УДК 374(091) (14.09.37)
Л. Ю. Баскова
ФОРМИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КАДРОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Рассматриваются вопросы становления системы аттестации научно-педагогических кадров в России первой половины XIX в. В этот период была разработана на законодательном уровне система ученых степеней, процедура их присуждения. Предпринята попытка современного осмысления исторического опыта формирования отечественной системы подготовки научно-педагогических кадров.
Ключевые слова: аттестация, ученая степень, присуждение ученых степеней, кандидат, магистр, доктор.
В современной России активно идет разработка нормативно-правовой базы подготовки научно-педагогических кадров. Образование может быть качественным только при условии развития науки. При этом необходимо изучать исторический опыт развития данной системы, в том числе и опыт присуждения ученых степеней в университетах и академиях Российской империи. Это позволит рационально использовать его в современных условиях, совершенствовать систему подготовки и аттестации научных кадров. Первая половина XIX в. для России - период «опережающего развития реформ образования над любыми другими социальными преобразованиями» [1].
Приоритет в постановке вопроса о введении ученых степеней принадлежит М. В. Ломоносову. В 1764 г. им был подготовлен проект указа о предоставлении Академии наук и Московскому университету права аттестовать соискателей на ученые степени.
Официальная история присуждения ученых степеней в России берет свое начало с утверждения императором 24 января 1803 г. «Предварительных правил народного просвещения». В документе была определена система ученых степеней: кандидат, магистр, доктор. Исторический опыт подтверждает актуальность единства образовательной и научно-исследовательской деятельности в подготовке научно-педагогических кадров. На высшие учебные заведения, в соответствии с университетским уставом от 5 ноября 1804 г., были возложены как образовательные функции, так и функции научных центров. Впервые в уставе содержался раздел «Об испытаниях и производстве в университетские достоинства», регламентировавший аттестацию научных кадров. Поскольку университеты обладали значительной автономией, право присуждать ученые степени было предоставлено факультетам. Научная общественность несла ответственность за качество подготовки научных кадров. Испытание включало в себя письменную и устную часть и носило дифференцированный характер: будущий кандидат должен был выполнить письмен-
ное задание и ответить на вопросы, показав знания в объеме университетского курса; соискатель степени магистра должен был ответить на 2 вопроса, а соискатель степени доктора - на 4. Далее они отвечали письменно на аналогичное количество вопросов. Важно отметить, что процедура защиты предполагала также и чтение 1 лекции будущим магистром и 3 лекций будущим доктором, на которых они могли продемонстрировать свои способности к преподавательской деятельности. Главным экзаменом соискателя ученой степени магистра и доктора являлась публичная защита диссертации.
Сложившаяся в настоящее время практика написания диссертаций «под ключ» не только значительно снижает престиж научной деятельности, но и дискредитирует в целом сообщество ученых. Поэтому на государственном уровне принимаются решения, ужесточающие процедуру аттестации научных кадров. В 1816 г., когда был выявлен факт продажи дипломов «Докторов права» в Дерптском университете, Министерство народного просвещения приостановило защиты диссертаций на соискание ученых степеней. В 1819 г. появилось «Положение о производстве в ученые степени», в соответствии с которым к соискателям ученой степени стали предъявляться более жесткие требования. Этим документом был установлен обновленный процедурный регламент присуждения ученых степеней, но право их присуждения оставалось за научной общественностью. Для прохождения процедуры аттестации были установлены определенные сроки: кандидат допускался к испытанию на степень магистра через 2 года после получения аттестата, магистр - на степень доктора через 3 года. В случае отказа в присуждении степени в следующий раз защита диссертации для кандидатов и магистров могла состояться не ранее чем через год, для докторов - через 2 года. Процедуру аттестации можно было проходить не более 3 раз. Для получения степени кандидата требовалось пройти испытание, необходимо было написать рассуждение по теме, чтобы продемонстрировать «способность к суждению о предметах, коим преимущественно
обучался» [2]. Для соискателей степени магистра испытание было как устным, так и письменным, состоявшим из 2 вопросов. Далее они допускались к написанию диссертации на русском или латинском языке и ее публичной защите. Для присуждения степени доктора в комиссии кроме членов факультета работали внешние эксперты, члены совета университета. От будущего доктора требовалось критичное мышление, основательное знание той или иной области знания, «чтобы он знал не какую-либо известную систему науки, но самую науку в существенных ее основаниях, в ее развитии»
[2]. Соискатель также проходил устное и письменное испытание, в котором отвечал на 4 вопроса. Считалось, что если соискатель степени не знает детально состояние вопроса, то он как ученый несостоятелен. Экзамен должен был дать представление научной общественности о том, насколько соискатель владеет знаниями по всему спектру предметов факультета. После этого он должен был написать и защитить диссертацию на латинском языке.
В современных условиях инновационной экономики необходимо, чтобы профили подготовки кадров высшей квалификации соответствовали потребностям страны и общества. В 1819 г. были классифицированы науки, по которым могли присуждаться ученые степени: богословские, философские, юридические, медицинские. Введена также номенклатура научных специальностей. Например, в области юридических наук - право естественное, частное, публичное и народное; право римское; право Российское, публичное, гражданское и уголовное, частное право; политическая экономия; политическая история и статистика.
В связи с ужесточением процедуры аттестации научных кадров министр народного просвещения С. С. Уваров в 1837 г. в своем докладе императору констатировал малочисленность докторов по юридическому и философскому факультетам. Здесь необходимо согласиться с исследователем И. Е. Бибик в том, что административно-правовые меры «необходимо соотносить с природой аттестации научных кадров и закономерностями воспроизводства человеческого потенциала в научной сфере. В противном случае, велика вероятность значительного снижения продуктивности данных мер»
[3]. Проблема малочисленности научно-педагогических кадров возникла в связи с утверждением в 1835 г. «Устава императорских Российских университетов», в соответствии с которым для занятия должности профессора требовалась ученая степень доктора по профилю соответствующего факультета, для занятия должности адъюнкта - степень магистра. Учитывая сложность процедуры аттестации научных кадров, Министерство народного просвещения стало искать пути облегчения
соискателям преодоления этого барьера и упрощало правила присвоения ученых степеней. В 1837 г. утверждено императором на 3 года для апробации новое «Положение об испытании на ученые степени». Обязательным требованием стало соответствие названия вида наук, по которым защищалась диссертация, факультету, законченному соискателем. В противном случае соискателю требовалось сдать дополнительные экзамены. Для соискателей степени доктора теперь требовалось письменно ответить на 3 вопроса, вместо прежних 4, диссертацию разрешено было писать и защищать на русском языке (кроме специальности «Древняя классическая словесность»). Имеющие степень магистра при соискательстве ученой степени доктора освобождались от испытания устного и письменного в тех предметных областях, по которым им была присуждена ученая степень.
6 апреля 1844 г. вышло переработанное «Положение о производстве в ученые степени». В новом документе уменьшен срок до 1 года (вместо прежних 3), по истечении которого магистр мог стать соискателем докторской степени. В соответствии с документом соискатели ученой степени магистра и доктора должны были представить письменное рассуждение по одному вопросу. В документе дифференцированы требования к уровню подготовки соискателей. Будущим магистрам и докторам «требуется в главных предметах познание глубокое и подробное, с таким различием, что кандидат, испытуемый на степень магистра, должен доказать преимущественно историческое знание предметов и правильный взгляд на разные отрасли науки, тогда как от магистра, желающего приобрести степень доктора, требуется критическое или философское знание своей науки» [4].
В России исторически сложилось так, что система присуждения ученых степеней всегда находилась и находится под контролем государства, что обеспечивает выработку единых требований к соискателям и диссертациям на территории всей страны. Для нынешнего этапа развития образования характерно усиление роли Минобрнауки РФ в вопросах управления системой аттестации научных кадров. В России первой половины XIX в. контроль за присуждением ученых степеней был возложен на Министерство народного просвещения. Дипломы о присуждении степени магистра и доктора утверждались министром народного просвещения.
Вопросы воспроизводства кадрового потенциала науки, стимулирования притока молодежи в научную сферу остаются важными и значимыми в современной России, поэтому необходимо продумать меры государственной поддержки научных работников. В первой половине XIX в. лица, имеющие ученую степень, находились на государствен-
ной службе, что давало определенные преимущества. Значимость получения ученых степеней подчеркивалась зависимостью между положением в «Табели о рангах» и ученой степенью: кандидат находился в 12-м классе (с 1844 г. - в 10-м), магистр - в 9-м, доктор - в 8-м.
Таким образом, на основе анализа нормативных документов можно сделать вывод о том, что в России первой половины XIX в. на государственном уровне ставился вопрос о необходимости систематической подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Отметим, что законодательными актами право присуждать ученые степени было закреплено за всеми российскими университетами, причем для всех их существовал единый порядок аттестации. К соискателям предъявлялись доста-
точно жесткие требования. В российской аттестационной системе первой половины XIX в. присутствовали все элементы аттестации, которые существуют и в настоящее время: квалификационное испытание (экзамен), подготовка диссертации (научного труда) по определенной научной специальности, обязательность назначения рецензентов, публичная защита, утверждение министром народного просвещения. Наличие ученой степени являлось обязательным условием для назначения на преподавательские должности в высшем учебном заведении. Современное осмысление исторического опыта формирования отечественной системы подготовки научно-педагогических кадров в первой половине XIX в. позволяет сделать выводы о том, что многие идеи актуальны и для России XXI в.
Список литературы
1. Войтеховская М. П. Зарождение государственной системы образования в Российской империи // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 39-45.
2. Положение о производстве в ученые степени (1819) // Полн. собр. законов Российской империи. Вып. 1. Т. 36. СПб., 1830. С. 37-42.
3. Бибик И. Е. Административно-правовое регулирование аттестации научных кадров в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2013. 25 с.
4. Положение о производстве в ученые степени (1844) // Полн. собр. законов Российской империи. Вып. 2. Т. 19. Отд. 1. СПб., 1845. С.243-248.
Баскова Л. Ю., ст. преподаватель.
Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова.
Ул. Наб. Северной Двины, 17, Архангельск, Россия, 163002.
Е-шаД: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.05.2013.
L. Y. Baskova
THE FORMATION OF THE NATIONAL SYSTEM OF TRAINING OF THE TEACHING STAFF IN THE FIRST HALF OF THE 19TH
CENTURY
The problems of development of the system of certification of the teaching staff in Russia in the first half of the 19th century. During this period, at the legislative level degree system was developed, as well as the procedure for awarding them. The paper also attempts to understand the historical experience of the formation of the national system of training of the teaching staff.
Key words: certification, degree, graduation, PhD, Master and Doctor.
M. V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University.
Naberezhnaya Severnoy Dviny, 17, Arkhangelsk, Russia, 163002.
E-mail: [email protected]