Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1920-Х ГОДОВ ДЛЯ РОССИИ'

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1920-Х ГОДОВ ДЛЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
земельная реформа / аграрная реформа / община / земельный строй / сельское хозяйство / коллективизация / land reform / agrarian reform / community / land system / agriculture / collectivization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романова Галина Владимировна, Шикула Ильмира Рифкатьевна

Исторически сложилось, что отношения в области использования земель и земельных участков всегда рассматривались в качестве важнейшей составляющей для развития и повышения уровня жизни общества. В статье проанализированы основные направления развитие земельного и аграрного законодательства РСФСР в период 1920-х годов. На основе анализа норм правовых актов выявлены трудности в реализации права землепользования гражданами в процессе коллективизации сельского хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL SIGNIFICANCE OF THE LAND REFORM OF THE 1920S FOR RUSSIA

Historically, relations in the field of land use and land plots have always been considered as the most important component for the development and improvement of the standard of living of society. The article analyzes the main directions of the development of the land and agrarian legislation of the RSFSR in the period of the 1920 y. Based on the analysis of the norms of legal acts, difficulties in the implementation of the right of land use by citizens in the process of collectivization of agriculture are identified.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1920-Х ГОДОВ ДЛЯ РОССИИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2021-10152 РОМАНОВА Галина Владимировна

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин школы права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ, кандидат юридических наук, доцент, е-таН: [email protected]

ШИКУЛА Ильмира Рифкатьевна

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин школы права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ, кандидат юридических наук, доцент, е-таИ: [email protected]

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1920-Х ГОДОВ

ДЛЯ РОССИИ

Аннотация Исторически сложилось, что отношения в области использования земель и земельных участков всегда рассматривались в качестве важнейшей составляющей для развития и повышения уровня жизни общества. В статье проанализированы основные направления развитие земельного и аграрного законодательства РСФСР в период 1920-х годов. На основе анализа норм правовых актов выявлены трудности в реализации права землепользования гражданами в процессе коллективизации сельского хозяйств.

Ключевые слова: земельная реформа; аграрная реформа; община; земельный строй; сельское хозяйство, коллективизация.

ROMANOVA Galina Vladimirovna,

associate professor of the Department of State Legal Disciplines of the School of law of the Institute of law and management of the State Pedagogical Institute of Moscow State Pedagogical University,

candidate of legal sciences, associate professor

SHIKULA Ilmira Rifkatievna,

associate professor of the Department of state legal disciplines of the School of law of the Institute of Law and Management of the State Pedagogical Institute of Moscow State Pedagogical University,

candidate of legal sciences, associate professorY,

HISTORICAL SIGNIFICANCE OF THE LAND REFORM OF THE 1920S FOR RUSSIA

Annotation. Historically, relations in the field of land use and land plots have always been considered as the most important component for the development and improvement of the standard of living of society. The article analyzes the main directions of the development of the land and agrarian legislation of the RSFSR in the period of the 1920 y. Based on the analysis of the norms of legal acts, difficulties in the implementation of the right of land use by citizens in the process of collectivization of agriculture are identified.

Key words: land reform; agrarian reform; community; land system; agriculture, collectivization.

На первом этапе развития советского земельного законодательства, как и всей советской государственно-правовой системы, сказалось то, что внутренняяи внешняя контрреволюция делала попытки задушить революцию разжиганием иностранной военной интервенцией и гражданской войны. В России новая экономическая политика проводилась в

1920-е годы, сменив политический уклад «военного коммунизма»в ходе Гражданской войны. Особенно большую опасность для революции представлял голод, поэтому чрезмерные меры осуществлялись в области заготовок и распределения продовольствия. Процессы преобразования затронули и сельское хозяйство, в результате попало под сокращение поголовья скота, посевы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

и производства зерна. Сельское хозяйство страны продолжало значительно сокращаться и в 1921 году. В итоге в результате ухудшения обработки земель для посева получили снижениеурожайно-сти вдвое. Конечно это привело костромунедо-статку хлеба, в результате чего разразился голод в стране. Возросло недовольство как в среде крестьянства, так и в среде рабочих. Образовавшийся недостаток продовольствия, топлива и сырья, вынуждали рабочий класс уходить из города на заготовку хлеба в составе специальных продовольственных отрядов.

Состоявшийся в марте 1921 года X партии берет курс на переход к нэп от «военного коммунизма». Для ее развития назрела острая необходимость сконцентрировать новые социалистические условия и взаимовыгодные хозяйственные, экономические и политические взаимоотношения между деревней и городом. Становление земельного законодательства в результате образования СССР стало совершенствоваться в масштабах республик. В сформировавшихся условиях неизбежно было радикальным образом преобразовать экономическую политику молодого государства. Советская власть начала решать насущные экономические и социальные вопросы.

Принимая во внимание значимость перехода к новой экономической политики и необходимости изменений, вносимых в советское земельное законодательство, съезд поручил Нар-комзему РСФСР пересмотреть законодательство о земле с целью формирование его в простой и доступный к пониманию каждого земледельца свод законов о земле.

На второй сессии ВЦИК восьмого созыва был принят Декрет о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом. Однако массовый передел земель препятствовал развитию сельского хозяйства. Ненадежность в реализации права землепользования дестабилизировала уверенность крестьян в принятии и реализации решений советской власти о закреплении за ними земельных наделов вызвало необходимость законодательно зафиксировать право на земли, переданные крестьянам и закрепленные за ними по их фактическому пользованию. Установлен порядок изменения границ, состава землепользования и местоположения земельных участков, а также о нормах предоставления земельного надела. Введены ограничения на проведение землеустройства, проведение которого допускалось только через девять лет, но не ранее установленного срока. Прекращение уравнительного распределения земель, закрепление прав пользователей на земельные наделы, полученные ими ранее зафиксировано Законом от 22 мая 1922 года «О трудовом землепользовании».

К третий сессии ВЦИК девятого созыва был подготовлен первый проект земельного кодекса,

который детализировал некоторые положения Закона о трудовом землепользовании и вследствие этого не касался ряда существующих вопросов земельного права. Кроме того, отдельные вопросы в кодексе были решены неудовлетворительно.

Постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 года был утвержден Земельный кодекс РСФСР в 226 статей. В статьях с 1 по 8 записаны основные положения, а остальные 218 статей делились на три части: I. О трудовом землепользовании. II. О городских землях и государственных земельных имуществах. III. О землеустройстве и переселении.

Центральное место в Земельном кодексе занимали положения, посвященные трудовому землепользованию, прежде всего землепользованию единоличных крестьянских хозяйств. Вместе с тем обеспечивал необходимые условия для закрепления и развития коллективных форм землепользования. Личный труд является содержательным условием права пользования землей (ст. 9 ЗК РСФСР).

Земельный кодекс последовательно исходил из принципа устойчивости землепользования, который сочетался со свободным выбором форм землепользования. А учитывая исторически сложившиеся формы крестьянских объединений, ЗК РСФСР подробно регламентировал их правовое положение.

Кодекс допускал трудовую аренду, если только срок не превышал одного севооборота. Субаренда запрещалась. Арендная плата определяется в виде денег, продуктов или выполнение работ (ст. 28 ЗК РСФСР). Подобное правило, на наш взгляд, является правильным решением, дающее право выбора в случае плохого урожая оплатить аренду деньгами, а в случае отсутствия заработка поделиться продуктами.

ЗК РСФСР в основном были включены нормы по правовому режиму земель сельскохозяйственного назначения, указал на отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР. Запрещалась покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли. Такие сделки признавались недействительными, а виновные наказывались в уголовном порядке [5, с. 33].

С учетом опыта РСФСР кодификация земельного законодательства осуществлялась и в других советских суверенных республиках. Например, в 1922 году принят ЗК Украины, в 1923 году

- ЗК Белоруссии и действовал до редакции 1925 года. Затем в 1923 году утверждаются земельные кодексы в Азербайджанской и Армянской, а в 1924

- в Грузинской советских республиках.

Замена продразверстки продналогом и другие меры по совершенствованию аграрных отношений позволили в 1923-1924 годах увеличить посевные площади до уровня 1913 года. В руках

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

государства, под руководством ВСНХ оставались все основные отрасли производства. Наиболее важные из них оставались на бюджете, остальные переводились на хозрасчет. Важнейшим изменением стало введение свободного найма рабочей силы и принципы оплаты.

В аграрном секторе были организованы возможности расширения форм землепользования. В результате проведения аграрной реформы отмечали рост производства сельскохозяйственной продукции. В стране до повальной коллективизации насчитывалось 25 млн единоличных крестьянских хозяйств, из них 35% бедняцких и 60% середняцких [3, с. 35]. Сельскохозяйственные организации составляли не многим более 1% хозяйств и производили 7% товаров сельскохозяйственного назначения. Основными же поставщиками товарной продукции были единоличники. Кулаки, например, давали 20% товарного хлеба. Советская Россия по-прежнему оставалась крупным экспортером сельскохозяйственной продукции [2, с. 243, 330].

Главным принципом после 1927-1928 годов стало иметь объединение или определенную классовую принадлежность. А в декабре 1927 года было проведено преобразование взятого политико-аграрного курса по осуществлению коллективизации в области сельского хозяйства. Большая доля общекрестьянских хозяйств против воли входили в колхозы и совхозы. Следствием чего не имелось четкой определенности хозяйств входили или выходить из их состава, что предельно сдерживало эффективную работу землеустроителей. Которые в свою очередь были рассредоточены по всем районам и под руководством вышестоящих по должности осуществляли всяческие работы в области перераспределения земель.

В советское время права на землю предоставлялись в основном гражданам, проживающим в сельской местности. Это право приусадебного землепользования, пользование участками для индивидуального огородничества, пользование сенокосами, выпасами [4, с. 102].

Привилегия землепользования возникала не только при личном трудовом участии по ее обслуживанию, но и присутствие политических прав по средством классового положения земле-обладателя. В трудовое пользование преимущество на получение земельного надела обладали сельскохозяйственные продколлективы, а также население бедное, средне безземельное и малоземельное. Более благоприятно размещены земли, и лучшие из лучших по качеству отводились колхозам и совхозам. В крайнюю очередь получали земельные наделы в пользование Советы, бедняки и маломощные середняки и лица, лишенные права избирать и быть избран-нами.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

Новая экономическая политика состояла под угнетением в развитии агропромышленного комплекса. Именно этот сектор вопросов всех областей сельского хозяйства требовал детального и продуманного регулирования. Впервые была установлена такая организационного правовая форма землепользования как колхозы. Коллективизация проводилась в основном принудительными методами. Крестьян обязывали сдавать скот и орудия труда в колхозы, куда они должны были вступать. Разрешалось оставить только необходимый для прокорма минимум. Государство, в свою очередь, было нацелено на уничтожение кулаков с целью искоренить стремление к наживе и собственности у тружеников аграрного сектора. Управление земельными отношениями ограничивается всемерным проведением классового принципа. В итоге был получен целый класс людей, совершенно не заинтересованных в результатах своего труда, поскольку все что создано непосильным трудом отнято будет государством. В обмен оно предоставило всем как бы равные доли.

В 1927-1928 годах сформированы достаточно выгодные условия для подъема артельных форм производства в сельском хозяйстве, в том числе в области аграрных отношений. ЦК ВКП (б) 20 октября 1927 года принял постановление, содержащее директивные указания для выработки законодательства о землеустройстве и землепользовании. В постановлении указывалось, что при выработке союзного закона об основах землеустройства и землепользования необходимо руководствоваться задачами развития производственных сил сельского хозяйства на более высокой технической базе. Для этого должны быть разработаны меры по содействию землеустройству и землепользованию основной массе крестьянских хозяйств - бедняцких и середняцки, при содействии развитию коллективных форм землепользования и кооперированию крестьянства, защите интересов беднейших слоев деревни и максимальному ограничению роста эксплуататорских элементов [6, с.78]. Таким образом, подчеркивалось, что национализация земли является основой земельного строя в СССР. Законом «Общие начала землепользования и землеустройства» от 15 декабря 1928 года включали в себя 63 статьи и регулировал широкий круг земельных отношений. В свою очередь нормам, посвященным сельскохозяйственному землепользованию и землеустройству отводилось не значительное место, чем нормам, регулирующим прочие земельные отношения.

В 1929 году в стране начался процесс массового колхозного движения, переросшее в сплошную коллективизацию. Формирование земельного права в этот период превращается средством исполнения объединения в коллективы, прежде

всего через недостаточную правовую обеспеченность каждого правом землепользования. Обращение к повальной коллективизации землепользования сформировал принципиально иной аграрный строй, следствием чего всецело случились фундаментальные преобразования индивидуальных форм землепользования. В последующие годы именно колхозы и совхозы в советской России являлись основным вектором подъема и развития сельского и аграрного хозяйства. Именно с этого момента в советском земельном праве начинают претерпевать существенные изменения такие институты, которые определили вектор перехода от капитализма к социализму.

Например, в районах сплошной коллективизации отменялось действие положений Закона о разрешении аренды земли и применении наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах, и запрещалось применение наемного труда в колхозах, совхозах и прочих сельскохозяйственных кооперативных объединениях для выполнения работ, которые должны осуществляться совместным трудом членов товарищества согласно уставу такого товарищества.

В условиях сплошной коллективизации ликвидируются земельные общества в форме единоличного землепользования, а все их права и обязанности полностью передаются сельским Советам. Особого внимания в этот период заслуживало правовое регулирование колхозного землепользования. Например, в ст. 2 и 3 Примерного устава сельскохозяйственной артели, утвержденного СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 года было закреплено, что земли, закрепленные за колхозом, составляют единый земельный массив, который не должен уменьшаться. Для разрешения всех вопросов землеустройства и землепользования были созданы районные, областные и республиканские комиссии и Высшая земельная комиссия СССР и РСФСР.

Таким образом, развитие советского земельного права стало одной из важных особенностей создания единого общесоюзного и республиканского законодательства в результате объединения суверенных республик в единое социалистическое союзное государство. Для Советского Союза именно период проведения новых экономических преобразований стал самым приемлемым по условиям жизни для всего общества. Опыт развития земельного законодательства 1920-х годов стал для России юридическим основанием преобразований в сельскохозяйственной, животноводческой и аграрной сферах и сводилась к тому, что в стране была ликвидирована частная собственность на землю, а эффективно осуществлять хозяйственную деятельность стало возможно и на национализированной земле.

Список литературы:

[1] Лютых Ю.А. Земельные отношения в России. Исторический и современный аспекты. -Красноярск: Кн. изд-во, 1995. - 122с.

[2] Прокопович, С.Н. Народное хозяйство СССР: в 2 томах / С.Н. Прокопович. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - Том 2. - 299 с. -URL: https://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=572265 (дата обращения: 11.03.2021).

[3] Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. - М.: Финансы и статистика, 1987. - 766 с. - URL: http:// alcdata.narod.ru/USSR_70_1987/ (дата обращения: 11.03.2021).

[4] Романова Г.В. Значение земельной реформы 1990-х годов для России \\ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2013. № 1 (11). - С. 102-108.

[5] Романова Г.В. Правовые основы аграрной реформы в период новой экономической политики \\ Российское государствоведение. 2016. № 2. - С. 28-34.

[6] Романова Г.В., Шикула И.Р. Проблемы определения кадастровой стоимости земельных участков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2020.№ 2(38). С. 78-84

Spisok literatury:

[1] Lyutyh Yu.A. Zemel'nye otnosheniya v Rossii. Istoricheskij i sovremennyj aspekty. - Krasnoyarsk: Kn. izd-vo, 1995. - 122s.

[2] Prokopovich, S.N. Narodnoe hozyajstvo SSSR: v 2 tomah / S.N. Prokopovich. - Moskva; Berlin: Direkt-Media, 2020. - Tom 2. - 299 s. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=-book&id=572265 (data obrashcheniya: 11.03.2021).

[3] Narodnoe hozyajstvo SSSR za 70 let. YUbilejnyj statisticheskij ezhegodnik. - M.: Finansy i statistika, 1987. - 766 s. - URL: http://alcdata.narod. ru/USSR_70_1987/ (data obrashcheniya: 11.03.2021).

[4] Romanova G.V. Znachenie zemel'noj reformy 1990-h godov dlya Rossii \\ Vestnik Mosk-ovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «YUridicheskie nauki». 2013. № 1 (11). - S. 102-108.

[5] Romanova G.V. Pravovye osnovy agrarnoj reformy v period novoj ekonomicheskoj politiki \\ Rossijskoe gosudarstvovedenie. 2016. № 2. - S. 28-34.

[6] Romanova G.V., Sh i kula I.R. Problemy opre-deleniya kadastrovoj stoimosti zemel'nyh uchastkov // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Yuridicheskie nauki». 2020.№ 2(38). S. 78-84

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.