ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Ю.М. ШИНИН
первый заместитель начальника Следственного департамента МВД России, генерал-майора юстиции
Аннотация. Анализируется деятельность органов внутренних дел по расследованию преступлений на различных этапах их исторического пути. На примере резонансных уголовных дел получил свое освещение вопрос о современном состоянии и показателях работы органов предварительного следствия МВД России. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности соответствующие правоприменители, а также обозначены перспективы развития названных следственных подразделений.
Ключевые слова: этапы развития органов предварительного следствия, следствие, дознание, следственный аппарат органов внутренних дел, реформа уголовного судопроизводства.
BODIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION
IN THE INTERIOR MINISTRY SYSTEM OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE
YUM. SHININ
First Deputy Head Investigative Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Major General ofJustice
Annotation. The article analyzes the activities of internal affairs bodies to investigate crimes at various stages of their historical path. By the example resonant criminal cases received his elucidation the question of the current status and indicators of the preliminary investigation of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Identified problems faced in their respective activities enforcers, as well as, the prospects of development of these investigative units.
Key words: development stages of bodies of preliminary investigation, the investigation, inquiry, investigation unit of the Interior, the reform of the criminal justice.
6 апреля исполнилось 50 лет со дня образования следственного аппарата Министерства внутренних дел. Это хороший повод, чтобы вспомнить наиболее важные этапы развития органов предварительного следствия, оценить достигнутое и определить задачи на видимую перспективу.
До 1860 г. расследование всех общеуголовных преступлений в Российской Империи производилось полицией.
Указом императора Александра II от 8 июня 1860 г. была проведена реформа предварительного расследования, в ходе которой впервые учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось следствие по всем преступлениям, относящимся к ведению судов.
В полиции функционировало дознание. Следователь мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания. Он был вправе поручить полиции производство дознания и собирание иной информации.
После октября 1917 г. эта система была полностью упразднена. Предварительное расследование
осуществляли следственные комиссии окружных судов, а также народные судьи. Следственные комиссии в полном составе возбуждали и прекращали уголовные дела, избирали и изменяли меру пресечения, выносили постановление о придании суду.
В октябре 1918 г. к компетенции рабоче-крестьянской милиции отнесено расследование дел, подследственных народным судам или следственным комиссиям. В структуру уголовного розыска были введены должности следователей. Необходимо отметить, что среди следователей уголовного розыска того времени работали такие выдающиеся люди, как чемпион мира по шахматам А.А. Алехин, писатель М.М. Зощенко.
Уголовно-процессуальный кодекс 1922 г. возложил расследование преступлений на народных следователей, следователей, состоящих при революционных трибуналах, военных следователей и следователей по важнейшим делам наркомата юстиции.
Начался новый период поиска оптимальной модели предварительного следствия. В 1928 г. следователей подчинили прокурорам. В 1933 г. прокурату-
ра СССР стала самостоятельным государственным органом, обладающим следственным аппаратом. В тоже время, нижестоящие органы прокуратуры и состоявшие при них следователи продолжали находиться в системе наркомата юстиции.
При этом большую часть преступлений расследовала милиция, которой прокурор мог поручить провести расследование любого уголовного дела в полном объеме.
В результате, непосредственно перед Великой Отечественной войной, в аппаратах уголовного розыска и БХСС вновь создаются следственные подразделения.
В послевоенное время, из-за малочисленности следственного аппарата прокуратуры, предварительное следствие по большинству уголовных дел осуществляла милиция.
В 1959 г., в ходе очередной реформы уголовного судопроизводства, следственные подразделения в органах внутренних дел были ликвидированы. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР 1960 г. правом предварительного следствия наделялись только следователи прокуратуры и госбезопасности.
Однако, следователи прокуратуры по объективным причинам не могли обеспечить расследование всех отнесенных к их ведению преступлений. Практически функции предварительного следствия выполняла милиция. Уголовные дела передавались прокурору после того, как основной объем работы по ним был завершен.
6 апреля 1963 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР право производства предварительного следствия было предоставлено органам охраны общественного порядка. С этого момента начался первый этап становления современного следственного аппарата органов внутренних дел. В его компетенцию первоначально вошло расследование общеуголовных преступлений. В дальнейшем к ведению следователей органов внутренних дел были отнесены наиболее сложные дела о хозяйственных преступлениях (1965 г.), преступления несовершеннолетних (1978 г.).
Следователям органов внутренних дел приходилось расследовать сложнейшие уголовные дела о хищениях государственной собственности в особо крупных размерах, а также убийства, совершенные несовершеннолетними, за которые предусматривалась смертная казнь.
С конца 80-х гг. недавно завершившегося столетия начался второй этап деятельности органов предварительного следствия. В следственном аппарате стали стремительно нарастать критические явления, обусловленные слабостью материальной и учебной базы, общей неопределенностью положения следствия в правоохранительной системе. За период с 1988 по 1992 г.г., в связи с ростом преступности, произошел резкий скачок нагрузки. Она возросла более чем в три раза, с минимальной до максимальной за всю историю существования следственных подразделений МВД.
Это совпало с распадом Советского Союза, дестабилизацией судебно-следственной практики, изменением подходов прокуроров и судей к оценке доказательств, разрешению многих вопросов уголовного процесса. Совокупность этих факторов поставила следственный аппарат на грань глубочайшего кризиса. Усилился отток профессиональных кадров. За период с 1988 по 1997 г.г. из органов внутренних дел уволилось более 40 тыс. следователей, 12 тыс. из них перешли в другие службы. В значительной части регионов кадровый состав обновлялся за это время по 2—3 раза. Непрерывно ухудшались результаты работы по раскрытию преступлений, снизилось качество следствия.
В мае 1992 г. вопрос о неотложных мерах по улучшению деятельности следственных аппаратов рассмотрен на коллегии Министерства внутренних дел, определены конкретные меры по устранению недостатков, разработана программа организационно-штатных и материально-технических мероприятий по укреплению следственных подразделений. Однако, в условиях опережающего роста преступности и коренной ломки социально-экономических отношений это оказалось недостаточным.
Значительные перемены в деятельности следствия связаны с принятием в 1996 г. нового Уголовного кодекса Российской Федерации. Существенные изменения уголовного закона, связанные с обновившейся социально-экономической и правовой политикой государства, требовали от следователей идти в ногу со временем. Новеллы были внесены как в общую, так и особенную часть кодекса. Де-криминализовано большое количество деяний. Изменены диспозиции ряда традиционных для следователей органов внутренних дел статей Уголовного кодекса. Это значительно усложнило условия нашей деятельности и привело к необходимости принятия
дополнительных мер по совершенствованию следственной работы.
Достигнуть определенного положительного изменения ситуации позволили дополнительные меры по реформированию следственного аппарата, предпринятые в 1998 г..
Третий, не менее сложный и, можно сказать, революционный этап начался со вступления в силу в 2002 г. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Принципиальная новизна ряда его положений, существенное повышение уровня требований к формированию доказательств на стадии досудебного производства заметно затруднили работу следователей.
Отдельные полномочия прокуратуры были переданы судебной власти, в частности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста, проведение обыска и выемки.
Ситуация осложнялась и тем, что процессуальный закон продолжал меняться буквально «на ходу». Уже в мае 2002 г. внесены изменения в 69 статей еще не вступившего в силу кодекса, не считая приложений. За первые полтора года своего существования УПК подвергался корректировке пять раз, что явно не способствовало стабилизации практики его применения.
Существенное усложнение процедуры расследования, наличие на тот период значительного числа внутренних противоречий в уголовно-процессуальном законе повлекли определенное ухудшение результатов деятельности органов предварительного следствия. По итогам 2002 г. количество направленных с обвинительным заключением в суд дел сократилось почти на треть. В той же пропорции увеличился массив прекращенных дел. Чаще стали допускаться нарушения законности. Достаточно сказать, что число лиц, оправданных по делам следователей органов внутренних дел возросло более чем на 80%. Переломить ситуацию удалось лишь два года спустя.
Принятие Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ потребовало реорганизации всей системы процессуального ведомственного контроля.
Прокурор утратил полномочия, связанные с производством следственных действий и принятием решений, определяющих движение уголовного дела. Полноценным участником уголовного процесса становится руководитель следственного органа.
Испытанием стало и проведение в 2010— 2011 г.г. организационно-штатных мероприятий, в ходе которых численность органов предварительного следствия Министерства сократилась почти на 9 тыс., с 54,3 до 45,5 тыс. штатных единиц. Это повлекло сокращение количества следственных подразделений с соответствующим увеличением зон обслуживания и нагрузки на следователей.
Сегодня можно с уверенностью сказать: органы предварительного следствия справились с выпавшими на их долю трудностями. Серьезных сбоев в работе механизма уголовного судопроизводства допущено не было.
В настоящее время следственный аппарат органов внутренних дел существует как крупная, работоспособная структура. Ежегодно наши следователи принимают к производству порядка 2 млн. уголовных дел. В прошедшем году в суд направлено более 340 тыс. уголовных. Это 75% от всего количества уголовных дел, направляемых в суд следователями всех правоохранительных органов.
Оценивая результаты деятельности следователей органов внутренних дел на сегодняшний день, мы можем констатировать тенденцию к их улучшению. Основные параметры следственной работы, такие как качество и сроки расследования, уровень соблюдения законности, остаются стабильными, либо имеют тенденцию к улучшению.
Так, за прошлый год улучшилось положение дел с соблюдением законности при расследовании уголовных дел. Стабилизировалось качество предварительного следствия. Увеличился удельный вес уголовных дел, направленных в суд.
На сегодняшний день органы предварительного следствия МВД России обладают достаточным потенциалом, чтобы эффективно решать задачи борьбы с преступностью, на высоком профессиональном уровне расследовать тяжкие и особо тяжкие преступления.
Это подтверждают и примеры успешного расследования непосредственно Следственным департаментом сложных и объемных дел.
1. В 2003 г. была раскрыта преступная деятельность международного преступного сообщества, организовавшего каналы контрабандных поставок кокаина с территории стран Латинской Америки в Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии транзитом через территорию России. Всего в России и Великобритании из незакон-
ного оборота изъято более 60 килограмм кокаина и свыше 3 тонн метаквалона в таблетках и порошке. Материалы исполненного российской стороной международного следственного поручения были использованы в судебном процессе в Ливерпульском королевском суде, что позволило признать всех английских членов преступного сообщества виновными в инкриминируемых им деяниях и назначить наказание в виде лишения свободы в общей сложности в девяносто девять с половиной лет.
В России один из организаторов преступного сообщества и трое активных его членов осуждены к длительным срокам лишения свободы (от 18 до 21 года).
2. В 2006 г. и феврале 2007 г. вынесены обвинительные приговоры по трем уголовным делам в отношении восьми участников международной организованной группы под руководством Ляшен-ко, которые изготавливали поддельные кредитные и расчетные карты платежных систем VISA, MasterCard, American Express. Эти поддельные платежные документы члены группы использовали для оплаты дорогостоящих покупок в США, Франции, Польше и других странах. В группировку входили граждане России, Украины и Белоруссии.
По признанию оказывавших помощь в расследовании сотрудников правоохранительных органов Европы и США, в мировой практике ранее не существовало уголовных дел такого масштаба в отношении «кардеров» — т.е. лиц, занимающихся изготовлением и сбытом поддельных платежных карт, а также совершающих мошенничество с использованием таких карт или их реквизитов.
3. В апреле 2007 г. вступил в законную силу приговор Балаковского городского суда Саратовской области по уголовному делу в отношении группы российских хакеров, вымогавших денежные средства у британских онлайновых букмекерских компаний и казино путем блокирования их серверов с помощью ДОС-атак. Затем в адрес «атакованной» компании поступали электронные письма с требованиями перечислить значительные суммы денег в один из банков Латвии, после чего атаки на сайт обещалось прекратить. Установлено, что команда на запуск вредоносных компьютерных программ осуществлялась с территории России. Общая сумма материального ущерба, причиненного английским компаниям, составила более 7,5 миллионов фунтов стерлингов.
4. В 2008 г. направлено в суд уголовное дело по обвинению руководителей ЗАО «Брынцалов-А» в незаконной предпринимательской деятельности при производстве контрафактных лекарственных средств с извлечением дохода в особо крупном размере и использовании при этом чужих товарных знаков. В ходе расследования удалось ликвидировать крупнейший канал поступления на российский рынок производимых промышленным способом фальсифицированных лекарств, которых изъято более 200 т. По делу вынесен обвинительный приговор.
5. В 2012 г. в суд направлено уголовное дело в отношении Абдуллаева А.К. и других (всего 13 человек) участников межрегиональной ОПГ, занимавшейся массовым изготовлением и сбытом поддельных банковских билетов достоинством 1 тыс. рублей. Ликвидированы 3 подпольные типографии в Республике Дагестан и г. Москве. Изъято из оборота 8,5 млн. руб. фальшивых денег.
6. Закончено расследование дела по обвинению генерального директора двух компаний, входящих в холдинг энергетического машиностроения «Энер-гомаш», Степанова А.Ю. в покушении на хищение имущества ОАО «Энергомашкорпорация» (г. Белгород) стоимостью около 2 млрд. руб. и использовании управленческих функций вопреки интересам ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго» (г. Москва). Приговором Пресненского районного суда г. Москвы от 29 октября 2012 г. Степанов А.Ю. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 201 и ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ и приговорен к 4 годам 6 месяцам лишения свободы.
7. Направлено в суд дело в отношении начальника отдела поставок ФГУП Концерна «Росэнергоатом» Портнова, который, действуя в составе организованной группы, путем обмана членов конкурсной комиссии концерна «Росэнергоатом» совершил хищение денежных средств указанного предприятия в сумме 103 млн. 410 тыс. руб., выделенных на приобретение ручных манипуляторов, необходимых для комплектования хранилищ отходов ядерного топлива Курской и Ленинградской АЭС.
За всеми этими сухими цифрами тяжелейший кропотливый труд наших следователей, большинство из которых является выпускниками Московского университета МВД России.
Прежде чем завершить свое выступление, мне хотелось бы остановиться на вопросе, который, без-
условно, волнует всех присутствующих. Это создание единого самостоятельного следственного ведомства в Российской Федерации.
Напомню, что ожесточенные споры по данному вопросу продолжаются уже не одно десятилетие. Не обошлось без его обсуждения и на форумах, подобных тому, который мы проводим сегодня. Некоторые из присутствующих наверняка помнят апрельские дни 1993 г., наш 30-летний юбилей, когда в первом чтении уже был принят Верховным Советом РСФСР проект закона «О Следственном комитете».
Однако, не следует думать, что такое решение может быть принято в одночасье, без учета сложившейся социально-экономической и криминальной ситуации, без глубокой правовой и организационной его проработки. В ходе рассмотрения данного вопроса на Совете Безопасности Российской Федерации предложено продолжить разработку общих подходов к совершенствованию следственной ра-
боты в интересах качества предварительного следствия и раскрываемости преступлений. Они будут включать, в первую очередь, совершенствование УК и УПК для укрепления наиболее важных направлений следственной работы, усиление материально-технического обеспечения, повышение эффективности деятельности органа дознания.
Поэтому, уважаемые товарищи ученые, преподаватели и слушатели, хочу предостеречь вас от панических настроений, а также напомнить, что все мы правоприменители и, следовательно, должны выполнять свои обязанности в рамках имеющегося правового поля. Мы не вправе допустить сбоев механизма уголовного судопроизводства.
В заключение хочу поздравить весь профессорско-преподавательский состав с праздником и пожелать всего самого доброго, здоровья и счастья, успехов в нелегком, но очень важном труде. Ведь именно Вы воспитали не одно поколение следователей органов внутренних дел.
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ДОЗНАНИЯ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ: ПРОГНОЗЫ И СУЖДЕНИЯ
С.И. ГИРЬКО
начальник ВНИИ МВД России Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор
Аннотация. Анализируются вопросы правового регулирования процедуры производства дознания в сокращенной форме. Автор, поддерживая в целом позицию законодателя, указывает на несовершенство отдельных положений уголовно-процессуального закона, применение которых может существенно снизить эффективность расследования в упрощенной форме.
Ключевые слова: дознание, дознание в сокращенной форме, неотложные следственные действия, доказательства.
EXECUTION OF THE CONTRACTED FORM OF INQUIRY IN A CRIMINAL CASE: PROGNOSES AND OPINIONS
S.I. GIRKO
head of the Research Institute of Russia's Ministry of Internal Affairs, distinguished scientist of the Russian Federation, Doctor of Science (Law), professor
Annotation. The article gives an analysis of the legal mechanisms of contracted form of inquiry. Supporting the position of the legislators, the author points out the imperfect nature of certain provisions of the criminal procedure legislation, the application of which can seriously affect the effectiveness of the investigation in a simplified form. Key words: inquiry, contracted form of inquiry, urgent investigative actions, evidence.