Научная статья на тему 'Историко-философский аксиологизм и его основные разновидности (к постановке проблемы)'

Историко-философский аксиологизм и его основные разновидности (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булычев Игорь Ильич

The axiological schools and trends can presumably fall into two principal forms: anthropological and scientific. In its turn, each of them enjoys two varieties. Anthropologism can be naturalistic (L. Feuerbach, social Darwinism) and religious (P. Chaadayev, N. Fedorov, V. Soloviev) and scientism can be positive (J. Lamettrie, E. Condillac, A. Comte) and humanistic, or cultural (C. Helvetius, J. Condorcet, J. Bentham).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL AXIOLOGISM AND ITS MAIN VARIETIES: ON THE POSITING OF THE PROBLEM

The axiological schools and trends can presumably fall into two principal forms: anthropological and scientific. In its turn, each of them enjoys two varieties. Anthropologism can be naturalistic (L. Feuerbach, social Darwinism) and religious (P. Chaadayev, N. Fedorov, V. Soloviev) and scientism can be positive (J. Lamettrie, E. Condillac, A. Comte) and humanistic, or cultural (C. Helvetius, J. Condorcet, J. Bentham).

Текст научной работы на тему «Историко-философский аксиологизм и его основные разновидности (к постановке проблемы)»

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АКСИОЛОГИЗМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ (к постановке проблемы)

И.И. Булычев

Bulychev I.I. Historical and philosophical axiologism and its main varieties: On the positing of the problem. The axiological schools and trends can presumably fall into two principal forms: anthropological and scientific. In its turn, each of them enjoys two varieties. Anthropologism can be naturalistic (L. Feuerbach, social Darwinism) and religious (P. Chaadayev, N. Fedorov, V. Soloviev) and scientism can be positive (J. Lamettrie, Ё. Condillac, A. Comte) and humanistic, or cultural (C. Helvétius, J. Condorcct, J. Bentham).

В предшествующем номере журнала автор выдвинул идею нетрадиционной классификации гносеологизаторских направлений мировой философской мысли. В данной заметке предлагается алгоритм классификации еще одного вида историко-философского мышления - аксиологиза-торского. В его основе лежит определенный способ оценивания действительности, в то время как познавательные процедуры имеют здесь скорее вспомогательное значение.

В первом приближении все аксиологи-заторские школы и течения, с известной долей условности, мы вправе разделить на два основных подвида: антропологический и сциентистский. Первый акцентировал внимание на устойчивых (социально-природ-ных) связях человеческой жизни, второй, напротив, главенствующую роль отводил изменчивым факторам человеческого бытия. Классическая философская антропология в наибольшей степени нашла свое воплощение в творчестве Л. Фейербаха и связана с постулатом о "неизменной" (преимущественно биологической) природе человека. Классический сциентизм (в расширительном истолковании этого термина) характерен для работ Ф. Бэкона, Г. Гегеля и отводит особое место научнопознавательной деятельности и связанному с ней человеческому опытному знанию.

В свою очередь, каждый из двух указанных подвидов также имеет две основные разновидности. В частности, антропологический аксиологизм целесообразно раз-

делить на религиозный и натуралистический, а сциентистский - на позитивистский и гуманитарный.

Натурализм абсолютизирует природную компоненту человеческого бытия, придает ей наиболее существенное значение (социал-дарвинизм, географическая, демографическая, биоорган ическая и им подобные школы). Вторая - религиозная - версия классического философского антропологизма, напротив, отрывает человека (особенно его нравственно-духовную сторону) от природного мира и постулирует тезис о детерминированности человеческого существования каким-то свсрхприрод-ным началом (Богом, Абсолютом). Весьма показательна в данной связи русская религиозно-философская антропология (П. Чаадаев, Н. Федоров, Вл. Соловьев и другие).

Классическая сциентистская ориентация позитивистского толка (в несколько нетрадиционном понимании этого термина) получила весьма мощное развитие у представителей эпохи Просвещения (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк), а позднее у О. Конта, Г. Спенсера и других. Второй разновидностью следует считать гуманитарный, или культурный, сциентизм, усматривающий движущую пружину социальной эволюции в цивилизиционной деятельности, причем доминирующее значение отводится преимущественно гуманитарному знанию, а также политике, праву или морали (К. Гельвеций, Ж. Кондорсе, И. Бснтам) и так далее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.