Научная статья на тему 'Человек в православной аскетике: духовная защита личности'

Человек в православной аскетике: духовная защита личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
234
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСКЕТИКА / ASCETICS / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ORTHODOX PEDAGOGY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ДУХОВНАЯ ЗАЩИТА / SPIRITUAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яровая И. М.

В статье речь идѐт о том, что благочестивая жизнь это не только хорошее поведение и добрые поступки, но также и покаяние, то есть способность видеть в себе грех, сознательно отвергать зло и выбирать добро. Мы называем способность самостоятельного распознавания, воздержания и решительного противостояния греху духовным иммунитетом личности. Понятие духовный иммунитет характеризуется умением человека хранить свое сердце во время искушений, то есть проявлять особое внимание трезвение к своей духовной жизни. Степень развития духовного иммунитета зависит от возраста, духовного и жизненного опыта, от частоты участия в таинствах и церковной жизни, образования в сфере православной антропологии, православной аскетики, православной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEOPLE IN ORTHODOX ASCETICISM: SPIRITUAL PROTECTION OF THE INDIVIDUAL

The article deals with the fact that pious life is not only good conduct and good deeds, but also repentance, that is, the ability to see sin in itself, consciously reject evil and choose good. We call the ability of self-recognition, abstinence and resolute opposition to sin the spiritual immunity of the individual. The concept of spiritual immunity is characterized by the ability of a person to keep his heart during temptations, that is, to show special attention sobriety to his spiritual life. The degree of development of spiritual immunity depends on the age, spiritual and life experience, the frequency of participation in the sacraments and Church life, education in the field of Orthodox anthropology, Orthodox ascetics, Orthodox pedagogy.

Текст научной работы на тему «Человек в православной аскетике: духовная защита личности»

УДК 130.2:2

DOI: 10.18413/2075-4566-2018-43-2-388-393

ЧЕЛОВЕК В ПРАВОСЛАВНОЙ АСКЕТИКЕ: ДУХОВНАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

PEOPLE IN ORTHODOX ASCETICISM: SPIRITUAL PROTECTION OF THE INDIVIDUAL

И.М. Яровая I.M. Yarovaya

Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия, 308024, г. Белгород, ул. Королёва, 7

Belgorod State Institute of Arts and Culture, 7 Koroleva St., Belgorod, 308024, Russia

E-mail: irina260973@yandex.ru

Аннотация

В статье речь идёт о том, что благочестивая жизнь - это не только хорошее поведение и добрые поступки, но также и покаяние, то есть способность видеть в себе грех, сознательно отвергать зло и выбирать добро. Мы называем способность самостоятельного распознавания, воздержания и решительного противостояния греху духовным иммунитетом личности. Понятие духовный иммунитет характеризуется умением человека хранить свое сердце во время искушений, то есть проявлять особое внимание - трезвение к своей духовной жизни. Степень развития духовного иммунитета зависит от возраста, духовного и жизненного опыта, от частоты участия в таинствах и церковной жизни, образования в сфере православной антропологии, православной аскетики, православной педагогики.

Abstract

The article deals with the fact that pious life is not only good conduct and good deeds, but also repentance, that is, the ability to see sin in itself, consciously reject evil and choose good. We call the ability of self-recognition, abstinence and resolute opposition to sin - the spiritual immunity of the individual. The concept of spiritual immunity is characterized by the ability of a person to keep his heart during temptations, that is, to show special attention - sobriety to his spiritual life. The degree of development of spiritual immunity depends on the age, spiritual and life experience, the frequency of participation in the sacraments and Church life, education in the field of Orthodox anthropology, Orthodox ascetics, Orthodox pedagogy.

Ключевые слова: Аскетика, православная педагогика, личность, духовная защита. Keyword: Ascetics, Orthodox pedagogy, personality, spiritual protection.

Можно привести большое количество примеров людей с идеальным духовным иммунитетом. Люди, сумевшие подавить в себе грех, - святые. В большей степени нас интересуют примеры из детства святых и жития святых мучеников, принявших страдания в детском возрасте, поскольку предмет нашего исследования ограничен возрастными рамками. Это преподобный Савва Освященный - основатель лавры близ Иерусалима. Он в восемь лет ушел из дома и оставил родных, чтобы поступить в монастырь. Преподобный Феодор Сикеот в десять лет начал подвиг строгого поста и ночной молитвы, а в четырнадцать - затворился в пещере. Московский митрополит Петр в двенадцатилетнем возрасте

поступил в монастырь. Отроковица Мария Мелюкова, любимица преподобного Серафима, в свои тринадцать поступила в Дивеевскую обитель, а в девятнадцать - почила в схиме.

Юные мученики и мученицы. Святой праведный Арсений с раннего детства был тих и кроток, помогал отцу. В 12 лет он погиб от бури. Взрослые решили, что у мальчика были какие-то тайные грехи и не отпели его. Тело святого пролежало 32 года и спустя это время было найдено нетленным. От мощей святого праведного Арсения многие получили исцеления. Младенец Гавриил Белостокский был мученически убит иудейской сектой, члены которой приносили в жертву исключительно христианских детей. Святая великомученица Акилина была воспитана в духе христианского благочестия, она учила своих сверстниц-язычниц христианству и за это в 12 лет претерпела мучения. А за то, что после истязаний не отреклась от Христа, Акилина удостоилась мученического венца. Невозможно также обойти жития очень известных всем святых и их святых родителей, которые воспитали своих детей благочестивыми христианами. Это преподобный Сергий Радонежский и его родители Кирилл и Мария; Вера, Надежда Любовь и матерь их София; и как высочайший пример благочестия и духовного совершенства пресвятая Богородица и ее родители Иоаким и Анна.

Все эти примеры доказывают, что дети наравне со взрослыми обладают дарами свободы, самовластия, разумности и познания, о которых мы подробно говорили в первом параграфе, а значит дети также склонны к внутреннему преображению и так же как и взрослые несут ответственность за свои поступки, духовную жизнь, грехи. Но, как известно, обожение невозможно без Бога и Его помощи. Видение и осознание своего падения, своих грехов, покаяние и причащение являются неприменными условиями духовно-нравственного становления личности, обретения взрослым или ребенком духовного совершенства свободы добра и любви.

Конечно же, сердце детей намного больше открыто Богу, чем сердце взрослых. Дети чище, и спектр грехов у них значительно меньше, чем у нас. Чаще всего это: неблагоговейное отношение к Богу, непослушание, гордыня, тщеславие, чревоугодие, алчность, гневливость, ложь, обида, лень, жажда развлечений. Хотя за последние десятилетия образ жизни всех людей, в том числе детей, заметно изменился. И даже дети стали склонны к таким «взрослым» грехам, как физические издевательства над ближними или даже убийство.

Почему так происходит? Потому что человек падок независимо от возраста, потому что все мы рождаемся с поврежденной первородным грехом природой. А это значит, что мы на протяжении всей жизни склонны к соблазну. Не имея понятия о высоком предназначении человека, ребенок или взрослый со слабым духовным иммунитетом соблазняется, грешит, сдается без боя, падает. Причина падения, конечно же, всегда таится внутри нас самих. Ведь грех - это злоупотребление теми дарами, которыми наделил нас Творец, в первую очередь, злоупотребление даром свободы воли. Мы сами или принимаем, или отвергаем соблазн извне; или следуем Божьей воле, или противимся ей, проявляя непослушание.

Вообще, по мнению большинства древнецерковных писателей, первородный грех Адама (его падение) произошел именно из-за непослушания и гордыни. «Корнем гордости является эгоцентризм, обращенность на себя, самолюбие, самовожделение. До грехопадения единственным объектом любви человека был Бог, но вот появилась ценность вне Бога - дерево показалось «хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно» (Быт 3:6) - и вся иерархия ценностей рушится: на первом месте оказывается мое «я», на втором предмет моего вожделения. Для Бога места не остается: Он забыт, изгнан из моей жизни» [1 с. 118119]. Вот и получается, что «из поколения в поколение человечество повторяет ошибку Адама, прельщаясь ложными ценностями и забывая истинные - веру в Бога и верность Ему» [1 с. 118-119]. Человек гордиться, превозносит себя и стремиться стать богом без Бога. Но, повторимся, невозможно достигнуть богоподобного совершенства без помощи Творца. Отделяя себя от Бога, от Его воли, мы добровольно подчиняемся воле дьявола.

Выходит, что первопричина грехопадения всегда духовная. Заключается она в злоупотребление свободой выбора, является личным грехом человека и находится не в нашем материальном мире, но вне его, в ином, духовном мире. Сам по себе материальный мир не является злом, но он таит в себе соблазн, ведущий ко злу. И первопричина (грех) отпадения человека от Бога, Его благодати, находится не в материальном мире (не в экономике, политике, других людях, обществе, природе), а внутри каждого человека, в его духовном мире, его духовно-нравственном состоянии — в гордыне, непослушании Богу.

У ребенка, который растет в семье, злоупотребление свободой воли начинается с непослушания родителям. И хотя, как мы уже сказали, ребенок наравне со взрослыми отвечает за свои грехи, ответственность за воспитание и духовное возрастание маленькой личности несут также и его родители, а на каких-то жизненных этапах еще и крестные, воспитатели в детском саду и педагоги.

Говоря о христианском воспитании детей, выделяют семь факторов духовного взрастания маленькой личности. Это таинства, молитва, пост, духовная среда, духовное чтение, освящение обстановки, пример благочестия родителей [3 с. 25-53].

Таинства. Первое таинство, которое совершается над ребенком - это крещение. Оно смывает с дитя первородный грех и открывает возможность наследовать вечную жизнь. Таинство миропомазания следует за крещением и символизирует царственное положение человека в природе. Затем главным таинством в жизни маленького христианина становится Евхаристия. Причастие укрепляет ребенка духовно и физически, дает возможность с самого раннего возраста общаться с Богом, чувствовать и познавать Его, а по достижению семи лет через таинство исповеди - познавать себя и работать над своим внутренним духовным миром.

Заметно отличаются воцерковленные дети от своих светских сверстников, потому что тот, «кто сохранил благодать крещения, кто посвятил себя Богу с первых лет жизни, тот имеет перед другими следующие преимущества: живость, легкость и непринужденность в доброделании. Он ходит в добре, как в едином родном для себя мире» [4 с. 454]. Это хорошо чувствуется в общении с такими детьми и даже в самом их внешнем виде. Это дети, которые умеют видеть и отличать добро от зла, истину от лжи. Это дети с крепким духовным иммунитетом, целостные личности.

Молитва. Христианская молитва - это тайна. Это тайное, личное общение человека с Богом, внутренний искренний разговор с Ним. Такому общению нужно учить детей с первых дней жизни: осеняя их крестным знамением, посещая вместе богослужения, а дома - читая над ними вслух молитвенное правило. А когда подрастут и освоят грамоту -читать молитвы по очереди. Вообще, в первые века после Рождества Христова молитвенное правило в семьях совершалось совместно. Такая традиция духовной нитью невидимо объединяет семью. Помимо утренних и вечерних молитв важно приобщать детей к просительным молитвам, например за болящих или усопших родственников либо в случае каких-то семейных нужд или неурядиц. Необходимо как можно раньше объяснить ребенку, что если у него что-то не получается в учебе или вдруг он поссорился с друзьями, то обида, гневливость и прочие сопутствующие грехи не исправят положение, а вот молитва, горячая вера и надежда на Божью помощь способны творить чудеса. Но опять же детям нужно рассказывать о чем можно, а о чем нельзя просить. В качестве примера подойдет поучительный рассказ Бориса Ганаго «О чем молиться?». В нем двоечник, завидуя отличнику, просил Господа, чтобы отличник ошибся, отвечая урок. Или вот пример неправильной молитвы из классики: маленькие Ростовы из «Войны и мира» молились о том, чтобы снег сделался сахаром.

Наравне с просительными молитвами необходимо учить ребятишек благодарить Бога за все. Повод вознести благодарственные молитвы или прочитать с детьми школьного возраста акафист «Слава Богу за все» найдется всегда.

И обязательно надо учить детей сердцем вслушиваться в слова молитв, песнопений, прочитанных во время богослужения отрывков из Евангелия и Апостола, и объяснять им трудные и непонятные для них места в тексте. В то же время стоит учитывать, что все дети разные. Одни склонны к уединению и способны долго усердно молиться, другие, наоборот, неусидчивы. Главное - научить ребенка любить молитву, помочь ему усвоить важность этого духовного делания как жизненно необходимого, чтобы молитва стала хорошей привычкой, ежедневной потребностью, как пища.

Пост. Пост также как и молитва начинается у ребенка постепенно, с малого. В первую очередь следует позаботиться, чтобы в ребенке не развивались склонности к перееданию, тайноядению, сладострастию или кусочничеству, чтобы в дальнейшем предохранить его от плотоугодия. В то же время не стоит заставлять ребенка есть, если он не проголодался, в противном случае он будет капризничать. Одновременно с этим вредно приучать ребенка к слишком вкусной пище, это развивает чревоугодие.

По учению древних отцов, здоровый ребенок начинает поститься тогда, когда перестает питаться молоком матери, то есть примерно с трех лет. Но все очень индивидуально и зависит от степени воцерковленности ребенка, его понимания и осознания зачем нужен пост. Мы знакомы с чудесным примером постника - преподобного Сергия Радонежского, который начал поститься еще в младенчестве, не вкушая молока своей матери в среду и пятницу. Точно также как есть дети, не достигшие семилетнего возраста, но чувствующие потребность в исповеди, есть и такие, которые отказом от какой-либо пищи в раннем возрасте хотят угодить Господу, выразить Ему свою любовь. Важно здесь правильно и вовремя объяснить ребенку, зачем нужен пост, что он символизирует и дает для духовного возрастания. Но ни в коем случае нельзя тяготить постом или принуждать к нему, ведь весь смысл поста в добровольном воздержании, в маленьком подвиге, в желании таким образом показать свою любовь к Господу и поблагодарить Его за принесенную жертву.

Духовная среда. Из истории известны примеры гениальных ученых, талантливых деятелей искусства, которые росли в научной или культурной среде. Повзрослев, они были уверены, что влияние на выбор дела всей их жизни оказали окружающих их люди. Господь всегда посылает людей, у которых мы учимся, в том числе духовных наставников. Так было и со святыми Иоанном Дамаскиным, великомучеником Пантелеимоном, великомученицей Варварой и многими другими. Хочется надеется, что Господь Сам познакомит наших детей с людьми, которые будут содействовать их духовному просвещению и возрастанию. Но очевидно, что родители также должны формировать вокруг своей семьи духовную среду. Все начинается с выбора крестных, которые будут благотворно влиять на духовное возрастание детей. Затем нужен священник - духовный пастырь, которому ребенок сможет довериться, прийти к нему с любым духовным вопросом. Важны друзья из воскресной школы, сверстники из церковных семей. Благочестивые религиозные люди в окружении ребенка всем своим существом, поведением показывают пример любви и добра, тем самым оказывая положительное воспитательное воздействие на ребенка.

Духовное чтение. Говоря в предыдущем разделе об окружении глубоких духовно людей, заметим, что едва ли сегодня возможно познакомиться с подобными преподобному Сергию Радонежскому или Серафиму Саровскому духовными руководителями. Такую современную нехватку святых и благочестивых людей в какой-то мере заполняют книги. И очень важно как можно раньше познакомить ребенка с настоящими подвижниками, реальными героями, пока его не увлек поток внешне ярких, но по содержанию пустых современных псевдогероев из модных комиксов и мультфильмов. Конечно, знакомство с такими псевдогероями неизбежно, так как невозможно (да и не нужно) оградить ребенка от внешнего мира. Но необходимо успеть опередить соблазны, предлагаемые современным миром, и заранее сформировать и укрепить духовный иммунитет своего ребенка -научить его различать добро и зло, истину и ложь. Духовное чтение способствует этому, показывая примеры жизни в Боге, в вере. Такое чтение должно быть систематичным и

вдумчивым. Лучше читать вместе с детьми и обязательно задавать им вопросы, обсуждать прочитанное. На ряду с чтением жития святых непременно нужно ознакомить детей со Священным Писанием, ведь регулярное чтение Евангелия невидимо преображает и исцеляет духовно. Одновременно с чтением духовной литературы детям необходимо читать поучительную художественную литературу, с раннего возраста прививая хороший вкус к книгам.

Освящение обстановки. Освящение дома, ежедневное освящение своей души и тела святой водой и просфорой, окружение себя святыми предметами иконами, крестом -твсе это имеет очень большое значение для духовного воспитания детей. Известно, что 80 % информации человек получает посредством зрения. Если с раннего возраста малыш растет в окружении изображений Христа, Божией Матери, ликов святых, его глаза привыкают к этим добрым образам, они становятся для него родными, он прилепляется к ним сердцем. Так воспитывается чувство подлинной красоты и постоянного присутствия Господа и таким же обрзом в жизни маленького человека расставляются приоритеты. «Красотки» на обложке глянцевых журналов или монстры с экрана будут попросту противны взгляду ребенка.

Осенение себя и окружающих предметов, пищи крестным знамением - главная защита маленького христианина от различного рода осквернений. С самого раннего возраста нужно приучать своего ребенка осенять себя крестом, а также, независимо от возраста ребенка, благословлять его. Родительское крестное знамение, совершаемое с верой, имеет великую охранительную силу. Дети - зеркальное отражение своих родителей: «Родители-христиане своим поведением должны показать детям, что в основе всякой дисциплины лежит принцип «да будет воля Твоя», а не принцип родительского «я так хочу» [4 с. 472]. И только если родители религиозны и ставят целью своей жизни очищение сердца, обо-жение, их дети будут стремиться к внутреннему преображению. Если ребенок будет видеть как родители молятся, постятся, исповедуются, читают хорошие книги, он будет брать с них пример. Только живой пример смирения, терпения, любви ко всем, милосердия научит детей тому же. И если в семье господствует духовность, мир, любовь, добро, человек вырастет любящим и отзывчивым. У него будет крепкий внутренний стержень, крепкий духовный иммунитет, и выбирая между добром и злом, он сможет противостоять соблазнам современного мира, никогда не выбирая зло, грех. А также перенесет уклад правильной духовной, праведной жизни в свою семью и передаст уже своим детям образ жизни в духе внутреннего совершенствования как семейную традицию.

И такую задачу как высшую цель семьи видит и ставит перед родителями священник Евгений Шестун. Он пишет, что «семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. С духовной точки зрения точнее будет сказать: не умножать, а поднимать на новый уровень и это возможно только в воцерковленной семье. Если представить земную жизнь в виде круга, передача опыта жизни и обычаев в семье имеет тенденцию к постоянному повторению, и если имеются различия в каких-то психофизических или профессиональных проявлениях в различных поколениях, то это в рамках нашей модели изменяет только радиус круга, затрагивая количественные характеристики жизни, не поднимая ее на новый уровень. Чтобы изменить уровень бытия, каждое поколение должно этот круг разрывать, превращая траекторию жизни в спираль, сохраняя, умножая и возвеличивая ее, а это уже задача, которая может решаться только на духовном уровне. Дети с помощью родителей и благодати Божией побеждают в себе зачатки тех грехов и греховных наклонностей, которые достались им по наследству. Переход наших детей на новый уровень духовной жизни сравнительно с нашей есть основная цель христианского воспитания в семье» [2].

Подытожим все вышесказанное цитатой из книги Н.Е. Пестова: «Искусство воспитания детей требует, чтобы усилия в определенном направлении совершались постепенно и вместе с тем непрерывно... надо окружить детей мудрой заботой, вниманием: когда надо - лаской и нежностью, и вместе с тем, когда надо - увещеванием и взыскательностью. Ребенок оценит заботу и внимание, в каких бы формах они не проявлялись, если только "все у вас будет с любовью" (1 Кор. 16, 14), если во всех словах наших он будет слышать и чувствовать любовь. Сердце детское чутко и отзывчиво, и когда мы все свое сердце ради Господа и Его заповедей отдадим детям, они отдадут нам свое» [3 с. 20-30].

Воспитание - это высшее искусство, и подходить к этому делу нужно тщательно, самоотверженно, мудро и ответственно.

Список литературы References

1. Алфеев И., митр. Таинство веры. Москва, 2008.

Alfeyev I., mitr. Tainstvo very. Moskva, 2008.

2. Лоргус А., свящ. Православная антропология [Электронный ресурс] /Андрей Лоргус/ Православная энциклопедия «Азбука веры». Электрон. версия печ. публикации. М. 2011. http://azbyka.rU/hristianstvo/chelovek/lorgus_pravoslavnaya_antropologiya_10-all.shtml#p1, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.

Lorgus A., svyashch. Pravoslavnaya antropologiya [Elektronnyy resurs] /Andrey Lorgus/ Pra-voslavnaya entsiklopediya «Azbuka very». Elektron. versiya pech. publikatsii. M. 2011. Rezhim dostupa: http://azbyka.ru/hristianstvo/chelovek/lorgus_pravoslavnaya_antropologiya_10-all.shtml#p1, svobodnyy. Zagl. s ekrana. YAz. rus.

3. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. Санкт-Петербург, 1999.

Pestov N.Ye. Pravoslavnoye vospitaniye detey. Sankt-Peterburg, 1999.

4. Шестун.Е., протоиерей. Православная педагогика. Москва, 2001.

Shestun.Ye., protoiyerey. Pravoslavnaya pedagogika. Moskva, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.