Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ формирования имиджа офицера в образовательном процессе военных вузов России (VIII начала XX вв. )'

Историко-педагогический анализ формирования имиджа офицера в образовательном процессе военных вузов России (VIII начала XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ОФИЦЕР / ИМИДЖФОРМИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВОЕННОМ ВУЗЕ / IMAGE / THE OFFICER / IMIDZHFORMIRUYUSHCHY PROCESSES / EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каплевский М. С.

В данной работе на основе обобщения материалов открытых печатных изданий раскрываются основные аспекты формирования имиджа будущего офицера в образовательном процессе военных образовательных учреждений Российской империи. Делается акцент на системе воспитания военных вузов России, как основной имиджформирующей основы. Уточняется ряд негативных и позитивных тенденций влияющих на формирование имиджа офицера того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF FORMATION OF IMAGE OF THE OFFICER IN EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA (VIII THE BEGINNINGS OF THE XX CENTURIES)

In this work on the basis of generalization of materials of open printing editions the main aspects of formation of image of future officer in educational process of military educational institutions of the Russian Empire reveal. The emphasis is placed on an educational system of military higher education institutions of Russia, as main imidzhformiruyushchy basis. A number of negative and positive tendencies influencing formation of image of the officer of that time is specified.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ формирования имиджа офицера в образовательном процессе военных вузов России (VIII начала XX вв. )»

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОФИЦЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОССИИ (VIII - НАЧАЛА XX ВВ.)

Каплевский М.С., адъюнкт кафедры педагогики Военного университета

В данной работе на основе обобщения материалов открытых печатных изданий раскрываются основные аспекты формирования имиджа будущего офицера в образовательном процессе военных образовательных учреждений Российской империи. Делается акцент на системе воспитания военных вузов России, как основной имиджформирующей основы. Уточняется ряд негативных и позитивных тенденций влияющих на формирование имиджа офицера того времени.

Ключевые слова: имидж, офицер, имиджформирующие процессы, образовательный процесс в военном вузе.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF FORMATION OF IMAGE OF THE OFFICER IN EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA (VIII - THE BEGINNINGS OF THE XX CENTURIES)

Kaplevsky M., graduated in a military academy of chair of pedagogics of Military university

In this work on the basis of generalization of materials of open printing editions the main aspects of formation of image of future officer in educational process of military educational institutions of the Russian Empire reveal. The emphasis is placed on an educational system of military higher education institutions of Russia, as main imidzhformiruyushchy basis. A number of negative and positive tendencies influencing formation of image of the officer of that time is specified.

Keywords: image, the officer, imidzhformiruyushchy processes, educational process in military higher education institution.

Процесс зарождения и развития понятий «имидж» и «имидж офицера» может рассматриваться в весьма узких исторических рамка. При этом серьёзный научно-теоретический анализ процесса формирования имиджа офицера едва ли насчитывает 10 лет. Однако признаки габитарного (физического) имиджа, а именно важнейшего его элемента связанного с внешним обликом ратного человека можно отчетливо наблюдать, начиная с петровских времён.

Эти элементы по ряду объективных причин можно отслеживать на практике развития военного образования и воспитания. А так же становления Русского офицерского корпуса, как основного носителя зарождающихся воинских имиджформирующих традиций определяющих облик офицеров той эпохи, а при рассмотрение вопросов стереотипизации и в настоящее время

В русской армии офицерские чины начали вводится в начале 30-х годов XVII в. в полках «нового строя». К концу XVII в. в России сложилась социально-профессиональная группа военачальников, имевших европейские чины, которая и послужила прообразом «офицера» регулярной армии. В первой четверти XVIII века в ходе военной реформы Петра I в основном произошел процесс превращения военнослужащих дворян в офицеров. Уже в 1701 г. русское войско насчитывало 2078 «начальных людей».

К имиджформирующим факторам определяющим облик офицера этого периода можно отнести: приглашение на службу офице-ров-иностранцев; создание и развитие военно-учебных заведений: (в январе 1701 г. в Москве была создана школа математических и навигационных наук; в июле 1731 г. в Петербурге был учрежден кадетский корпус и др.); введение новой военной формы единообразной и унифицированной во всей армии; создание законодательной и нормативно-правовой базы.

Значительное положительное влияние на имидж офицера имело внедрение строгих правил этикета. В 1717 году по распоряжению царя была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению...». В этой книге давались советы молодым дворянам и офицерам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех.

Молодому офицерству предлагалось также содержать себя в порядке, в частности обрезать ногти, чтобы они гляделись «яро бо оные бархатом обшиты». Требовалось также «за три шага шляпу снимать приятным образом», а беседу вести уметь на иностранном языке.

Необходимо отметить, что синтез указанных элементов, несомненно, определяет целостный имидж офицера той эпохи. При этом важнейшими характеристиками, влияющими на этот имидж, выступают в первую очередь те черты личности и характера, которые закладывались как система мировоззренческих отношений в процессе обучения и воспитания будущих офицеров военно-учебных

8 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

заведениях Петровского периода. А образования и воспитание обучающихся носило суровый характер [3. С. 36], дисциплина была палочной, в методике воспитания превалировало наказание.

Цели и задачи формирования «потребного» облика офицера обусловлены требованиями подготовки офицерских кадров для армии и определялись в зависимости от задач, стоящих перед конкретным военно-учебным заведением. Так, в средних образовательных вузах России воспитание, учитывая детский возраст воспитанников, имело целью «...подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству - посредством постепенной, с детского возраста выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочной основой искренней преданности престолу, сознательного поведения власти и закону, чувства чести, добра и правды» [1. С. 46].

Весьма интересна система воспитательных воздействий значимых для формирования облика офицера Шляхетского кадетского корпуса (открыт в 1731 году) и в особенности, когда корпусом руководил М.И. Кутузов (1794 - 1798 гг.). Основные усилия он направил на придание корпусу характера именно военно-учебного заведения. Усиление военной направленности в обучении кадет, по мнению М.И. Кутузова, развивали патриотические чувства у них, вооружали их для «преславного служения России». При Кутузове впервые начались в кадетском корпусе для старших воспитанников летние лагеря, которые в дальнейшем стали традицией учебновоспитательной работы во всех военных учреждениях.

В целом необходимо отметить, что формирование образа офицера в образовательной системе периода ХУ1П-Х1Х веков проходило в борьбе двух тенденций. Прогрессивной тенденции, когда образ офицера соотносился с передовыми, прогрессивными, гуманистическими идеями и тенденциями времени. Регрессивной тенденцией, проявляющейся в образе офицеров такими характерными признаками как: формализм, казенщина, жестокое и беспощадное подавление инакомыслия, недопущение личной инициативы и «умничанья», тщеславие, ханжество, коварство - накладывающей негативный отпечаток на образ офицера.

К положительным моментам значимым для формирования привлекательного образа офицера того периода можно отнести следующее:

Во-первых, развитие военно-педагогических взглядов на обучение и воспитание имеющих огромный имиджформирующий потенциал для будущих офицеров русской армии и флота под влиянием прогрессивных военных деятелей Д.А. Милютина, М.И. Дра-гомирова, С.О. Макарова и других. В практику военной школы внедрялась суворовская система обучения и воспитания. Введена должность репетитора, назначаемая для всякого класса, помимо корпусных офицеров, из людей «знающих и порядочных».

Появляются следующие требования: а) воспитание вести индивидуально; б) уважать личное достоинство воспитуемых, проявлять заботу о них, воспитуемые должны проявлять уважение и любовь к воспитателям, последние, должны проявлять разумную требовательность; в) опора на положительное в личности воспитуе-мого, требующее от воспитателя проявления стремления, прежде всего «найти в воспитаннике хорошие стороны» и направление их на преодоление его слабой воли или бесхарактерности, г) единство и согласованность воспитательных воздействий [7. С. 36].

Во-вторых, повышается роль офицера осуществляющего обучение и воспитание кадетов, как примера для подражания: «Живой пример офицера-воспитателя, командира роты, батальона или эскадрона, речь, его смелая, вдохновенная речь, его обожание военного дела - вот откуда может зародиться любовь к военному ремеслу» [7. С. 126].

В-третьих, делается акцент на нравственное, умственное и физическое воспитание, выступающих стереотипизирующими основами образа офицера. При этом и наиболее значимым при формировании облика будущего офицера являлось именно нравственное воспитание. Основу содержания нравственного воспитания в военно-учебных заведениях составляло раскрытие нравственных категорий и идеалов. К ним относились, прежде всего: долг, честь, совесть, уважение, добродетель, скромность, благородство, патриотизм, героизм, ответственность, отечество, Родина, вера, правда и другие.

В-четвертых, как важнейший имиджформирующий фактор можно выделить воздействие среды, в которой находились кадеты и юнкера. Сама армия, как среда, выступает при этом как ведущий фактор, а практика показала, что воспитанник военно-учебного заведения подражает, прежде всего, своему командиру (воспитателю), принимает многие его черты, характер его деятельности и поступки. «Находясь в постоянном и близком соприкосновении с юнкерами, отмечается в Инструкции, определяющей правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в военных училищах, - офицер училища неизбежно оказывает на них очень глубокое влияние своими нравственным и умственным складом, своими убеждениями, взглядами на службу и жизнь».

Имиджформирующее воздействие со стороны общества в большей степени проявлялось во время внеучебных занятий. Например, занятие танцами, с одной стороны устраняет некоторые физические недостатки, развивает правильную осанку, приучает к аккуратности, вежливости, доброжелательности, с другой стороны вырабатывает «манеру держать себя в обществе так, чтобы все движения будущих офицеров были правильны, красивы и развивали в них самих эстетическое чувство...». Были разработаны специальные правила поведения личного состава в городском отпуске. Так, к примеру, в Правилах для юнкеров Одесского военного училища отмечается: «По отношению к дамам следует быть всегда внимательным, учтивым и ловким: подать им или уступить свой стул, если дама собирается сесть, поднять оброненную вещь, открыть дверь, уступить дорогу, помочь сесть или выйти из экипажа».

Подобные правила поведения в городском отпуске и инструкции имели значительный имиджевый потенциал. Неотъемлемой частью образа «блестящего офицера» на всём протяжении рассматриваемого исторического периода являлось щепетильное отношение к своему мундиру, идеальному состоянию военной формы в любом месте и при любых обстоятельствах. Строгость отношений к данному вопросу закладывалась не только «неписанными правилами поведения в офицерском обществе», но и нормативно-правовом уровне.

В-пятых: сильнейшее имеджрегулирующее влияние имело офицерское собрание военно-учебных заведений и функционирующий при нём суд офицерской чести. «Суды чести, - согласно дисциплинарного устава,- утверждаются для охранения достоинства воинской службы и поддержания доблестности офицерского звания» [7. С. 5]. На них возлагались задачи: а) рассмотрение проступков несовместимых с понятием о воинской чести, службе, достоинстве, нравственности и благородстве; б) разбор ссор, случающихся в офицерской среде.

Определённый интерес, для понимания облика офицеров Русской армии и отношений, которые складывались в среде, чувства чести и достоинства, присущих русскому офицеру, имеет введение в 1894 году дуэлей между офицерским составом. «Император Александр III, как отмечается в Военном альманахе за 1901 год, - даровал офицерам российской армии право защищать свою честь ору-

жием, но ограничил это право судом общества офицеров»- Как видим, решение дуэли принимал не сам офицер, а собрание офицеров, которое на своём суде офицерской чести решало, что «поединок является единственно приличным средством удовлетворения оскорблённой чести офицера» [2. С. 52].

Но, с другой стороны, офицер не мог не выполнить решение офицерского собрания об участии в дуэли. Отказ от поединка являлся поступком недостойным офицерского звания. Если в течение двух недель поединок не состоялся, то отказавшийся офицер обязан был лично подать прошение об увольнении из рядов русской армии. В том случае, если такого прошения не последовало, то начальник военно-учебного заведения или командир части обязан был сам по команде представить документы на увольнение этого офицера.

Как видно из анализа фактического материала, офицерское собрание, суд офицерской чести являлись важнейшими элементами формирования положительного габитарного и психологического имиджа офицеров не только того периода, но и в плоть до нашего времени.

В-шестых, активное внедрение в систему военного образования самовоспитания и самообразования как важнейших внутренних имидж формирующих факторов. Ещё обучаясь в вузе, «...юнкерам, как будущим офицерам, начальникам и воспитателям нижних чинов следует обратить особое внимание на развитие в себе выдержки, самообладания, силы воли, необходимой им, с одной стороны, для выработки в себе умения повиноваться, а с другой стороны успешно подчинять себе волю других».

Таким образом, историко-педагогический анализ формирования имиджа офицера в образовательном процессе военного военных вузов России (УШ - начала XX вв.) берёт своё начало с момента создания 14 января 1701 г. Петром I московской Школы математических и навигацких наук и определяется борьбой двух основных тенденций, характеризующих имидж офицера Российской Империи как «прогрессивно-гуманистический» и «регресивно-па-лочный». Формирование имиджа офицера в образовательном процессе военных вузов характеризуется следующими тенденциями: достаточно высоким престижем офицерской службы среди высшего сословия и чрезвычайно высоким у мелкопоместных дворян и простого сословия; появлением первоначальных основ системы воспитания и обучения офицеров русской армии; созданием единой воспитательной среды военных вузов, способствующей формированию, развитию и совершенствованию офицера как личности; обоснованием и внедрением умственного, физического, нравственного воспитания, общепринятых этических норм и сугубо корпоративного этического кодекса. В итоге была создана достаточно стройная и эффективная система военного обучения и воспитания, формирующая положительный имидж будущих офицеров в образовательном процессе военных вузов данного периода.

Литература:

1. Военно-учебные заведения // Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф. Новицкого. - Т.6. - СПб., 1911. - С. 552-555;

2. Военный альманах на 1901 год. С.Петербург, 1901;

3. Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700-1856гг..). Изд. 2-е. - СПб., 1904;

4. Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700-1910. - М.;

5. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. - С.Петербург, 1886;

6. Лалаев М. Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях от основания первых школ до последнего времени. // Военный сборник. -1900, № I. - С. 114-140; №2, С. 405-424;

7. Крутилин, Д. С. Имидж офицерского корпуса Российской армии : по публикациям в СМИ // Обозреватель-ОЪвегуег. - 2011. -№ 4. (http://www.rau.su/observer/N4_2011/016_023.pdf).

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.