Научная статья на тему 'Историко-философские и практические аспекты освоения камня в человеческой культуре'

Историко-философские и практические аспекты освоения камня в человеческой культуре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
744
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ / ПЕТРОАРХЕОЛОГИЯ / ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ПАЛЕОЛИТЕ / ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КАМНЯ / ДРЕВНИЙ ВОСТОК / СРЕДНИЕ ВЕКА / МИРОВАЯ КУЛЬТУРА / ESOTERIC PROPERTIES OF А STONE / UPPER PALEOLITHIC / PETRO-ARCHEOLOGY / MOVEMENT IN THE PALEOLITHIC / ANCIENT EAST / THE MIDDLE AGES / WORLD CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юргенсон Георгий Александрович, Мороз Павел Валерьевич

Статья посвящена проблеме влияния камня на культуру. Прослежена связь между человеком и камнем на протяжении длительного периода становления человеческого общества. Камень являлся важнейшим технологическим материалом древности, о чём наглядно свидетельствуют археологические культуры, полностью основанные на минеральном сырье. На примерах археологических памятников Западного Забайкалья обосновывается доминантное влияние сырья на материальную культуру.Другим важным выводом является то, что камень являлся элементом эзотерических знаний на Древнем Востоке. Древние цивилизации традиционно уделяли камням, особенно самоцветам, ведущую роль в обрядах, а также применяли их в качестве лекарственных средств. Это явление было свойственно как странам Востока, так и античной и современной европейской цивилизации.На примере древних цивилизаций Египта, Месопотамии, Индии и Передней Азии даётся описание применения полудрагоценных и драгоценных камней в оккультной практике и повседневной жизни. Также рассматривается значение и роль камня в становлении и развитии европейской цивилизации. Даётся характеристика применения минерального сырья в качестве строительного материала и предметов роскоши.В качестве выводов озвучиваются несколько положений. Во-первых, рассматривая археологические данные по каменному веку, делается заключение о том, что человек обладал высоким уровнем обработки камня для производства орудий. Вовторых, в эзотерике наиболее активно применялись разновидности берилла (изумруд, аквамарин, гелиодор), корунда (рубин и сапфир) и кварца (горный хрусталь, аметист, дымчатый кварц, халцедон, яшма), а также гранат, лазурит и бирюза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical-Philosophical and Practical Aspects ofStone mastering in Human Culture

The article is devoted to the questions of stone influence on culture. The connection between man and stone over long period of the human society formation is traced in this paper. A stone is an important technological material of antiquity as it is illustrated by the archaeological cultures which are entirely based on mineral raw materials. A dominant influence of raw on culture is justified with the examples of the archaeological sites in Western Transbaikalia.Another important conclusion is that stone is an element of esoteric knowledge of the Ancient East. Ancient civilizations traditionally gave the stones, especially semi-precious and precious ones, the leading role in the ceremonies, and besides they used them as medicines. This phenomenon was peculiar to both countries: the Ancient East and the modern European civilization.On the example of the ancient civilizations of Egypt, Mesopotamia, India and Front Asia there is a description of usage of semi-precious and precious stones in occult practice and everyday life. The importance and role of stone in forming and development European civilization also discusses. A characterization of the mineral raw materials use as a building material and luxury goods is given.In conclusions the several positions are given. Firstly, considering the archaeological data of the Stone Age, it is concluded that man had a high level of handling for the production of stone tools. Secondly, the most actively used in esoteric varieties are: beryl (emerald, aquamarine, heliodor), corundum (ruby and sapphire), and quartz (rock crystal, amethyst, smoky quartz, chalcedony, jasper), as well as garnet, lapis lazuli and turquoise.

Текст научной работы на тему «Историко-философские и практические аспекты освоения камня в человеческой культуре»

УдК 903.01(571.54/55)

ББК Т3(0)2 (2Р54)

Георгий Александрович Юргенсон,

доктор геолого-минералогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г.Чита, ул. Александро-Заводская, 30), Институт природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук (672014, Россия, г.Чита, Недорезова, 16а) e-mail: yurgga@mail.ru Павел Валерьевич Мороз, кандидат исторических наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г.Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

e-mail: frostius.81@mail.ru

Историко-философские и практические аспекты освоения камня в человеческой культуре1

Статья посвящена проблеме влияния камня на культуру. Прослежена связь между человеком и камнем на протяжении длительного периода становления человеческого общества. Камень являлся важнейшим технологическим материалом древности, о чём наглядно свидетельствуют археологические культуры, полностью основанные на минеральном сырье. На примерах археологических памятников Западного Забайкалья обосновывается доминантное влияние сырья на материальную культуру.

Другим важным выводом является то, что камень являлся элементом эзотерических знаний на Древнем Востоке. Древние цивилизации традиционно уделяли камням, особенно самоцветам, ведущую роль в обрядах, а также применяли их в качестве лекарственных средств. Это явление было свойственно как странам Востока, так и античной и современной европейской цивилизации.

На примере древних цивилизаций Египта, Месопотамии, Индии и Передней Азии даётся описание применения полудрагоценных и драгоценных камней в оккультной практике и повседневной жизни. Также рассматривается значение и роль камня в становлении и развитии европейской цивилизации. Даётся характеристика применения минерального сырья в качестве строительного материала и предметов роскоши.

В качестве выводов озвучиваются несколько положений. Во-первых, рассматривая археологические данные по каменному веку, делается заключение о том, что человек обладал высоким уровнем обработки камня для производства орудий. Во-вторых, в эзотерике наиболее активно применялись разновидности берилла (изумруд, аквамарин, гелиодор), корунда (рубин и сапфир) и кварца (горный хрусталь, аметист, дымчатый кварц, халцедон, яшма), а также гранат, лазурит и бирюза.

Ключевые слова: верхний палеолит, петроархеология, перемещения в палеолите, эзотерические свойства камня, Древний Восток, Средние века, мировая культура.

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 13-01-00024 © Юргенсон Г. А., Мороз П. В., 2014 143

Georgy Aleksandrovich Yurgenson,

Doctor of Geological and Mineralogical Sciences, Professor,

Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039), Institute of Natural Resources, Ecology and Cryology Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (16a Nedorezov St., Chita, Russia, 672014) e-mail: yurgga@mail.ru Pavel Valeryevich Moroz, Candidate of History, Transbaikal State University (30Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia,672039)

e-mail: frostius.81@mail.ru

Historical-Philosophical and Practical Aspects of Stone Mastering in Human Culture1

The article is devoted to the questions of stone influence on culture. The connection between man and stone over long period of the human society formation is traced in this paper. A stone is an important technological material of antiquity as it is illustrated by the archaeological cultures which are entirely based on mineral raw materials. A dominant influence of raw on culture is justified with the examples of the archaeological sites in Western Transbaikalia.

Another important conclusion is that stone is an element of esoteric knowledge of the Ancient East. Ancient civilizations traditionally gave the stones, especially semi-precious and precious ones, the leading role in the ceremonies, and besides they used them as medicines. This phenomenon was peculiar to both countries: the Ancient East and the modern European civilization.

On the example of the ancient civilizations of Egypt, Mesopotamia, India and Front Asia there is a description of usage of semi-precious and precious stones in occult practice and everyday life. The importance and role of stone in forming and development European civilization also discusses. A characterization of the mineral raw materials use as a building material and luxury goods is given.

In conclusions the several positions are given. Firstly, considering the archaeological data of the Stone Age, it is concluded that man had a high level of handling for the production of stone tools. Secondly, the most actively used in esoteric varieties are: beryl (emerald, aquamarine, heliodor), corundum (ruby and sapphire), and quartz (rock crystal, amethyst, smoky quartz, chalcedony, jasper), as well as garnet, lapis lazuli and turquoise.

Keywords: Upper Paleolithic, petro-archeology, movement in the Paleolithic, esoteric properties of a stone, Ancient East, the Middle Ages, world culture.

Введение. Камень на протяжении сотен тысяч лет использовался для изготовлений орудий труда, как строительный материал и в качестве предмета роскоши. Кроме того, ему приписывались эзотерические свойства, что делало его важнейшей составляющей амулетов и талисманов. Поэтому особое отношение к камню проходит через всю историю человечества. На заре овладения этим материалом человека в равной мере интересовали прикладные свойства, позволявшие использовать его в повседневной жизни как орудие труда для добычи пищи и оружие защиты от диких зверей.

Первостепенную роль камень играл на ранних этапах развития человечества - в

палеолите. В это время древний человек освоил множество технологических процессов, но первыми и важнейшими для становления цивилизации были приёмы, связанные с получением каменных орудий. Благодаря своим физическим свойствам каменные орудия являются самым древним свидетельством культуры. Именно грубые орудия, найденные совместно с палеонтологическими остатками древнейших гоминид, позволили отнести последних к роду Homo, а культура, проявленная в каменных орудиях - это то, что сделало специфически одарённых биологических особей людьми.

За время палеолита, или древнекаменного века, произошёл ряд важнейших собы-

1 The work is performed within the project 13-01-00024 of RHSF

тий биологической, социальной и технологической эволюции. В рамках последней были созданы десятки специальных систем обработки горных пород и получения каменных орудий, которые являлись инструментами первого порядка, позволявшими добывать и эксплуатировать другие виды природного сырья, такие как дерево, кость, шкуры и. т. д.

Утилитарная функция камня в доистории и истории Древнего Мира. В настоящее время в археологии палеолита всё большую значимость приобретают пе-троархеологические исследования, которые направлены на исследование взаимосвязи древнего человека и минерально-сырьевой базы, используемой им для производства орудий [11; 12]. Эта тенденция свойственна не только для зарубежных, но и для отечественных исследователей. Так петроархеоло-гические работы активно проводятся авторами в Забайкалье, а также совместно с коллегами на материалах Русской равнины [8].

В результате восьмилетнего цикла исследований были выявлены важнейшие взаимосвязи между камнем, использованным для производства каменных орудий, и человеком. Установлено, что в период поздней поры верхнего - финальном палеолите на территории современного Забайкалья существовали археологические культуры, ориентированные на использование в качестве сырья халцедона, кремня и яшмы [2]. Подобный сырьевой набор известен и в более раннее время, но он не доминирует над тёмноцветным и более зернистым сырьём, в то время как в период 20-10 т. л. назад камнесамоцветное сырьё абсолютно преобладает и во многом вытесняет разные эффузивы кислого и среднего состава.

Другим важнейшим аспектом связи между камнем и человеком в Забайкалье стало выявление взаимосвязи сырьевых районов [6] и древних коллективов в период поздней поры верхнего и финального палеолита [10]. Полученные данные ясно свидетельствуют, что древний человек превосходно разбирался в необходимой ему части практической геологии и безошибочно ориентировался в географических условиях региона при поиске и освоении запасов кремнезёмного сырья. Поэтому неслучайна тесная связь поселений древних обитателей Забайкалья и других регионов планеты с палеовулканами, которые являлись источниками камня высокого качества. Помимо этого, человек каменного века активно перемещался в пространстве в поисках запасов качественного сырья для производства орудий [3]. Эти факты ярко иллюстрируют теснейшую связь использо-

вавшихся технологий обработки камня с его свойствами и указывают на умение человека каменного века находить и выбирать необходимый ему каменный материал. Это определило необходимость выделения на стыке археологии, с одной стороны, и петрологии и минералогии, с другой, нового направления в науке - технологической археоминерагении -науки о познаниях древнего человека в области важнейшего для него минерального сырья и адаптации технологий его переработки в зависимости от его свойств [9].

В истории человечества можно выделить несколько этапов в отношении людей к камню. Например, академик А. Е. Ферсман, говоря о временах исторических, выделял три временных отрезка: «...мистическое поклонение на Востоке сменилось поклонением красоте в Греции, затем на смену чистому созерцанию камня пришла пышность, когда красота уступила лишь страсти к накоплению богатств» [4, с. 45].

В реальности история отношения человека к камню не только как к сырью, без которого просто нельзя жить, но и как к элементу поклонения и источнику красоты ещё более длительная.

Из археологических данных, подтверждённых этнографами и антропологами, известно, что наиболее простыми амулетами и украшениями, сохранившими своё предназначение до наших дней, являются зубы хищных зверей. Но там, где в руках первобытных людей оказывались камни, их предпочитали любому другому сырью.

Загадочный блеск и внутреннее сияние разноцветных рисунчатых агатов, несомненно, привлекали внимание человека. В обломках пустотелых миндалин он находил сверкающие гранями кристаллов щетки горного хрусталя. Постепенно, от тысячелетия к тысячелетию, значение поделочных и драгоценных камней неуклонно росло и явственно проявилось на заре древних цивилизаций Востока. И этому есть объяснение. Древнейшие государства Урарту, Ассирия и Вавилон, страны Индостанского полуострова, а также района Персидского залива располагались в поясе развития молодого вулканизма, связанного с зонами рифтов - глубоких и широких трещин в земной коре, по которым магма поднималась из мантии к поверхности Земли. Именно к зонам рифтов и вулканизма приурочены районы распространения камней-самоцветов группы кремнезема.

Одни из древнейших на Востоке изделия из халцедона и агата - цилиндрические печати-клейма купцов происходят из Месо-

потамии. Первые из них известны со времени IV тыс. до н. э. Уже в конце IV - начале III тысячелетия здесь расцвело искусство глиптики, имевшей больше производственное, чем художественное предназначение. Резные именные печати использовались для оттискивания на глиняных пробках сосудов и глиняных табличках символа владельца, либо иной информации. Эти печати сохранили до наших дней образы древних шумеров. Они свидетельствуют о технологиях, которыми владели люди исчезнувшей цивилизации. Пример точного художественного мастерства и совершенного реализма сохранила халцедоновая печать из г. Урук, которая датируется археологами периодом «Демдет-Наср», относящимся к концу IV - началу III тысячелетия до н. э.

Однако в раннединастический период, датируемый XXVIII-XXV вв. до н. э., реализм уступает место жреческим религиозным правилам: люди, в зависимости от сословной принадлежности, изображаются на халцедоновых печатях либо удлиненными, либо слишком укороченными.

Для господствующих особ и жрецов изготовляются предметы роскоши, что заложило основы ювелирного искусства. В захоронениях гробницы в г. Ур найдены бусы из цветного камня. На территории Палестины, в окрестностях Мегигдо, известны халцедоновые цилиндры-печати с мифологическими сюжетами, животным и растительным орнаментами, относящиеся к ХМ-ХШ вв. до н. э., времени дохристианского иудейского периода.

Первые магические знаки на халцедоновых печатях в виде животворного фаллического креста различных вариаций появляются значительно позже, во время так называемого касеитского периода (XVI-XШ вв. до н. э.) и начала I тысячелетия до н. э. Кроме того, в это время шумеры и хетты уже имели обычай укреплять самоцветы в глазницах скульптурных изображений божеств. Этот же обычай позже имел место в Сирии и в Греции. Отголосками связи драгоценных камней с человеческим глазом и глазами богов на Древнем Востоке являются сохранившиеся обычаи индийцев посыпать веки усопших толченым изумрудом. А в ассирийском языке слово «абан» (драгоценный камень) одновременно обозначало и «глаз». То же и в современном грузинском языке: слово «туали» означает одновременно «глаз», «драгоценный камень» и «колесо», точнее - то, что способно вращаться.

Особая роль уделяется самоцветам как носителям древних библейских преданий. В качестве символов судии-первосвященника тщательно описывается Наперсник - главный атрибут его священнодейства. Полагают, что украшали его аметисты, изумруды, алмазы и золото. Наперсник - это особый элемент одежды, надеваемый на «...грудь первосвященника с двенадцатью различными драгоценными камнями, на которых были начертаны имена двенадцати колен сынов Израилевых» [1, с. 503]. Однако никто его никогда не видел и в Библейской энциклопедии приведён лишь его карандашный рисунок.

Из истории средневековья и эпохи Возрождения известно множество примеров интриг, заказных убийств и войн с единственной целью захвата драгоценных камней. Все крестовые походы под прикрытием идеи возвращения «Гроба Господня» имели единственную цель захвата Иерусалима и богатств, оказавшихся в руках мусульман. Крестоносцы приходили отвоёвывать земли и истинные богатства в виде золота, камней и других реальных ценностей. Так постепенно драгоценный камень в Европе стал атрибутом королей светских и духовных.

Великий мастер-медальер и скульптор Бенвенуто Челлини, согласно его воспоминаниям [5, с. 73], был узником римских пап, для которых он создавал нетленные, как он говорил, «несказанные, неописуемые» творения.

С развитием горного дела в Германии, Испании, Британии, Франции в XIII веке в Европе вопреки влиянию церкви интенсивно развивается изучение рудных месторождений, руд и минералов. Огромное значение имела добыча и переработка агат-халцедо-нового сырья из верхне-мезозойских вулканических построек Идар-Оберштейн в Германии. Здесь впервые в Европе были изобретены шлифовальные мельницы для резки и шлифования агатов, а в качестве абразивов стали использовать кварцевые и гранатовые пески. В Богемии нашли месторождения пиропа, и этот красный камень стал широко использоваться для замены дорогих восточных рубинов. В Милане создали школу уникальных мастеров, умевших вырезать из целого кристалла горного хрусталя полые сосуды, украшавшиеся золотом, изумрудами и другими драгоценными камнями. Произведения этих мастеров хранятся ныне в Дрезденской галерее.

Но настоящее изучение камней-самоцветов в Европе началось с развитием наук о Земле с XVI-XVII вв. в связи потребностями горного дела. Расцвет минералогии начина-

ется с познания законов кристаллографии, химического состава минералов, изучения их физических свойств, успехов в познании законов оптики. В XIX веке с изобретением поляризационного микроскопа, с использованием законов распространения света, развитием оптической спектроскопии, современных методов физики минералов, получением первых продуктов минералогического синтеза появилась в минералогии на её стыке с ювелирным делом, эстетикой и коммерцией, учитывающей капризы моды, новая наука о ювелирных и поделочных камнях - геммология, её истоки уходят в глубь истории. Цветной камень ещё на заре цивилизации заворожил человека красотою окраски и совершенством форм. А блеск и сверкание граней природных кристаллов оказались вековой тайной, предметом поклонения.

Сакральные свойства камня. Культ камня как вещества с особыми свойствами восходит к глубокой древности. Древние египтяне разработали множество рецептов с использованием различных камней. Они широко распространились на Древнем Востоке, а затем, после похода Александра Македонского к границам Индии, эти рецепты, да и сами камни и культура их использования, были заимствованы македонянами и эллинами, а позже - римлянами и арабами. Во всех рецептах наряду с действительными целительными составами обязательно присутствуют магические и колдовские заклинания, которыми сопровождались прикладывания драгоценных камней к пораженным частям тела. Вера в магическое действие камней особенно распространилась в Индии и Месопотамии. Украшения из цветных камней были не только элементом одежды, изысканного убранства или отделки оружия. Они выполняли строго расписанные функции защиты от болезней, опасностей и влияния «дурного глаза». Различным камням предназначалась целительная роль в отношении определённых частей тела. Определённые камни считались наиболее полезными в определённые времена года. Именно эти представления и породили разработанные значительно позже календари камней-амулетов и камней-талисманов.

Ассирийцы и вавилоняне создали астральную систему минералов. Определенные минералы, которые люди умели различать, главным образом, по цвету (и лишь некоторые, разительно различающиеся, - по удельному весу), наделяли магическим свойствами. Астральная система минералов впоследствии была использована в религиях

народов Индии, иудаизме и христианстве. Связь определённых камней и металлов, их «посвящённость» определённым небесным светилам играла особую роль в науке о мире в древней Индии и Вавилоне.

Естественно, магия не составила всю философию религиозных астральных систем. Но она была её важнейшей материализованной практической составной частью, а сами камни были не только символами, но и носителями энергии Земли и других небесных тел. Ведь изучение Солнца, Луны и планет в наше время однозначно свидетельствует о единстве их элементного и минерального составов. Связь человека и всего живого с веществом планеты очевидна. Поэтому вполне понятно, что древние люди выводили свою жизнь из связей с космосом, из подчинения судьбы человека светилам и их месту на небосводе.

Каждому светилу либо созвездию в древности были посвящены определённые звери, растения, металлы и камни. В древнеиндийских, санскритских лапидариях (книгах, буквально - надписях, на камнях) описываются только девять камней. Все они соотносятся с определёнными светилами. В те далекие времена были в обиходе украшения-талисманы также из девяти камней. Они назывались «наоратна» или «нараратна», что в переводе с санскритского означает «девять камней». Это были рубин, алмаз, жемчуг, коралл, циркон, сапфир, восточный топаз (жёлтый сапфир), кошачий глаз, изумруд. Как следует из древнеиндийского трактата о камнях, «Нара-ратна парикша», они соответствуют Солнцу, Венере, Луне, Марсу, светилу Раху, Сатурну, Юпитеру, Нисходящему узлу (точка орбиты Луны, переходя через которую, пересекая эклиптику, она перемещается с северной её стороны на южную), Меркурию.

В буддийских легендах и книгах тибетской медицины существовал культ берилла, к которому относятся изумруд, аквамарин, гелиодор и морганит - излюбленные ювелирные камни [7].

Культура Индии и современного Пакистана на протяжении более 5 тысяч лет развивалась из одних корней. Именно здесь, в долине р. Инд находились древнейшие города Мохенджо-Даро и Хараппа - центры одной из древнейших в мире высокоразвитых городских цивилизаций, получившей название хараппской, процветавшей в 2 500-1 500 гг. до н. э.

Однозначно нельзя утверждать, что впервые бериллы были обнаружены в Индии, родине учения Будды. Однако об этом говорит

сам факт наличия их месторождений и ранние упоминания в ведической литературе. Более того, - описания их под общим названием «мараката», «маракт», либо «таркшиа» в Махабхарате, а затем в манускрипте о драгоценных камнях «Агастии», где приводятся сведения о восьми разновидностях изумрудов, которые появились значительно раньше европейских описаний, а также культ берилла, могут свидетельствовать в пользу Индии.

Заключение. Таким образом, анализ новейших данных о зависимости технологий обработки камня с целью получения высококачественных орудий от свойств каменного сырья в палеолите, показал, что человек каменного века обладал достаточными знаниями о горных породах и минералах, и умел из огромного числа их разновидностей выбирать наиболее технологичные.

Это же относится и к самоцветам. Наиболее важные из них, а именно: разновидности берилла (изумруд, аквамарин, гелиодор), корунда (рубин и сапфир), кварца (горный хрусталь, аметист, дымчатый кварц, халцедон, яшма), гранаты, лазурит и бирюза - были известны древним египтянам, ассирийцам, вавилонянам и индусам. Они умели их различать, добывать и обрабатывать.

Древние люди знали многие из утилитарных свойств камней-самоцветов. Но, не имея технических средств и знаний для объяснения причин воздействия на человека, создали мифы о них. Эти мифы о магии и чарах до сих пор поражают современного человека, сумевшего познать многие тайны образования самоцветов и воссоздать их лучшие образцы, но, при этом, не утратившим «мистическое сродство» с миром камней.

Список литературы

1. Библейская энциклопедия. М.: Изд-во Свято-Троице-Сергиевой Лавры. 1990. 904 с.

2. Мороз П. В. Каменные индустрии рубежа плейстоцена и голоцена Западного Забайкалья (по материалам стоянок Усть-Мензинского района): автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2008. 22 с.

3. Мороз П. В, Юргенсон Г. А. Перемещения в верхнем палеолите Забайкалья: сырьевой подход // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-6. С. 1264-1267.

4. Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. Т. II. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 371 с.

5. Челлини Б. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции. М.: Правда, 1991. 528 с.

6. Юргенсон Г. А. Ювелирные и поделочные камни Забайкалья. Новосибирск.: Наука, 2001. 390 с.

7. Юргенсон Г. А. Культ берилла в истории буддизма // Экологические проблемы и духовные традиции народов Байкальского региона. Улан-Удэ: Изд-во ГУЗ РЦМП МЗ РБ, 2006. С. 117-125.

8. Юргенсон Г. А., Гиря Е. Ю., Мороз П. В. Кремнёвое сырьё Костёнок и кремни Русской равнины (опыт сравнения) // Stratum plus. 2012. № 1. С.179-192.

9. Юргенсон Г. А., Мороз П. В. Технологическая археоминерагения как методический подход к изучению каменных индустрий (на примере Усть-Мензинского археологического комплекса) // Вестник ЧитГУ. 2011. № 5 (72). С. 109-115.

10. Юргенсон Г. А., Мороз П. В., Мороз А. Ю. Позднемезазойские палеовулканы как фактор местоположения мастерских в палеолите Забайкалья // Вестник ЗабГУ 2013. № 4. С. 3-15.

11. Sieveking G. The human uses of flint and chert / G. Sieveking, M. H. Newcomer // Proceedings of the Fourth International Flint Symposium, held at Brighton Polytechnic. Cambridge Cambridgeshire and New York: Cambridge University Press, 1983. 263 p.

12. Demars P. Y L'utilization du silex au Paléolithique supérieur: choix, approvisionnement, circulation // Cahiers du Quaternaire. 1982. № 5. 253 p.

References

1. Bibleiskaya entsiklopediya. M.: Izd-vo Svyato-Troitse-Sergievoi Lavry. 1990. 904 s.

2. Moroz P. V. Kamennye industrii rubezha pleistotsena i golotsena Zapadnogo Zabaikal’ya (po materialam stoyanok Ust’-Menzinskogo raiona): avtoref. dis. ...kand. ist. nauk. SPb., 2008. 22 s.

3. Moroz P. V, Yurgenson G. A. Peremeshcheniya v verkhnem paleolite Zabaikal’ya: syr’evoi podkhod // Fundamental’nye issledovaniya. 2013. № 11-6. S. 1264-1267.

4. Fersman A. E. Ocherki po istorii kamnya. T.II. M.: Izd-vo AN SSSR, 1961. 371 s.

5. Chellini B. Zhizn’ Benvenuto, syna maestro Dzhovanni Chellini, florentintsa, napisannaya im samim vo Florentsii. M.: Pravda, 1991 g. 528 s.

6. Yurgenson G. A. Yuvelirnye i podelochnye kamni Zabaikal’ya. Novosibirsk.: Nauka,

2001.390 s.

7. Yurgenson G. A. Kul’t berilla v istorii buddizma II Ekologicheskie problemy i dukhovnye traditsii narodov Baikal’skogo regiona. Ulan-Ude: Izd-vo GUZ RTsMP MZ RB,

2006. S.117-125.

8. Yurgenson G. A., Girya E. Yu., Moroz P. V. Kremnevoe syr’e Kostenok i kremni Russkoi ravniny (opyt sravneniya) II Stratum plus. 2012. №1. S.179-192.

9. Yurgenson G. A., Moroz P. V. Tekhnologicheskaya arkheominerageniya kak metodicheskii podkhod k izucheniyu kamennykh industrii (na primere Ust’-Menzinskogo arkheologicheskogo kompleksa) II Vestnik ChitGU. 2011. № 5(72). S. 109-115.

10. Yurgenson G. A., Moroz P. V., Moroz A. Yu. Pozdnemezazoiskie paleovulkany kak faktor mestopolozheniya masterskikh v paleolite Zabaikal’ya II Vestnik ZabGU. 2013.

№ 4. S 3-15.

11. Sieveking G. The human uses of flint and chert I G. Sieveking, M. H. Newcomer II Proceedings of the Fourth International Flint Symposium, held at Brighton Polytechnic. Cambridge Cambridgeshire and New York: Cambridge University Press, 1983. 263 p.

12. Demars P. Y. L'utilization du silex au Paléolithique supérieur: choix, approvisionnement, circulation II Cahiers du Quaternaire. 1982. N 5. 253 p.

Статья поступила в редакцию 19.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.