, получив степени докторов и кандидатов наук.

В их числе: доктор юридических наук, профессор Гаврилов Б.Я., доктор юридических наук, профессор Гуляев А.П., доктор юридических наук, профессор Кондрашов Б.П., доктор юридических наук, профессор Мордовец А.П., доктор юридических наук, профессор Попов И.А. и многие другие.

После смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева (ноябрь, 1982) и последовавшей вслед за этим вынужденной и достаточно интенсивной сменой политических лидеров страны (Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев), произошедшей в 1982—1985 годах, уже к 90-м годам с нарастанием предкризисных явлений в экономике страны, началось формирование новой и достаточно сложной социально-политической реальности, в условиях которой в течение нескольких лет существенно обострилась криминогенная обстановка, возросло количество преступлений, изменилась структура преступной среды, значительным сегментом которой стала организованная преступность.

Так, по данным МВД СССР, опубликованным в печати, в 1988 г. по сравнению с предыдущим периодом в два раза возросло количество убийств при отягчающих обстоятельства, на 22% возросли случаи использования огнестрельного оружия при совершении преступлений, на 28% — разбойные нападения, на 52% — квартирные кражи, удвоились темпы роста преступности среди несовершеннолет-них6.

Одновременно с этим, в средствах массовой информации на волне провозглашенной Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым так называемой «перестройки и гласности», правоохранительные органы, в том числе и следственный аппарат, стали объектом постоянной, не всегда оправданной, а иногда и просто тенденциозной критики в средствах массовой информации.

К примеру, анализ полного массива номеров центральных газет («Правда», «Известия», «Московская правда» и некоторых иных), вышедших из печати в 1987, 1988 и 1989 годах (всего более полутысячи публикаций) показал, что подавляющее количество опубликованных материалов имело критический характер и акцентировало внимание (как правило, бездоказательно) на следующих недостатках, которые по мнению СМИ имели место в деятельности следственного аппарата:

• низкая эффективность работы;

• отсутствие должного уровня правового сознания сотрудников органов расследования;

• тенденциозность расследования;

• обвинительный уклон в деятельности органов расследования;

• бездеятельность органов расследования по фактам криминального характера;

• нарушения закона сотрудниками органов расследования, допущенные из личной корыстной заинтересованности, и многих других негативных явлениях якобы имевших место в деятель__7

ности следственного аппарата'. Одновременно с этим началась массированная информационная атака на Вооруженные силы СССР. Поводом для их дискредитации послужила посадка спортивного самолета под управлением гражданина ФРГ Матиуса Руста на Васильевском спуске Красной площади в г. Москва (май, 1987).

Таким образом, начался процесс внедрения в общественное сознание представлений о неэффективности государственных институтов Союза ССР, что в совокупности с некоторыми иными негативными факторами: интенсивными информационными вбросами о неэффективности советской системы государственного устройства и экономического уклада страны, негативного воздействия западной пропаганды и специальных проектов стран англосаксонской коалиции, имевших целью смену политического режима в СССР, и ряда просчетов руководства страны во внутренней и внешней политике, в течение нескольких последующих лет привело к распаду СССР.

Тем не менее, в этих сложных условиях, следственный аппарат МВД, КГБ и органов прокуратуры продолжал осуществлять свои процессуальные

функции и предпринял ряд мер, направленных на повышение эффективности предварительного расследования преступлений. Одной из них стало создание в следственных аппаратах специальных подразделений по расследованию преступлений, связанных с деятельностью организованных преступных групп.

Так, уже в 1988 году был создан соответствующий следственный отдел в структуре Следственного управления ГУВД Мосгорисполкома. Первым начальником данного следственного отдела был назначен Б.П. Кондрашев8.

Одновременно с этим деятельность органов предварительного следствия стала объектом внимания на XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза (28 июня — 1 июля 1988 года) и рассматривалась в контексте процесса последовательной демократизации советского общества и необходимости построения правового государства.

При этом подчеркивалось, что «заслуживает поддержки ... предложение о передаче уже в ближайшее время расследования основной массы уголовных дел в следственный аппарат МВД и выделение его в самостоятельную структуру, не подчиняющуюся органам милиции»9.

Одной из мер, предпринятых в этом направлении стала подготовка и публикация проекта Основ уголовно-процессуального законодательства Союза ССР и союзных республик и проекта Уголовно-процессуального кодекса РСФСР10.

Применительно к правовому регулированию процесса предварительного следствия, в проекте УПК РСФСР предполагалось, что функцией предварительного следствия должен обладать Главный следственный комитет СССР (ст. 30), из числа участников уголовного процесса исключался начальник следственного отдела; подозреваемым называлось лицо, «привлеченное к участию в деле в качестве подозреваемого» (ст. 41); определялся порядок задержания подозреваемого до возбуждения уголовного дела (ст. 100); предусматривались такие следственные действия как «эксперимент» (ст. 240) и «проверка показаний на месте» (ст. 244) и некоторые иные процессуальные новеллы, некоторые из которых в дальнейшем, в более четких и юридически выверенных процессуальных фор-

мах, вошли в действующий в этот период УПК РСФСР 1960 г., а затем и в ныне действующий УПК РФ.

Однако на данном этапе директивы XIX партийной конференции и теоретические разработки по проблемам совершенствования уголовно-процессуального законодательства Союза ССР и союзных республик и организации единого следственного аппарата не были реализованы на практике, в силу дестабилизации социально-экономической и политической обстановки в стране.

В 1988—1989 годах заметно усилились сепаратистские настроения в руководящих органах союзных республик. Образовалось несколько очагов межнациональной напряженности и вооруженных конфликтов в Армении, Азербайджане, республиках Средней Азии (Нагорном Карабахе, Фергане, Ошской области). Отдельные союзные республики, такие как Латвия, Литва, Эстония открыто демонстрировали нежелание оставаться в составе СССР Похожие настроения присутствовали у руководства Украины и Белоруссии.

Начался процесс рассогласования и конкуренции законодательства Союза ССР с законодательством союзных республик. Продолжало ухудшаться состояние экономики. Образовался острый дефицит отдельных товаров народного потребления. Стали вводиться талоны на предметы первой необходимости, включая продукты питания. Значительно возрос уровень теневой экономики.

В данной ситуации серьезно осложнились условия и организация деятельности следственного аппарата. Фактически перестала существовать единая централизованная система управления деятельностью следственных подразделений, т.к. в силу нарастающей дезинтеграции государственной власти, правоохранительные органы, в структуру которых входили органы предварительного следствия, все более и более ориентировались на политические позиции органов власти союзных республик и практически не реагировали на приказы и распоряжения центральных органов власти Союза ССР.

В результате, в деятельности органов предварительного следствия стали проявляться элементы местничества, политической ангажированности, тенденциозности в вопросах расследования преступлений.

В целях преодоления политического кризиса руководство Союза ССР во главе с М.С. Горбачевым, по договоренности с отдельными руководителями союзных республик, инициировало работу по подготовке проекта нового Союзного договора, который должен был прийти на смену Договору об образовании СССР 1922 г., что фактически приводило к распаду СССР.

Подписание нового Союзного договора предполагалось в августе 1991 г. Однако 18 августа 1991 года был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), который предпринял попытку воспрепятствовать курсу на ликвидацию Советского Союза, избранному руководителями ряда союзных республик: Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы, Грузии и некоторыми иными.

В состав ГКЧП вошли Г. Янаев (вице-президент СССР), В. Крючков (председатель КГБ СССР), Д. Язов (министр обороны СССР), Б. Пуго (Министр внутренних дел СССР) и ряд иных должностных лиц, занимавших высокие посты в органах государственной власти СССР

Из заявления ГКЧП, объявленного по центральному телевидению и опубликованному в печати (19 августа 1991 года) следовало, что М.С. Горбачев, находившийся на отдыхе в Крыму не в состоянии управлять государством, в стране вводиться чрезвычайное положение, временно прекращается деятельность общесоюзных органов власти, вся полнота государственной власти переходит ГКЧП, в столицу вводятся подразделения Вооруженных Сил. Предполагались и некоторые иные меры, направленные на преодоление политического кризиса в стране.

Однако усилия, предпринятые ГКЧП, по ряду объективных и субъективных причин не привели к достижению желаемых результатов. Более того, дальнейшее развитие событий привело к окончательной утрате доверия к центральным органам государственной власти и, как следствие, — к денонсации, т.е. расторжению Договора об образовании СССР от 30 декабря 1922 года, что означало прекращение существования СССР как суверенного государства и субъекта международных отношений. Правопреемницей СССР стала Российская Федерация.

Последовавшее вслед за этим расформирование центральных органов власти бывшего СССР самым непосредственным образом затронуло следственные подразделения, входившие в центральные аппараты Генеральной Прокуратуры СССР, МВД СССР и КГБ СССР, руководители и сотрудники которых были уволены в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Таким образом, к моменту прекращения существования Союза ССР, система органов предварительного следствия Советского Союза включала в себя следственные аппараты трех министерств и ведомств: Прокуратуры, МВД СССР и КГБ СССР.

Литература

1. Ведомости Верховного Совета СССР. 1963. № 16. Ст. 181.

2. Уголовно-процессуальное законодательство Союза ССР и РСФСР: теоретическая модель. М., 1990.

3. Иванов К.Д. Осуществление ленинских принципов в практической деятельности следственных аппаратов УВД Волгоградской области // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. ВСШ МВД СССР, Волгоград. 1970.

4. Мешков М.В. Процессуальное положение начальника следственного отдела в советском уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991.

5. Мурашов С.В. XX IV съезд КПСС и задачи дальнейшего совершенствования предварительного следствия в органах МВД СССР // Проблемы предварительного следствия. Вып. 1. МВД СССР. Волгоград. 1972.

6. Победкин А.В., Новиков Е.А. Руководитель следственного органа (процессуальные и организационные аспекты): монография. М.: Юрлитинформ, 2010.

7. Правда. 1989. 17 июля.

8. Проблемы предварительного следствия. Вып. 1. МВД СССР, Волгоград. 1972.

9. XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. Т. I. М., 1988.

References

1. Bulletin of the Supreme Soviet of the USSR. 1963. No. 16. St. 181.

2. The criminal procedure legislation of the USSR and the RSFSR: a theoretical model. M., 1990.

3. Ivanov K.D. implementation of the Leninist principles in the practical work of the investigative unit of the Department of internal Affairs of the Volgograd region // Materials of scientific-practical conference dedicated to 100 anniversary of Lenin's birth. Vssh MVD USSR, Volgograd. 1970.

4. Meshkov M.V. Procedural position of chief of investigations in the Soviet criminal trial: dis. kand. the faculty of law. Sciences. M., 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Murashov S.V. XX IV Congress of the CPSU and the tasks of further improvement of the preliminary investigation in the Ministry of internal Affairs of the USSR // problems of preliminary investigation. Vol. 1. OF THE USSR. Volgograd. 1972.

6. Pobedin A.V., Novikov E.A. the Head of the investigative body (the procedural and organizational aspects): monograph. M.: Yurlitinform, 2010.

7. True. 1989. July 17.

8. Problems of preliminary investigation. Vol. 1. USSR Ministry of internal Affairs, Volgograd. 1972.

9. XIX all-Union conference of the Communist party of the Soviet Union: stenographic report. T. I. M. 1988.

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1963. № 16. Ст. 181.

2 Иванов К.Д. Осуществление ленинских принципов в практической деятельности следственных аппаратов УВД Волгоградской области // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. ВСШ МВД СССР, Волгоград. 1970. С. 63.

3 Мурашов С.В. XX IV съезд КПСС и задачи дальнейшего совершенствования предварительного следствия в органах МВД СССР // Проблемы предварительного следствия. Вып.1. МВД СССР Волгоград. 1972. С. 26.

4 Подробнее см.: Мешков М.В. Процессуальное положение начальника следственного отдела в советском уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991; Победкин А.В., Новиков Е.А. Руководитель следственного органа (процессуальные и организационные аспекты): монография. М.: Юрлитинформ, 2010.

5 Проблемы предварительного следствия. Вып. 1. МВД СССР, Волгоград. 1972. С. 4—5.

6 Правда. 1989. 17 июля.

7 Мешков М.В. Процессуальное положение начальника следственного отдела в советском уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С.266-272.

8 В последствии Б.П. Кондрашев замещал должность заместителя начальника ГУВД г Москвы, а в 1997 году занял пост руководителя Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации в ранге заместителя Министра юстиции.

9 XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. Т. I. М., 1988.

10 Уголовно-процессуальное законодательство Союза ССР и РСФСР: теоретическая модель. М., 1990.

J V

Адвокатская этика

ы*м t агли

Учебник

ч г

Адвокатская этика. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник. Гриф НИИ образования и науки. / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 303 с.

Раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики адвоката. Всесторонне рассматриваются этико-психо-логические особенности личности и деятельности адвоката, морально-психологические аспекты оказания им консультационных услуг, защиты прав и интересов граждан в суде. Даются практические рекомендации по формированию профессионального имиджа, преодолению профессиональной деформации, использованию методов правомерного психологического воздействия на участников уголовного и гражданского процесса. Освещаются вопросы истории этических установок в адвокатской деятельности и отношения к адвокатской профессии.

Для студентов и аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих адвокатов, стажеров и помощников адвокатов, слушателей курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.