ИСТОРИКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА КЫРГЫЗСКОЙ
ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ
Жунушова Гулькайыр, канд. филос. наук, ст. науч. сотр. Институт философии и политико-правовых исследований НАН КР (Кыргызстан, г. Бишкек)
Аннотация.В данной статье исследованы пути возникновения и формирования кыргызской критической науки. Большую роль в развитии эстетического сознания в обществе сыграло критическое мастерство. В начале, критика, как одна из специфических форм сознания и умение отличать хорошее от плохого, возвышенное от низменного зародилась в устной форме, отраженная в народной мудрости его в метких изречениях и афоризмах.
Ключевые слова: эстетическое сознание, акынская поэзия, народная мудрость, фольклор, история критики.
У каждого народа своя история и культура, и каждый народ в процессе культур-но-цивилизационного развития делает усилие познать окружающий его объективный мир, создают формы общественного сознания, как фольклор, мифы, религия, философскую мысль. Кыргызский фольклор является одним из богатейших художественных опытов. Фольклор это народное творчество вобравшие в себя древнюю историю, коллективное творение в котором отражаются, осмысливаются и оцениваются действительность, национальное самосознание, мировосприятие, миропонимание, художественно-эстетические ценности. В фольклорных произведениях отражены все стороны общественно практической жизни народа: этико-гуманистические, социально-культурные, художественно-эстетические. Известно также, что развитие критической идеи способствовали умению оценить красоту прекрасное в художественных произведениях.
Роль критического мастерства стало очень значимым с дифференцированием эстетического сознания. Первоначальные элементы критики обнаруживаются в пословицах, поговорках, традициях, мудрых изречениях, афоризмах. Естественно объектом критики во всех художественных произведениях были общественно-моральные, социально-культурные явления. Свидетельством этому являются следующие пословицы и поговорки: «Слово -богатство народа»; «трава - богатство зем-
ли»; «от того, что много стреляешь, охотником не будешь»; «кто много говорит, не будет оратором»; «опора человека - ум»; «мысль - это богатство народа». По мнению известного исследователя И. Гуторо-ва, «литературоведение уходит корнями в глубь в древние времена, когда вместе с этим проявляются первые попытки дать мыслительные оценки народнопоэтическому творчеству». Таким образом, необходимость критически оценивать художественные произведения, давать им оценку появилась в ходе практического освоения действительности, которые первоначально были на эмпирическом уровне. Элементы критики хоть на примитивном уровне, уже зародились в процессе критики и оценки социально-культурной жизни тех или иных явлений. Рассматривая этот феномен в контексте пространственно-временных, социально-цивилизационных изменений, мы становимся свидетелями, как в 19 веке, в эпоху акынской поэзии прогрессивно развивается критика. Ранее идеи критики породил в целом коллектив, иначе говоря, автор был неизвестен, а вот на этапе развития акынской поэзии уже был конкретный человек. Акыны - импровизаторы давали оценку произведениям и их создателям, высказывая свое мнение. Таким образом, коллективное мышление переходит в индивидуальное. Импровизаторы акыны соответственно своему творческому масштабу, таланту, давали оценку, говорили критику. В то время каждый из них показывал свое акынское мастерст-
во, художественно-эстетические ресурсы. Также они ставили принципиальные требования, каким должен быть настоящий акын. В действительности в свое время задачи акынского творчества были очень высоки. Как отмечал Арстанбек, «мудрое слово сказителя останется, как знание», последующее поколение акынов Тотогул, Калык, Эшманбет, Барпы, ставили высокие цели в своем творчестве и этому же призывали других. Они стремились качеству, оценивая талант друг у друга, художественный потенциал, пропускали через сито критики. У поэтов-критиков, достаточно эстетико-критических сил, чтобы принципиально оценить талант и поэтическое мастерство, художественно-эстетическую подготовленность друг друга, кроме этого, определить творческие перспективы. Акыны-импровизаторы, не только способствовали росту духовной эстетической культуры кыргызов, но и сыграли большую роль в развитии критической мысли. На этом этапе хоть и критика не была на абстрактно-теоретическом уровне и в форме категорий, она все же развивалась по пути устного поэтического творчества. Так, можно сказать, что акыны в свое время исполняли роль критика. Если, мы обратимся к истории кыргызской культуры, то мы убедимся, как в свое время, какой бы не вышел талант, какие бы не проявились высокие явления художественного сознания, продвигаясь по пути начиная от дидактических художественных произведений до акынской поэзии, они, не подстраиваясь под народные настроения и не останавливаясь постоянно и объективно выполняли свои задачи. Если быть более конкретными, то в основе народной критической оценки лежит веками докапывающаяся стойкая правда. В развитии критики есть еще один важный этап - на историческую арену пришли пишущие акыны. Этот этап связан с именами Молдо Кылыча, Молдо Нияза, Алдаш Молдо. В развитии художественного творчества начался новый этап, когда акыны стали воспроизводить свои произведения на бумаге. Критические мнения и взгляды стали значимыми явлениями в грамотном отношении к литературным
текстам, произведениям и направлении их в нужное русло. Восприятие и оценка со стороны аудитории, как устного литературного текста, так и письменного по качеству, содержанию и форме состоит из двух этапов. В написанном художественном тексте есть возможность его редактировать, править, уточнять и дополнять. И это было началом зарождения кыргызской художественной литературной критики.
Совершенно очевидно, что литературно-художественная критика не может существовать без самой литературы. Ведь именно литературный текст является главным предметом рассмотрения литературно-художественной критики. Таким образом, появление некоторого количества художественных текстов в словесности становятся почвой для возникновения литературной критики. Первоначальная жизненная критика на эмпирическом уровне была тесно связана с жизнью народа. С помощью критики, отражается художественно-эстетическое сознание народа, его способности ценить все высокое и благородное. Затем эта способность народа умение ценить глубже была рассмотрена в акынской поэзии. Акыны-импровизаторы были не просто феноменально талантливыми, они сыграли большую роль в развитии художественного сознания народа. Акыны, критикуя и оценивая свои творческие произведения, тем самым, поднимали свой потенциал. И также они влияли на формирование эстетического вкуса народа. Итак, акыны на определенном уровне сделали свой вклад в развитие критики. Их логика развития стала специфичной в истории. Национальная литература кыргызов в советское время в сравнении с другими народами Центральной Азии не отставала в развитии, возможна даже и опережала. Она отвечала не только местным народным социально-культурным, эстетическим потребностям и этим удовлетворялась, но и была известна и другим советским республикам, даже за рубежом. Развивались все литературные жанры проза, поэзия, драматургия.
Очевидно, что рост кыргызской литературной критики в научно-теоретическом и эстетическом плане - это исторический
процесс. Годы советской власти были важным периодом в становлении кыргызской литературной критики, которые повлияли на уровень национальной критики и литературоведения. За семидесятилетнею историю наука критики, на пути своего развития, перенесла много трудностей и успехов. На национальную литературную критику огромное влияние оказали научно-теоретические и методологические тенденции, направления, которые проявились в процессе развития советской литературы. В том числе активная деятельность квалифицированных критиков повысила художественно-эстетический уровень национальной литературы. В результате, кыргызская литература, взошедшая на союзную арену, смогла оставить свой след в общей системе культуры. Итак, появление профессиональной критики и специалистов была историческая необходимость. ХХ столетие занимает особое место в становлении и развитии критики. 50-60-х годах литературную критику приходят целая плеяда критиков. Среди них А.Салиев, К. Укаев, К. Бобулов, Т. Аскаров, Б. Маленов К. Рысалиев, К. Артыкба-ев, позднее А. Эркебаев, К. Байжигитов, К. Даутов и другие. Они привнесли в кыргызскую литературу и критику новые веяние эпохи, смелые суждения и новые идеи. Национальная литературная критика набрала такие темпы развития, что в критических публикациях находили отражения теоретические вопросы литературы, проблемы истории литературы и поднимались комплексные вопросы литературоведения в целом. В связи с ответственной ро-
судьбе книги и автора, большое значение приобретает вопрос о её нравственных обязанностях. Профессия накладывает на критика существенные моральные обязательства, предполагает принципиальную честность аргументации, понимание и такт по отношению к писателю. На наш взгляд у профессионального критика, во-первых, должны быть литературные знания и вопрос не в филологическом образовании или дипломе, он должен глубоко владеть литературным процессом и творческим началом. Творческое начало в литературно-художественной критике проявляются как искусство интерпретации и мастерства анализа. В критике нет место дилетантству и субъективизму. Во-вторых, владея, только отменным эстетическим вкусом и развитым эстетическим отношением к действительности, можно будет оценить художественные творения, отличие их от других и значимость произведения. В-третьих, необходимо, чтобы критик был принципиальным и сильным аналитиком природы. Так, что самое главное, чтобы критик умел работать с литературным текстом, его художественно-эстетическая оценка должна рассматриваться в контексте искусства в целом. Следует отметить, что в кыргызской критике достаточно много научно-теоретических знаний, в которых есть разработанные критиками научные концепции, в которых проявляется оригинальность их мышления. Кыргызские литературные критики со всех сторон исследовали все проблемы национальной литературы, внесли огромный вклад в развитие литературы.
лью критика в литературном процессе, в
Библиографический список
1. Егоров Б. О мастерстве литературной критики. - СПб, 1980.
2. В.Г.Белинский Собр. Соч. в 2-томах.Т.1, ГИХЛ. - М.,1959.
3. Луначарский А.В. Русская литература. Избранные статьи. - М., 1947.
4. Бореев Ю. Эстетика. Учебник. - М., 1998.
- 0UMOco^cKue nayKU -
THE HISTORICAL EPISTEMOLOGICAL DYNAMICS OF KYRGYZ LITERARY
CRITICISM
Zhunushova Gulkayyr, candidate of philosophy, senior researcher
Institute of philosophy and political and legal studies of the National academy of sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. This article explores the ways in which the emergence andformation of Kyrgyz critical science. A critical role in the development of aesthetic consciousness in society was played by critical skill. In the beginning, criticism, as one of the specific forms of consciousness and the ability to distinguish between the good and the bad, the sublime from the low developed into the oral form, reflected in the popular wisdom of it in apt phrases and aphorisms.
Keywords: aesthetic consciousness, akyn poetry, folk wisdom, folklore, history of criticism.