EDN: SNHTFB УДК 7.044
HISTORICAL GENRE AND FORMS OF HISTORICAL REPRESENTATION IN MODERN SIBERIAN PAINTING
(BASED ON THE MATERIAL OF THE INTERREGIONAL ART EXHIBITION "SIBERIA - XIII")
Mariana A. Borodina
Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation
В. В. Иванкин. Византия.
Предчувствие. Левая часть диптиха. 2022. Холст, синтетическая темпера, рельефная паста. 150x120
Собственность автора
К К Ivankin. Byzantium. Premonition. The left side of the diptych. 2022. Canvas, synthetic tempera, embossed paste. 150x120
Author's property
Abstract: An assessment of the current status and trends in the transformation of the historical genre in modern Siberian painting became possible thanks to the interregional art exhibition "Siberia - XIII" held in Barnaul - the largest event in the artistic life of Siberia in 2018-2023, which brought together new works by artists of eleven Siberian Unions of Artists. The art history analysis of individual works of the historical genre and works that have features of the historical genre in the article is supported by the key conceptual provisions of the relevant classical and latest philosophical and cultural systems and the experience of modern Western curatorial practice. The concept of "historical representation" is used to detect the features of the historical genre in the works that belong to other genres. The author also made an attempt to predict the further existence of the historical genre in the system of Siberian artistic culture.
Keywords: historical genre; thematic picture; historical portrait; modern painting of Siberia; historical representation; interregional art exhibition "Siberia - XIII".
Citation: Borodina, M. A. (2023) HISTORICAL GENRE AND FORMS OF HISTORICAL REPRESENTATION IN MODERN SIBERIAN PAINTING (BASED ON THE MATERIAL OF THE INTERREGIONAL ART EXHIBITION "SIBERIA - XIII"). IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka.Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, №3 (16), pp. 96 103.
М. А. Бородина
Сибирский федеральный университет Красноярск, Российская Федерация
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР И ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИБИРСКОЙ ЖИВОПИСИ
(НА МАТЕРИАЛЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ВЫСТАВКИ «СИБИРЬ - XIII»)
Оценка актуального статуса и тенденций преобразования исторического жанра в современной сибирской живописи стала возможной благодаря состоявшейся в Барнауле межрегиональной художественной выставке «Сибирь - XIII»
- крупнейшему событию художественной жизни Сибири 2018-2023 гг., объединившему новые работы представителей одиннадцати сибирских Союзов художников. Искусствоведческий анализ отдельных произведений исторического жанра и работ, обладающих его признаками, в статье подкреплен ключевыми концептуальными положениями соответствующих классических и новейших философско-культуро-логических систем и опытом современной западной кураторской практики. Для обнаружения черт исторического жанра в произведениях иной жанровой принадлежности используется понятие «историческая репрезентация». Также автором предпринята попытка прогнозирования дальнейшего существования исторического жанра в системе сибирской художественной культуры.
Ключевые слова: исторический жанр; тематическая картина; исторический портрет; современная живопись Сибири; историческая репрезентация; межрегиональная художественная выставка «Сибирь - XIII».
Картина современной художественной жизни Сибири представляется профессиональному критику и рядовому зрителю как широкий и многообразный спектр направлений, авторских манер и техник, а межрегиональные художественные выставки предлагают уникальную возможность оценить это сложное и многогранное явление и профессионалам, и любителям искусства. Состоявшаяся в июле 2023 г. в Барнауле межрегиональная художественная выставка «Сибирь - XIII» объединила более 1,5 тысяч наиболее заметных произведений профессиональных сибирских художников. Ежедневно она привлекала в барнаульскую «Титов Арену» от 1000 до 2000 посетителей, что свидетельствует о большом и искреннем интересе сибиряков к искусству, а также подчеркивает масштаб мероприятия. Выставка «Сибирь - XIII», обнаруживая основные современные тенденции сибирского искусства, сохранила лучшие организационные принципы и сущностные характеристики зональных выставок «Сибирь социалистическая» и последовавших за ними региональных выставок постсоветского периода.
Основной тенденцией сибирской живописи на протяжении всей ее истории можно считать преобладание жанров пейзажа, натюрморта, портрета; интерес художников к коренным культурам Сибири. Подобное явление объяснить довольно просто. Сибирь - край необыкновенно красивой и величественной природы, неизменно вдохновляющей мастеров на создание художественных произведений. Предметный мир натюрморта
является средством отображения символического свойства изображаемых вещей и, безусловно, выражением собственного душевного состояния художника. Магия портрета заключается в стремлении автора через внешне сходство постичь внутренний мир модели. Многонациональный состав Сибири обусловливает пристальное внимание художников к этнокультурным векторам ее областей, к специфике этнических художественных явлений. Современные региональные выставки уверенно демонстрируют высокий уровень сибирского абстрактного искусства. Обнаружились также тенденции мистицизма и художественной сатиры в изобразительном искусстве региона.
Исторический жанр и близкая к нему в советский период тематическая картина [10] имели определяющее значение в художественной культуре Сибири. Экспонировавшиеся на масштабных художественных выставках работы этого направления привели в разные годы своих создателей - И. И. Тютикова, Г. Г. Ликмана, А. Л. Ган-жинского, В. В. Титкова, С. Е. Орлова, А. М. Знака, А. А. Топоева, В. П. Бутанаева, Е Ф. Борунова, И. С. Хайруллинова, В. С. Рогаля, А. И. Алексеева, А. А. Шумилкина и других выдающихся сибирских мастеров - к всесоюзному признанию, но в период 1990-х - 2010-х гг. оно не было столь востребованным художниками региона. Однако «Сибирь - XIII» продемонстрировала не только возвращение интереса к «чистому» историческому жанру, но и показала тенденцию исторической репрезентации в произведениях других жанров.
Проблема установления места и роли исторического жанра, определения путей трансформации, возможных форм и перспектив его существования в системе художественной культуры - сложный вопрос не только для искусствоведения. Философский, а впоследствии и культурологический дискурсы обнаруживают в этой теме широкое проблемное поле.
Классическое философское представление об историческом жанре было сформулировано Ф. В. Шеллингом в «Философии искусства», где великий мыслитель отождествляет историческую картину с картиной символической, наделяя единичный исторический факт, представленный в художественном тексте, общечеловеческим символическим содержанием [13, с. 259-261]. Согласно Г. В. Ф. Гегелю рефлексивная историография (предполагающая наличие автора исторического описания, а следовательно, и сопрягающаяся с позицией создателя художественного текста на историческую тему) предусматривает личностную интерпретацию представляемых событий, а также предполагает использование автором приемлемого для эпохи художественного языка и ожидает отклика современного общества [6]. Произведение исторического жанра
В. П. Чукуев. Гитлер капут. Май 1945 года. 2020. Холст, масло. 120x120
Собственность автора
К P. Chukuev. Hitler Kaput. May 1945. 2020. Oil on canvas. 120x120
Author's property
в этом смысле всегда выступает своевременным и актуальным явлением культуры. Стремлением постичь смысл истории собственной страны исполнена русская историософская традиция. Ключевую идею «Смысла истории» Н. А. Бердяева о ее конечности и возможности только вне собственных пределов разрешить трагизм времени, в контексте анализа смысла и возможностей исторического жанра можно интерпретировать как переход минувшего события в иной план бытия, актуализацию в настоящем и возможность оценки с позиции современности [2].
Несколько работ, представленных на выставке «Сибирь - XIII», соответствуют классическим признакам исторического жанра. Это реалистические картины, связанные с прошлым и исторической уникальностью региона. Работы красноярских художников В. В. Дзалбы «Вверх по Енисею» (2021) и М. Ю. Филатова «Сибиряки» (2022) раскрывают характерные для краевого искусства темы покорения русскими казаками Сибири и поиска региональной идентичности, берущие начало в творчестве великого краснояр-ца В. И. Сурикова. Хоровой исторический портрет «Декабристы в Иркутске» Г. Ю. Кузьмина (2019, Иркутск), картина «Миссионер Вербицкий» В. А. Доценко (2022, Кемерово) и парадный групповой исторической портрет-картина, выполненный в формате диптиха «Акинфий Никитич Демидов и сыновья: Григорий, Прокофий, Никита» заслуженного художника РФ А. Е. Емельянова (2018, Барнаул), представляют в художественных образах основные исторические характеристики регионов.
К группе произведений, связанных с героическим прошлым страны, относятся картина «Гитлер капут. Май 1945 года» заслуженного художника РФ В. П. Чукуева (2020, Горно-Алтайск) и триптих «Защитники города» из серии «Русь, век XIII» Н. В. Острицова (2018-2020, Барнаул).
Несколько обособленно в этой группе держится диптих «Русский снег» А. Б. Андрусенко (2022, с. Поспелиха, Алтайский край), в котором автор отходит о традиционного для исторической живописи реалистического метода, усиливая личностную интерпретацию темы и наделяя ее более однозначными семантическими обстоятельствами.
Портреты выдающихся исследователей-полярников начала XX в. Роберта Скотта и Руаля Амудсена Е. В. Третьяковой (обе работы 2020, Новосибирск), для решения образов которых
художник смело пользуется языком наивного искусства и ар-брюта, пластической деконструкцией и декоративностью живописи, представляют удивительно глубокие и точные характеристики исторических персонажей и их деятельности.
Картины мифологической, литературной и религиозной тематики, составляющие традиционно сюжетную многогранность исторического жанра, также были заметной частью экспозиции выставки «Сибирь - XIII».
Яркую живописную аллегорию судьбы женщины, подразумевающую самоотречение во имя долга, предлагает А. В. Фомина в картине на литературно-мифологический сюжет «Антигона» (2022, с. Березовка, Алтайский край), заставляя вспомнить размышления на эту тему Т. Т. Сала-хова и В. А. Попкова. Обращаясь к античной мифологии тему влекущей женственности в картине «Похищение» раскрывает Ю. А. Белокриницкий (2021, Кемерово).
Кинематографичность композиции и резкие необычные ракурсы персонажей триптиха «Мертвый дом» Ф. Достоевского» заслуженного деятеля искусств и заслуженного художника РФ Г. П. Кичигина (2019, Омск) неизменно привлекали зрительское внимание. В сатирическом образе картины «Трио» А. В. Ягунова (2021, Кемерово) угадывались персонажи И. Ильфа и Е. Петрова.
Безусловные шедевры выставки «Сибирь -XIII» - произведения религиозной тематики. Картина «Ловцы» народного художника РФ С. Н. Эло-яна (2022, Иркутск), выполненная в характерной авторской технике и узнаваемой манере, словно кристаллизует смысл множества библейских притч и безмолвно, безмятежно и ненавязчиво транслирует хранящиеся в них непреходящие общечеловеческие ценности зрителю XXI в.
Современное прочтение религиозных сюжетов и авторскую интерпретацию раннехристианских образов представляет заслуженный художник РФ В. В. Иванкин (Новосибирск). В работах «Эскиз двух фигур с экспрессивным взаимодействием цветовых полей» и «Эскиз фигуры упавшего вестника» (обе 2022), художник, следуя православной иконографии в трактовке антропоморфных образов, создает напряженно-выразительные композиции, звучащие одновременно возвышенно и трагически. В диптихе «Византия. Предчувствие» (2022) В. В. Иванкин мастерски соединяет отголоски античной культуры и раннего христианства с современностью, в тревожных и острых об-
разах раскрывая диалектику далекого прошлого и настоящего.
В. Беньямин заметил, что «между нашим поколением и поколениями прошлого существует тайный уговор», тем самым возложив на современников мессианскую силу воскрешения прошлого в настоящем и подразумевая возможность возрождения образов прошлого в современнике, который сумел разгадать себя в этих образах, смог с ними отождествиться [3, с. 240].
Феномен художественного поиска путей отражения современности в произведении искусства, превращающий ее в значимый фрагмент истории, давно занимает мыслителей. Ш. Бодлер в эссе «Художник современной жизни» (в русской традиции «Поэт современной жизни») говорит, что изображенное в произведении интересует зрителя не только как эстетический объект и не только благодаря красоте, увиденной художником в естественном для него бытии, но и само по себе, в качестве исторической ценности [4]. Эта мысль находит продолжение в современной западной теории искусства, а трансформация форм исторического жанра в настоящее время может быть обоснована изменением отношения к самой исторической науке и к предмету истории.
Опираясь на постмодернистское гуманитарное знание и его терминологию1, новейшая теория искусства пересматривает концепцию, согласно которой исторические художественные наррати-
Е. В. Третьякова. Роберт Скотт. 2020. Холст, масло. 60x50
Собственность автора
Е. V. Tretyakova. Robert Scott. 2020. Oil on canvas. 60x50
Author's property
А. В. Фомина. Антигона. 2022. Холст, масло. 110x160
Собственность автора
А. V. Fomina. Antigone. 2022. Oil on canvas. 110x160
Author 's property
С. H. Элоян. Ловцы. 2022. Холст, оргалит, масло. 120x170
Собственность автора
S. N. Eloyan. Catchers. 2022. Canvas, hardboard, oil. 120x170
Author s property
вы считаются основной целью реалистического искусства до середины XIX в., а с началом эпохи модернизма и появлением абстрактной живописи искусство утрачивает потребность в исторической репрезентации, обратившись к настоящему. Благодаря своей многолетней кураторской практике М. Годфри отмечает возможность исторической репрезентации современного произведения изобразительного искусства, появившегося вне контекста академической живописи, и призывает рассматривать такие работы как способ увековечивания момента в истории и искусстве [8].
Ярким примером исторического нарратива и исторической репрезентации в живописном произведении на выставке «Сибирь - XIII» была картина А. Е. Емельянова «Прощание славянки» (2022, Барнаул). Избегая традиционных приемов анализируемого жанра и облекая остроактуальный исторический контекст в рамки тематической картины, языком метафоры автор выражает идею воплощения в произведении изобразительного искусства важного момента истории (происходящего в настоящем), а также подтверждает не только современные представления о бытии истории в произведении искусства, но и классические тезисы Шеллинга и Гегеля о тождестве исторической и символической картины и необходимости авторской интерпретации актуально-исторической ситуации, вызывающей активный общественный отклик. Картина «Прощание славянки» была тепло встречена публикой, отмечена дипломом Демидовского фонда в номинации «О мире и о войне. Вахта памяти», будет экспонировать-
ся на Всероссийской выставке в Москве и позже пополнит коллекцию Государственного художественного музея Алтайского края.
Очевиден творческий интерес к художественному осмыслению темы времени заслуженного художника РФ М. С. Омбыш-Кузнецова. На «Сибирь - XIII» им представлен диптих «Золото Ка-лейлы» (2020, Новосибирск). Через факты своей биографии художник обращается к современности сквозь призму собственных воспоминаний о моменте и использует принцип разрушения темпоральное™, достигая эффектности и выразительности работы.
Зрительскими симпатиями была отмечена картина молодого художника Ф. Н. Заровняева «Связь с космосом» (2022, Красноярск). Остроумно и иронично автор сопоставляет в художественном образе приметы традиционной культуры и инновации и, обращаясь к меметике2, вызывает у зрителя радость узнавания и ощущение сопричастности явлениям современной культуры.
По убеждению М. Годфри, возлагающего на художника современности функции историка, исследование произведений искусства прошлого, обращение к языку старых мастеров также является одним из ведущих принципов исторической репрезентации. Новое прочтение художественных приемов мастеров предшествующих эпох и помещение смыслов в новые контексты устанавливает почти мистическую связь прошлого с настоящим в творчестве народного художника РФ А. О. Погребного (Усть-Илимск, Иркутская область). Портреты художников Л. Гимова (2022)
и Н. Домашенко (2021), представленные художником на выставке, наделяют портретируемых статусом творцов эпохи Ренессанса, подчеркивая вневременную ценность этих личностей и их творчества и приглашая зрителя к феноменологическому контакту с работами.
Исторический жанр контексте современного искусства, рассматриваемый на примере межрегиональной художественной выставки «Сибирь - XIII», не ограничивается набором формальных признаков. Сегодня он не сдерживается необходимостью наличия сюжета из истории, а сосредоточивается на теме, идее и эмоционально-эстетическом наполнении и раскрывается во всем образно-пластическом строе произведения. Содержанием таких работ в широком смысле оказывается человеческая жизнь в ее взаимоотношениях с миром. Их создатели находят новые способы исторической репрезентации прошедших эпох в современной культуре и призывают зрителей задуматься о нем, установить связи между событиями, явлениями и героями прошлого и настоящего. Кроме того, современная историческая картина и историческая репрезентация в других жанрах изобразительного искусства позволяют по-новому взглянуть на настоящее и размышлять о будущем, раскрывая огромный потенциал жанра.
Исторический опыт показывает, что обращение к рассматриваемому жанру в искусстве формирует и наглядно демонстрирует системы идей и мировоззренческие ориентиры, которые способны организовать целостные духовно-идеологические комплексы, определяющие идеалы эпохи и ценности человека. На возникшую потребность в таких ориентирах первым откликнулся современный российский кинематограф, излагающий предысторию настоящего в большом количестве исторических художественных фильмов и телевизионных сериалов. Язык зрелищное™ и романтизация прошлого призваны восстановить и в потребителе массовой культуры историческую восприимчивость. Из общего взгляда на действительность историзм давно превратился в научный и творческий метод, но его принципы по сей день требуют изучения и творческой рефлексии. Историзм и историческая репрезентация, воплощенные в произведении искусства, оказываются не только важными мировоззренческими, но и методологическими принципами, а помещение конкретной исторической темы в актуальный сейчас контекст или размышление над настоящим, становящимся фрагментом истории, дает
Ф. Н. Заровняев. Связь с космосом. 2022.
Холст, масло. 200x136
Собственность автора
F. N. Zarovnyaev. Connection with cosmos. 2022. Oil on canvas. 200x136
Author's property
современному творцу свободу самовыражения в рамках профессионального искусства.
Причины возрождения художнического и исследовательского интереса к историческому жанру и исторической репрезентации в других жанрах живописи еще предстоит оценить. Однако уже сегодня представляется очевидным, что это мощное явление художественной культуры, сделавшее школу русского, а позднее и советского изобразительного искусства сильнейшей в мире, претерпевая сообразные времени и мировоззрению изменения, продолжит свое существование и обогатит славную историю сибирской живописи.
Примечания
1. Термин «исторический нарратив» использует американский историк и литературный критик X. Уайт (19282018), подразумевая нередуцируемые идеологический и субъективный компоненты исторического повествования и использование его автором художественных приемов метафоры, иронии, метонимии и синекдохи. Термин «историческая репрезентация», предполагающий интерпретацию (описание и создание образа) событий прошлого, предлагает современный голландский философ-постструктуралист Ф. Р. Анкерсмит (род. в 1945).
2. Мем - феномен современной массовой культуры, рассматриваемый как предельно концентрированная единица (ген) передачи культурного наследия.
Литература
1. Анкерсмит, Ф. Р. Историческая репрезентация // История и тропология: взлет и падение метафоры. - Москва : Прогресс-традиция, 2003. - С. 215-343.
2. Бердяев, Н. А. Смысл истории. - Москва : Мысль, 1990.- 173 с.
3. Беньямин, В. О понятии истории // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. - Москва : РГГУ, 2012.-С. 239-241.
4. Бодлер, Ш. Поэт современной жизни // Об искусстве. - Москва : Искусство, 1986. - С. 283-315.
5. Бородина, М. А. Роль исторического жанра в системе художественной культуры // Художественная культура России вчера, сегодня, завтра : региональный аспект. -Красноярск : КГИИ, 2017. - С. 15-19.
6. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по философии истории. -Санкт-Петербург : Наука, 1993. - 473 с.
7. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика : в 4 т. - Москва : Искусство, 1968.-Т. 1.-312 с.
8. Годфри, М. Художник как историк. - Москва: V-A-C Press, Artguide Editions, 2021. - 96 с.
9. Голубева, А. Р. Семилет, Т.А. Мем как феномен культуры / А. Р. Голубева, Т. А. Семилет // Культура и текст. - 2017. - № 3 (30). - С. 193-204.
10. Мамырина, Н. С. Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века: дис. ... канд. искусствоведения. - Барнаул, 2006. - 178 с.
11. Потамская, В. П. Философия истории X. Уайта: прошлое и нарратив // Вестник ТвГУ Серия «Философия». - 2019. - № 3(49). - С. 195-205.
12. Чирков, В. Ф. Зональные и региональные выставки в Сибири от советского периода до наших дней: обретения и утраты// Искусство Евразии. - 2023. - № 2 (29). - С. 116-139.
13. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства. - Москва : Мысль, 1966. - 495 с.
А. О. Погребной. Автограф. (Портрет художника Л. Гимова). 2022. Холст, масло. 100x120
Собственность автора
А. О. Pogrebnoy.
Autograph.
(Portrait
of the artist L. Gimov). 2022. Oil on canvas. 100x120
Author's property
References
1. Ankersmit, E R. Istoricheskaya reprezentatsiya [Historical representation]. History and typology : a metaphor's rise and fall. Moscow, Progress-tradition, 2003, pp. 215-343.
2. Berdyaev, N. A. Smysl istorii [The meaning of history]. Moscow, Mysl', 1990,173 p.
3. Benjamin, W . О ponyatii istorii [About the concept of history]. The doctrine of similarity. Media aesthetic works, Russian State University of Humanities, 2012. pp. 239-241.
4. Baudelaire, Ch. Poet sovremennoy zhizni [Poet of modern life]. About art. Moscow, Iskusstvo, 1986, pp. 283315.
5. Borodina, M. A. Rol' istoricheskogo zhanra v sisteme khudozhestvennoy kul'tury [The role of the historical genre in the system of artistic culture]. Russian art culture yesterday, today, tomorrow: regional aspect. Krasnoyarsk, KGII, 2017, pp. 15-19.
6. Hegel, G. W. F. Lektsii po filosofii istorii [Lectures on the Philosophy of History]. Saint Petersburg, Nauka, 1993, 473 p.
7. Hegel, G. W. F. Estetika. [Aesthetics] In 4 vol. Moscow, Iskusstvo, 1968, vol. 1, 312 p.
8. Godfrey, M. Khudozhnik kak istorik [The artist as a historian]. Moscow, V-A-C Press, Artguide Editions, 2021, 96 p.
9. Golubeva, A. R. Semilet, T.A. Mem kak fenomen kul'tury [Meme as a phenomenon of culture]. Kul'tura i tekst, 2017, no. 3 (30), pp. 193-204.
10. Mamyrina, N. S. Interpretatsiya traditsiy otechestvennoy istoricheskoy zhivopisi v tvorchestve khudozhnikov Altaya XX veka [Interpretation of the traditions of Russian historical painting in the works of Altai artists of the 20th century]. Candidate (Arts) Dissertation. Barnaul, 2006,178 p.
11. Potamskaya, V. P. Filosofija istorii H. Uajta: proshloe i narrativ [White's Philosophy of History: Past and Narrative]. VestnikTvGU. Series "Philosophy", 2019, no. 3 (49), pp. 195-205.
12. Chirkov, V. F. Zonal'nye i regional'nye vystavki v Sibiri ot sovetskogo perioda do nashih dnej: obretenija i utraty [Zonal and regional exhibitions in Siberia from the Soviet period to the present day: gains and losses]. Iskusstvo Evrazii, 2023, no. 2 (29), pp. 116-139.
13. Schelling, F. W. Filosofiya iskusstva [Philosophy of art]. Moscow, Mysl', 1966, 495 p.
Об авторе
Бородина Марьяна Александровна - искусствовед, аспирант кафедры культурологии и искусствоведения Сибирского федерального университета
E-mail: [email protected]
Borodina Mariana Alexandrovna
Art historian, Postgraduate Student of the Department of Cultural Studies and Art History of the Siberian Federal University