Научная статья на тему 'Историю графики в учебный процесс'

Историю графики в учебный процесс Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историю графики в учебный процесс»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

)

Ж. ДЖАНАБАЕВ, доцент Южно-Казахстанский государственный университет им. М. О. Ауезова

Знание истории графики, ее роли в эволюции строительных ремесел помогает будущим инженерам совершенствовать творческие способности, опираясь на этнические корни в конструировании новой техники, технологического оборудования и архитектурных сооружений.

В VIII - XII веках Великий шелковый путь создал благоприятные условия для экономического процветания Казахстана, в определенной степени сказавшееся на развитии образования, науки, искусства, градостроительства. Все возрастающая интенсивность торговых связей благоприятствовала ученым и практикам в смысле концентрации знаний, кристаллизации и синтеза цивилизации и культуры самых разных стран.

Среди научных достижений того времени особый интерес представляет содержание графических знаний, необходимых зодчим, землемерам, ремесленникам. Этот интерес обусловлен еще и тем, что графические знания обогащались за счет использования математических расчетов, геометрических построений, позволявших получать новые графические образы пространства.

Один из видных представителей раннего средневековья, внесшего значимый вклад в развитие графики, был Аль-Фараби (870950), богатейшее научное наследие которого еще недостаточно освоено: «... до последнего времени изучались главным образом его труды философские, по теории музыки и естественно научные», а вклад в геометрию, в развитие графических знаний изучен еще недостаточно [1, с.7].

В книге «Перечисление наук» он приводит описание раздела «Наука геометрии», имея в виду практическую и теоретическую геометрию. «Практическая геометрия

Историю графики -в учебный процесс

рассматривает линии и поверхности деревянного тела, если их применяет столяр, железного тела, если их использует кузнец, каменного тела, если их применяет каменщик, поверхности земель и нив, если он землемер» [1, с.19]. Характеризуя содержание знаний, которым должен владеть мастер, он указывает на необходимость усвоения понятий линии, поверхности, квадратного, круглого и треугольного тела - как видов материи. Аль-Фараби называет пространственные фигуры телами и относит их одновременно к предметам и геометрии, и практического искусства.

Научные трактаты свидетельствуют о разнообразии интересов ученого. Одни предназначались для кустарных ремесленников и народных умельцев, другие - для профессионалов более высокой квалификации, архитекторов, художников, выполняющих орнаменты. Однако объединяет всех этих специалистов сознание потребности в знаниях, умениях и навыках по черчению. Постоянные занятия по решению геометрических задач - условие повышения их квалификации в области графических знаний.

В рукописях Аль-Фараби приводятся рекомендации по построению фигур и доказательству геометрических теорем. Трактат под общим названием «Книга духовных искусных приемов и природных тайн о тонкостях геометрических фигур» является ярким свидетельством успешности развития графических знаний в Казахстане, Средней Азии и Ближнем Востоке.

В средние века имелась богатая терминология, позволяющая описывать все виды графических работ и приемов, которыми пользовались при практической работе и написании трактатов. Вполне определенные

названия имели не только чертежные инструменты, но и графические линии, отрезки, геометрические фигуры, а также различные действия по выполнению геометрических расчетов и доказательств.

Известно несколько исследований о научной и практической терминологии средних веков. Проанализировав более 1600 терминов, используемых в 20 с лишним профессиях кустарного производства, С. Ибрагимов описал их значения в сравнении с терминами современной теории [2]. Оказывается, более 80 % понятий имели свои, отличные от современных названий, термины, что говорит о лексическом богатстве графической науки. С переходом письменности в Казахстане на латынь, а потом кириллицу и с проникновением графических знаний, наполненных понятиями из российских и европейских источников, многие первоначальные термины были забыты. Однако владеющим казахским языком понятны слова «тури ель»

- прямая линия, «илом изи» - след змеи, «нукта» - точка, «марказ» - центр, «турна»

- журавль, «турнак» - ноготок, «мукаба»

- куб, «давут», «сияхон» - чернильница и др. Большинство и поныне бытует в научной литературе государств Средней Азии.

В научной работе Т. Кары-Ниязова дается описание инструментов и приспособлений для выполнения графических работ. Изучая надписи при оформлении чертежей, автор пришел к выводу, что графические рисунки имели пояснительную записку, где указывалось, какие должны быть размеры и масштаб чертежа [3, с.19]. Это подтверждает существование числовых отношений, где основной единицей измерения длины считался гяз. Было и несколько мелких единиц гяза: кисса - 1/16 и фульса - 1/60 части.

Проводя сравнение рукописей по прикладной геометрии, Г.П. Матвиевская приходит к выводу о высоком уровне и самобытности графических работ, выполненных в средние века в Средней Азии и Казахстане [4, с.187].

Во многих исследованиях прослеживаются параллели в строительстве культовых

памятников Казахстана с архитектурными сооружениями Средней Азии, Среднего и Ближнего Востока. Например, М.С. Булатов отмечает особенности Мавзолея Бабад-жа-хатын как наиболее древнего памятника, построенного на основе ранее не применявшихся сложных графических планов. Автор показывает центрическую композицию проекта и малоразвитость портала, и относит это сооружение к типам, отражающим переходный этап в становлении типологии мавзолейных памятников; основным измерителем здесь «... выступает под-купольный квадрат и его производные -сторона и диагональ; план здания, очевидно, вычерчивался на масштабной, модульной сетке (с ячейкой равной гязу), так происходила модульная координация иррациональных величин» [5, с.78].

Многие исследователи мавзолея Айша-Биби обращают свое внимание на архитектурные особенности проектно-графической работы, реализованной зодчими Казахстана. Изучая соразмерность, они пришли к выводу, что, наряду с использованием гяза, в качестве единицы меры длины применяется метод последовательного деления пополам сторон и диагонали квадрата. Все размеры величин элементов сооружения были определены путем укладки их в геометрическую прогрессию со знаменателем 1//2, при значении гяза, равного 64,5 см. Соразмерность элементов позволила сделать вывод, что строительству предшествовала графическая разработка проекта. Только в таких условиях было возможно определение равновесия, устойчивости сооружения и успешной организации строительных работ.

Некоторые до сих пор полагают, что для скотоводческого народа, единственным «архитектурным сооружением» является юрта. Действительно, тысячелетиями юрта служила пристанищем, жильем для жителей на обширной территории Казахстана. Однако сохранившиеся элементы строительства свидетельствуют, что еще до начала нашей эры здесь возникли древние городища. Начиная с VII века наметилось замет-

146

Высшее образование в России • № 6, 2003

ное оживление в градостроительстве и развитии ремесла. Тогда и определились основные типы населенных пунктов на караванных тропах шелкового пути, таких как Ис-фиджаб, Тараз, Фараб, Сыгнак, Кумкент, Сузак и др. Известны резиденции ханов -Чига, Урбакент, Койлык, Баласагун и отдельные крепости феодалов - Акыр-тас, Баба-Ата, Ак Сумбе.

Опустошительные походы монголов, междоусобные и завоевательные войны Тимура, вторжение джунгарских калмыков превратили уникальные сырцовые сооружения казахстанской древности в развалины. Археологические раскопки свидетельствуют об их былом величии, и косвенно - самобытном графическом знании, позволившем проектировать и строить архитектурные шедевры.

Будущим специалистам важно знать, что задуманное в виде укрепленной усадьбы городище Баба-Ата было перестроено в VIII веке в комплекс зданий дворцового типа и стало впоследствии резиденцией властителя округа. О достаточно высоком инженерно-техническом мастерстве градостроителей говорят и гражданские постройки. В От-раре, Таразе, Токабкенте, Сукулуке, Баба-Ате была построена водопроводная сеть. Для ее устройства сооружали подземные сводчатые тоннели с укладкой гончарных труб. Кроме того в Таразе и Талхаре имелись мостовые сооружения.

В позднем средневековье (Х-ХП вв.) инженерно-градостроительная культура стала распространяться не только на юго-востоке. На других территориях Казахстана также успешно развивалась строительство, что было установлено путем археологических раскопок. В общей сложности были выявлены более 60 городищ в бассейнах рек Тургая, Джиланчика, Кенчира, Джез-ды, Сарысу.

О больших достижениях в области графики свидетельствуют такие архитектурные памятники периода Караханидов, как мавзолеи Бабаджа-Хатун, Карахана, Айша-Биби, Джубан-ана и другие. Материальным

воплощением народного гения стал памятник, соответствующий высочайшему уровню инженерной мысли своего времени, -мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави в г. Яссы (ныне город Туркестан). Это архитектурный комплекс, состоящий также из мечети, зала собраний, библиотеки, жилища для паломников, столовой для трапез, кудукхана с колодцем внутри сооружения. Здание и сегодня смотрится как единое целое. Фактически оно состоит из восьми самостоятельных блоков, в чем заключается секрет его сейсмостойкости (несмотря на большую - в 37,5 метра - высоту). Толщина стен достигает от 1,8 до 3 метров. Как и у всех восточных сооружений имеется купол. Его диаметр - 18,2 метра - один из самых крупных на Среднем и Ближнем Востоке. Огромный по размерам, он определил графическую конструкцию и композицию всех остальных элементов сооружения.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави строился десятки лет в несколько приемов. При этом сменялись не только строители, но и мастера. На здании оставлены имена мастеров, завершавших строительство - Убай-дулла Садр, Ходжи Хасан и Шемс Абд-аль Вахаб, - подлинных творцов памятника, построенного в период, завершающий эпоху Восточного ренессанса. Они выделены из тысяч имен неизвестных зодчих и заслужили они это глубоким знанием теории и практики архитектуры своего времени.

Сегодня на нашей территории сохранились прекрасные образцы как деревянного, так и каменного архитектурного ордера (под этим термином понимается тип композиции, основанной на художественно графической переработке стоечно-балочной конструкции) с чертами явно выраженной региональной графической школы. О группе каменных колонн из Таласской долины, деревянных колоннах из города Туркестана, села Сайрам близ Шымкента и других мест существует большая литература [6-9]. В основном она раскрывает их архитектурные особенности. Нас же интересует запечатленный уровень графических знаний, необ-

ходимый для их создания, который и позволяет рассматривать эти колонны как памятники и хранить в музеях как достояние народа.

Отметим, к примеру, исключительную особенность деревянных и каменных колонн, где в графике орнаментов присутствует изобилие эпиграфики, совершенно вытеснившей орнамент с капители известной сайрамской колонны. Все это является свидетельством обособленного развития орнаментальной графики - как по ее проектированию, так и по исполнению в материале.

На эту особенность указывает В.Л.Воронина, считая, что «... ордер на территории Казахстана и Семиречья в целом, хотя и развивался в общем русле искусства Средней Азии, обладает собственными устоявшимися традициями и четкой региональной спецификой» [8, с.179].

Особенностью графических трудов ученых Средней Азии и Казахстана средневекового периода является связь с жизнью, с практикой своего времени. Эта особенность отличает их от трудов греческих математиков, которые свои труды обычно писали только для образованных людей. При этом они избегали решения практических задач. Трактаты Аль-Хорезми, Аль-Фараби, Аль-Бируни адресованы не только ученым, они предназначались для практической работы ремесленникам, земледельцам, строителям и купцам.

Успехи и достижения средневекового графического образования в Средней Азии и Казахстане подготовили эпоху возрождения на Западе. Об этом свидетельствует известное высказывание Леонардо Пизанско-

го о важности арабской мудрости для «рода латинян». С уверенностью можно сказать, что основы графических знаний создавались именно в начале средних веков. Весомую лепту в это внесли и казахстанские мыслители, творчески развившие графические знания древних египтян, греков, римлян и учения арабских теоретиков по прикладной геометрии. Обо всем этом должны знать будущие инженеры при изучении графических дисциплин в высшей школе.

Литература

1. Аль-Фараби.. Математические трактаты. -Алма-Ата, 1972.

2. Ибрагимов С. Профессиональная лексика

ферганских говоров (на узбек. языке). -Ташкент, 1959.

3. Кары-Ниязов Т.Н. Избранные труды. Том VI. Астрономическая школа Улугбека. -Ташкент, 1967.

4. Матвиевская Г.П. История точных наук на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. - Ташкент, 1972.

5. Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV веков. - М., 1978.

6. Пугаченкова Г. А. О резных деревянных колоннах XIV—XV вв. в г. Туркестане // Изв. АН Каз ССР, серия архитектурная. -Вып. 1. - Алма-Ата, 1948.

7. Воронина В. Л. Черты архитектурного ор-

дера на территории Казахстана // Архи-тект. наследство. - Вып. № 27.- М., 1979. -С.170-179.

8. Берштам А.Н. Памятники старины Талас-

ской долины. - Алма-Ата, 1941.

9. Маргулан А.Х. Из истории городов и стро-

ительного искусства древнего Казахстана. - Алма-Ата, 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.