Научная статья на тему 'Историческое развитие института защиты прав и свобод несовершеннолетних: становление законодательства РСФСР'

Историческое развитие института защиты прав и свобод несовершеннолетних: становление законодательства РСФСР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
606
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / РСФСР / ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / СОВЕТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / HISTORY / RUSSIA / OCTOBER REVOLUTION / SOVIET LAW / LEGAL NORMS OF THE CRIMINAL PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шувалова М.А.

В статье рассматривается исторический процесс становления и формирования законодательства РСФСР. При исследовании и анализе данного аспекта были использованы различные исторические научные методы: проблемно-хронологический, метод исторических параллелей, ретроспективный, структурно-системный, метод актуализации, а также метод историографического анализа литературы и историко-правовой метод. На основе проведенного анализа автор выделяет закономерности исторического развития государства в общем, и законодательства в частности, дает характеристику правоприменительной деятельности РСФСР. Изучение истории развития уголовного процесса имеет огромное значение, так как является прямым следствием многовекового генезиса права России. Бесспорно, исторический анализ развития уголовно-процессуального законодательства, в том числе регламентирующего участие педагога при производстве по уголовным делам обогащает историческую и процессуальную науки выявлением обстоятельств, которые послужили основанием для изменения и усовершенствования законодательства в части гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также поспособствовали возникновению новых вариантов правового регулирования, регламентирующего участие педагога, что, безусловно, помогает оценить достоинства и недостатки каждого варианта, а также их преемственность и целесообразность заимствования исторического опыта. Знаменательным и важным событием в развитии уголовно-процессуального права, становятся реформационные изменения, связанные с Октябрьской революцией 1917 года. В связи с принятием Конституции в 1918 году и формированием совершенно нового типа государства формируется советское право, в том числе нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие участие сведущих лиц. Уголовно-процессуальными кодексами РСФСР 1922 и 1923 гг. участие педагогов в уголовном судопроизводстве хоть и не предусматривалось, педагоги все равно зачастую привлекались к участию в допросах. Бесспорно, образование СССР способствовало формированию единой доктрины в области процесса доказывания, что непосредственно сказывается и на уголовном процессе по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шувалова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MINORS: THE ESTABLISHMENT OF THE LEGISLATION OF THE RSFSR

The article discusses the historical process of development of the legislation of the Russian Federation. The study and analysis of this aspect has been used in various scientific historical methods: problem chronological method, historical Parallels, a retrospective, structural system, method of updating and method of historiographical analysis of the literature and the historical-legal method. On the basis of the conducted analysis the Author reveals the regularities of the historical development of the state in General and legislation in particular, gives a description of law enforcement in the Russian Federation.The study of the history of the development of the criminal process is of great importance, since it is a direct consequence of the centuries-old genesis of the law of Russia. Undoubtedly, the historical analysis of the development of criminal procedural legislation, including regulating the participation of a teacher in criminal proceedings, enriches historical and procedural science by identifying circumstances that served as the basis for changing and improving legislation in terms of guaranteeing the protection of the rights and legitimate interests of minors, and also contributed emergence of new options for legal regulation, regulating the participation of the teacher, which certainly helps appreciate the advantages and disadvantages of each option, as well as their continuity and appropriateness of borrowing historical experience. A significant and important event in the development of criminal procedural law is the reformation changes associated with the October Revolution of 1917. In connection with the adoption of the Constitution in 1918 and the formation of a completely new type of state, Soviet law is being formed, including the norms of the criminal procedural legislation regulating the participation of knowledgeable persons. The Code of Criminal Procedure of the RSFSR in 1922 and 1923. the participation of teachers in criminal proceedings, although not provided, teachers were still often involved in interrogation. Undoubtedly, the formation of the USSR contributed to the formation of a unified doctrine in the field of the process of proof, which directly affects the criminal process in cases of crimes committed by minors.

Текст научной работы на тему «Историческое развитие института защиты прав и свобод несовершеннолетних: становление законодательства РСФСР»

УДК 930.25

Шувалова М.А., аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РСФСР

В статье рассматривается исторический процесс становления и формирования законодательства РСФСР. При исследовании и анализе данного аспекта были использованы различные исторические научные методы: проблемно-хронологический, метод исторических параллелей, ретроспективный, структурно-системный, метод актуализации, а также метод историографического анализа литературы и историко-правовой метод. На основе проведенного анализа автор выделяет закономерности исторического развития государства в общем, и законодательства в частности, дает характеристику правоприменительной деятельности РСФСР. Изучение истории развития уголовного процесса имеет огромное значение, так как является прямым следствием многовекового генезиса права России. Бесспорно, исторический анализ развития уголовно-процессуального законодательства, в том числе регламентирующего участие педагога при производстве по уголовным делам обогащает историческую и процессуальную науки выявлением обстоятельств, которые послужили основанием для изменения и усовершенствования законодательства в части гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также поспособствовали возникновению новых вариантов правового регулирования, регламентирующего участие педагога, что, безусловно, помогает оценить достоинства и недостатки каждого варианта, а также их преемственность и целесообразность заимствования исторического опыта. Знаменательным и важным событием в развитии уголовно-процессуального права, становятся ре-формационные изменения, связанные с Октябрьской революцией 1917 года. В связи с принятием Конституции в 1918 году и формированием совершенно нового типа государства формируется советское право, в том числе нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие участие сведущих лиц. Уголовно-процессуальными кодексами РСФСР 1922 и 1923 гг. участие педагогов в уголовном судопроизводстве хоть и не предусматривалось, педагоги все равно зачастую привлекались к участию в допросах. Бесспорно, образование СССР способствовало формированию единой доктрины в области процесса доказывания, что непосредственно сказывается и на уголовном процессе по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Ключевые слова: история, РСФСР, Октябрьская революция, советское законодательство, правовые нормы, уголовный процесс.

В 2017 году мы отметили 100-летие Октябрьской революции, которая явилась переломным моментом не только для Отечественной истории, но и всемирной. При всей дис-куссионности данного события, можно смело утверждать, что попытка построения справедливого социалистического строя коренным образом изменила не только исторический путь развития России, но и оказало огромное влияние на другие страны. С 1918 года до 1996 год данное событие отмечалось как Всенародный праздник, именованный, как Годовщина Великой Октябрьской Революции, а до 2005 года 7 ноября - оставался выходным днем. Однако с 1996 года Указом президента был переименован в День примирения и согласия.

Безусловно, Октябрьская революция способствовала развитию и становлению новой государственности, а значит принципиально новому законодательству Наибольший интерес представляет история развития советского уголовно-процессуального законодатель-

ства. Сразу необходимо подчеркнуть, что особенностью рассматриваемого периода является особый тип уголовного судопроизводства - социалистический, который был направлен на защиту интересов большинства населения -интересов трудящихся. Вместе с тем следует иметь ввиду, что при этом советский уголовный процесс представлял смешанную форму. А именно - проявление принципа состязательности и иных процессуальных принципов параллельно граничил с ограничением гласности судебного процесса и неравным положением следователя и обвиняемого по осуществлению процесса доказывания.

При исследовании и анализе исторического развития института защиты прав и свобод несовершеннолетних, как одного из аспектов становления законодательства РСФСР были использованы различные исторические научные методы:

— проблемно-хронологический, который позволил изучить генезис советского законодательства в его последовательном развитии.

— метод исторических параллелей позволил обобщить прежний исторический опыт защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в его сопоставлении с современным законодательством.

— ретроспективный метод, заключающийся в последовательном анализе исторических этапов становления РСФСР с целью более полного выявления причин принятия и совершенствования советского законодательства.

— структурно-системный метод, подразумевающий последовательный анализ истории становления РСФСР и рассмотрение структурных связей между вышеназванным аспектом и законодательством РСФСР, а также отдельных отраслей права.

— метод актуализации, позволивший определить ценность полученных научных знаний для последующего совершенствования Отечественного законодательства.

— метод историографического анализа литературы, способствовал более детальному и углубленному изучению развития законодательства РСФСР в частности развитию и укреплению советского государства в общем.

— историко-правовой метод позволил проанализировать такие исторические источники, как Декреты 1917-1918 гг., Руководящие начала 1919 года, УПК РСФСР 1923 года и УПК РСФСР 1960 года. В результате чего автором были сделаны нетривиальные выводы об исторических закономерностях рассматриваемого исторического периода.

Итак, чтобы четко понимать процесс исторического развития уголовного судопроизводства, который напрямую зависел от периодов становления социалистического строя. Необходимо выделить этапы развития послереволюционной науки уголовного процесса. Первый этап развития, начавшийся после 1917 года характеризовался в первую очередь борьбой за право на существование социалистического государства. Стоит отметить, что первые ростки нового права происходили путем принятия различных правовых актов. В связи с данной спецификой законодательные акты зачастую назывались абсолютно по-разному: декреты, декларации, обращения, воззвания, постановления.

Именно к вышеназванному этапу можно отнести декреты советской власти о суде

1917-1918 годов, в которых содержались первые уголовно-правовые нормы, так в соответствии с Декретом о земле от 26 октября 1917 года любая порча конфискованного имущества, которое принадлежало отныне всему народу являлась тяжким преступлением [1, с.171]. 2 декабря 1919 года были изданы «Руководящие начала» по уголовному праву РСФСР, в котором не только определялись задачи нового пролетарского уголовного законодательства и устанавливался перечень наказаний, но и регламентировался возраст с которого несовершеннолетние являлись субъектами преступлений и несли уголовную ответственность за противоправные действия. Согласно данному источнику права физическое лицо, достигшее 14 лет, совершившее преступление и при этом действующее «с разумением» привлекалось к уголовной ответственности. Что же касается несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, но совершивших противоправное деяние к ним не применялось уголовное наказание, однако при этом применялись принудительные воспитательные меры воздействия [2, с. 144]. Нельзя не согласиться с мнением, что именно «Руководящие начала» заложили основы новой системы, которая согласно Конституции 1918 года раскрывала социально-классовую сущность правовых норм в условиях перехода к социализму [3, с.467]. Стоит сразу подчеркнуть, что Конституция РСФСР 1918 года носила идеологизированный характер, опиралась на первые декреты, принятые до середины 1918 года. И уже в 1924 году была принята Конституция СССР, главной причиной ее принятие являлось образование СССР (Союза Советских Социалистических республик).

Что касается непосредственно «Руководящий начал», то несмотря на все достоинства они не могли заменить полноценный Уголовно-процессуальный кодекс (далее УПК), поэтому систематизация права имела огромное значение для РСФСР. Так как одним из главных признаков любого государства является наличие структурированной правовой системы.

Начиная с 1918 по 1919 года нормы права стали носить более систематизированный характер. Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на Гражданскую войну и ин-

тервенцию продолжался процесс развития советского законодательства. Хотя военная обстановка оказывала влияние на нормотворче-скую деятельность молодого государства. Невозможно не отметить, что пробелы, существовавшие в праве, восполнялись революционным правосознанием. Советское уголовное право в рассматриваемый период развивалось по нескольким направлениям, обуславливающим закономерностями происходящих процессов: пресечение контрреволюционных деяний, дезертирства, должностных преступлений и различного рода спекуляций; а также началось постепенная кодификация норм.

Уже 25 мая 1922 года был принят Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, который был заменен через год УПК РСФСР от 15 февраля 1923 года. [4, с.567]. В соответствии со ст. 38 УПК РСФСР 1923 года уголовное дело о преступлении, совершенном несовершеннолетним не достигшим 16 лет должно быть передано в комиссию несовершеннолетних. Отдельное внимание уделено определению возраста несовершеннолетнего при отсутствии надлежащих документов, так согласно ст.141 УПК РСФСР 1923 года если нет возможности идентифицировать возраст несовершеннолетнего, необходимо медицинское освидетельствование [5]. Уголовно-процессуальными кодексами РСФСР 1922 и 1923 годов участие педагогов в уголовном судопроизводстве хоть и не было прописано, данные сведущие лица зачастую привлекались к участию в допросах. Вышеназванный кодекс действовал на протяжении практически четырех десятилетий. И только 25 декабря 1958 года были разработаны и утверждены Основы уголовного судопроизводства союза ССР и союзных республик, с помощью которых устанавливались общие принципы уголовного процесса в СССР. На модернизацию советского уголовного процесса оказала влияние, в первую очередь внутриполитическая обстановка, заключающаяся в демократизации общественной и государственной жизни. Таким образом, изменения, произошедшие в культурной и общественно-экономической жизни, отразились в создании новых законотворческих решениях. Немалую роль в данных процессах сыграло вступление в должность Первого секретаря ЦК КПСС Хрущева Н.С. в 1953 году, и параллельно в

1958 году вступление его же в должность Председателя Совета Министров.

Возвращаясь к вопросу о содержании Основ уголовного судопроизводства союза ССР и союзных республик можно констатировать, что именно данный закон закрепил принцип на некоторое расширение процессуальный гарантий и более надежную охрану прав личности в уголовном процессе. Что касается несовершеннолетних, то единственное упоминание о данной категории лиц вышеупомянутого Закона содержится в ст. 22, согласно которому по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, а также лицам, которые в силу психических и физических недостатков не могут самостоятельно осуществлять защиту, защитник допускается к участию с момента предъявления обвинения [6]. Рекомендация о необходимости участия педагога содержалась в методический указаниях об организации прокурорского надзора по делам несовершеннолетних, утвержденных заместителем Генерального прокурора СССР 5 января 1957 года [7, с.50], что наглядно демонстрирует гуманизацию уголовного судопроизводства и усилению по охране прав и законных интересов несовершеннолетних. В Приказе Генпрокуратуры СССР от 14 июля 1956 № 83 «Об усилении прокурорского надзора по делам о несовершеннолетних» при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов о ликвидации беспризорности, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних дается рекомендация по точному исполнению законов, законностью задержания и привода несовершеннолетних, за законностью и обоснованностью направления несовершеннолетних в воспитательные колонии по решению судебных органов либо комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей. При этом в состав комиссии обязательно должны входить также педагоги [8, с.60].

Принятый в 1960 году Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР воспроизвел и развил положения Основ уголовного судопроизводства по процессуальным гарантиям личности. Важно заметить, что в УПК РСФСР 1960 года предусматривались дополнительные гарантии законности и объективности при производстве уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц. Впервые

происходит законодательное закрепление процессуальной фигуры - педагог, о чем свидетельствуют статьи 159, 285, 397 УПК РСФСР 1960 года. В которых указывается участие педагога в допросах несовершеннолетних обвиняемых и свидетелей. Согласно ст. 397 УПК РСФСР 1960 года участие педагога во время проведения допроса несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого остается на усмотрение следователя или прокурора либо по ходатайству защитника, таким образом не является обязательным и носит лишь рекомендательный характер. Также установлены четкие возрастные рамки несовершеннолетнего, при которых возможно привлечение педагога - это не достигшие 16 лет или достигшие, но признанные умственно отсталыми. Однако, что касается несовершеннолетних свидетелей в возрасте до 14 лет, то здесь участие педагога является обязательным, согласно статье 159 УПК РСФСР 1960 в возрасте от 14 лет до 16 лет по усмотрению следователя также может быть вызван педагог. Аналогичные требования по участию педагога, касающиеся порядка допроса несовершеннолетнего свидетеля в процессе судебного следствия содержатся в статье 285 УПК РСФСР [9]. Данный шаг стал важным в совершенствовании процессуальных гарантий несовершеннолетних.

Бесспорно, образование СССР способствовало формированию единой доктрины в уголовно-процессуальном праве. Подводя итог можно утверждать, что исторический анализ особенностей уголовного процесса в период социалистического строя, безусловно, обогащает историческую и процес-

суальную науки с помощью выявления обстоятельств, исторических изменений, которые послужили причиной изменения законодательства и явились предпосылкой к изменению законодательства, возникновению новых вариантов правового регулирования, что позволяет оценить достоинства и избежать недостатков каждого варианта, их преемственность, определяя целесообразность заимствования исторического опыта. Кроме этого, проанализировав исторический путь развития процессуальных гарантий несовершеннолетних участников судопроизводства, можно сделать вывод о том, что современное уголовно-процессуальное право во многом является преемником, следствием многолетних преобразований уголовного процесса, а также заслугой целых поколений ученых процессуалистов и, в общем, правоведов. Также генезис Отечественного законодательства демонстрирует путь преобразования от архаичности в подходах понимания защиты прав и свобод личности в уголовном процессе до публичного состязательного права.

Появление в уголовном процессе по преступлениям, с участием несовершеннолетних педагога - очень положительная динамика генезиса развития уголовного судопроизводства. Которая указывает на тенденцию гуманности уголовного процесса, а также появлению дополнительных гарантий защиты прав и законных интересов не достигших совершеннолетия лиц.

Проведенный анализ убедительно подтверждает, что становление законодательства РСФСР обусловлено историческими закономерностями периода образования и развития Советского Социалистического государства.

Список литературы

1. Декреты Советской власти. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Институт истории академии наук СССР. М.: Политиздат, 1957. 272 с.

2. Толстая А.И История государства и права России: Учебник для вузов. М.: Юстицин-форм, Омега-Л, 2010. 320 с.

3. Курс уголовного права: Учебник для вузов / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. Т. 1: Общая часть. М.: Юрлитинформ, 2009. 624 с.

4. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917-1954гг. /Под ред. Голунского С.А. М.: Госюриздат, 1955. 635 с.

5. Постановление ВЦИК от 15.02.1923 «Об утверждении Уголовно-Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 27.09.2017).

6. Закон СССР от 25.12.1958 «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» Ведомости ВС СССР, 1959, N 1, ст. 15 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 19.10.2017).

7. Газиянц Л. Л. Недостатки судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних // Социалистическая законность. 1956. № 5. С. 48-53.

8. Приказ Генпрокуратуры СССР от 14.07.1956 № 83 «Об усилении прокурорского надзора по делам о несовершеннолетних» Сборник действующих приказов и инструкций Генерального прокурора СССР. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1958. С. 59—62.

9. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002) Ведомости ВС РСФСР, 1960, № 40, ст. 592.

HISTORICAL DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MINORS: THE ESTABLISHMENT OF THE LEGISLATION OF THE RSFSR

The article discusses the historical process of development of the legislation of the Russian Federation. The study and analysis of this aspect has been used in various scientific historical methods: problem - chronological method, historical Parallels, a retrospective, structural system, method of updating and method of historiographical analysis of the literature and the historical-legal method. On the basis of the conducted analysis the Author reveals the regularities of the historical development of the state in General and legislation in particular, gives a description of law enforcement in the Russian Federation. The study of the history of the development of the criminal process is of great importance, since it is a direct consequence of the centuries-old genesis of the law of Russia. Undoubtedly, the historical analysis of the development of criminal procedural legislation, including regulating the participation of a teacher in criminal proceedings, enriches historical and procedural science by identifying circumstances that served as the basis for changing and improving legislation in terms of guaranteeing the protection of the rights and legitimate interests of minors, and also contributed emergence of new options for legal regulation, regulating the participation of the teacher, which certainly helps appreciate the advantages and disadvantages of each option, as well as their continuity and appropriateness of borrowing historical experience. A significant and important event in the development of criminal procedural law is the reformation changes associated with the October Revolution of 1917. In connection with the adoption of the Constitution in 1918 and the formation of a completely new type of state, Soviet law is being formed, including the norms of the criminal procedural legislation regulating the participation of knowledgeable persons. The Code of Criminal Procedure of the RSFSR in 1922 and 1923. the participation of teachers in criminal proceedings, although not provided, teachers were still often involved in interrogation. Undoubtedly, the formation of the USSR contributed to the formation of a unified doctrine in the field of the process of proof, which directly affects the criminal process in cases of crimes committed by minors. Keywords: history, Russia, October revolution, Soviet law, legal norms of the criminal process.

References

1. Dekretyi Sovetskoy vlasti. Institut marksizma-leninizma pri TsK KPSS, Institut istorii akad-emii nauk SSSR. M.: Politizdat, 1957. 272 s.

2. Tolstaya A.I Istoriya gosudarstva i prava Rossii: Uchebnik dlya vuzov. [History of state and law of Russia ]M.: Yustitsinform, Omega-L, 2010. 320 s.

3. Kurs ugolovnogo prava: Uchebnik dlya vuzov [The course of criminal law] / Pod red. N.F. Kuznetsovoy, I.M. Tyazhkovoy. T. 1: Obschaya chast. M.: Yurlitinform, 2009. 624 s.

4. Istoriya zakonodatelstva SSSR i RSFSR po ugolovnomu protsessu i organizatsii suda i pro-kuraturyi. 1917-1954gg. /Pod red. Golunskogo S.A. M.: Gosyurizdat, 1955. 635 s.

5. Postanovlenie VTsIK ot 15.02.1923 «Ob utverzhdenii Ugolovno-Protsessualnogo Kodeksa R.S.F.S.R.» [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.consultant.ru. (data obrascheniya 27.09.2017).

6. Zakon SSSR ot 25.12.1958 «Ob utverzhdenii Osnov ugolovnogo sudoproizvodstva Soyuza SSR i soyuznyih respublik» Vedomosti VS SSSR, 1959, N 1, st. 15 [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.consultant.ru. (data obrascheniya 19.10.2017).

7. Gaziyants L. L. Nedostatki sudebnoy praktiki po delam o prestupleniyah nesovershen-noletnih[Shortcomings of court practice on cases on crimes of minors] // Sotsialisticheskaya za-konnost. 1956. # 5. S. 48-53.

8. Prikaz Genprokuraturyi SSSR ot 14.07.1956 # 83 «Ob usilenii prokurorskogo nadzora po delam o nesovershennoletnih» Sbornik deystvuyuschih prikazov i instruktsiy Generalnogo prokurora

SSSR. M.: Gosudarstvennoe izdatelstvo yuridicheskoy literaturyi, 1958. S. 59—62.

9. Ugolovno-protsessualnyiy kodeks RSFSR (utv. VS RSFSR 27.10.1960) (red. ot 29.12.2001, s izm. ot 26.11.2002) (s izm. i dop., vstupayuschimi v silu s 01.07.2002) Vedomosti VS RSFSR, 1960, # 40, st. 592.

Об авторе

Шувалова Мария Александровна - аспирант Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского; преподаватель Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, E-mail: masgribanova@yandex.ru

Shuvalova Maria Alexandrovna - postgraduate student of the Bryansk state University I.G. Petrovskogo; lecturer at military Institute of railway troops and military communications, E-mail : masgribanova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.