Научная статья на тему 'Историко-педагогический аспект понятия "гражданская позиция"'

Историко-педагогический аспект понятия "гражданская позиция" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
280
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВНОСТЬ / ГУМАНИЗМ / СИСТЕМА / CIVIC POSITION / CITIZENSHIP / INTEGRATIVE QUALITY / MORALITY / PATRIOTISM / SPIRITUALITY / HUMANISM / SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Надежда Георгиевна, Залевская Сталина Владимировна

Рассматривается сущность понятия «гражданская позиция», анализируются его трактовки в зависимости от ценностей общества, цели и содержания образования и хода исторического развития. Обобщаются педагогические смыслы гражданского воспитания и гражданского образования. Гражданственность понимается как интегративное качество личности, которое включает в себя ответственность, достоинство, социальную активность, нравственные ценности, гуманизм взаимоотношений, любовь к Родине и уважение к государству. Представлен и другой подход, когда гражданственность определяется как совокупность различных аспектов отношений нравственных, правовых, духовных, социальных и прочих. Предлагается авторское определение гражданской позиции, разработанное с использованием системного подхода, в рамках которого она понимается как целостный феномен, охватывающий три системообразующих компонента: когнитивный, деятельностный и оценочно-эмоциональный.The article deals with the essence of the concept of "civil position" of the individual depending on the values of society, the purpose and content of education. The definition of civic position in the dynamics of historical development is also analyzed. The pedagogical meanings of civic education and civic education are summarized. Civil position is defined as the integrative quality of the individual, which includes responsibility, dignity, social activity, moral values, humanism of relationships, love for the Motherland and respect for the state. Another approach is considered when citizenship is defined as a set of different aspects of relations moral, legal, spiritual, social and others. The author's definition of citizenship using a systematic approach as a holistic phenomenon, in which there are three system-forming components: cognitive, activity and evaluative-emotional.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический аспект понятия "гражданская позиция"»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.12.P.44 УДК 37.034

Н. Г. Григорьева, С. В. Залевская,

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Историко-педагогический аспект понятия «гражданская позиция»

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Современное общество характеризуется нестабильностью, постоянно нарастающими ситуационными вызовами. Для выработки адекватных ответов на эти вызовы и диалогиза-ции социальных процессов взаимодействия необходимо воспитание людей с активной гражданской позицией, сознающих свою ответственность за страну, за стабильное развитие человеческой цивилизации, готовых к поиску конструктивных решений возникающих проблем.

С целью разработки педагогического обеспечения процесса формирования у студентов активной гражданской позиции нами проанализированы концепции и идеи, раскрывающие сущность понятия «гражданская позиция». Как известно, это понятие находилось в поле зрения многих отечественных ученых.

© Григорьева Н.Г., Залевская С. В., 2018

44

С различных позиций его анализировали В. Т. Лисовский, Ю. В. Бере-зутский, Н. Ф. Крицкая, Т. В. Абрамян, Т. И. Кобелева, П. А. Баранов, Н. П. Капустин, А. М. Шаленов, Н. Н. Перепе-ча и др.

Тем не менее единого определения понятия «гражданская позиция» не существует. И причина в том, что обсуждаемое нами понятие не является просто логической конструкцией, а представляет собой живую мыслеформу. А в этом смысле оно изменчиво, многозначно и многоаспектно, как и все ценностные артефакты, связанные с человеком и человечеством.

Как известно, в нашей стране сохраняет высокую актуальность задача развития гражданского общества, которое по определению должно объединять людей с активной граж-

данской позицией. Их воспитание должно обеспечиваться всеми институтами современного общества, среди которых особую роль играют семья, образовательные учреждения, общественные организации. Для формирования активных и ответственных граждан необходима их взаимонаправленная деятельность, учитывающая интересы не только государства, но и каждого человека.

Для понимания сущности гражданской позиции актуально определить качества, которыми должен обладать человек с активной гражданской позицией, выявить показатели наличия условий в современном обществе для формирования гражданской позиции, которая является необходимой для успешного существования человека и общества. С этой целью нами исследованы взгляды на понимание гражданственности и гражданской позиции с древних времен и до наших дней, а также изучены идеи современных авторов, которые раскрывали понятие гражданской позиции в своих работах.

История показывает, что смена характера общественных отношений, как правило, влечет за собой и смену социального заказа на воспитание гражданина. Принадлежность конкретного человека какому-либо государству диктовала ему определенные условия деятельности, определенные требования к его становлению в качестве гражданина.

В античном обществе впервые складывается ядро понятия «гражданин» как свободной личности, а гражданственность рассматривается в качестве необходимого условия

НАДЕЖДА

ГЕОРГИЕВНА ГРИГОРЬЕВА

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей, юридической и инженерной психологии» Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Сфера научных интересов: профессиональное образование, образование и воспитание в высшей школе, саморазвитие личности, педагогическая культура, педагогическая психология, антропология. Автор более 100 опубликованных научных работ

Рассматривается сущность понятия «гражданская позиция», анализируются его трактовки в зависимости от ценностей общества, цели и содержания образования и хода исторического развития. Обобщаются педагогические смыслы гражданского воспитания и гражданского образования. Гражданственность понимается как интегративное качество личности, которое включает в себя ответственность, достоинство, социальную активность, нравственные ценности, гуманизм взаимоотношений, любовь к Родине и уважение к государству. Представлен и другой подход, когда гражданственность определяется как совокупность различных аспектов отношений - нравственных, правовых, духовных, социальных и прочих. Предлагается авторское определение гражданской позиции, разработанное с использованием системного подхода, в рамках которого она понимается как целостный феномен, охватывающий три системообразующих компонента: когнитивный, деятельностный и оценочно-эмоциональный.

Ключевые слова: гражданская позиция, гражданственность, интегративное качество, нравственность, патриотизм, духовность, гуманизм, система.

The article deals with the essence of the concept of "civil position" of the individual depending on the values of society, the purpose and content of education. The definition of civic position in the dynamics of historical development is also analyzed. The pedagogical meanings of civic education and civic education are summarized. Civil position is defined as the integrative quality of the individual, which includes responsibility, dignity, social activity, moral values, humanism of relationships, love for the Motherland and respect for the state. Another approach is considered when citizenship is defined as a set of different aspects of relations - moral, legal, spiritual, social and others. The author's definition of citizenship using a systematic approach as a holistic phenomenon, in which there are three system-forming components: cognitive, activity and evaluative-emotional.

Key words: civic position, citizenship, integrative quality, morality, patriotism, spirituality, humanism, system.

жизнеспособности государства. Философы Древней Греции и Древнего Рима выделили следующие черты гражданина: патриотизм, добродетель, мужество, благожелательность, щедрость, великодушие, милосердие, доблесть, свобода выбора, политическая, экономическая и правовая справедливость. Аристотель определил гражданина как члена политического общества, которому присущи патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона, гражданин, по Аристотелю, прилагает все усилия, для того чтобы выполнять свое предназначение в обществе [10, с. 57]. Некоторые философы считали, что набор личностных качеств, свойственных гражданину, присущ человеку с рождения, но большинство мыслителей придерживалось мнения, что формирование гражданских качеств происходит в процессе воспитания

СТАЛИНА

ВЛАДИМИРОВНА

ЗАЛЕВСКАЯ

преподаватель истории Хорского агропромышленного техникума. Сфера научных интересов: профессиональное образование, саморазвитие личности, педагогическая культура, педагогическая психология

и самовоспитания, четвертые выявили взаимосвязь между социальной средой, нравственным воспитанием и формированием гражданина [17, с. 31-33].

Традиционно такие качества личности, как патриотизм, величие духа, благопристойность, обязанность защищать Родину, воспитывались в роду, в семье. Именно там закладывались основы воспитания гражданственности в архетипиче-ских формах человеческой заботы о ближнем, стариках, детях, сиротах; об уважении к родному Отечеству [3, с. 167].

В Средние века понятие «гражданство», сложившееся в Древнем Риме, вытесняется концептом «подданство», отражавшим отношения зависимости вассала от сюзерена. И лишь начиная с эпохи Просвещения оно вновь становится актуальным и дополняется новыми характеристиками, среди которых индивидуализм, частный

интерес, достижение личного успеха в деле.

В Новое время гражданскому воспитанию стало уделяться большое внимание, а к содержанию понятия «гражданин» сложилось два основных подхода, идеологическим основанием которых служила система религиозно-нравственных ценностей [17, с. 48]. Так, качества гражданина, формируемые в рамках утилитарно-охранительной концепции, были связаны с принятием господствующих официальных ценностей и норм, верой в правоту властных структур, смирением и терпением. Идеал же гражданина, сформировавшийся в рамках общественно-патриотического подхода, виделся прежде всего в свободной личности, обладающей такими качествами, как мужество, бодрость духа, способность к преодолению жизненных трудностей, готовность к защите Родины, личное достоинство и честь. Личность эта имеет общественную природу и предана общественному долгу, национальным и семейным традициям. Стержневым качеством личности гражданина является патриотизм. Цель образования определялась как подготовка для общества просвещенного добродетельного человека и гражданина.

Тема гражданственности приобрела особенную актуальность в общественной жизни России во второй половине XIX века, когда развитие общественно-педагогической мысли проходило в рамках либерального и революционно-демократического направлений. Целью воспитания революционеры-демократы считали воспитание нового человека - гражданина, патриота своего Отечества, революционного борца, для которого характерна активная позиция, борца, имеющего твердые убеждения и стремящегося беззаветно и преданно трудиться на благо народа, борца, всегда готового на подвиги в интересах общества.

Неоценимый вклад в теорию и практику гражданского воспитания внес К. Д. Ушинский. С его точки зре-

ния, история народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность гражданского воспитания. Система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду [3, с. 262].

В начале XX века в западной педагогике теоретическое обоснование получает и термин «гражданское воспитание», важную роль в этом сыграл Г. Кершенштейнер. Значение его теории гражданского воспитания состоит в том, что в ней раскрыты пути и средства воспитания добросовестного и ответственного человека, «обладающего гражданским образом мыслей», умеющего работать на благо своего народа, способного противостоять действиям, направленным на насильственное изменение государственного устройства [17, с. 43].

В российской педагогике гражданское воспитание выделилось в относительно самостоятельную область педагогической теории. Основные задачи гражданского образования виделись в том, чтобы научить учащихся разбираться в вопросах политических, правовых и социальных, ознакомить с социально-политическим и правовым строем Родины, дать им общее социально-политическое образование и заложить элементы будущего общественно-политического мировоззрения. Особое внимание обращалось на активное, деятельное начало любви к Родине и утверждалось, что основным условием для формирования патриотизма и гражданственности является наличие национального самосознания, средствами воспитания которого служат умственное, нравственное и волевое развитие личности.

Советский период является неоднозначным для развития идей гражданственности. С одной стороны, гражданское воспитание в 1930-х - начале 1950-х годов было сужено в своих возможностях под влиянием авторитаризма и идеологических огра-

ничений. Но, с другой стороны, его стимулировали патриотический и трудовой подъем в годы первых пятилеток и Великой Отечественной войны, а также новые возможности для экспериментирования в сфере воспитания в процессе формирования личности нового типа.

Так, С. Т. Шацкий в своих работах отлично от других описывает черты гражданина: интернационалист, коллективист, организатор, реалист, мастер своего дела, отдающийся своему настоящему призванию.

А. С. Макаренко выделяет следующие ведущие аспекты воспитания гражданина: квалифицированный труженик; человек, политически и экономически образованный, обладающий общей культурой, ответственный за свои действия перед коллективом и обществом, верящий в светлое будущее своей страны [16, с. 98].

По мнению В. А. Сухомлинского, гражданственность предполагает социальный оптимизм; «умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца». Она опирается на понимание смысла жизни; гармоническое единство общественного и личного; интеллектуальное, духовное богатство личности, активное отношение к добру и злу; достоинство; любовь к труду; чувства чести и долга как стержень этической культуры; осознанную и глубоко переживаемую гражданскую позицию» [20, с. 78].

В 70-е годы XX столетия в педагогическую науку входит понятие «идейно-нравственное воспитание», которое включает такие моральные качества, как убежденность, социальная активность, всесторонняя развитость, политическая грамотность.

Таким образом, в советский период педагогической наукой реа-лизовывался заказ государства и общества на всестороннее воспитание представителей подрастающего поколения, направленный на формирование основ высокой культуры каждого юного гражданина, воспитание ответственности перед обществом за развитие, могущество и процветание Родины. Но этот заказ преломлялся

через призму идеологии КПСС и сочетался с курсом на идеологическую закалку молодежи, ограничивавшим ее свободомыслие.

В социологии термин «гражданская позиция» рассматривался В. Т. Лисовским и Ю. В. Березутским. Среди определений гражданской позиции социологами выделим «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который сегодня должен пройти молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны » [15, с. 45-46].

Раскрывая понятие «гражданская позиция», можно сказать, что индивид должен развиваться как в личностном, так и в социальном плане, при этом личное и социальное развитие не должно идти разрозненно, отрываться друг от друга. С точки зрения социологии Ю. В. Березутский определяет гражданскую позицию как совокупность внутренних общечеловеческих ценностей, приобретенных в процессе социализации личности и помогающих ей, во-первых, самостоятельно принимать решения в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активного участия в общественной жизни, прогнозируя возможные последствия таких решений, и, во-вторых, нести личную и социальную ответственность за принятые решения. Основными ценностными ориентирами в этом случае должны стать патриотизм и гражданственность личности [6, с. 30].

В психолого-педагогической литературе представляют интерес идеи Т. В. Абрамян, П. А. Баранова, Г. Я. Гряв-цевой, Н. П. Капустина, Г. Н. Филонова, А. М. Шаленова и некоторых других авторов, занимающихся изучением гражданской позиции.

В исследовании Т. В. Абрамян гражданская позиция - это важнейшая составная структура личности, по сути,

она представляет совокупность действий, способов поведения, осознание и принятие на себя личностью ответственности [1, с. 120]. Мнение Т. В. А. брамян схоже с тем определением, которое дает Ю. В. Березут-ский. Оба они говорят о том, что человек должен брать на себя ответственность за свои поступки.

П. А. Баранов определяет термин «гражданская позиция» следующим образом: «... это доминантная сфера личностной характеристики, определяющая смысл, направленность поступков, сопричастность личности к судьбе Отечества, к процессу в целом» [5, с. 30].

Г. Я. Грявцева в своем исследовании дает следующее определение: «Гражданская позиция - это интегративное качество личности, включающее в себя понятия, знания, убеждения, поведение, нравственные характеристики» [9, с. 75].

По определению Н. П. Капустина, гражданская позиция - «комплекс качеств личности, включающий социальную активность, следование закону, доминирование мотивов общественного долга» [11, с. 60].

Г. Н. Филонов в своей работе придерживается точки зрения, что гражданская позиция - это принятие общечеловеческих нравственных ценностей, это гуманизм во взаимоотношениях людей, это проявление достоинства, которое проявляется в общении личности с другими людьми на основе взаимного уважения и признания самобытности каждого. Это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, включая сферы труда, семей-но-бытовых, межнациональных и межличностных отношений [22]. Таким образом, Г. Н. Филонов делает акцент на внутренних ценностях, чувствах человека и считает, что именно они определяют все последующие поступки.

А. М. Шаленов утверждает, что гражданская позиция - это различные аспекты отношений - духовных, трудовых, нравственных и других [23].

С. В. Гладченкова и О. В. Горохов-цев определяют гражданскую позицию как совокупность качеств личности по отношению к гражданину, обществу, государству [8].

Для нашего исследования существенно важно, что гражданственность рассматривается учеными как интегративное качество личности, которое включает в себя ответственность, достоинство, социальную активность, нравственные ценности, гуманизм взаимоотношений, любовь к Родине и уважение к государству. Причем социальная активность принимается как устойчивое свойство личности, которое не зависит от ее места в социальной структуре и от социальной роли, которую личность выполняет. Именно этот вид активности побуждает индивида к активной социальной деятельности.

В педагогике гражданскую позицию как категорию педагогической науки и качество личности изучают Н. Н. Волобоева, А. М. Ан-дресюк, Н. Ф. Крицкая, Т. Н. Балоба-нова, Д. В. Кириллов, Н. Н. Перепеча, Э. П. Стрельникова, Т. И. Кобелева и др.

Многие исследователи (и среди них Н. Н. Волобоева) считают, что понятие «гражданская позиция» раскрывает черты личности на стыке двух других феноменов: гражданственности и социальной активности.

Для понимания структурной характеристики гражданской позиции важным является определение гражданской позиции как системной совокупности познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности, сформированной под влиянием как внешних факторов и воздействий, так и собственных усилий и специально сконструированных социально-педагогических условий [7]. Именно обозначенные три сферы личности являются составляющими компонентами гражданской позиции.

Значительный интерес, на наш взгляд, представляет исследование Н. Ф. Крицкой, которая считает, что процесс формирования гражданской позиции будет более эффективным, если определять термин

«гражданская позиция» как рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с современной системой гражданских ценностей [14].

Также актуальной для нашего исследования является позиция Т. Н. Ба-лобановой о моделировании социокультурной среды для формирования гражданской позиции, причем последняя рассматривается ею как интегративное образование, включающее нравственные качества личности, ее профессиональную компетентность, уровень культуры, способность к саморазвитию, общественную активность [4].

Мы согласны с позицией А. М. Ан-дресюк, которая выделяет два подхода к определению понятия «гражданская позиция».

Первый подход связан с определением гражданской позиции как интегративного качества личности, включающего в себя патриотизм, трудолюбие, социальную активность, законопослушность и др. Сторонниками такого определения являются И. В. Молодцова, А. С. Гаязов, С. В. Ми-тросенко, Э. П. Стрельникова и др.

В рамках второго подхода это понятие рассматривается как совокупность различных аспектов отношений: нравственных, правовых, духовных, социальных и др. Приверженцами такого определения являются Н. Ф. Крицкая, Т. И. Кобелева, Г. Т. Су-коленова и др. [2].

Конструктивными с точки зрения нашего исследования являются идеи Н. Н. Перепечи о гражданской позиции как о личностно значимом свойстве, определяющем направленность деятельности студентов на основе принятия общечеловеческих ценностей, прав, свобод и обязанностей гражданина своего Отечества в ходе обучения в вузе [18].

Очевидно, что годы обучения в высшем и среднем профессиональном учебном заведении являются сенситивным периодом становления гражданственности личности. Именно в период юности закрепляются у молодых людей определен-

ные качества, установки, ценности, стереотипы восприятия и поведения.

Э. П. Стрельникова определяет гражданскую позицию как интегральное качество (или совокупность качеств личности, мотивов поведения, системы мировоззрений), обеспечивающее нравственную, правовую, духовную и физическую защиту человека, характеризующее его как сознательного члена общества с высокоразвитым гражданским долгом, готовностью трудиться на общую пользу; решимостью и умением отстаивать государственные интересы, непримиримостью к антиобщественным и антигосударственным проявлениям, бережным отношением к государственной собственности и умением сочетать личные и общественные интересы [19]. В данном подходе ценным для нашего исследования является гармоничное сочетание личностно направленных ценностей с общественно значимыми интересами.

Изучая мнение Т. И. Кобелевой о гражданской позиции учащихся старших классов как интегративной системе отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности [13], мы выделили деятельностный подход в формировании гражданской позиции.

Очевидно, что существенными составляющими гражданской позиции являются идеи гражданского долга и гражданской ответственности. Акцент на эти идеи мы находим в исследованиях Д. В. Кириллова. Он определяет гражданскую позицию как интегративное относительно устойчивое личностное образование, вы-

ражающееся в отношении личности к гражданскому обществу как к ценности, раскрывающееся и реализующееся через идеи гражданского долга и гражданской ответственности, включающее в себя знания о ценности гражданского долга и гражданской ответственности, эмоционально-оценочное отношение к ним, осознание гражданской позиции в качестве личностной и социальной ценности и проявляющееся в деятельностных аспектах ценностного отношения [12]. Мы видим, что в концептуальном подходе Д. В. Кириллова в качестве ключевой составляющей гражданской позиции рассматривается деятельност-ный аспект ценностного отношения.

Бесспорно, современные исследования ориентированы на рассмотрение гражданственности как интегра-тивного качества личности в социально-правовом, морально-этическом, социально-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах [21].

Таким образом, определяя сущность гражданской позиции, можно выделить три системообразующих компонента: когнитивный, деятельностный и оценочно-эмоциональный. Следовательно, гражданская позиция представляет собой инте-гративную систему знаний и процесса познания личностью социально ориентированных ценностей, событий, исторических фактов; отношений субъекта к закону, обществу, государству, самому себе как гражданину, событиям действительности и собственной деятельности, определяющих смысл и направленность поступков индивидуума, позволяющих осознавать и принимать на себя ответственность, участвовать в общественной жизни, а также сохранять

и обогащать духовные ценности своего Отечества.

На первый план в современных условиях выступают идеи формирования правовой и общей культуры личности, ориентация на культуру мира с сохранением национального колорита, роли личности в построении своего гражданского «Я».

Перед системой образования в наши дни стоит задача создания условий для полноценного становления личности, способной ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной общественной, политической и экономической действительности, готовой к выполнению основных социальных функций, к общественно-преобразующей деятельности, то есть полноценного гражданина России [21].

В контексте гражданского воспитания особое значение на современном этапе объективно принадлежит формированию высоконравственной, свободной и ответственной личности, которая характеризуется высокой образованностью, гражданской зрелостью, активной жизненной позицией.

Актуальны в современных условиях развитие личностных характеристик индивидуума с активной гражданской позицией, формирование гражданского «Я», прежде всего активной и сознательной включенности в дела и проблемы общества, высокого профессионализма, духовности, инициативности, самостоятельности и коммуникабельности, способности к саморазвитию и самосовершенствованию, творческой активности, ориентации на защиту интересов своей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамян Т. М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дис. ... канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.

2. АндресюкА. М. Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция школьников» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 113. С. 82-85.

3. Антология педагогической мысли: в 3 т. Т. 2 / сост. Н. Н. Кузьмин. М.: Высш. шк., 1988. 462 с.

4. Балобанова Т. Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде // Человек и образование. 2006. № 8-9. С. 104-105.

5. Баранов П. А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности // Гражданское образование: материалы международного семинара. СПб., 1997. С. 66-68.

6. Березутский Ю. В., Щепочкин Н. С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа // Власть и управле-

ние на Востоке России. 2011. № 1. С. 151-159.

7. Волобоева Н. Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 39. С. 264-267.

8. Гладченкова С. В., Гороховцев О. В. Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 1. С. 167-170.

9. Грявцева Г Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 214 с.

10. Жураковский ГЕ. Очерки по истории античной педагогики. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. 510 с.

11. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: Академия, 1999. 214 с.

12. Кириллов Д. В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 208 с.

13. Кобелева Т. И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2006. 186 с.

14. Крицкая Н. Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2005. 214 с.

15. Лисовский В. Т. Социология молодежи. СПб.: СПбГУ, 2009. 254 с.

16. Макаренко А. С. О воспитании: Золотой фонд педагогики. М.: Школьная пресса, 2003. 192 с.

17. Молодцова И. В. Становление гражданской позиции старших подростков: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2007. 224 с.

18. Перепеча Н. Н. Формирование гражданской позиции студентов высших учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Стрельникова Э. П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы: дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 2001. 267 с.

20. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1979. 335 с.

21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 07. 03.2018).

22. Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. № 8. С. 45-51.

23. Шаленов А. М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-80 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1991. 18 с.

LITERATURA

1. Abramyan T. M. Podgotovka budushchego uchitelya k grazhdanskomu vospitaniyu podrostkov: dis. ... kand. ped. nauk. M., 1991. 185 s.

2. Andresyuk A. M. Rezul'taty teoreticheskogo osmysleniya ponyatiya «grazhdanskaya poziciya shkol'nikov» // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I.Gercena. 2009. № 113. S. 82-85.

3. Antologiya pedagogicheskoj mysli: v 3 t. T. 2 / sost. N.N.Kuz'min. M.: Vyssh. shk., 1988. 462 s.

4. Balobanova T.N. Formirovanie grazhdanskoj pozicii uchashchihsya v sociokul'turnoj srede // Chelovek i obrazovanie. 2006. № 8-9. S. 104-105.

5. Baranov P.A. Sovremennyj gumanizm i grazhdanskaya poziciya lichnosti // Grazhdanskoe obrazovanie: materialy mezhdunarodnogo seminara. SPb., 1997. S. 66-68.

6. Berezutskij Yu. V, Shchepochkin N. S. Grazhdanskaya poziciya molodezhi regiona: opyt sociologicheskogo analiza // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. 2011. № 1. S. 151-159.

7. Voloboeva N. N. Osobennosti programmy razvitiya aktivnoj grazhdanskoj pozicii podrostkov // Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2008. № 39. S. 264-267.

8. Gladchenkova S. V, Gorohovcev O. V. Formirovanie grazhdanskoj pozicii yuristov v vuze: k postanovke problemy // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2013. № 1. S. 167-170.

9. Gryavceva G. Ya. Vospitanie grazhdanstvennosti u starsheklassnikov sredstvami obshchestvennyh disciplin: dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 1998. 214 s.

10. Zurakovskij G. E. Ocherki po istorii antichnoj pedagogiki. M.: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1963. 510 s.

11. Kapustin N. P. Pedagogicheskie tekhnologii adaptivnoj shkoly. M.: Akademiya, 1999. 214 s.

12. Kirillov D. V. Formirovanie grazhdanskoj pozicii starsheklassnikov v obuchenii gumanitarnym disciplinam: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2005. 208 s.

13. Kobeleva T. I. Formirovanie grazhdanskoj pozicii uchashchihsya starshih klassov sredstvami social'nogo proetirovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. Samara, 2006. 186 s.

14. Krickaya N. F. Formirovanie grazhdanskoj pozicii podrostka na osnove refleksii v processe izucheniya obshchestvennyh disciplin: dis. ... kand. ped. nauk. Kirov, 2005. 214 s.

15. Lisovskij V. TSociologiya molodezhi. SPb.: SPbGU, 2009. 254 s.

16. Makarenko A. S. O vospitanii: Zolotoj fond pedagogiki. M.: Shkol'naya pressa, 2003. 192 s.

17. Molodcova I. V. Stanovlenie grazhdanskoj pozicii starshih podrostkov: dis. .kand. ped. nauk. Krasnoyarsk, 2007. 224 s.

18. Perepecha N. N. Formirovanie grazhdanskoj pozicii studentov vysshih uchebnyh zavedenij: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012. 200 s.

19. Strel'nikova Eh. P. Formirovanie grazhdanskoj pozicii starsheklassnikov vo vneklassnoj rabote shkoly: dis. ... kand. ped. nauk. Lipeck, 2001. 267 s.

20. Suhomlinskij VA. Rozhdenie grazhdanina. M.: Mol. gvardiya, 1979. 335 s.

21. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (v red. ot 07. 03.2018).

22. Filonov G. N. Grazhdanskoe vospitanie: real'nost' i tendencii razvitiya // Pedagogika. 1999. № 8. S. 45-51.

23. ShalenovA. M. Problema vospitaniya grazhdanstvennosti shkol'nikov v sovetskoj pedagogike 70-80 gg.: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1991. 18 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.