Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ / CULTURE / MUSICAL CULTURE / MUSICAL CULTURE AMONG YOUNGER STUDENTS / FORMATION OF MUSICAL CULTURE / THE FORMATION OF MUSICAL CULTURE IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF THE FORMATION OF MUSICAL CULTURE / PERIODS OF DEVELOPMENT OF THE PROBLEM OF THE FORMATION OF MUSICAL CULTURE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галушкина Наталья Валерьевна, Ипполитова Наталья Викторовна

Результаты промежуточного диссертационного исследования показали, что одной из главных задач образовательного процесса в школе является рассмотрение проблемы формирования музыкальной культуры. При исследовании любого объекта окружающей действительности его необходимой оставляющей является определение этапов, обусловливающих направление и содержание историографии проблемы. В качестве оснований, такого анализа проблемы формирования музыкальной культуры выделяются этапы историко-педагогического анализа. В данной статье представлен историко-педагогический анализ проблемы формирования музыкальной культуры у младших школьников, выделены основные периоды, позволяющие дать целостное представление об изучаемом феномене (с древнейших времен до конца X века, с XI до XIX века, с XX века по настоящее время). Автор раскрывает сущность данных периодов и специфику формирования музыкальной культуры у младших школьников в историко-педагогическом анализе проблемы. Каждый из периодов раскрывает свою определенную задачу. Первый период с древнейших времен до конца X века, выступает как основа анализа и обеспечивает комплексное изучение историко-педагогического анализа проблемы формирования музыкальной культуры у младших школьников как сложной педагогической проблемы. Второй период с XI до XIX века позволяет исследовать проблему с учетом социальных изменений и обострения политической обстановки в стране. Третий период с XX века по настоящее время раскрывает возможность новой формы образовательного процесса у младших школьников формирования музыкальной культуры, развитие личности готовой к самостоятельной творческой деятельности. Автор подчеркивает, что данные периоды должны рассматриваться в единстве, т. к. это дает возможность осуществить историко-педагогический анализ представляемой проблемы на различных этапах развития и дать его целостную характеристику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF THE FORMATION OF MUSICAL CULTURE IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The results of an intermediate dissertation research showed that one of the main tasks of the educational process in the school is to consider the problem of the formation of musical culture. In the study of any object of the surrounding reality, its essential leaving is the determination of the stages that determine the direction and content of the historiography of the problem, i.e. grounds. As such, the problem of the formation of musical culture determines the stages that leave the basis of historical and pedagogical analysis. This article discusses the historical and pedagogical analysis of the problem of the formation of musical culture among younger schoolchildren, identifies the main periods that allow you to give a holistic picture of the phenomenon being studied (from ancient times to the end of the X century, from the XI to the XIX century, from the XX century to the present). The author reveals the essence of these periods and the specifics of the formation of musical culture in younger students in the historical and pedagogical analysis of the problem. Each of the periods reveals its specific task. The first period from ancient times to the end of the X century, acts as the basis of analysis and provides a comprehensive study of the historical and pedagogical analysis of the problem of the formation of musical culture in younger students as a complex pedagogical problem. The second period from the eleventh to the nineteenth century allows us to study the problem taking into account social changes and the aggravation of the political situation in the country. The third period from the 20th century to the present reveals the possibility of a new form of the educational process in elementary schoolchildren in the formation of musical culture, the development of a personality ready for independent creative activity. The author emphasizes that these periods should be considered in unity, because this makes it possible to carry out a historical and pedagogical analysis of the presented problem at various stages of development and to give its integral characterization.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/79PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Галушкина Н.В., Ипполитова Н.В. Историко-педагогический анализ проблемы формирования музыкальной культуры у младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/79PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Galushkina N.V., Ippolitova N.V. (2020). Historical and pedagogical analysis of the problem of the formation of musical culture in primary school students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/79PDMN320.pdf (in Russian)

УДК 373

ГРНТИ 14.09.25

Галушкина Наталья Валерьевна

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия

Аспирант E-mail: n-galushkin@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8245-7415

Ипполитова Наталья Викторовна

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия

Профессор

Доктор педагогических наук, профессор Научный руководитель E-mail: inv_@mail.ru

Историко-педагогический анализ проблемы формирования музыкальной культуры у младших школьников

Аннотация. Результаты промежуточного диссертационного исследования показали, что одной из главных задач образовательного процесса в школе является рассмотрение проблемы формирования музыкальной культуры. При исследовании любого объекта окружающей действительности его необходимой оставляющей является определение этапов, обусловливающих направление и содержание историографии проблемы. В качестве оснований, такого анализа проблемы формирования музыкальной культуры выделяются этапы историко-педагогического анализа. В данной статье представлен историко-педагогический анализ проблемы формирования музыкальной культуры у младших школьников, выделены основные периоды, позволяющие дать целостное представление об изучаемом феномене (с древнейших времен до конца X века, с XI до XIX века, с XX века по настоящее время). Автор раскрывает сущность данных периодов и специфику формирования музыкальной культуры у младших школьников в историко-педагогическом анализе проблемы. Каждый из периодов раскрывает свою определенную задачу. Первый период с древнейших времен до конца X века, выступает как основа анализа и обеспечивает комплексное изучение историко-педагогического анализа проблемы формирования музыкальной культуры у младших школьников как сложной педагогической проблемы. Второй период с XI до XIX века позволяет исследовать проблему с учетом социальных изменений и обострения политической обстановки в стране. Третий период с XX века по настоящее время раскрывает возможность новой формы образовательного процесса у младших школьников формирования музыкальной культуры, развитие личности

готовой к самостоятельной творческой деятельности. Автор подчеркивает, что данные периоды должны рассматриваться в единстве, т. к. это дает возможность осуществить историко-педагогический анализ представляемой проблемы на различных этапах развития и дать его целостную характеристику.

Ключевые слова: культура; музыкальная культура; музыкальная культура у младших школьников; формирование музыкальной культуры; формирование музыкальной культуры у младших школьников; историко-педагогический анализ проблемы формирования музыкальной культуры; периоды развития проблемы формирования музыкальной культуры обучающихся

Введение

Вопросы личностного развития подрастающего поколения приобрели в современном Российском обществе особую актуальность, что обусловлено: снижением духовности молодого поколения, уровня эстетической культуры у обучающихся в условиях изменения ценностных приоритетов в производственной, культурной, социальной сферах, что отражено в теоретической части диссертационного исследования.

Выделение музыки в качестве действенного средства формирования базовой культуры личности обучающихся в общеобразовательных учреждениях обусловливает актуальность заявленной исследовательской проблемы. Разработка проблемы формирования музыкальной культуры как необходимой составляющей воспитания детей на современном этапе осуществляется в сложной, внутренне противоречивой ситуации, определенной общеобразовательными требованиями, что не может не находить своего отражения на всех уровнях воспитательной работы со школьниками.

Анализ эволюции формирования музыкальной культуры и анализ теоретических основ музыкальной культуры в истории философской и педагогической мысли позволит нам исследовать и оценить имеющийся опыт решения данной проблемы в прошлом, спрогнозировать дальнейшие перспективы ее развития, которые могут послужить методологической основой в системе формирования музыкальной культуры у младших школьников.

В статье проблемы формирования музыкальной культуры у младших школьников исследуются на основе историко-педагогического анализа ее развития в теории и практике, т. е. представления ее историографии [1].

Проблема музыкальной культуры, уходит своими корнями в глубину столетий. Выдающиеся ученые, философы, историки, психологи, педагоги, публицисты, писатели в своих трудах неоднократно обращались к этой теме на протяжении всей истории развития общества.

Однако постановка нами акцента на формировании музыкальной культуры обучающихся требует исследования исторических периодов, когда: (а) музыкальная культура функционировала в современном виде, (б) началась теоретическая и методологическая разработка проблемы формирования музыкальной культуры.

Определение содержательного наполнения этапов развития исследуемой проблемы становится возможным на основе рассмотрения сразу нескольких ключевых аспектов, поскольку она имеет комплексный характер. К данным аспектам относятся:

• эволюция музыкального воспитания в изменяющихся условиях;

• изменение деятельности обучающихся;

• совершенствование системы формирования музыкальной культуры в образовательных организациях.

Изучение в целом каждого из данных аспектов позволит дать полную характеристику становления исследуемой нами проблемы.

С учетом этих дат, нами определены и выделены периоды проблемы формирования музыкальной культуры обучающихся:

I период - с древнейших времен до конца X века;

II период - с XI по XIX век;

III период - с XX века по настоящее время.

Предоставим, характеристику каждого из трех периодов.

Периоды формирования музыкальной культуры обучающихся

Первый период - зарождение музыкальной культуры в древний период соотнесен с рождением мира. Музыка сопровождает человека с самого рождения и на протяжении всей его жизни. С Древних времен дошли до нас свидетельства о музыке, а послужила началом этого времени Древняя Греция.

Воспитанию греков способствовало развитие в целом, общественное интегрировало с эстетическим воспитанием, и в основе лежала музыка. Эта область понималась ими как универсальное и приоритетное средство общественного воспитания. Музыкой, или «искусством муз», древние греки называли благородную деятельность, формирующую дух и нрав [2, с. 8]. Творчеству детей уделялось большое внимание, а также созданию благоприятных условий для осуществления нравственно-эстетического воспитания в различных образовательных отраслях.

Вопросы формирования музыкальной культуры с первых лет жизни ребенка, нашли отражение в трудах философов: Аристотеля, Пифагора, Платона, Гераклита и других ученых древности. Первый этап зарождения культуры связан с формированием личности в Древней Греции. Многие ученые отмечают, что этот этап тесно связан с музыкальной культурой и имеет особую важность в жизни человека, с ее ценностями, потребностями, с чувством красоты. Музыке этого периода приписывали способность очищать душу и тело, лечить и воспитывать. В этот период музыка была единственным искусством, которому обучали в школе.

Философ Птолемей 2 век до н.э., занимался вопросами, связанные с музыкой, он был математиком, астрономом и теоретиком музыки [3, с. 17-18].

С середины 4 века, музыка основательно распространяться по различным городам. В этот период Платон утверждал, что необученный музыке и танцу - невежда и выдвинул три основных положения, которые стали традицией в музыке: (1) математическая трактовка о музыке, (2) учение об этосе музыки, о её психологическом и воспитательном воздействии, (3) знаменательная гармония сфер, выдвигаемая движением небесных сил [4, с. 246].

Пифагор утверждал, что музыка самой первой зародилась на земле и связана она напрямую с космосом, его школы известны каждому: арифмология, космическая и музыкальная гармония. Первые описания Пифагора стали известны в достоверных сведениях в 4 веке до н.э. у писателей Аристоксена, Дикеарха, Неанфа и др.

Характерная для пифагорейской музыкальной эстетики особенность, убеждение в космическом значении музыки, которое содержится в учении о гармонии сфер. Согласно

представлениям пифагорейцев, движение небесных тел создаёт прекрасную музыку. Весь космос представляет гармонически устроенное и музыкально звучащее тело.

Аристотель 4 век до н.э. утверждал, что, приобщая человека к музыке, к музыкальному творчеству, музыка заполняет и окружает его досуг, сопровождает с самого раннего периода: начиная с колыбельных песен и заканчивая погребальными. Аристотель, может быть, еще на восемнадцатом году жизни попал в Академию и стал верным учеником Платона. Аристотелю принадлежат сочинения по логике, метафизике, натурфилософии, естественным наукам, этике и художественному творчеству [5, с. 3-4].

Аристотель писал, что мир античности жил на гармонии явлений природы, представленных в неодинаковых формах на различных уровнях: в микрокосмосе и в макрокосмосе. Постоянная смена времён года, в движении небесных тел и человеческих дел, в красоте звучащей музыки и т. д. Наука о музыке представляет собой комплекс знаний о движениях, создании звуков, взаимосвязь между звуками и красота созвучий. Одна из задач музыки - выявить суть музыкальных знаний гармонической природы и их соразмерность, среди числовой логики. Взаимосвязь музыкальных знаний с числовой логикой выражались в различных преломлениях: высотное положение и количество колебания струн, высотное расстояние между звуками, определяющихся отношением чисел. Числа имеют отношение к гармонии звуков, к строению неба и ко многим другим явлениям природы [6, с. 28-29].

Ученик Аристотеля философ Аристоксен, которому принадлежат трактат «Элементы гармоники», так же уделял важную роль музыке. Аристоксен лечил с помощью музыкальной психотерапии душевные болезни у людей.

Платон отводит в своем идеальном государстве первую (среди других искусств) роль музыке в воспитании из юноши мужественного, мудрого, добродетельного и уравновешенного человека, то есть идеального гражданина. Платон так же утверждал, что музыка и астрономия - родные сестры, именно поэтому музыка всегда рассматривалась как точная наука. Платон и Сократ знали, что изучение музыки - это самый привлекательный предмет для юных умов и, настаивали на нем как на sine qua non образования именно из-за этого, что в музыке сочетается научное и духовное начала [7, с. 14]. Так формированию музыкальной культуры в Древней Греции придавалось огромное значение как средству нравственного и эстетического воспитания личности.

Музыкальная культура в эпоху Средневековья в конце VI - начало VII тесным образом связана с церковью. Результат сложного, противоречивого слияния двух культур варварских народов и христианства послужило зарождению средневековой культуры. Христианство выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи, что обусловило формирование средневековой культуры как целостности.

Основы формирования музыкальной культуры детей зарождались в певческих школах, соборах, в монастырях при школах. Именно в таких школах изучались разные предметы: греческий и латинский язык, арифметика и музыка.

Основная часть формирования музыкальной культуры имела церковная музыка «григорианский хорал» папы Григория I. Эта реформа церковного пения отделяло слушателя от действительности, способствовало смирению, послушанию, отрешённости.

В России зарождение культуры начиналось в средние века с Древнего Киева. Киев -центральное место экономической, политической и культурной жизни России. Культура Древней Руси с IX века объединила славянские племена под единой княжеской властью. Этот период знаменателен двумя известными событиями: 862 год - призвание князей Рюриковичей в Новгород; 882 год - объединение северных и южных земель славян под покровительством князя новгородского и киевского Олега (Вещего Олега). Территория Киевской Руси, через

которую проходил путь «из варяга в греки» была, торговой территорией и способствовало развитию культурных традиций в русскую культуру. В это время музыкальная культура развивалась в нескольких направлениях:

1. Народные бытовые фольклорные песни. После крещения Руси стали перекликаться с христианскими мотивами. Данные песни включали в себя не только пение, а инсценировку скоморохов под это исполнение.

2. Светские бытовые традиционные песни, связанные с песнями русских князей. Песни сопровождались плясками и играми на музыкальных инструментах. При княжеских дворах гостили иностранные жители, и каждый из них вносил свой культ в музыкальную культуру подрастающего поколения.

3. Церковные бытовые песни появились с принятием христианства. На Руси стало появляться строительство храмов. Слово и пение в храмах стали привлекать народ. В этот период главными элементами жизни прихожан была музыка, архитектура и живопись. Постепенное пение в храмах стало распеваться на долгие звуки. В праздники исполнялись гимны-песнопения. Музыкальная культура и ее основа - «осьмогласие». Формирование музыкальной культуры детей в образовании, начинало постепенно зарождаться.

Важным является и то, что в этот период уже складывалась образовательная система, в рамках которой решались следующие задачи:

1. у детей с раннего детства формировалась музыкальная культура;

2. формировалась и функционировала определенная образовательная база;

3. проблема повышения качества воспитательной работы, в том числе и музыкального воспитания, в образовательных учреждениях приобрела особую актуальность в связи с изменением социально-политических и экономических условий.

Итак, анализ первого периода показывает, что в это время осуществлялось обобщение и развитие опыта формирования музыкальной культуры в условиях развития образования. Исследований, связанных с научной разработкой проблемы формирования музыкальной культуры у детей, практически не было.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что исследуемая нами проблема в данный период не могла быть осознана и поставлена педагогическим сообществом в силу отсутствия социального заказа и понимания обществом и государством. Однако необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие исследовательского интереса к проблеме формирования музыкальной культуры у обучающихся, музыкальное воспитание детей осуществлялось достаточно интенсивно с древних времен.

Таким образом, данный период развития исследуемой нами проблемы, характеризовался: стабилизацией функционирования системы образования; отсутствием общепедагогического интереса к проблеме формирования музыкальной культуры у обучающихся; отсутствием социального заказа на формирование музыкальной культуры у обучающихся.

Второй период развития проблемы формирования музыкальной культуры у обучающихся начинается с XI века под влиянием развитий городов (бюргерской культуры). Главной чертой городской культуры была антицерковная направленность, связанная с фольклором.

Цель формирования культуры заключалась в необходимости воспитания религиозного человека, поэтому дети с раннего возраста привлекались к искусству, в основном, через чтение соответствующей религиозной литературы на латинском языке, пение молитв, псалмов, религиозных песен. Характерной для этого времени стала борьба с «греховным началом» человека. В связи с этим было запрещено использовать так называемую «светскую музыку», различные игры и развлечения в процессе воспитания детей.

В XIV-XVII вв. Западная Европа претерпела крупные социальные изменения. В культуру этот период вошел как эпоха Возрождения (Ренессанс). Этот период получил свое название, благодаря возрождению интереса к античному искусству, ставший идеалом для представителей культуры нового времени. Представление идеала возрождения античного гармонически развитого человека. Композиторы, музыканты, теоретики представители этой эпохи: Иоанн Тинкторис, Джозеффо Царлино, Генрих Глареан, Леон Баттиста Альберти и др. Отмечали необходимость гуманного отношения к ребенку в процессе интеллектуального, нравственного и эстетического развития личности. Зародилось новое понятие гуманизм от латинского humanus - «человечный». В этот период искусство играло важную роль в формировании культуры у младших школьников и применялось с целью воспитания детей. Музыка являлась средством общественного воспитания, а музыкальность человека рассматривалась как социально ценное и определяющее качество личности. Музыка, литература, грамматика, рисование и гимнастика составляли основное содержание образования, призванного развить восприимчивость души, нравственность стремлений и чувств, а также силу и красоту тела.

Россия вплоть до XVII столетия развивалась как духовно замкнутая целостность. Культура Просвещения реализовала возможность самого лучшего, что связано с Богом в реальной жизни. Единство и равенство людей с Богом, «богоподобие» человека, свобода и равенство, и братство. «Русская идея», о вечной жизни, о спасении людей на земле имели философский характер. Философское воспитание духа русского человека происходило в борьбе двух противоположных стихий: природной и православной. Философско-эстетическое воспитание, так же, как и музыкальное, в корне изменило жизнь русских людей. Коснулось это главным образом двух наук: педагогики и философии. Светское музыкальное образование формировалось под влиянием философских взглядов.

Культура XVII века начинает развиваться в тесном взаимодействии старины с активным внедрением новшеств. Все эти явления сказывались на развитии культуры, творчества, изменениях быта человека. Старый жизненный уклад постепенно отходил, а новый не совсем был принят. Пение оставалась одной из главных исторических основ музыкальной культуры, но постепенно стало изменяться и отражаться в манере пения исполнения. Богослужебное пение входило в часть формирования музыкальной культуры у обучающихся и являлось главной целью воспитания детей.

Во второй половине XVII в. определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению: (1) «латинофильский» Симеон Полоцкий - 1629-1680, Сильвестер Медведев -1641-1691, (2) византийско-русский Епифаний Славинецкий - 1600-1675, Федор Ртищев -1625-1673, Карион Истомин - 1650-1717, (3) славяно-греко-латинский Иоанникий - 1639-1717 и Софроний - 1652-1730 Лихуды, (4) старообрядческо-начетнический протопоп Аввакум -1621-1682. По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем XIX в. получили названия западников и славянофилов [8, с. 204].

Перелом столетий происходит на рубеже XVII и XVIII после долгого отстранения культурной Руси от западных нравов, культурного быта. Русское искусство вступает на путь европейского развития и постепенно освобождается от оков средневекового догматизма.

https:// mir-nauki. com

Постепенно приобщаясь к западной культуре, российские деятели опирались на отечественные традиции в музыке, литературе и поэзии. Россия не только сумела принять активной участие в формировании европейской культуры, но и создать собственные национальные школы. К концу XVIII века, Россия достигает больших успехов в культурном развитии, происходит переход нецерковной светской музыки в профессиональное искусство. Русское общество претерпевает новый век эпохи Петра I. Петровские преобразования в корне изменили всю культурную и общественную жизнь России. Неоценимый вклад в культуру внёс оперный театр. Вышедшие из простых народов, композиторы, музыканты, оперные артисты, выполняли задачи культурных западных наследий. Петровская эпоха положила началу формирования музыкального светского воспитания. В последние годы царствования Петра I, домашние светские вечера приобретали широкое распространение. К музыкальной культуре начинают приобщаться представители русской цивилизации-аристократы. Детей дворян прививали к искусству, формировали музыкальный вкус, обучали вокальному пению и игре на музыкальных инструментах. При дворах исполнялись песни лирического характера-арии. В домах знатных вельмож устраивались камерные оркестры. В конце века среди музыкантов придворного оркестра выделяли русских композиторов М.С. Березовского, Д.С. Бортнянского, В.А. Пашкевича, И.А. Хандошкина. Большое влияние музыка внесла в театр. Развитие театра продолжалось в течении всего XVIII века и занимало центральное место, объединённое с музыкой. Основным жанром становится опера. Создание русского музыкального общества в 1859 в Петербурге, так же стало главным событием для России, инициатива пришлась от русского музыкального композитора А.Г. Рубинштейна, который славился своим талантом и умом в музыкальном искусстве. Общество ставило цель развить музыкальное образование и вкус к музыке, найти выдающиеся таланты в этом искусстве.

Последние годы XVIII века музыкальная жизнь выходила за рамки аристократического быта. Музыкальное образование становилось доступнее в каждой семье: как в городской мещанской, так и сельской. Успехи музыкального образования, театральной концертной жизни создали основу для дальнейшего роста культурной российской цивилизации. В это время начинают зарождаться профессиональные композиторские школы и организации.

Начало XIX века рассвет городской бытовой жизни, которая находит свое отражение в бытовых песнях и романсах. С развитием городской жизни развивается и музыка. Огромное воздействие на русских композиторов оказывает жанр романс. Среди известных композиторов: А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский. Стремительный рост музыкальной культуры в эти годы происходил через решение социальных противоречий в трудных обстоятельствах борьбы за независимость Родины, культурно-историческое наследие, сохранение культурных традиций. Несмотря на это, о её величайших художественных достижениях писал А.М. Горький: «В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условии прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир»

Вторая половина XIX, это время рассвета творческих сил будущих гениев, развивается музыкальная критика, теоретические мысли о музыке. В музыкальном образовании происходит перелом. Расширилась музыкальная культура, вкус, достигнуты необычные успехи в исполнительстве. Контингент слушателей тоже стал шире. В 60-е-70-е годы «бури и натиск» накрывает музыкальное искусство. Композиторы второй половины XIX века, продолжают начатое дело М.И. Глинки, строят новую национальную музыкальную культуру. Композитор А.С. Даргомыжский, старший по возрасту продолжает «глинкинскую» эпоху в операх «Русалка» и «Каменный гость». В романсах композитор выступает как предшественник той, русской музыки.

[9, с. 38].

https:// mir-nauki. com

Интерес к русской музыкальной культуре стал проявляться в конце XIX века задолго до развития Запада. Русская культура отличалась такими особенностями, как: народность, культовость, сложно-художественность музыки. Вначале создавались простейшие песни об окружающей жизни, природе такие как, песенки-сказки, обрядовые, лирические. Позднее стали появляться трудовые, солдатские, городские и деревенские песни «частушки» [10, с. 239-240]. Новые открытия и расцвет школьного воспитания приходился на этот же рубеж конец XIX - начало ХХ века, когда по инициативе общественных деятелей, различных общественных организаций открывались новые школы.

В этот период, стали появляться различные внешкольные формы образования.

A.П. Сумароков организовал литературный кружок в Петербурге. В образовательных организациях стали появляться дополнительно досуговые беседы, на этих беседах, кружках расширяли кругозор о предметах, прививали навыки самостоятельной работы. Теоретические разработки внешкольных форм работы отразились в книге В.П. Вахтерова «Внешкольное образование народа», 1896 г. Большой вклад в организацию внешкольной работы внес

B.И. Чернолуский. Большая часть населения не могла получить даже среднего образования, поэтому московская интеллигенция стала создавать образовательные курсы для малограмотных молодежи на заводах и фабриках. Большую популярность стали набирать рабочие курсы 1897 г., на которых преподавали Е.Б. Вахтангов, И.Е. Репин, И.М. Сеченов. Во многих уголках России организовывались первые внешкольные учреждения [11, с. 16-17].

Вопросы эстетического воспитания у обучающихся разрабатывали выдающиеся отечественные педагоги В.Н. Верховинец, Н.Д. Лубенец, С.И. Миропольский, С.Ф. Русова и другие. Педагоги доказывали, что музыкально-эстетическое воспитание не должно превращаться в обучение, в упражнения по технике искусства, а должно углублять чувство прекрасного у детей. В городах Екатеринбурге и Перми открылись бесплатные народно-певческие классы А.Д. Городцовой. Эти классы посещали учителя и рабочие крестьяне. Известный педагог музыкант С.И. Танеев совместно с другими педагогами музыкантами Н.Я. Брюсовой, Е.Э. Линевой, Б.Л. Яворским в Москве основали Народную консерваторию, программа которой включала в себя различные дисциплины, но главное место занимало хоровое пение.

Таким образом, в этот период были сформированы предпосылки становления проблемы формирования музыкальной культуры в новых социально-политических условиях в России.

Особо следует отметить, что сложность развития процессов преобразований в стране, обострение политической обстановки, повышение требований к профессиональным и личностным качествам школьников, потребовали проведения научных исследований, связанных с разработкой теоретических и практических аспектов совершенствования процесса формирования музыкальной культуры у обучающихся. Это послужило основанием для обобщения эффективного педагогического опыта, научного изучения обозначенной проблемы в теории педагогики и, как следствие, выделения данной проблемы в самостоятельную сферу научно-педагогического исследования.

Деятели XIX века А.Л. Маслова, С.И. Миросницкого, Д.Н. Зарина и др. считали, что формировать музыкальный вкус, творческие способности необходимо у каждого ребенка, а не только творчески способного.

Третий период развития рассматриваемой нами проблемы охватывает время с XX века по настоящее время.

В XX веке развитие проблемы формирования музыкальной культуры у школьников было продолжено.

https:// mir-nauki. com

После революции 1917 г. произошла перестройка всей системы народного образования. Музыкальное образование и воспитание сразу же после Октябрьской революции стало составной и неотъемлемой частью общего образования и воспитания. Наркомпрос, еще до образования в нем специального музыкального отдела, в конце 1917 года подготовил «Основные положения в работе с детьми», в одном из параграфов которого указывалось на роль и значение музыки в воспитании и школьников [12, с. 13].

В 1919 г. возникают народные школы музыкального просвещения. Современное музыкальное образование унаследовало от них ставку на широкую музыкальную образованность, на культивирование хорового пения, на связь музыкально теоретических дисциплин с музыкальным творчеством и на развитие сознательного слушания музыки XX века, прогрессирует новым толчком, первой русской революцией в общественных областях, в том числе и музыкальной области. Активные музыкальные организации собирались в сообщества. Политические изменения так же коснулись и школ. Многое потеряно, старая школа разрушена, но идея формирования новой музыкальной культуры не осталось без внимания и продолжало развиваться. Вместо учебных заведений создавались трудовые школы, где обязательным предметом была музыка. В этих школах готовили трудовых людей, «активных строителей коммунистического общества, людей всесторонне развитых» («Положение о единой трудовой школе», 1918 г., Н.К. Крупская и А.В. Луначарский). В соответствии с этими документами в народном комиссариате по просвещению был Музыкальный отдел. А.В. Луначарский подписал постановление «О доступе народных учителей в специальные музыкальные учебные заведения». Музыкальные идеи педагогов-музыкантов Н.Я. Брюсовой, С.И. Танеева, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яровского были поддержаны. Известный хоровой деятель Н.М. Ковин сформировал цели музыкального воспитания в школе: развитие способности воспринимать музыку интенсивнее, переживать ею эмоции; развитие необходимых музыкальных произведений музыкальных способностей и умений; освоение нужных для этого знаний. В этих программно-методических материалах музыка должна раскрепощать детей, вносить радость в их жизнь, творчески развивать их. Конечно, немало сторонников было «свободного воспитания», они разрушали школы, имели анархическую тенденцию, привлекали общественное внимание.

Музыка тоже переживает революционные перемены. Меняется ритм и гармония. Советский и американский композитор Иосиф Шиллингер считает необходимым фиксировать ритмическую агогику. Ускорение или замедление темпа не должны быть произвольными, их нужно записывать соответственно уменьшающимися или увеличивающимися длительностями [13, с. 95]. Позднейшая теоретическая мысль о музыке (преимущественно XX в.) выдвинула ряд других, более «локальных» по значению характеристик подобного же рода; к ним относятся, например, обобщающие характеристики «плотности» [14], «напряженности» [15], «звуковой температуры» [16] музыкальных построений и т. п.

После первой мировой войны композиторы ищут вдохновения в прошлом, но хотят придать старым формам новое звучание. Начинается время экспериментов, музыка становится очень разнообразной. Классическое искусство связано с такими великими композиторами, как Леонард Бернстайн, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Д.Д. Шостакович. Появляются понятия атональности и алеаторики, что полностью изменяет представление о гармонии и мелодии. Демократические процессы сказываются и влияют на культуру этого периода. Появляется эстрада и захватывает внимание широкой публики, позже возникает такое протестное музыкальное движение, как рок. Так формируется современная музыкальная культура, характеризующаяся многочисленностью стилей и направлений, смешением жанров.

Перестройка 20-х годов «старого» и «нового» во всех областях, в том числе и в образовании, существенно сказываются и отражаются на всей культуре в целом. Старая

https:// mir-nauki. com

система образования (пение, музыкальная грамота), сохранив свою основу, резко поменялась, в своих целях, задачах и видах деятельности. Новые виды сменили старые с аналогичной целью слушание музыки, движение под музыку, творчество. В содержание музыкальных занятий стало вводиться выразительность исполнения и выразительность характера музыки.

В 30-е годы в постановлении о перестройке литературно-художественных организаций урок музыки сократился с 2-х часов в неделю до 1 часа с 1 по 7 класс. Выдвигалось мнение, что музыкой необходимо заниматься, только во внеурочное время и лишь с теми, кто имеет к этому способность. Дополнительно создавались дворцы пионеров, дома художественного воспитания, появлялись замечательные детские художественные коллективы: хор под руководством В.Г. Соколова.

В военные 40-ые годы музыкальная культура сохранялась в начальных классах. Урок музыки проводился неспециализированными учителями начальных классов, это отражалось в целом на всем музыкальном образовании. Музыкальное образование стало не основным, а дополнительным и необязательным условием. В некоторых образовательных организациях вообще отсутствовало музыкальное воспитание, и руководство не несло за это ответственность. Несмотря на то, что в те годы дети нуждались в музыке, но какой-то определенной системы для работы с музыкой не было.

В 50-е годы качество музыкальное образования было низким: из-за отсутствия системы к урокам музыки; «небрежного отношения», как к ненужному предмету; зарплата учителей музыки была низкой, по сравнению с другими предметами; в преподавании начал развиваться «формализм», так как музыка - это тоже предмет, как и остальные.

Перелом в 60-е годы вызван ростом экономики. Это косвенно повлияло и на образование, а именно формирование культуры. Появляется необходимость всесторонне развитой личности с высоким художественным вкусом. В 1947 г. происходит активное развитие художественного воспитания в системе Академии педагогических наук. Появляется музыкально-педагогические факультеты при педагогических вузах; доводится до улучшения классная и внеклассная работа; расширяются детские музыкальные организации.

В 70-е годы формирование музыкальной культуры отводятся методики Д.Б. Кабалевского, его идеей, концепцией, программой.

В 80-е годы многолетний опыт музыкального образования отражается в научных трудах педагогов - музыкантов О.А. Апраксиной «Методика музыкального воспитания в общеобразовательной школе» 1983 г., Н.А. Ветлугиной «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду издания 1982-1987 гг., Г.М. Цыпина «Обучение игре на фортепиано» 1984 г. [17, с. 44].

В 90-е годы наступает переломный момент, кризис, поразивший всю страну в целом и культуру в том числе. Открываются частные школы, гимназии, лицеи. В образовании появляется свобода выбора образовательных учреждений. Важную роль в развитии музыкальной культуры у младших школьников играют программы: «Музыка» 1994 г., разработанная коллективом авторов под руководством Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Т.А. Бейдера, Т.Е. Вендровой, И.В. Кадобновой, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Г.С. Тарасова. Программа формирования общей музыкальной культуры младших школьников Е.Ю. Глазириной «Ребенок и музыка: опыт и диалог» Екатеринбург 1996, программа «Музыка» 1998-2001 Е.Д. Критской и др. Позиция всех авторов, указанных программ по музыке для школьников - формирование музыкальной культуры детей как части их общей духовной культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую и др. В соответствии с этим формирование музыкальной

https:// mir-nauki. com

культуры как неотъемлемая часть жизнедеятельности педагогического общества, предполагает создание условий для формирования музыкальной культуры у школьников. С опорой на данные положения в рассматриваемый период получила свое научное развитие и собственно проблема музыкального воспитания у школьников.

Различные аспекты данной проблемы исследовались в работах Г.Н. Волкова, В.Е. Гусева, И.А. Ильина и других ученых. В данных исследованиях раскрываются теоретические основания музыкального воспитания у школьников: цель, задачи, содержание и т. д.; методические аспекты данного направления воспитательной работы.

Важную роль в развитии теории музыкального воспитания и формировании музыкальной культуры как ее отдельного аспекта сыграли исследования Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.А. Безбородовой, Д.Б. Кабалевского и др. Как подчеркивает Д.Б. Кабалевский «Значение музыки в школе, далеко выходит за пределы искусства. Также как и литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира» [18, с. 18].

Итак, анализ научно-педагогической литературы и опыта формирования музыкальной культуры у обучающихся показывает, что в данный период осуществлялось исследование проблемы музыкального воспитания с учетом преобразований педагогического сообщества, при этом новую трактовку получили понятия «музыкальное воспитание», «музыкальная культура». В этот период дальнейшее развитие получили аспекты данного направления воспитательной работы с такими категориями детей, как школьники, младшие школьники. Определение новых теоретико-методологических оснований музыкального воспитания, а также повышение требований к школьникам в условиях нестабильности общества обусловили усиление внимания к качеству эстетического воспитания обучающихся и выделение проблемы музыкального воспитания у школьников в самостоятельное направление научного исследования. Однако изучение существующих исследований по музыкальному воспитанию свидетельствует о том, что обозначенная проблема на данное время остается все же малоизученной.

XXI век существенных изменений, в сторону современной жизни, которая отражается на всей общей культуре, в том числе и на музыкальной культуре. Наше время - век цифровизации. Тенденции научно-технического прогресса проникают в современное искусство [19]. Поколение современных детей Z активных, смелых, стремящихся к лидерству, заставляет меняться музыкальную культуру в целом.

На детей обрушивается огромный массив самой разной, в том числе и музыкальной, информации, но эта информация за редким исключением бессистемна, хаотична, поверхностна, а иногда и не вполне достоверна [20, с. 60].

Чтобы решить основные задачи музыкального образования, на уроках музыки внедряются новые эффективные музыкальные программы. Особое внимание уделяется цифровым технологиям, которые позволяют помочь детям лучше понять музыкальный материал. У детей предстоит возможность не только выполнить в цифровой музыкальной программе домашнее задание, но и создать новое для закрепления музыкального материала. Даже образцы классической музыки ребенок воспринимает эффективнее, когда он слушает ее в современной обработке, с помощью цифровых технологий.

Использование цифровых возможностей позволяет учителям сократить время объяснения материала, детям лучше понять урок, разнообразить его, сделать красочным, ярким и эмоциональным.

Школы XXI века ставят цель выпустить учеников нового уровня подготовки, универсально-компетентного во всех областях, обладающим высоко-интеллектуальными способностями, развитой культурой и потенциалом. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни [21, с. 10].

Вывод

Таким образом, третий период в развитии исследуемой нами проблемы требует осуществления дальнейшей целенаправленной работы по данному направлению.

Решение поставленных задач возможно на основе:

• упорядочения терминологической базы данной проблемы;

• определения содержания и специфики музыкальной культуры у младших школьников;

• разработки педагогической системы, обеспечивающей эффективность формирования музыкальной культуры у младших школьников в процессе внеурочной деятельности;

• выявления принципов реализации этой системы;

• установления педагогических условий эффективного функционирования данной системы и др.

Данный этап характеризуется преобразованием теоретических оснований формирования музыкальной культуры школьников в целом и младших школьников в частности; повышением требований к качеству воспитательной работы в образовательных учреждениях в целом и музыкального воспитания у младших школьников как составной части данной системы; необходимостью проведения дальнейших исследований в области теории и практики формирования музыкальной культуры у младших школьников.

Заключение

1. Итак, теоретический анализ проблемы формирования музыкальной культуры у младших школьников обуславливает совокупность основных периодов (с древнейших времен до конца X века, с XI по XIX век, с XX века по настоящее время), позволяющих получить целостное представление о становлении и развитии проблемы формирования музыкальной культуры у младших школьников. При этом полученное при рассмотрении каждого из периодов знание дополняет имеющуюся информацию и дает возможность суть изменений в трактовке проблемы, в конкретизации целей исследуемого процесса, разработке его содержательного и организационно-технологического аспектов.

2. Изучение научной литературы в истории педагогики позволило нам констатировать, что, несмотря на наличие определенных теоретических предпосылок, и обширного положительного педагогического опыта проблема формирования музыкальной культуры у младших школьников остается малоисследованной. Ее актуальность обусловлена недостаточным вниманием современной науки к решению проблемы формирования музыкальной культуры у младших школьников в условиях изменения системы образования.

3. В разные периоды развития общества и педагогической науки музыкальное воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной исторической эпохи. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности музыкального воспитания в разные периоды развития, что делает данную проблему актуальной и в современных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Наука - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 317 с.

2. Hamel P.M. Durch Musik zum Selbst. Wie man Musik neu erleben und erfahren Kann. München, 1981.

3. Лебедев, Ю.Д. Дополнительное образование [Текст]: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. / Ю.Д. Лебедев. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 204 с.

4. Жмудь, А.Я. Пифагор и ранние пифагорейцы [Текст] / А.Я. Жмудь. - Москва: Русский Фонд Содействия Образования и Науки, 2012. - 445 с.

5. Лосев, А.Ф. Аристотель [Текст]: в поисках смысла / А.Ф. Лосев, А. Тахо-Годи. -М.: Молодая гвардия, 2014. - 323 с.

6. Герцман, Е.В. Музыкальная боэциана [Текст] / Е.В. Герцман // Серия «История музыки: памятники и исследования» - 2-е Изд-во, СПб.: Невская Нота, 2010. - С. 504.

7. Bernstein Leonard / The Joy of Music. 1967. - 304 p. 321.

8. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования [Текст]: учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. - 3-е изд., доп. - Москва: Изд-во Юрайт, 2013. -676 с.

9. Горький, А.М. Собрание сочинений [Текст]: В 30-ти т. / А.М. Горький // Акад. наук СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. - Москва: Гос. изд. худож. лит., 1953. - с. 574.

10. Браудо, Е.М. История музыки [Текст]: учебник / Е.М. Браудо. - Изд-во Юрайт, 2019. - 444 с.

11. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей. История и современность [Текст]: учеб. пособие для СПО / отв. ред. А.В. Золотарева. - 2-е изд., доп. -Москва: Изд-во Юрайт, 2016. -353 с.

12. Ленин, В.И. О литературе и искусстве [Текст] / В.И. Ленин. - Москва: Худож. лит., 1979. - 659-660 с.

13. Schillinge J. The Schillinger System of Musical Composition. V. 1-2. New York: Carl Fischer, 1946. - 1640 p.

14. Krenek E. Extents and Limits of Serial Techniques // The Musical Quarterly. - 1960. -№ 2. - P. 210-232.

15. Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz. T. 1. Mainz: B. Schott's Söhne, 1940. - 260 s.

16. Xenakis I. Musiques formelles. La Revue musicale. - Paris. - 1963. - № 253/254. -232 p.

17. Безбородова Л.А. Теория и методика образования [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Безбородова, - 4-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2018. - 240 с.

18. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] Д.Б. Кабалевский // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы, 3-е учебное изд. - М.: Просвещение, 2006. - 225 с.

19. Herring S.C. New frontiers in interactive multimodal communication // The Rutledge handbook of language and digital communication. - London: Rutledge, 2015. - Pp. 398-402.

20. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Прометей, 2013. - 432 с.

21. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.

Galushkina Natalya Valerevna

Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russia

E-mail: n-galushkin@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8245-7415

Ippolitova Natalya Viktorovna

Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russia

E-mail: inv_@mail.ru

Historical and pedagogical analysis of the problem of the formation of musical culture in primary school students

Abstract. The results of an intermediate dissertation research showed that one of the main tasks of the educational process in the school is to consider the problem of the formation of musical culture. In the study of any object of the surrounding reality, its essential leaving is the determination of the stages that determine the direction and content of the historiography of the problem, i.e. grounds. As such, the problem of the formation of musical culture determines the stages that leave the basis of historical and pedagogical analysis. This article discusses the historical and pedagogical analysis of the problem of the formation of musical culture among younger schoolchildren, identifies the main periods that allow you to give a holistic picture of the phenomenon being studied (from ancient times to the end of the X century, from the XI to the XIX century, from the XX century to the present). The author reveals the essence of these periods and the specifics of the formation of musical culture in younger students in the historical and pedagogical analysis of the problem. Each of the periods reveals its specific task. The first period from ancient times to the end of the X century, acts as the basis of analysis and provides a comprehensive study of the historical and pedagogical analysis of the problem of the formation of musical culture in younger students as a complex pedagogical problem. The second period from the eleventh to the nineteenth century allows us to study the problem taking into account social changes and the aggravation of the political situation in the country. The third period from the 20th century to the present reveals the possibility of a new form of the educational process in elementary schoolchildren in the formation of musical culture, the development of a personality ready for independent creative activity. The author emphasizes that these periods should be considered in unity, because this makes it possible to carry out a historical and pedagogical analysis of the presented problem at various stages of development and to give its integral characterization.

Keywords: culture; musical culture; musical culture among younger students; the formation of musical culture; the formation of musical culture in primary school students; historical and pedagogical analysis of the problem of the formation of musical culture; periods of development of the problem of the formation of musical culture of students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.