' 'т щш
■ш Mm -ЬШШШЁ
■ш*
А. И. Вычугясанин. Портрет историка Г. А. Всчдрихч. 1966. Холст, темпера. 105*84
Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва
A. I. VycliugzhuiriH
Portrait
of the historian
С,.A. Vmdrick 1966.
Canvas, tempera
105x84
trtulik Йгуйим! Art Miiwnt
named attei К P. Suicaihrv
DOI: 10.17516/2713-2714-0055 УДК 75.041+75.049+75.047
МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, КОЛЛЕКЦИИ
MUSEUMS, GALLERIES, COLLECTIONS
"MY DESTINY IS IRKUTSK". PORTRAIT IN THE ART
OF CITY ARTISTS IN THE XX-XXI CENTURIES
Natalia S. Sysoeva
Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev Irkutsk, Russian Federation
Raisa M. Lobatskaya
Irkutsk National Research Technical University Irkutsk, Russian Federation
Abstract: The article is devoted to the analysis of paintings and graphic works presented in the large-scale exposition of a portrait "My Destiny is Irkutsk". The exhibition, dedicated to the 360th anniversary of the city, was held at the Irkutsk Regional Art Museum and the Irkutsk Regional Branch of the Union of Artists of Russia in December 2021. It demonstrated a robust, talented cross-section of the works of contemporary Irkutsk artists. The individual artistic and stylistic handwriting of the leading masters is considered against the background of traditional historical roots and features of the development of the modern Irkutsk art school.
Keywords: portrait genre; painting; graphics; traditions; innovations.
Citation: Sysoeva, N.S.; Lobatskaya, R.M. (2022). "MY DESTINY IS IRKUTSK". PORTRAIT IN THE ART OF CITY ARTISTS IN THE XX-XXI CENTURIES. Ilzobrazitel 'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. l,№3(12),p. 130-138.
Н. С. Сысоева
Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва Иркутск, Российская Федерация
Р. М. Лобацкая
Иркутский национальный исследовательский технический университет Иркутск, Российская Федерация
«СУДЬБА МОЯ - ИРКУТСК».
ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ ГОРОДА В ХХ-ХХ1 ВВ.
Статья посвящена анализу живописных и графических работ, представленных в масштабной экспозиции портрета «Судьба моя - Иркутск». Выставка, проведённая Иркутским областным художественным музеем и Иркутским региональным отделением Союза художников России к 360-летию города в декабре 2021 года, продемонстрировала мощный, талантливый срез работ современных иркутских художников. Рассмотрен индивидуальный художественно-стилистический почерк ведущих мастеров на фоне традиционных исторических корней и особенностей развития современной иркутской художественной школы.
Ключевые слова: жанр портрета; живопись; графика; традиции; новации.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала. Сибири и Дальнего Востока | < <»»1111711.21)22 j 3 | FINE ART ot the Ural* Siberia and the Far East | «-/ilfmiwr 2022
В 2021 Иркутск праздновал свое 360-летие, наряду с другими масштабными мероприятиями, двумя художественными выставками: городского пейзажа «Иркутск. Город во времени» [5] и масштабной экспозицией портрета «Судьба моя - Иркутск» [11]. В данной статье авторы обращаются к последней экспозиции и анализу современного иркутского портретного жанра.
Первая попытка выявления в запасниках Иркутского областного художественного музя имени В. П. Сукачёва портретов жителей Иркутска была предпринята Алексеем Дементьевичем Фатьяновым. По результатам научных исследований 1987-1989 годов Л. Н. Снытко, Г. С. Зу-брий, Т. Г. Крючковой была сформирована первая в истории нашего края выставка сибирского портрета XVIII - начала XX столетий, к её открытию был издан каталог, который впервые показал сибирский портрет как часть культурного и художественного наследия России [9, 10]. Кроме того, это фундаментальное научное исследование в целом отразило тенденции формирования в регионе профессиональной школы изобразительного искусства, своеобразие местной живописной школы и её внутреннее родство с искусством европейской части страны.
В 2017 году выставка «Мастер и мастерская» и каталог, подготовленный к её открытию, представили портреты и автопортреты художников в развернутой ретроспективе советского и постперестроечного искусства, показав жанр во временном контексте второй половины XX - первой четверти XXI в. [8].
Экспозиция третьей по счету выставки портрета 2021 года была выстроена крупными тематическими блоками в исторической последовательности: две ветви власти (административная и духовная); иркутское купечество, политические ссыльные; герои Великой Отечественной войны; почётные граждане города и области; деятели образования, науки и культуры.
Воплощая выбранную концепцию в экспозиционном пространстве, кураторы музея стремились ответить на ряд важных вопросов. Например, как меняется жанр портрета в изменчивом социуме и сохраняет ли он свою актуальность в современном искусстве? Как известно, популярный в прошлом парадный и салонный портрет были символом высокого статуса, являлись атрибутом аристократического интерьера и элитарных гостиных. А как обстоит дело сегодня?
Сохранился ли интерес в современной живописи к историческому и социальному портрету, вскрывающему глубинные философские пласты бытия?
Вполне естественно, что, отвечая на эти вопросы, вряд ли возможно уложиться в рамки журнальной статьи. Для этого требуется серьёзное монографическое исследование, поэтому авторы ограничили свои интересы рассмотрением работ иркутских художников, творчество которых не выходит за пределы середины XX - первой четверти XXI в.
Хорошо известно, что с начала 1930 годов советское искусство, следуя довольно жёстким принципам соцреализма, ставшего основополагающим в этой области, продолжает разрабатывать величайшую тему, обращённую к герою нашего времени. Среди заказных работ заметное место занимают исторические и героические портретные изображения, крупномасштабные полотна портретов-картин.
Глубокий след в истории Иркутска оставило пребывание здесь декабристов. Выразительные образы Сергея Волконского, Никиты Муравьёва, Николая Бестужева представлены в графической серии цветных литографий Александра Муравьёва «Герои декабря 1825 года». Свойства тематической картины и парного портрета соединены на полотне Геннадия Кузьмина «Волконские
А. Ф. Рубцов. Польские повстанцы. 1976. Холст, смешанная техника. Левая часть диптиха -228,5x180; правая часть диптиха -229,5x180,7
Иркутский областной художественный музей имени Я. П. Сукачёва
А. Е Rubtsov. Polish rebels. 1976. Canvas, mixed technique. 'Ihe left side of the diptych 228,5x180; the right side oj the diptych is 229,5x180,7
Irkutsk Regional Art Museum
named after V' P. Sukachev
132 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала. Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2022 FINE ART of the Urals, Sibeiia and the Fai East | September2022
в Иркутске», где «героическое» волею художника отодвинуто в область исторического знания, а на первый план выходит «человеческое», подчёркнутое тёплыми, мягкими красками угасающего дня.
Наиболее мощными работами в теме исторического портрета, отражающего сибирскую ссылку, являются два парных портрета Андрея Рубцова «Польские повстанцы», привлекающие внимание невероятной гипнотической энергией персонажей. В правой части диптиха, решённой в холодной, монохромной чёрно-серой цветовой гамме, фигуры героев, расположенные на центральной оси композиции, замкнуты в пространстве частоколом пик с холодными отблесками света на остриях. Характерный для алтарной картины арочный изгиб верхней части картины, трёхчетвертной разворот фигур придаёт им выразительность и весомость, делает образы монументальными. Статичная композиция с нарочитым ритмом вертикальных элементов, состоящих их поднятых пик, перемежающихся и почти сливающихся с лицами толпы, готовой идти на бой, усиливает драматизм, отражённый на лицах героев, представителей военного сословия.
Не менее сильное эмоциональное воздействие оказывает и левая часть диптиха, решённая в более тёплой цветовой гамме. Здесь изображены
представители сосланной в Сибирь после ряда восстаний польской интеллигенции: судя по портретному сходству, это Александр Чеканов-ский и Иван Черский. В намеренной укрупнённое™ фигур по отношению к фону считывается нота внутреннего одиночества персонажей, в их сдержанной сосредоточенности и задумчивости читается волевой характер и нравственная цельность. В качестве фона Андрей Рубцов не случайно выбирает контрастное сочетание приглушённого колорита обоев европейского рисунка с ярким пестроцветьем восточного орнамента стены, отражённой в зеркале. Этот контраст декора в скромном интерьере явно нарушает видимое спокойствие запёчатлённых на полотне фигур.
Непростые судьбы первых революционеров, сосланных в Сибирь, с их искренней верой в идеалы революции - главная тема социально мотивированной живописи 1960-1970-х годов - не могли не привлечь внимание художников. Можно отметить представленные на выставке портреты политкаторжан и революционеров, выполненные Аркадием Гутерзоном, Андреем Рубцовым, Аркадием Вычугжаниным, Анатолием Алексеевым [2, 6]. Все эти работы отличаются особой психологической выразительностью, а детали активно работают на раскрытие темы.
Особый раздел выставки посвящён портретам, связанным с военной тематикой. Сегодня немногие художники берутся за долгосрочные проекты, требующие большой подготовительной работы при сомнительной коммерческой целесообразности, но всегда есть исключения из правил. В 2019 году коллекция музея пополнилась диптихом Геннадия Кузьмина «Ветераны Великой отечественной войны» и «Шурави» - групповой портрет воинов афганцев.
С темой Великой Отечественной войны, на протяжении десятилетий не утрачивающей своей актуальности, связаны личные переживания многих художников [12]. Военный раздел выставки - это своего рода алтарь, где и крупномасштабные полотна, и портреты ветеранов обращены к каждому зрителю лично. Несмотря на различие творческих индивидуальностей, художники послевоенных лет решали общие задачи, поэтому их живописную манеру называют «станковым монументализмом». Именно в этой стилистике выполнены портреты ветеранов, героев Советского Союза, контрразведчиков Глебом Богдановым, Анатолием Алексеевым, Александром Шипицыным.
DE ИСКУССТВО Урала, Сибири и Дальнего Востока [ сентябрь 2022 1 я я FINE ART of the Urals. Siberia and the Far East | September 2022
Таким образом, рассмотрение этой части музейной коллекции даёт вполне определённый ответ на один из поставленных выше вопросов: исторический портрет в работах иркутских мастеров во второй половине XX в. жив, хотя и ограничен революционной и военной тематикой, а художественное выражение замысла целиком зависит от осмысления изображаемых событий автором и от его творческой манеры.
В то же время отчётливо просматривается традиционализм в донесении образов: патетические ноты, хотя и не утрированные, обращение к известным персонажам или событиям, к символам и знакам, добавляющим однозначности прочтения. Сама историческая тема словно удерживает авторов от авангардных идей и смелых, экспериментальных подходов, диктуемых временем. Если же говорить о сегодняшнем дне, то историческая и тематическая картина в значительной мере редкость. Она ушла на второй план по объективным причинам, прежде всего из-за отсутствия сегодня существовавшего в советские годы социального заказа.
На рубеже 1950-х - 1960-х годов, на волне советской политической оттепели и в явный противовес соцреализму, на короткий промежуток времени, не более чем в пять-шесть лет, в изобразительном искусстве нашей страны складывается так называемый «суровый стиль». Его последователи обращаются к изображению будней простых людей, современных им героев - строителей БАМа, нефтяников, рыбаков, рабочих [6].
В это время появляется особый вид портретного жанра - портрет-картина, где герой или группа изображены в сюжетной взаимосвязи с окружающим миром. Сплав жанровой картины и портрета является характерным для творчества Анатолия Алексеева, Аркадия Вычугжанина, Глеба Богданова, Евтихия Конева, отвечающим запросу на романтический героизм темы труда в образах динамичной эпохи индустриализации Сибири.
Именно в таком ключе сюжетно-тематиче-ских картин с глубокой внутренней драматургией созданы программные работы художника Глеба Богданова, где в опоэтизированных, героизированных образах современников он ищет сплав конкретных черт на фоне монументального обобщения. Так, картина «Хирурги Сибири», написанная в 1981 году, с её строгой цветовой гаммой, лаконизмом рисунка, сегодня на фоне
134 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала. Сибири и Дальнего Востока
FINE ART of tlie Urals, Siberia and the Fai East | September2022
трагических событий пандемии прочитывается как абсолютно современное полотно.
Для художника Галины Новиковой суровый стиль стал органичным и вневременным явлением, перешагнувшим 60-е годы [3]. Она сама была мастером суровым и бескомпромиссным. Любимый цвет - черный, предпочтительная модель для портретирования - цельный, глубокий, талантливый человек, непременно с яркой харизмой. Отсюда, из этого посыла, берут свои корни её виртуозно выполненные аскетичные работы. В них любая деталь настолько уместна и выразительна, что её невозможно изъять из композиции, как знаки препинания из текста, а сами композиционные решения нередко настолько сильные, что часто плохо поддаются вербализации.
Яркий пример - «Портрет биолога Рюрика Саляева». О таких людях, всегда погружённых в дело без показной суеты, говорят «человек-глыба». Именно эту характеристику изображенного Галиной Новиковой учёного считывает зритель с почти монохромной, словно высеченной из камня и изъятой из суеты мира, фигуры. Плотно за-компанованы выразительные немногочисленные детали: крупные руки, слегка сдвинутый на бок тёмный берет и графично завершающий весь образ абрис накинутого светлого плаща.
Галине Новиковой всегда непостижимым образом удавалось соединять несоединимое, совме-
| сентябрь 2022
Г. П. Кузьмин. Шурави. Левая часть триптиха «Сибиряки -защитники Отечества». 2011, 2013-2014. Холст, масло. 200,5x200,5 Иркутский областной художественный музей имени В. IJ. Сукачёва
G. P. Kuzmin. Shuravi. The left part of the triptych "Siberians are Defenders uf the Fatherland". 2011, 2013-2014. Canvas, oil. 200,5x200,5
Irkutsk Regional Art Museum
named after V. P. Sukachev
щать несовместимое, органично, точно, в только ей одной присущей манере. Так, уже за рамками «сурового стиля», на волне вечного интеллектуального поиска и неустанного внутреннего восхищения работами великих предшественников она создаёт серию портретов, неожиданных, с игрой на контрасте восприятия, рассчитанных на зрителя с тонким, обострённым чувством прекрасного. Так, например, в портрете Нелли Мат-хановой она буквально «вписывает» героиню с харизматичной бурятской внешностью в картину Анри Матисса «Красная комната» и создаёт на этом совершенно неожиданном контрасте неповторимый художественный образ.
Композиционная немногословность «сурового стиля» в той или иной степени пришлась впору многим иркутским художникам, хотя ни один из них, строго говоря, в своем творческом методе не следует напрямую его каноническим принципам, добиваясь художественной выразительности портретов иными приёмами. Аркадий Вычугжанин - уникальный мастер точных и ёмких портретных характеристик, лаконичных, сдержанных, но уже лишённых аскетизма и письма «с привкусом плакатности», характерных для «сурового стиля» [2]. Именно к таким работам художника принадлежит портрет Германа Александровича Вендриха.
К концу второй половины XX века иркутские художники окончательно отходят от принципов соцреализма и сурового стиля, все чаще обра-
/.' В. Богданов. Хирурги Сибири. 1972-1974. Холст, темпера. 188x208
Иркутский областной художественный музей имени В. II. Сукачёва
С. V. Bogdanov. Surgeons of Siberia. 1972-1974. Canvas, tempera. 188x208 Irkutsk Regional AtI Museum
named after V. P. Sukachev
щаются к бытовому портрету, широко используют игру внешнего света, отступают от жёсткой графичности форм, а нередко и от цветового контраста. Сдержанная, немногословная художественная манера является общей чертой художников иркутской школы конца XX - начала XXI века, таких как Андрей Рубцов, Анатолий Костовский, Виктор Мироненко, Сергей Писарев, Сергей Казанцев, Дмитрий Лысяков, Сергей Жилин и многие другие [6]. Однако при этом работы каждого из современных иркутских мастеров глубоко индивидуальны и безошибочно узнаваемы.
Говоря об активно формирующемся иркутском портретном жанре, ключевой особенностью которого всю вторую половину XX столетия являлась цветовая глубина и сдержанность, лаконичность композиционных решений, психологическая выразительность и углублённость образов, нельзя обойти стороной зарождение декоративных тенденций, которые, появившись в середине XX столетия, в полной мере утвердились в иркутской портретной живописи только в первой четверти XXI века.
В середине XX века яркая, свободная декоративность, не противоречащая глубокому психологизму, без которого невозможно представить портретный жанр, была характерна для творчества особого художника, не похожего ни на кого из своих иркутских современников, - Алексея Жибинова [1], одного из учеников гения позднего авангарда Павла Филонова. По трагической случайности он не пришёл в искусство на полстолетия раньше, когда творили авангардисты первой волны или, напротив, на пятьдесят лет позже, когда декоративная живопись стала в значительной степени эстетической нормой, а в середине XX века его творчество оказалось неуместным, не отвечающим эстетическим идеалам соцреализма. В экспозиции представлено несколько полотен с его неповторимым, легко узнаваемым почерком. Это блестяще написанные портреты писателей Николая Асанова, Агнии Кузнецовой, Беллы Левантовской, актрисы Розалии Юрене-вой, женский портрет с птицей и многие другие, созданные в той живописной манере, которая была по достоинству оценена только спустя 70 лет.
К концу XX столетия изобразительное искусство постепенно сменило фокус, сосредотачиваясь на личности творческого человека. Зрителю, немного уставшему от глобальных проблем и
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала. Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2022 1 35 FINE ART of the Uials. Sibeiia and Che Fai East \scpit'tnbc)2022
официоза, становятся по-настоящему интересны портреты неординарных, талантливых представителей творческой интеллигенции: писателей, актёров, журналистов, музыкантов, искусствоведов, деятелей культуры. Этому портретному направлению в экспозиции выставки отведено значительное место. Очевидно, что «внешнего» заказа как такового уже фактически нет, живописец сам выбирает модель, интересную ему с художественной точки зрения. Изменилась и задача художника, отступила на второй-третий план необходимость показать заслуги портретируемого перед Отечеством и теперь при выборе объекта художник обращается к образам знаковых фигур в силу их профессионализма, интеллекта, таланта и совокупности личностных качеств на пути общественного служения. Сегодня специфика портретного жанра состоит в том, чтобы не только создать художественно-психологический портрет современника, но и осмыслить, отразить отношения человека и времени, а в этом процессе скорректировать и свои личные взаимоотношения с миром. Акценты в постановке задач сместились с социальных на личностные, а художественное осмысление и его воплощение обрело вне заказа абсолютную творческую свободу.
Владимир Тетенькин, Владимир Жемерикин, Анатолий Костов-ский оставляют на полотнах образы писателей, журналистов, педагогов, художников. Так, Иван Несынов создаёт портреты крупнейших деятелей иркутской культуры: Алексея Дементьевича Фатьянова, искусствоведа, директора художественного музея, усилиями которого существенно пополнилась настоящими шедеврами его богатейшая коллекция; профессора, народного художника РФ Виталия Георгиевича Смагина, начавшего в Иркутском техническом университете подготовку художников-монументалистов и народного артиста России Виктора Пантелеймоновича Егунова, мэтра иркутской драматической сцены. Работы художника интересны, в первую очередь, свежим, нетрадиционным письмом и светлой графичной манерой, появившимися в иркутской реалистической живописи только в 1990-е годы.
В XXI в. портретный жанр продолжает свое развитие, но для создания произведения в сегодняшнем понимании требуется нечто большее, чем передача визуального сходства. Важной задачей для художника является раскрытие внутреннего мира человека. Вместе с тем современное искусство, продолжая на новом витке традиции русской и советской живописи, вырабатывает новые художественные концепции и технологии их воплощения в произведениях изобразительного искусства. Очевидно, что на фоне широкой полифонии современных течений реалистический метод в иркутской живописной школе и портретный жанр как таковой не утратили своей актуальности.
Художники сегодня нередко пишут портреты своих соратников по живописному цеху, словно проводя эксперимент, позволяющий вжиться в определённой степени в чужой творческий метод. Так появляются портреты Анатолия Костовского и Владимира Кузьмина, выполненные Сергеем Казанцевым [4], Андрея Рубцова, созданный Юрием Квасовым, Александра Шипицына - Дмитрием Лысяковым [7], Николая Домашенко - Анатолием Погребным, Михаила Воронько кисти Ларисы Малкиной, Виталия Смагина ки-
136 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала. Сибири и Дальнего Востока | сентябри 2022 FINE ART of the Urals. Siberia and the Far East | September 2022
Г. Е. Новикова. Портрет журналистки Нэлли Матхановой. 1975. Холст, масло. 150x100
Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва
G. Е. Novikova. Portrait of journalist Nelli Matkhanova. 1975. Canvas, oil. 150x100
Irkutsk Regional Art Museum
named after V. P. Sukuchev
И. А. Ширшков. Портрет художника E. О. Турунова.
2004.
Холст, темпера.
184x95
Частная коллекция
I. A. Shirshkov Portrait of the artist E. O. Turunov. 2004. Canvas, tempera. 184x95 Private collection
Г. E. Новикова. Портрет биолога Рюрика Саляева. Середина XX в. Холст, масло. 99x81
Иркутский областной художественный музе1\ имени В. П. Сукачёва
G. Е. Novikova.
Portrait
of the biologist
Rurik Salyaev.
Mid-twentieth
century. Canvas, oil.
99x81
Irkutsk Regional Art Museum
named after V. P. Sukadicv
сти Анастасии Ижганайтене и ещё один портрет этого художника, но уже графический, углем на бумаге работы Аркадия Лодянова.
Неожиданно выглядят на выставке портреты, созданные Анатолием Погребным, творческий почерк которого базируется на гиперреалистическом подходе к построению композиции, сочетающем в себе крупные монохромные плоскости без нюанса с утрированно точной прорисовкой деталей. Его картины напоминают старинные полотна, а творческий метод, обеспечивающий работам узнаваемость, обладает несомненной притягательностью при сохранении внутреннего конфликта между фотографической точностью и художественной выразительностью.
Игорь Ширшков, картины которого представлены на выставке портретом художника Евгения Турунова и автопортретом, работает в направ-
лении так называемого актуального искусства, название которого более правильно и адекватно звучит в оригинале - contemporary art. Произведения этого направления лишены художественных условностей по отношению к сюжету, форме, соответствию цвета, пропорциям и при этом всегда обладают невероятной выразительностью, наличием философского прочтения образа, обладают несомненной притягательной силой и вызывают у зрителя жгучее желание заглянуть в «зазеркалье», которое обозначил им автор. Создавая портрет Евгения Турунова, один художник представил другого, выйдя за пределы реалистической живописи и попал точно в цель. Анализ этих экспериментов даёт чрезвычайно интересный результат, требующий специального подробного изложения.
Таким образом, подводя итог обзора работ XX-XXI веков, представленных в экспозиции «Судьба моя - Иркутск», необходимо отметить, что за прошедшие десятилетия в городе сложилась своеобразная школа, объединённая временем и местом, представленная талантливыми художниками, которые опираются на различные концептуальные основы, техники, стилистические направления. Мастерам этой школы удалось создать коллективный портрет своих современников - обобщённый художественный образ иркутян - в качестве весомой частицы творческой летописи региона и страны.
Авторы выражают искреннюю признательность фотохудожнику Артемию Шелтунову за предоставленный к статье качественный иллюстративный материал.
Литература
1. Алексей Жибинов : альбом каталог / сост. Н. С. Сысоева; вступ. ст. О. К. Домашева. - Иркутск : ГБУК ИОХМ им. В. П. Сукачева, 2020. - 200 с.: ил.
2. Аркадий Вычугжанин : альбом-каталог / сост. Н. С. Сысоева; вступ. ст.: А. И. Голято; оформ. А. А. Шел-тунов. - Иркутск: ГБУК ИОХМ им. В. П. Сукачёва, 2019. - 224 с.: ил.
3. Галина Новикова: альбом-каталог: живопись, графика / вступ. ст. Т. Г. Драница. - Иркутск : Артиздат, 2015.-224 с.: ил.
4. Грани творчества. Живопись: С. И. Казанцев, Д. П. Лысяков, Р. Г. Присяжникова, Н. С. Сысоева : каталог / сост. Н. С. Сысоева, вступ. ст. : А.И. Алексеев, И. 1'. Федчипа. - Иркутск : Репроцентр А-1, 2015. - 36 с.: ил.
5. Иркутск. Город во времени: альбом-каталог / сост. II. С. Сысоева; вступ. ст. : II. С. Сысоева, А. И. Голято, М. А. Аверьянова, А. М. Свердлова-Александрова. - Иркутск : ИРО ВТО «Союз художников России»: ГБУК ИОХМ им. В. П. Сукачёва, 2020. - 329 с.: ил.
6. Ларева, Т. Г. История изобразительного искусства
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урал», Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2022 \ 37 FINE ART of the Urals Siberia and die Far East | srplenilitr 2012
Прибайкалья XX - начала XXI века. - Иркутск : Типография Принт Лайн, 2015. - 616 с.: ил.
7. Лобацкая, Р. М. Вслед за мыслью и чувством. Творческий почерк Дмитрия Лысякова // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2022. - № 1 (10). - С. 115-123.
8. Мастер и мастерская: Посвящается 85-летию ИРО ВТО «Союз художников России» : альбом-каталог / сост. Н. С. Сысоева; вступ. ст.: И. Г. Федчина, Н. С. Сысоева. - Иркутск : ИРО ВТО «Союз художников России», 2017. - 208 с.: ил.
9. Сибирский портрет XVIII - начала XX веков в собраниях Иркутска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы / вступ. ст.: Е. С. Зубрий, Л. Н. Снытко, А. Д. Фатьянов. - Санкт-Петеребург : АРС, 1994. - 168 с.
10. Снытко, Л. Н. Портретная галерея сибиряков в собрании Иркутского областного художественного музея // Сибирь. - 1988. - № 4. - С. 117-127.
11. Судьба моя - Иркутск: альбом-каталог / сост. Н. С. Сысоева; вступ. ст. : Л. Н. Снытко, В. П. Шахеров. -Иркутск : ИРО ВТО «Союз художников Росии»: ГБУК ИОХМ им. В. П. Сукачёва, 2021. - 340 с.: ил.
12. Художники - участники Великой Отечественной Войны: альбом-каталог / авт. вступ. ст. и сост. Н. С. Сысоева. Иркутск: ГБУК ИОХМ им. В. П. Сукачёва, ИРО ВТОО «Союз художников России», 2020. - 380 с.: ил.
References
1. Aleksej Zhibinov: al'bom-katalog [Aleksey Zhibinov: an album- catalogue]. Compiler N. S. Sysoeva; introduction О. K. Domasheva. Irkutsk, Irkutsk Regional Art Museum n.a. V. P. Sukachev, 2020, 200 p.
2. Arkadij Vy'chugzhanin : al'bom-katalog [Arkady Vychugzhanin: an album-catalogue]. Compiler N. S. Sy'soeva; introduction A. I. Golyato; design A. A. Sheltunov. Irkutsk, Irkutsk Regional Art Museum n.a. V. P. Sukachev, 2019, 224 p.
3. Galina Novikova: al'bom-katalog zhivopis', grafika [Galina Novikova: an album-catalogue painting, graphics]. Introduction T. G. Dranitsa. Irkutsk, Artizdat, 2015, 224 p.
4. Grani tvorchestva. Zhivopis': S. I. Kazancev, D. P. Ly' syakov, R. G. Prisyazhnikova, N. S. Sy'soeva: katalog [The aspects of an artistic work. Painting: S.I. Kazantsev, D. P. Lysyakov, R. G. Prisyazhnikova, N. S. Sysoeva: a catalogue]. Compiler N. S. Sysoeva, introduction A.I. Alekseev, I. G. Fedchina. Irkutsk, Reprocentr A-l, 2015, 36 p.
5. Irkutsk. Gorod vo vremeni: al'bom-katalog [Irkutsk. A city through time: an album-catalogue]. Compiler N. S. Sysoeva; introduction N. S. Sysoeva, A. I. Golyato, M. A. Averyanova, A. M. Sverdlova-Alexandrova. Irkutsk, Irkutsk branch of the Union of Artists of Russia, Irkutsk Regional Art Museum n.a. V. P. Sukachev, 2020, 329 p.
6. Lareva T. G. Istoriya izobrazitel'nogo iskusstva Pribajkal'ya XX - nachala XXI veka [The history of Pribaikalye fine art in the 20th - beginning of the 21th centuries]. Irkutsk, Tipografiya Print Lajn, 2015, 616 p.
7. Lobatskaya R. M. Vsled za my'sl'yu i chuvstvom. Tvorcheskij pocherk Dmitriya Ly'syakova [Following thought and feeling. Dmitry Lysyakov's creative style]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Krasnoyarsk 2022, no. 1 (Ю),рр. 115-123.
8. Master i masterskaya: Posvyashhaetsya 85-letiyu IRO VTO «Soyuz xudozhnikov Rossii» : al'bom-katalog [A master and his workshop: devoted to 85th anniversary of the Irkutsk branch of the Union of Artists of Russia: an album-catalogue]. Compiler N. S. Sysoeva; introduction I. G. Fedchina, N. S. Sysoeva. Irkutsk, Irkutsk branch of the Union of Artists of Russia, 2017, 208 p.
9. Sibirskij portret XVIII - nachala XX vekov v sobraniyax Irkutska, Kyaxty', Novosibirska, Tomska, Tyumeni, Chity' [A Siberian portrait of the 18th - beginning of the 20th centuries]. Introduction E. S. Zubry, L. N. Snytko, A. D. Fatyanov. Saint Petersburg, ARS, 1994,168 p.
10. Snytko L. N. Portretnaya galereya sibiryakovvsobranii Irkutskogo oblastnogo xudozhestvennogo muzeya [The gallery of Siberians' portraits in the collection of the Irkutsk Regional Art Museum]. Sibir', 1988, no. 4, pp. 117-127.
11. Sud'ba moya - Irkutsk: al'bom-katalog [My destiny is Irkutsk: an album-catalogue]. Compiler N. S. Sysoeva; introduction L. N. Snytko, V. P. Shakherov. Irkutsk, Irkutsk branch of the Union of Artists of Russia, Irkutsk Regional Art Museum n.a. V. P. Sukachev, 2021, 340 p.
12. Xudozhniki - uchastniki Velikoj Otechestvennoj Vojny': al'bom-katalog [Artists - the veterans of the Great Patriotic War: an album-catalogue]. Compiler and the introduction author N. S. Sysoeva. Irkutsk, Irkutsk branch of the Union of Artists of Russia, Irkutsk Regional Art Museum n.a. V. P. Sukachev, 2020, 380 p.
Об авторах
Сысоева Наталья Сергеевна - искусствовед, директор Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачёва, Иркутск E-mail: [email protected]
Лобацкая Раиса Моисеевна - искусствовед, профессор, зав. кафедрой ювелирного дизайна и технологий Иркутского национального исследовательского технического университета, Иркутск E-mail: [email protected]
Sysoeva Natalia Sergeevna
Art critic, Director of the Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev, Irkutsk
Lobatskaya Raisa Moiseevna
Art critic, Head of the Department of Jewelry Design and Technology at the Irkutsk Natural Research Technical University, Irkutsk
А. О, Погребной.
Портрет
художника
II. И. Домашенко.
2021. Холст, масло.
100x120
Частная коллекция
А. О. Pogrebnoy. Portrait of the artist N. I. Domashenko. 2021. Canvas, oil. 100x120
Private collection
138 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала. Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2022 FINE ART of tlie Urals, Siberia and the Fai East | September2022