Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ становления и развития института научной аттестации кадров'

Историко-педагогический анализ становления и развития института научной аттестации кадров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
330
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО НАУЧНЫХ КАДРОВ / УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ / ЗВАНИЕ / INSTITUTE OF ACADEMIC CERTIFICATION / LEGISLATION OF THE SYSTEM CERTIFICATION / THE CONFERRING OF ACADEMIC PERSONNEL / ACADEMIC DEGREE / RANK / MULTILEVEL SPACE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванищева Надежда Александровна

Статья посвящена истории и современному развитию отечественной системы аттестации научных кадров. Проанализированы Уставы университетов и Положения, законодательно устанавливающие и регулирующие производство в ученые степени и звания. Обоснована необходимость совершенствования государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствии с международной практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and pedagogical analysis of formation and development of institute of academic certification of personnel

The article is devoted to the history and modern development of domestic system of certification of academic personnel. We analysed university statutes and regulations establishing legitimately and regulating the confering of degrees and academic ranks. The necessity of improving the state certification of academic and scientific pedagogical personnel in accordance to international practice was grounded.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ становления и развития института научной аттестации кадров»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 2

СОБЫТИЯ И ГОДЫ

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НАУЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

КАДРОВ

Н.А. Иванищева

(ГОУ ВПО Оренбургский государственный педагогический университет; e-mail:

[email protected])

Статья посвящена истории и современному развитию отечественной системы аттестации научных кадров. Проанализированы Уставы университетов и Положения, законодательно устанавливающие и регулирующие производство в ученые степени и звания. Обоснована необходимость совершенствования государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствии с международной практикой.

Ключевые слова: институт научной аттестации, законодательство системы аттестации, воспроизводство научных кадров, ученая степень, звание.

Изменения в институте научной аттестации, связанные с вхождением России в Болонский процесс, требуют педагогического осмысления богатейшего исторического опыта становления и развития правосознания и законодательства об ученых степенях.

Первостепенное значение в создании проектов Уставов и Положений о производстве в "градусы" в университетах Российской империи имели правовые идеи, высказанные М.В. Ломоносовым. Великий ученый-реформатор выступал за предоставление права Московскому университету "производить в градусы" (1755 г.). В 1764 г. он направил на рассмотрение императрице проект привилегий о предоставлении Академии наук и Академическому университету права производить "всех достойных студентов в ученые градусы по примеру европейскому, то есть в юридическом и медицинском факультетах в лиценциаты и в доктора, а в философском — магистры и доктора" [1 : 162-163]. Кроме того, М.В. Ломоносов настаивал на создании российской системы аттестации педагогов в ученом звании "профессор".

Основоположником научного направления по истории ученых степеней в Российской империи является известный отечественный библиограф Г.Г. Кричевский. В конце 1940-х гг. он разработал исследовательскую программу сбора и библиографического описания магистерских и докторских диссертаций, защищенных в университетах дореволю-

ционной России. Позже часть этой программы была им реализована в составленном библиографическом указателе "Диссертации университетов России. 1805-1919 гг." (1984 г.) [2 : 9].

Своеобразным промежуточным отчетом о проделанной за пятьдесят лет работе можно считать единственную и последнюю прижизненную статью Г.Г. Кричевского "Ученые степени в университетах дореволюционной России" [3]. В данной статье автор рассмотрел развитие законодательства и опыта его реализации в области присуждения ученых степеней, представил итоги статистической отчетности о лицах, утвержденных в ученых степенях в университетах и на факультетах Российской империи.

Анализ нормативно-правовых актов Российской империи, регулировавших присуждение ученых степеней в 1860—1880-е гг., произведен Е.В. Соболевой в диссертационном исследовании [4]. Автором глубоко и всесторонне проанализирован процесс законодательного оформления понятия "ученый" в пореформенной России.

Преемником в дальнейшей разработке проблемы становления и развития института научной аттестации кадров с полным основанием можно считать А.Е. Иванова. В фундаментальном труде "Ученые степени в Российской империи. XVIII в. — 1917 г." (1994 г.) рассмотрена история отечественной системы научной аттестации, основанной на ученых степенях в области фундаментальных естественных и гуманитарных наук, а также богословских наук. "В Российской империи, — пишет А.Е. Иванов, — потребность в ученых степенях и званиях как основании института научной и научно-должностной аттестации начала осуществляться в XVIII столетии в связи с созданием в 1724 г. Академии наук и художеств с Академическим при ней университетом, наконец, с открытием в 1755 г. университета в Первопрестольной — Московского... На почву молодой отечественной науки постепенно пересаживались принципы научно-аттестационного опыта старейших университетов Европы, преподаватели которых за научно-исследовательские достижения удостаивались ученых степеней (бакалавр, лиценциат, магистр, доктор) и права на должностные научно-педагогические звания (репетитор, адъюнкт, доцент, профессор). На совокупности этих взаимосвязанных степеней и званий основополагался государственный и общественный статус ученого сословия" [5 : 9].

С 1995 г. научное направление "История ученых степеней в России: XVIII в. — 1918 г." возглавил А.Н. Якушев, который разработал и реализует комплексную программу научных исследований законодательства о производстве в ученые степени в университетах, академиях и институтах Российской империи [2 : 134—177]. Содержание программы включает 11 основных и 63 подпрограммных областей, охватывающих проблемы теории и производства в ученые степени по разрядам наук

на основе еще не изученных данных ведущих российских и зарубежных центров хранения архивных, документальных, официальных, библиографических и статистических материалов. Внедрение в практику результатов программы способствует социально-экономическому эффекту, выражающемуся в совершенствовании системы научной и научно-педагогической аттестации кадров России

Основными законодательными актами, которые регулировали основы производства в ученые степени, являлись Общие уставы императорских Российских университетов (1804, 1835, 1863 и 1884 гг.) и "Положения" (1819, 1837, 1844, 1864 гг.). Во второй половине XVIII в. принципы научной аттестации стали внедряться в практику академической жизни. Так, в 1753 г. состоялся первый выпуск студентов Академического университета. Из 20 экзаменовавшихся только 9 были признаны окончившими полный курс. Четверым из них (А.А. Барсов, А.А. Константинов, H.H. Поповский, Ф.Я. Яремский) "за отличные познания, ораторские и стихотворческие успехи", показанные на публичном диспуте, присвоена степень магистра философии [6 : 40, 104, 148, 202].

Знаменательным событием в истории Московского университета стал указ Екатерины II от 29 сентября 1791 г. "О предоставлении Московскому университету права давать докторскую степень обучавшимся в оном врачебным наукам". На основании этого указа университету было предоставлено право присуждать ученые степени, сначала по медицинскому факультету в присутствии депутатов Медицинской коллегии. 29 марта 1794 г. Московский университет впервые воспользовался предоставленной ему возможностью — степень доктора медицины была присвоена Ф.И. Барсук-Моисееву [5 : 28]. Это было первое в Российской империи законоположение об ученой степени.

13 мая 1779 г. при гимназии Московского университета учреждается первая в России педагогическая (учительская) семинария (именуемая в то время бакалаврским институтом). Создание ее явилось осуществлением одного из предложений М.В. Ломоносова, отраженном в названии главы Х "О педагогии при гимназии" его "Проекта регламента Академической гимназии" [1, Т. 9 : 477—523]. Выпускникам института присваивали квалификацию бакалавра — первую в стране ученую степень педагогического профиля. Однако результаты исследования свидетельствуют о том, что институт присуждения степени бакалавра не прижился в Российской империи.

5 ноября 1804 г. подписаны Александром I и провозглашены от высочайшего имени "Уставы императорских Московского, Харьковского и Казанского университетов" [7, стб. 264—301], где подробно развивались основные положения принятого 24 января 1803 г. законодательного акта "Предварительных правил народного просвещения", впервые вводившего в академическую систему оригинальную трехступенчатую

структуру ученых степеней ("кандидат" — "магистр" — "доктор наук") и общие принципы научной аттестации (параграфы 25—26). Факультетам университетов предписывалось "право давать ученые степени (или достоинства) ", каждая из которых соответствовала определенному классу в Табели о рангах. Степень кандидата — чин 12-го класса ("губернский секретарь"), степень магистра — чин 9-го класса ("титулярный советник"), степень доктора — чин 8-го класса ("коллежский асессор"). 8-й класс также получали экстраординарные профессора и адъюнкты университета, ординарные профессора числились в 7-м классе, а ректор — в 5-м классе. Студенты, которые по окончании курса наук не получали диплома ученой степени, принимались на службу 14-м классом [7, стб. 17].

"Предварительные правила" обязывали каждый университет иметь свой Учительский или Педагогический институт (статья 39), студенты, принятые в него, получают степень кандидата. Студенты, получившие по результатам испытаний степень кандидата, готовились к научной работе, и Педагогический институт для них был своеобразной аспирантурой. Наиболее отличившиеся своими успехами выпускники Педагогического института могли быть рекомендованы к испытаниям на степень магистра [7, стб. 1457], а получение этой степени означало "оставлены для подготовки к профессорскому званию". Магистры вели в университете педагогическую работу и имели преимущество перед посторонними при производстве в адъюнкты. Ф.А. Петров подчеркивает, что мы вправе квалифицировать Педагогический институт как "своеобразный симбиоз чисто педагогического учебного заведения, аспирантуры и докторантуры" [9 : 85].

В университетском Уставе 1804 г. процессуальный регламент присвоения ученых степеней был недостаточно полно разработан. Фиксировалось главным образом основное требование к производству в ученые степени — проведение испытаний (глава IX Устава). В связи с этим в 1819 г. начинается активная работа по составлению первых подробных Правил присуждения ученых степеней. В утвержденном 20 января 1819 г. "Положении о производстве в ученые степени" [7, стб. 1134—1145] взамен существующей согласно "Предварительным правилам народного просвещения" триаде "кандидат"—"магистр"—"доктор наук" устанавливалась четырехуровневая структура степеней: 1) действительный студент — для всех окончивших университет; 2) кандидат — для окончивших университет с отличием; 3) магистр — для сдавших по окончании университета специальные магистерские экзамены и защитивших магистерскую диссертацию; 4) доктор — для защитивших после магистерской также и докторскую диссертацию.

Неясны мотивы введения новой ученой степени "действительный студент". Возможно, полагает А.Е. Иванов, последняя "была плодом

бюрократического воззрения на совокупность степеней как на своеобразную табель об академических рангах" [5 : 42]. "Положением" устанавливалось три разряда наук по количеству существовавших тогда факультетов: философские, медицинские и юридические. По каждому разряду вводились испытания, которые производились факультетом в присутствии всех его членов. Испытания на степень магистра и доктора производились строго последовательно в установленные сроки — магистр имел право претендовать на степень доктора не ранее чем через год. Высшую степень нельзя было получить, не имея предыдущей. В "Положении" сохранялись преимущества, сопряженные с учеными степенями (параграфы 43—44) для обучающихся в государственных российских университетах.

"Положение о производстве в ученые степени" (1819 г.) — акцентирует в монографии К.Т. Галкин, — первый в России общий законодательный статус института научной аттестации кадров, который определил унифицированные для всех университетов страны требования и порядок присуждения ученых степеней [10]. Линия на жесткую регламентацию и унификацию процесса научной аттестации была продолжена последующим законодательством в виде "Положения об испытаниях на ученые степени" от 28 апреля 1837 г. [11] и "Положения о производстве в ученые степени" от 6 апреля 1844 г. [12]

"Положение об испытаниях на ученые степени" (всего 25 статей), утвержденное временно "в виде опыта на три года" в 1837 г. (однако оно просуществовало до введения "Положения о производстве в ученые степени" 6 апреля 1844 г.), предоставляло право Советам университетов, в отличие от факультетов университетов по "Положению" 1819 г., присваивать ученые степени по философскому, юридическому и медицинскому факультетам. "Положение" 1837 г. изменило порядок испытаний и увеличило общее число разрядов наук до пяти вместо трех по "Положению" 1819 г. Для каждого разряда наук предметы испытаний разделялись на главные и вспомогательные. От экзаменующегося на степень кандидата требовались знание предметов "полное и систематически стройное" и рассуждение по одному из главных предметов факультета или отделения. Заметно повысились требования к экзаменам на степень магистра и доктора наук. Претендующий на степень магистра должен был разрешить письменно по два вопроса из главных предметов испытания, а на степень доктора — по три. В заключение испытания претендующий на степень магистра и доктора обязан был написать диссертацию на избранную им и одобренную факультетом или отделением тему и защитить ее публично. "Положением" 1837 г. ученая степень "действительный студент" была трансформирована в звание "действительный студент", которое присваивалось каждому выпускнику университета.

"Положение о производстве в ученые степени" от 6 апреля 1844 г. содержало детальную регламентацию самой процедуры "остепенения" (включало 51 статью). Для присвоения степени кандидата требовалось успешно выдержать устный экзамен с так называемым "кандидатским баллом" в специальной комиссии факультета, собиравшейся один раз в год перед летними каникулами. Не набравший "кандидатского балла" получал аттестат на звание "действительного студента", удостоверявший, что данное лицо изучило в университете курс наук определенного факультета. Соискатель степени кандидата должен был представить еще "письменное рассуждение" по одному из главных предметов факультета.

Получение степени магистра и доктора наук предваряла сложная процедура длительных (в течение всего года) и многочисленных устных и письменных экзаменов. Число устных вопросов не определялось, на письменных экзаменах испытуемый отвечал по предмету "главных наук", зафиксированных в особых таблицах испытаний на степень магистра или доктора наук. наличие экзамена в устной и письменной формах значительно затрудняло получение докторской степени, поскольку существовавшие первоначально "Положения" 1837 г. и 1844 г. устанавливали для докторов меньшее число разрядов, чем для магистров. Это привело к чрезмерной широте экзаменационных требований. Затем магистрант и докторант должны были представить диссертацию, которую по их желанию можно было написать и защищать на латинском языке. Кандидат, испытуемый на степень магистра, должен был продемонстрировать преимущественно историческое знание предметов и "правильный взгляд" на разные отрасли наук. От магистра, претендующего на степень доктора, требовалось "критическое или философское знание своей науки, объемлющее сущность и развитие оной и сопровождаемое основательно обдуманным всестороннем воззрением" [12 : 12].

Регламенты 1837 и 1844 гг., отличавшиеся главным образом числом разрядов наук (14 и 22 соответственно), были привязаны к университетскому Уставу 1835 г., согласно которому предметом занятий факультетских собраний было "испытание студентов и всех желающих получить ученые степени" [13, стб. 974], докторская степень стала обязательным условием профессорского звания.

наиболее радикальные изменения институт научной аттестации претерпел в связи с университетской реформой и введением в действие Устава 1863 г., содержащего более подробные сведения об ученых степенях, способах и условиях их получения [14, стб. 1040—1106]. Эти изменения запечатлелись в "Положении об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени" от 4 января 1864 г. [15]. Этот законодательный акт фактически действовал до октября 1917 г.,

правда с существенными коррективами, вызванными университетской контрреформой 1884 г. "Положение" 1864 г. утверждало в звании действительного студента и в ученых степенях кандидата, магистра и доктора по четырем факультетам (историко-филологическому, физико-математическому, юридическому и восточных языков) как русских, так и иностранных претендентов. В отношении места проведения испытаний произошла некоторая специализация: в комиссиях из членов факультета под председательством декана принимали экзамены на звание действительного студента и на степень кандидата, при полном собрании факультета — на степень магистра. Формы оценки знаний испытуемых на ученые степени заметно расширились (по "Положению" 1844 г. уровень знаний испытуемого выражался словами: "удовлетворительно" или "неудовлетворительно"). По усмотрению Совета университета они могли быть цифровыми (от 1 до 5) или словесными (удовлетворительно, весьма удовлетворительно, неудовлетворительно). В "Положении" впервые была закреплена правовая норма — разработка процедуры производства в ученые степени Советами университетов

Анализ содержания указанных "Положений", регулировавших присуждение ученых степеней, позволил А.Е. Иванову выявить в них структурное сходство, включавшее: 1) роспись ученых степеней и соответствующих им разрядов наук; 2) требования, предъявлявшиеся к соискателям ученых степеней (образовательный ценз, объем знаний, навыки и умения владения ими); 3) правила устных и письменных испытаний соискателей по каждой из ученых степеней; 4) правила защиты диссертации; 5) указание на инстанции, утверждавшие результаты научной аттестации; 6) роспись "преимуществ", сопряженных с обладанием учеными степенями [5 : 39]

Таким образом, "Положение об испытаниях на ученые степени" 1837 г. восстанавливает комбинацию ученых степеней "кандидат" — "магистр" — "доктор наук". Она остается неизменной в "Положениях"от 6 апреля 1844 г. и 4 января 1864 г. Однако с введением Устава 1884 г., последнего в истории российских университетов, упраздняется ученая степень "кандидат" и утверждается система научной аттестации "магистр — доктор" (параграф 85) (исключение — медицинский факультет, где полагается одна ученая степень — доктора) [16, стб. 1008]. Устав 1884 г. заменил кандидатскую степень дипломом первой степени. Студентам, поступившим в университеты России при действии Устава 1863 г., была предоставлена возможность окончить их в соответствии с прежним Положением, и соответственно выпуск кандидатов прекратился в 1889 г. Только университеты, на которые не распространялся Общероссийский университетский устав, в дальнейшем сохранили кандидатскую степень.

В середине XIX в. университеты давали лучшее по тем временам

образование, и из всех существующих учебных заведений только они могли присваивать ученые степени. Р.Г. Эймонтова констатирует, что более половины студентов выходили из них кандидатами [17 : 31].

С отменой кандидатства и до 1917 г. система научной аттестации в Московском, Петербургском, Казанском, Киевском, Новороссийском, Пермском, Саратовском, Томском, Харьковском университетах основывалась на двуединстве ученых степей: "магистр" — "доктор наук". В Варшавском и Юрьевском университетах сохранилась прежняя триада: "кандидат" — "магистр" — "доктор наук" [5 : 42 — 43].

Декретом Совнаркома от 1 октября 1918 г. "О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений российской республики" в Советской россии упразднялись существующие ученые степени магистра и доктора и звания адъюнкта и приват-доцента, отменялось иерархическое разделение преподавательского состава вузов на профессоров — заслуженных, ординарных, экстраординарных, адъюнкт-профессоров и доцентов. Отмена ученых степеней и званий автоматически вела к упразднению соответствующих прав и привилегий. Согласно декрету, всем лицам, самостоятельно ведущим преподавание в вузах, присваивалось единое звание профессора. Лица, которые были в звании приват-доцента не менее трех лет, переводились в состав профессоров или, если они не удовлетворяли данному условию, получали общее звание преподавателя с зачислением их в штат учебного заведения [18, ст. 789]. С целью открытия доступа на кафедры "свежим научным силам" декретом был установлен предельно допустимый срок пребывания профессоров и преподавателей на своих должностях. Профессора и преподаватели, заканчивающие к 1 октября 1918 г. 10 лет преподавательской деятельности в вузе, а также все лица с 15-летним стажем учено-учебной службы освобождались от занимаемых должностей с 1 января 1919 г. При желании они имели право быть снова избранными на свои кафедры в соответствии с положениями "О Всероссийских конкурсах по замещению кафедр в высших учебных заведениях" [18, ст. 836]. Право занимать профессорскую кафедру по Всероссийскому гласному конкурсу предоставлялось всем лицам, известным учеными трудами или иными работами по своей специальности, а также научно-педагогической деятельностью [18, ст. 789].

На протяжении 1920-х гг. и вплоть до 1934 г. Наркомпросом РСФСР выдвигались проекты положения о присуждении ученых степеней преподавателям высшей школы, которые отвергались как не соответствующие советскому законодательству, отменившему сословия и чины. Однако в 1926 г. Государственный ученый совет Наркомпроса РСФСР выдвинул идею введения единой ученой степени доктора наук, необходимой для занятия любой преподавательской должности. В 1932 г. ЦИК СССР в специальном постановлении признал нужным ввести ученые

степени в соответствии с новыми требованиями к науке и специалистам [19 : 185].

Интенсивное развитие индустриальной экономики страны требовало повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров. В связи с этим 13 января 1934 г. Совнаркомом СССР принял постановление "Об ученых степенях и званиях", которым устанавливались ученые степени кандидата и доктора наук и ученые звания ассистента, доцента и профессора, содержание которого в дальнейшем уточнялось, и расширялась номенклатура специальностей для защиты диссертаций [20]. "Советская власть не создала какого-то нового способа научной аттестации... Новым оказалось старое, которое так и не удалось забыть" — справедливо замечает А.Е. Иванов [5 : 190].

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 "Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней" (с последними изменениями 31 марта 2009 г.) [21] институт научной аттестации сохраняет эти две ученые степени (кандидата и доктора) и ученые звания — доцента и профессора по специальности, доцента и профессора по кафедре.

Со вступлением России в Болонский процесс и подписанием 19 сентября 2003 г. протокола коммюнике возрождается институт научной аттестации по присуждению ученых степеней бакалавра, магистра, доктора. Степень (квалификация) "бакалавр" по европейским меркам — это первая академическая степень (или квалификация) высшего образования, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. Термин "академическая степень" используется в данном случае для обозначения приверженности к установленным традициям (академизму), свойственным европейской системе образования. В современной Западной Европе, не говоря уже о России, степень бакалавра по-прежнему остается неоднозначно воспринимаемой квалификацией. Нормативный срок программы подготовки бакалавра в большинстве стран Европы составляет 6 семестров, но в Голландии, Шотландии и некоторых других странах — 8 семестров. Во Франции и Испании звание бакалавра присваивается выпускникам полной средней школы и дает право поступать в университет. Нельзя не признать, что диплом бакалавра пока в России не воспринимается как ученая степень. Главная характеристика статуса бакалавра в нормативах болонских документов — общее высшее образование. Это совершенно новая проекция для нашего высшего образования, которое по определению всегда являлось профессиональным. Основная идея обучения на степень бакалавра состоит в том, чтобы дать студенту тот минимум знаний, который понадобится ему для успешной работы по выбранному направлению подготовки. Квалификация присваивается по результатам защиты

выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и дает право дипломированному бакалавру продолжить обучение в магистратуре.

Степень (квалификация) "магистр" — вторая (высшая) академическая степень, начальная ученая степень, приобретаемая студентом после окончания магистратуры. С существующими разновидностями ("магистр науки", "магистр по профессии") она имеет в современной российской системе образования двойственное положение. С одной стороны, это система повышения квалификации бакалавров и специалистов, с другой стороны, квалификация "магистр" приравнивается к квалификациям выпускников вузов. Магистратура со временем станет структурой элитарной подготовки кадров. Программа ее работы, имеющая в своем составе два компонента — образовательный и научно-исследовательский, — перспективна. Квалификация присваивается по результатам выпускных экзаменов и защиты магистерской диссертации. Выпускник с дипломом магистра может продолжить обучение в аспирантуре. С 2011 г. академические степени бакалавра и магистра являются основными квалификациями для абитуриентов российских вузов.

При обсуждении степени "доктор наук" в рамках Болонского процесса унификации образовательных систем в России рассматривается возможность как сохранения текущей двухступенчатой системы (кандидат—доктор), так и переход на одноступенчатую, американскую модель (отказ от степени доктора наук). Представляется возможным, по мнению авторов [22], изменение названия первой российской ученой степени с кандидата наук на доктора ("доктора философии" — PhD), что уравнивает права отечественных ученых с зарубежными "докторами философии" и равными им по степеням учеными. В зависимости от специальности, по которой происходит защита докторской диссертации, соискателю присуждается одна из существующих ученых степеней. В свою очередь каждая из степеней "бакалавр-магистр-доктор (PhD)" характеризуется своим набором квалификационных характеристик, соответствующих конкретной профессиональной области.

Таким образом, забытое старое вновь возвращается. Социальный заказ в рамках "Болонской декларации создания Европейского пространства высшего образования" и переход российских университетов на систему многоуровневого образования требует реорганизации института научной аттестации кадров. Система многоуровневого высшего образования усилит привлекательность и конкурентоспособность российского университета, так как его дипломы бакалавра и магистра станут конвертируемыми во всем мире. Введение степени европейского доктора наук (PhD) вместо нынешней степени кандидата наук будет способствовать повышению международного статуса значительной ка-

тегории вузовских ученых и откроет перед ними новые перспективы. Возрастет привлекательность обучения иностранных соискателей ученых степеней в российских аспирантурах и докторантурах, и это в свою очередь повысит конкурентоспособность наших вузов.

Список литературы

1. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: В 11 т. М.; Л.: АН СССР, 1957. Т. 10. 935 с.

2. Якушев А.Н. Развитие государственной системы аттестации научных кадров в Российской империи: Сочи: НОУ ВПО "Черноморская гуманитарная академия", 2009. 560 с.

3. Кричевский Г.Г. Ученые степени в университетах дореволюционной России // История СССР. 1985. № 2. С. 141-153.

4. Соболева Е.В. Наука и ученые в пореформенной России: Дис. ... докт. ист. наук. Л., 1985. 436 с.

5. Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи XVIII в. — 1917 г. М.: Ин-т рос. истории. РАН, 1994. 198 с.

6. Кулябко Е.С. Замечательные питомцы Академического университета: Биографические очерки. Л.: Наука, 1977. 229 с.

7. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения (1802 — 1825). СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1864. Т. 1. 1644 с.

8. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / Сост. С.А. Князьков, Н.И. Сербов; под ред. С.В. Рождественского. М.: Книгоиздательство "Польза", В. Антик и К°, 1910. 240 с.

9. Петров Ф.А. Университетский Устав 1804 г. и становление системы университетского образования в России // Вестн. Моск. ун-та. Серия 8. История. 2004. № 2. С. 57-95.

10. Галкин К. Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР. М.: Советская наука, 1958. 175 с.

11. Положение об испытаниях на ученые степени: утвержд. 28 апреля 1837 г. СПб.: М-во нар. просвещ., 1837. 13 с.

12. Положение о производстве в ученые степени: утвержд. 6 апреля 1844 г. СПб.: Тип. Департ-та нар. просвещ.,1844. 12 с.

13. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения (1825-1839). СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1875. Т. 2. Отд-ние 1. 1576 с. (без приложений).

14. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения (1855-1864). СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1876. Т. 3. 1524 с. (без приложений).

15. Положение об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени: утвержд. 4 января 1864 г. СПб., 1864. 13 с.

16. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения (1884). СПб.: Тип. Товарищ-ва "Общественная Польза", 1893. 1352 с. (без приложений).

17. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох: От России крепостной к России капиталистической. М.: Наука, 1985. 351 с.

18. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. М., 1918. № 72. Ст. 789; № 80. Ст. 836.

19. Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы. М.: Высшая школа, 1988. 256 с.

20. Сборник постановлений и положений об ученых степенях и званиях. Свердловск: Науч. отд. Урал. индустр. ин-та им. С.М. Кирова, 1937. 56 с.

21. Единый реестр ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней (URL: http://elementy.ru/Library9/p74. htm?context=28877#pril1 17.09.2010).

22. "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс / Гл. ред. А.Ю. Мельвиль. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 352 с.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF ACADEMIC CERTIFICATION OF PERSONNEL

N.A. Ivanishсheva

The article is devoted to the history and modern development of domestic system of certification of academic personnel. We analysed university statutes and regulations establishing legitimately and regulating the confering of degrees and academic ranks. The necessity of improving the state certification of academic and scientific — pedagogical personnel in accordance to international practice was grounded.

Key words: institute of academic certification, legislation of the system certification, the conferring of academic personnel, academic degree, rank, multilevel space.

Сведения об авторе

Иванищева Надежда Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической географии и методики преподавания географии Института естествознания и экономики, докторант кафедры общей педагогики ГОУ ВПО Оренбургский государственный педагогический университет. Тел.: (3532) 77-66-54; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.