Научная статья на тему 'Историко-культурный потенциал Жамбылской области Республики Казахстан и перспективы его развития в разных видах туризма'

Историко-культурный потенциал Жамбылской области Республики Казахстан и перспективы его развития в разных видах туризма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
576
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный потенциал / туристическая индустрия / туристическая деятельность / культурное наследие

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джоланов Ермек Ермекович

В статье рассмотрен культурный потенциал Жамбылской области Республики Казахстан и его влияние на развитие разных видов туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-культурный потенциал Жамбылской области Республики Казахстан и перспективы его развития в разных видах туризма»

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ

ТУРИЗМА

Е.Е.Джоланов

Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати, Тараз, Республика Казахстан, e-mail: ermek_73@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрен культурный потенциал Жамбылской области Республики Казахстан и его влияние на развитие разных видов туризма.

Ключевые слова: культурный потенциал, туристическая индустрия, туристическая деятельность, культурное наследие.

Культурный потенциал Республики Казахстан является одним из главных факторов развития туризма, так как знакомство с культурным наследием - это мощнейший побудительный туристский мотив. Объекты культурного наследия - это главный и важный актив современных городов, приносящий доход и ощутимо влияющий на экономическое развитие региона. Данный потенциал имеет огромное значение в социальной сфере[1].

По числу памятников природы, истории и культуры, Казахстан не уступает таким странам как Китай, Индия, странам Ближнего Востока и Средиземноморья. Многие достопримечательности входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Историко-культурное наследие Казахстана - это более 25тыс. недвижимых памятников археологии, истории, архитектуры, культуры и искусства, свыше 2 млн. 56 тысяч единиц историко-культурных ценностей, которые находятся в 89 государственных музеях, около 66 840 000 редких рукописей, книг и других изданий, которые хранятся в 3495 муниципальных библиотеках.

В Жамбылском регионе расположены сотни реликвий историко-культурного достояния. В исторических летописях территорию Жамбылской области обозначали как «Чу-Таласская долина», где располагается большая часть значимых для государства артефактов.

Особое место среди сохранившихся архитектурных памятников Средневековьязанимают мазары-гробницы. Они отражают мастерство художников, строителей, которые воплотили в работах разум своего поколения и создали неповторимые сооружения, несмотря на ограниченный набор строительных материалов.

В 12 км от города Тараз расположены мавзолеи Айша биби и Бабаджи Хатун. Данный мемориально-культовый комплекс относится к Х1-Х11 вв. и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мавзолей Айша биби полностью облицован резными терракотовыми плитками, и его можно сравнить с шедевром древней архитектуры - мавзолеем Исмаила Самани в Бухаре. Архитектурный памятник Бабаджи Хатун расположен рядом с мавзолеем Айша биби. Он отличается простотой и изяществом форм, поэтому сохранился до нашего времени. Существует легенда, согласно которой Бабаджа Хатун была няней Айша биби. Она была с Айшей во время трагической поездки, и после смерти Айши няня долгое время разжигала огонь на ее могиле. В настоящее время оба мавзолея считаются не только архитектурными памятникам, но и святыми местами для мусульман.

В центре города Тараз находится комплекс мавзолеев Кара-хана (XI в.) и Дауытбека (XIII в.). Некоторые ученые считают, что мавзолей Карахана был построен над могилой принявшего первым ислам таразско-турецкого правителя Карахана, который основал династию караханидов в средневековом Таразе. Библиографические и историко-архивные изыскания свидетельствуют о том. Известно, что памятник считался одним из выдающихся творений среднеазиатской архитектуры. Сегодня он по-прежнему интересен исследователям.

Мавзолей Дауытбека или Шамансура был возведен над могилой влиятельного военачальника XIII в. В центре мавзолея находится каменное надгробие с именем погребного и датой его смерти.

Недалеко от мавзолеев Карахана и Дауытбека расположена древняя восточная баня Кали-Юнуса, относящаяся к XIX в. Здание бани построил житель г. Аулие-Аты в XIX в. При строительстве использовалась отопительная система средневековых восточных бань. Баня была действующей до 1950-х гг. В настоящее

время она отреставрирована и считается архитектурным объектом [2].

Одним из древнейших культовых мест Жамбылской области является архитектурный памятник Тектурмас (Х-ХГУ вв.). Начало строительства комплекса датируется УП-Х! вв. Мавзолей был разрушен в 1935 г. На сегодняшний день он полностью восстановлен. Также на территории комплекса расположен мавзолей, возведенный над могилой знаменитого казахского батыра Мам-бета. Архитектурный комплекс расположен на холме, откуда открывается красивый панорамный вид на город Тараз и долину реки река Талас. Тектурмас также считается местом для паломничества.

Как мы видим, богатая история Тараза запечатлена в многочисленных исторических, археологических и архитектурных памятниках, оставленных прошедшими веками. Это остатки городов и укреплений, различного рода сооружений, исследование которых помогает лучше узнать многие стороны хозяйства и культуры древних народов Казахстана. Все перечисленные выше памятники архитектуры доступны для посещения. Они находятся вблизи трассы Алматы - Самара или в черте города Тараз. Подъездные дороги асфальтированы, имеются парковочные площадки.

Древний город Тараз, которому более 2000 лет, имел особое значение в истории Центральной Азии. На его территории находится загадочный дворцовый комплексАкыртас, где с 2005 г. ведутся археологические раскопки и реставрационные работы. На данный момент «Акыртас» изучен наполовину, построен визит-центр с современной инфраструктурой.

Последние результаты археологического исследования позволяют идентифицировать Акыртас со средневековым городом Касрибас, который находился на Великом Шелковом пути. По мнению ученых, данный комплекс строился по указу арабского предводителя Кутейбы (1714-1715 гг.). Существуют многочисленные легенды о назначении сооружения и предпосылках его незавершенности [3].

Первым на Акыртас обратил внимание художник М. Знаменский в 1864 году. Он посетил руины Акыртаса и сделал интересные зарисовки фрагментов стен и панорамы. Особоезначе-

ние имеет упоминание Акыртаса в записках даосского монаха Чан-Шуня: «На пути нам встретился каменный город, все камни были совершенно красного цвета, имеются следы древнего военного становища, огромные могильные насыпи, которые расположены как звезды в Медведице». Архитектурный комплекс Акыртас серьезно изучал геолог Д. Иванов. В статье, опубликованной в Известиях Русского географического общества, он писал: «Большие камни, огромные размеры всей постройки, смелость идеи, искусство и обособленность громады посреди засушливой пустынной степи - все это принуждает смотреть на Акыртас, как на одно из восхитительных древних архитектурных сооружений в Туркестане. Для такого гигантского замысла необходимо было обладать большими средствами и массой рабских рук. Поэтому, на такое мог отважиться лишь какой-нибудь могучий всенародный властелин».

Ряд памятников находится на ответвлениях от Великого Шелкового пути в Таласской, Шуйской долинах, в предгорьях Каратау и Киргизского Алатау. Вдоль автомобильной магистрали в сторону Карату, за перевалом Куюк, в углублении Берикка-ра найдено было более 400 курганов канлы (Ш-1У вв. до н.э.). Знаменитый ученый А. Н. Бернштам в 1939 г. проводил в этих местах раскопки, во время которых найдено огромное количество вещей, сделанных из золота. Были обнаружены также круглые и четырехугольные каменные ограждения вокруг курганов кочевников, подтверждающие, что местные племена кочевников преклонялись Всевышнему, Солнцу и Луне.

В селе Айша биби, который находится на Шелковом пути, расположен один из удивительных и неповторимых памятников Средневековья, городище Жувикат (сейчас это село Амангельды). Городище имеет форму прямоугольного холма с площадкой на вершине размером 100x120 м и следами построек на нем в виде низких земляных бугров. Городище исследовал в 1937 г. А. Н. Бернштам, материалы хранятся в Центральном музее Казахстана. Дальше от этого города по дороге к Шолтобе расположено несколько средневековых поселений, известных местному населению по размерам больших городищ - Мырзатай и Кунгур-бай-тобе. Это двух ярусный округлый холм, объемом 260x180 м, высотой 6 м. Вокруг находятся много холмовменьшего размера,

следы построек и в отдельных местах развалины длинной крепостной стены для охраны земледельческих округ [4].

Примерно в 15 км от города Тараз находится малоизученное городище Шокетобе. Оно представляет собой возвышенную площадь прямоугольной формы. Платформа со всех сторон окружена двухметровым земляным валом. В северо-западном углу остались останки цитадели (Х-ХП вв.) квадратной формы и высотой до 3 м.

Караваны со сластями, которые шли из городище Шолтобе, были вынуждены делать остановку в городе Оххум. Он впервые был найден в 1893 г. В. В. Бартольдом, а исследован в 1936 г. А. Н. Бернштамом. Городище Оххум имеет форму прямоугольной площадки, ориентированной по сторонам света. Платформа окружена со всех сторон двумя концентрическими земельными валами с руинами башен. Величина внешнего вала 414x368 м, снаружи его окружает ров шириною 2,7 м, на валу остались руины 14 башен Х!-ХП вв.

По дороге в сторону городище Шарбашылык расположены городища Тортколь, Кызыл-Макташ и Турткультобе. Они находятся на территории хозяйства села Бостандык. Городище Шарбашылык (У!-ХШ вв.) расположено в 6 км к югу от центральной усадьбы Шакирова. Городище имеет неправильную форму, 400 м по направлению север - юг и примерно 300 м по направлению запад - восток. По краям платформы сохранились руины земельного вала высотой до 3 м. В северной части комплекса имеются останки цитадели в виде холма.

В селе Ушарал Жамбылской области расположена Уша-ральская мечеть, сложенная из обожженного кирпича. Это многокупольное здание с тремя комнатами, которые имеют отдельный вход. С трех сторон мечеть окружена открытой галереей. Исследование мечети провел в 1945 г.Г. Н. Пацевич.

В городище Саудакент находятся руины 11 башен !Х-ХУ вв. Данный архитектурный памятник осматривал Н. Колосов в 1901 г., а в 1946 г. полностью обследовал А. Маргулан. Вблизи от городища Саудакент находится мавзолей Чокай-Датка ХУШ в. Строение сложено из плиток и кирпича. Вход оформленным маленьким низким порталом с вышками в форме фонарей по углам, карниз декорирован плитками многоцветной

поливы. Сооружение было исследовано ученым А. Х. Маргула-ном в 1945 г. [5].Караваны, прибывшие в город, соединялись и следовали дальше по Шелковому пути в Кумент.

К югу от Тараза проходила караванная дорога до Ферганы через Киргизию. Вдоль пути расположены городища, в том числе Жикиль в 3 км от Тараза. Местные жители называют его Жалпак-тобе. В записях Макдиси указано, что это было маленькое поселение на расстоянии человеческого голоса от Тараза. Подругим источникам Жикиль располагался в миле от города, что соответствует местоположению Жалпак-тобе. Часть жилищных сооружений была обнаружена в 1963 г. во время раскопок, которые велись под руководством Т. Н. Сениговой.

Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.

Велика роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.

Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что детско-юношеский и молодежный туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных

ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Литература:

1. Туристическая индустрия. Туристический бизнес. - М. - Афины: ШГОКОЯОиР, 1994. - 408 с.

2. Квартальное В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5 т. - М.: Финансы и статистика, 1998.

3. Сенин В. М. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 400 с.

4. Романов А. Н., Соакянц Г. А. География туризма. - М.: Советский спорт, 2002.

5. Состояние и проблемы развития туризма в странах СНГ и Казахстане // Деловой туризм Казахстана. - 2006.

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАЗАНИ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРАСНОГО ТУРИЗМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

М.А. Егошина

МБУДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор» Ново-Савиновского района г. Казани, Россия, e-mail: mariegoshina@gmail. com

Аннотация. В статье представлен образовательный экскурсионный тур «Красный Татарстан», знакомящий с Ленинскими местами Казани и окрестной и советским прошлым.

Ключевые слова: туристско-рекреационные ресурсы, образовательный туризм, экскурсия. В. И. Ульянов-Ленин, Казань, Татарстан.

Понятие образовательный туризм не имеет общепринятой трактовки. Многие отечественные авторы (А. Р. Лебедев, В. П. Соломин, В. Л. Погодина, И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, Э. А. Лунин, Д. Ш. Сангинов, В. Ю. Воскресенский и др.) используют копределению данного термина различные подходы [4].

Под образовательными туристским ресурсами подразумеваются материальные и нематериальные блага, необходимые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.