УДК 376.5
Т.В. ПОПОВА, кандидат педагогических наук, доцент Борисоглебского филиала ФГБОУВПО Воронежский государственный университет, e-mail: [email protected] Н.В. БЫСТРОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ
T.V. Popova, N.V. Bystrova
NEGLECT AND HOMELESSNESS OF MINORS IN THE RUSSIAN SOCIETY: HISTORY AND MODERN REALITIES
В статье определены научно-исторические и социально-педагогические основы беспризорности несовершеннолетних в контексте российского историко-образовательного пространства. Выделены факторы беспризорности несовершеннолетних и ее последствия. Выявлена динамика работы государства по социально-правовой охране несовершеннолетних.
Ключевые слова: беспризорность, безнадзорность, криминализация, преступность, профилактика
The article defines the scientific and historical and socio-pedagogical bases of juvenile delinquency in the context of Russia's historical and educational space. The factors juvenile delinquency and its consequences. The dynamics of the state on social and legal protection of minors. Keywords: homelessness, neglect, criminalization, crime prevention.
На каждом этапе развития общества возникают социальные, духовные, экономические, политические, культурные проблемы, и общество должно достойно реагировать на все вызовы времени. На фоне всеобщих изменений в Российском государстве, отчетливо выделяются слои общества, которые находятся в тяжелых жизненных условиях и без государственной и общественной поддержки не могут обеспечить себе достойное существование и адаптироваться к новым жизненным условиям. Это пожилые люди и инвалиды, дети-инвалиды, малообеспеченные семьи, семьи социального риска, беспризорные и безнадзорные дети. Оказание помощи таким группам населения, создание эффективной государственной политики в области детства, защиты прав детей и подростков, совершенствование социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями - становится одной из главных задач правительства РФ.
Проблемам выявления и систематизации факторов, обусловливающих рост беспризорности в обществе, посвящены труды М.В. Горожановой, Г.И. Климантовой, Н.А. Костюниной, А.М. Нечаевой, Е.Г. Слуцкого и др. [15]. Основываясь на результатах исследований ведущих психологов, социологов и педагогов, можно выделить факторы, детерминирующие беспризорность в современном обществе: социально-экономические, социально-культурные, социально-психологические и др. [9].
Социально-экономические факторы - явления, спровоцированные высокой нестабильностью экономики, резкому падению уровня жизни, снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, безработицей, интенсивными миграционными процессами и др.
К социально-культурным следует отнести факторы, в течение длительного времени определяющие мировоззренческие установки людей, их менталитет и образ жизни. В
современном обществе социализация подрастающего поколения осуществляется в сложных условиях. Так, например, бесконтрольность средств массовых информаций способствует снижению общего культурного уровня общества, формированию потребительской культуры как преобладающей характеристики нации.
К социально-психологическим факторам исследователи относят проблемы, связанные с кризисом семьи, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, многочисленными педагогическими ошибками родителей, низким общекультурным уровенем родителей, насилием со стороны взрослых. Процесс социального становления личности начинается в семье. Семья в России как социальный институт переживает кризис, проявляющийся в нарушениях реализации её функций: воспитательной, репродуктивной, социально-экономической и др. [10].
Грамотно разработанная, составленная и научно-обоснованная система по профилактике детской беспризорности будет востребована в сложившейся ситуации в России. Потребность эффективного решения проблемы беспризорности в стране вызывает необходимость изучения тех исторических периодов развития общества, которые сталкивались с подобной проблемой. За многовековую историю был накоплен значительный багаж знаний по ликвидации детской беспризорности, который представляет особый интерес в наши дни. В богатом опыте прошлого сосредоточены значимые теоретические обобщения и средства реализации образовательных целей в их историческом, педагогическом, культурном многообразии.
К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, И.И. Бецкой, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, В.И. Озерецкий, В.Ф. Одоевский и др. внесли огромный вклад в педагогическую систему по работе с трудными подростками и выявили причины, факторы, закономерности работы с беспризорными детьми. Созданная ими система по преодолению и профилактике беспризорности является наглядным примером для современных педагогов [14,12].
Прямая зависимость между социально-экономическими, социально-культурными, социально-психологическими показателями жизни общества и уровнем детской беспризорности достаточно очевидно проявляется в соответствующие исторические периоды времени: XIX в. - это период быстрого развития страны по капиталистическому пути. Именно после поражения в Крымской войне, показавшей отсталость русской экономики, правительство делает шаги, направленные на поощрение крупной промышленности, железнодорожного строительства.
Начало XX в. характеризуется экономическим кризисом, вызванный Первой мировой войной, революцией, гражданской войной, политикой «военного коммунизма», являясь очевидным препятствием для развития государства. «Разорение, нужда, обнищание» - так характеризовал В.И. Ленин сложившуюся обстановку в стране.
В период становления советской власти (20-годы XX в.) особенно была велика детская смертность, наибольших размахов она приобрела в 1921 г., когда в Поволжье разразился страшный голод. Массовая детская смертность унесла, по данным член-корреспондента РАН Ю.А. Полякова, до трети всех детей Поволжья. 40-е годы XX в. принесли стране также разруху, голод, смертность, массовый шквал беспризорности
XX-XXI вв. - эпоха «перестройки», крушение СССР, изменения в системе государственного устройства, нарастания экономического кризиса и дефицита в стране, обострения национальных конфликтов, число детей оставшихся без присмотра родителей, стало расти. В современной России беспризорных детей и подростков так много, что они перестали вызывать жалость и сострадание у многих взрослых [2].
Анализ исторического опыта России показывает, что теория и практика проблемы преодоления и предупреждения беспризорности имеют достаточно большую историю. Судьба детей-сирот решалась на Руси путем призрения. С понятием связывают устройство
подкидышей, незаконнорожденных и отвергнутых детей, от которых родители пытались избавиться любым путем [ 1 ].
На Руси система учреждений для социальной поддержки беспризорников, стала основываться в XI в. В этот период было открыто училище для сирот, в котором находилось по архивным источникам 300 юношей. Через несколько столетий, уже в XVII в. были открыты специальные дома для безродных детей, в основе которых лежало производственное обучение. В 1706 г. благодаря Новгородскому митрополиту Иову на Руси функционировало десять приютов и благотворительных столовых, в которых призревались до трех тысяч сирот и подкидышей.
Особенность правления Петра I в том, что он открывал дома призрения, куда подкидышей приносился втайне от всех, по образцу европейских стран. В 1721 г. стали открываться школы для сирот и бедных детей на денежные средства богатых и влиятельных особ, тем самым заложив основы меценатства в России[8].
Детская беспризорность в 20-е годы XX в. приобрела грандиозные масштабы. Председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский был поставлен во главе комиссии по борьбе с беспризорностью.
Количество беспризорных, находившихся в специальных детских учреждениях, возрастало с каждым годом: 1917г.- 29666, 1921г. - 540000 беспризорников.
На 1 января 1922 г. в РСФСР насчитывалось 5607 детских домов, на 1 января 1923 г. — 5357, на 1 января 1924 г. — 3664 [7].
На примере Нижегородской губернии, по свидетельствам архивных документов, проходила активная борьба с детской беспризорностью. Открывались детские дома (первый детский дом был открыт в Нижнем Новгороде в 1918 г. по инициативе сормовских рабочих), колонии и коммуны, регулярно проводились недели ребенка, развертывалась широкая шефская работа. Так, в мае шефом детского дома им. III Интернационала утвержден коллектив сотрудников Нижегородского губисполкома. В 1919 г. в Н. Новгороде насчитывалось 18 детдомов и 142 - в уездах, к 1 декабря 1922 г. в губернии было 94 детдома с количеством детей свыше 5000 [3].
В Нижегородской губернии школы-коммуны создавались с 1918 г. и просуществовали до конца 20-х гг. ХХ в. В анализе архивных документах за 1917-1924 гг. дается такая характеристика: «Наряду с детдомами Губернский отдел народного образования настойчиво проводил идею создания школ-коммун... Со своим особым укладом жизни школы-коммуны последовательно проводили идеи коммунистического воспитания на началах настоящей трудовой школы. Сначала был опыт, но потом школы-коммуны отлились в очень прочную организацию, которая во многих отношениях идет впереди школы» [11].
В 1925 г. в Н. Новгороде для беспризорных и безнадзорных подростков была организована школа-фабрика им. В.И. Ленина (израсходовано 83 000 руб.), предназначенная для перевоспитания малолетних преступников. В этом педучреждении воспитывалось более 600 «морально-дефективных», как в ту пору называли девочек и мальчиков, «детей улиц и подворотен»; здесь они получали образование в объеме школы-семилетки.
Нижегородская губчека (ОГПУ) принимала самое активное участие в организации помощи беспризорным детям, особенно в период борьбы с последствиями голода в Поволжье. Например, детский дом им. Дзержинского, организованный губчека для приема голодающих детей, находился в ее ведении до 17 августа 1923 г., после чего был передан в систему губоно.
Если в первые годы Советской власти ряды беспризорных пополнялись за счет сирот, родители которых погибли во время Первой мировой и гражданской войны, а также в результате разорения крестьянских хозяйств из-за неурожаев 1920-1921 гг., то начиная с 1923-1924 гг. главным источником беспризорности становится безработица, которая особенно тяжело отразилась на подростках, как правило, не имевших профессиональной подготовки.
Анализ архивных документов показал, что организованная борьба с детской и подростковой беспризорностью длилась недолго. Начиная с 1923 г., она значительно ослабевает, на местах обнаруживается тенденция к сокращению детских учреждений. Отмечается недостаток педагогических кадров.
Происходящие в обществе процессы модернизации образования актуализируют проблему изучения педагогического опыта прошлого, позволяющего переосмыслить историю с современных позиций, усовершенствовать современную систему по ликвидации беспризорности несовершеннолетних. Решить проблему безнадзорности и беспризорности невозможно без комплексных мер. Для исправления положения необходимо улучшать экономическую ситуацию в стране, всячески поощрять те семьи, в которых забота о воспитании детей является важнейшей целью родителей, а также помогать неблагополучным семьям в воспитании детей, тем самым предотвращая качественную депопуляцию населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляков, В.В. Сиротские детские учреждения России: исторический очерк / В.В. Беляков.- М.,1993. - 24 с.
2. Богуславский, М.В. История российского образования ХХ века: десятилетие за десятилетием / М.В. Богуславский //Уроки истории. - 2003. - №18. - С. 71.
3. Берельковский, И.В. Школа советского общества: опыт политической истории (по материалам Нижегородской области)./ И.В. Берельковский, Э.М. Фильченков. -Н. Новгород.: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. - 206 с.
4. Василевский, Л.М. Беспризорность и дети улицы / Л.М. Василевский. - Харьков: Пролетариат, 1925. - 96 с.
5. Горожанова, М.В. Проблема беспризорности на современном этапе / Г.Г.Федорова, М.В. Горожанова// Вестник ТОГИРРО. - 2013. - № 1. - С. 209-211.
6. Горшкова, Е.А. Воспитательные дома и приюты в Российской империи / Е.А. Горшкова // Педагогика. - 1995. - № 1. - С. 117- 119.
7. Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И. Ф. Дементьева. -М.: Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания, 2000. - 48 с.
8. Дубровина, И.В. О проблемах воспитанников детских домов и школ-интернатов: очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения / И.В. Дубровина. - М., ТОО СИМС, 1995. - 59 с.
9. Зарецкий, В.К. Пути решения проблемы сиротства в России: учеб. пособие. / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова. М.,: Вопросы психологии, 2002. - 208 с.
10. Заславская, Т.И. Современное российское общество: социальный механизм и трансформации: учеб. пособие / Т. И. Заславская. - М.,: Дело, 2004. - 398 с.
11. Королев, Ф.Ф. Очерки истории советской школы и педагогики 1917-1920гг. / Ф.Ф.Королев.- М., 1958. - 89 с.
12. Костюнина, Н.Ю. Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и беспризорности/ Н.Ю. Костюнина //Вестник Челябинского государственного университета. -2013. - № 34. - С. 41-44.
13. Лиханов, А. А. Дети без родителей: книга для учителя / А. А.Лиханов. - М.: Просвещение, 1987. - 147 с.
14. Макаренко, А.С. Воспитание в семье / А.С. Макаренко. - Куйбышев, 1949. - 87 с.
15. Мельников, В.П. История социальной работы в России: учебное пособие / В.П. Мельников, Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К, 2006. - 42 с.
16. Нечаева, А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление / А.М. Нечаева // Государство и право. - 2001.- № 6. С.11-15.
17. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 05.12.2001 № 389-СФ О парламентских слушаниях «Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2001 г. , № 51 , ст. 4870.- С. 5-7.
18. Российский статистический ежегодник 2013: Стат.сб./ Росстат. - М., 2013. - 717 с.
19. Слуцкий, Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность / Е.Г. Слуцкий // Социальные исследования. - 1998. - №3. - С. 117-119.
20. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями на 14 октября 2014 года) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901737405
© Попова Т.В., Быстрова Н.В., 2014