Научная статья на тему 'Историко-архитектурный музей-заповедник, как уникальный объект культурно-познавательного туризма в Республике Саха (Якутия. )'

Историко-архитектурный музей-заповедник, как уникальный объект культурно-познавательного туризма в Республике Саха (Якутия. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЯКУТИЯ / АРКТИКА / СЕВЕРО-ВОСТОК РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева К. И.

С учетом характера туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного и внутреннего туризма в РС(Я) могут представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, специализированный туризм, круизный, экологический, активный и экстремальный, рыболовно-охотничий, событийный. Ленский государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба» может предложить все эти виды туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-архитектурный музей-заповедник, как уникальный объект культурно-познавательного туризма в Республике Саха (Якутия. )»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161_

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Алексеева К.И.

научный сотрудник, Северо-восточный федеральный университет Научно-исследовательский Институт региональной экономики Севера,

г. Якутск, Российская Федерация [email protected]

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК, КАК УНИКАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ.)

Аннотация

С учетом характера туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного и внутреннего туризма в РС(Я) могут представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, специализированный туризм, круизный, экологический, активный и экстремальный, рыболовно-охотничий, событийный. Ленский государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба» может предложить все эти виды туризма.

Ключевые слова

Туризм, Якутия, Арктика, Северо-восток России

Республика Саха (Якутия) обладает объективными предпосылками для развития внутреннего и въездного туризма. Основным туристическим продуктом Якутии являются разнообразные природные ресурсы, историческое и культурное наследие. Анализ статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем интересе к туристическим продуктам республики и позитивных тенденциях развития туризма.

Государственная организация культуры Республики Саха (Якутия)- Ленский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба» учреждена совместным решением Министерства культуры Республики Саха (Якутия) и Фонда управления государственным имуществом при Правительстве Республики Саха (Якутия). Целью создания музея-заповедника является пропаганда братского содружества русского и якутского и других народов, эстетического, патриотического и интернационального воспитания, содействие сохранению и приумножению культуры народов республики. [1]

На сегодняшний день Ленский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (ЛГИАМЗ) "Дружба" является одним из крупнейших культурных и экскурсионных объектов нашей республики.

ЛГИАМЗ "Дружба" - современное многопрофильное учреждение, которое осуществляет следующие виды деятельности: строительство музейных и других объектов; организация музея-заповедника; хозяйственные работы по созданию музея-заповедника; хозяйственная, финансово-экономическая деятельность в пределах поставленных задач; научно-исследовательская работа; комплектование коллекций музейных предметов; учет и хранение музейных коллекций; исследование музейных коллекций; коммерческая деятельность; создание дочерних, совместных предприятий; организация, создание туристического бизнеса.

ЛГИАМЗ "Дружба" обладает значительными туристическими ресурсами.

Культурно-познавательные туристические ресурсы музейного комплекса заключаются в деятельности музея, осуществляющего его основной тематический, историко-архитектурный, профиль. В оперативном управлении музея находится 46 объектов-строений, представляющих собой реконструированные и перевезенные памятники деревянного зодчества Якутии, а также строения, характерные для народов Якутии.

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161

Природно - рекреационные и экологические ресурсы музейного комплекса заключаются в его географическом расположении, наличию гостиничного и подсобного хозяйства, кафе и магазина, активной деятельности по организации отдыха и досуга.

Музей представляет услуги своего гостиничного хозяйства на 54 места.

Организация отдыха и культурного досуга туристов осуществляется следующими видами работ: разработана программа выходного дня; подготовлен маршрут в местность «Сууллар мыраан» - место первого расположения Ленского острога; подготовлен маршрут «Охотничья тропа»; организован сбор грибов, ягод и лекарственных трав; организованы озерная и речная рыбалка, катание на моторной лодке «Yamaha», снегоходе «Тайга»; имеется подключение к всемирной сети Интернет; построена сцена под открытым небом - «Зеленый театр».

Продвижение музея как туристического объекта представлено следующими мероприятиями: открытие официального сайта музея (2008 г.); выпуск буклетов в количестве 1000 экземпляров (2005 и 2013 г.г.); карты-схемы комплекса в количестве 500 экземпляров (2008 г.); реклама на телевидении в весенний сезон; выпуск мультимедийного альбома (2014 и 2015 г.г.); проведение масштабных культурных и спортивных мероприятий на территории и с участием музейного комплекса; участие в 1 -й региональной выставке-ярмарке туристических услуг и маршрутов;

Анализ структуры и современного состояния Ленского государственного историко-архитектурного музея-заповедника "Дружба" показал, что рассматриваемый музейный комплекс среди республиканских рынков въездного и внутреннего туризма обладает следующими конкурентными преимуществами: высокий культурно-познавательный и природно-рекреационный потенциал; наличие готового туристского продукта: предоставление услуг по транспортировке, размещению, питанию, а также экскурсионных и досуговых видов услуг; соответствие цены и качества турпродукта.

В результате успешной деятельности за 26 года своего существования музей "Дружба" стал популярным региональным туристским брэндом.

В последние пять лет в ЛГИАМЗ "Дружба" наблюдается положительная динамика показателей посещаемости, расширение и улучшение качества предоставляемых услуг. Так, в 2014 году туристские прибытия возросли на 4196 человек по сравнению с 2013 годом, что составляет прирост в 25%; только за весенний сезон текущего года музей посетило 15230 человек, что практически равно показателям всего 2013 года (рис. 1)

25000 20000 15000 10000 5000 0

^)ПЛО _

чел.

2008

2010

2012

2014

Рисунок 1 - Динамика посещаемости ЛГИАМЗ «ДРУЖБА» в 2008-2015 г.г.

Для развития туристской отрасли рассматриваемому музейному комплексу необходимо разработать собственную концепцию развития туризма с учетом тенденций развития туризма в мире, в России и в регионе и собственных конкурентных преимуществ и слабостей.

Концепция должна быть направлена на решение следующих первоочередных задач:

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2015 ISSN 2411-7161_

1. Строительство объектов размещения и питания туристов, соответствующих международным стандартам и требованиям, в том числе в зимнем варианте; повышение уровня обслуживания в имеющихся объектах.

2. Развитие схемы транспортных перевозок, в том числе, с использованием речного и автомобильного транспорта.

3. Активное продвижение туристского продукта на международном и внутреннем рынках (выпуск полиграфической продукции, использование средств СМИ, международной сети Интернет, участие в туристских выставках и ярмарках, семинарах и конференциях, организация масштабных мероприятий на базе музейного комплекса).

4. Обеспечение музейного комплекса профессиональными кадрами в сфере туризма, переподготовка и повышение квалификации имеющихся кадров

5. Диверсификация туристского продукта с учетом мировой тенденции к увеличению спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт, сокращению средней продолжительности и расстояний туристских поездок, региональной тенденции развития внутреннего туризма. Перспективными видами туризма в направлении внутреннего и въездного туризма являются: культурно-познавательный, семейный, молодежный отдых, туризм "выходного дня", туризм "шаговой доступности", рыболовно-охотничий, экологический, событийный, деловой, активный;

Понятно, что решение этих проблем требует привлечения существенных объемов инвестирования и возможно только при совместных усилиях субъектов сферы туриндустрии, прежде всего, органов исполнительной и законодательной власти, предприятий и организаций туристического бизнеса, общественных организаций и предпринимательства. Залогом их решения может быть только создание нормативно-правовой базы для эффективного и динамичного развития предпринимательства в сфере туризма, формирование благоприятного инвестиционного климата в туристской отрасли.

Список использованной литературы: 1. Сивцев Д.К. - Суорун-Омоллоон. «На Лене реке...» - Якутск, 1995.

© Алексеева К.И., 2015

Будаева Галина Олеговна

студентка НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н.Новгород, РФ;

Котоврасов Максим Юрьевич студент НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н.Новгород, РФ,

E-mail: [email protected]; Федоров Олег Васильевич д.т.н., проф. НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н.Новгород, РФ

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ

Аннотация

Приводится динамика перевозок различными видами транспорта и дается сравнительная оценка этих видов транспорта по ряду критериев, на основании которых рассматривается инновации в деятельности железнодорожного транспорта.

Ключевые слова

Виды транспорта, относительные оценки, выбор приоритетов, железнодорожный транспорт,

логистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.