ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ КГУФКСТ)
Старший преподаватель Л. Г. Битарова, кандидат исторических наук, доцент Ю. Г. Бич, кандидат исторических наук, доцент Л. В. Писарев,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Гуманистическая направленность образования в сфере физической культуры и спорта определяет главную цель - воспитание личности, самостоятельно определяющей свой жизненный и профессиональный путь, формирование гражданской, социальной, политической, нравственной позиции студентов-спортсменов. Гуманитаризация как средство полидисциплинар-ности и гуманизации образования предполагает права студента на получение знаний о закономерных взаимосвязях человека с природой, культурой, обществом, государством; умение ввести учебную дисциплину в систему жизненных смыслов и ценностей, стимулирующих познавательный компонент учебной деятельности; способствует пробуждению интереса, осознанной мотивации и потребности в присвоении, критическом осмыслении полученной информации. Это является методологическим базисом полипарадигмальности гуманитарного образования в сфере физической культуры и спорта.
Ключевые слова: полидисциплинарность, полипа-радигмальность, гуманитарное образование, гуманитарная методология, принцип историзма, цивилизаци-онный подход, малая Родина, гражданственность, патриотизм.
Современное вузовское профессиональное образование характеризуется полидисциплинарностью, где нет жесткой последовательности, преемственности курсов, и полипарадигмальностью научных исследований, опирающейся на ведущие теории, концепции, идеи различных сфер гуманитарного познания.
В современных условиях актуальной проблемой в
профессиональном становлении студентов в системе социально-гуманитарных и теоретических знаний является формирование концептуально-методологической базы активизации гуманитарного образования. Развитие у молодежи активной жизненной позиции, гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за настоящее и будущее России невозможно без философско-методологических установок, а также знания прошлого, отечественной истории и истории своего региона. В решении этих задач значимую роль играют курсы «Философия» и «Отечественная история», которые разрабатывают свои теории, включающие систему закономерностей, законов, категорий, обобщенных знаний, накопленных в процессе развития этносов, цивилизаций. В данном исследовании рассмотрены следующие аспекты активизации гуманитарного образования: функции исторической науки и подходы к ее изучению; принципы и методы изучения объективных законов истории и философии студентами КГУФКСТ; региональный компонент в историческом образовании; духовно-нравственный аспект и формирование ценностных ориентиров у студенческой молодежи.
Современные задачи гуманизации высшего профессионального образования требуют осмысления принципов базовых дисциплин философского и исторического профиля. Без знания прошлого, отечественной и региональной истории невозможно формирование мировоззренческой культуры личности. Историческая наука разрабатывает свою теорию, включающую систему закономерностей, законов, категорий, обобщенных знаний, накопленных в процессе развития этносов, цивилизаций. Для студентов университе-
тов физической культуры и спорта актуальными в современных условиях стали социальные функции исторической науки как часть процесса её интеграции в мировую науку познания прошлого. Гражданская ответственность за судьбу Отечества делает необходимым исследование причин этнических конфликтов и социальных потрясений, порождающих политические кризисы. Также позволяют формировать активную жизненную позицию спортсмена, тренера, менеджера, учителя в школе гносеологическая (познавательная), практическая, мировоззренческая и социально-критическая, воспитательная функции философии.
Первая из функций предполагает познание исторического процесса, теоретическое обобщение исторических и теоретических фактов, выявление основных направлений развития истории. Здесь нас интересует история как процесс познания во времени. В курсе «Отечественная история» рассматриваются возникновение, становление и функционирование государства на всем протяжении его истории. Познавательная функция включает изучение исторического пути России, анализ событий, фактов.
Практическая функция позволяет на основе теории истории осмыслить закономерности исторического процесса, помогает выявить варианты и динамику развития общества, выработать рекомендации оптимального варианта действий как государства, так и сферы физической культуры и спорта.
Мировоззренческая функция в изучении истории Отечества и философии помогает выработать научное мировоззрение, общую картину мира. Наша история дает документально подтвержденные точные данные о событиях и людях прошлого, опираясь на различные источники (материальные, духовные, изобразительные, фонические, информационные). Мы изучаем прошлое для понимания настоящего и предвидения будущего. В истории России есть факты, события, люди, оказавшие существенное влияние на судьбу мировой цивилизации и культуры. На каждом этапе исторического процесса выделяются рубежи, в значительной степени повлиявшие на всю всемирную историю. В эпоху Средневековья - это крещение Руси (988 г.) Владимиром I (Красное Солнышко), борьба Руси против угрозы с Запада и Востока, роль Александра Ярославича Невского в ней; принятие ислама в XIV в. золотоордынским ханом Узбеком и возвышение Москвы; в 1480 г. - это создание независимого Московского Великого княжества Иваном III Васильевичем. В XVIII в. - это деятельность Петра I и Екатерины II, во многом определившая ход европейской истории, победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. Историю XX в. невозможно представить без Октября 1917 г. и победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Изучение и осмысление данных фактов отечественной истории дает людям историческую перспективу, насыщает процесс познания философскими концепциями о судьбах России и месте в мировом историческом процессе, росте национального самосознания, а нашим студентам - перспек-
тиву развития физической культуры и спорта, международного олимпийского движения. Анализ исторических фактов способствует укреплению межпредметных связей, опирающихся на единый категориальный аппарат и раскрывающих динамику социального прогресса.
Воспитательная функция предполагает, что изучение отечественной истории формирует у студентов-спортсменов нравственные принципы, помогает прививать навыки к гуманистической политике. Знание нашей истории во всем её объёме формирует такие гражданские качества, как патриотизм, интернационализм, развивает нравственные ценности спорта и Олимпизма. Философские антиномии морали выявляют аксиологическую сущность категорий морального сознания (добро, ответственность, совесть и другие) с точки зрения гуманистических ценностей. Знание истории и философии прививает такие качества, как честь, долг перед обществом, гордость за свою Родину, позволяет глубже разобраться в трудностях и проблемах современного общества, влиянии его лидеров на человеческие судьбы. Отечественная история и социальная философия показывают, какие интересы отражают правящая элита, социальные группы, страны, что позволяет соотнести сословные, групповые, классовые интересы с общечеловеческими. При изучении отечественной истории применяются методы, используемые в межпредметных связях. Хронологически-проблемный метод предполагает изучение истории по периодам, темам, эпохам, а внутри их - по проблемам, исследует какую-либо одну сторону жизнедеятельности людей, общества, государства в последовательном развитии. Синхронический метод позволяет установить взаимосвязи между событиями, фактами, процессами, протекающими в одно и то же время в различных точках России. Применяются также периодизация, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический, социологический методы. На семинарских занятиях заслушиваются доклады и защищаются рефераты по темам учебного курса «Отечественная история», по истории своей малой Родины, истории вида спорта. При изучении истории народов Северного Кавказа все студенты II курса СКСТ готовят рефераты и выступают с докладами о народах региона, их традициях и современном состоянии, этнополитическом положении Северного Кавказа после распада СССР.
В истории и философии существуют два основных подхода - формационный и цивилизационный, обеспечивающие в целом осмысление истории общества, анализ которых помогает раскрыть внутренние и внешние факторы развития общества как системы. Формационный подход, выработанный К. Марксом и Ф. Энгельсом, вытекает из философской категории «общественно-экономическая формация» как исторически определённый тип общества, особая ступень в его развитии. Данная категория является центральной в социальной философии. Для неё характерны историзм и изучение каждого общества в его целостности, конкретный анализ типов общества, развитие которых подчинено при-
сущим им специфическим законам. Формация предстает особый социальный организм, отличный от других также принципиально, как и биологические виды. Выделяют следующие формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Данный подход к историческому процессу господствовал в советский период нашей истории, но актуален и сейчас.
В настоящее время преобладает цивилизацион-ный подход. Понятия «культура» и «цивилизация» появились в XVIII в. , когда французские философы-энциклопедисты определили цивилизованное общество, основанное на разуме и справедливости. Н. Я. Данилевский выдвинул идею обособленных, локальных «культурно-исторических типов», взаимоотношения которых находятся в непрерывной борьбе друг с другом. Он выделил четыре разряда их исторического проявления: религиозный, культурный, политический, социально-экономический. Исторический процесс выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым и перспективным с исторической точки зрения он считал славянство, наиболее полно отраженное в русском народе. О. Шпенглер определял цивилизацию как определенную заключительную стадию развития любой культуры и выделил её основные признаки: развитие техники и индустрии, деградация искусства и литературы, огромное скопление людей в возникающих мегаполисах, превращение народов в безликие «массы», что важно исследовать в условиях современной глобализации (теория круговорота «локальных цивилизаций»). Для него мировая история представляет сумму историй отдельных своеобразных относительно замкнутых цивилизаций. Научные подходы к истории общества позволяют раскрыть все глубинные процессы с точки зрения объективности.
Объективистский подход представляет собой систему научных принципов и методов исторического исследования, базирующихся на диалектико-материалистической теории исторического познания. Принципы - это основополагающие положения любой науки, исходящие из изучения законов истории, категория философско-логическая, существующая в сознании людей. Принцип историзма означает, что все исторические явления необходимо исследовать в последовательности: где, когда, вследствие каких причин эти события возникли, какими были сначала, как оценивались, как развивались с изменениями внешней обстановки и внутреннего содержания, как менялась его роль, какой путь прошли, какими стали сейчас и каковы перспективы. Данный принцип предполагает оценку события с точки зрения его времени. Принцип социального подхода исходит из изучения всего спектра социальных и классовых отношений в политике, экономике, духовной сфере, в противоречиях социально-классовой психологии и традиции, в межклассовых и внеклассовых противоречиях. Данный принцип приме-
няется при соблюдении принципов историзма и объективности.
Совершенствование личности студента университета физической культуры, спорта и туризма, повышение интеллектуального и патриотического потенциала невозможно без знания истории своей малой Родины, следовательно, активизируется роль элективных курсов «Краеведение» и «История народов Северного Кавказа». Особенно возрастает их значимость в соответствии с решением департамента образования и науки Краснодарского края (2004), по которому также включена в учебные планы вузов и дисциплина «История Кубани». В начале рассмотрения курса «Краеведение» обращается внимание на этапы становления краеведения как науки, начиная с XIX века. Одной из главных функций Краеведения является воспитание гражданских и патриотических качеств. Особое внимание в преподавании данной дисциплины уделяется уникальности природы нашего края. Изучаются памятники природы Кубани (а их около 500), которые делятся на несколько категорий - геоморфологические, комплексные, водные, ботанические. Все они имеют для студентов культурную, эстетическую, туристическую, оздоровительную и научную ценность. В крае сложилась сложная экологическая обстановка, и поэтому большой интерес представляет Красная книга Кубани, в особенностях которой предстоит разобраться студентам специализации «Социально-культурный сервис и туризм». Интереснейшей темой для исследования является «Древнейшее прошлое Краснодарского края». В ходе занятий объясняется причина древнего заселения территории края. Наш край (как и весь Кавказ) входит в район сапи-ентации Земли. Необходимо разобраться во множестве древних культур - такими как ямники, катакомбники, срубники; майкопская, дольменная культуры, носителями которых были меоты. При рассмотрении темы «Кубань в период появления первых государств» студенты посещают экспозицию Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника. В его материалах наглядно продемонстрирована жизнь древних городов-государств, образовавшихся как греческие фактории. Все они составили античное Боспор-ское царство с центром в г. Пантикапей. В музее также отражена история народов последующих эпох. Средневековый период представлен эпохой «Великого переселения народов», исследованием многочисленных кочевых племен. При изучении этой темы непременно используется карта края, прослеживаются основные векторы их передвижений. Пристальное внимание уделяется истории удивительной Таманской земли (первое славянское государство - Тьмутаракань) как исторического перекрестка различных народов и культур. Начиная исследовать вопросы военно-казачьей колонизации края, студенты знакомятся с Запорожским казачеством, история которого тесно связана с Кубанью, рассматривают этапы формирования Линейного казачьего войска, этническую основу которого составило русское население. При изучении социального размежевания
казачества обращается особое внимание на одно из ярких трагических проявлений этих процессов - Персидский бунт. В настоящее время, когда в средствах массовой информации активно обсуждается вопрос переименования города Краснодара в Екатеринодар, особо актуально звучит тема основания Екатеринодарской крепости. Сложной, противоречивой темой для исследования является Кавказская война (1830-1864 гг. ), при изучении которой необходимо учитывать многонациональную аудиторию студентов и присутствие в контингенте представителей кавказских народов. Рассмотрение вопросов развития края в ХХ веке начинается с экономического состояния Кубани в начале столетия. Изучаются социально-политическая ситуация, революционные события, происходившие на Кубани. Особое внимание обращается на проблемы так называемого «троевластия», на противоречия Гражданской войны, противостояние двух сил, которые выразились в движениях - «Ледяном походе» Белой армии и «Железном потоке» Красных частей. В этом эпизоде Гражданской войны отразился особый накал страстей на Юге России. Кубань в годы Второй мировой войны стала ареной многих ожесточенных сражений. Рассматриваются подвиги кубанцев в тылу и на фронтах войны, студенты восстанавливают историю своих станиц, городов. (Важным воспитательным смыслом наполнено задание по составлению своих родословных. ) Особое внимание уделяется быстрым темпам восстановления народного хозяйства, разрушенного фашистами. В завершение рассмотрения исторических вопросов изучается современная ситуация на Кубани и перспективы развития края в XXI веке. Учитывая полиэтничность региона, целесообразно разобраться с лингвистической классификацией народов мира, какие языковые семьи и ветви населяют территорию Кубани. Из 120 этносов, представленных на территории края, 20 - крупные компактно проживающие. Именно их культурные традиции следует изучать особо, что должно пробудить взаимоуважение разных народов друг к другу. При изучении этой темы студенты посещают выставку «Кубанская старина» Краснодарского музея-заповедника, постоянную экспозицию и выставки художественного музея им. Коваленко. Преподавание краеведения ведется с учетом специализации студентов.
В формировании духовной культуры личности студентов-спортсменов и расширении их образовательного пространства большую роль играют религиоведческие знания, приобретаемые в процессе изучения философских дисциплин. Условно можно выделить анализируемый тезаурус: религиозное сознание, религиозная деятельность и религиозные организации. Все эти составляющие необходимо знать студентам в ходе изучения гуманитарных наук. Принято отличать секты, которые возникают как оппозиционные течения внутри какой-то церкви, особенно некоторые старинные секты, которые со временем превратились в мощные религиозные течения, и «однодневки», созданные либо психически больными людьми, либо шар-
латанами. Студентам вуза предлагается не только изучить историю религии, но и уяснить проблемы распространения сектантства на Кавказе, взаимоотношения церкви, государства с теми социальными группами, которые откололись от официального православия. Кавказ в геополитике России был и остается одним из самых значимых регионов, поэтому межконфессиональные отношения имеют здесь большое значение. В вузе анализируются вопросы негативного влияния на общественное сознание следующих кубанских сект: скопцов, духоборов, молокан, жидовствующих, иеговистов, «белое братство», «аум сенрикё» и других.
В курсах «Этика» и «Эстетика» особое значение придается идеалам художественного воплощения красоты и величия человека, гармоничной всесторонне развитой личности, сформированные гуманистами эпохи Возрождения. Стремление к абсолютной гармонии бытия, основанной на гуманизме красоты, находит яркое воплощение в преподавании курсов гуманитарного профиля. Проблемы поиска мировой гармонии в физической культуре особенно актуальны в условиях глобализации и интеграции современной социокультурной динамики общественного развития. Идеалом современной мировой гармонии считается гуманистическая личность, которая должна формироваться как духовно богатая, обладающая физическим здоровьем.
Исследование проблем поиска идеалов мировой гармонии, изучение истоков формирования всесторонне развитой личности в сфере физической культуры привели к разработке философско-гуманистической концепции Олимпизма. В основе этой концепции лежат аксиологические, эстетические, гуманистические ценности человеческого существования, разработанные историей философской мудрости, что находит отражение в курсах гуманитарных дисциплин. «Идея гармонии» как изначальной целостности, выраженная в единстве телесного и духовного, нашла отражение в практике спортивных состязаний, а также в системе образования и воспитания, где интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое развитие сопряжены между собой в едином процессе. Важным фактором культурного развития Древней Греции были Олимпийские игры (в честь Зевса Олимпийского, устроенные впервые в 776 г. до н. э. ), позже Пифийские игры в Дельфах, Истмийские в честь бога Посейдона в Коринфе и Немейские. Игры носили религиозный характер и требовали от человека соблюдения определенных моральных норм, добродетелей: не применять силу (прекращение войн во время проведения Игр), делать добро людям, быть честностными, справедливыми, мужественными, выносливыми. Физическое совершенство и добродетельный образ жизни становятся главными принципами воспитания. Необходимость физического совершенствования увязывается со здоровьем человека и подготовкой его к деятельности. Организационная система физического воспитания завоевывала права гражданства в педагогике, психологии, фило-
софии. Педагоги-гуманисты, врачи эпохи Возрождения - И. Меркуриолис, П. Верджерио, М. Веджио, Ф. Рабле, М. Монтень, признавали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека, отводили воспитательную роль детским играм и выступали за предоставление простора свободным проявлениям личности ребенка. Утверждение телесности как фрагмента единого, целостного человеческого существа, включенного в систему мироздания, определяло значимость его духовного совершенствования, а также формировало идеал гармоничной всесторонне развитой личности. Русская философская мысль развивала представления о премудрости Божьей (Софии), разуме (ноосфере). А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Ф. Федоров подчеркивали, что значение гармонично устроенной личности в истории определяется пониманием народных потребностей: личность нельзя оторвать от социальной среды, и она есть продукт всех окружающих социальных условий. Великий русский педагог К. Д. Ушинский придерживался точки зрения о необходимости всестороннего изучения человека, и процесс образования видел в неразрывной связи с физическими упражнениями, где одно из основных требований - соединение физического воспитания с духовным. В ХХ-ХХ! веке в связи с изменившейся социокультурной ситуацией идеалы гармонии в физической культуре приобретают еще более актуальный характер. П. Ф. Лесгафт разработал понимание художественной гармонии в сфере физической культуры и спорта. Он писал о деятельности человеческого организма как о составной части общей цели воспитания и образования, призванной содействовать большей сознательности в проявлениях и действиях молодого человека и устойчивости его нравственного характера. Следовательно, опираясь на соответствующие знания в образовании студентов, можно решать задачи по системному формированию и совершенствованию необходимых в жизни двигательных умений и навыков. В этих условиях философская концепция Олимпизма требует осмысления студентами следующих принципов:
- антропного, то есть человек - главная преобразующая сила, способствующая построению лучшего мира путем воспитания молодежи средствами спорта;
- ноосферного - концентрация энергии человеческой культуры, космическая сила, которая подтверждает величие человека в спорте, его колоссальные, потенциальные возможности;
- синергетического, то есть осмысление роли Олимпизма на различных уровнях (во внутреннем мире спортсмена, в коллективе: команда, спортивное общество, спортивный комитет; в социальном мире (на межгосударственном уровне и образовательном пространстве);
- биоцентризма как философии жизни, возвышающей и объединяющей в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума с целью охраны окружающей среды;
- социокультурного принципа, так как спорт созда-
ет субкультуру, характеризующуюся собственной идеологией, системой норм и ценностей;
- гуманитарного, то есть преобладание гуманистического мышления в спорте над технократическим.
Данные принципы нашли отражение в Олимпийских традициях Кубани, рассмотрение которых предлагается в элективных курсах. С 1911 года в Екатеринода-ре стали регулярно проводиться «Олимпийские игры», в которых принимали участие воспитанники средних учебных заведений. В настоящее время в сложившихся взрывоопасных социально-политических условиях необходимо искать новые возможности укрепления добрососедских отношений. Спорт и олимпийские идеи могут стать основой примирения, сближения, взаимообогащения культур северокавказских народов. Спортивные состязания в этом регионе имеют большой гуманистический потенциал, что усиливает воспитательный и нравственный компоненты в образовании студентов, рекордсменов мира и Европы. 8 июня 1989 года создана Региональная Олимпийская академия Юга Российской Федерации (ОАЮР) (приказом Госкомспорта РСФСР за № 294), которая в настоящее время объединяет 10 регионов (семь северокавказских республик, Краснодарский, Ставропольский край и Ростовская область). Студенты должны знать, что в эмблеме ОАЮР присутствует стилизованное изображение Кавказских гор, а рукопожатие является символом мира и дружбы между регионами Юга России.
Изучив базовые концепты гуманитарного образования специалистов высшей школы, научный коллектив делает следующие выводы: в решении задач формирования у студентов университета физической культуры и спорта профессиональных качеств, чувства гражданственности, ответственности за настоящее и будущее значимую роль играют историческая и философская наука. Актуальными в современных условиях стали социальные функции истории и философии, раскрывающие процесс интеграции теории физической культуры и спорта в мировую науку познания прошлого. Без восстановления и сохранения национального прошлого, его места во всемирной истории, роли, значения ФКиС как для отдельной личности, так и общества в целом невозможно сформировать активную жизненную позицию спортсмена, тренера, менеджера, учителя в школе. Гражданская ответственность за судьбу Родины делает необходимым изучение причин этнических конфликтов и социальных потрясений, порождающих политические кризисы, что усиливает значимость элективных курсов исторического и философского профиля. Знание истории своей малой Родины - Кубани развивает такие нравственные категории, как честь, долг перед обществом, гордость за свою Родину, формирует у студентов такие гражданские качества, как патриотизм, интернационализм, совершенствует моральные и нравственные качества личности спортсменов. Изучение истории религии должно занять достойное место в процессе гуманизации образования, духовном совершенствовании бакалавров и магистров. Исследова-
ние проблем поиска идеалов мировой гармонии, изучение истоков формирования всесторонне развитой личности в сфере физической культуры раскрывают аксиологические, эстетические, гуманистические ценности человеческого существования и моральных норм Олимпизма, разработанные историей философской мудрости. Изучение как истории Отечества в целом, так и истории малой Родины, истории развития физкультуры и спорта на Кубани имеет большое воспитательное и образовательное значение для студентов КГУФКСТ.
Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и администрации Краснодарского края, проект № 09-01-38104а/Ю.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антология античной философии. - М. : Олма-Пресс, 2001. - 440 с.
2. Столбов, В. В. , Финогенова, Л. А. , Мельникова, Н. Ю. История физической культуры и спорта. - М., 2000. - 568 с.
3. Ключевский, В. О. Краткое пособие по русской истории. -М. , 2003.
4. Мунчаев, Ш. М. , Устинов, В. М. История России. - М. , 2005.
HISTORICAL-PSYLOSOPHICAL COMPONENTS OF FLIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT (KSUPEST EXAMPLE TAKEN AS AN)
L. Bitarova, Senior Teacher, Yl. Beach, Candidate of History, L. Pisarev, Candidate of History,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.
Human direction of the education in the sphere of physical education and sport defines the main good - upbringing of a person, decising his (her) life and professional way, forming civic, social, political, moral students - athletes position. Humanitarization presupposes the students 'rights to get knowledge about the man's real interconnections; the ability to make an academic discipline a part of the system of life senses and
value; it contributes to the interest appearance, realized motivation and needs. It may be considered one of the methodological basis of polyparadigmal humanitarian education in the sphere of physical education and sport.
Key words: polydisciplinary behaviour, humanitarian education, humanitarian methodology, the principle of historism, civilizational approach, civilization, patriotism.