Научная статья на тему 'Историко-педагогические предпосылки социализации воспитанников интернатных учреждений'

Историко-педагогические предпосылки социализации воспитанников интернатных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ДЕТИ-СИРОТЫ / EDUCATION / SOCIALIZATION / BOARDING-SCHOOL / ORPHANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошко Л. В.

Данная статья посвящается историческому анализу проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в статье рассматриваются социально-педагогические идеи и мысли таких педагогов, как К.Д. Ушинский, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогические предпосылки социализации воспитанников интернатных учреждений»

Хорошко Л.В. ©

Аспирант, кафедра социальной работы и социальной педагогики, Московский государственный областной университет

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация

Данная статья посвящается историческому анализу проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в статье рассматриваются социально-педагогические идеи и мысли таких педагогов, как К.Д. Ушинский, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко и др.

Ключевые слова: воспитание, социализация, школа-интернат, дети-сироты. Key words: education, socialization, boarding-school, orphans.

Анализ исторической, педагогической литературы позволяет заключить, что сиротство как социальное явление имеет многовековую историю. Еще в период создания Российского государства началось формирование системы мер по социальной защите детей-сирот. В современных условиях перед образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит задача подготовить воспитанников ко всем превратностям жизни вне детского дома, т.е. сформировать их готовность к самостоятельной взрослой жизни. Деятельность по подготовке выпускников интернатных учреждений к жизни в обществе требует дальнейшего поиска новых подходов и технологий. В решении данной социально-педагогической проблемы важную роль играет исторический опыт работы с этими детьми.

В.В. Беляков в своей работе «Сиротские детские учреждения в России» утверждает, что первый сиротский государственный дом был открыт в 1706 году новгородским митрополитом Ионом при Холмо-Успенском монастыре [2, 27]. Однако в статье Е.Д. Максимова «Начало государственного призрения в России» автор указывал, что ещё при Иване Грозном существовал патриарший приказ, который ведал сиротскими домами. В данном официальном документе указывается не только необходимость помещать беспризорных детей в государственные «особые» дворы, но и организовывать в них обучение и воспитание в интересах государства, и воспитание это должно было быть социально направленным [6, 40-58].

Екатерина II в период своего правления предприняла попытку воспитания «новой породы людей», основанной на системе сословного воспитания. Воплощением этой идеи в жизнь занимался И.И. Бецкой, который в 1763 году разработал «Генеральный план Императорского воспитательного дома». В Генеральном плане Бецкой выделил три направления в воспитании: физическое, нравственное и умственное. Отечеству, считал он, нужны здоровые, крепкие и бодрые люди, «способные служить отечеству художниками и ремеслом» [3, 15].

Государственная забота о бездомных детях, детях-сиротах, подкинутых сочеталась с благотворительной помощью. В XIX веке в России стали создаваться приюты, принадлежащие частным лицам, попечительским советам или благотворительным лицам. Первый детский приют был открыт в 1837 г. по инициативе фабриканта А.В. Демидова. Затем открываются другие приюты, воспитательные дома. В этих заведениях было организовано питание детей, их одевали, обучали чтению и письму, трудовым навыкам,

©© Хорошко Л.В., 2012 г.

заботились о здоровье. В приютах открывали ремесленные классы, создавали хоровые кружки.

Анализ литературы показывает, что на протяжении долгого времени главная задача учреждений для детей-сирот в России (приютов, воспитательных домов, госпиталей), в основном, сводилась к тому, чтобы дать детям кров, пищу, поддержать здоровье, обучить ремеслу. Основательных знаний для дальнейшего обучения воспитанники не получали. Изучение личности детей с помощью специальных методик не проводилось, воспитателей в основной своей массе, как свидетельствуют документы тех лет, не готовили для работы с детьми-сиротами.

На протяжении длительного времени в XIX в практике сиротских приютов и воспитательных домов применялось «Положение о детском приюте», разработанное В.Ф. Одоевским. В «Положении» он обращает внимание на то, что в учреждениях для детей-сирот важно не только присматривать за детьми, но и заботиться об их воспитании, вырабатывать у них навыки дисциплины, опрятности, привычку трудиться, обучать воспитанников каком-либо ремеслу, готовить их к взрослой жизни [3, 17]. Таким образом, он сформулировал ведущий принцип в работе с детьми этой категории - единство обучения и воспитания, единство общеобразовательной и профессиональной подготовки.

XIX век - это период становления отечественной педагогической науки. Большую роль в развитии отечественной научной педагогики в XIX веке сыграли В.Ф. Одоевский, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров. Д.Д. Семенов, В.Я. Стоютин, П.П. Блонский и др. Но наиболее яркой фигурой был К.Д. Ушинский, который по праву считается основоположником научной педагогики в России и который внес большой вклад в развитие педагогики учреждений для детей-сирот.

Для К.Д. Ушинского учреждения для сирот - не места призрения, не приюты для «задорных» детей, а воспитательные учреждения, основная цель которых «заменить, по возможности, родителей детям, дать им воспитание и поставить их на такую дорогу в жизни, на которой они могли бы быть деятельными, честными и полезными членами государства, которое их воспитало» [4, 140]. Он писал, что подготовка и устройство детей сиротских заведений в самостоятельной жизни должна осуществляться в соответствии с их способностями и интересами. Большое значение он придавал нравственному воспитанию, а наиболее важной идеей в воспитании считал идею народности. Он писал, что «народная школа - это «трудовая школа», где труд лежит в основе нравственности человека. Ушинский был убежден, что «истинным гражданином-патриотом своего отечества может быть только человек-труженик» [1, 365]. Поэтому основной задачей воспитания у Ушинского было не столько знание определенных истин, сколько их нравственное и гражданское воспитание, ключевым решением которых определялось трудовое. «Труд дан человеку как средство и возможность обретения счастья: «вне труда нет для него счастья». Труд нужен человеку «для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства», - писал педагог. Итак, труд в педагогической концепции К.Д. Ушинского выступает как основополагающий фактор возвышения человека и общества, как универсальная форма организации цивилизованного существования человека и общества, отвечающая их сущности и социальному предназначению, как средство обретения человеком чувства собственного достоинства. Таким образом, реализую социальные функции, трудовая школа К.Д. Ушинского становится основным фактором социализации молодого поколения [1, 370].

Система учреждений для детей-сирот в России начала складываться, в основном, в 20-е года XX века. В этот период появилась целая плеяда талантливых педагогов и психологов, как учёных, так и практиков, в числе которых А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий, В.Н. Сорока-Росинский, П.Н. Лепешинский, Л.С. Выготский. Их научные труды и достижения оказали огромное влияние на развитие общественной и социальной

педагогики и получили международное признание. Они сохраняют свою актуальность и в современных условиях.

Первая опытная станция во главе с С.Т. Шацким была создана на базе школы-колонии «Бодрая жизнь» (1911 год). В основе его проекта был положен труд, который органично сочетался с интеллектуальной, нравственной, физической, эмоционально-художественной и общественно полезной работой. Главный итог его социально-педагогических экспериментов заключался в том, что была создана новаторская модель трудовой школы как формы организации всей жизни детей, фактора их всестороннего развития и комплексного решения проблем социализации воспитанников [1, 419]. Это была уникальная модель трудовой школы: она шла от интересов и возможностей ребёнка и была направлена на его всестороннее развитие.

В 20-е годы вопросами воспитания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимался педагог-ученый В.Н. Сорока-Росинский. В 1920-1925 г.г. он возглавлял школу для трудновоспитуемых им. Ф.М. Достоевского. Целью его воспитательной системы являлось перевоспитание беспризорных, асоциально ориентированных детей в духе требований новой жизни, развитие у них стремлений к преобразованию самих себя, формированию активной жизненной позиции в процессе совместной трудовой деятельности. Школа должна не столько учить, сколько развивать активность и творческие силы ребёнка. Сорока-Росинский писал, что труд - основа жизни и формирования личности ребенка; для детей он должен быть педагогически организованным, воплощаться, прежде всего, в игре; лучшим средством развития активности самих детей является самоуправление (принцип «добровольчества»), которое также в своей основе имеет трудовое начало и игровое оформление. Лучшие качества ученика, по его мнению, - реализм, практичность, дисциплинированность, любовь к учебе, труду и спорту [1, 448].

Огромный вклад в развитии педагогики учреждений для беспризорных детей в 2030-е г.г. внес выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. Его идеи и принципы стали базисными для советской педагогики в разработке проблем образования и воспитания. 20-е годы А.С. Макаренко - это поиск путей воспитания детей, подготовки их к самостоятельной жизни, вполне осознанной и достойной. Он считал, что самым приемлемым видом социального учебно-воспитательного учреждения является трудовая колония, где можно создать все условия для воспитания нового человека, советского гражданина, общественника, коллективиста [5, 82]. А.С. Макаренко писал: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое». В труде человек развивается не только физически, а и умственно, нравственно. Это усилие должно быть коллективным. Далее он уточняет: «Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям -родственную любовь и дружбу по отношению к каждому трудящемуся, возмущении и осуждение по отношению к лентяю» [1, 454].

Таким образом, опыт работы с детьми-сиротами педагогов-новаторов убедительно доказал правильность гуманистических положений: в основе работы с такими детьми лежит уважение и совместная трудовая деятельность; единство обучения и воспитания, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Педагоги-новаторы существенно развили теорию и практику работы с детьми этой категории: цель - ставить характер работы с ними; взаимодействие с окружающей средой; соединение обучения и воспитания с общественно полезным и индустриальным трудом; развитое детское самоуправление; индивидуальный подход и др.

Итак, на протяжении всех рассматриваемых исторических периодов сущность воспитания в учреждениях для детей-сирот заключалась в стремлении подготовить из воспитанников граждан, полезных государству. Воспитательная система государственных

учреждений для детей-сирот в дореволюционный период мало считалась с возможностями, способностями и интересами отдельного ребенка. Требования современного общества к своим членам постоянно повышаются, а, как показывает практика, воспитанники интернатных учреждений, детских домов им не отвечают. Детям трудно адаптироваться к самостоятельной жизни за стенами детского дома. Таким образом, главной задачей социально-педагогической работы является подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, к адаптации и интеграции в условиях современного общества.

Литература

1. Беляев В.И. История социальной педагогики: Учебное пособие для студентов вузов социального профиля. - М.: МГОУ, 2007. - с. 510.

2. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России. - М.: ИЦ Академия, 1993. -с. 218.

3. Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности у детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Екатеринбург, 2003.- с. 158.

4. Данюшевский И.И. Учебно-воспитательная работа в детских домах и специальных школах. - М.: Из-во Академия пед. наук РСФСР, 1954. - с. 160.

5. Макаренко А.С. Некоторые проблемы теории и практики воспитания. Педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1983, т. 1, с. 82.

6. Максимов Е.Д. - Начало государственного призрения в России//Трудовая помощь. -1900. - №1.- с. 40-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.