DOI 10.23859/1994-0637-2017-2-77-26 УДК 37.013.46
Хрипункова Ольга Вячеславовна
Старший преподаватель, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк, Россия) E-mail: [email protected]
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ
Аннотация. В статье систематизируются, анализируются и комментируются историко-философские аспекты интеграции воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы в условиях детского санатория.
Личный вклад автора статьи в разрабатывание проблемы изучения состоит в проведении многофакторного анализа и синтеза общетеоретических понятий об интеграции, интегрированном обучении, проанализирована педагогическая интеграция как категория интегрированного обучения, ее философские положения в историко-педагогическом аспекте.
Ключевые слова. Интеграция, воспитательно-образовательная и лечебно-оздоровительная работа, детский санаторий.
© Хрнпункова О.В., 2017
Khripunkova Olga Vyacheslavovna
Senior lecturer, Lipetsk state pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky (Lipetsk, Russia) E-mail: [email protected]
HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF INTEGRATION OF EDUCATIONAL AND THERAPEUTIC WORK IN A CHILDREN'S HEALTH RETREAT
Abstract. The article systematized, analyzed and commented on the historical and philosophical aspects of integration of educational and therapeutic work in a children's health retreat.
Personal contribution of the author to the research on the issue lies in conducting multivariate analysis and synthesis of theoretical ideas about integration and integrated learning. Pedagogical integration is considered as a category of integrated education in its philosophical foundations in historical-pedagogical aspect.
Key words. Integration of educational and educational, medical and health work, children's sanatorium.
Введение
Изучение интеграции воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы в условиях детского санатория - сложнейший многогранный феномен, изучение которого на данный момент осуществлялось в различных аспектах, но пока еще недостаточно изучено в нашем регионе, в частности, в городе Липецке. Рассматривая процесс интеграции в философском аспекте, мы опирались на сравнительный анализ, представленный в научных трудах (М.В. Лазарева) [5].
Вслед за авторами, мы считаем, что историко-философские аспекты интеграции воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы в условиях детского санатория не были предметом особых педагогических изучений.
Цель работы состоит в проведении многофакторного анализа и синтеза общетеоретических понятий об интеграции, интеграции воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы с детьми в историко-педагогическом аспекте.
Наиболее полно понятие об интеграции разработано в фундаментальных науках, в XVII в. его часто употребляли в математике для обозначения строго определенных операций. В XIX в. «интеграция» стала восприниматься как диалектически противоположная, и это послужило предметом научных исследований. Эти понятия оказались в наибольшей степени востребованными для дачи характеристики происходящих процессов, в целом ряде областей материальной и духовной жизни социума. Начиная со второй половины XX в. появилась характерная тенденция к взаимопроникновению с последующим приспособлением терминов в разнообразных науках, рассматриваемый термин «интеграция» преимущественно использовался для объяснения процесса такими науками, как философия и экономика и др. В настоящее время понятие «интеграция» довольно свободно используется и в педагогических науках.
Основная часть
В стремлении раскрыть сущность различных дефиниций в первоочередном порядке следует прибегать к терминологическим методам и сделать попытку рассмотрения понятия «интеграция» с позиции толкования его сущности. Интеграция - это восполнение, т.е. целое. Однозначно, что речь идет о целом, которое было разделено и утратило свою начальную целостность, но в последствие возобновило свою начальную структуру из-за взаимоработы между элементами и частями внутри этого целого. Опорой для данного рассуждения служат диалектические положения об отношении частей и целого, такое понимание целостности невозможно свести к простому суммированию частей; согласно трактованию, она должна пониматься как взаимодействие ее составляющих. В философии «целостность» интерпретируется как «... суммированная характеристика объектов, владеющих не простой внутренней структурой (личность, общество, биологическая популяция), как неделимость составляющих в разнообразии их взаимоотношений» [2, с. 118].
Но суть интеграции не сводится только к рассмотрению ее как неделимости. Чтобы добиться наиболее подробного раскрытия особенностей интеграции, мы рассмотрели цепочку определений интеграции в справочных источниках. Объединять научные знания начали еще древние философы - Платон, Аристотель (в виде первичных натурфилософских представлений, догадок). Так, в трудах Платона «Прота-гор» [7, с. 461], «Филеб» [7, с. 9], «Государство» [7, с. 189] и др. приводятся рассуждения о соотношении части и целого и сформулирован важный принцип целостности: целое не сводимо к простой сумме частей. Позже эту проблему пытались решить с различных позиций Г. Гегель, Д.И. Менделеев, Л. Берталанфи, Г. Спенсер, Э. Йенш, И. Кант, А. Эйнштейн и другие выдающиеся ученые.
По утверждению Г. Спенсера, интеграция - это состояние распыленности. Определенное внимание проблеме интеграции уделяли и уделяют представители науки прошлого и современности: В.А. Амбарцумян, А.И. Берн, Н.И. Вавилов, А.Н. Колмогоров, И.П. Павлов, И.И. Шмальгаузен и др. Многообразные стороны проблемы интеграции рассматривались в статьях и монографиях, диссертациях Б. М. Кедрова, П.В. Конника, С.Т. Мелихина и др.
По утверждению ученых, «комплекс» и «синтез» считаются главными в педагогике. В научных трудах «интегрированное занятие» и «комплексное занятие» тождественны. В связи с этим рассмотрим понятие «комплекс». В словаре дано следующее определение: «Комплекс (от лат. complexus - связь, сочетание) в психоло-
гии, в самом общем смысле определенные соединения отдельных психических процессов в некое единое. В более узком смысле - совокупность неоднородных психических элементов, объединенных единым аффектом» [9, с. 272].
В научных трудах «комплекс» означает «соединение», таким образом, доли комплекса сравнительно автономны. Каждый элемент в структуре комплекса имеет свое место и связан с другими и выполняет предназначенную функцию.
Рассмотрим понятие «синтез», также нашедшее широкое отражение в философской, искусствоведческой, педагогической литературе (М.С. Каган, В.В. Ванслов, А.Я. Зись, И.И. Иоффе, Б.С. Мейлах, Р.М. Чумичева и др.). В научных трудах термин «синтез» появился в психологии и применяется в философии, педагогике и т.д. В отечественной литературе термин «синтез» трактуется как блок различных элементов. В этом значении синтез противопоставлен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно соединен» [9, с. 583].
По утверждению Н.И. Кондакова термин «Синтез - это мысленное сочетание долей объекта, раздробленного в процессе анализа» [4, с. 473]. Термин «синтез» относят к искусственному понятию, к субъективному фактору. Р.М. Чумичева рассматривает творения философов и дает понятие термину «синтез»: в первом случае это - процесс взаимодействия, во втором случае это - развитие синтетического образования [11]. Сопоставляя термины «комплекс» и «синтез», мы понимаем, что синтез - более многообразнее, чем комплекс.
Интеграция содержит в себе процесс формирования цельности со всевозможными объединениями частей. В научных трудах А. Д. Урсула интеграция означает блок той или иной части как цельной совокупности. М.Г. Чепиков утверждает, что интеграция есть углубление знаний в определенно сформировавшихся формах познания» [10, с. 276]. В философской литературе проблема интеграции исследована в различных аспектах, выделены отдельные формы интеграции (Н.П. Депенчук, А. Д. Урсул и др.).
Н.П. Депенчук считает, что комплекс - это одна из форм интеграции. А.Д. Урсул, поддерживая данную точку зрения, отмечает, что целостный процесс развития претерпевает пять уровней: совокупность, совокупность объединения элементов по схожему признаку; комплексность как начальная форма синтеза; упорядоченность отношения порядка между элементами; организация процесса возникновения новых признаков между элементами, отсутствовавших раньше; система возникновения целостности путем нарастания связей, выступающих наиболее абсолютной формой синтеза объединяемых компонентов [8, с. 79-94].
В научных трудах О.М. Сичивица анализирует характер междисциплинарных связей. То есть интеграция формируется до выработки всеобщих применений. Всевозможные уровни единства требуют соответствующего уровня конкретности. Примером может служить следующее: были созданы такие науки, как физическая химия, а позднее химическая физика; в молекулярной биологии участвуют химия (биологическая и биоорганическая) и т. д. Все эти формы интеграции наук возникли и совершенствовались последовательно одна за другой и одна из другой [2], [5].
Существуют и другие понятия уровней интеграции в философии. Ученым Б.А. Ахлибинским разработаны три уровня интеграции:
- взаимосвязь между ранее независимыми признаками, явлениями;
- взаимосвязь изменяющихся интегративных явлений;
- новые образования, представляющие собой целостность [1, с. 65].
В научных трудах термин «интеграция» свидетельствует о том, что итогом инте-гративных процессов является некая целостность, взаимодействие.
Автор статьи при проведении многофакторного анализа и синтеза общетеоретических понятий об интеграции в историко-педагогическом аспекте актуализировал понимание того, что вопрос об интеграции воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы в условиях детского санатория актуален. В связи с этим считаем необходимым рассмотреть данную проблему и степень ее научной разработанности.
Санаторно-курортные здравницы начали свою работу во времена правления Петра I. По указу царя в 1717 г. осуществлялись поисковые работы по исследованию и эксплуатации «ключевых минеральных вод». Но детские санатории появились двумя веками позже. Одной из первых попыток к осуществлению интеграции образования и лечения ребенка, по мнению исследователей истоков интегрированного подхода к этой проблеме, относится создание первого детского санатория в России под Санкт-Петербургом в 1870 г. выдающимся русским врачом-педиатром Карлом Андреевичем Раухфусом. Именно в этом учреждении впервые актуализировалась медико-педагогическая работа.
В своих трудах Н.И. Пирогов как крупнейший ученый своего времени, обладавший глубокими знаниями не только в медицине, но и педагогике, был последовательным сторонником профилактической направленности медицины и народного просвещения. Именно он автор слов, ставших афоризмом: «Я верю в гигиену» [6]. Предположения ученого подтвердились: именно в текущий социально-экономический период развития России медико-педагогический подход, содержащий превентивную деятельность, комплексное воспитание и развитие личности стали наиболее актуальными не только в здравоохранении, но и в сфере образования. Важность медико-педагогического образования - заслуга Н.И. Пирогова. В связи с этим ученый рекомендовал медицинскому сообществу того времени пытаться установить тесные связи со школой и таким образом объединить образование фельдшеров с образованием учителей [6].
По утверждению В.П. Кащенко, синтез медицины и педагогики дает возможность изучать ребенка всесторонне с учетом его особенностей [3, с. 52]. В России вопрос об интеграции медицинского и педагогического образования аргументировано подняли Н.И. Пирогов, К. Д. Ушинский, С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт и др. В настоящее время детский санаторий - это узкоспециализированное медико-педагогическое учреждение, внутри которого лечебный и воспитательно-образовательный процессы осуществляется в тесной взаимосвязи.
К сожалению, как показал анализ диссертационных исследований, проблема исследований интеграции обучения, лечения и воспитания детей в условиях санаторного типа редко была предметом педагогического исследования. На настоящий момент известны некоторые публикации по этой теме. Из наиболее перспективных трудов можно выделить разработки Н.А. и А.Е. Барановых, где описаны и обоснованы функции детских оздоровительных учреждений, показана воспитательная работа. В детском санатории с кратковременным пребыванием детей работа педагогов осуществляется значительно тяжелее, так как происходит постоянная смена детского и взрослого коллектива. В связи с этим затруднена интеграция учебного, воспитательного процессов и оздоровительных мероприятий. Для решения этой весомой проблемы требуются научно-методические подходы и практические рекомендации. Именно на этом стоит сосредоточить пристальное внимание.
Для нашего исследования считаем существенным выделение большинством авторов трех основных функций воспитательно-образовательной работы санатория: защиты, коррекции и компенсации. Данные функции в различных их взаимосвязях и отдельных ракурсах рассматривались в исследованиях последних десятилетий
В.А. Бондаренко (2005), Г.М. Грядунова (2004), Н.Б. Губина (2009), Е.В. Котомина (2004), Н.Е. Николаев (2006), С.Г. Степанец (2007), С.В. Стригов (2004), Т.В. Сурни-на (2009), Н.А. Чарыкова (2001), Л. А. Челпанова (2004) и др. Осуществление учебно-воспитательного процесса в детском санатории (в круглогодичном санатории) изучал С.В. Стригов (2004).
Интересными представляются исследования, рассматривающие особенности среды и факторы, способствующие оздоровлению детей (Н.А. Агаджанян, Б.Н. Алмазов, М.М. Безруких, В.Н. Беженов, В.А. Бондаренко, Р.А. Зобов, В.Г. Зуев, Т.В. Ка-расева, В.Н. Келасьев, А.Г. Коган, В.П. Петленко, И.Н. Полунин, Г.М. Соловьев и др.). Научный вклад в область образования был внесен выдающимися учеными: Д.А. Андреевой, Б.А. Ефимовой, Л.М. Ростовой, Н.А. Савотиной и другими, которые исследовали общие подходы к адаптации в жизни ребенка.
Проблемы социально-психологической адаптации разрабатывали отечественные и зарубежные ученые: А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, Г.С. Костюк,
A.Н. Леонтьев, И.А. Малашихина, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, Ж. Пиаже, Т.В. Снегирева, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др. Социокультурная адаптация являлась предметом изучений Л.И. Васехи, К.Г. Попова, Л. Л. Шпаки и др.
Отдельные стороны осуществления учебно-воспитательной работы с больными детьми изучены в диссертационных исследованиях Н.А. Барановой, В.П. Быкова,
B.К. Волкова, С.Н. Денега, Т.А. Карандаевой, И.А. Коробейникова, В.В. Котоминой, В.Н. Лебедева, В.Я. Осенникова, Г.П. Плетневой, И.В. Севастьяновой, Л.А. Челпа-новой и некоторых других. В большинстве из них речь идет об адаптации конкретной категории детей с соматическим ослабленным здоровьем в специфике школ интернатного типа.
На сегодняшний день обоснованы разнообразные подходы и методики к осуществлению учебной деятельности детей в сфере лечебной педагогики (А.А. Дубровский), коррекционной педагогики (Н.Н. Малофеев), реабилитационной педагогики (Н.П. Вайзман).
Подводя итог вышеизложенному, с уверенностью можно сказать, что в настоящий момент пришло время модифицировать виды профессиональной деятельности медицинского и педагогического работника в направлении современной интеграции воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы в условиях детского санатория.
Выводы
Обобщив вышеизложенный материал, можно утверждать, что на данный момент сложилась целая система определенных взглядов и подходов в определении состояния и развития интеграции воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы в условиях детского санатория.
Таким образом, интеграции воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы в условиях детского санатория предполагает включение педагогического персонала в социальное взаимодействие с медицинским персоналом. Это позволяет обеспечить единое оздоровительно-воспитательное пространство и сформировать профессиональную компетентность персонала детского оздоровительного учреждения.
Литература
1. Ахлибинский Б.А. Категориальный аспект понятия интеграции // Диалектика как основа интеграции научного знания. Ленинград: ЛГУ, 1989. С. 50-66.
2. Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. Т. 1.
3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Педагогика, 1994.
4. Кондаков Н.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971.
5. Лазарева М.В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010.
6. Педагогические идеи Н.И. Пирогова. Красовский. 1965 г. // Собрание сочинений. Н.И. Пирогов. М., 1957-62г.
7. Платон. Собр. соч.: В 4 т. 1990. Т. 3-4.
8.Урсул А. Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М.: Наука, 1981.
9. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
10.Чепиков М.Г. Интеграция науки. М.: Мысль, 1975.
11.Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старших дошкольников: автореф. дис. д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 1995.
References
1. Ahlibinskii B.A. Kategorial'nyi aspekt poniatiia integracii [Categorical aspect of the concept of integration]. Dialektika kak osnova integracii nauchnogo znaniia [Dialectics as the basis for the integration of scientific knowledge]. Leningrad: LGU, 1989, pp. 50-66.
2. Vvedenie vfilosofiiu [Introduction to Philosophy]. Moscow: Politizdat, 1989. T. 1.
3. Kashhenko V.P. Pedagogicheskaia korrekciia: Ispravlenie nedostatkov haraktera u detei i po-drostkov [Pedagogical correction: correction of character deficiencies in children and adolescents]. Moscow: Pedagogika, 1994.
4. Kondakov N.I. Logicheskii slovar' [Logic Dictionary]. Moscow: Nauka, 1971.
5. Lazareva M.V. Integrirovannoe obuchenie detei v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhde-niiah: dis. . d-ra ped. Nauk [Integrated education of children in pre-school educational institutions: Dr. dis.]. Moscow, 2010.
6. Pedagogicheskie idei N.I. Pirogova. Krasovskii. 1965 g. [Pedagogical ideas of N.I. Pirogov. Krasovsky. 1965]. Sobranie sochinenii. N.I. Pirogov [Collected works. N.I. Pirogov]. Moscow, 1957-62g.
7. Platon. Sobr. soch.: V 4 t. [Collected Works], 1990. T. 3-4.
8.Ursul A.D. Filosofiia i integrativno-obshhenauchnye process [Philosophy and integrative-general scientific processes]. Moscow: Nauka, 1981.
9. Filosofskii enciklopedicheskii slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Sov. Enciklopediia, 1989.
10.Chepikov M.G. Integraciia nauki [Integration of science]. Moscow: Mysl', 1975.
11.Chumicheva R.M. Vzaimodeistvie iskusstv v formirovanii lichnosti starshih doshkol'nikov: av-toref. dis... d-ra ped. Nauk [The interaction of the arts in the formation of the personality of senior preschoolers: Dr.dis.]. Rostov n/D., 1995.
Хрипункова О.В. Историко-философские аспекты интеграции воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы в условиях детского санатория // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2(77). С. 179-184.
For citation: Khripunkova O.V. Historical- philosophical aspects of integration of educational and therapeutic work in a children's sanatorium. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 2 (77), pp. 179-184.