Научная статья на тему 'Проблемы формирования имиджа будущего офицера в образовательной среде военного вуза'

Проблемы формирования имиджа будущего офицера в образовательной среде военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМИДЖ / ОФИЦЕР / ИМИДЖ ОФИЦЕРА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов В. Н., Каплевский М. С.

в данной работе на основе обобщения материалов открытых печатных изданий раскрывается ряд проблем формирования имиджа будущего офицера в образовательной среде высших военных учебных заведений. Делается акцент на негативных тенденциях формирования имиджа офицера в современном обществе и, как следствие, в образовательной среде военных вузов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования имиджа будущего офицера в образовательной среде военного вуза»

В.Н. Герасимов М.С. Каплевский

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

PROBLEMS OF FORMATION OF IMAGE OF THE FUTURE OFFICERS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY

Аннотация: в данной работе на основе обобщения материалов открытых печатных изданий раскрывается ряд проблем формирования имиджа будущего офицера в образовательной среде высших военных учебных заведений. Делается акцент на негативных тенденциях формирования имиджа офицера в современном обществе и, как следствие, в образовательной среде военных вузов Российской Федерации.

Ключевые слова: имидж, офицер, имидж офицера, средства массовой информации, образовательная среда, образовательный процесс военного вуза.

Abstract: in this work on the basis of generalization of materials of open printed publications is revealed a number of problems offormation of image of the future officers in the educational environment of higher military educational institutions. Emphasis is placed on the negative tendencies of formation of image of an officer in the modern society and, as a consequence, in the educational environment the military educational institutions of the Russian Federation.

Keywords: image, the officer, the image of an officer, the mass media, the educational environment, the educational process of the military University.

Формирование имиджа будущего офицера представляет собой сложную многомерную проблему, охватывающую все стороны деятельности военных профессиональных образовательных учреждений. К сожалению, профессорско-преподавательский состав военных вузов, командование факультетов и непосредственное руководство в настоящее время не уделяют должного внимания имиджформирующим процессам в курсантских коллективах. Однако реалии нашего

времени требуют более пристального внимания к данной проблеме. Это связано в первую очередь с введением новых государственных образовательных стандартов, разработкой нового Федерального закона «Об образовании» после ратификации Российской Федерацией Болонской конвенции. Таким образом, декларируются новые требования к подготовке военных специалистов, как конкурентоспособных, компетентных, ответственных, свободно владеющих профессией, способных к постоянному профессиональному росту в конкурентной среде, к саморазвитию, самоимиджированию и совершенствованию своих коммуникативных качеств.

В настоящее время в педагогике активно используется понятие «имидж». Исследователи по-разному определяют данную категорию, но основными значениями являются образ, облик, отражение и подобие. Часто имидж рассматривается как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Объектом или носителем имиджа могут быть человек, группа людей, организация и др.

Авторы признают, что имидж не является чем-то однажды заданным и неизменным, поскольку зависит от многих факторов, которые могут изменять свои значения. Он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в зависимости от требований объективной реальности. По мнению В. В. Никандрова, имидж способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки, как отдельных людей, так и целых групп населения [6]. Ряд исследователей подчеркивают, что имидж - это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица или организации. Он содержит в себе значительную долю эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и обладает силой притяжения либо отталкивания. Благоприятный имидж организации или персоны притягивает к себе, неблагоприятный, напротив, вызывает реакцию неприятия, отторжения [1]. А. Н. Леонтьев писал, что образ

можно конструировать специально, и тогда он становится имиджем [5]. В. М. Шепель считает имидж важной составляющей воспитанности современной личности, необходимым компонентом профессиональной компетентности. Он отмечает, что чем больше мы преуспеваем в создании положительного имиджа, тем богаче репертуар нашего поведения и эффективнее управление людскими впечатлениями, тем успешнее мы можем заниматься конструированием разнообразных сфер социального общения, возбуждать к себе симпатии, пользоваться уважением [7].

В связи с этим имидж можно понимать как целенаправленно создаваемый образ. Рассматривая имидж в тесной связи с образовательным процессом военного вуза необходимо понимать сущность образования. А это уникальный механизм передачи и усвоения научной информации, знаний, умений, социального и профессионального опыта, формирования личности, ее мировоззрения, различных качеств, культуры. При этом одной из важнейших функций образования является формирующая; на её основе строится система развития личности будущего офицера в образовательном процессе военного вуза.

В контексте исследования имиджа офицера основой, средством и решающим условием формирования имиджа является профессиональная деятельность офицера. Офицер - общее название начальников войсковых чинов, которые в русской армии с начала XVIII в. подразделялись на обер-офицеров (от подпоручика до капитана), штаб- офицеров (подполковники, полковники) и генералов.

В соответствии с толковым словарем В. И. Даля, офицер - общее звание военного, морского, гражданского чиновника, считая от унтер-офицерского до генеральского чина включительно. Основные признаки социально-групповой общности офицерского корпуса: специфический характер труда, определенный образовательный уровень, характерный уровень доходов и потребления, демографическая специфика, особые условия проживания.

Офицер осуществляет руководство и управление деятельностью подчиненных в условиях опасности для жизни. Таким образом, имидж офицера непосредственно связан с его управленческой деятельностью в экстремальных условиях, характеризующихся высокой степенью риска для жизни. Несомненно, это увеличивает его привлекательность в курсантской среде.

Имидж офицера имеет свои особенности. Это, прежде всего, специальное профессиональное образование, которое необходимо для компетентного управления таким сложным видом деятельности, как военное дело. Другая особенность имиджа офицера связана со спецификой конкретной экстремальной ситуации, в которой он осуществляет руководство своими подчиненными, выполняя боевую задачу.

Такая деятельность требует определённых личностных качеств - смелости, находчивости, оперативности принятия решений, умелого распределения обязанностей в коллективе с целью решения задач в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями. Данные качества личности являются ядром профессионально-ценностных ориентаций будущего офицера.

Рассматривая имидж офицера, необходимо отметить следующие важные элементы, определяющие модальность отношения курсантов:

1. Личный опыт взаимодействия с офицерами (опыт общения, обучение или работа под руководством действующих и отставных офицеров, воспитание в семьях

военнослужащих, служба по призыву и т.п.).

2. Общественный опыт взаимодействия (рассказы, примеры из художественной и документальной литературы и т.п.).

3. Подверженность общественному мнению (слухи, стереотипы, СМИ и т.п.)

[3].

Комплекс этих элементов формирует достаточно устойчивые стереотипы

восприятия образа офицера в курсантском коллективе и (при условии положительной динамики создающихся стереотипов) влияет на процесс становления позитивного образа офицера.

В свою очередь нельзя забывать и об уровне профессионализма военных

преподавателей, так как педагогическая культура офицеров-преподавателей является основой формирования положительного имиджа будущего офицера и определяет успешность формирования положительного имиджа офицера в образовательной среде военного вуза.

В период реформирования военного образования у большинства курсантов наблюдается деформация ценностных ориентации, изменение отношения к таким традиционно-значимым понятиям как Отечество, долг перед Родиной, военная доблесть, боевое братство и др. Из-за неэффективности многих педагогических стереотипов происходит снижение качества образования в высших военных учебных заведениях.

Данные процессы обусловлены следующими обстоятельствами. Во-первых, вследствие кардинальных преобразований системы военного образования произошёл слом профессионально-ценностных ориентиров в курсантской среде; в настоящее время наблюдается рост престижности гражданского, а не военного диплома, разочарование в существующих профессиональных идеалах (особенно у курсантов, выпускающихся со свободным дипломом) и т.д. Во-вторых, происходит разрушение устоявшейся многолетней системы высшей военной школы и, как следствие, потеря накопленного многолетнего военно-педагогического опыта вместе с уходящими военными преподавателями, утрата традиций военного образования и воспитания.

Таким образом, очевидна необходимость разработки мероприятий по формированию положительного имиджа будущих офицеров в образовательной среде военных вузов с учётом всего накопленного военно-педагогического опыта.

При более детальном рассмотрении термина «образовательная среда» (как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении) становится ясно, что имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения. В.В. Рубцова и Т.Г. Ивошина рассматривают образовательную среду - как общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: а) взаимодействием субъектов образования между собой; б) процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; в) историко-культурным компонентом [1]. В.И. Слободчиков считает, что среда, понимаемая как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существует как нечто однозначное и данное заранее. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения.

Если рассматривать военную образовательную среду с точки зрения предоставляемых ею образовательных возможностей, то критерием её качества будет выступать способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного саморазвития. То есть, речь идет о ситуации взаимодействия курсанта со своей образовательной средой, в которой он, проявляя соответствующую активность, становится реальным субъектом военной образовательной среды, а не остается объектом влияния ее условий и факторов. Предоставление военной образовательной средой той или иной возможности, позволяющей удовлетворить определенную потребность, «провоцирует» субъекта военно-педагогического процесса проявлять активность. Здесь актуальным становится вопрос о том, в какой степени интересам развития личности будущего офицера соответствует тот или иной тип военной образовательной среды.

К сожалению, решение проблем подготовки офицеров нового облика с формированием положительного имиджа к военной профессии практически невозможно или малоэффективно без положительной динамики решения насущных социально-экономических проблем военнослужащих.

Результаты социологических опросов, проводившихся с 2003 по 2011 годы, показывают удручающие результаты. По мнению 67% опрошенных, сегодня не престижно быть офицером российской армии. Когда участников опроса попросили описать «обычного российского офицера», различного рода негативные оценки дали 38% граждан, позитивные - 26%, а нейтральные - 5%.

На вопрос о том, каким представляется офицер сегодняшней российской армии, по данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) отрицательно респонденты отвечали о внешнем виде, как о «неприятном, расхлестанном», «неприглядном, без офицерского лоска», «пластилиновой игрушке, из которой пытаются что-то вылепить»; о материальной обеспеченности и социальной защищенности - «концы с концами сводят», «с протянутой рукой», «голодающий человек с семьей», «имеющий плохое жилье и плохие бытовые условия», «когда он прав, он все равно виноват»; о непрестижности профессии и уровне образования - «быть офицером не престижно, нет в обществе уважения», «все смеются над армией», «нет почета военным», «их не уважают и не ценят», «ума вообще нет», «необразованные», «интеллектуально неполноценно развитые люди», «низкий уровень образования и интеллекта», «с низким уровнем воспитания, образования», «ограниченные люди, которые ничего делать не умеют» (рис 1).

е

характери.

55 38

Отрицательн ые характери... Положитель ные характери. Нейтральны

Нет ответа, ответ не на тему

2

4

22

28

Москва Россия

26 34

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 1. Результаты социологического исследования Фонда «Общественное мнение» на вопрос «Как Вы представляете себе офицера сегодняшней российской армии? » (в %)

Положительные ответы были следующие - «статный человек в форме - это очень красиво», «стройный, высокий, подтянутый, с умным лицом», «в красивой форме, подтянут, чисто выбрит».

Нейтральные характеристики - «обыкновенный мужик», «командир»,

«начальник», «средний человек, бюджетник», «как рабочий», «обыкновенный человек», «молодые ребята», «все худые, в штанах зеленых защитного цвета».

Материальные трудности Житейско-бытовые проблемы Жилье

Проблемы воспитания детей Личные взаимоотношения Прочее

30

25

Рис. 2. Основные причины семейных конфликтов в семьях военнослужащих,проходящих военную службу по контракту (по мнению военнослужащих, в %)

Необходимо отметить, что множество офицеров находятся в бедственном и униженном положении и в большей мере ощущают кризисное состояние армии, так как оказались заложниками сложившейся ситуации, которая находит отражение в ряде других социологических опросов (рис 2).

По данным всероссийского репрезентативного опроса населения, проведенного ФОМ в 2011 г., сегодня только каждый пятый россиянин (23%) считает престиж военного в обществе высоким. Еще 34 % опрошенных считают его низким, а 32 % респондентов уверены, что престиж военного в обществе ни высокий, ни низкий.

Результаты представленных социологических опросов показывают, что российское общество весьма неоднородно с точки зрения отношения к армии и ее проблемам. В обществе существуют группы с различными интересами (призывники, родители призывников, студенчество и курсанты), а также социальные слои (молодежь, отставные военные, действующие военнослужащие и т.д), занимающие по отношению к армии различные позиции [2].

Так же представляет интерес исследование отношения к офицерскому корпусу средств массовой информации (СМИ), являющимся основным имиджеформирующим средством, которому склонно доверять общество из-за отсутствия доступа к более авторитетным информационным каналам. При этом качество, надежность и правдивость тиражируемой информации различно, но даже современный образованный человек не всегда способен распознать эти различия.

В исследовании использовались публикации газет федерального уровня «КоммерсантЪ», «Ведомости», «Российская газета» за 2009-2010 гг., которые были подвергнуты качественно-количественному анализу. Единицей анализа в рамках проведенного исследования выступил текст информационного сообщения в газетах, а также его фрагменты, которые относились к офицерскому составу армии и флота и носили оценочный характер (позитивный, нейтральный, негативный). Для анализа было отобрано 256 публикаций. Эмпирическое исследование показало, что большая часть публикаций, формирующих имидж будущего офицера, содержит в себе нейтральный либо негативный характер суждений о кадровом составе армии и флота.

Так, в газете «КоммерсантЪ» каждое второе упоминание (52%) об офицерах носит отрицательный характер, нейтральный - 40%, а положительный - только 8% . В «Ведомостях» доля негативных материалов составляет 29%, а количество положительных суждений не превышает 3 %.

В «Российской газете» 46% отобранных публикаций, связанных с офицерами, формирует отрицательное отношение к ним, а доля положительных публикаций составляет 16% (табл. 1).

Таблица 1

Характер суждений об офицерах Российской армии в печатных изданиях

Издание Характер упоминаний об офицерах, %

позитивный нейтральный негативный

«КоммерсантЪ» «Ведомости» «Российская газета» 8 40 52

3 68 29

16 38 46

Итак, большинство упоминаний об офицерах, играющих главную роль в публикации, носят негативный характер. Если эта роль эпизодическая - доминирует нейтральный характер суждений. В 2010 г., по сравнению с 2009 г., число негативных

суждений об офицерах в СМИ снизилось на 16%, а число нейтральных - увеличилось на 15%. Доля позитивных сообщений о них практически не изменилась (табл. 2).

Таблица 2

Характер упоминаний об офицерах в печатных изданиях в 2009-2010 гг.

Год публикации Характер упоминаний, %

позитивный нейтральный негативный

2010 8 39 55

2011 11 55 35

Анализ показывает, что на протяжении двух последних лет в самых цитируемых периодических печатных изданиях преобладает информация, формирующая в общественном сознании отрицательное или нейтральное отношение к офицерам армии и флота. Очевидно, что гуманизация военно-педагогического процесса, переход на новую организационно-штатную структуру, глубинные преобразования в большинстве военных вузов в прессе сопровождаются массой публикаций, настойчиво демонстрирующих читателю, насколько ничтожными кажутся успехи преобразования военного образования в сравнении с негативными явлениями в офицерской среде [4].

Таким образом, формирование имиджа будущего офицера - это целенаправленный, динамичный процесс. На него непосредственно влияют индивидуальные свойства и профессиональные ценности личности курсантов, социально-экономические условия, а так же уровень стереотипизации отношений к СМИ во взаимодействии с позитивными и деструктивными факторами военной образовательной среды. Формирование имиджа будущего офицера, значимых профессионально важных качеств, лидерских качеств, деловых качеств, эмоциональной устойчивости, толерантности к стрессу и психологической совместимости должно проводиться с опорой на теоретическую концепцию, в рамках которой личность понимается как целостная многоуровневая система, базирующаяся на ведущих тенденциях, пронизывающих все уровни самосознания. Профессиональные знания, деловые навыки и социально желательная модель поведения не являются пассивным отражением воспитывающего воздействия военной высшей школы, а формируются в процессе взаимодействия врожденных свойств личности с социальным окружением.

Литература

1. Арендачук И. В. Образовательная среда вуза как фактор психолого-педагогических рисков / И.В. Арендачук // Ученые записки. Сер. Психология. Педагогика. -2010. - Т. 3, № 1 (9).

2. Зеленков М.Ю. Система формирования положительного отношения российского общества к Вооруженным Силам (научно-практический аспект). - М. 2008.

3. Киткин К.Н. Изменение имиджа офицера противопожарной службы : историко-социологический анализ / К.Н. Киткин //Общественные науки. Выпуск

5. -

2008. - №57. (к«р://ргосееёте8.и8и.?Ьа8е=тае/0057 (04_052008) &

xsln=showArticle.xslt&id=a15&doc/rucontentjsp)

4. Крутилин, Д. С. Имидж офицерского корпуса Российской армии : по публикациям в СМИ / Д.С. Крутилин // Обозреватель-Observer. - 2011. - № 4. (http://www.rau.su/observer/N4_2011/016_023.pdf)

5. Леонтьев А. Н. Современная психология. - М., 1983.

6. Никандров В. В. Экспериментальная психология. - СПб., 2003.

7. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.