Научная статья на тему 'Историко-градостроительная эволюция г. Новониколаевска (Новосибирска)'

Историко-градостроительная эволюция г. Новониколаевска (Новосибирска) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
450
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / эволюция / город / населенный пункт / генеральный план / центр / планировочная структура / Новониколаевск / наследие / ценность / history / evolution / city / populated area / master plan / center / planning structure / Novonikolaevsk / heritage / value

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Субботин Олег Степанович

Рассматриваются основные этапы градостроительного развития города Новониколаевска (Новосибирска), его архитектурно-планировочной структуры. Значительное место отведено первоначальному этапу становления населенного пункта, а также природно-климатическому состоянию территории на момент строительства моста через Обь. Отдельно выделено местоположение первых улиц Закаменской части города. Опираясь на основные направления культурно-исторической преемственности г. Новониколаевска, проанализировано его архитектурно-градостроительное развитие. Акцентировано внимание на различные факторы, способствующие становлению и формированию указанного города. Обозначена уникальная ценность исторической застройки городского центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and Town-Planning Evolution of Novonikolaevsk (Novosibirsk)

The main stages of urban development of the city of Novonikolaevsk (Novosibirsk), its architectural and planning structure are considered. A significant place is given to the initial stage of the settlement, as well as to the natural and climatic state of the territory at the time of the construction of the bridge across the Ob. The location of the first streets of Zakamensky part of the city is separately highlighted. Based on the main directions of the cultural and historical continuity of the city of Novonikolaevsk, its architectural and urban development is analyzed. Attention is focused on the various factors that contribute to the formation and formation of this city. The unique value of the historical development of the city center is indicated.

Текст научной работы на тему «Историко-градостроительная эволюция г. Новониколаевска (Новосибирска)»

DOI 10.24411/9999-001А-2018-10078 УДК: 711.1

О.С. Субботин Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар)

[email protected]

Историко-градостроительная эволюция г. Новониколаевска (Новосибирска)

Аннотация

Рассматриваются основные этапы градостроительного развития города Новониколаевска (Новосибирска), его архитектурно-планировочной структуры. Значительное место отведено первоначальному этапу становления населенного пункта, а также природно-климатическому состоянию территории на момент строительства моста через Обь. Отдельно выделено местоположение первых улиц Закаменской части города. Опираясь на основные направления культурно-исторической преемственности г. Новониколаевска, проанализировано его архитектурно-градостроительное развитие. Акцентировано внимание на различные факторы, способствующие становлению и формированию указанного города. Обозначена уникальная ценность исторической застройки городского центра.

Ключевые слова: история, эволюция, город, населенный пункт, генеральный план, центр, планировочная структура, Новониколаевск, наследие, ценность

O.S. Subbotin Kuban State Agrarian University named afterI.T. Trubilin (Krasnodar) [email protected]

Historical and Town-Planning Evolution of Novonikolaevsk (Novosibirsk)

Abstract

The main stages of urban development of the city of Novonikolaevsk (Novosibirsk), its architectural and planning structure are considered. A significant place is given to the initial stage of the settlement, as well as to the natural and climatic state of the territory at the time of the construction of the bridge across the Ob. The location of the first streets of Zakamensky part of the city is separately highlighted. Based on the main directions of the cultural and historical continuity of the city of Novonikolaevsk, its architectural and urban development is analyzed. Attention is focused on the various factors that contribute to the formation and formation of this city. The unique value of the historical development of the city center is indicated.

Keywords: history, evolution, city, populated area, master plan, center, planning structure, Novonikolaevsk, heritage, value

Город — творенье рук человечества, его душа и память. Именно память, материализованная в архитектурных достопримечательностях, составляет основу его богатства. Пространственная среда постоянно развивается, видоизменяется, но ядром города по-прежнему остается его исторический планировочный каркас [Субботин, 2011а, с. 640].

История любого города — это прежде всего история человеческих судеб и событий, его культура и традиции, неповторимая красота, а также здания и сооружения исторической и художественный ценности, памятники архитектуры и градостроительства, формирующие присущий только ему своеобразный эстетический облик. При этом архитектурно-планировочная структура города является уникальным историко-культурным наследием данного населенного места. Большинство городов богаты объектами для туризма, запоминающимися за счет особенного

облика архитектуры и оставляющие незабываемые впечатления в сознании человека, обогащая его интеллектуально.

В настоящее время — век стремительной урбанизации, активного строительства, — когда происходит подчас изменение системы ценностей и нравов, тема научного исследования, посвященная сохранению уникальной архитектурной и градостроительной картины исторического городского пространства, является актуальной и своевременной.

Цель исследования — провести комплексный ретроспективный анализ архитектурно-градостроительного развития г. Новосибирска.

Задачи исследования заключаются в том, чтобы проанализировать историко-архитектурную эволюцию города и выявить характерные черты его градостроительной структуры и архитектуры.

Объект исследования — архитектурно-планиро-

вочная структура Новониколаевска на протяжении этапов его архитектурно-градостроительного развития.

Предметом исследования является историко-культурное развитие г. Новониколаевска (Новосибирска), преемственность архитектурно-градостроительных традиций в рамках географических границ города, определенных современным его состоянием.

Методика исследования включает в себя изучение литературы, архивный поиск источников, сравнительный анализ градостроительных приемов.

Город Новосибирск (Новониколаевск), как и другие города, имеет свою историю становления, формирования и развития. Появление города было предопределено необходимостью строительства моста Транссибирской железной дороги через р. Обь. День закладки первого камня в железнодорожный мост через Обь — 20 июля 1893 г. — считается датой рождения Новосибирска. Одновременно со строительством моста в полутора верстах от реки начали строить второй крупный железнодорожный комплекс — станцию Обь. Третьим крупным сооружением на железной дороге у р. Оби была каменная церковь, самая большая из всех подобных зданий, построенных вдоль дороги. Возле крупных сооружений, сопутствующих железной дороге, — моста, станции, церкви — все более и более расселялись люди. Образовались два ядра поселения — у станции Обь и между мостом и храмом, и районы быстро росли территориально навстречу друг другу. Уже в 1893 г. в районе моста и у станции проживало 734 человека [Баландин, 1978, с. 11—15] (ил. 1—2).

Поселок мостостроителей, ставший впоследствии г. Новосибирском, за всю историю своего существования несколько раз менял название — Новая деревня, Александровский, Новониколаевский. До начала основания поселка на правом берегу Оби, одной из крупнейших рек в мире, по обеим сторонам речки Каменки, впадающей в Обь практически в центре основания будущего поселка и являющейся в то время относительно крупной водной артерией с крутыми берегами, находился девственный сосновый лес, произрастающий преимущественно на сухой песчаной почве, с преобладающими вековыми соснами, с примесью ели, березы, осины и других древесных пород. Данный лес входил в состав Верх-Обского бора (после 1902 г. — Николаевский бор, или «Николаевская лесная дача»). В настоящее время отдельные экземпляры сосен частично сохранились на территории бывшего сада им. Кирова в Октябрьском районе Новосибирска (до 4 октября 1936 г. — сад «Свобода).

Первый в истории города Новониколаевска-Ново-сибирска план его развития был составлен в 1896 г. межевщиком (землемером) Кузнецовым «для отвода земли под усадебную оседлость». В январе 1897 г. план поселка был утвержден начальником Алтайского горного округа. По переписи 28 января 1897 г. в поселке уже проживало 11600 человек.

Хотя план не учитывал градостроительные принципы в полном смысле этого слова, тем не менее он отразил сложившуюся целесообразность в застройке и заложил некоторые основы территориального развития поселка. Согласно плану, улицы, обрамляющие прямоугольные кварталы, предназначавшиеся

для усадебной одно-, двух-этажной застройки, были разбиты параллельно Оби в Закаменской части и параллельно железной дороге — в Привокзальной. В центре поселка улицы вытянулись с юга на север, их пересекали под прямым углом улицы, идущие с запада на восток [Новосибирск, 2007, с. 15—18] (ил. 3).

Большинство улиц Закаменской части, обрамляющие кварталы, были разбиты параллельно р. Оби, являющейся важнейшим природным градо-формирующим фактором в архитектурно-планировочной структуре населенного места. Главной улицей и транспортной артерией данной части города являлась ул. Трактовая (в 1912 г. — Будаговская, в честь талантливого инженера-путейца, выполнявшего обязанности главного инженера стройки при возведении моста через Обь). 5 августа 1920 г. постановлением горуездного исполкома 14 улиц, один проспект и одна площадь были переименованы. Затронула эта участь и ул. Будаговскую, которая получила новое название ул. Большевистской, сохранившееся до настоящего времени. Одной из самых старых и исторических улиц Закаменки является ул. Нижегородская, которая была обозначена на плане Новониколаевска уже через три года со дня основания города, вместе с Турухановской и Вагановской улицами, и сохранила название до наших дней.

Выход центра города к реке, активное включение акватории реки и пространства долины в композицию города и его центра стали чрезвычайно важными темами перспективного функционально-планировочного и композиционно-пространственного формирования Новосибирска во всех генеральных планах города. Стратегическая важность и сложность этой композиционно-пространственной задачи во многом была обострена тем обстоятельством, что Транссибирская железнодорожная магистраль, давшая рождение городу на Оби, после перехода через реку с запада на восток резко поворачивала на север и на протяжении двух километров следовала параллельно Оби, отрезая территории дальнейшего формирования исторической зоны будущего центра города от важнейшего природного фактора, каким является крупная река [Туманик, 2014, с. 10].

Впоследствии градостроительное устройство и территориальное деление Новониколаевска менялись в зависимости от исторических условий и наглядно отражались в его архитектурно-планировочной структуре. Город переживал удивительную историю своего развития, пройдя исторический путь через сложные события времени. Дальнейшее решение композиционно-пространственной задач по преобразованию архитектурно-планировочной структуры будущего Новосибирска и взаимосвязанных с этих систем представляло собой преемственный характер градостроительной культуры. В процессе разработки генеральных планов анализируются тенденции и перспективы экономического и социального развития города.

Вместе с тем озабоченность вызывает реконструкция застройки исторической части города с памятниками архитектурно-градостроительного наследия. «Большая их часть сосредоточена вдоль главных улиц центральной части городов, которые особенно привлекательны для инвесторов. При осуществлении реконструкции центральной части, не-

смотря на трансформацию планировочной структуры в процессе ее развития, необходимо в первую очередь тщательно прорабатывать архитектурные решения по гармонизации данной городской среды, т.е. создания единства и художественной выразительности, сохраняя при этом преемственность градостроительной культуры. Ядром планировочной структуры большинства городов является его исторический центр, именно его старейшая часть, которая фиксирует естественный процесс развития и наглядно отражает его архитектурное прошлое [Субботин, 2017, с. 35]». Необходимость исторической точности в решении проблемы преемственности архитектурно-планировочной структуры поселений требует всестороннего изучения существующей застройки данных поселений [Субботин, 2014, с. 22].

Тяжелыми для города были годы революций и Гражданской войны, и лишь после 1921 г., с введением в Сибири новой экономической политики, Но-вониколаевск получил новое развитие [Невзгодин, 2005, с. 8].

На 1-м краевом съезде Советов Сибири, который проходил 3—8 декабря в Доме Ленина (сейчас это памятник истории регионального значения8), депутаты приняли решение, что городу следует присвоить новое название — Новосибирск, так как старое связанно с именем царя, а это нереволюционно. Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР) 12 февраля 1926 г. утвердил указанное решение.

Заметным событием в судьбе Новосибирска, а также многих городов Урала, Западной и Восточной Сибири, стран бывших советских республик стал перенос в город большого количества эвакуированных промышленных предприятий с территорий центральной части страны, которым угрожал захват нацистами в годы Великой Отечественной войны. В результате концентрации промышленного производства и других градообразующих функций средний размер отдельных наиболее крупных старых и формирующихся новых городов Сибири к 1950 г., по сравнению с довоенным периодом, увеличился со 170—180 тыс. до 280 тыс. человек, а такие города, как Новосибирск и Омск, вошли в категорию крупнейших, с населением свыше 500 тыс. человек. Общий процесс расселения в это время приобретает выраженный централизованный характер с преобладанием от 50 до 93% городского населения в городах-центрах и тяготеющих к ним малых городах и поселках. Что же касается Новосибирска, то его исключительное значение как крупнейшего центра Сибири было предопределено в 1930-х гг., а территориальные емкости и планировочный масштаб миллионного города заложен во всех генеральных схемах предшествующего периода [Оглы, 1980, с. 107, 122].

Необходимо подчеркнуть, что одним из основополагающих материалов градостроительной документации, определяющей пути планировочного развития генеральных планов г. Новосибирска, был проект планировки, выполненный в 1927 г. под руководством профессора Б.А. Коршунова (ил. 4).

8 Постановление главы администрации Новосибирской области от 11.07.1997 № 360 «Об отнесении памятников истории и культуры федерального значения к категории памятников местного значения Новосибирской области».

Основные положения данного градостроительного документа были представлены Б.А. Коршуновым на расширенном Пленуме планировочной комиссии 29 декабря 1926 г.

Таким образом, анализируя тенденции и перспективы экономического и социального становления и развития Новониколаевска (Новосибирска), можно выделить четыре ключевые составляющие, которые способствовали развитию города как крупнейшей городской агломерации Сибири до настоящего времени:

— строительство железнодорожной магистрали и моста через Обь, послужившее началом быстрого роста населенного пункта (1893 г. — начало XX в.);

— преобразование города в административный центр Сибири, способствующее его формированию как одного из центров региона с высоким торговым и культурным значением (1920-е гг.);

— размещение большого количества промышленных предприятий в пределах города во взаимосвязи с планировкой селитебной территории (1940-е гг.);

— образование Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. Сибирского федерального округа с административным центром в г. Новосибирске.

Общегородской центр, расположенный на одной из главных композиционных осей городского плана — Красном проспекте, является основным историческим ядром города, организующим его архитектурно-планировочную структуру. Несмотря на относительно молодой возраст города, историческая застройка центра представлена зданиями деревянного народного зодчества, кирпичными и железобетонными зданиями в стиле конструктивизма и рационального модерна. Поэтому основная задача, «от грамотного решения которой зависит дальнейшая судьба исторической застройки — восстановление утраченных частей или целого организма существующей застройки. И в первую очередь это сохранение самобытности среды, реставрация памятников архитектуры, воссоздание утраченных объектов культурного наследия. В то же время новые объекты, несмотря на свою индивидуальность, должны гармонировать со сложившейся исторической застройкой. Следует сохранять масштабность данной застройки и архитектурные традиции» [Субботин, 2012, с. 25]. Вместе с тем одной из трудных и часто неразрешимых архитектурно-планировочных проблем современного градостроительства является совмещенная композиционная гармонизация элементов прошлого, настоящего и будущего при формировании художественного облика города [Субботин, 2011б, с. 48].

Список литературы

1. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1893—1945 гг. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1978. — 136 с.

2. Невзгодин И.В. Архитектура Новосибирска: Первые крупные каменные здания, революционный романтизм, рационализм, функционализм, конструктивизм, архитектура переходного периода, хрущевский модернизм и интернациональный стиль эпохи застоя. — Новосибирск: Изд-во Сиб. отд-ния РАН, 2005. — 204 с.

3. Новосибирск. История генеральных планов в документах / авт.-сост. В.Н. Шумилов — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2007. — 440 с.

4. Оглы Б.И. Строительство городов Сибири. — Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1980. — 272 с.

5. Туманик Г.Н. Новосибирск: неиспользованные возможности градостроительного формирования (полемические заметки). — Новосибирск: Новосиб. гос. архит.-худ. акад. , 2014. — 174 с.

6. Субботин О.С. Концептуальные особенности генеральных планов г. Краснодара // Вестн. Моск. гос. строит. ун-та. — 2011а. — № 6. — С. 640—644.

7. Субботин О.С. Памятники архитектурного насле-

дия Тобольска // Жилищное строительство. — 2011б.

— № 10. — С. 48—50.

8. Субботин О.С. Особенности регенерации кварталов исторической застройки. Ч. I // Жилищное строительство. — 2012. — № 10. — С. 22—25.

9. Субботин О.С. Развитие систем расселения и самобытные черты в планировке населенных мест Кубани // Жилищное строительство. — 2014. — № 11.

— С. 16—22.

10. Субботин О.С. Проблемы сохранения архитектурно-градостроительного наследия в условиях современного города (на примере Краснодара) // Жилищное строительство. — 2017. — № 7. — С. 35—40.

Ил. 1. Трасса железной дороги по берегам р. Оби с мостовым переходом у с. Б. Кривощеково. По: [Баландин, 1978]

Ил. 2. План Новониколаевска в 1906 г. По: [Баландин, 1978]

Ил. 3. План города Новониколаевска. 1912 (1913) г. По: [Невзгодин, 2005]

Ил. 4. Проект планировки г. Новосибирска, составленный в 1927 г. в бюро планировки Картоиздательства НКВД под руководством профессора Б.А. Коршунова. По: [Новосибирск, 2007]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.