Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ИГРЫ «ЗАРНИЦА» В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ИГРЫ «ЗАРНИЦА» В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / «ЗАРНИЦА» / УЛЬЯНОВСК / УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОБОРОННАЯ РАБОТА / СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Панков Роман Николаевич

В статье анализируется опыт реализации мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи на территории Ульяновской области в годы 11 пятилетки. Опираясь на архивные материалы, автор характеризует основные этапы подготовки и проведения военно-спортивной игры «Зарница». Проанализированы основные виды соревнований, отмечена их роль в воспитании будущих защитников Отечества. Изученные данные свидетельствуют, что военно-спортивная игра «Зарница» являлась успешной методикой, позволявшей всем школьникам страны принять в ней участие и получить потенциальную возможность дойти до всесоюзного финала. Анализ статистических материалов позволил установить неравномерность вовлечения учащихся в игру «Зарница» по отдельным районам области, что было связано с активностью комсомольских организаций на местах и личной заинтересованностью руководителей образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL EXPERIENCE OF ORGANIZING AND CARRYING OUT THE MILITARY SPORT GAME "ZARNITSA" IN THE FIRST HALF OF THE 1980S. (BY THE MATERIALS OF THE ULYANOVSK REGION)

The article analyzes the experience of implementing measures for the military-patriotic education of youth in the Ulyanovsk region during the 11th five-year plan. Based on archival materials, the author characterizes the main stages of the preparation and conduct of the military sports game "Zarnitsa". The main types of competitions are analyzed, their role in the education of future defenders of the Fatherland is noted. The studied data show that the military-sports game "Zarnitsa" was a successful technique that allowed all schoolchildren of the country to take part in it and get a potential opportunity to reach the all-Union final. An analysis of statistical materials made it possible to establish the uneven involvement of students in the game "Zarnitsa" in certain districts of the region, which was associated with the activity of Komsomol organizations in the field and the personal interest of the heads of educational institutions.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ИГРЫ «ЗАРНИЦА» В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

23. Уроки и выводы ликвидации последствий разрушительных землетрясений для гражданской обороны СССР. / под общ. Ред. генерала армии В.Л. Говорова. - М.: Воениздат, 1989. - 189 с.

References and Sources

1. Operativnoe upravlenie meropriyatiyami RSChS. Sbornik lekcij dlya rukovodyashchego sostava MChS Rossii. Kn. 2. Izd. 2, dop. i pererab / Pod obshch. red. V.F. Mishchenko. - M.: OOO «IPP «KUNA», 2004. - 405 s.

2. Grazhdanskaya oborona. Izd. 2-e, pererab. - M.: AGZ MChS Rossii, 2018. - 400 s.

3. Dlya likvidacii ChS mogut ob"yavit' mobilizaciyu. [Elektronnyj resurs]. / Parlamentskaya gazeta. URL: https://www.pnp.ru/social/dlya-likvidacii-chs-mogut-obyavit-masshtabnuyu-mobilizaciyu.html(data obrashcheniya: 01.12.2022).

4. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 30 maya 2001 g. № 3-FKZ «O chrezvychajnom polozhenii». [Elektronnyj resurs]. / SPS «Konsul'tantPlyus».

5. Federal'nyj zakon ot 26 fevralya 1997 g. N° 31-FZ «O mobilizacionnoj podgotovke i mobilizacii v Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs]. / SPS «Konsul'tantPlyus».

6. Rossiya v bor'be s katastrofami: [v 3 tomah]. Kn. 2: XX vek - nachalo XXI veka. / pod. obshch. red. S.K. Shojgu ; red.: Yu.L. Vorob'ev i A.N. Saharov. - M.: Delovoj ekspress, 2007. - 271 s.

7. Vorob'ev Yu.L., Akimov V.A., Sokolov Yu.I. Lesnye pozhary na territorii Rossii: sostoyanie i problemy. - M.: Deks-Press, 2004. - 309 s.

8. 80 let sluzhby Otechestvu. 1936-2016 / pod obshch. red. V.A. Puchkova. - M.: FGBU VNII GOChS(FC), 2016. - 224 s.

9. Central'nyj muzej MChS Rossii. KP-4305. Formulyar istoricheskij - 460 otdel'nogo mekhanizirovannogo polka Grazhdanskoj oborony Soyuza SSSR. - S posleduyushchimi izmeneniyami v naimenovanii chasti - 147 otdel'noj mekhanizirovannoj brigady Grazhdanskoj oborony, - 147 spasatel'noj brigady Grazhdanskoj oborony, - 57 otdel'nogo spasatel'nogo otryada, - 1236 spasatel'nogo centra. Na 363-h listah v papke. SSSR, Rossijskaya Federaciya. 1968-2009 gg. Komplekta dokumentov 1236 spasatel'nogo centra, MChS Rossii.

10. Central'nyj arhiv MChS Rossii. F. 2. Op. 3. D. 1. Istoricheskij formulyar v/ch 75223.

11. Yubilej 45 5 otdel'nogo mekhanizirovannogo polka grazhdanskoj oborony. [Elektronnyj resurs]. // BEZFORMATA: Novosti Saratova i Saratovskoj oblasti. URL: https://saratov.bezformata.com/listnews/polka-grazhdanskoj-oboroni/5265970/(data obrashcheniya: 01.12.2022).

12. Zhurbenko V.M., Kudryashov V.I. Uchastie Vooruzhennyh Sil SSSR v likvidacii posledstvij vzryva na Chernobyl'skoj atomnoj elektrostancii. // Voenno-istoricheskij zhurnal. - 2006. - № 4. - S. 29-34.

13. Gudov V.A. 731 specbatal'on. - Kiev: Kievskij universitet, 2009. - 89 s.

14. Pod kontrolem GOMU General'nogo shtaba. [Elektronnyj resurs]. // «Voennye komissariaty Rossii». Informacionno-analiticheskij i metodicheskij zhurnal Minoborony Rossii. URL: https://voenkom.ric.mil.ru/Stati/item/316043/ (data obrashcheniya: 01.12.2022).

15. Chernobyl'. Trud i podvig. Krasnoyarskim likvidatoram Chernobyl'skoj avarii posvyashchaetsya. - Krasnoyarsk: Polikor, 2011. - 304 s.

16. Chornobil's'ka tragediya. Dokumenti i materiali / golovnij uporyadnik: N.P. Baranovs'ka. - Kii'v: «Naukova dumka», 1996. - 718 s.

17. D'yachenko A.A. Opyt likvidacii posledstvij katastrofy na Chernobyl'skoj AES (Deyatel'nost' gosudarstvennyh organov SSSR, 1986-1991 gg.). Dis. ... dokt. ist. nauk. - M., 2002 - 689 c.

18. Polonskij I. Den' grazhdanskoj oborony. Vojska MChS vsegda gotovy prijti na pomoshch'. [Elektronnyj resurs]. // «Voennoe obozrenie» obzor voenno-politicheskoj obstanovki v mire. URL: https://topwar.ru/83689-den-grazhdanskoy-oborony-voyska-mchs-vsegda-gotovy-priyti-na-pomosch.html (data obrashcheniya: 01.12.2022).

19. Bondarenko V.I. Vklad regionov Rossii v likvidaciyu posledstvij prirodnyh i tekhnogennyh katastrof v SSSR vo vtoroj polovine XX v.: na primere Krasnodarskogo kraya. Dis. ... kand. ist. nauk. - Krasnodar, 2015. - 260 s.

20. Chornobil's'ke dos'e KfB: vid budivnictva do avarii: Zbirnik dokumentiv pro katastrofu na Chornobil's'kij AES / Uporyad.: O. Bazhan, A. Kogut, G. Boryak; Red. kol.: I. Lyabah, A. Morgun, V. Birchak, M. Panova, O. Rubl'ov, V. Hropko. - Kii'v., 2020. - 688 s.

21. Permskij kraj i likvidaciya avarii na Chernobyl'skoj AES. Sbornik dokumentov i vospominanij / pod red. S.V. Neganova. - Perm', 2021. - 388 s.

22. Maleev V.N. Geroi neizvestnoj vojny. Pamyat' obretennaya. - M.: Kuna, 2011. - 388 s.

23. Uroki i vyvody likvidacii posledstvij razrushitel'nyh zemletryasenij dlya grazhdanskoj oborony SSSR. / pod obshch. Red. generala armii V.L. Govorova. - M.: Voenizdat, 1989. - 189 s.

БАГДАСАРЯН АРТЕМ ОЛЕГОВИЧ - доктор исторических наук, заместитель начальника кафедры (организации управления повседневной деятельности МЧС России), Академия гражданской защиты МЧС России.

BAGDASARYAN, ARTEM O. - Doctor of History, Deputy Head of the Department (organization of management of daily activities of the EMERCOM of Russia), Civil Defense Academy of the EMERCOM of Russia (minikorobka2000@mail.ru).

УДК 94(470.42).084.9:37.035«1981/1985» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-2-181-185

ПАНКОВ Р.Н.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ИГРЫ «ЗАРНИЦА» В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, «Зарница», Ульяновск, Ульяновская область, оборонная работа, советская молодежь.

В статье анализируется опыт реализации мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи на территории Ульяновской области в годы 11 пятилетки. Опираясь на архивные материалы, автор характеризует основные этапы подготовки и проведения военно-спортивной игры «Зарница». Проанализированы основные виды соревнований, отмечена их роль в воспитании будущих защитников Отечества. Изученные данные свидетельствуют, что военно-спортивная игра «Зарница» являлась успешной методикой, позволявшей всем школьникам страны принять в ней участие и получить потенциальную возможность дойти до всесоюзного финала. Анализ статистических материалов позволил установить неравномерность вовлечения учащихся в игру «Зарница» по отдельным районам области, что было связано с активностью комсомольских организаций на местах и личной заинтересованностью руководителей образовательных учреждений.

PANKOV, R.N.

HISTORICAL EXPERIENCE OF ORGANIZING AND CARRYING OUT THE MILITARY SPORT GAME "ZARNITSA" IN THE FIRST HALF OF THE 1980s. (BY THE MATERIALS OF THE ULYANOVSK REGION)

Key words: military-patriotic education, «Zarnitsa», Ulyanovsk, Ulyanovsk region, defense work, Soviet youth

The article analyzes the experience of implementing measures for the military-patriotic education of youth in the Ulyanovsk region during the 11th five-year plan. Based on archival materials, the author characterizes the main stages of the preparation and conduct of the military sports game "Zarnitsa". The main types of competitions are analyzed, their role in the education of future defenders of the Fatherland is noted. The studied data show that the military-sports game "Zarnitsa" was a successful technique that allowed all schoolchildren of the country to take part in it and get a potential opportunity to reach the all-Union final. An analysis of statistical materials made it possible to establish the uneven involvement of students in the game "Zarnitsa" in certain districts of the region, which was associated with the activity of Komsomol organizations in the field and the personal interest of the heads of educational institutions.

Воспитание молодежи с определенным набором типичных признаков и характеристик выступает одной из задач государственной политики нашей страны. Важным компонентом в указанной сфере деятельности является патриотизм, который проявляется на эмоциональном уровне как любовь к Родине, а на деятельностном - в виде готовности защищать ее в случае военной угрозы [1, c. 41]. Формирование патриотизма начинается в детском возрасте, и в этом процессе определяющее место занимают образовательные учреждения и общественные организации. В современной ситуации стоит констатировать, что проблема патриотизма подрастающего поколения России стоит остро, в том числе из-за нехватки четких и результативных методик и технологий. Объектом военно-патриотического воспитания выступает подрастающее поколение (с 7 лет), наиболее активно работа проводится в подростковом и юношеском возрасте, с максимальной интенсивностью - за 2-3 года до призыва на военную службу [1, c. 49].

В этом отношении полезным может быть опыт СССР, где был реализован многоуровневый комплекс военно-патриотического воспитания молодых людей. Важным его компонентом с конца 1960-х гг. являлась военно-спортивная игра «Зарница». Зародившись, как инициатива пионерской организации, она прошла этап творческого поиска и организационного оформления и именно в 1980-е гг. представляла собой отлаженный и четкий механизм проведения с определенным набором мероприятий [2, c. 152-153]. Рассмотрение опыта реализации игры в отдельно взятом регионе позволяет представить модель проведения данной игры по схеме: школа-район-область.

Всесоюзная пионерская военно-спортивная игра «Зарница» проводилась со школьниками до 16 лет с 1967 г. и выступала как подготовка к их участию во Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игре «Орленок» для молодежи 16-18 лет. Основной целью игр выступали воспитание молодежи в традициях любви к Родине, обучение военному делу, подготовка к труду и обороне Отечества [3, c. 14]. Отработанная система проведения игр включала в себя возможность принять участие в финале. Схема проведения ежегодной игры была стабильной и включала в себя несколько уровней: школьный, городской (районный), областной, союзной республики и всесоюзный. Наличие школьного этапа и вовлечение в него практически всех учащихся, в том числе сельских школ в отдаленных районах страны, давал подросткам шанс, пройдя успешно все испытания, принять участие во всесоюзном финале. Такая схема стимулировала личную заинтересованность учеников в подготовке к игре и обеспечивала номинально равные возможности для победы. Поэтому военно-спортивная игра «Зарница» на протяжении более двадцати лет входила в систему воспитательной работы школы и отражалась в школьной отчетной документации [2, c. 153].

В 1980-е гг. игра проводилась в соответствии с Положением о Всесоюзной пионерской военно-спортивной игре «Зарница» на 1981-1985 гг. и Положением о соревнованиях на областном финале пионерской военно-спортивной игры «Зарница». В Ульяновской области эти игры организовывались регулярно.

В 1981 г. областной финал Всероссийской игры «Зарница» проходил с 3 по 6 июня на базе Ульяновского гвардейского высшего военного командного танкового училища им. В.И. Ленина. Участниками были победители районных и городских игр. В организации соревнований принимали участие комсомольские организации, отдел спортивной и оборонно-массовой работы обкома ВЛКСМ, воинские части и училища Ульяновского гарнизона и другие структуры государственных органов и общественных организаций.

Именно слаженная работа всех организаций обеспечивала эффективность и успешность реализации мероприятий «Зарницы». Финансовое обеспечение игры городских и районных филиалов на основе долевого участия производили комсомольские, досаафовские, спортивные организации, органы народного образования, органы министерства внутренних дел, комитеты

Красного Креста, советы добровольного пожарного общества [4, л. 2]. Финансирование областного финала велось из тех же структур, но в другом пропорциональном соотношении: основное бремя несли областной комитет ВЛКСМ и областной отдел народного образования [4, л. 2].

Боевые и технические средства для проведения мероприятий в рамках игры обеспечивали ульяновские военные училища и воинские части Ульяновского гарнизона. Активное участие в проведении Игры принимали Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище им. В.И. Ленина, Ульяновское военно-техническое училище им. Б. Хмельницкого, Ульяновское высшее военное командное училище связи им. Г.К. Орджоникидзе. Символично, что командующим областной военно-спортивной игры «Зарница» был назначен гвардии генерал-майор Тавакин Владимир Львович, начальником штаба - полковник Ильин Юрий Иванович [4, л. 4]. Ульяновский гарнизон выделял для проведения игры свой лагерь в Поливно (в черте современного г. Ульяновска) с имевшимися там постройками для бытовых нужд, танковое училище отправляло для судейства офицеров и курсантов [5, л. 44]. Войсковая часть обеспечивала взрывпакетами, дымовыми шашками, сигнальными ракетами, Ульяновское училище связи -радиостанциями, телефонами и т.д.

Важное место отводилось информационному освещению проводимых мероприятий. Средства массовой информации действительно оказывали тогда позитивное влияние на формирование общественного сознания, и публикация материалов о проведении игры являлась одним из инструментов военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В этой связи рекомендовалось: «Редакции газеты «Ульяновский комсомолец», молодежным редакциям радио и телевидения вести широкую пропаганду военно-патриотического воспитания, оборонно-массовой и спортивной работы среди пионеров и школьников, организации игры «Зарница», финальных соревнований юнармейцев» [4, л. 3].

К соревнованиям допускались учащиеся седьмого класса, которые объединялись в отряд из 20 человек. Все участники имели парадную и полевую форму, флаг, палатки, спальные мешки, одеяла, компасы, имитационные гранаты, санитарные сумки, горн, барабан, масштабную линейку, секундомер, макеты автоматов, противогаз, средства личной гигиены.

Участники должны были продемонстрировать как командные навыки, так и личные. Соревнования в составе отряда развивали взаимовыручку, взаимопомощь, понимание общих задач и особенностей выстраивания тактики их решения. Работа в команде помогала учиться распределять обязанности между участниками, обеспечивать контроль над выполнением задач, психологически переносить условия новой обстановки. Соревнования юнармейцев по специальностям способствовали тому, что участники проявляли инициативу, лидерские качества, способность брать ответственность и принимать решения самостоятельно, преодолевать страх. Все эти качества являлись неотъемлемой составляющей молодого бойца Советской Армии.

Конкурсы агитбригад, боевых листков и викторины по истории Вооруженных сил СССР помогали участникам проявить свои творческие способности, обеспечивали сбалансированную нагрузку, наряду с физическими соревнованиями.

Соревнования в составе отряда включали в себя ряд составляющих: смотр строя и песни (если кто-то отсутствовал, с отряда снималось 0,5 очка), пулевая стрельба также предполагала участие всего отряда, спортивные состязания. Заметим, что все участники должны были быть значкистами ГТО I ступени «Смелые и ловкие», так как соревнования проводились уже по ГТО II ступени «Спортивная смена» [6, л. 10]. Это обязательное условие, по мнению исследователей, являлось еще одним способом пропаганды комплекса ГТО и привлечения к его выполнению максимального количества школьников [7, с. 271]. В спортивные игры включались: плавание, подтягивание на перекладине/сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кросс. Очки всех участников отряда суммировались, причем за отсутствующего участника снимались 5 очков.

Не менее важными были состязания по гражданской обороне и медико-санитарной подготовке, включавшие в себя ряд заданий [6, л. 11], при выполнении которых школьникам необходимо было продемонстрировать следующие навыки: изготовление ватно-марлевой повязки, действия при вспышке ядерного взрыва, надевание противогаза, вынос пораженного и другие важные действия, которые должен был уметь выполнять любой советский человек в

условиях международной напряженности и конфронтации. Зачет по правилам дорожного движения тоже входил в программу мероприятий.

Соревнования по специальностям предполагали участие отдельных участников отряда. Так связисты, должны были передать поручение, используя радиостанцию, телефон и азбуку Морзе. Санитары демонстрировали навыки оказания первой помощи при переломах, ожогах, обморожениях, свои знания лекарственных растений. Состязания пожарных включали в себя преодоление препятствий, имитирующих естественное возгорание, которое участники должные были локализовать, используя пожарный рукав. Инспектора дорожного движения показывали свои знания в области «дорожных знаков», «функций регулировщика», «разводки транспорта и пешеходов» и в других сферах [6, л. 21].

Школьники, принимавшие участие в соревнованиях стрелков, должны были уметь собирать и разбирать автомат Калашникова, преодолевать «болото по кочкам» и переправу - по воздушным веревкам, метать гранату в цель [6, л. 23]. Для разведчиков предполагалась проверка умения читать знаки по топографическим картам, определять расстояние по карте, двигаться по азимуту. Естественно, полученные знания и умения помогали подросткам и во взрослой жизни, и в практическом и психологическом плане готовили к военной службе в армии. При подведении итогов финала учитывались не только баллы, набранные в соревнованиях, но и в целом дисциплина и соблюдение внутреннего распорядка отрядом. Что способствовало воспитанию дисциплинированного, ответственного гражданина - будущего защитника Отечества.

В каждой школе, проводилась большая подготовительная работа к участию в военно-спортивной игре, создавался штаб, который координировался районным штабом. Штаб решал текущие вопросы и организовывал учебу юнармейцев по специальностям: «К ее проведению привлекались ветераны войны, войны Советской Армии, шефы-производственники» [8, л. 87].

Одной из задач игры оставалось вовлечение в нее максимального количества школьников. Отчетные сведения по районам области и города за 1981 г. по военно-патриотическому воспитанию свидетельствуют, в частности, что с данной задачей справились не все школы. Например, в Мелекесском районе из 2800 пионеров участников игры «Зарница» было 2280 человек [8, л. 86], а в Димитровграде из 5100 пионеров, в игре принимали участие только около 2 тыс. человек [9, л. 83]. Подобная ситуация была и в других районах. Можно предположить, что столь яркие различия по районам зависели от руководства пионерских и комсомольских организаций на местах, личной ответственности и заинтересованности руководителей школ. В то же время, нельзя отрицать факта возможного наличия преувеличений в тех или иных цифровых показателях. Как известно, приписки также являлись одним из способов выполнения плановых показателей в изучаемый период.

Анализ организации и проведения военно-спортивной игры «Зарница» на территории Ульяновской области в первой половине 1980-х гг. показывает широкую вовлеченность школьников в воспитательную деятельность. При этом отмечается различия по соотношению числа пионеров и участников игры. В целом, содержание игры «Зарница» способствовало формированию качеств, необходимых будущему защитнику Отечества - дисциплинированности, ответственности, умения работать в команде, понимания общих задач и выстраивания тактики их решения, умения преодолевать страх и т.д. Слаженная работа всех включенных в процесс структур свидетельствует о наличии эффективной системы скоординированной работы для реализации общей цели. Таким образом, «Зарница» выступала комплексом военно-патриотического воспитания всесоюзного уровня, который доказал свою эффективность, имел четкие критерии оценок. Методика организации игры создавала всем школьникам Союза потенциально равные возможности и условия для победы.

Литература и источники

1. Лутовинов В.И. Патриотическое (военно-патриотическое) воспитание: научно-методические и организационно-практические основы: Учебно-методическое пособие. - М.: АНО «СПО «Сотис», 2018. - 336 с.

2. Русских С.О. Военно-спортивная игра «зарница». История и перспективы // Иднакар. - 2014. - № 5 (22). - С. 151-158.

3. ВолковА.П. Подготовка молодежи к защите Родины: проблемы и пути их решения (1985-1991 гг.). - М., 1992. - 62 с.

4. Постановление «О проведение областного финала военно-спортивной игры «Зарница» // Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО). Ф. 1927. Оп.24. Д. 91.

5. Начальнику Ульяновского гарнизона гвардии генерал-майору танковых войск Кучатову В.М. от секретаря Обкома ВЛКСМ // ГАНИ УО. Ф. 1927. Оп.24. Д. 91.

6. Положение о соревнованиях на областном финале пионерской военно-спортивной игры «Зарница» // ГАНИ УО. Ф. 1927. Оп.24. Д. 91.

7. Кузница воинов-победителей: к 75-летию Великой Победы. Коллективная монография. - М.: ПАРАДИГМА, 2021. - 462 с.

8. Донесение Мелекесского районного штаба игры «Зарница» // ГАНИ УО. Ф. 1927. Оп.24. Д. 91.

9. Донесение об итогах проведения военно-спортивной игры «Зарница-81» в г. Димитровграде // ГАНИ УО. Ф. 1927. Оп.24. Д. 91.

Literature and Sources

1. Lutovinov V.I. Patrioticheskoe (voenno-patrioticheskoe) vospitanie: nauchno-metodicheskie i organizacionno-prakticheskie osnovy: Uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: ANO «SPO «Sotis», 2C18. - 336 s.

2. Russkih S.O. Voenno-sportivnaya igra «zarnica». Istoriya i perspektivy // Idnakar. - 2C14. - № 5 (22). - S. 151-158.

3. Volkov A.P. Podgotovka molodezhi k zashchite Rodiny: problemy i puti ih resheniya (1985-1991 gg.). - M., 1992. - 62 s.

4. Postanovlenie «O provedenie oblastnogo finala voenno-sportivnoj igry «Zarnica» // Gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii Ul'yanovskoj oblasti (GANI UO). F. 1927. Op.24. D. 91.

5. Nachal'niku Ul'yanovskogo garnizona gvardii general-majoru tankovyh vojsk Kuchatovu V.M. ot sekretarya Obkoma VLKSM // GANI UO. F. 1927. Op.24. D. 91.

6. Polozhenie o sorevnovaniyah na oblastnom finale pionerskoj voenno-sportivnoj igry «Zarnica» // GANI UO. F. 1927. Op.24. D. 91.

7. Kuznica voinov-pobeditelej : k 75-letiyu Velikoj Pobedy. Kollektivnaya monografiya. - M.: PARADIGMA, 2021. - 462 s.

8. Donesenie Melekesskogo rajonnogo shtaba igry «Zarnica» // GANI UO. F. 1927. Op.24. D. 91.

9. Donesenie ob itogah provedeniya voenno-sportivnoj igry «Zarnica-81» v g. Dimitrovgrade // GANI UO. F. 1927. Op.24. D. 91.

ПАНКОВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ - аспирант кафедры истории, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (ronasava@mail.ru).

PANKOV, ROMAN N. - Ph.D. Student, Department of History, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov.

УДК 94(47).084.9:339.92«1985/1991» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-2-185-191

ПЕТРИК Л.С.

К ВОПРОСУ О НАРАСТАНИИ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ И ДЕМОНТАЖЕ ЕДИНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СССР

Ключевые слова: политика «перестройки», распад СССР, дезинтеграционные процессы, суверенизация, советский строй, мировоззренческий кризис.

На основе анализа исторических событий периода «перестройки» и распада Советского Союза, в статье исследуется проблема нарастания кризисных явлений и разрушения единого советского социокультурного пространства. Первый этап дезинтеграции, по мнению автора, спровоцировала так называемая политика гласности, превращенная в важный антисистемный проект. Попытки псевдодемократического переформатирования общественно-культурного и информационного пространства, на фоне неуклонного углубления кризиса институтов власти и все более ускорявшегося ухудшения ситуации в экономике и материальном положении населения, спровоцировали целый ряд деструктивных последствий, глубоко затронувших все сферы общественной жизни. В первую очередь, они выразились в хаотизации максимально наэлектризованного общественного сознания. В итоге, оно с поразительной легкостью, с одной стороны, и удивительным равнодушием и апатией - с другой, приняло перемены, означавшие крах государственности, в свое время выдержавшей проверку тяжелейшими испытаниями.

PETRIK, L.S.

TO THE QUESTION OF THE GROWTH OF CRISIS PHENOMENA DURING THE YEARS OF PERESTROIKA AND THE DISMANTLING OF THE UNIFIED SOCIO-CULTURAL SPACE OF THE USSR

Key words: perestroika policy, collapse of the USSR, disintegration processes, sovereignization, Soviet system, ideological crisis.

Based on the analysis of the historical events of the period of "perestroika" and the collapse of the Soviet Union, the article examines the problem of the growth of crisis phenomena and the destruction of a single Soviet socio-cultural space. The first stage of disintegration, according to the author, was provoked by the so-called glasnost policy, which turned into an important anti-systemic project. Attempts at pseudo-democratic reformatting of the socio-cultural and information space, against the backdrop of a steadily deepening crisis of government institutions and an ever-accelerating deterioration of the situation in the economy and the material situation of the population, provoked a number of destructive consequences that deeply affected all spheres of public life. First of all, they were expressed in the chaotization of the most electrified public consciousness. As a result, with amazing ease, on the one hand, and amazing indifference and apathy, on the other, it accepted the changes that meant the collapse of the statehood, which at one time withstood the test of the most difficult trials.

Еще до подписания Беловежского соглашения 1991 г. разрушение Советского Союза, судя по архивным материалам, становилось все более реальной перспективой, постепенно осознававшейся и, в той или иной мере, продвигавшейся значительной частью политических элит бывших республик СССР. И это при том, что «политический класс», прежде всего в самой России, все более вдохновлявшийся стремлением к суверенности (Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята на Первом Съезде народных депутатов, проходившем с 16 мая по 22 июня 1990 г.), достаточно отчетливо осознавал, что «следствием дезинтеграционных процессов в Советском Союзе» станут «разрушение целостного экономического пространства, политическая нестабильность, обострение национальных проблем и территориальных споров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.