Степанова Елена Евгеньевна
референт ГУ МВД России по Иркутской области [email protected]
Stepanova Elena Evgenievna
Referent of the main department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Irkutsk region
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
Введение: статья посвящена реализации правовой политики Российского государства на колонизируемых северо-западных территориях Северной Америки. Отмечены геополитические особенности северо-западных территорий Северной Америки, а также причины их добровольной уступки в пользу США.
Материалы и методы: источниковую базу исследования составили нормативно-правовые акты, регламентирующие колонизацию северо-западных территорий Северной Америки, доктринальные разработки по теории государства и права в области государственного устройства, организации государственной власти. При подготовке статьи использовались общенаучные и частнонаучные методы исследования, в том числе диалектический, антропологический, формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой методы.
Результаты исследования: сформулированы выводы об особенностях реализации правовой политики России на северо-западных территориях Северной Америки, обозначены причины уступки данных территорий США, определено как положительное, так и отрицательное значение существования северо-западных территорий Северной Америки для Российского государства.
Выводы и заключения: автором сформулированы основные предпосылки добровольного отказа Российского государства от северо-западных территорий Северной Америки. Обозначено историко-правовое значение существования северо-западных территорий Северной Америки.
Ключевые слова: колонизация, Северная Америка, Аляска, Российско-Американская компания, Русская Америка, северо-западные территории Северной Америки, культурное наследие.
HISTORICAL AND LEGAL SIGNIFICANCE OF THE MANAGEMENT
OF THE RUSSIAN STATE BY THE NORTH-WESTERN TERRITORIES
OF NORTH AMERICA
Introduction: the article is devoted to the implementation of the legal policy of the Russian state in the colonized Northwest Territories of North America. The geopolitical features of the northwestern territories of North America, as well as the reasons for their voluntary concession in favor of the United States, are noted.
Materials and methods: The source base of the research was made up of normative legal acts regulating the colonization of the northwestern territories of North America, doctrinal developments
on the theory of state and law in the field of state structure, organization of state power. When preparing the article, general scientific and private scientific research methods were used, including dialectical, anthropological, formal-legal, system-structural, comparative-legal methods.
Results of the study: conclusions are formulated about the peculiarities of the implementation of Russia's legal policy in the northwestern territories of North America, the reasons for the cession of these territories to the United States are indicated, the results of both positive and negative significance of the existence of the northwestern territories of North America for the Russian state are summed up.
Findings and conclusions: Conclusions and conclusions: the author has formulated the main prerequisites for the voluntary refusal of the Russian state from the north-western territories of North America. The historical and legal significance of the existence of the north-western territories of North America is indicated.
Keywords: colonization, North America, Alaska, Russian-American company, Russian America, northwest territories of North America, cultural heritage.
Российско-американские отношения после уступки российских северо-западных территорий Северной Америки США оставались в целом дружественными. В связи с поражением в Крымской войне 1853—1856 гг. на Российское государство, согласно Парижскому трактату от 18 (30) марта 1856 г., был наложен запрет иметь военный флот на Черном море [8, с. 302]. Российская империя боролась за свои права и добилась отмены ограничительных статей Парижского трактата в 1871 г., о чем свидетельствует Лондонская конвенция от 1 (13) марта 1871 г. [11]. Гамильтон Фиш, госсекретарь США, считал естественным, что Российская империя признавала обозначенные ограничения Парижского трактата унизительными, рассматривая их как вмешательство в суверенные права своего государства [7, с. 204]. Российский император Александр II говорил посланнику в Вашингтоне К. Г. Катакази, что нашим лучшим другом нужно считать американский народ, нужно поддерживать с США дружеские отношения, не преуменьшая их значение, но и не преувеличивая [5, с. 98].
Российская империя уступила северо-западные территории Северной Америки США согласно ратифицированной Конвенции об уступке Северо-Американским Соединенным Штатам Российских Северо-Американских колоний от 3 мая 1867 г., заключенное в форме цессионного договора на компенсационной основе [10, с. 421]. На основании данного правового акта, который имел большое историко-юридическое значение, определялась Азиатско-Тихоокеанская граница Российского государства [9, с. 79]. Эта граница по настоящее время сохранилась практически без изменений.
Вопрос о продаже российских территорий был поднят в 1853 г. генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьевым-Амурским, который полагал, что рано или поздно данные русские территории потеряли бы, а избавившись от них, укрепили бы свои рубежи на Тихом океане [3, с. 116].
Основные предпосылки добровольного отказа Российского государства от северозападных территорий в Северной Америке можно разделить на внутренние и внешние группы.
К первой группе относятся географический, природный и экономический факторы. Российской империи было крайне непросто управлять территориями в Северной Америке в связи с отдаленностью её расположения от центрального аппарата. Суровый
климат не позволял заниматься сельским хозяйством и развивать его. Демографический фактор заключался в значительном преобладании туземцев над численностью русского населения.
Экономический же фактор отображал нехватку денежных средств в государственной казне после поражения в Крымской войне 1853—1856 гг., а также кризис Российско-американской компании в заключительный период её деятельности. Крымская война была преградой для бесперебойного снабжения колоний, создавала угрозу для их неприкосновенности [4, с. 103]. Однако, колонии продолжали стабильно существовать и приносить прибыль государственной казне и вышеупомянутой компании.
Ко второй группе относятся следующие предпосылки:
1. Приобретение Россией в союзники Соединенных Штатов Америки, тем самым подрывая мощь державе-конкуренту Великобритании.
2. Военная угроза со стороны иностранных государств.
3. Континентальная направленность колонизации Российской империи, что отличалось от развития северо-западных территорий Северной Америки, имевшей заокеанский характер.
Вышеперечисленные факторы обусловили заключение Конвенции об уступке Российского государства северо-западных территорий в Северной Америке США.
В ходе проведенного исследования установлено, что «золотые прииски» были обнаружены российским государством за пять лет до продажи колоний. В 1862 г. в письме вице-канцлера Горчакова главному управляющему министерством финансов сообщалось о том, что Российско-американская компания ходатайствовала «о командировании из Флотилии Восточного Океана военного крейсера к реке Стахину» для содействия колониальному начальству в охране «от произвольных действий иностранных пришельцев» территории «наших владений в Америке, где открыты золотые прииски» [12, л. 9]. Министерство иностранных дел «не находило препятствий для командирования в наши Американские владения военного судна с тем, однако, чтобы оно действовало с надлежащей осторожностью, ограждая интересы наших подданных» [12, л. 9 об.].
В рапорте командующему эскадрой российских военных судов в Тихом океане А. А. Попову главный правитель российских колоний в Северной Америке И. В. Фуру-гельм докладывал, что в феврале 1862 г. он «получил известия об открытии золотых россыпей по реке Стахин, протекающей в российских и английских владениях на северозападном берегу Америки. Иностранцы золотоискатели, пользуясь правом трактата, заключенного 16 (28) февраля 1825 года между Россией и Великобританией, прибыли в Стахин и поднимаются вверх по реке для разведки и промывки золота» [12, л. 21 об.]. В мае 1862 г. был командирован на реку Стахин помощник И. В. Фуругельма капитан 2 ранга Максутов с двумя пароходами Российско-американской компании и сообщил, что «иностранцы стекаются туда в значительном числе для разыскания золота». 4 июня 1862 г. русскими подданными была отправлена экспедиция. 20 июля экспедиция возвратилась «без добычи» и сообщила, что «стечение иностранцев по р. Стахин значительное и что происходят там грабежи и убийства».
Главный правитель российских колоний в Северной Америке был убежден, что «удержать иностранцев от таких нарушений Конвенций» не представлялось возможным. Соединенные Штаты получили богатую природными ресурсами территорию, с нефтью и золотом. Недаром в США «позолоченным веком» называли последнюю треть XIX века.
По мнению Д. А. Белякова по юридическому оформлению соглашения уступки российских колоний в Северной Америке США путем обыкновенной финансовой сделки был создан опасный прецедент [2, с. 13]. В будущем это может грозить нарушением территориальной целостности. Российское государство получило незначительные дивиденды, укрепила отношения с США, но в то же время потеряла богатую территорию. В связи с чем для России это был крайне невыгодный договор [1, с. 2]. Проблема уступки северо-западных территорий Северной Америки является актуальной и представляет значимость даже в XXI веке.
Историко-правовое значение существования северо-западных территорий Северной Америки можно классифицировать на две группы: имеющее отрицательное и положительное значение для России:
К положительным относятся:
1. Культурное наследие, как материальное, так и духовное, являющееся неотъемлемой исторической частью многокультурных США, что стало основой возникновения русско-американских культурных связей. В данную группу можно отнести: материальные объекты (музейные экспонаты), документальное наследие (документы Российско-американской компании, документы фондов министерств, департаментов, мемуарная литература и др.), объекты недвижимости (здания конторы Российско-американской компании в Иркутске, Санкт-Петербурге, историко-культурный и музейный комплекс Форт Росс в Калифорнии, дом Баранова на острове Ситха и др.). Необходимо отметить, что к материальным объектам необходимо отнести построенные на деньги от продажи российских владений в Северной Америке железные дороги (Курско-Киевская, Рязан-ско-Козловская, Московско-Рязанская).
2. Проведенные Российско-американской компанией научные (геодезические, астрономические, этнографические и др.) исследования. Компания содействовала географическим исследованиям. Были открыты множество островов вблизи Северной Америки: Кадьяк, Афогнак, Ситхинские острова (Якоби, Круза, Баранова, Чичагова), залив Ситха, Хуцновские проливы, часть побережья Северной Америки.
К отрицательным последствиям относятся:
1. Существенным значением владения территорией в Северной Америке для Российской империи являлось сохранение стратегического приоритета в Тихоокеанском регионе. Однако после получения Аляски Соединенные Штаты Америки стали доминировать на всем пространстве Тихого океана.
2. В настоящее время штат Аляска является не только самым большим штатом США, но и самым богатым природными ресурсами территорией (месторождения золота, нефти, газа, угля, алмазов, платины, палладия, тантала, цинка, железа, меди). На сегодняшний день Аляска — крупнейший штат США. На западе граничит с Чукотским автономным округом Российской Федерации по Берингову проливу, на востоке — с Канадой. Имеет выход к Северному Ледовитому и Тихому океанам. Его площадь составляет 1 млн 717 тыс. 854 м2. По данным Бюро переписи населения 2018 г. общее количество жителей Аляски составляет 736 тыс. 239 человек [13]. Из них коренное население — 109 тыс. 515 человек, или 14, 63 % от общего населения.
В настоящее время США и Аляска вступили на новую ступень развития отношений. Среди «аборигенного» населения наблюдается рост самосознания, стремления к борьбе за права пользования территорией, а также отстаивание своих туземных прав.
Формируются местные органы власти и местного самоуправления, органы представительства штата на государственном уровне [14, с. 11].
Главным проводником русской культуры среди местного населения является церковь. В 1870 г. митрополит Московский и Коломенский настоял в Синоде на создании Алеутской и Аляскинской епархии с кафедрой в Сан-Франциско [6]. Первым архиереем новой епархии стал епископ Иоанн (Степан Митропольский), который в 1872 г. перевел архирейскую кафедру из Ситхи в Сан-Франциско, в 1874 г. была открыта церковноприходская школа, в которой преподавали протоиерей В. Вечмотов и священник А. Делигенский. К моменту продажи территория Аляски разделялась церковью на Ситхинский и Уналашкинские округа и на три миссии: Кенайскую, Нушагакскую и Квихпакскую. Возобновилась деятельность церковно-приходских школ. В 1876 г. такие школы были открыты на Уналашке, на о. Св. Павла и Св. Георгия; в 1878 г. — на Кадьяке и Нушагаке; в 1879 г. — в селении Бельковском на полуострове Аляска и в 1880 г. — на Ситхе. Последняя по времени церковно-приходская школа была открыта в 1893 г. в Кенае. В этих школах наряду с церковными дисциплинами изучали русский язык, а в некоторых учились читать и писать на местных языках.
После уступки российских северо-западных территорий Северной Америке православная церковь сохраняла свое влияние на жителей тех территорий, однако спустя двадцать лет появились миссионеры иных христианских религий. В связи с этим для сохранения православной веры церковью было издано на языках коренного населения более одного десятка книг в США и четыре в России.
Сегодня местные жители проповедуют православную веру, местные общины благоустраивают церкви, сохраняют церковную утварь, книги. Православные жители Северной Америки отмечают церковные праздники, чтят святых, празднуют свадьбы по церковным канонам со сватовством и венчанием, совершают погребальные обряды.
Аляска была принята в состав США в качестве штата 3 января 1959 г. [15]. В настоящее время политические устремления коренных жителей Аляски направлены на установление суверенитета, признание их родного языка и культуры на государственном уровне [14, с. 12]. Богатое культурное наследие данных территорий требует внимания со стороны не только американского, но и российского народов, поскольку теряется сохранность памятников архитектуры, исчезают письменные источники. Так, администрация штата Гавайи решило переименовать на острове Кауаи Елизаветинскую крепость, построенную в 1817 г., в «Паулаула о Хипо», что сотрет уникальную историю, объединяющую гавайско-американскую и русско-американские общины, приведет к искаженному пониманию происхождения крепости.
Речь идет об общем наследии двух стран, и усилия по его сохранению должны носить совместный характер. Сегодня, когда наши отношения переживают крайне непростой период, взаимодействие на культурно-гуманитарном треке приобретает дополнительное значение как фактор, позволяющий поддерживать двусторонние связи, обеспечивать сближение по линии гражданских обществ, научных и неправительственных организаций, деловых кругов.
Наследие северо-западных территорий Северной Америки — уникальный базис для развития положительного имиджа Российского государства. Данный потенциал — важнейший элемент, востребованный во внутренней политике и международных отношениях.
В Министерстве иностранных дел Российской Федерации создана межведомственная рабочая группа по вопросам сохранения российского исторического и культурного наследия в США, которое необходимо продвигать не только в России и Соединенных Штатах, но и в других государствах, в которых Российско-американская компания осуществляла свою деятельность. Необходимо создать в России музей истории «Русской Америки», а также образовательные программы по истории и культуре «Русской Америки» в России и Соединенных Штатах. Нужно восстановить и укреплять связи со странами северо-запада Америки и современными регионами России. Исследование и сохранение историко-культурного наследия Российского государства за пределами его территориальных границ — составная часть безопасности и стабильности развития государства, продвижение отечественной истории не только внутри государства, но и за его пределами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Беляков Д. А. Классификация и правовая характеристика договора об отчуждения Аляски / Д. А. Беляков // Наука. Общество. Государство. — 2017. — Т. 5. — № 1 (17).
2. Беляков Д. А. Политико-правовые и идеологические основания договорной уступки Аляски: дис. ...канд. юрид. наук. — Н. Новгород: Нижегор. гос. ун-т, 2018. — 228 с.
3. Беляков Д. А. Практическая реализация процесса уступки Аляски / Д. А. Беляков // Правовое поле современной экономики. — СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2015. — № 10. — С. 116—120.
4. Беляков Д. А. Русско-американские отношения в середине XIX века // Мировая политика. — 2015. — № 4. — С. 103.
5. История внешней политики и дипломатии США, 1867—1918. — М., 1997. — С. 98.
6. Корсун С. А. Русское наследие на Аляске // Аляска — Русская Америка — Российско-американская компания [Электронный ресурс]. — URL http://alaska-heritage.clan.su/index/0-102 (дата обращения 28.08.2021).
7. Куропятник Г. П. Россия и США. Экономические, культурные и дипломатические связи, 1867—1881. — М., 1981. — С. 373
8. Мартенс Ф. Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами, т. XV. С. 837.
9. Петров А. В. Уступка российских владений США и ее историко-правовые последствия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2019. — Т. 19. — № 4.
10. Полное Собрание законов Российской империи. Собр. 2. — Т. 42. — № 44518.
11. Сборник договоров России с другими государствами. 1856—1917. — М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1952. — С. 464.
12. РГАВМФ. — Ф. 410. — Оп. 2. — Д. 2585. — Л. 9.
13. Population Estimates by Borough, Census Area, and Economic Region // Department of Labor and Workforce Development. Research and analysis. — URL: http://live.laborstats.-alaska.gov/pop (дата обращения: 01.09.2021).
14. Таксами Н. Ч. История штата Аляска и населяющих ее аборигенных народов в американской историографии // Известия РПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — № 104. — С. 7—14.
15. An Act of July 7, 1958, Public Law 85-508, 72 STAT 339, to Provide for the Admission of the State into Alaska into the Union. — URL: https://www.docsteach.org/documents/document/an-act-of-july-7-1958-public-law-85508-72-stat-339-to-provide-for-the-admission-of-the-state-into-alaska-into-the-union (дата обращения: 23.08.2021).
REFERENCES
1. Belyakov D. A. Klassifikacija i pravovaja harakteristika dogovora ob otchuzhdenija Aljaski [Classification and legal characteristics of the Alaska alienation agreement]. Nauka. Obshhestvo. Gosu-darstvo — Nauka. Society. State, 2017, vol. 5, no. 1 (17) (in Russian).
2. Belyakov D. A. Politiko-pravovye i ideologicheskie osnovanija dogovornoj ustupki Aljaski: dis. ...kand. jurid. nauk. [Political, legal and ideological grounds for the contractual assignment of Alaska: dis. ... cand. yurid. sciences']. Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, 2018, 228 p. (in Russian).
3. Belyakov D. A. rakticheskaja realizacija processa ustupki Aljaski [Practical implementation of the process of ceding Alaska]. The legal field of modern economics — Pravovoe pole sovremennoj jekonomiki. St. Petersburg, Foundation for Support of Science and Education in the field of law enforcement "University", 2015, no. 10, pp. 116—120 (in Russian).
4. Belyakov D. A. Russko-amerikanskie otnoshenija v seredine XIX veka [Russian-American relations in the middle of the XIX century]. Mirovaja politika — World politics, 2015, no. 4, p. 103 (in Russian).
5. Istorija vneshnej politiki i diplomatii SShA, 1867—1918 [History of US Foreign Policy and Diplomacy 1867—1918]. Moscow, 1997, p. 98 (in Russian).
6. Korsun S. A. Russkoe nasledie na Aljaske [Russian Heritage in Alaska]. Available at: http://alaska-heritage.clan.su/index/0-102 (accessed 28.08.2021).
7. Kuropyatnik G. P. Rossija i SShA. Jekonomicheskie, kul'turnye i diplomaticheskie svjazi, 1867—1881 [Russia and the USA. Economic, cultural and diplomatic relations 1867-1881]. Moscow, 1981, р. 373 (in Russian).
8. Martens F. F. Sobranie traktatov i konvencij, zakljuchennyh Rossiej s inostrannymi derzha-vami [Collection of treatises and conventions concluded by Russia with foreign powers], vol. XV, р. 837 (in Russian).
9. Petrov A.V. Ustupka rossijskih vladenij SShA i ee istoriko-pravovye posledstvija [The cession of Russian possessions to the United States and its historical and legal consequences]. Vestnik Ju-zhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta — Vestnik of the South Ural State University, 2019, vol. 19, no. 4 (in Russian).
10. The Complete Collection of laws of the Russian Empire. Collection 2, vol. 42, no. 44518 (in Russian).
11. Collection of treaties of Russia with other states. 1856-1917. Moscow, State. Polit publishing house. literature, 1952, р. 464 (in Russian).
12. RGAVMF. F. 410. Op. 2. d. 2585. l. 9.
13. Population Estimates by Borough, Census Area, and Economic Region // Department of Labor and Workforce Development. Research and analysis. Available at: http://live.laborstats.alaska.gov/pop (accessed 01.09.2021).
14. Taksami N. Ch. Istorija shtata Aljaska i naseljajushhih ee aborigennyh narodov v amerikan-skoj istoriografii [History of the state of Alaska and the aboriginal peoples inhabiting it in American historiography]. Izvestija RPU im. A. I. Gercena — Izvestiya RPUnamed after A. I. Herzen, 2009, no. 104, pp. 7—14 (in Russian).
15. An Act of July 7, 1958, Public Law 85-508, 72 STAT 339, to Provide for the Admission of the State into Alaska into the Union. Available at: https://www.docsteach.org/documents/ docu-ment/an-act-of-july-7-1958-public-law-85508-72-stat-339-to-provide-for-the-admission-of-the-state-into-alaska-into-the-union (accessed 23.08.2021).