Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И ЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГЕРОИЗМА НА ЗАПАДЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVI - XVIII ВВ.)'

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И ЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГЕРОИЗМА НА ЗАПАДЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVI - XVIII ВВ.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГЕРОИЗМ / СВОБОДА / ФАНАТИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ГЕРОЙ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / PATRIOTISM / HEROISM / FREEDOM / FANATICISM / RELIGIOUS HERO / PROTESTANTISM / SECULARIZATION / ВАТАНДӯСТӣ / қАҳРАМОН / ОЗОДӣ / ТААССУБ / қАҳРАМОНИ ДИНӣ / СЕКУЛЯРИЗАТСИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джураева Дильбар Рахимходжаевна

В статье впервые в сопоставительном анализе раскрывается сущность и явление патриотизма и героизма Нового времени (XVI - XVIII вв.) Запада и мусульманского Востока. Анализируется сущность патриотизма, проявляющаяся в искаженном явлении религиозного героизма и фанатизма, в сопоставлении с такими социальными явлениями, как свобода, свободомыслие и истинный героизм, послесредневековой эпохи. Прослеживается путь становления подлинного патриотизма и героизма в борьбе за свободу, равенство и справедливость на Западе и Востоке на примере Европы и Средней Азии. Выявляются и оцениваются отличительные черты исторического становления патриотизма на фоне социально-политического ракурса противостояния религии и философии, где религия основывается на догматизме и фанатизме, а философия - на свободомыслии, разрушающем оковы фанатизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF ESSENCE AND PHENOMENON OF PATRIOTISM AND HEROISM IN THE WEST AND CENTRAL ASIA DURING MODERN TIMES

The article dwells on a comparative analysis beset with the essence and phenomenon of patriotism and heroism referring to the new time (XVI - XVIII cc) of the West and the Muslim East, for the first time. In her article the author analyzes the essence of patriotism, which is manifested in the distorted phenomenon of religious heroism and fanaticism, in comparison with such social phenomena as freedom, free thinking and true heroism of the post-medieval Epoch. The author traces the path of true patriotism and heroism in the struggle for freedom, equality and justice in the West and East on the example of Europe and Central Asia. She determines and assesses the distinctive peculiarities of the historical development of patriotism against the background of socio-political angle of confrontation of religion and philosophy, where religion is based on dogmatism and fanaticism, and philosophy, on free will, destroys the bondage of bigotry.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И ЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГЕРОИЗМА НА ЗАПАДЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVI - XVIII ВВ.)»

УДК1(091) ББК 87.3

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ДжураеваДильбар Рахимходжаевна,

АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И ЯВЛЕНИЯ кандидат философских наук, доцент кафедры

ПАТРИОТИЗМА И ГЕРОИЗМА НА общественных дисциплин ХПИТУТ

ЗАПАДЕ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В НОВОЕ (Таджикистан, Худжанд) ВРЕМЯ (XVI - XVIII ВВ.)

ТАХДИЛИ ТА ЪРИХИЮ ФАЛСА ФЙ, Цураева Дилбар Ра^имхоцаевна, номзади

МОХЩЯТ ВА ПАДИДАХОИ илмуои фалсафа, дотсенти кафедраи фануои

ВАТАНДУСТИЮЦАХРАМОНЙДАР цамъиятии Донишкадаи политехникии

ГАРБ ВА ОСИЁИ МАРКАЗЙДАР Донишгоуи технологии Тоцикистон

ЗАМОНИНАВ(АСРХОИXVI- XVIII) (Тоцикистон, Хуцанд)

HISTORICO-PHILOSOPHICAL Juraeva Dilbar Rahimkhojaatvna, candidate of ANAL YSIS OF ESSENCE AND philosophical sciences, Associate Professor of the PHENOMENON OF department of social sciences under the TSULBP PATRIOTISM AND HEROISM IN THE (Tajikistan, Khujand), WEST AND CENTRAL ASIA DURING E-mail:[email protected] MODERN TIMES

Ключевые слова: патриотизм, героизм, свобода, фанатизм, религиозный герой, протестантизм, секуляризация

В статье впервые в сопоставительном анализе раскрывается сущность и явление патриотизма и героизма Нового времени (XVI - XVIII вв.) Запада и мусульманского Востока. Анализируется сущность патриотизма, проявляющаяся в искаженном явлении религиозного героизма и фанатизма, в сопоставлении с такими социальными явлениями, как свобода, свободомыслие и истинный героизм, послесредневековой эпохи. Прослеживается путь становления подлинного патриотизма и героизма в борьбе за свободу, равенство и справедливость на Западе и Востоке на примере Европы и Средней Азии. Выявляются и оцениваются отличительные черты исторического становления патриотизма на фоне социально-политического ракурса противостояния религии и философии, где религия основывается на догматизме и фанатизме, а философия - на свободомыслии, разрушающем оковы фанатизма.

Вожа^ои калиди: ватандустй, цаурамонй, озоди, таассуб, ца^рамони дини, протестантизм, секуляризатсия

Дар мацола бори нахуст дар мабнои тащили муцоисавй моуият ва зуууроти ватандустй ва цаурамонии замони Нав (XVI-XVIII) дар Fарбу шарци мусулмонй баррасй мешавад. Моуияти ватандустй , ки дар зуууроти тауриршудаи цаурамони динй ва мутаасиб мешавад, дар муцоиса бо зуууроти ицтимой, ба монанди озодй, тафаккури озод ва цаурамонони воцеии давраи пас аз асримиёнагй таулил карда мешавад. Роуи ташаккули ватандустии уацицй ва цаурамонй дар мубориза барои озодй, баробарй ва адолат дар Fарб ва Шарц дар мисоли Аврупо ва Осиёи Марказй баррасй мешавад. Муаллиф вижагиуои мутамоизи шаклгирии таърихии ватандустиро дар баробари пешинаи дидгоуи ицтимоию сиёсии муцовимати дин ва фалсафа муайян ва арзёбй менамояд, ки дар он дин ба эътицоди кур-курона ва тассубомез асос ёфта, фалсафа мубтанй бар андешаи озод асос ёфта, халои таассубро аз байн мебарад, арзёбй менамояд.

Key words: patriotism, heroism, freedom, fanaticism, religious hero, protestantism, secularization The article dwells on a comparative analysis beset with the essence and phenomenon of patriotism and heroism referring to the new time (XVI - XVIII cc) of the West and the Muslim East, for the first time. In her article the author analyzes the essence of patriotism, which is manifested in the distorted phenomenon of religious heroism and fanaticism, in comparison with such social phenomena as freedom, freethinking and true heroism of the post-medieval Epoch. The author traces the path of true patriotism and heroism in the struggle for freedom, equality and justice in the West and East on the example of Europe and Central Asia. She determines and assesses the distinctive peculiarities of the historical development of patriotism against the background of socio-political angle of confrontation of religion and philosophy, where religion is based on dogmatism and fanaticism, and philosophy, on free will, destroys the bondage of bigotry.

Патриотизм и героизм как социальное явление можно рассмотреть только через призму исторического процесса. Поэтому принцип историзма в исследовании феномена патриотизма и героизма является фундаментальным. Патриотизм и героизм является философскими понятиями и правомерно исследуется историей философией методом историко-философского анализа. История философии это, как некоторые думают, не чисто теоретико-абстрактное исследование, что привело бы к безосновательно ложным выводам, а именно каждый вопрос в истории философии решается на основе исключительно исторической действительности. Сущность принципа историзма, с точки зрения марксистского понимания, был раскрыт В.И. Лениным, что писал: «Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии эти явления проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь( 14, 232).

Патриотизм и героизм как феномен социального бытия, когда и как возникло, проследить динамику эволюционного развития, выявить в каждом историческом периоде тождество и отличие сущности этого феномена, является главной задачей нашего исследования. Поставленные задачи требуют глубокого, детального исследования в рамках научных диссертаций, но в силу ограниченного объёма научной статьи мы будем довольствоваться раскрытием только некоторых аспектов сущности и явления патриотизма и героизма в Новом веке Запада и Востока на примере Европы и Средней Азии ХУП-ХУШ вв. Становление патриотизма и героизма конца первого тысячелетия до н.э. было рассмотрено в нашей предыдущей статье (11, 18-32)

Чтобы осознать сущность патриотизма и героизма, первоначально надо понять социально-политические аспекты данного периода, показать отличительную черту Средневековья и Нового времени, ведь с изменением каждого исторического периода изменяется мировоззрение, что приводит к изменениям сущности всех понятий и явлений, бытующих в данное время.

Итак, бурное изменчивое Средневековье с его характерным религиозным мировоззрением и религиозным героизмом, противостоянием религии и власти стало преддверьем для дальнейшего развития и прогресса в эпоху Нового времени, которое свершилось на Западе и которое на Востоке, к большому сожалению, стало этапом дальнейшего упадка науки, рациональной философии, социальной жизни общества в целом. Упорная борьба народов Европы, направленная, прежде всего, на обретение духовной свободы, одержала верх над религиозным суеверием и фанатизмом Средневековья, открыв широкий простор для развития науки и философии, очищая их от всяких примесей схоластики и догматизма. В Новое время свободный дух народа воспрянул, он сбросил с себя «черную печать» рабства, наложенную церковью.

Начиная с конца средних веков, восточный религиозный фанатизм и суеверие, которые стал бичом в руках властителей и духовенства, для управления народом, безжалостно карали свободомыслящих людей, не давая им обрести свободу голоса. Власть духовенства наложила печать на разум человека, лишая его возможности свободно мыслить. Наука и философия были объявлены безбожными, еретическими учениями и выставлены за порог медресе. Наступил «век мрака». Восток находился под сильным гнетом и духовенства, и правителей, «черная печать» рабства на долгие века обрела власть над народом.

Если религия вторгается в политику и начинает властвовать в государственных делах, при этом забывая о своей духовной сущности, предаваясь мирским порокам, гоняясь за властью, то в этом обществе не будет прогресса, так как она налагает запрет на свободомыслие и науку в целом как на противодогматические учения. Патриотические чувства будут заменены религиозным фанатизмом, поглощающим национальное самосознание и вносящим раскол в единство нации. Так как ни одна религия в мире в своем понятии не едина и имеет много различных течений и сект, враждующих меж собой, фанатично не принимающих религиозных понятий друг друга. Очень трудно в этих условиях сохранять веротерпимость, ибо только просвещенный человек, одаренный лучом света знаний, понимающий сущность истинной религии, лишенный фанатизма, может проявить толерантность к любому вероисповеданию. Такому человеку присуще патриотическое чувство. Остальное же большинство, в силу своего невежества запутавшееся в сетях религиозных догм, навеки останется его пленником. Именно из этой среды выходят религиозно фанатичные люди, которым чужд патриотизм, они могут без угрызения совести пойти войной против не только других наций с иными убеждениями, но и против своего народа и даже против своей семьи.

Патриотизм и героизм - это явления, которые стоят вне религиозного фанатизма. Фанатизму чуждо здравомыслие, человек, находящийся в его плену, лишается разума.

В чем сущность патриотизма и фанатизма? В энциклопедическом словаре этики дано следующее определение фанатизма: «Фанатизм (лат. исступленный, жертвенник) - состояние сознания, при котором беззаветная приверженность некой идее соединена с игнорированием любых идей и пренебрежением ко всем тем реальным формам жизни, которые этой идее не соответствуют. Противоположностью фанатизма в отношении к идеалу является свобода духа и преданность истине, в отношении к людям - толерантность и милосердие, в отношении к себе - постоянное стремление к совершенству (подчеркнуто Д. Дж)» (5, 510).

Относительно патриотизма в философско-энциклопедическом словаре, приведено: «Патриотизм (от греч. слова - соотечественник, родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (14,67). На первый взгляд, из этих двух определений фанатизма и патриотизма можно сделать вывод, что патриотизму не чуждо явление фанатизма, как «беззаветная приверженность некой идее», но такое выражение фанатичного патриотизма есть самая крайняя форма патриотизма, а любая крайность есть искажение сущности. Фанатичный патриотизм в любой форме искажается и превращается в нетерпимость, зло и насилие, находя свое осуждение в глазах народа - это не есть истинный патриотизм. Патриотизм, как любовь к отечеству и преданность ему, есть потенциальный, духовный мир индивида. Патриотизм - это сущность, но еще не явление, а проявляется оно в действиях индивида в героизме. Проявление патриотизма в фанатизме, особенно в религиозном фанатизме, что по сути одно и то же, приводит к противоположному понятию, где сущность противостоит явлению. Любому фанатизму, как и религиозному фанатизму, присуща слепая вера, лишенная рационального понимания действительности.

Таким образом, две социально-культурные среды - Запад и Восток, вступившие в Новый век во всемирной истории, идут по противоположным путям, первый - навстречу прогрессу, свободе и независимости, преодолевая всевозможные социальные и религиозные преграды; второй - неминуемо катится вниз, все больше увязая в невежестве, которому подвергла его совместная власть монархов и духовенства, искореняя оставшихся преданных правому делу ученых и мыслителей, число которых с каждым веком становилось все меньше и меньше. Жертвами восточного фанатизма и политической борьбы стали выдающиеся персидско-таджикские поэты-мыслители, патриоты и защитники угнетенного класса.

В исследовании этого периода Европы неудержимо притягивает наш взгляд бурная эпоха, полная знаменательных событий, - это XVIII столетие, которое преимущественно связано с Францией. Не только Франция, но и вся Европа в Новое Время пережила век глубочайших социально-экономических и политических изменений. Но именно в XVIII в. во Франции произошла великая революция, переломившая феодальное господство, водворяя в общество новые социально-экономические отношения. Такие явления, как патриотизм и героизм, в Новое Время показали себя во всей своей истинной сущности. Восстание французского народа против поработителей, возросшее до свержения господствующей власти, стало символом свободы всемирного трудового народа. Свобода - это сила и основа патриотизма, достижение которой есть проявление патриотизма и героизма. Но что мы понимаем под свободой? В «Философском энциклопедическом словаре» определено: «Свобода -способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей» (14,569). Итак, свобода - это практическая деятельность индивида, достигающаяся посредством внутренней, духовной свободы субъекта и внешней социально-политической свободы общества. Свобода есть относительное понятие, которое имеет свои меры и границы дозволенного, переходя которые можно прийти к произволу. Г.В.Ф. Гегель утверждает, что «свобода как идеальность непосредственного и природного не есть нечто непосредственное и природное, но, напротив того, сперва нужно заслужить и приобрести ее, а именно посредством бесконечного воспитания, дисциплинирующего знание и волю»(6,91). Следовательно, в цивилизованном обществе естественное состояние еще не означает свободу, а наоборот - обозначает варварство, явление противоречащие цивилизации. То, что свобода добивается путем воспитания, знания и воли, обозначает, что оно неукоснительно приводит к борьбе как внутри личностной, так и социальной. Итак, свобода подразумевает свои существенные ограничения, которые целесообразны в цивилизованном обществе. Но когда свобода сверх меры ограниченна, привязывает человека и сковывает его волю, то это уже является проявлением рабства. Непомерные ограничения, возложенные на общество

церковью, были теми оковами, которые рано или поздно народ должен был сбросить, чтобы освободится от них. Но «пока религиозный дух был верховной судебной инстанцией, законодательной властью, а церковь - властью исполнительной» (13,69) народ находился под сильным духовным и социальным гнетом. И прежде всего духовная свобода стала необходимостью этого периода, которая в дальнейшем привела непосредственно к социальной свободе.

С наступлением новой эры средневековый рыцарь сбрасывает свой религиозно-рыцарский плащ и надевает боевые патриотическо-героические доспехи. Вся несостоятельность идеала, созданного религиозным рыцарем, которое невозможно было использовать в борьбе за свободу и независимость страны, оправдалась в Новое время. Б.В. Яковенко в своей книге «Мощь философии», в разделе «Философское донкихотство» точно определил сущность средневекового рыцарства: «Всякое донкихотство трагикомично в двух отношениях. Во-первых, оно поклоняется тому, что совсем не соответствует его идеалам. Во-вторых, оно борется с тем, что совсем не обладает свойствами, ему столь ненавистными. В обоих случаях трагикомично в донкихотстве несоответствие между мыслью и фактом, желанием и делом. Донкихотство - это жизнь во внутреннем противоречии с действительностью и самим собою» (16, 661). Донкихотство - это символ и трагизм рыцарства. Идеал средневекового рыцаря не соответствовал действительности, утратил свою потребность в Новое время, где народ стремился к реальным преобразованиям, а не иллюзорным восприятиям. Идеалом Дон Кихота в произведении Сервантеса был образ Дульсинеи, которой безгранично был предан вечно печальный и влюбленный рыцарь, во имя которой совершал безумные подвиги. Сервантес предостерег мир, который находился в течение нескольких веков под властью религиозного героизма, «...от слепоты, от забвения реальности, которое приводит к бесплодным жертвам, неразумной трате сил и душевных порывов»(2, 164) В обществе Новой эры рыцарь приобрел трагический и комический образ. Но за этим кроется не личная трагедия рыцаря и добродушный смех окружающих над героем, а страх мирных людей перед одержимыми безумными идеями фанатика - «религиозного героя». Религия и героизм - две абсолютно противоположные сущности, объединившись в неравном «браке», взаимно утратили свою подлинную суть и цель, первое - божественную добродетель; второе -служение отечеству во благо народу. От этого «брака» в наследие оставлен миру губительный для всего человечества «плод» - религиозный героизм, где общественные интересы были противопоставлены сугубо частным интересам. Религиозный героизм - это социальное явление, характерное и Востоку, и Западу. Но Европа своевременно опомнилась и остановила безумие религиозного героизма, расторгнув их чудовищное сожительство, дав полную свободу действия обеим сторонам, с безоговорочным жестким требованием не вмешиваться в дела друг друга. Секуляризация, происходившая по всем фронтам социальной жизни Запада, коснулась и этой стороны, не менее значительной области человеческой деятельности -героизма, дав ему вновь сосуществовать в гармонии с его подлинной основой и сущностью -патриотизмом. Однако процесс секуляризации происходил не мирным путем, а в ожесточенных противостояниях. Церковь не хотела добровольно сдавать свои позиции, приобретенные веками, давшие ей могущество и власть, перед которыми падали ниц не только простой народ, но и люди царской крови. Именно поэтому волна восстаний, пробежавшая по Европе в XVI в., имела религиозный характер. Так как подлинное «существенное содержание реформации: человек сам себя предназначает к тому, чтобы быть свободным»(6, 424). Поэтому практическая свобода не мыслима без духовной свободы.

Эпоха Возрождения, предшествующая Великой французской революции, была действительно героической борьбой прогрессивных умов против религиозного догматизма. Гуманизм и патриотизм этой эпохи из своих недр зародил Великую революцию. Средневековые предрассудки с инквизицией и Орденом иезуитов были беспомощны перед зарождавшейся светлой и новой эпохой. Торжество знания, гуманизм и патриотизм сплотили интеллигенцию, великих умов, образуя огромную силу, вовлекая народные массы в гущу исторической борьбы за прогрессивный и независимый мир. Свобода, равенство и справедливость - стали лозунгом революции, что достигается только путем проявления патриотизма и героизма, необходимость которых диктуется самой эпохой. Истинная сущность данного феномена в этой общественной борьбе относительно средневекового периода начинает совпадать с подлинным его явлением. Ведь истинный героизм проявляется в борьбе, где отстаиваются общественные интересы, а не частные, которые противопоставляются идеальным ценностям.

Несомненно, преддверием французской революции XVIII столетия стала религиозное восстание XVI в., духовная свобода дала возможность приобрести практическую свободу, что означало право частной собственности, свободу экономической и политической деятельности, право голоса: свобода слова и печати. Исходя из этого исторического опыта, Гегель утверждает: «Принцип, исходящий из того, что оковы могут быть сброшены с права и свободы без освобождения совести, что революция возможно без реформации, ошибочен»(6, 452) Роль реформации во французском революционном движении, по утверждению Гегеля, несомненно, является главной и решающей. Но в то же время, было много факторов, которые играли не менее важную роль в развитии революции. Этими главными факторами, содействующими решительным действиям революционного движения, которое привело к новым социальным формам, являются: процесс секуляризации, религиозные восстания, быстрый темп развития науки и философии, возникновение новых экономических отношений, полный разрыв со схоластическим учением. К этим факторам можно особо добавить также: национальное самосознание народа, ярко выраженные патриотические чувства в обществе, героизм борцов, понятие свободы в самосознании людей.

Все вышеназванные факторы, удачно переплетясь в одном историческом периоде, подготовили благоприятную почву для реализации революции. Все эти принципы являются главными воздействующими силами революционного движения, но мы хотели бы выделить наиболее главнейшее из них, без которого не было бы никаких действий, - это сознание свободы, что находится в основе патриотизма. Патриотизм не разделен от свободы, а свобода не отделена от патриотизма. Это два понятия, образующие единое целое. Без свободы не может существовать патриотизм, а без патриотизма свобода не имеет никакого смысла. Свобода, лишенная патриотизма, означает эгоистическую, субъективную свободу, где одновременно другие субъекты лишаются ее. Свобода - это понятие, которое объединяет в себе значения равенства и справедливости. Патриотизм же, лишенный понятия свободы, теряет свою сущность, служение всеобщему благу заменяется эгоизмом - служением только самому себе. Если принципы равенства и справедливости исчезнут, вместе с ними исчезнет и значение свободы, то патриотизм как понятие не будет существовать. Равенство - это основа свободы, только в свободном обществе все друг другу равны, так как они имеют политическую и экономическую свободу, равен только тот, кто свободен. Справедливость -это привилегия только свободных, поэтому в обществе не должно быть никаких проявлений рабства. Патриотизм, в основе которого находится свобода, борется за свободу, равенство и справедливость для каждого члена общества, а не только для себя. В Новое время патриотическая деятельность была направлена на достижение этой свободы, ибо только в том обществе, где эти основы защищены, государство может процветать и гармонично существовать в единстве власть и народ.

Если Запад, начиная с XV-XVI вв., рвался вперед к прогрессу, то Восток переживал закат своего былого могущества. Говоря Восток, мы здесь имеем в виду Среднюю Азию, когда, после падения Саманидской династии, таджики потеряли свое единство и независимость. Для того чтобы раскрыть сущность патриотизма и героизма периода XVI - XVIII вв., необходимо объективно оценить социально-политическую ситуацию Средней Азии, которая пришла в это время к полному упадку и раздроблению, здесь властвовали захватчики, стремившиеся полностью поработить народ, уничтожая его национальное самосознание. Исследование данного отрезка времени целесообразно надо начать с XIV - XV вв., с периода подъема национального единства и патриотизма, что обнаружилось в ходе борьбе против поработителей.

Период XIV - XV вв. ознаменован тимуровским правлением, который был копией чингизовского деспотизма и зверства. Сам Тимур был выходцем из «отюреченного монгольского племени барлас, обосновавшегося в Мавераннахре в XIII в.»(9,433). Именно в этот период, т.е. XIV в., возникает новое народное таджикско-иранское освободительное движение под названием «сарбедоры», которые выступили «против монголо-тюркских феодалов и их местных сторонников, чем вызвали к себе симпатии со стороны основной массы коренного населения Хоросана»(9, 431). В этот период сущность патриотизма и героизма совпала с их истинным явлением, до этого трансформировавшиеся в религиозный героизм. Религиозный героизм - это проявление сущности религиозного фанатизма, где значение отчизны обесценивается, оно обретает понятие космополитизма. Религиозный героизм - это борьба против всех и вся, по принципу - кто не снами, тот против нас. Соответственно, фанатизм в виде религиозного героизма полностью противостоит

патриотическому героизму, цель которого состоит в защите общественно-национальных интересов. Поэтому, когда над народом встает реальная угроза порабощения и уничтожения, тогда принципы религиозного героизма утрачивает свою самоцельность и уступает место подлинному героизму, совпадающему истинному патриотизму. Чувство национального патриотизма пробуждается в народе, соответственно, самоотверженный героизм проявляется не в защите чуждых абстрактных идей и идеологий, а в защите родины. Уже в 1337г. сарбедоры были известны в Хоросане, они, отвоевав город Сабзевар от монголо-тюркской власти, сделали его центром своего государства. Героически отстояв этот город, они так же добились освобождения от ига монголо-тюркской власти ряда городов, таких как Нишапур, Тус, Астарабад и др., завоевывая их, они образовали новое независимое государство. В 1353г. государство сарбедоров включала в свои владения весь западный Хурасан и Гурган. При этом лозунгом сарбедорского государства было - «добиться, «чтобы впредь ни один тюрк до самого Дня суда не смел разбивать шатра в Иране»»(9, 432). Угнетенный народ, который не знал покоя от военных действий монголо-тюркских династий, восстал на защиту своих национальных интересов. Призыв повстанцев к борьбе против завоевателей, обращенный ко всему трудовому народу, означал: «Лучше видеть нам свои головы на виселице, чем умереть от страха»(5,214). Само слово "сарбадор"(«сарбедор»), образованное из двух слов «сар» -голова, «ба дор» - на виселице, исходит от призыва повстанцев. Когда служение врагам -хуже смерти, когда смерть в бою за отчизну лучше, чем жизнь с позором, данная врагом, когда борьба идет не за жизнь, а на смерть, то они были готовы биться за каждый клочок земли своего края, за каждую улицу и дом своего города. Аристотель о проявлении мужества в «Никомаховой этике» дает такое объяснение: «Мужественным в собственном смысле слова оказывается тот, кто безбоязненно встречает прекрасную смерть и все, что грозит скорой смертью, а это бывает, прежде всего, в битве»(2,109) .Таким образом, патриотические чувства народа подтолкнули их к решительным действиям. Движение сарбедоров возникло и в городах Мавераннахра. По данным исторических источников известно, что «в западном Хорасане в 1337-1381 гг., т.е. на протяжении почти полустолетия, существовало государство сарбедоров, а в Мазандеране в 1350-1392 гг.»(5,216). Но почему сарбедорское государство, которое противостояло монголо-тюркскому господству и имело сильную опору трудового народа от самих низов до среднего сословия и хорошо оснащенную армию, не смогло укрепить свою власть? Сарбедорское народное движение, которое переросло в настоящую державу в Хорасане и в Мазендаране, возникло на основе патриотической освободительной борьбы. Сарбедорское явление в Самарканде было реакцией на опасность, угрожавшую со стороны кочевников. Народное движение, охватившее области Хорасан Мазендаран, а также ряд городов Мавераннахра, возникло на основе патриотико-героической идеологии. Организатором и идеологом народного движения сарбедоров был шейх г. Сабзевара Халифа, который был убит в 1335г. Дело Халифы возглавил его ученик - шейх Хасан Джура, военно-политическое освободительное движение сарбедаров также проходило под предводительством Ваджхуддина Масъуда, который в 1338 г. был объявлен султаном нового государства сарбедоров. В Хорасане земельные угодья господствующего класса переходили отличившимся в боях сарбедорам, образуя сарбедорскую знать - «бузургоне сарбедор»(9,432). Внутри нового государства появилась скрытая борьба за власть, которая привела к внутренним распрям, что стало причиной его скорого распада и полного уничтожения Тамерланом. Народ, который объединился под знаменем сарбедоров и содержал постоянную сарбедорскую армию в составе 22000 воинов, из-за неустойчивости и внутреннего раскола потерял веру в них, оказалось - «произошла лишь смена правящей верхушки». «Процесс перерождения народного движения в новое феодальное государство заметно ускорился»(9,433). Таджикский народ, на протяжении нескольких столетий находившийся под игом захватчиков, так и не смог восстановить былую независимость. Как известно, после столетнего тюркского господства тимуридов (ХГУв.), власть захватила узбекская династия Шайбанидов (1501г. - 1599г.), которая была заменена господством монгольской династии Аштарханидов (1599г. - 1756г.). В стране, где властителями стали чужеземные властители, государство, которое было разделено на мелкие ханства и не имело единства, в которой царили внутренние распри, беспрерывные междоусобные войны и не было единства народа и власти, свободный дух народа томился под сильным гнетом. Понятия свободы, равенства и справедливости приобрели мифический характер, отражённый в народных сказаниях, они поблекли и утратили своё значение в реальной жизни. Никто не был свободен, кроме ханов и чиновников, которые грабили и обирали народ, доводя его до

нищеты. Например, во время правления аштарханидов, были введены бессмысленные налоги, которые взимались за семь лет вперед. «Если с кого-нибудь причиталось одна таньга, с него взыскивали семь. В семьдесят раз возросли расходы на содержание чиновников диванов и арбобов (старост). С частных земель взыскивали такой поземельный налог, что владельцы отдавали эту землю даром, и никто не брал»(5,366). Все эти налоги были утверждены фикхом (мусульманская юриспруденция) и защищены шариатом, и каждый должен был подчиняться, такова была воля монарха, слово которого было законом. Зло, насилие, несправедливость оправдывались религией. Казий (судья) в своей деятельности, ловко манипулируя Кораном и шариатом, оправдывал виновного и наказывал невинного, при этом беда всегда сваливалась в дом бедняка и труженика, который зачастую оставался без крова и без средств существования. Поэт и мыслитель Мирзо Абдулькодыр Бедиль (1644-1721гг.) точно передает «справедливость» властителей этой эпохи:

Таков итог: праведность Корана В руках властителей - подобие капкана. Их «справедливость» - нищих уравнять... Притом с лихвой для своего кармана (1, 475).

Об отношении Бедиля к социальной несправедливости Н.Н. Садыкова пишет: «Бедиль считает большим социальным злом притеснение и насилие... Притеснителей он сравнивает с бешеной собакой, которая постоянно является источником бедствия. Однако мыслитель верит в торжество народа и сокрушение насилия» (12, 147). Именно вера и надежда на светлое будущее была для трудящего и угнетенного народа опорой, за которой, держась, народ вновь и вновь вставал на борьбу против притеснителей. Сильный контраст нищеты и роскоши, в котором пребывал народ и аристократия, воздвигал между ними стену вражды и ненависти. Именно эта социально-экономическая несправедливость стала причиной всех народных мятежей. Сильный социальный гнет этой эпохи, которая погрязла в фанатизмах, дервишских сектах, сковывал волю народных масс, не давая им освободиться от этих оков. Угнетенный народ не находил другого выхода кроме вооруженной борьбы из такой сложной ситуации, когда ни местно-городская, ни центрально-государственная власть не интересовалась состоянием народа, но не упускала ни малейшей возможности обогатиться за счет трудового класса, нещадно его эксплуатируя и доводя до отчаяния. О положении трудового народа этой эпохи Миробид Саидо Насафи (КУЛв.) пишет: Камень - хлеб богачей: получив, - убегает бедняк С окровавленным ртом! Так повсюду теперь повелось (1, 436).

Патриотический дух народа проявлялся в борьбе, прежде всего, за справедливость. Справедливое отношение к трудовому народу - таково было главное требование угнетенного класса, который был лишен элементарных прав. Как ни старались эмиры подавить мятежи, они не смогли сломить патриотический дух народа, который время от времени поднимался, сокрушая возведенные порядки феодалов, наводя ужас в их жалкие души.

Исходя из анализа сущности и явления патриотизма и героизма в Новое время, народов Европы и Средней Азии, подведем итог.

Во всемирной истории путь, который выбрала Европа ради своей свободы и независимости, начав антиклерикальную борьбу, приобретая духовную свободу, внедряя секуляризацию в социально-политическую жизнь общества, дойдя до полного устранения феодального строя, оказался верным и оправданным историей. Патриотизм и героизм народов Запада были направлены по правильному течению, что дало возможность доплыть до спасительного берега, мужественно и стойко преодолевая ураганы и подводные камни в беспредельном и изменчивом океане всемирной истории.

Жестокая участь пала на долю таджикского народа, беспрерывная война тюрко-монгольских династий довела народ до полного отчаяния. Патриотический дух народа проявлялся в многочисленных восстаниях против угнетателей. Несколько раз народ одерживал победу, свергнув правителей больших областей, но эти победы были кратковременны. Опорой трона было духовенство, окутывавшее людей туманом невежества и фанатизма, и зло коренилось именно в нем. Народ не мог обрести свободу, не избавившись от этого тумана, так как именно политическая власть духовенства являлось препятствием к свободомыслию и прогрессу науки. И здесь мы должны провести четкую черту между истинной религией - чистой, справедливой и милосердной, без насилия и незапятнанной кровью, окрыляющей надеждой и верой, дарящей внутреннюю свободу и опору в жизни, и властью духовенства, погрязшего во лжи, обмане, пошлости и во всех мирских пороках, утратившего подлинно духовную сущность. Но свободный патриотический дух таджикского

народа не был сломлен, его самоотверженный героизм, потрясавший устои феодального

строя, сохранил надежду на светлое и независимое будущее своей страны.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антология таджикской поэзии. - Москва:Государственное издательство художественной литературы СССР, 1951. — 614 с.

2. Аристотель. Сочинения. Т.4/Аристотель. - Москва: Мысль, 1983. - 830с.

3. Артамонов, С.Д. Сорок веков мировой литературы. Литература эпохи Возрождения. Т.3./С.Д. Артамонов.- Москва, 1997. - 224 с.

4. Артамонов, С.Д. История зарубежной литературы XVIII века/С.Д. Артамонов, З.Т.Гражданская. -Москва, 1956. - 854 с.

5. Гафуров, Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая истори/Б.Г. Гафуров. Душанбе: Ирфон, 1989. - 371 с.

6. Гегель, Г.В. Философия истории/ Г.В. Гегель.- Санкт-Петербург, 2000. - 480 с.

7. Додихудоев, Хаёлбек. Философский исмаилизм/Хаёлбек Додихудоев. Душанбе, 2014.-405с.

8. Егер, О. Всемирная история. Новая история/О.Егер.- Санкт-Петербург, 1999. - 704 с.

9. История Востока. Восток в средние века. Т. 2. Москва, изд. «Восточная литература» РАН -2000. - 433 с.

10.Монтень. Опыты/ Монтень. - Москва, 1991. - 400 с.

11.Патриотизм и героизм: сущность и явление. (Сравнительный историко - философский анализ понятий патриотизма и героизма на Западе и Востоке в конце первого тысячелетия до н.э.) //Вестник. ТГУПБП № 3 (68), 2016. - С. 18 - 32

12.Садыкова, Н.Н. Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля/Н.Н. Садыкова. - Душанбе, 2003. - 300 с.

13.Фейербах. История философии. Т. 1/Фейербах.- Москва, 1974. - 544 с.

14. Философский энциклопедический словарь. - Москва: Изд. Советская энциклопедия. Изд.2, 1989. - 840 с.

15.Этика: Энциклопедический словарь. ИФ РАН. - Москва: Изд. Гардарики, 2001. - 510 с.

16.Яковенко, Б.В. Мощь философии/Б.В.Яковенко.- Санкт-Петербург 2000.- 850 с.

REFERENCES:

1. Anthology of Tajik Poetry. - M., 1951. - P. 614.

2. Aristotle. Compositions. - V. 4. - M.: Thought, 1983. - P. 830.

3. Artamonov S.D. Forty Centuries of World Literature. Literature of the Renaissance. - V.3. - M., 1997. - P. 224.

4. Artamonov S.D., Grazhdanskya Z.T. The History of Foreign Literature Referring to the XVIII-th Century. - M., 1956. - P. 854.

5. Bobojon B. G. Tajiks. The Ancientest, Ancient and Medieval History. - Dushanbe: Cognition, 1989. - P. 371.

6. Hegel G.V.F. Philosophy of History. - SPb., 2000. - P. 480.

7. Dodikhudoyev Khayolbek. Philosophical Ismailism. - Dushanbe, 2014. - P. 405.

8. Jaeger O. The World History. New History. - SPb., 1999. P. 704.

9. The History Orient. The Orient in the Middle Ages.-V.2. -M.: Oriental Literature, -2000. - P. 433

10.Monten. Experiences. - M., 1991. - P. 400.

11.Patriotism and Heroism: the Essence and Phenomenon. (Comparative historical and philosophical analysis beset with the concepts of patriotism and heroism in the West and East at the end of the first Millennium BC) // Bulletin of TSULBP. № 3 (68) 2016с. - P. 18 - 32.

12.Sadykova, N.N. Mirzo Abdulkodir BediFs Philosophical Anthropology.-Dushanbe, 2003.-P. 300.

13.Feuerbach. History of Philosophy. - V. 1, - M., 1974. - P. 544.

14.Philosophical Encyclopedia. The 2-nd edition. - M.: Soviet Encyclopedia, - 1989. P. 840.

15.Ethics Encyclopedia. IF RAS. - M.: Gardariki. 2001. - P. 510.

16.Yakovenko B.V. Power of Philosophy. - SPb., 2000. P. 850

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.