Дата публикации: 5 декабря 2021 DOI: 10.52270/26585561_2021_12_14_65
Исторические науки
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Бадалова Елена Валерьевна1, Ершов Богдан Анатольевич2, Тонких Владимир Алексеевич3
1 Кандидат исторических наук, доцент, Воронежский государственный университет,
Московский проспект, 88, Воронеж, Россия, E-mail: mail@kardas.vrn.ru 2Доктор исторических наук, профессор, Воронежский государственный технический университет, ул. 20-летия Октября, 84, Воронеж, Россия, E-mail: bogdan.ershov@yandex.ru
3Доктор исторических наук, профессор, Воронежский государственный университет, Московский проспект, 88, Воронеж, Россия, E-mail: vladiton@bk.ru
Аннотация
В статье рассматривается значение и роль православной педагогики как духовно-нравственной основы развития и воспитания личности подрастающего поколения россиян. Особое внимание обращается на роль Русской Православной Церкви в деле воспитания духовности и нравственности российской молодёжи.
Ключевые слова: православная педагогика, духовно-нравственное воспитание личности, Русская Православная Церковь, российская молодёжь.
I. ВВЕДЕНИЕ
В условиях нарастания проблем и противоречий в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения особое значение приобретает воспитание и обучение в духе законов, норм и нравственных установок православного христианства, историко-культурного и социального опыта Русской Православной Церкви, накопленного в течение более чем тысячелетней истории великого духовного служения России и русскому народу.
Русская Православная Церковь является на протяжении многих веков носителем лучших, подлинно христианских традиций. Церковь сохранила в первозданной чистоте духовно-нравственные основы христианского вероучения, не отступив от них даже в самые тяжелые, трагические периоды истории. Церковь благодаря верности учению Иисуса Христа всегда находила силы преодолеть
трудности и невзгоды, ибо в Русской Церкви живет Иисус Христос [1].
На рубеже ХХ-ХХ1 столетий в российском обществе после десятилетий гонений на Церковь и веру произошло возрождение религиозности. На этой волне в столкновениях и противоборстве с масштабным проникновением в нашу страну западной массовой культуры, различного рода тоталитарных сект продолжается процесс становления и воспитания духовно-нравственных идеалов и ценностей, основанных на традициях православного христианства. В конце ХХ столетия под лозунгами свободы совести в нашу страну стали проникать новые религиозные движения с запада и востока, большинство которых имело антиправославную направленность [2]. Значительная их часть носит деструктивный, разрушительный для личности характер. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мат.7, 15). Деятельность тоталитарных сект направлена в первую очередь против молодого поколения россиян, по сути, против духовно-нравственных основ. Совершенно оправдан запрет в России деятельности религиозной деструктивной организации "Свидетели Иеговы". Однако многие западные и восточные деструктивные (тоталитарные) организации продолжают свою деятельность в нашей стране, нанося существенный ущерб делу воспитания подрастающего поколения.
В этих условиях существенно возрастает роль Русской православной Церкви, православной общественности, педагогов в борьбе за души и умы молодежи. Возрастает значение православного воспитания и образования. Эти задачи призвана решать православная педагогика, основанная на традициях и нормах православного христианства [3].
По христианскому вероучению человек создан по образу и подобию Бога. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2, 7). «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку» (Быт.2, 22). Бог заповедал человеку есть от всякого дерева в райском саду, но не есть плодов дерева познания добра и зла, «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2, 17).
Однако человек нарушил заповедь Бога и вкусил плод с дерева познания добра и зла. Этот акт стал ослушанием заповеди Бога, грехопадением первых людей - Адама и Евы. Нарушение заповеди Бога породило неверие, отпадение от Бога, возможность жить без Бога. А если Бога нет, то всё дозволено. Грехопадение первых людей нарушило гармонию жизни в раю, разделило бытие человека на противоположные начала - телесное и духовное, земное и небесное, ад и рай, добро и зло, свет и тьму, веру и неверие, Бога и дьявола. Грехопадение первых людей поставило перед человечеством первую нравственную проблему - ответственность человека за свои поступки, за совершаемые деяния, грехи, за ослушание Божественной воли.
За первородный грех, как известно, Бог сурово наказал Адама и Еву, изгнав их из рая. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3, 16). «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей <...> в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3; 17,19). Грехопадение вызвало болезни, сделало людей смертными, нарушило внутреннюю гармонию человека, целостность его духовной жизни с Богом.
II. РЕЗУЛЬТАТЫ
Духовная жизнь православного христианина представляет собой высший уровень бытия человека, в основе которого лежит стремление к Богу, поиск пути к Нему. В Новом Завете программа пути к Богу, постижения Его учения изложена в Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мат.5, 3-11). В духовной жизни христианина основополагающее место принадлежит религиозному чувству, представляющему собой всю палитру мироощущений православного человека.
66
Чувство есть форма переживаний человеком своего отношения к окружающему миру, способ восприятия и познания мира, включая самого человека. Из всех основных религиозных чувств главным чувством является духовная любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1-е Иоан.4, 16). Среди главнейших новозаветных заповедей любовь занимает первое место. «...Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мат.22, 37-38).
Христианство впервые показало истинную сущность великой духовной любви. Ни античная, ни иудейская религиозная традиция не ставили проблему в такой плоскости. Античных богов почитали, приносили им жертвы, поклонялись им, но не любили какого-то бога как совершенную, идеальную личность больше остальных богов. Иудейская религиозная традиция признавала нормой отношения человека к богу страх в его физическом выражении. В христианстве страх понимается, как боязнь потерять расположение Бога и преодолевается любовью. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви» (1-е Иоан.4, 18). Воспитание духовной любви в человеке - основная задача православной педагогики. На решение этой задачи направлена вся деятельность педагога.
В дохристианской, античной традиции любовь трактовалась как «жажда целостности и стремления к ней» (Платон). Сократ учил строго разделять любовь телесную, чувственную и любовь духовную. Именно при наличии духовной любви «люди взаимно любят друг друга», смотрят «один на другого с удовольствием», разговаривают с благожелательностью, оказывают доверие друг другу и заботятся друг о друге.
За платоновским тезисом о возвышенной любви-эросе стоит этическая парадигма, акцентирующая внимание на любви к ближнему. Эта мысль нашла отражение в «Этике» Аристотеля о любви-дружбе. В основе идеи любви-дружбы лежит учение о высшем благе, о воспитании человека, соответствующего высшему благу. Сущность любви, по Аристотелю, состоит в отношении человека к самому себе, равно как и к другим людям.
Христианство осмыслило и предложило новое качество любви. Новый Завет объявил нравственным законом любовь как основу взаимоотношения человека и Бога. Христианская этика установила диалектическую взаимосвязь между любовью христианина к Богу и любовью Бога к человеку. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1-е Иоан.4, 9-10).
Бог настолько сильно любит людей, что послал в мир Своего Сына, предал Его страданиям и смерти ради спасения человечества. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев» (1-е Иоан.3, 16). Не судить, хотя человечество за свои грехи и преступления заслужило суда, а спасти! «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5, 8). Ни одна религия, кроме христианства, не говорит об этом. Ни в одной религии Бог не посылает сына своего отдать жизнь за искупление грехов человечества.
Одна из сторон христианского понимания любви состоит в любви к ближнему. Вторая заповедь в православии такова: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мат.22, 39). Человек, по сути, по природе своей эгоист, требующий от окружающих максимума любви, потребления, внимания для себя. В биологическом смысле человек мало чем отличается от животного, ведет борьбу за место под солнцем, за набор определенных жизненных благ. Христианство в корне ломает данный стереотип поведения, выдвигает на первый план любовь к ближнему, как к себе самому. К ближним христианство относит всех людей независимо от национальной, социальной и иной принадлежности.
Такой подход также отличает христианство от других религий. В Ветхом Завете ближними считаются только «сыны Израиля», то есть иудеи. Новый Завет провозгласил ближними, братьями и сестрами всех людей, не только иудеев. Вслед за первой, наибольшей заповедью о любви к Богу Иисус Христос говорил о любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мат.22, 39-40).
Для христианина не может быть сомнений в том, какая любовь выше - Божественная или человеческая. Сложно для обыденного понимания содержание следующего высказывания Иисуса Христа: «...Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мат.10, 35-37).
Эта мысль нашла отражение в проповедях святого праведника Иоанна Кронштадтского: «Бог ближе к нам всякого человека во всякое время: ближе моей одежды, ближе воздуха, света, ближе моей жены, отца, матери, дочери, сына, друга. Я Им живу душевно и телесно, Им дышу, Им мыслю, чувствую, соображаю, намереваюсь, говорю, предпринимаю, делаю» [4].
Христианство не ограничилось данными сторонами любви, а распространило это чувство и на врагов. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мат.5, 44). Состояние любви в христианстве абсолютно и независимо от любых обстоятельств.
В свою очередь, такие чувства, как ненависть, вражда, злоба, нелюбовь несовместимы с христианской этикой. Иоанн Кронштадтский писал: «Нелюбовь, вражда или ненависть не должны быть известны между христианами даже по имени. Разве может нелюбовь быть между христианами? Везде ты видишь любовь, везде обоняешь благоухание любви. Бог наш - Бог любви; царство Его - царство любви; из любви к нам Он не пощадил для нас Сына Своего единородного и на смерть предал Его за нас» [5].
Воспитание духовной любви тем более важно в обстановке нарастания в современном российском обществе агрессии, агрессивного поведения, нетерпимости к окружающим значительной части молодежи [6]. При этом значительная часть насилия приходится на семьи, так называемое домашнее насилие, которому подвергаются слабые - женщины и дети. По данным Национального центра по предотвращению насилия «Анна», ежегодно более 10 тысяч женщин погибает в России от рук мужей [7]. По оценкам социологов, в обществе за последние годы стало больше вседозволенности, насилия и агрессивности, а меньше - дисциплинированности, надёжности и порядочности [8]. Православная педагогика, несмотря на сложности бытия, призвана нести молодым людям веру в любовь, добро и милосердие, всеми возможными способами поддерживать и укреплять в людях эти чувства.
Воспитание любви в подлинно христианском понимании должно быть главной целью православной педагогики и истории религии как учебных предметов. Учитель подает пример христианской любви своим ученикам. За основу можно взять определение любви, данное Святым Апостолом Павлом в первом послании коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор.13, 4-8).
Кроме любви, православная педагогика воспитывает такие религиозные чувства, как смирение, радость, восхищение, надежду, благоговение, ожидание чуда, умиление, сострадание, скорбь, печаль (не уныние) и др. Совокупность разнообразных духовных чувств представляет собой религиозный опыт, который помогает человеку разобраться в хитросплетениях жизни, отличать истину от лжи, отделять добро от зла, в сложных жизненных ситуациях вести себя согласно христианским заповедям, в конечном счете, оставаться человеком.
Наибольшим духовным опытом обладали Святые Отцы Христианской Церкви, которые максимально приблизились к познанию Божественной сущности. Именно о них говорил евангелист Лука: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17, 21). Православная педагогика внимательно изучает духовное наследие Святых Отцов, чтобы по возможности и по человеческой немощности следовать их духовным заветам [9].
В современном российском обществе идет интенсивный поиск национальной идеи, способной сплотить людей и на ее основе противостоять вызовам и угрозам. Нам представляется, что такой идеей может стать российская семья, живущая по нормам и заповедям православного христианства, воспитывающая детей на основе христианских традиций, идеалов и ценностей [10].
Абсолютной ценностью, главной и конечной целью духовно-нравственного воспитания, а стало быть, православной педагогики, являются дети. Вот как о детях говорится в Евангелии: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мар.10, 13-15).
Дети - не только будущее общества, они - носители духовно-нравственных традиций России, от сохранения и приумножения которых зависит состояние нашего Отечества, как внутри страны, так и за ее пределами. В воспитании детей накопилась масса проблем, которые в определенной степени решаются государством и обществом, и в то же время остаются решенными не до конца. Так, по данным спикера Совета Федерации В. Матвиенко, в 2009 году в России были убиты 1,6 тыс. несовершеннолетних, а в 2014 году - 2,5 тыс. Каждый день в стране погибает от насильственной смерти восемь детей и подростков [11]. От жестокости взрослых в России ежегодно страдает не менее 100 тыс. детей. «Причины тут во взрослых: неустроенность, непрофессионализм, пьянство, наркомания с нелюбовью и несдержанностью дарят стране жуткие плоды»,- говорил бессменный председатель Российского детского фонда, известный писатель Альберт Лиханов [12]. Свои трудности и проблемы взрослые чаще всего переносят на детей, ведь дети физически слабы и не могут дать отпор насилию.
Если с проблемой защиты детей и детства не в состоянии справиться государство, то к ее решению должна присоединиться Церковь. «.Почему бы не распахнуть широко двери больниц, сиротских заведений, хосписов, но особенно учреждений для детей покинутых и больных - женскому монашеству. И сестричеству... Боятся Церкви. А она - спасительна всегда. Особенно же когда человек беспомощен, болен, мал, одинок и надобно его спасти не по службе, не за зарплату и ругать, но еще по сердечной, Божеской, уверенности в святости этой поддержки»,- писал А. Лиханов [13]. В современной практике Русской Православной Церкви есть немало примеров, когда отдельные церковные общины, монастыри брали на воспитание детей-сирот, давали им возможность получить образование, профессию и выпускали с этим опытом во взрослую жизнь.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Именно Русская Православная Церковь как ведущий социальный институт современного общества, призванный осуществлять духовно-нравственное воспитание на основе православной педагогики, пользующийся доверием абсолютного большинства российских граждан, должна взять на себя совершение духовного подвига спасения детей и детства. Этот подвиг под стать великому церковному служению на земле.
69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Divnogortseva S.Y. (2012) Spiritual and moral education in the theory and experience of Orthodox pedagogical culture. M.: Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. (in Russ).
Enikolopov S. (2014) "Plus brutalization of the whole country?" Komsomolskaya Pravda. January 10. №. 41. (in Russ).
Ershov B.A. (2010) The Russian Orthodox Church and secular power in the Voronezh province in the XIX - early XX centuries. GOU VPO "Voronezh State Technical University". Voronezh. 167 p. (in Russ).
Ershov B.A. (2010) The system of spiritual education in Voronezh province in the 19th century. Education and Society. №. 5 (64). Pp. 105-108. (in Russ).
Ershov B.A., Fursov V.N. (2018) The Russian Church in the State Mechanism of Russia. Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. № 1. Pp. 32-37. (in Engl).
Ershov B.A., Perevozchikova L.S., Romanova E.V. (2019) Globalization and Intensification of Spiritual Values in Russia in the Philosophical Aspect. 6th International Conference on Education and Social Sciences Abstracts & Proceedings. Pp. 208-212. (in Engl).
Ershov B.A., Perevozchikova L.S., Romanova E.V., Ashmarov I.A. (2019) The Concept of Spirituality in Social Philosophy. Smart Innovation, Systems and Technologies. T. 139. Pp. 688-694. (in Engl).
Hilarion (Alfeyev) (2013) The Church in History: the Orthodox Church from Jesus Christ to the Present day. Moscow: Publishing House of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church: Veche. (in Russ).
loan Kronstadt (1998) My life in Christ: in 2 volumes: Vol. 1. Moscow: Blagovest. P. 133. (in Russ).
Komsomolskaya Pravda. (2014) January 10. (in Russ).
Likhanov A. (2010) The truth that burns the soul. Literary newspaper. № 35. (in Russ).
Likhanov A. (2014) The education system against the UN Convention on the Rights of the Child. Arguments of the Week. № 44. (in Russ).
Matvienko V. (2016) The right to childhood. Rossiyskaya Gazeta. March 3. (in Russ).
Skoybeda U. (2016) Eight laws of a woman beaten by her husband. Komsomolskaya Pravda. March 2. (in Russ).
Smirnova T. S. (2010) New religious movements in Russia in the 1990s. Voronezh: Istoki. (in Russ).
Tonkikh V. A. (2012) Orthodox pedagogy: textbook. manual. Voronezh: Scientific Book. (in Russ).
Tonkikh V. A. (2015) The Russian family in the XXI century: the foundations of spiritual, moral and socio-legal development. Voronezh: A scientific book. (in Russ).
70
HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF SPIRITUAL AND MORAL
EDUCATION OF THE PERSONALITY
Badalova, Elena Valerievna1, Ershov, Bogdan Anatolyevich2, Tonkikh, Vladimir Alekseevich3
1Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Voronezh State University, Moskovsky Prospekt, 88, Voronezh, Russia, E-mail: mail@kardas.vrn.ru 2Doctor of Historical Sciences, Professor, Voronezh State Technical University, 20 years of October Street, 84, Voronezh, Russia, E-mail: bogdan.ershov@yandex.ru 3Doctor of Historical Sciences, Professor, Voronezh State University, Moskovsky Prospekt, 88,
Voronezh, Russia, E-mail: vladiton@bk.ru
Abstract
The article examines the significance and role of Orthodox pedagogy as a spiritual and moral basis for the development and upbringing of the personality of the younger generation of Russians. Particular attention is paid to the role of the Russian Orthodox Church in educating the spirituality and morality of Russian youth.
Keywords: Orthodox pedagogy, spiritual and moral education of the individual, the Russian Orthodox Church, Russian youth.
REFERENCE LIST
Divnogortseva S.Y. (2012) Spiritual and moral education in the theory and experience of Orthodox pedagogical culture. M.: Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. (in Russ).
Enikolopov S. (2014) "Plus brutalization of the whole country?" Komsomolskaya Pravda. January 10. №. 41. (in Russ).
Ershov B.A. (2010) The Russian Orthodox Church and secular power in the Voronezh province in the XIX - early XX centuries. GOU VPO "Voronezh State Technical University". Voronezh. 167 p. (in Russ).
Ershov B.A. (2010) The system of spiritual education in Voronezh province in the 19th century. Education and Society. №. 5 (64). Pp. 105-108. (in Russ).
Ershov B.A., Fursov V.N. (2018) The Russian Church in the State Mechanism of Russia. Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. № 1. Pp. 32-37. (in Engl).
Ershov B.A., Perevozchikova L.S., Romanova E.V. (2019) Globalization and Intensification of Spiritual Values in Russia in the Philosophical Aspect. 6th International Conference on Education and Social Sciences Abstracts & Proceedings. Pp. 208-212. (in Engl).
Ershov B.A., Perevozchikova L.S., Romanova E.V., Ashmarov I.A. (2019) The Concept of Spirituality in Social Philosophy. Smart Innovation, Systems and Technologies. T. 139. Pp. 688-694. (in Engl).
71
Hilarion (Alfeyev) (2013) The Church in History: the Orthodox Church from Jesus Christ to the Present day. Moscow: Publishing House of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church: Veche. (in Russ).
Ioan Kronstadt (1998) My life in Christ: in 2 volumes: Vol. 1. Moscow: Blagovest. P. 133. (in Russ).
Komsomolskaya Pravda. (2014) January 10. (in Russ).
Likhanov A. (2010) The truth that burns the soul. Literary newspaper. № 35. (in Russ).
Likhanov A. (2014) The education system against the UN Convention on the Rights of the Child. Arguments of the Week. № 44. (in Russ).
Matvienko V. (2016) The right to childhood. Rossiyskaya Gazeta. March 3. (in Russ).
Skoybeda U. (2016) Eight laws of a woman beaten by her husband. Komsomolskaya Pravda. March 2. (in Russ).
Smirnova T. S. (2010) New religious movements in Russia in the 1990s. Voronezh: Istoki. (in Russ).
Tonkikh V. A. (2012) Orthodox pedagogy: textbook. manual. Voronezh: Scientific Book. (in Russ).
Tonkikh V. A. (2015) The Russian family in the XXI century: the foundations of spiritual, moral and socio-legal development. Voronezh: A scientific book. (in Russ).
72