Научная статья на тему 'Служба дознания в 1959-1963 гг'

Служба дознания в 1959-1963 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
759
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЗНАНИЕ / INQUIRY / ИСТОРИЯ / HISTORY / МИЛИЦИЯ / MILITIA / РЕФОРМА / REFORM / СЛЕДСТВИЕ / СЛУЖБА ДОЗНАНИЯ / INQUIRY SERVICE / INQUEST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маков М.А.

Статья посвящена истории появления и исчезновения службы дознания в советских органах внутренних дел в 1959-1963 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inquiry Service in 1959-1963

The article is devoted to the history of appearance and disappearance of inquiry service in the Soviet bodies of internal affairs in 1959-1963.

Текст научной работы на тему «Служба дознания в 1959-1963 гг»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СЛУЖБА ДОЗНАНИЯ В 1959-1963 ГГ.

М.А. Маков,

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, главный эксперт-специалист

ОШУ МВД России

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве Научный руководитель: А.М. Артемьев, доктор юридических наук

E-mail: MVD0313@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена истории появления и исчезновения службы дознания в советских органах внутренних дел в 1959—1963 гг.

Ключевые слова: дознание, история, милиция, реформа, следствие, служба дознания.

INQUIRY SERVICE IN 1959-1963

M.A. Makov,

post-graduate of chair of state and law disciplines, Academy of Management of the Interior Ministry of Russia

Annotation. The article is devoted to the history of appearance and disappearance of inquiry service in the Soviet bodies of internal affairs in 1959-1963.

Keywords: inquest, inquiry, inquiry service, history, militia, reform.

В конце 1950-х годов накануне принятия Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (далее — Основы) в стране развернулась широкая дискуссия по реформированию законодательства, в частности, уголовного судопроизводства. Рассматривались различные варианты, касающиеся предварительного следствия и дознания. Ввиду того, что в органах внутренних дел уже несколько лет достаточно успешно функционировала полноценная служба расследования, получившая наименование следствия, встал вопрос о ее будущем.

Поводом для широкомасштабной дискуссии о месте следствия в новом законодательстве послужила статья М.В. Барсукова в февральском номере журнала «Советское государство и право» за 1957 г. [1, с. 33-43].

М.В. Барсуков подверг критике «разобщение органов дознания и предварительного следствия», вызывающее дублирование в работе следственного аппарата милиции и прокуратуры. Он призвал избавиться от такого параллелизма, ведущего помимо прочего «к значительному удорожанию для государства стоимости содержания следственного аппарата». Предложение Барсукова заключалось в том, что

«функции следствия по уголовным делам должны быть переданы либо одному из существующих органов, либо для этих целей необходимо создать новый орган». При этом он обращал внимание на то, что «надзор за следствием прокуратура сможет осуществлять лишь при условии, если следственный аппарат не будет частью аппарата самой прокуратуры», и склонялся к мнению, что «предварительное следствие по уголовным делам следовало бы сосредоточить в органах милиции».

Учитывая, что М.В. Барсуков занимал должность начальника Главного управления милиции (далее — ГУМ) МВД СССР, в составе которого находился Следственный отдел, и таким образом являлся руководителем всей службы милицейского следствия, его мнение имело определенный вес.

Большинство участников развернувшейся дискуссии поддерживали целесообразность создания единого следственного органа, но расходились в вопросе его принадлежности к той или иной структуре.

Критика предложенного Барсуковым варианта организации всего следственного аппарата в системе МВД послужила поводом к обращению внимания и на то, что производство предварительного следствия сотрудниками милиции противоречит

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

законодательству. Основная часть ученых подвергла это обстоятельство критике: «Советское законодательство всегда разграничивало следствие и дознание... Нигде в законе не сказано о милиции как о следственном органе. На нее возлагается лишь дознание по малозначительным делам... Следственный аппарат милиции — «незаконнорожденное дитя». Он создан не в силу закона, а вопреки ему» [2, с. 21-22].

Неправомерность нахождения в милиции службы следствия была понятна и милицейским руководителям. Так, начальник Управления МВД г. Москвы полковник В.Г. Абрамов написал 31 августа 1956 г. Министру внутренних дел Н.П. Дудорову обширную докладную записку, в которой, в частности, указывал, что «двойственность функций МВД: с одной стороны, как органа дознания и, с другой — следствия, породила в системе МВД вопреки закону самостоятельные следственные отделы, введенные как структурные единицы с 1951 г. бывшим руководством МГБ СССР по подобию следственных аппаратов МГБ» [3, л. 4].

Когда в июне 1958 г. был опубликован проект Основ, стало ясно, что поддержки не получила ни идея создания единого следственного органа, ни идея легализации незаконно созданной службы милицейского следствия.

Статья 27 проекта Основ определяла, что «предварительное следствие по уголовным делам производится следователями прокуратуры, а по делам о преступлениях, предусмотренных статьями. Закона о государственных преступлениях, также следователями органов государственной безопасности.

Производство предварительного следствия обязательно по делам о государственных и воинских преступлениях, а также о других преступлениях, перечень которых устанавливается законодательством союзных республик.

По делам, по которым согласно законодательству союзных республик обязательно предварительное следствие, органы дознания производят неотложные действия по закреплению следов преступлений и иных доказательств, обнаружению и задержанию преступника, после чего дела передаются следователю.

Дознание производится милицией и иными учреждениями и должностными лицами, на которых это возложено законодательством СССР и союзных республик» [4, с. 17-25].

Редакция Основ, не включающая в состав субъектов предварительного следствия милицейских следователей, секретом для МВД не являлась, так как участие в их подготовке принимала и группа со-

трудников МВД СССР, среди которых был начальник Следственного отдела ГУМ С.М. Гилим.

После утверждения Основ 25 декабря 1958 г. существование следователей в органах внутренних дел становилось уже недопустимым.

Решение проблемы было найдено — ничего не меняя, просто переименовать службу следствия в службу дознания, ведь милицейское следствие и было по своей сути именно дознанием и ничем иным.

Была дана соответствующая команда, и начальник Следственного отдела ГУМ МВД СССР полковник милиции С.М. Гилим 26 января 1959 г. подготовил проект приказа, который согласовывался более месяца.

Наконец 28 февраля Министр внутренних дел СССР Н.П. Дудоров подписал приказ № 107 «О переименовании в органах милиции следственных отделов-отделений в отделы-отделения дознания»:

«1. Существующие в органах милиции следственные отделы-отделения переименовать в отделы-отделения дознания.

2. Переименовать должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам соответственно в должности оперуполномоченных, оперуполномоченных по особо важным делам, старших оперуполномоченных по особо важным делам» [5, л. 137].

Следует отметить, что с 1960 г. в подразделениях дознания горрайорганов должности стали именоваться как оперуполномоченный (старший оперуполномоченный) по дознанию (в аппаратных подразделениях остались прежние).

Таким образом, 28 февраля 1959 г. стало днем рождения дознания именно как четко структурированной службы с соответствующим названием, а не функции органов внутренних дел, как было до этого момента.

Смена названия службы не сказалась на компетенции — оперуполномоченные дознания продолжали расследовать те же составы преступлений, что и упраздненные следователи. Приказ УВД Кемеровского облисполкома от 22 января 1960 г. № 47 «О поощрении начальника отделения дознания Кисилевского ГОМ капитана милиции т. Рогозина П.Т.» иллюстрирует это: «Работая в должности начальника отделения дознания Кисилевского ГОМ с августа месяца 1959 г. т. Рогозин добился резкого улучшения в работе аппарата дознания. Наряду с постоянным контролем за подчиненными работниками т. Рогозин за 4-й квартал 1959 г. лично закончил дознание по 25 уголовным делам, в процессе

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

расследования которых раскрыл убийство девочки Авасовой, разоблачил убийцу Бабарыкина и раскрыл три разбойных нападения и две кражи госимущества» [6, л. 64].

В соответствии с Основами во всех союзных республиках были приняты уголовно-процессуальные кодексы; УПК РСФСР вступил в действие с 1 января 1961 г. [7].

Руководство МВД РСФСР уделяло внимание повышению роли аппаратов дознания в борьбе с уголовной преступностью. Приказ от 6 января 1962 г. требовал укрепить кадры аппаратов дознания и «впредь на должности оперативных работников дознания назначать лиц, имеющих высшее или среднее юридическое образование. Организовать обязательное обучение вновь принятых сотрудников методам агентурно-оперативной работы». Приказ возложил на оперуполномоченных дознания наравне с сотрудниками ОУР, ОБХСС ответственность за раскрываемость преступлений и определил, что «возбуждение уголовных дел и расследование по ним производить, как правило, силами оперативных работников дознания. В тех органах милиции, где их нет, расследование по делам поручать наиболее подготовленным сотрудникам других служб, организовать их обучение методике расследования преступлений. В течение трех месяцев от этой категории сотрудников милиции принять зачеты по знанию ими УК и УПК РСФСР» [8, л. 88-93].

22 февраля 1962 г. министерства внутренних дел союзных республик были переименованы в министерства охраны общественного порядка.

Существование службы дознания было недолгим — всего четыре года.

Практика применения нового УПК свидетельствовала о том, что основной массив уголовных дел по-прежнему расследовала милиция. Это послужило основанием для создания милицейского следствия — на этот раз уже на законодательной основе.

17 августа 1962 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление № 900-387 «О мерах по улучшению деятельности советской милиции», которое предусматривало подготовку «предложения о распространении процессуальных норм, установленных для предварительного следствия, на органы дознания милиции и расширение их подследственности по делам, связанным с хищением социалистической собственности, разбоем, грабежом и др.» [9, л. 219-231].

Прокуратура СССР, Верховный суд СССР и Юридическая комиссия при Совете Министров СССР подготовили и направили в ЦК КПСС предложения о предоставлении органам внутренних дел

права производства предварительного следствия с соответствующими проектами изменений УПК РСФСР.

По поручению Секретариата ЦК КПСС предложения рассматривала весьма представительная команда руководителей высшего звена, включавшая секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС А.Н. Шелепина, секретаря ЦК КПСС, заведующего отделом ЦК КПСС В.Н. Титова, заведующего отделом административных органов ЦК КПСС (курировавшего армию, КГБ, МВД, суд и прокуратуру) Н.Р. Миронова, с участием Генерального прокурора СССР, члена ЦК КПСС Р. А. Руденко. 18 февраля 1963 г. они подготовили записку в ЦК КПСС: «Считаем возможным принять эти предложения и одобрить внесенные проекты Указов Президиума Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета РСФСР. Намечаемые мероприятия будут служить интересам дальнейшей демократизации правосудия и укреплению социалистической законности, позволят иметь в стране единый процессуальный режим расследования уголовных дел, дадут возможность органам Прокуратуры СССР усилить надзор за следствием и дознанием в органах охраны общественного порядка» [10, л. 162].

Подготовленные проекты постановления ЦК КПСС и Указов Президиума Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета РСФСР были обсуждены с прокурорами и министрами охраны общественного порядка всех союзных республик, которые также поддержали инициативу.

8 марта 1963 г. Общим отделом ЦК КПСС материалы по вопросу создания следственного аппарата в органах внутренних дел были подготовлены к рассмотрению на заседании Президиума ЦК КПСС, которое состоялось 4 апреля 1963 г.

Президиум ЦК КПСС одобрил вышеуказанные предложения, в этот же день было принято постановление ЦК КПСС «О предоставлении права производства предварительного следствия органам министерств охраны общественного порядка союзных республик»:

«1. Принять предложение Прокуратуры СССР, Верховного суда СССР и Юридической комиссии при Совете Министров СССР о предоставлении права производства предварительного следствия органам министерств охраны общественного порядка союзных республик.

Одобрить проект Указа Президиума Верховного Совета СССР по этому вопросу и проект Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (прилагаются). Рекомендовать Президиу-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

мам Верховных Советов других союзных республик внести соответствующие изменения в республиканские уголовно-процессуальные кодексы.

2. Разрешить министерствам охраны общественного порядка союзных республик создать следственные управления (отделы) с соответствующими подразделениями на местах за счет общей штатной численности органов и учреждений этих министерств и частичной передачи им штатной численности следователей из органов прокуратуры.

3. Обязать министерства охраны общественного порядка союзных республик укомплектовать следственные аппараты квалифицированными работниками, имеющими необходимую юридическую подготовку и обеспечить надлежащую организацию работы следователей в соответствии с требованиями советских законов.

4. Обязать Прокуратуру СССР (т. Руденко) усилить прокурорский надзор за соблюдением законности в работе органов следствия и дознания министерств охраны общественного порядка союзных республик, выделив для этого квалифицированных прокурорских работников» [11, л. 156-157].

6 апреля 1963 г. решение партии получило законодательное воплощение в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка» [12], а 15 апреля 1963 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» [13]. Изменения вступали в силу с 1 июля 1963 г. Эти решения поставили логическую точку в многолетних спорах, выступив правовой основой для функционирования службы следствия в органах внутренних дел.

Бюджету страны тяжело было обеспечить функционирование в милиции двух служб предварительного расследования. К тому же кадров для вновь создаваемой службы следствия просто не было — все следователи в 1959 г. перешли в дознание. В итоге метаморфоза с превращением повторилась — теперь дознаватели стали следователями. И вновь служба просто поменяла вывеску. Вся численность службы дознания была передана следствию. Плюс дополнительные штаты были добавлены как за счет МООП РСФСР и союзных республик, так и за счет штатов прокуратуры.

Штаты следственных подразделений в субъектах РСФСР и в дорожных отделах (с упразднением подразделений дознания) были введены приказами МООП РСФСР от 19—24 июня 1963 г. [14].

В общей сложности на организацию службы следствия было выделено 12 710 единиц численно-

сти милиции по государственному бюджету и 1647 единиц штатной численности следователей органов прокуратуры в соответствии с постановлением Совета Министром СССР от 4 июля 1963 г. № 735 «О частичной передаче штатной численности следователей органов Прокуратуры СССР министерствам охраны общественного порядка союзных республик» [15, л. 9-10]. Общая численность милицейского следствия составила 14 357 единиц.

С развитием следственных подразделений дознанию опять суждено было стать лишь функцией органов внутренних дел.

Литература

1. Барсуков М.В. За дальнейшее совершенствование организации и деятельности советской милиции // Советское государство и право. 1957. № 2.

2. Бердичевский Ф., Чистяков О. О реорганизации предварительного следствия // Социалистическая законность. 1957. № 7.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-9415. Оп. 3. Д. 1125.

4. Проект Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик // Социалистическая законность. 1958. № 6.

5. ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 1551.

6. Архив ГУ МВД России по Кемеровской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 131. Т. 1.

7. Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.

8. Центральный архив МВД России (ЦА МВД России). Ф. 27. Оп. 1. Д. 105.

9. ЦА МВД России. Ф. 27. Оп. 1. Д. 124.

10. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 3. Оп. 16. Д. 254. 11. РГА-НИ. Ф. 3. Оп. 16. Д. 254.

12. Ведомости ВС СССР, 1963. № 16. Ст. 181.

13. Ведомости ВС РСФСР, 1963. № 15. Ст. 28.

14. ЦА МВД России. Ф. 27. Оп. 1. Д. 172. Л. 158-241; Д. 173. Л. 1-198; Д. 174. Л. 1-43, 74-121, 126-138; Д. 175. Л. 1-120, 124-246; Д. 176. Л. 13-70.

15. ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 97. Д. 1439.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.