Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
DOI 10.47643/1815-1329_2020_11_16
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ЭВОЛЮЦИИ ПОЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ АНДРУСЕНКО Ольга Владимировна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию эволюции земельных отношений в Московском государстве, особенностей правового регулирования видов феодального землевладения.
Abstract: The article is devoted to the study of the evolution of land relations in the Moscow state, the peculiarities of the legal regulation of the types of feudal land tenure.
Ключевые слова: исторический аспект, правовое регулирование, право земельной собственности, эволюция, виды земельной собственности.
Keywords: historical aspect, legal regulation, land ownership right, evolution, types of land ownership.
Вопросы, связанные с земельными отношениями, традиционно можно отнести к наиболее сложным и значимым в истории развития российского государства. На эволюцию земельных отношений в большей степени влияет исторический процесс их развития, специфика перехода к многообразию форм землевладения.
В период формирования Московского государства начинается этап возвышения Москвы и собирания всех русских земель. Московские князья поощряют бояр и других крупных землевладельцев приобретать земли в других княжествах. Именно в период эволюции Московского государства окончательно оформляется многообразие форм землевладения: земли дворцовые, государственные, вотчинные, поместные, монастырские.
Развитие феодальных экономических отношений в Московском государстве на начальном этапе происходило при достаточно низком уровне развития производительных сил, что обусловило отсталость развития земледелия. Уже в процессе феодализации земледельческих отношений возникает раскол общества на различные социальные группы. В этот период крупными землевладельцами были бояре, монастыри, князья - это господствующий класс и мелкие земледельцы - крестьяне-общинники и рабы-холопы как эксплуатируемый класс. Земля как основное сельскохозяйственное средство производства все больше оказывается в руках крупных землевладельцев - феодалов, становясь их частной собственностью, что способствует возрастанию их экономической мощи. Остальные средства производства также концентрируются в их руках. С другой стороны, у крестьян-общинников сохраняется часть земель, которая еще не стала частной собственностью феодалов, но постепенно они лишаются этого главного средства производства - земли.
В результате такого перераспределения производительных сил складываются аграрные отношения, основанные на частной собственности на землю у феодалов, несвободном труде холопов и полусвободном труде кре-
стьян. Наблюдается процесс экспроприации общинных земель феодалами. Крестьяне лишены права собственности на землю, но наделяются ею феодалами на праве пользования, владеют орудиями труда и являются основными производителями прибавочного продукта для крупных землевладельцев. Крестьяне, лишенные права собственности на землю, вынуждены осаживаться на частновладельческих землях - монастырских, вотчинных. Между крестьянином и феодалом устанавливались определенные отношения. Крестьяне получают от феодалов земельные наделы, зачастую сопровождающиеся так называемой «подмогой» - ссудой для начального этапа обзаведения хозяйством. Крестьянин получал от вотчинника землю, обрабатывал ее на свой страх и риск, но за пользование землей должен был отдавать часть урожая в натуральной форме. В данных отношениях владелец земли был сильной стороной и мог диктовать «слабому» крестьянину свои условия. За такой участок земли крестьянин попадал в зависимость от феодала и должен был нести определенные повинности в натуральной, денежной и отработочной формах. Экономически зависимый крестьянин, выполняя условия договора, мог уйти от землевладельца, для этого ему нужно было выплатить подмогу, оставить все постройки в порядке, а также заплатить пожилое.
Основным видом феодального землевладения были дворцовые и государственные земли. Дворцовые земли принадлежали князю как частному землевладельцу. На данном этапе довольно сложно было различить частное хозяйство князя и хозяйство государственное. Можно предположить, что на данном этапе эти земли сливались в одну категорию и их трудно отделить друг от друга. Источником пополнения этого земельного фонда являлось присвоение крестьянских общинных земель, конфискация земель у владельцев по разным причинам, завоевание новых земель и обращение их в государственный земельный фонд. Позднее, Соборное уложение четко разделило эти формы феодальной собственности. Дворцовые земли являлись собст-
Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
венностью царя и его семьи, а государственные принадлежали ему, как главе государства.
Бояре осваивали земли, которые давались им за службу Великим князем. Этими землями бояре могли распоряжаться по своему усмотрению: передаваемые по наследству эти земли на Руси назывались вотчинами. Вотчина с присущими ей правами (вотчинник мог владеть, пользоваться, распоряжаться своими землями) не являлась совершенно безусловным видом землевладения. Эта безусловность напрямую зависела от связи вотчинника с государственными служилыми обязательствами, они обязаны были нести службу, главным образом, военную. Вотчинников в данном случае можно рассматривать как вассалов Великого князя. Вотчина была не чем иным, как феодом или леном в западноевропейском понятии [2]. «Уложение о службе» в 1556 г. устанавливает равные обязанности как для вотчинников, так и для помещиков выставлять определенное размером земли количество вооруженных людей, а также личное участие в военной службе. Появляются вотчины выслуженные или жалованные, т.е. данные непосредственно за службу и под условием службы. Вотчины все больше приобретают характер условных земельных держаний, поскольку князья могли конфисковать вотчины в пользу государства в случае государственной измены боярина или его отъезда.
Еще одним видом вотчинного землевладения было монастырское, появившееся одним из первых на Руси, с момента как появляется христианство. Источником пополнения такого землевладения является пожалование и дарение. Именно пожалование земель князем с ранних времен довольно долгое время являлось основным крупным источником приобретения монастырями земли. Другим способом пополнения церковного имущества являлось пожалование земель «на помин души». Так вкладывали в монастыри свои земли князья, бояре, мелкие землевладельцы и крестьяне. Одной из особенностей монастырского землевладения являлось то, что монастырские земли не могли отчуждаться. Если земля попадала в монастырь, то никогда из него не выходила. Оправдывалось данное обстоятельство тем, что земли отдавались на вечный помин, а, следовательно, и вечное владение. Довольно распространенным способом пополнения монастырского землевладения являлось поступление владельца земли в монахи, а также залоговые операции. Не только в Европе, но и в России церковь являлась крупным ростовщиком, монастыри финансировали феодалов и в качестве обеспечения договора займа принимали в залог недвижимое имущество. Особенностью закладной в русском праве являлось то, что в случае невозврата в срок долга она превращалась в куп-
чую крепость. Заложенные земли уже не возвращались к своим владельцам. Вотчинные земли, попавшие в монастырь, теряли характер служилых, с которых платились повинности, поскольку монастыри пользовались привилегиями и иммунитетами. Вотчины, вышедшие из службы, уменьшали поступления в государственную казну, и в этом случае государство вынуждено предоставлять вотчинникам землю на поместном праве. Помимо этого, монастыри захватывали пустые незанятые земли и испрашивали на них у князя или царя жалованные грамоты. Все эти обстоятельства приводят к тому, что к концу XVII века монастырский земельный фонд поистине огромен. Попытки, предпринимаемые государством по ограничению земельного обогащения монастырями на данном этапе, весьма нерешительны, государство пыталось частично секуляризовать монастырские и церковные земли. Однако на Стоглавом соборе секуляризация была отвергнута. И только в более поздний период Соборным уложением 1649 г. был ограничен рост церковного землевладения вплоть до полного запрещения церквям и монастырям приобретать земли.
К XVI веку довольно быстро растет новый класс землевладельцев - служилые дворяне, которые пытаются сосредоточить в своих руках и землю, и средства производства, и труд крестьян. Даже в эту эпоху государство, укрепляя поместную службу, получало массу служилых людей, но, не имея большого количества свободных земель, вынуждено было раздавать не только государственные земли, но и дворцовые, т.е. те, которые принадлежали князю как частному владельцу. Поместное землевладение существенно отличается от вотчинного, особенно, на первых стадиях его развития, как в правовом, так и в хозяйственном значении. Земли, которые князья раздавали за службу, можно отнести к еще более условному землевладению, чем вотчины. Этими землями нельзя было распоряжаться, право владения ими заканчивалось с момента окончания службы. Земли назывались поместьями. Под поместьем подразумевается участок казенной или церковной земли, данной государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, т.е. как вознаграждение за службу и вместе как средство службы [1]. В зарубежном праве такие земли получили название бенефиция и не переходили по наследству. Таким образом, можно предположить, что верховным собственником такой земли было государство. Единственным правом дворянина было его право пользоваться и владеть землей. Распоряжаться ей он не мог, поскольку с прекращением службы земельное пожалование возвращалось в государственный земельный фонд для раздачи ее другим служилым людям. Соборное уложение 1649 г. внесло существенные изменения в право-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 11(191)
вое положение поместий, сблизив его с вотчиной. Дворянин, несший службу государству и получавший за это поместье в качестве жалования, мог после окончания службы рассчитывать на своеобразную пенсию [4]. Государство не оставляло ему прежнего поместья, а выдавало так называемое прожиточное поместье по определенной норме. На такое же поместье могла рассчитывать и вдова помещика, а также его сыновья пока сами не пойдут на службу и даже дочери до выхода их замуж. По Соборному уложению 1649 г. (гл. II ст.7) прожиточное поместье должно выдаваться вдове и детям изменника, если они не знали о преступлении: «А будет которая же-
Библиография:
на про измену мужа своего, или дети про измену же отца своего не ведали, и сыщется про то допряма, что они тоя измены не ведали..., наказания им не чинити, а на прожиток из вотчин и поместий им, что государь укажет» [ 3]. Именно Соборное уложение формирует институт распоряжения землей помещиком, поскольку вводит порядок обмена вотчин на поместья и разрешения сдачи прожиточного поместья.
Таким образом, особенности развития поземельных отношений напрямую отражают экономические, политические, социально-культурные процессы, происходящие в Московском государстве.
1. Ключевский В.О Курс русской истории: в 5 частях. Лекция XXXII. СПб., 1904-1922. 1146 с.
2. История государства и права России. Учебник для вузов/ отв. ред. Ю.П. Титов. М.: Былина, 1997. С.80.
3. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. - СПб.: тип. Второго отд-я Собств.е.и.в. канцелярии, 1830. Т.1.
4. Российское законодательство Х-ХХ веков / под общ. Ред. О.И. Чистякова. В 9 т. М.: Юридическая литература, 1985. Т.3. С.78.