Научная статья на тему 'ШКОЛЬНИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: К ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 1943-1944 ГГ'

ШКОЛЬНИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: К ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 1943-1944 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / СОВЕТСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПОМОЩЬ ФРОНТУ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ / ДЕТСКИЕ ДОМА / ПИОНЕРСКИЕ ЛАГЕРЯ / КОМСОМОЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ласточкин Алексей Александрович

На основе документов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО) и Государственного архива Ульяновской области (ГАУО), которые впервые вводятся в научный оборот, в статье рассмотрены основные мероприятия, осуществлявшиеся государством в отношении школьной молодежи в годы Великой Отечественной войны на территории Ульяновской области. В центре внимания автора - учащиеся образовательных школ и воспитанники детских домов, которые так же, как и вся страна, включились в оказание посильной помощи фронту. Показано, что, наряду с традиционными сферами классных занятий, отдыха и воспитания, значительное место уделялось организации трудовой деятельности подростков. При этом они, наряду со взрослыми, активно включались в социалистическое соревнование. Рассматриваются приоритеты политики, проводимой государством в лице Ульяновского обкома ВЛКСМ среди молодого поколения, в первую очередь, связанные с поддержкой образовательных школ, детских домов, организацией деятельности пионерских лагерей и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ласточкин Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLCHILDREN OF THE ULYANOVSK REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR: TO THE HISTORY OF THE SOVIET YOUTH POLICY 1943-1944

Based on the documents of the State Archive of Contemporary History of the Ulyanovsk Region (GANI UO) and the State Archive of the Ulyanovsk Region (SAUO), which are first introduced into scientific circulation, the article discusses the main activities carried out by the state in relation to school youth during the Great Patriotic War on the territory of the Ulyanovsk region . The author focuses on the students of educational schools and orphanages, who, like the whole country, are involved in providing all possible assistance to the front. It is shown that, along with the traditional spheres of classroom studies, recreation and education, a significant place was given to the organization of labor activity of adolescents. At the same time, they, along with adults, were actively involved in socialist competition. The priorities of the policy pursued by the state in the person of the Ulyanovsk regional committee of the Komsomol among the younger generation, primarily related to the support of educational schools, orphanages, the organization of pioneer camps, etc., are considered.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: К ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 1943-1944 ГГ»

FEDOROVA, ALLA V. - Doctor of History, Professor, Orenburg State Agrarian University (publcentr@mail.ru).

УДК 94(47).084.8:373 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-1-122-126

ЛАСТОЧКИН А.А.

ШКОЛЬНИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: К ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 1943-1944 гг.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Ульяновская область, советские школьники, помощь фронту, социалистические соревнования, детские дома, пионерские лагеря, комсомол.

На основе документов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО) и Государственного архива Ульяновской области (ГАУО), которые впервые вводятся в научный оборот, в статье рассмотрены основные мероприятия, осуществлявшиеся государством в отношении школьной молодежи в годы Великой Отечественной войны на территории Ульяновской области. В центре внимания автора - учащиеся образовательных школ и воспитанники детских домов, которые так же, как и вся страна, включились в оказание посильной помощи фронту. Показано, что, наряду с традиционными сферами классных занятий, отдыха и воспитания, значительное место уделялось организации трудовой деятельности подростков. При этом они, наряду со взрослыми, активно включались в социалистическое соревнование. Рассматриваются приоритеты политики, проводимой государством в лице Ульяновского обкома ВЛКСМ среди молодого поколения, в первую очередь, связанные с поддержкой образовательных школ, детских домов, организацией деятельности пионерских лагерей и пр.

LASTOCHKIN, A.A.

SCHOOLCHILDREN OF THE ULYANOVSK REGION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR: TO THE HISTORY OF THE SOVIET YOUTH POLICY 1943-1944

Key words: Great Patriotic War, Ulyanovsk region, Soviet schoolchildren, aid to the front, socialist competitions, orphanages, pioneer camps, Komsomol.

Based on the documents of the State Archive of Contemporary History of the Ulyanovsk Region (GANI UO) and the State Archive of the Ulyanovsk Region (SAUO), which are first introduced into scientific circulation, the article discusses the main activities carried out by the state in relation to school youth during the Great Patriotic War on the territory of the Ulyanovsk region . The author focuses on the students of educational schools and orphanages, who, like the whole country, are involved in providing all possible assistance to the front. It is shown that, along with the traditional spheres of classroom studies, recreation and education, a significant place was given to the organization of labor activity of adolescents. At the same time, they, along with adults, were actively involved in socialist competition. The priorities of the policy pursued by the state in the person of the Ulyanovsk regional committee of the Komsomol among the younger generation, primarily related to the support of educational schools, orphanages, the organization of pioneer camps, etc., are considered.

Великая Отечественная война стала большим испытанием для страны, в том числе для ее тыла. При этом, наряду с обеспечением фронта необходимыми ресурсами (продукцией промышленных предприятий, продуктами питания и пр.), в числе важнейших задач тыла, в частности, оказались: подъем трудовой активности молодого поколения, организация патриотического воспитания школьников, подготовка допризывной молодежи к армии и т.д. Работа в молодежной среде предполагала не только физическую, но и морально-психологическую мобилизацию - через трудовое воспитание, здоровое соперничество в трудовой деятельности, общественно-политическую подготовку и пр. Патриотический лозунг «Всё для фронта, всё для победы над врагом!» имел глубокий, емкий смысл для всех советских граждан, в том числе для совсем юных. Он определял оптимальную модель поведения, помогал как в быту, так и в производственной сфере, как в промышленности, так и в сельскохозяйственном секторе экономики.

Рассматриваемая проблема работы с молодежью в Ульяновской области привлекала внимание многих региональных историков. В частности, среди них выделим А.Г. Пашкина, Р.А. Мухамедова, А.В. Карпова и др. [1-3]. Среди прочего, ими было показано, чти творческая инициатива населения рождала массовый трудовой героизм советских людей, в том числе всё новые и новые формы социалистического соревнования. Как известно, в военные годы широкий размах получило соревнование по профессиям, движение многостаночников, соревнование комсомольско-молодёжных бригад, начинающих рабочих. При этом меньше известно о том, что в годы военного лихолетья получили распространение индивидуальные соревнования и соревнования среди школьников и пионерских лагерей по оказанию помощи фронту. Между тем, в военные годы учащиеся средних и неполных средних школ активно привлекались для оказания помощи фронту и удовлетворения хозяйственных нужд страны. К примеру, трудовую силу школьников широко использовали для помощи в сельскохозяйственном секторе, на фабриках,

заводах и пр. Для стимуляции трудовых ресурсов при этом применялись методы социалистического соревнования.

Согласно архивным материалам Ульяновского обкома ВЛКСМ, в 1943-1944 гг. на территории Ульяновской области развернулось масштабное Всесоюзное социалистическое соревнование среди школьников, занятых на сельскохозяйственных работах [4, л. 61]. Работа школьников на полях колхозов и совхозов организовывалась через школьные отряды, которые обеспечивали соблюдение соответствующего трудового режима дня, а также условия содержания и проживания детей. При этом неотъемлемой составляющей Всесоюзного социалистического соревнования школ являлось активное участие подрастающего поколения в массовой, политической, культурной, военно-физкультурной работе на селе [4, л. 62].

Следует отметить, что уже 1943 год был отмечен достижениями школьных отрядов Ульяновской области, которые показали серьезные успехи работе в аграрном секторе экономики. В частности, в списки передовых тогда входили отряды Сурского, Николаевского, Ново-Малыкинского, Богдашкинского района, в которых школьные отряды были укомплектованы учениками 1-8 классов [4, л. 25]. Современники отмечали, что во многом именно благодаря содействию школьных групп по сельскохозяйственным работам, были обеспечены определенные успехи в сфере сельхоззаготовок в 1943 г. [7].

Проведение Всесоюзного социалистического соревнования предполагало соответствующую регламентацию работы комсомольских (пионерских) организаций. Согласно протоколам бюро ЦК ВЛКСМ, комсомольские организации должны были активно помогать организации социалистического соревнования школьников на сельскохозяйственных работах. Работа школьников в сельскохозяйственном секторе считалась прямым продолжением воспитательной работы школы. Комитетам комсомола полагалось организовывать в школьных отрядах комсомольские группы. Требовалось иметь в каждом трудовом школьном отряде агитаторов, на которых возлагались обязанности воспитательного характера [4, л. 59].

В 1944 году ЦК ВЛКСМ, Наркомпрос РСФСР, Наркомзем СССР и Наркомсовхоз СССР определили новые условия осуществления социалистического соревнования среди школ на сельскохозяйственных работах. Победителем Всесоюзного соревнования становилась школа, которая добивалась наибольшей выработки трудодней на каждого учащегося, работающего в колхозе или совхозе. Необходимо отметить, что особое внимание при этом уделялось не только выполнению норм выработки трудовых часов, но и качеству выполняемых работ [5, л. 33].

Школы, добившиеся лучших результатов, награждались переходящими Красными знаменами ЦК ВЛКСМ, переходящими Красными знаменами Наркомпроса и переходящими Красными знаменами Наркомзема. Школы, получавшие Красное знамя, одновременно награждались и весьма серьезными денежными премиями. Согласно принятому регламенту премий Всесоюзного социалистического соревнования, размер первых премий составлял 10.000 рублей; вторых премий - 5.000 рублей; третьих премий - 3.000 рублей. При этом в счет премий школы получали спортивный инвентарь или школьное оборудование для педагогических кабинетов, с учетом пожелания самой школы [6, л. 72].

Не оставались без внимания организаторов соцсоревнования и школьные учителя, руководители отрядов учащихся. Эти лица, в частности, награждались грамотами ЦК ВЛКСМ и Наркомпроса с выплатой соответствующих денежных премий. Премиальные грамоты выдавались также лучшим ученикам, показавшим высокие темпы работы и главное, ее высокое качество. Окончательные итоги Всесоюзному социалистическому соревнованию за 1944 год подвели к декабрю. Ход и итоги социалистического соревнования широко освещались в периодической печати как общесоюзного, так и регионального характера.

Еще одним важным направлением в деятельности Ульяновского обкома ВЛКСМ стало улучшение положения и оказание помощи в работе пионерских лагерей и детских домов. В этой связи Наркомпросом был подготовлен специальный учебный семинар для работников пионерских лагерей и оздоровительных площадок для улучшения их работы [3, л. 35]. Семинар включал в себя ознакомление с порядком подготовкой лагеря и площадки. В оценке степени подготовленности лагеря учитывались: оборудование, инвентарь, организация питания. Важное значение придавалось ознакомлению с порядком отбора детей в лагеря и на площадки, с организацией медицинского осмотра, режимом дня в лагере и т.д. Согласно семинарскому плану, работников

лагеря не просто знакомили с организационной стороной содержания работы лагеря. Большое внимание уделялось их политическому воспитанию, ознакомлению с биографиями Ленина, Сталина и других выдающихся деятелей ВКП(б). Важное место занимало патриотическое воспитание, проводившееся в форме бесед (об эпизодах Великой Отечественной войны, партизанах, героях-фронтовиках, Героях Социалистического труда, о роли комсомола, о детях-участниках борьбы с немецкими захватчиками и пр.). Формат патриотического воспитания включал проведение встреч с героями фронта и тыла, экскурсии по историческим местам, связанными с местами битв русского народа за свою независимость, посещение памятников героям войны, организацию чтения художественной и научно-популярной литературы и газет [8].

Повышенное внимание уделялось и военно-физкультурной подготовке, включавшей строевые занятия, элементы военно-тактической подготовки, знакомство с вопросами связи, топографии, оказания первой медицинской помощи, гимнастику, легкую атлетику и спортивные игры [9, л.л. 128-130об.].

Работа лагерей в обязательном порядке включала организацию общественно-полезных работ. В частности, проводились сбор и заготовка полезных витаминных и лекарственных растений, технического сырья, дикорастущих плодов, грибов, ягод. Эта работа должна была являться важной составляющей активности пионеров во время пребывания в летнем лагере. Особое внимание уделялось сбору продовольственного, технического и лекарственного сырья. Вся работа подчинялась общему плану сбора полевых растений, установленному для каждого района отдельно [10, л.л. 128-130].

Сельскохозяйственный труд предполагал участие пионеров в работе ближайшего колхоза, совхоза, а также работу на земельном участке при лагере. При этом дети самостоятельно осуществляли обслуживание лагеря: уборку территории, помещений, помощь в столовой и на кухне, изготовление игрушек, простейшие столярные работы, плетение корзинок и пр. Они оказывали помощь колхозам и совхозам в ремонте техники, осуществляли систематическую трудовую помощь семьям фронтовиков (работали на огородах, помогали в уборке помещений, в заготовке топлива и пр.) [9, л.л. 128-130об.].

Жизнь лагерей предполагала и масштабную культурно-массовую работу. В частности, в них функционировали разнообразные кружки (исторические, литературные и т.п.), проводились праздники (открытия и закрытия лагеря и пр.), вечера самодеятельности, конкурсы танцев, чтений и т.д. [4 л. 59]. Большой интерес школьников вызывало обучение военно-спортивному делу, где их учили походному делу, приготовлению пищи на костре, оказанию медпомощи при незначительных ранениях и т.д. Походные группы школьников комплектовались при этом по возрастам 10-11 лет, 12-15 лет, а также по количеству (не более 25 человек в группе). Пионерские лагеря также в обязательном порядке вовлекались во Всесоюзное социалистическое соревнование. В частности, в 1944 году акцент был сделан на сборе дикорастущих полезных растений. Еще раз подчеркнем, что ресурсам пищевого, лекарственного и технического характера в условиях войны придавалось исключительное значение.

Важной сферой деятельности обкома в рамках исследуемого периода стало улучшение работы детских домов. Совет народных комиссаров РСФСР еще с сентября 1943 г. поднял вопросы существенного улучшения обслуживания и поддержки детских домов. В результате, была расширена сеть детских домов, которым предоставлялись новые помещения, выделялось оборудование и пр. К июлю 1944 г. активно организовывались детские дома, которые содержались на средства местных колхозов. Их общее число к тому моменту составляло порядка 231, а контингент насчитывал 11.769 человек [3, л. 35].

Однако, несмотря на оказываемую детским домам помощь, в отмеченной сфере имелись серьезные недоработки. Так, постановление СНК РСФСР № 531 констатировало, что проводимые проверки состояния детских домов показали, что во многих учреждениях не было наведено должного порядка [4, л. 25]. Основной причиной плохой работы детских домов являлась недоработка местных исполкомов и Совнаркомов, которые не уделяли должного внимания их проблемам, не контролировали должным образом органы народного образования, не привлекали к ответственности работников торгующих организаций, срывавших планы снабжения детских домов и пр. При этом эти структуры не принимали необходимых мер по исправлению ситуации. Следствием недоработок местных органов стало то, что во многих детских домах отмечались

переполненность и скученность детей. Например, дети спали по двое на одной кровати. Некоторые детские дома оставались в неприспособленных помещениях. Существовали также проблемы в обеспечении детских домов продуктами питания. В большинстве детских домов не было организовано мастерских, существовали только плохо приспособленные помещения с непригодным для работы оборудованием и не укомплектованные должным образом инструментами [7].

Помимо этого, имелись недоработки в организации медицинских помещений (госпиталей), отсутствовало должное медицинское снабжение лекарствами, имелся дефицит кадрового медперсонала. Проблемы в развитии детских домов также связывались с некомпетентностью кадрового состава - как работников, так и самих директоров детских домов. В этой связи СНК РСФСР выразил глубокое беспокойство в отношении сложившейся ситуации, постановив к 1 сентябрю 1944 г. исправить все вышеперечисленные проблемы. Также СНК потребовал обеспечить более регулярную работу комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, провести ремонтные работы в помещениях детских домов, наладить поставки продовольствия и необходимого трудового инвентаря, мебели и т.д. Следовало организовать подготовку воспитателей детских домов. Для реализации последней задачи были организованы трехмесячные курсы по подготовки воспитателей [4, л. 59].

Рассматривая основные направления активности Ульяновской комсомольской организации, нужно особо отметить, что комсомольцы участвовали также в поддержании правопорядка как на производственных площадках, так и в жилых микрорайонах, где в военные годы существенно увеличилось количество правонарушений среди молодежи. В связи с этим в области были организованы многочисленные комсомольско-молодежные дружины. Регулярно и качественно осуществляя патрулирование своих районов, только за год они задержали 242 нарушителя, в том числе 5 лиц, совершивших уголовные преступления. Примечательно то, что эта деятельность находила отражение в сатирических изданиях - газете «Ёж», журнале «Крокодил» [5, л. 35].

Масштабную работу среди молодого поколения проводили работники библиотек и изб-читален. В частности, по вопросам организации помощи фронту и ознакомления с героической историей нашей страны в период Великой Отечественной войны ими были организованы не менее 40 экспозиций, выставок (как стационарных, так и выездных). В данной связи показательна тематика выставок: 1) военно-патриотического плана «Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков», «Сталинская авиация героически крушит фашистских захватчиков» и т.д.; 2) исторического характера - «Из истории войн», «Первая империалистическая война 1914-1918 года» и т.д.; в) учебно-оборонного характера - «Учись обороняться от воздушного нападения», «Учись оказывать первую помощь»; г) литературного характера - «К 100-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова», «К 175-летию памяти историка Карамзина - патриота русского народа» [8]. Выставки организовывались как в стенах Дворца книги, так и непосредственно в госпиталях, воинских частях и пр. [9, л.л. 128-130об.]. Библиотеки также вели большую справочно-консультационную работу. Дворец книги полностью перестроил свою работу в соответствии с запросами и интересами читателей, усилил обслуживание военно-инженерного и технического персонала [11, л. 124].

В целом, следует признать, что в военные годы, когда многие дети страны остались без родных и близких, государственные и партийно-комсомольские органы взяли на себя ответственность за оказание помощи этой самой незащищенной социальной группе общества. В 1943-1944 гг. Ульяновским обкомом комсомола были проведены важные мероприятия по работе с молодежью и допризывниками, прежде всего, организовано их участие во Всесоюзном социалистическом соревновании среди школьников и пионеров на сельскохозяйственных работах. Ульяновские школьные отряды в рамках соревнования отличались упорством и трудолюбием, помогли внести свой вклад в обеспечение прочности советского тыла в тяжелое военное время.

Литература и источники

1. Пашкин А.Г. Комсомольская организация Ульяновского региона: исторический аспект // Deutsche Internationale Zeitschrift für Zeitgenössische Wissenschaft. - 2022. - № 28. - Р. 16-18.

2. Мухамедов Р. А. Жизнь крестьян и колхозная повседневность в годы Великой Отечественной войны (на примере села Чертановка Кузоватовского района и личных воспоминаний краеведа К.И. Новенькова). Сборник материалов Всероссийских краеведческих чтений, посвященных 100-летию со дня рождения С.О. Шмидта. - Пенза: Институт регионального развития Пензенской области, 2022. - С. 424-434.

3. Карпов А.В. Эвакуация промышленных предприятий в Ульяновск в годы Великой Отечественной войны // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2022. - M 2 (62). - С. 95-102.

4. Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (ГЛНИ УО). Ф.Р.-1927. Оп. 1. Д. 15.

5. тНИ УО. Ф.Р.-1927. Оп. 1. Д. 103.

6. тНИ УО. Ф.Р.-1927. Оп. 1. Д. 27.

7. Мухамедов Р.А., Киселев К.В. Средства массовой информации и районные агитационные пункты как инструмент военно-патриотического воспитания в годы Великой Отечественной войны // Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической on-line конференции. - Ульяновск, 2021. - С. 83-87.

8. Мухамедов Р.А., Пашкин А.Г. Формирование и деятельность комсомола в Симбирско-Ульяновском регионе в 1918-50-е годы // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2022. - Т. 12. - M 2 (83). - С. 324-330.

9. Государственный архив Ульяновской области (^УО). Ф. 13. Оп. 1. Д.1925.

10. тУО. Ф. 13. Оп. 1. Д.1927.

11. тУО. Ф. 919. Оп. 1. Д. 122.

References and Sources

1. Pashkin A.G. Komsomol'skaya organizaciya Ul'yanovskogo regiona: istoricheskij aspekt // Deutsche Internationale Zeitschrift für Zeitgenössische Wissenschaft. - 2022. - M 28. - R. 16-18.

2. Muhamedov R. A. Zhizn' krest'yan i kolhoznaya povsednevnost' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (na primere sela CHertanovka Kuzovatovskogo rajona i lichnyh vospominanij kraeveda K.I. Noven'kova). Sbornik materialov Vserossijskih kraevedcheskih chtenij, posvyashchennyh 100-letiyu so dnya rozhdeniya S.O. Shmidta. - Penza: Institut regional'nogo razvitiya Penzenskoj oblasti, 2022. - S. 424-434.

3. Karpov A.V. Evakuaciya promyshlennyh predpriyatij v Ul'yanovsk v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Vestnik NII gumanitarnyh nauk pri Pravitel'stve Respubliki Mordoviya. - 2022. - N° 2 (62). - S. 95-102.

4. Gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii Ul'yanovskoj oblasti (GANI UO). F.R.-1927. Op. 1. D. 15.

5. GANI UO. F.R.-1927. Op. 1. D. 103.

6. GANI UO. F.R.-1927. Op. 1. D. 27.

7. Muhamedov R.A., Kiselev K.V. Sredstva massovoj informacii i rajonnye agitacionnye punkty kak instrument voenno-patrioticheskogo vospitaniya v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Sbornik nauchnyh trudov po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj on-line konferencii. - Ul'yanovsk, 2021. - S. 83-87.

8. Muhamedov R.A., Pashkin A.G. Formirovanie i deyatel'nost' komsomola v Simbirsko-Ul'yanovskom regione v 1918-50-e gody // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. - 2022. - T. 12. - M 2 (83). - S. 324-330.

9. Gosudarstvennyj arhiv Ul'yanovskoj oblasti (GAUO). F. 13. Op. 1. D.1925.

10. GAUO. F. 13. Op. 1. D.1927.

11. GAUO. F. 919. Op. 1. D. 122.

ЛАСТОЧКИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - соискатель кафедры истории, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (rasit56@mail.ru).

LASTOCHKIN, ALEXEY A. - Candidate of the Department of History, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov (rasit56@mail.ru).

УДК 94(47)«194»:331.101.3 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-1-126-132

ДАВЫДОВ С.Г., БАБАЕВА Е.В. ДЕВИАЦИИ В ТРУДОВОМ ПОВЕДЕНИИ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ СССР

В 1940-Х ГОДАХ

Ключевые слова: Главное управление трудовых резервов в СССР, культура труда, трудовое поведение, девиации в трудовой сфере, советской трудовое законодательство, трудовое дезертирство, трудовая мобилизация молодежи.

В статье, на базе документов центральных архивов, исследуется проблема девиантного трудового поведения молодых граждан СССР, работавших на предприятиях и обучавшихся в учебных заведениях системы трудовых резервов в 1940-е годы. Рассматриваются формы трудовых девиаций рабочей молодежи, показан их массовые характер. Проанализированы причины, толкавшие вновь поступавших на производство рабочих и учеников школ ФЗО и училищ на самовольное оставление учебных заведений и заводов, показано, что трудные бытовые условия жизни молодежи являлись доминирующим побудительным мотивом ее бегства с производства. На конкретных примерах демонстрируется бюрократическое - подчас бездушное -отношение к нуждам рабочей молодежи со стороны начальства, имевшее систематический характер. Отмечается, что оно обуславливалось подходом к трудовым кадрам, как к винтику производственной машины. Автор показывает, что во второй половине 1940-х годов государственная политика призыва молодежи в систему учебных заведений не отвечала возможностям населения; цифры призыва для него были «неподъемными». Проводившиеся мобилизационные мероприятия встречали пассивное сопротивление, а именно бегство с маршрута следования в школы ФЗО и училища, а также непосредственно из них, уклонение от призыва и пр.

DAVYDOV, S.G., BABAEVA, E.V. DEVIATIONS IN THE LABOR BEHAVIOR OF WORKING YOUTH OF THE USSR IN THE 1940S

Key words: General Directorate of labor reserves in the USSR, labor culture, labor behavior, deviations in the labor sphere, Soviet labor legislation, labor desertion, labor mobilization of youth. Э

The article, on the basis of documents from the central archives, examines the problem of deviant labor behavior of young citizens of the USSR who worked at enterprises and studied at educational institutions of the labor reserve system in the 1940s. The forms of labor deviations of working youth are considered, their mass character is shown. The reasons that pushed workers and students of FZO schools and colleges who were newly employed in production to leave educational institutions and factories without authorization are analyzed, it is shown that the difficult living conditions of young people were the dominant motive for their flight from production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.