Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬНОЙ НАРКОМАНИЕЙ / ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ОТСРОЧКА ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ОСУЖДЕННЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гамидов Давид Вагитович

Данная статья посвящена исследованию отсрочки отбывания наказания, назначаемой судом в связи с признанием осужденного больным наркоманией, совершившего преступление, при наличии к тому основания. Проанализированы исторический аспект становления и развития норм об отсрочке отбывания наказания и ее правовой природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гамидов Давид Вагитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL PATH OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF POSTPONEMENT OF SERVING A SENTENCE FOR DRUG ADDICTS IN THE DOMESTIC RUSSIAN CRIMINAL LEGISLATION

This article is devoted to the study of the postponement of serving a sentence, appointed by the court in connection with the recognition of a convicted drug addict who has committed a crime, if there are grounds for this. The historical aspect of the formation and development of the norms on the postponement of serving a sentence and its legal nature are analyzed.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_235 УДК 343.265.5

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ The historical path of formation and development of the deferral of serving sentences for patients with drug addiction in the domestic Russian criminal legislation

ГАМИДОВ Давид Вагитович,

преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Университета ФСИН России. Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Саперная, 34. E-mail: dianavaz@mail.ru;

Gamidov David Vagitovich,

Lecturer at the Department of Criminal Law Disciplines

Faculty of Law, University of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Russia, St. Petersburg, Pushkin, Sapernaya str., 34.

E-mail: dianavaz@mail.ru

Краткая аннотация: Данная статья посвящена исследованию отсрочки отбывания наказания, назначаемой судом в связи с признанием осужденного больным наркоманией, совершившего преступление, при наличии к тому основания. Проанализированы исторический аспект становления и развития норм об отсрочке отбывания наказания и ее правовой природы.

Annotation: This article is devoted to the study of the postponement of serving a sentence, appointed by the court in connection with the recognition of a convicted drug addict who has committed a crime, if there are grounds for this. The historical aspect of the formation and development of the norms on the postponement of serving a sentence and its legal nature are analyzed.

Ключевые слова: больной наркоманией, отсрочка отбывания наказания, отсрочка исполнения приговора, военнослужащий, осужденный.

Keywords: drug addict, deferment of serving a sentence, deferral of execution of a sentence, serviceman, convict.

Дата направления статьи в редакцию: 05.02.2022

Дата публикации: 28.02.2022

Институт отсрочки отбывания наказания существует в отечественном уголовном законодательстве уже на протяжении многих столетий, благодаря чему его история включает в себя множество событий и преобразований, которыми не вправе пренебречь ни один исследователь данной сферы научных интересов. Это оправдано, в том числе и тем, что применительно к настоящему контексту мы полностью придерживаемся позиции профессора Б. В. Волженкина, который совершенно справедливо указывает на то, что «современный ученый также должен исследовать ретроспективу развития юридической мысли по рассматриваемой проблематике, в том числе в целях использования уже ранее полученного положительного опыта, который может быть полезен и в современных условиях» [8, с. 7].

Свое распространение отсрочка отбывания наказания больным наркоманией (ст.82.1 УК РФ) получила в 20-е годы прошлого века. В этот раз в сферу правоприменения попали осужденные, участвовавшие в боях на стороне Красной Армии.

В соответствии со 32 Уголовного кодекса РСФСР 1922 года принудительные работы могли применяться в отношении военнослужащих в виде содержания в штрафных воинских частях [5]. Отсюда следует, что в то время существовал как вид наказания направление в указанную часть. А уже в 1926 году, на основе ст. 19 уголовного законодательства СССР, были установлены сроки замены лишения свободы на срок, равный одной шестой подлежащего применению срока принудительных работ [4]. Именно в это время военнослужащие при совершении преступлений стали направляться в штрафные воинские части. В то же время нельзя не отметить, что на данном этапе стала отчетливо проявляться государственная антинаркотическая политика, в частности ст. 104 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года [3] гласила о запрете сбыта наркотических средств, а также взаимосвязанных с этим действий. Это свидетельствует о сформированности не только социальных, но уже и юридических предпосылок для нормативного закрепления отсрочки и медицинского вмешательства по отношению к преступникам, больным наркоманией, для этого необходимо было только переосмысление законодателем сущности и значимости данной проблемы, чему в то время мешала сложившаяся военно-политическая ситуация.

Однако именно она способствовала в целом развитию исследуемой отсрочки отбывания наказания больным наркоманией, в чем важным этапом выступило издание 23 мая 1928 года Постановления ЦИК и СНК «О дополнении и изменении Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», где предусматривалась их ликвидация и как следствие перевод всех военных, отбывающих наказание в штрафных воинских частях в действующую армию.

Авторы учебника по белорусскому уголовному праву отмечают, что отсрочка «не допускалась к осужденным за контрреволюционные преступления, затрагивающие жизнь и здоровье граждан (бандитизм, убийство и иные, тяжкие преступления). В подобных случаях трибуналы не считали возможным доверить таким осужденным защиту Отечества с оружием в руках» [9, с. 245]. Н. А. Беляев отмечает, что при решении вопроса о возможности применения отсрочки суд учитывал, прежде всего, тяжесть совершенного преступления, а также личность виновного и все

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)

обстоятельства дела [6, с. 380].

Н. В. Васильев обоснованно обращает внимание на вероятность использования отсрочки исполнения приговора в отношении военнослужащего или военнообязанного с учетом качественной и количественной характеристики социальной опасности совершенных им деяний и предлагает выделить среди них 3 группы. В первую группу он включает преступления, совершение которых исключает применение отсрочки приговора: государственные преступления, разбой, грабеж с насилием и многократные кражи. Оказывать доверие лицам, совершившим такие преступления, нельзя[1, с. 89].

К следующей группе относятся воинские преступления, выражающиеся в уклонении от военной службы[1, с. 89].

В последнюю группу входят все иные преступления, за совершение которых военные трибуналы во время войны широко применяли

отсрочку.

Суд, принимая решение о назначении наказания, должен был принимать во внимание как вид преступления, так и уровень его общественной опасности, степень вины подсудимого и его общественной опасности, личность осужденного, наличие либо отсутствие у него искреннего раскаяния, мотив совершенного преступления, рецидив, ведь в этом выражается индивидуализация наказания. Предоставление отсрочки приговора на основании примечания 2 к ст. 28 УК РСФСР [7, с. 300] подтверждает индивидуализацию наказания. Наряду с этими признаками законодатель в примечании 2 к ст. 28 УК РСФСР выделил объективные признаки индивидуализации наказания: особенные условия времени (военное время), особенное положение лица в государстве (военнослужащий). Указанные признаки явились основанием для того, чтобы отсрочка исполнения приговора применялась в условиях войны и была направлена на осуществление принципа индивидуализации.

Таким образом, на этом этапе на институт отсрочки отбывания наказания сильно повлияла военно-политическая обстановка в стране, благодаря чему получила расширение своего толкования, которое впоследствии укрепится в отечественном уголовном законодательстве.

В связи с чем вполне закономерным событием оказалось издание нормативного акта, продолжившего реализацию намеченного направления по решению социальных задач, которым оказался Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1942 года «Об отсрочке исполнения приговоров в отношении работников железнодорожного и водного транспорта». В этом документе было закреплено, что лица, работавшие на железнодорожном и водном транспорте, могут попасть под действие отсрочки, если суд посчитает возможным применить к ним ее (они должны быть призывного возраста и годными к военной службе) и по его определению направлены служить в действующую армию либо на предприятия для использования на должностях, указанных руководителями данных предприятий. Лица, осужденные с применением указанного примечания и хорошо проявившие себя в работе на транспорте, могут быть освобождены по ходатайству руководителя соответствующего предприятия от исполнения назначенной им меры наказания или получить возможность замены ее на более мягкую[7, с. 418].

Окончание Великой Отечественной войны явилось причиной издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 года «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». Согласно этому документу военнослужащие, осужденные с отсрочкой исполнения приговора в порядке примечания 2 к ст. 28 Уголовного законодательства, должны быть освобождены от отбывания им наказания, а судимость с отсрочкой исполнения приговора с них снималась[7, с. 426].

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1946 г. «О распространении на работников железнодорожного и водного транспорта п. «в» ст. 1 и п. «в» ст. 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 г. «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией»» распространялся на лиц, трудившихся на железнодорожном и водном транспорте, осужденных в период военного времени с отсрочкой исполнения приговора и снова направленных для работы на транспорте, снимал с них судимость и освобождал их от необходимости отбывать наказание[7, с. 428].

Стоит заметить, что данные события оказали сильное влияние на дальнейшую судьбу отсрочки отбывания наказания, поскольку именно они продемонстрировали государству значимость данного института и необходимость его дальнейшего использования и совершенствования.

Впоследствии рассматриваемый феномен появился в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом Верховного Совета СССР от 25 декабря 1958 года (ст. 39 «Отсрочка исполнения приговора военнослужащему или военнообязанному в военное время»).

В данном случае военнослужащему или военнообязанному, подлежащему призыву, мобилизации, приговоренному к лишению свободы, судом могла быть предоставлена отсрочка исполнения приговора до окончания военных действий, если он направлялся в действующую армейскую часть. Также возможно было отсрочить дополнительные виды наказаний.

Осужденный, проявивший себя с положительной стороны, как верный защитник Родины, мог быть освобожден судом от наказания, или же наказание заменялось более мягким видом.

В последующем в ст. 46 Уголовного кодекса РСФСР 1960 года предоставление отсрочки исполнения приговора стало возможным рассматриваться до начала военных событий, так и во время их.

Осужденные, которые не сумели загладить свою вину, по окончании войны продолжали отбывать назначенное наказание либо полностью, либо в облегченном варианте, если суд заменял его на более мягкое, ввиду частичного искупления вины. В случае замены наказания более мягким имелось в виду не сокращение срока лишения свободы, а назначение вместо него другого вида наказания.

Если лицо, которому в военное время была предоставлена отсрочка исполнения приговора, совершило новое преступление, то это становилось основанием для отмены отсрочки и назначения виновному наказания по совокупности приговоров в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 46 УК РСФСР. В данной статье не содержалось каких бы то ни было особых предписаний о погашении или снятии судимости с лиц, которые

освобождены от наказания в итоге отмены отсрочки. Подобная норма содержалась и в уголовном законодательстве ряда союзных республик, например в Уголовном кодексе Грузинской ССР.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1943 г. указанная категория лиц подлежала освобождению судами от назначенного наказания одновременно со снятием судимости.

Итак, отсрочка исполнения приговора военнослужащему или военнообязанному в военное время - это две разновидности одного и того же института отсрочки отбывания наказания, которая уже надежно закрепилась в уголовном законодательстве как мера поощрительного характера, которая не только приостанавливала исполнение принудительного воздействия, предусмотренного приговором суда, но еще и стимулировала осужденного к одобряемому государством поведению посредством возможности смягчения либо полного освобождения от наказания. Из чего следует, что отсрочка на данном этапе уже приобрела практически все характерные признаки, которыми она обладает и в настоящее вре-мя[2, с. 37].

Кроме того, стоит заметить, что на данном этапе также широкое распространение приобрела проблема наркомании, что не обошло стороной и внимание законодателя, благодаря чему, тот осознав угрозу, исходящую от этого явления, регламентировал необходимость назначения принудительных мер медицинского характера наряду с наказанием. Об этом гласила ст. 62 УК РСФСР 1960 года, чьи положения хоть и не имеют прямой взаимосвязи с отсрочкой, но они так же приостанавливают карательное воздействие, как минимум на период лечения, и вместе с тем предоставляют возможность оздоровления виновному лицу, что в некоторой степени является определенным поощрением для осужденного. В связи с чем эта норма также оказала свое влияние на становление ст. 821 УК РФ.

Библиогра фия:

1. Васильев Н. В. Принципиальные основания применения отсрочки исполнения приговора к военнослужащим // Сборник статей по истории и теории военного права. Вып. 4. М., 1945. С. 89.

2. Гамидов Д. В. Предпосылки становления института отсрочки отбывания наказания в советском уголовном праве / Д. В. Гамидов // Проблемы уголовной ответственности и наказания : материалы научно-практического семинара, посвященного памяти профессоров В. А. Елеонского и Н. А. Огурцова (Рязань, 30 апреля 2015 г.) : материалы конференции (съезда, симпозиума) / А. А. Чистяков, Н. С. Артемьев, Н. И. Белякова [и др.] ;под общ. ред. В. Ф. Лапшина. - Рязань:Академия ФСИН России, 2015. - 198 с.: ISBN 978-5-7743-0730-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/780480 (дата обращения: 01.02.2022). - Режим доступа: по подписке.

3. О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года : постановление ВЦИК от 22 ноября 1926 г. // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.02.2022).

4. О дополнении и изменении ст. ст. 18 и 19 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и ст. ст. 4, 6 и 11 Положения о воинских преступлениях : постановление ЦИК и СНК СССР от 5 марта 1926 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства СССР. 1926. № 15. Ст. 106.

5. Об изменениях и дополнениях Уголовного кодекса РСФСР : постановление 4-й сессии ВЦИК IX созыва 11 ноября 1922 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 71. Ст. 904.

6. Пионтковский А. А. Курс советского уголовного права : в 6 т. Часть Общая. Т. 2 : Преступление / А. А. Пионтковский; редкол.: А. А. Пионтковский, П. С. Ромашкин, В. М. Чхиквадзе. - Москва: Наука, 1970. С. 516.

7. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР, 1917 - 1952 гг. / Под ред.: Голяков И.Т. - М.: Госюриздат, 1953. -

463 с.

8. Служебные преступления / Волженкин Б.В. - М.: Юристъ, 2000. - 368 с.

9. Уголовное право БССР. Часть общая: Учебник. Т. 1 / Горелик И.И., Дубовец П.А., Кичигина Е.В., Меркушев М.Н., и др.; Под ред.: Горелик И.И. -Минск: Вышэйш. шк., 1978. - 334 с.

References (transliterated):

1. Vasil'ev N. V. Principial'nye osnovaniya primeneniya otsrochki ispolneniya prigovora k voennosluzhashchim // Sbornik statej po istorii i teorii voennogo prava. Vyp. 4. M., 1945. S. 89.

2. Gamidov D. V. Predposylki stanovleniya instituta otsrochki otbyvaniya nakazaniya v sovetskom ugolovnom prave / D. V. Gamidov // Problemy ugolovnoj otvetstvennosti i nakazaniya : materialy nauchno-prakticheskogo seminara, posvyashchennogo pamyati professorov V. A. Eleonskogo i N. A. Ogurcova (Ryazan', 30 aprelya 2015 g.) : materialy konferencii (s"ezda, simpoziuma) / A. A. CHistyakov, N. S. Artem'ev, N. I. Belyakova [i dr.] ;pod obshch. red. V. F. Lapshina. - Ryazan':Akademiya FSIN Rossii, 2015. -198 s.: ISBN 978-5-7743-0730-2. - Tekst : elektronnyj. - URL: https://znanium.com/catalog/product/780480 (data obrashcheniya: 01.02.2022). - Rezhim dostupa: po podpiske.

3. O vvedenii v dejstvie Ugolovnogo kodeksa RSFSR redakcii 1926 goda : postanovlenie VCIK ot 22 noyabrya 1926 g. // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya: 01.02.2022).

4. O dopolnenii i izmenenii st. st. 18 i 19 Osnovnyh nachal ugolovnogo zakonodatel'stva Soyuza SSR i soyuznyh respublik i st. st. 4, 6 i 11 Po-lozheniya o voinskih prestupleniyah : postanovlenie CIK i SNK SSSR ot 5 marta 1926 g. // Sobranie zakonov i rasporyazhenij Raboche-kresfyanskogo Pravitel'stva SSSR. 1926. № 15. St. 106.

5. Ob izmeneniyah i dopolneniyah Ugolovnogo kodeksa RSFSR : postanovlenie 4-j sessii VCIK IX sozyva 11 noyabrya 1922 g. // Sobranie uzakonenij RSFSR. 1922. № 71. St. 904.

6. Piontkovskij A. A. Kurs sovetskogo ugolovnogo prava : v 6 t. CHast' Obshchaya. T. 2 : Prestuplenie / A. A. Piontkovskij; redkol.: A. A. Piontkovskij, P. S. Romashkin, V. M. CHkhikvadze. - Moskva: Nauka, 1970. S. 516.

7. Sbornik dokumentov po istorii ugolovnogo zakonodatel'stva SSSR i RSFSR, 1917 - 1952 gg. / Pod red.: Golyakov I.T. - M.: Gosyurizdat, 1953. - 463 c.

8. Sluzhebnye prestupleniya / Volzhenkin B.V. - M.: YUrist", 2000. - 368 c.

9. Ugolovnoe pravo BSSR. CHast' obshchaya: Uchebnik. T. 1 / Gorelik I.I., Dubovec P.A., Kichigina E.V., Merkushev M.N., i dr.; Pod red.: Gorelik I.I. - Minsk: Vyshejsh. shk., 1978. - 334 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.