Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-КОНТЕКСТНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ГИМНАСТИКА», «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ», «ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ТЕЗАУРУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

ИСТОРИКО-КОНТЕКСТНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ГИМНАСТИКА», «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ», «ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ТЕЗАУРУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / двигательная активность / гимнастика / физическое воспитание / физическое образование / vocational education / physical activity / gymnastics / physical education / physical training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сысоев Александр Владимирович

Цель исследования: исследовать понятия «гимнастика», «физическое воспитание» и «физическое образование» в контексте изменения смысловой нагрузки с момента их возникновения до нашего времени. Методы исследования: Ретроспективный анализ возникновения понятий «гимнастика», «физическое воспитание» и «физическое образование» проводился на основе использования метода формально-логического, перцептивно-семантического анализа и синтеза. Технология историко-контекстного анализа, декларирующего необходимость проявления максимальной осторожности использования современных терминов и понятий при анализе источников прошлых времён, поскольку, во-первых, их могло не быть в те времена, а, во-вторых, смысловая нагрузка этих терминов и понятий могла быть совершенно иной. Результаты исследования и их обсуждение. Одним из главных научных направлений новой научной специальности 5.8.7 – Методология и технология профессионального образования является «Понятийный аппарат профессионального образования и его развитие». Данное направление имеет особую актуальность для формирования научных основ формирования тезауруса профессионального образования в сфере двигательной активности. Это обусловлено в первую очередь тем, что в настоящее время терминологический аппарат теории физической культуры переживает трудности, связанные с многозначностью многих понятий, которыми оперируют преподаватели физкультурных вузов. В настоящей статье предлагается исследователям, занимающимся формированием понятийного аппарата в сфере физической культуры и спорта, применять методологию историко-контекстного анализа. Его использование позволит не только исследовать ту или иную историческую реальность, но и глубоко вникнуть в историю возникновения тех или иных авторских воззрений. Данная технология позволит выявлять их сопричастность, с одной стороны, предшествующим (в историческом плане) идеям, а с другой – их роли в историческом осмыслении конкретного фрагмента исторического процесса путем реконструкции. В статье представлены результаты использования данного анализа на примере таких терминов, как «гимнастика», «физическое воспитание», «физическое образование». Заключение. Истоки возникновения термина «гимнастика» находятся во временах древней Греции. Судя по обнаруженным источникам, понятию «физическое воспитание» в 2024 г. исполнилось 200 лет, а понятию «физическое образование» в 2023 г. –180 лет (1843-2024). Изначально смысловая нагрузка терминов была иной и в настоящее время фактически не согласуется с их представлением в понятийно-терминологическом аппарате общей теории физической культуры. Это необходимо учитывать при определении их места в тезаурусе профессионального образования в сфере двигательной активности человека, особенно при формировании его методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL-CONTEXT ANALYSIS OF THE CONCEPTS “GYMNASTICS”, “PHYSICAL EDUCATION”, “PHYSICAL TRAINING” AS THE BASIS OF A MODERN THESAURUS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF HUMAN MOTOR ACTIVITY

Purpose of the research: to explore the concepts of “gymnastics”, “physical education” and “physical training” in the context of changes in semantic load from the moment of their origin to the present time. Research methods. A retrospective analysis of the emergence of the concepts “gymnastics”, “physical education” and “physical training” was carried out using the method of formal-logical, perceptual-semantic analysis and synthesis. The technology of historicalcontext analysis, which declares the need for maximum caution in the use of modern terms and concepts when analyzing sources of past times, since, firstly, they might not have existed in those times, and, secondly, the semantic load of these terms and concepts could be completely different. Research results and discussion. One of the main scientific directions of the new scientific specialty 5.8.7 – Methodology and technology of vocational education is “The conceptual apparatus of vocational education and its development.” This direction is of particular relevance for the formation of the scientific foundations for the formation of a thesaurus of professional education in the field of physical activity. This is primarily due to the fact that currently the terminological apparatus of the theory of physical culture is experiencing difficulties associated with the ambiguity of many concepts used by teachers of physical education universities. This article invites researchers, involved in the formation of a conceptual apparatus in the field of physical culture and sports, to apply the methodology of historical-context analysis. Its use will allow not only to explore one or the other historical reality, but also to understand deeply the history of the emergence of certain author’s views. This technology will make it possible to identify their involvement, on the one hand, with previous (historically speaking) ideas, and on the other, their role in the historical understanding of a specific fragment of the historical process through reconstruction. The article presents the results of using this analysis using the example of such terms as “gymnastics”, “physical education”, “physical training”. Conclusion. The origins of the term “gymnastics” date back to ancient Greece. Judging by the discovered sources, the concept of “physical education” is 200 years old in 2024, and the concept of “physical training” was 180 years old in 2023 (1843-2024). Initially, the semantic load of the terms was different and currently does not actually agree with their representation in the conceptual and terminological apparatus of the general theory of physical culture. This must be taken into account when determining their place in the thesaurus of professional education in the field of human motor activity, especially when forming its methodology.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-КОНТЕКСТНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ГИМНАСТИКА», «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ», «ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ТЕЗАУРУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 796.015.37.1 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-174-182

ИСТОРИКО-КОНТЕКСТНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ГИМНАСТИКА», «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ», «ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ТЕЗАУРУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

А.В. Сысоев

Воронежская государственная академия спорта, Воронеж, Россия

Аннотация

Цель исследования: исследовать понятия «гимнастика», «физическое воспитание» и «физическое образование» в контексте изменения смысловой нагрузки с момента их возникновения до нашего времени. Методы исследования: Ретроспективный анализ возникновения понятий «гимнастика», «физическое воспитание» и «физическое образование» проводился на основе использования метода формально-логического, перцептивно-семантического анализа и синтеза. Технология историко-контекстного анализа, декларирующего необходимость проявления максимальной осторожности использования современных терминов и понятий при анализе источников прошлых времён, поскольку, во-первых, их могло не быть в те времена, а, во-вторых, смысловая нагрузка этих терминов и понятий могла быть совершенно иной.

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из главных научных направлений новой научной специальности 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования является «Понятийный аппарат профессионального образования и его развитие». Данное направление имеет особую актуальность для формирования научных основ формирования тезауруса профессионального образования в сфере двигательной активности. Это обусловлено в первую очередь тем, что в настоящее время терминологический аппарат теории физической культуры переживает трудности, связанные с многозначностью многих понятий, которыми оперируют преподаватели физкультурных вузов. В настоящей статье предлагается исследователям, занимающимся формированием понятийного аппарата в сфере физической культуры и спорта, применять методологию историко-контекстного анализа. Его использование позволит не только исследовать ту или иную историческую реальность, но и глубоко вникнуть в историю возникновения тех или иных авторских воззрений. Данная технология позволит выявлять их сопричастность, с одной стороны, предшествующим (в историческом плане) идеям, а с другой - их роли в историческом осмыслении конкретного фрагмента исторического процесса путем реконструкции. В статье представлены результаты использования данного анализа на примере таких терминов, как «гимнастика», «физическое воспитание», «физическое образование».

Заключение. Истоки возникновения термина «гимнастика» находятся во временах древней Греции. Судя по обнаруженным источникам, понятию «физическое воспитание» в 2024 г. исполнилось 200 лет, а понятию «физическое образование» в 2023 г. -180 лет (1843-2024). Изначально смысловая нагрузка терминов была иной и в настоящее время фактически не согласуется с их представлением в понятийно-терминологическом аппарате общей теории физической культуры. Это необходимо учитывать при определении их места в тезаурусе профессионального образования в сфере двигательной активности человека, особенно при формировании его методологии.

Ключевые слова: профессиональное образование, двигательная активность, гимнастика, физическое воспитание, физическое образование.

HISTORICAL-CONTEXT ANALYSIS OF THE CONCEPTS "GYMNASTICS", "PHYSICAL EDUCATION", "PHYSICAL TRAINING" AS THE BASIS OF A MODERN THESAURUS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF HUMAN MOTOR ACTIVITY

A.V. Sysoev, e-mail: kanc@vgifk.ru, ORCID: 0000-0001-9655-4873 Voronezh State Academy of Sports, Voronezh, Russia

Abstract

Purpose of the research: to explore the concepts of "gymnastics", "physical education" and "physical training" in the context of changes in semantic load from the moment of their origin to the present time. Research methods. A retrospective analysis of the emergence of the concepts "gymnastics", "physical education" and "physical training" was carried out using the method of formal-logical, perceptual-semantic analysis and synthesis. The technology of historical-context analysis, which declares the need for maximum caution in the use of modern terms and concepts when analyzing sources of past times, since, firstly, they might not have existed in those times, and, secondly, the semantic load of these terms and concepts could be completely different. Research results and discussion. One of the main scientific directions of the new scientific specialty 5.8.7 -Methodology and technology of vocational education is "The conceptual apparatus of vocational education and its development." This direction is of particular relevance for the formation of the scientific foundations for the formation of a thesaurus of professional education in the field of physical activity. This is primarily due to the fact that currently the terminological apparatus of the theory of physical culture is experiencing difficulties associated with the ambiguity of many concepts used by teachers of physical education universities. This article invites researchers, involved in the formation of a conceptual apparatus in the field

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы при изучении генезиса различных явлений на передовые позиции выходит метод историко-контекстного анализа, использование которого даёт возможность не только исследовать ту или иную историческую реальность, но и глубоко вникать в историю рождения тех или иных авторских воззрений. Причём его технология позволяет выявлять их сопричастность, с одной стороны, предшествующим (в историческом плане) идеям, с другой, - их роли в историческом осмыслении конкретного фрагмента исторического процесса путем реконструкции. Известный педагог-исследователь Г.Б. Корнетов, называя данный подход «сциентистской установкой», считает, чтокак и для сопоставления его с предыдущими воззрениями, базирующимися на практическом опыте, лежащим в концептуальной основе науки - «познание

of physical culture and sports, to apply the methodology of historical-context analysis. Its use will allow not only to explore one or the other historical reality, but also to understand deeply the history of the emergence of certain author's views. This technology will make it possible to identify their involvement, on the one hand, with previous (historically speaking) ideas, and on the other, their role in the historical understanding of a specific fragment of the historical process through reconstruction. The article presents the results of using this analysis using the example of such terms as "gymnastics", "physical education", "physical training".

Conclusion. The origins of the term "gymnastics" date back to ancient Greece. Judging by the discovered sources, the concept of "physical education" is 200 years old in 2024, and the concept of "physical training" was 180 years old in 2023 (1843-2024). Initially, the semantic load of the terms was different and currently does not actually agree with their representation in the conceptual and terminological apparatus of the general theory of physical culture. This must be taken into account when determining their place in the thesaurus of professional education in the field of human motor activity, especially when forming its methodology.

Keywords: vocational education, physical activity, gymnastics, physical education, physical training, physical education.

мира, открытие истины, выявление законов функционирования и развития рассматриваемых объектов»[1, С. 9.].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ретроспективный анализ возникновения понятий «гимнастика», «физическое воспитание» и «физическое образование» проводился на основе использования метода формально-логического, перцептивно-семантического анализа и синтеза.В ходе проведения аналитических исследований также применялась технология историко-контекстного подхода, базирующегося на присущих ему правилах. Эти правила декларируютнеобходимость проявления максимальной осторожности в использовании современных терминов и понятий при анализе источников прошлых времён, поскольку, во-первых, их могло не быть в те времена, во-вторых, смысловая нагрузка этих терминов и

понятий могла быть совершенно иной [2]. Исследование проводилось в период с 2020 по 2023 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Словосочетания «физическое воспитание» и «физическое образование» впервые стали употребляться в отечественной литературе гораздо позже появления термина «гимнастика», осознаваемого на протяжении многих веков как система физических упражнений, направленных на укрепление и развитие тела. Историки связывают его происхождение с древней Грецией, где гимнастика (др.-греч. уи^о^: gymnos, gymos, gymnastike, gymnasein - упражняться в телодвижениях без одежды) представлялась искусством развивать тело различными телесными движениями. В неё входили такие виды двигательной активности, как бег, метания, единоборства, плавание, поднимание тяжестей, верховая езда. При этом, конечно же, нельзя отрицать, что интерес к телесным упражнениям возник гораздо раньше, ещё в древнем Китае, где особое место в воспитании растущего человека занимало развитие тонкой двигательной координации и гибкости, укрепление здоровья и закаливание организма. То смысловое значение, в котором термин «гимнастика» воспринимался жителями древней Греции, а именно система телесных упражнений, просуществовало фактически до начала XX века, параллельно с ним с начала XIX предметная область двигательной активности человека пополнилась такими понятиями, как «физическое воспитание» и «физическое образование». Доказательством же тому, что к моменту появления в России понятий «физическое воспитание», «физическое образование» однозначно использовался термин «гимнастика», который параллельно существовал с ними и применялся в однозначном смысле как система различных физических упражнений, является достаточно большое количество источников, опубликованных в дореволюционный период. Чтобы не приводить огромный список работ, опубликованных в тот исторический период и свидетельствующих об этом факте, сошлёмся лишь на

известного отечественного теоретика в области двигательной активности Г.А. Дюперона, опубликовавшего в 1915 году так называемую «Библиографию спорта и физического развития», содержащую «систематическую роспись всех книг, брошюр, журналов, вышедших в России по 1913 год включительно» [3]. Содержание библиографии составило более 2000 источников, которые собирались им более 20 лет. Все они были распределены по 10 разделам, из которых самым объёмным был раздел «Гимнастика» (119 с). В нём можно найти публикации по педагогической гимнастике, гигиенической, врачебной и комнатной гимнастике, шведской, немецкой, сокольской гимнастике и др. При этом одни работы касались значения гимнастики в воспитании подрастающего поколения, другие были посвящены методике обучения телесным упражнениям. Значительное число публикаций касалось вопросов профессиональной подготовки учителей гимнастики, физического воспитания и физического образования. Причем вплоть до конца 80-х годов позапрошлого столетия подобная подготовка обозначалась как «гимнастическое образование» [2]. Аналитические исследования, направленные на поиск первоисточника, в котором бы впервые употреблялось словосочетание «физическое воспитание», дали свои плоды. Этим источником явилась книга писателя, скрипача и композитора, представителя русского дворянского рода татарского происхождения, происходящего от шацких мурз, князя Пар-фения Николаевича Енгалычева (1769-1829), «О физическом и нравственном воспитании с присовокуплением словаря добродетелей и пороков» [2]. В этой книге автор не только пользуется понятием «физическое воспитание», но оперирует термином «гимнастика»с предоставлением, в свою очередь, сведений о его происхождении. По мнению автора, именно спартанцы, или, как они себя называли, лакедемоняне, «... впервые называли Гимнастикою искусство упражнять тело для укрепления его» [4, С. 160]. Кроме этого, в 1827 г. он опубликовал первый в России «Словарь физического и нравственного воспитания» [5]. В нём, в первую очередь, акцентируется внимание на том, что основными «началами»

физического воспитания являются: закаливание организма вольным воздухом (воздушные бани) и водными процедурами, обеспечение правил гигиены тела, соблюдение распорядка дня, режима и норм питания, духовное и нравственное воспитание. При этом телесные движения он относил к первому (выделено нами) началу физического воспитания и считал, что растущий человек большую половину дня должен проводить во всякого рода гимнастических играх на открытом воздухе. Это не только укрепляет, но и «... придаёт телу особенную деятельность, способствует равномерному распределению сил и соков, и предохраняет от недостатков в росте и об-разовании»[5, С. 117]. В целом гимнастике он отдавал главную воспитательную роль как системе, обеспечивающей направленное освоение телесных упражнений, необходимых как для овладения различными ремёслами, так и для формирования навыков к действиям в «затруднительных обстоятельствах и опасностях». Гимнастика, по его мнению, «... есть приготовительная наука (выделено нами) к плаванию, фехтованию, верховой езде, танцо-ванию, воинским экзерцициям и эволюциям, ловкости и смелости всех движений солдата и моряка; она направляет постепенно развитие сил физических, умножает крепость, гибкость и ловкость тела, . способствует к развитию органов и укреплению тела, . предупреждает болезни и действует непосредственно на состояние нравственное и физическое» [5, С. 117]. Иными словами, автор чётко разделял в смысловом отношении понятия «воспитание», «физическое воспитание» и «гимнастика». И это очень важнос точки зрения методологии историко-контекстного анализа в восприятии смысловой нагрузки термина «физическое воспитание» в сегодняшнем мире. Следующим историческим источником, в котором так же, но уже в более конкретизированном виде используется словосочетание «физическое воспитание», является изданный в 1843-1845 гг. фундаментальный 3-томный труд «Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» (далее - Руководство) [6]. Его автором является статский советник, член Императорских (Санкт-Петербургской и Московской) меди-

ко-хирургических академий, доктор медицины и хирургии Кондратий Иванович Грумм-Гржимайло. Свои сочинения, объём которых составил более чем 1000 страниц он представил виде последовательного изложения собственных взглядов на воспитание растущего человека в младенческом (до 2 лет) возрасте (1-й том), детском и отроческом возрасте до совершеннолетия (2-й том), а также на сбережение и восстановление их здоровья (3-й том). Первые два тома, помимо этого, разделены на две части, в первой из которых излагаются вопросы физического воспитания (правильное употребление надлежащих средств в удовлетворении естественных потребностей ребёнка), во-вторых - образование детей -телесное, умственное и нравственное. При этом, ввиду того что, по мнению автора, при воспитании детей встречается множество обстоятельств, могущих расстроить здоровье ребёнка, для полноты изложения науки о воспитании, было подготовлено отдельное Руководство по сохранению и восстановлению здоровья от рождения до совершеннолетия, изложенное в третьем томе. Следует отметить, что смысловая нагрузка понятия «физическое воспитание» младенцев базировалась на его направленности на удовлетворение таких естественных потребностей ребёнка, как: «1) питание, 2) испражнение низом и мочи, и отделения испарины, 3) сон, 4) движение, 5) потребность воздуха, теплоты и света, 6) чистота тела, 7) одежда, 8) сбережение здоровья дитяти» [6, Т.1. - С. 5-6]. В основу понятия «образование» ребёнка младенческого возраста К.И. Грумм-Гржимайло вкладывал поиск и реализацию путей оптимального развития детского тела с параллельным воздействием на умственные способности и волевые качества. В контексте телесного развития, а именного, правильного роста, стройного образования всех частей тела и укрепления телесных сил, автор сформулировал восемь рекомендаций, соблюдение которых и обеспечивало реализацию перечисленных позиций. Второй том сочинений К.И. Грумм-Гржимайло начинается с общей формулировки воспитания вообще, которая базировалась на его двуединой основе - на воспитании физическом и воспитании образовательном. В первом слу-

чае отражалась его направленность на удовлетворение жизненных потребностей и знаний сохранять жизнь и здоровье ребёнка, во втором - совершенствование его духа и тела путем:

1. Совершенствования стройности, крепости и подвижности тела, а равно деятельности органов чувств, с помощью телесных упражнений.

2. Развитие умственных способностей и дарований науками и различными сведениями.

3. Совершенствование нравственных качеств, образование воли, нрава и характера. Говоря конкретно о физическом воспитании, автор фокусирует внимание на его предмете: регулировании жизненных действий человеческого организма и жизненных потребностей. При этом под жизненными действиями подразумевались такие физические действия, как пищеварение, дыхание, кровообращение, питание тела, испражнения, отделение влаг, жизненная теплота, нервная деятельность, движение. К жизненным потребностям были отнесены употребление пищи, отправление естественных надобностей, занятие и телодвижение, сон и отдых, одежда, чистота тела, потребность воздуха, тепла и тела, содержание ребёнка в различных климатогеографиче-ских условиях, сбережение здоровья.

Как видно из представленных выше трудов известных в России авторов, живших в России в первой половине XIX в., смысловая нагрузка понятия «физическое воспитание» совершенно не согласуется со смысловым его значением в тезаурусе, отражающем систематизированную совокупность понятий в сфере двигательной активности человека на рубеже XX и XXI веков. В качестве примера представляем формулировки термина «физическое воспитание» наиболее известных учёных в области теории и методики физического воспитания: «Физическое воспитание - организованный педагогически процесс управления физическим развитием и физическим образованием человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и некоторых других средств с целью формирования у него таких качеств и приобретения им таких навыков, которые отвечают требованиям данного общества или интересам личности вос-питуемого» [7, С. 11];

«Физическое воспитание - специализированный педагогический процесс систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, совершенствования морфологических и функциональных возможностей, формирования и улучшения жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний, обеспечения готовности человека к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни»[8, С. 10-11];

«Физическое воспитание - вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей» [9, С. 10-11];

«Физическое воспитание - педагогически упорядоченный процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям (в результате которого формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряжённых с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности» [10, С. 24].

Мы не ставили себе задачу проследить всю историческую цепочку трансформации понятия «физическое воспитание» за последние 200 лет (1824-2024), а пытались лишь показать в историческом контексте осознавание различными авторами его смысловой нагрузки. Из приведённых в качестве примера формулировок хорошо видно, что изначально смысл данного термина был иным и фактически не согласуется с нынешним его представлением, особенно учитывая тот факт, что функционирующие и в настоящее время формулировки понятия «физическое воспитание» в современных учебниках для профильных вузов не являются однозначными. Об этом свидетельствуют результаты исследований В.П. Лукья-ненко, который констатирует, что проблема

формирования понятия, характеризующего суть физического воспитания, всегда сталкивалась с острой полемикой, приводящей к возникновению прямо противоположных мнений и взглядов [11, С. 56]. С данной проблемой столкнулись и мы [12], что послужило поводом для написания данной статьи, в которой мы сделали попытку проведения не просто теоретико-ретроспективных исследований генезиса понятий «гимнастика», «физическое воспитание», «физическое образование», а именно историко-контекстного анализа, позволившего нам глубоко вникнуть в историю конкретных авторских воззрений на указанные понятия[2]. Следующим словосочетанием, которое имеет более чем 180-летнюю историю и особое значение в развитии современной теории физической культуры, является понятие «физическое образование». Первое его употребление, связанное с проблемами двигательной активности человека, мы обнаружили в уже упомянутом нами выше фундаментальном труде Кондратия Ивановича Грумм-Гржимайло «Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей». Третий же том его сочинений был посвящён сбережению и восстановлению здоровья детей и представлял, так сказать, фундаментальные основы физического, умственного и нравственного образования [6, Т. 3]. Из 405 страниц текста более трети (157 с) было отдано представлению основных позиций физического образования. При этом его содержание было более обширным по сравнению с содержанием, которому спустя 30 лет дал научное обоснование один из самых талантливых и известных учёных в области двигательной активности человека Пётр Францевич Лесгафт. И это представляет особый интерес с точки зрения осмысления понятия «физическое образование» в двух временных периодах XIX века и с позиции двух известных учёных, представляющих медицинские науки.

Таким образом, в представлении К.И. Грумм-Гржимайло, физическое образование составляют три принадлежности организма, которые обеспечивают телу достижение совершенства. Эти принадлежности, в зависимости от их способности развиваться и совершенствоваться, представляются тремя

основными системами организма: костной, мышечной и нервной. При этом, по мнению автора, от костной системы преимущественно зависят: телоустройство, телосложение, красота, статность, рост, полнота и крепость тела. Мышечная система обеспечивает: движения и положения нашего тела. Нервная система отвечает за чувствительность, чувства и чувствования. С этих позиций физическое образование в 1-й части 3-го тома Руководства представлялось в виде последовательного представления информации о физических свойствах организма, движении, гимнастике и чувствительности. Как видно, преобладающими элементами этой структуры являются «движения» и «гимнастика»», причём в самом Руководстве в разделе «движения» подробно описываются: произвольные движения, произвольные телодвижения, непроизвольные движения тела и искусственные телодвижения и телоположения (телесные упражнения). Раздел «гимнастика» представлял гимнастические игры и искусства, упражнения для ног, упражнения для рук, одновременные упражнения для рук и ног и упражнения для всего тела. Это хорошо иллюстрирует тот факт, что автор представлял гимнастику в качестве одного из средств физического образования. Петр Францевич Лесгафт, занимавшийся научным обоснованием подходов к нормированию двигательной активности детей школьного возраста, долгое время подбирал то ключевое слово, которое характеризовало бы суть его воззрений на двигательное развитие растущего человека. К моменту издания одного из самых известных его трудов, а именно «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста», он чётко стал осознавать, что используемый в данный исторический период термин «физическое воспитание» недостаточен для отражения огромной значимости науки о движении человека, а это, в свою очередь, отражается и на восприятии этой науки со стороны представителей других научных отраслей. Необходимость введения понятия «физическое образование» он объяснял тем, что «Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования, задачи которых только в частности отличаются между собою: воспитание захва-

тывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие», причём семья, по его мнению, имеет «. главным образом, воспитательное значение, а школа, содействующая систематическому умственному и физическому развитию, должна заботиться прежде всего о достижении образовательных целей» [13, С. 290]. При этом следует отметить, что П.Ф. Лес-гафт понимал условность подобных разграничений, во-первых, потому что школа, задаваясь прежде всего образовательными целями, использует так называемое воспитывающее обучение, а, во-вторых, в организме человека всё взаимосвязано и «всякое разъединение его отправлений нарушит общую гармонию деятельности и не приведёт к желанным результатам; поэтому всего плодотворнее будет деятельность того педагога, которому доступны всестороннее понимание ребёнка и связь наблюдаемых у него проявлений. В последнем случае воспитательные и образовательные цели сливаются ... Задачи воспитания и образования становятся общими - содействовать возможно большей сознательности в проявлениях и действиях молодого человека и устойчивости нравственного его характера» [Там же, С. 291]. Иными словами, физическое образование достаточно широкое понятие и не ограничивается решением только оздоровительных задач. По Лесгафту, они вытекают из задач умственного и физического развития. Задачами же умственного развития, по его мнению, являются развитие отвлечённого мышления, усвоение понятия о правде, значения человеческой личности и её неприкосновенности. Основной задачей физического образования должно быть формирование у человека способностей владеть своим телом и уметь «изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью; иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую ра-

боту или действовать изящно и энергично» [Там же, С. 295].

Термин «физическое образование» просуществовал в качестве базового понятия в сфере двигательной активности человека более 180 лет, а в 2004 г. в связи новым его осмыслением с позиции образования в области физики приобрёл новое наименование «физкультурное образование». Однако следует отметить, что значимость понятия «физическое образование» за всё время его существования, была достаточно высока не только в нашем госдарстве, но и в странах Западной Европы. Об этом свидетельствует тот факт, что несмотря на проникновение в нашу страну в начале прошлого столетия термина «физическая культура», который особо интенсивно начал внедряться в отечественную науку после Великой октябрьской революции, термин «физическое образование» оказался более весомым даже для самого автора понятия «физическая культура» англичанина Евгения Сандова. В 1898 г при лондонском цирке он открыл школу для подготовки борцов, которую назвал «Physical culture», вкладывая в это словосочетание смысл о возможности возделывания природы тела человека.В 1900 г. он даже основал журнал «Sandow's Magazine of Physical Culture», который через два года переименовал в «Sandow's Magazin of Physical Culture and British Sport» (Физическая культура и Британский спорт). Однако ни в странах Европы, ни в США данный термин не прижился, а на его смену пришло выражение «Physical Education and Sport» - «Физическое образование и спорт» [14]. При этом следует отметить, что термин «физическая культура» не получил распространения ни в Великобритании, ни в США и постепенно вышел из употребления, а на его смену пришло выражение «Physical Education and Sport» - «физическое образование и спорт» [14]. Не случайно в английском наименовании многих Российских физкультурных вузов словосочетание «Physical culture» (Физическая культура) заменено на «Physical Education» (Физическое образование) или даже на «Physical training» (The Military Institute of Physical Training - Военный институт физической тренировки).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возникновение термина «гимнастика» уходит во времена древней Греции. Судя по обнаруженным источникам, понятию «физическое воспитание» в 2024 г. исполнилось 200 лет (1824-2024), а понятию «физическое образование» в 2023 г. - 180 лет (1843-2024). Изначально их смысловая нагрузка по сравнению с сегодняшним днём была иной, и в настоящее время она фактически не согласуется с их представлением в понятийно-терминологическом аппарате общей теории физической культуры. Это необходимо учитывать при

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнетов, Г.Б. История педагогики как наука и компонент содержания педагогического образования / Г. Б, Корнетов. - Москва: АСОУ, 2012. - 171 с.

2. Горелов, А.А. Теоретико-ретроспективный и историко-контекстный анализ становления и развития профессионального образования в сфере двигательной активности человека / А.А. Горелов, О.Г. Румба, А. В. Сысоев // Известия Российской академии образования, 2023. - №4. - С.3-17.

3. Дюперрон, Г.А. Библиография спорта и физического развития. Систематическая роспись всех книг, брошюр, журналов, вышедших в России по 1913 год включительно / Г.А. Дюперрон. - Петроград : Книгопечатня Шмидт, 1915. -249 с.

4. Енглычев, П.Н. О физическом и нравственном воспитании с присовокуплением словаря добродетелей и пороков / П.Н. Енглычев. - Санкт-Петербург: Типография Карла Крайя, 1824. - 575 с.

5. Словарь физического и нравственного воспитания, составленный князем ПарфениемЕнгалычевым: Ч. 1-2.

- Санкт-Петербург : тип. А. Смирдина, 1827. - 431 с.

6. Грумм-Гржимайло, К. И. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей. Т. 1: Воспитание физическое. Возраст младенческий.

- Санкт-Петербург: Типография Министерства внутренних дел, 1843. - 348 с.; Т. 2: Воспитание физическое. Возрасты детский и отроческий. - Санкт-Петербург: Типография М. Ольхина, 1844. - 376 с. Т. 3: Образование физическое, умственное и нравственное.

- Санкт-Петербург: Типография М. Ольхина, 1845. -409 с.

7. Теория и методика физического воспитания: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. Г. Д. Харабуги. - Изд. 2-е. - Москва: Физкультура и спорт, 1974. - 320 с.

8. Теория и методика физического воспитания в 2 томах. Общие основы теории и методики физического воспитания. Учебник для высших учебных заведений физического воспитания и спорта. Т.1. / Под редакцией

определении их места в тезаурусе профессионального образования в сфере двигательной активности человека, особенно при формировании его методологии.

Таким образом, подводя итог нашим изысканиям, считаем проблему преобразования понятийно-терминологического аппарата в сфере двигательной активности человека особенно актуальной. При его формировании необходимо обязательно базироваться на результатах историко-контекстного анализа.

Т.Ю. Круцевич. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.

9. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под редакцией Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. -Москва: Советский спорт, 2004. - 464 с.

10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (Введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): Учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля / Л. П. Матвеев. - 4-е изд. - Москва: Спорт, 2021. - 520 с.

11. Лукьяненко, В.П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе: монография / В.П. Лукьяненко. - Москва: Советский спорт, 2008. - 168 с.

12. Горелов, А. А. О тезаурусе в науке о двигательной активности человека в контексте новых научных специальностей 5.8.4 - Физическая культура и профессиональная физическая подготовка, 5.8.5 -Теория и методика спорта, 5.8.6 - Оздоровительная и адаптивная физическая культура, 5.8.7. - Методология и технологии профессионального образования / А. А. Горелов, О. Г. Румба, А. В. Сысоев //Актуальные проблемы и современные тенденции развития спортивной подготовки в циклических видах спорта : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Г.В. Цыганова, прошедшей в рамках Десятилетия науки и технологий, Казань, 26 мая 2023 года. - Казань: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2023. - С. 117-122.

13. Лесгафт, П.Ф.Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. / П.Ф. Лесгафт. Часть первая. Собрание педагогических сочинений. -Москва : Физкультура и спорт, 1951. - Т. 1. - С.85-444.

14. Евстафьев, Б.В. Физическая культура в мировой литературе: Материалы к лекциям. / Б.В. Евстафьев. -Ленинград:ВДКИФК, 1980. - 77 с.

REFERENCES

1. Kornetov, G.B. History of pedagogy as a science and component of the content of pedagogical education / G.B. Kornetov. - Moscow: ASOU, 2012. - 171 p.

2. Gorelov, A.A. Theoretical-retrospective and historical-contextual analysis of the formation and development of vocational education in the field of human motor activity / A.A. Gorelov, O.G. Rumba, A.V. Sysoev // News of the Russian Academy of Education , 2023. - No. 4. -pp. 3-17.

3. Duperron, G.A. Bibliography of sports and physical development. Systematic listing of all books, brochures, and magazines published in Russia up to 1913 inclusive / G.A. Duperron. - Petrograd: Schmidt Printing House, 1915. - 249 p.

4. Englychev, P.N. On physical and moral education with the addition of a dictionary of virtues and vices / P.N. Englychev. - St. Petersburg: Karl Krai Printing House, 1824. - 575 p.

5. Dictionary of physical and moral education, compiled by Prince ParfenyEngalychev: Parts 1-2. - St. Petersburg: type. A. Smirdina, 1827. - 431 p.

6. Grumm-Grzhimailo, K.I. Guide to the upbringing, education and preservation of children's health. Vol. 1: Physical education. Infant age. - St. Petersburg: Printing house of the Ministry of Internal Affairs, 1843. -348 pp.; Vol. 2: Physical education. Ages of childhood and adolescence. - St. Petersburg: M. Olkhin'sprinting house, 1844. - 376 p. Vol. 3: Physical, mental and moral education. - St. Petersburg: M. Olkhin's printing house, 1845. - 409 p.

7. Theory and methodology of physical education: Textbook for technical schools of physical education / Ed. G.D. Kharabugi. - Ed. 2nd. - Moscow: Physical culture and sport, 1974. - 320 p.

8. Theory and methods of physical education in 2 volumes. General fundamentals of the theory and methodology of physical education. Textbook for higher educational

institutions of physical education and sports. Vol.1. / Edited by T.Yu. Krutsevich. - Kyiv: Olympic Literature, 2003. - 424 p.

9. Theory and methodology of physical culture: Textbook / Edited by Yu.F. Kuramshin. - 2nd ed., rev. - Moscow: Soviet Sport, 2004. - 464 p.

10. Matveev, L.P. Theory and methodology of physical culture (Introduction to the theory of physical culture; general theory and methodology of physical education): Textbook for higher educational institutions of physical education / L.P. Matveev. - 4th ed. - Moscow: Sport, 2021. - 520 p.

11. Lukyanenko, V.P. Terminological support for the development of physical culture in modern society: monograph / V.P. Lukyanenko. - Moscow: Soviet Sport, 2008. - 168 p.

12. Gorelov, A.A. On the thesaurus in the science of human motor activity in the context of new scientific specialties 5.8.4 - Physical culture and professional physical training, 5.8.5 - Theory and methodology of sports, 5.8.6 - Health-improving and adaptive physical culture , 5.8.7. - Methodology and technologies of vocational education / A.A. Gorelov, O.G. Rumba, A.V. Sysoev // Current problems and modern trends in the development of sports training in cyclic sports: Materials of the III All-Russian scientific and practical conference with international participation, dedicated to the memory of Professor G.V. Tsyganov, held as part of the Decade of Science and Technology, Kazan, May 26, 2023. - Kazan: Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, 2023. - pp. 117-122.

13. Lesgaft, P.F. Guide to physical education for schoolage children. / P.F. Lesgaft. Part 1. Collection of pedagogical essays. - Moscow: Physical culture and sport, 1951. - Vol. 1. - pp. 85-444.

14. Evstafiev, B.V. Physical culture in world literature: Materials for lectures. / B.V. Evstafiev. - Leningrad: VDKIFK, 1980. - 77 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Сысоев Александр Владимирович (Sysoev Aleksandr Vladimirovich) - кандидат педагогических наук, доцент, депутат Законодательного собрания Воронежской области, ректор ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта»; 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 59; e-mail: kanc@vgifk.ru; ORCID: 0000-0001-9655-4873.

Поступила в редакцию 12 февраля 2024 г. Принята к публикации 22 февраля 2024 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Сысоев, А.В. Историко-контекстный анализ понятий «гимнастика», «физическое воспитание», «физическое образование» как основа современного тезауруса профессионального образования в сфере двигательной активности человека / А.В. Сысоев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 1 - С. 174-181. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-174-181

FOR CITATION

Sysoev A.V. Historical-context analysis of the concepts "gymnastics", "physical education", "physical training" as the basis of a modern thesaurus of professional education in the field of human motor activity. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. 1. - pp. 174-181 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-174-181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.