Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК'

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Cельскохозяйственная продукция / продовольствие / государственные закупки / факторы производства / многоукладная экономика / экономические интересы / совершенствование системы госзакупок / Agricultural products / food / government procurement / factors of production / mixed economy / economic interests / improving the government procurement system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усенко Людмила Николаевна, Глухов Антон Иванович

В статье освещается российский исторический опыт осуществления закупок и заготовок продовольствия, начиная от продразверстки, продналога, НЭПа до организации обширной государственной системы. Определены механизмы проведения закупок, которые осуществляются в настоящее время на конкурсной основе и носят централизованный характер. Показано, что производство необходимых объемов продовольствия, подлежащих закупкам, обеспечивается товаропроизводителями за счет эффективного использования факторов производства. К их числу относятся: земля, труд, капитал, предпринимательство, информация, экологическая среда. Делаются выводы о специфике и необходимости совершенствования системы государственных закупок в условиях усиливающейся политики санкций со стороны западных стран и США, а также предлагаются актуальные направления развития этой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT DEVELOPMENT ISSUES AND HISTORICAL EXPERIENCE OF ORGANIZING PUBLIC PROCUREMENT

The article highlights Russian historical experience in procurement and procurement of food, ranging from surplus appropriation, tax in kind, NEP to the organization of an extensive state system. Procurement mechanisms have been identified, which are currently carried out on a competitive basis and are centralized. It is shown that the production of the required volumes of food to be purchased is ensured by commodity producers through the effective use of production factors. These include: land, labor, capital, entrepreneurship, information, and the ecological environment. Conclusions are drawn about the specifics and need to improve the public procurement system in the context of the increasing policy of sanctions from Western countries and the United States, and current directions for the development of this system are proposed.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»

DOI: 10.38197/2072-2060-2024-246-2-189-210

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

CURRENT DEVELOPMENT ISSUES AND HISTORICAL EXPERIENCE OF ORGANIZING PUBLIC PROCUREMENT

УСЕНКО Людмила Николаевна

Научный руководитель ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», председатель Ростовского регионального отделения ВЭО России, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор

Lyudmila N. USENKO

Scientific Supervisor of the Rostov State Economic University, Chairman of the Rostov Regional Branch of the VEO of Russia, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor

ГЛУХОВ Антон Иванович

Аспирант 1-го года обучения ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Anton I. GLUKHOV

1st year postgraduate student at Rostov State Economic University

АННОТАЦИЯ

В статье освещается российский исторический опыт осуществления закупок и заготовок продовольствия, начиная от продразверстки, продналога, НЭПа до организации обширной государственной системы. Определены механизмы проведения закупок, которые осуществляются в настоящее время на конкурсной основе и носят централизованный характер. Показано, что производство необходимых объемов продовольствия, подлежащих закупкам, обеспечивается товаропроизводителями за счет эффективного использования факторов производства. К их числу относятся земля, труд, капитал, предпринимательство, информация, экологическая среда. Делаются выводы о специфике и необходимости совершенствования системы государственных закупок в условиях усиливающейся политики санкций со стороны западных стран и США, а также предлагаются актуальные направления развития этой системы.

ABSTRACT

The article highlights Russian historical experience in procurement and procurement of food, ranging from surplus appropriation, tax in kind, NEP to the organization of an extensive state system. Procurement mechanisms have been identified, which are currently carried out on a competitive basis and are centralized. It is shown that the production of the required volumes of food to be purchased is ensured by commodity producers through the effective use of production factors. These include land, labor, capital, entrepreneurship, information, and the ecological environment. Conclusions are drawn about the specifics and need to improve the public procurement system in the context of the increasing policy of sanctions from Western countries and the United States, and current directions for the development of this system are proposed.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Cельскохозяйственная продукция, продовольствие, государственные закупки, факторы производства, многоукладная экономика, экономические интересы, совершенствование системы госзакупок.

KEYWORDS

Agricultural products, food, government procurement, factors of production, mixed economy, economic interests, improving the government procurement system.

Современные тенденции в мировой экономике свидетельствуют об усиливающемся разрыве между объёмами производства продовольствия и опережающем росте численности населения. Обострение этой проблемы непосредственно связано с сокращением площадей сельскохозяйственных земель, увеличением техногенной нагрузки на экологические системы, в частности на почву, атмосферу, гидросферу, на околоземное пространство. При развитии, в известных пределах, достижений науки и техники, увеличение объёмов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия остается крайне недостаточным по сравнению с ростом его потребления.

Прогнозы учёных показывают, что Земля может обеспечить 8,5-9,0 млн человек продуктами питания и товарами, производимыми из сельскохозяйственного сырья на уровне близком к научно-обоснованным нормам [1].

Преобладание в большинстве стран рыночных методо в хозяйствования порождает новые и новые противоречия в экономических отношениях между богатыми и развитыми странами с одной стороны, а с другой - бедными, отсталыми и развивающимися странами, составляющими большую часть населения земли.

Усугубляют ситуацию социально-политические амбиции стран Европейского Запада и США, претендующие на свою исключительность. В результате мировые объемы продовольствия и сельскохозяйственного сырья распределяются крайне непропорционально. В этой связи роль государства многократно возрастает в противовес рыночным отношениям с тем, чтобы гарантированно, не только обеспечивать собственное население продуктами питания, но и создавать значительные резервы. Развивается международное сотрудничество в этой сфере, особенно стран СНГ, их объединений ЕАЭС, БРИКС и т.д. Открытость России для международного сотрудничества позволяет существенно увеличить количество стран-участниц интеграционного процесса в сфере закупок и заготовок продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

В разных странах прослеживается рост экономического интереса государства в этом вопросе до уровня 30-40% и более. Это касается не только развитых стран, производящих продовольствие сверх внутренних потребностей, но и стран импортеров, где роль распределительных отношений является преобладающей.

Кризисы перепроизводства и факты нецелевой утилизации продовольствия одинаково опасны, как и проблемы его дефицита. Не случайно заметной тенденцией в большинстве стран мира стала тенденция укрепления позиций государства в решении проблем национальной продовольственной безопасности. Сельскохозяйственные закупки, хранение, распределение, экспорт и импорт продовольствия все больше сосредотачиваются в руках государственных органов управления.

Россия является страной, производящей крупные объемы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Традиционно она поставляет на мировой рынок зерно, растительное масло, отдельные виды мяса, сырье растительного и животного происхождения.

Вместе с тем вопросы поддержания продовольственной безопасности остаются в центре внимания государственной власти. Они носят внутренний и внешний характер. К числу внутренних проблем государственных закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия относятся поддержание баланса экономических интересов субъектов хозяйствования в многоукладной аграрной экономике страны, в частности между государством, предприятиями, производящими продовольствие и сырье и гражданами. В компетенции государства входят влияние на объемы производства и на цены реализации; устранение монопольных преимуществ и деструктивной конкуренции; осуществление государственного надзора за качеством производимой продукции, ее безопасностью для здоровья людей; соблюдение требований и норм охраны окружающей среды и многие другие.

К числу внешних проблем в сфере закупочной деятельности относятся стратегия и политика государства на ближайшую и отдаленную перспективу; проведение операций по экспорту и импорту продовольствия; изучение конъюнктуры мирового рынка и конкурентных преимуществ; устранение диспаритета цен и финансовых противоречий особенно в части взаиморасчетов и валютных отношений.

Применительно к экономике России вопросы взаимоотношений между городом и деревней прошли испытание историей. В Советский и постсоветский периоды они претерпели ряд существенных изменений от примитивных форм централизованных заготовок – продразверстки и продналога, до формирования современной рыночной системы закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В наиболее общем виде закупка представляет собой форму организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей или поставщиков для последующей переработки или реализации потребителям на взаимовыгодных, договорных условиях [2].

Основу регулирования экономических отношений в сфере закупок составляют объективные и субъективные законы развития общества, нормативно-правовые акты, издаваемые Высшими органами государственного управления, результаты институциональных преобразований, то есть, создание правовых институтов, разрабатывающих правила и нормы рыночного поведения, способствующие формированию рыночной инфраструктуры для организаций и учреждений. Они также включают системы финансового и фондового рынков; использование факторов производства; реформирование органов управления и многие другие направления деятельности.

В Советский период (1917-1991 г.г.) условия и характер закупочной деятельности неоднократно менялись, уточнялись подходы к обоснованию сущности категории закупок.

В самом начале Советского периода (1917-1919 гг.), основываясь на марксистко-ленинской теории классового построения общества, построения в России основ социализма, была установлена так называемая хлебная монополия. Заготовка и распределение хлеба были сосредоточены в руках государства, а точнее, в руках его вновь созданных органов управления. [3, с.32]. Декретами Совета Народных Комиссаров от 9 и 27 мая 1918 года была установлена «продовольственная диктатура». Строгая централизация власти и ее сосредоточение в Народном Комиссариате продовольствия (Наркомпроде) привели к делегированию этому органу управления чрезвычайных полномочий по борьбе с укрывателями хлебных запасов. Была введена продразверстка, при которой с помощью вооруженных продовольственных отрядов, из числа рабочих, военных, при участии комитетов деревенской бедноты, осуществлялось массовое изъятие зерна и продовольствия. В первую очередь это движение распространялось на зажиточных крестьян, кулаков и помещиков под ленинским лозунгом « Борьба за хлеб - борьба за социализм!», сопровождалось военным контролем за работой мельниц и за продажей и перемещением продовольствия. [3, с.33-38]. Данная политика называлась политикой «военного коммунизма», суть которой сводилась к незамедлительной постановки всей экономики страны на службу пролетарского государства. Противоречивость ее осуществления была связана с тем, что в тот период времени Россия была аграрной страной с долей пролетариата не более 2%. Известно, что около 2 млн так называемых «кулацких хозяйств» давали царской России более половины всего товарного хлеба. Это является убедительным подтверждением роли зажиточного крестьянства в стране, приступившей к социалистическим преобразованиям.

Учитывая массовое недовольство крестьян X съезд ВКП(б) в марте 1921 года рассмотрел вопрос о переходе от «военного коммунизма» к новый экономической политике (НЭП). В апреле 1921 года Советом Народных Комиссаров (СНК) был издан декрет «О натуральном налоге на хлеб, картофель и масличные семена». Это способствовало увеличению роли товарооборота между сельским хозяйством и промышленностью. НЭП привела к возрождению и укреплению денежного обращения. Значительно уменьшился размер налогообложения. Государственным заготовительным организациям разрешалось закупать на рынке сырье и полуфабрикаты. Потребительская кооперация становилась самостоятельной торговой организацией и вышла из подчинения Наркомпроду. Ей представлялось право закупки и продажи товаров. От моноцентричного влияния государства

произошло отступление в сторону частичного допуска частного капитала в сферу производства и распределения продукции и сырья. Значительно выросла роль различных форм кооперации, в том числе в области заготовки продукции через частных лиц. Горизонтальная кооперация развивалась в сельском хозяйстве в виде артелей, товариществ, кооперативов и т.д. Между отдельными отраслями хозяйствования и внутри их. Вертикальная кооперация охватывала межотраслевые связи между сельским хозяйством и промышленностью, банками, заготовительными организациями и т.д. [4]. Экономическая ситуация НЭПа заключалась в поощрении развития частного хозяйственного сектора под жестким контролем пролетарского государства. НЭП была рассчитана на весь переходный период от капитализма к социализму. По мнению главы российского государства, председателя Всероссийского Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) В.И.Ленина НЭП должна была занять целую эпоху, как минимум 20 лет. В период с 1921 по 1925 гг. сельскохозяйственная страна состояла более чем из 21 млн мелких крестьянских хозяйств, которые предлагалось кооперировать и преобразовать в крупное производство. Налогообложение и заготовки хлеба осуществлялись в различных формах, методами не всегда до конца понятными для крестьян. Например, в 1922 году единый натуральный налог взимался в пшеничных или ржаных единицах. В 1923 году его уже осуществляли в смешанной форме - продуктами и деньгами. С 1924 года Советское правительство сочло возможным полностью перейти от натурального налога с крестьянства к денежному - в виде единого сельскохозяйственного налога. Это свидетельствовало о том, что строительство нового общества-социализма осуществлялось методом «проб и ошибок», не имея достаточно обоснованной теоретической базы. Только спустя более полувека учёные и практики в мире сумели достаточно объективно оценить заслуги и недостатки НЭПа перед человечеством. НЭП послужила прообразом нынешней смешанной, многоукладной, государственно-частной экономики, феноменом мирного сосуществования социализма и капитализма с сравнительно более высокими темпами роста экономики и социального развития.

R концу 1920-х годов по целому ряду причин, в том числе из-за возросшей угрозы реставрации капитализма, НЭП была заменена централизованной плановой экономикой с доминированием административных методов управления. Об этом свидетельствуют данные о развитии страны (с 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик - СССР) в период Первой (1928-1932гг) и второй (1933-1937гг) пятилеток СССР удалось превратить в развитую индустриально-колхозную державу.

В 1938-1941 гг. СССР вступил в полосу завершения строительства и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Тут важно отметить, что проведение коллективизации и индустриализации в стране основывались на достаточно развитой системе сельскохозяйственных закупок. Они осуществлялись в плановом порядке в пределе контрольных цифр по заранее фиксированным государственным ценам. Безусловно, имели место быть, так

называемые «перегибы», массовый голод среди крестьян отдельных регионов, завышение показателей объёмов производства и заготовки различных видов продовольствия. Например, к концу третьей пятилетки (1938-1942гг.) надо было получить 8 млрд пудов хлеба (зерновых культур), что являлось практически нереальной задачей при имеющихся темпах роста объёмов производства сельскохозяйственной продукции.

С 1940 года был веден новый порядок заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов. В частности, вводилась погектарная система исчисления всех государственных поставок, что в последствии привело к отсутствию материальной заинтересованности работников сельского хозяйства к увеличению посевных площадей. Чем больше посеешь, тем выше контрольные цифры поставок. Не менее остро стояла проблема социальных гарантий для жителей села. Крестьяне оставались беззащитными не только в вопросах пенсионного обеспечения, наличия паспортов (они были введены для сельских жителей лишь в 1974 г без права трудоустройства в городах), но и перемены места жительства. Новый порядок предусматривал запрещение «чистых» колхозов, а также исключение из колхозов членов семей колхозников по мотивам ухода на работу в промышленность [5, c. 364-407]. Необходимо отметить, что в этот период времени коллективизация охватывала 93,5 крестьянских дворов и 99,3% всей посевной площади.

Особого изучения требует вопрос организации заготовок сельскохозяйственный продукции в период Великой Отечественной Войны(1941-1945гг.). В научной и библиографической литературе указывается, что заготовки и поставки продовольствия осуществлялись по законам военного времени.

Четвертый пятилетний план (1946-1950 гг.) был принят Верховным Советом СССР 18 марта 1946г - план восстановления и развития народного хозяйства. 14 декабря 1947 года Советом Магистров СССР и ЦК ВКП(б) было принято Проставление об отмене карточной системы. Это означало, что появилась возможность узаконенного перехода в торговле к единым государственным ценам, установленным на базе существовавших ранее пайковых цен. А еще то, что государственные продовольственные фонды могли обеспечивать торговые организации поставками продовольствия в необходимых объёмах. Укрепился отечественный рубль, и к 1 марту 1950 года его максимальная стоимость составила 0,222168 г чистого золота.

Последующие пятая (1951-1955 гг.) и шестая (1956-1960 гг.) пятилетки, характеризовались поиском методов и средств для развития промышленности и преодоление прогрессирующего отставание сельского хозяйства. Оно не достигало расчетного уровня установленного Госпланом СССР. Административно-командная экономика, основанная преимущественно на «ручном» управлении все чаще давала сбои. Преодоление различий в уровни жизни городского и сельского населения происходило крайне медленно и управленческие решения адресуемые «сверху» «вниз» все чаще не давали ожидаемых результатов. Ни вспаханная целина (1954 г.), ни реорганизация управления народным хозяйством (1957 г.) (упразднение промышленных министерств, создание совнархозов и перевод системы управления на отраслевой принцип не дали ожидаемых результатов).

В сельском хозяйстве превращение машинно-тракторных станций (МТС) в ремонтно-технические станции (РТС) имели спешный и не всегда обоснованный характер. В сфере закупок сельскохозяйственных продуктов у колхозов был осуществлен переход к исключительно государственным закупкам по утвержденным закупочным ценам дифференцированным по сельскохозяйственным зонам страны и ряд других мер. Однако все эти преобразования не привели к долгосрочно стабильному развитию. Попытка создания материально - технической базы коммунизма с решением в кратчайшие сроки догнать и перегнать по экономическому развитию развитые капиталистические страны не увенчалась успехом. В сельском хозяйстве не удалось достичь изобилия в обеспечении населения продуктами питания высокого качества в широком ассортименте. В 1959 - 1965 гг. и позднее оно просто не выполняло своих планов.

Очередные партийные съезды (XXII, XXIII, XXIV и т.д.) констатировали необходимость проведения реформ. Отмечалось, что в сельском хозяйстве диспропорций, при которых преодолении закупочные цены на некоторые сельскохозяйственные продукты не покрывают затрат на производство, а задолженность государству колхозов угрожающе велика.

Переход (в 1980 году) от централизованного фондирования материально - технических ресурсов к оптовой торговле, а позднее и к госзаказу были прогрессивными шагами. В 1987 году началась перестройка, которая имела половинчатый характер, что привело к разрушению основ механизма хозяйствования, ослаблению связей между предприятиями, регионами, республиками.

В начале 1990 годов наступил переходный период к реставрации капитализма, который проявился в разгосударствлении и проведении приватизации, в законодательном закреплении капиталистических производственных отношений.

В 1991 году Указом президента Российской Федерации «О хозяйственных связях и поставках продукции и товаров в 1992 году (15.10.1991 № 43) были упразднены государственной заказ и принудительное формирование хозяйственных связей.

28.05.1992 года был принят Закон Российской Федерации № 2859 - 1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», который возлагал на заказчиков обязательства выбора поставщиков продукции для заключения с ними государственных контрактов посредством проведения конкурсного отбора.

За последние годы (2010-2023гг.) количество нормативно-правовых актов в сфере закупок сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия увеличился. Они начали регулировать не только закупки, но и качество закупаемой продукции, порядок ее поставки в федеральный и региональный фонд, ее виды, цены государственного контракта, порядок ее производства и многие другие отношения между государством и товаропроизводителями (поставщиками).

Вместе с тем прослеживается акцент государственного управления на организацию закупок преимущественно у аграрных гигантов (холдингов, промышленных комплексом и т.д.) и в меньшей мере у производителей малых форм хозяйствования - традиционных сельскохозяйственных предприятий и КФХ. Семейные хозяйства, частные фермы, индивидуальные производители оставались без должного внимания.

Закупочное обслуживание крупных и сверхкрупных сельскохозяйственных товаропроизводителей вполне объяснимо желанием государственно-частного бизнеса к получению крупных инвестиций с неопределенным сроком их окупаемости.

Доктрина приоритета и преимуществ крупного сельскохозяйственного производства, разработанная классиками марксизма-ленинизма оправдана, но она сегодня претерпевает существенные изменения и требует существенной корректировки.

К числу основных причин и факторов, в первую очередь, относится необходимость развития многоукладного сельского хозяйства и связанных с ним отраслей на основе оптимизации размеров производства и повышении эффективности новых форм хозяйствований. В известной мере на это влияют и сами факторы производства, которые претерпели весьма значительные изменения и дополнения. Факторы производства выступают как экономические ресурсы необходимые для производства товаров и услуг. Они непосредственно определяют процесс производства - соединение предметов и средств труда в средства производства для достижения поставленных целей.

В настоящее время эффективное ведения аграрного производства предполагает сочетание ранее выявленных факторов производства (земля, труд, капитал) с факторами, принявшими объективную значимость (предпринимательские способности, информация, в том числе искусственный интеллект, экологическая среда).

Традиционно фактор земля связывают с использованием земельных ресурсов и с получаемой от этого рентой дифференциальной рентой 1 и 2 (по местоположению земельного участка и по его плодородию), с абсолютной рентой.

Фактор труд – умственные и физические способности человека, навыки, знания. Их использование подразумевает под собой вознаграждение в виде номинальной и реальной заработной платы работников и иных выплат.

Фактор капитал как совокупность созданных человеком ресурсов здания, сооружения, станки, машины, оборудование и т.д. Его связывают с понятием процента.

Особое значение в современных условиях приобретают сравнительно новые факторы предпринимательские способности, информация, включая элементы искусственного интеллекта, экологическая среда.

Фактор предпринимательские способности является основой для конкурентоспособного производства, его устойчивости к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Он проявляется в эффективном использовании знаний, опыта для получения прибыли.

Фактор информация, включая применение элементов искусственного интеллекта, является необходимым условием для успешного ведения производства. Это так называемое роялти– вознаграждение за использование авторских прав. С помощью информации обеспечиваются взаимосвязи в системе производства, его программная обеспеченность, замена части человеческих функций человеко-машинными системами и роботами 6-433.

Фактор экологическая среда выступает гарантом возможности безопасного ведения хозяйства для экологических систем и для человека. Состояние окружающей среды, на которой осуществляется хозяйственная деятельность человека, характеризуется уровнем загрязнения водных ресурсов, воздушного бассейна, почвы, радиоактивного загрязнения, магнитного, вибрационного, шумового и т.д. Опасные для человека вещества, проникают в продовольствие и сельскохозяйственное сырье, делая его опасным к потреблению. Вызывают опасения продукты генной инженерии и технологии, нарушающие на молекулярном уровне состав производимых для пищевого потребления продуктов. Индикатором благополучия экологических систем являются предельные дозы концентрации (ПДК) вредных веществ в различных средах. В настоящее время фактор экологическая среда приобретает первостепенное значение для производства и закупок продовольствия и сельскохозяйственного сырья [7-433].

Решающее влияние на закупки сельскохозяйственного сырья и продовольствия оказывает наличие ряда диспропорций в аграрной экономике России, что вызывает возрастающую необходимость государственного регулирования. Особенно остро эта проблема стоит по отношению к средним и малым формам хозяйствования в АПК, в частности к крестьянским фермерским хозяйствам (КФХ) [8,9].

Современная доктрина развития аграрного сектора страны на обозримое будущее находится в руках финансового капитала и в кратком изложении имеет следующий вид агрохолдинг - предприятие - индивидуальный (семейный) производитель. Преобладающие объемы закупок продовольствия и сельскохозяйственного сырья приходятся на крупные агропромышленные предприятия. Сегодня наука и практика ведения сельского хозяйства в развитых странах доказала, что производственные формы в промышленности принципиально во многом противоречат естественным особенностям аграрного производства. А. В. Чаянов обосновал эту принципиальность тем, что нужен дифференцированный оптимум концентрации «сельхозпроизводства». Концентрация может возрастать по мере удаления производственной деятельности от биологических процессов, в которых творит сама природа [10, c. 61 – 62; 11]. Продукция сельского хозяйства - это результаты живых процессов, а его средствами производства, в том числе, является живая почва.

Свою специфику приобретает система государственных закупок в условиях усиливающейся политики санкций со стороны стран-коллективного Запада и США. Одной из первостепенных задач, стоящих перед государством стала организация бесперебойного проведения закупок в соответствии с наиболее полным удовлетворением потребностей населения и промышленности в сырье. Преодоление зависимости от санкций выдвигает ряд требований к совершенствованию действующей системы государственных закупок. Наиболее актуальными из них являются следующие

- улучшение системы планирования на всех уровнях закупочной деятельности;

- повышения уровня доверия государству со стороны товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции и сырья, развитие государственно-частного партнерства;

- упрощение доступа предпринимателей к рынку государственных закупок;

- создание единой бюджетной платформы с использованием системы быстрых цифровых платежей;

- улучшение информационного обслуживания и повышение открытости процедур закупок;

- расширение объемов закупок инновационной продукции;

- совершенствование процедур мониторинга, контроля, аудита в сфере закупочной деятельности и некоторые другие направления.

Таким образом, вопросы наиболее рациональных форм производства и закупок продовольствия и сельскохозяйственного сырья являются предметом изучения учеными и практиками. Они имеют систематический характер, богатую историю и различные способы решения.

Библиографический список

1. httpsieeexplore.ieee.orgdocument5881721

2. Никитина Т.В. Этапы формирования контрактной системы в сфере государственного заказа российской федерации АЛЛЕЯ НАУКИ Том 2Номер 1 (52) Год 2021 Страницы 658-676

3. А. П. Погребинский, В.Е. Мотылев и др. История Народного хозяйства в СССР (1917-1963), М. Высшая школа экономики 1964, 287 с.

4. Исследование приоритетных форм развития кооперации в сельском хозяйстве Российской Федерации Л.Н. Усенко, А.С. Биджиева Научные труды Вольного экономического общества России. – 2023. – Т. 242, № 3. – С. 105-118.

5. Экономическая история СССР. Изд. 2-е. Под ред. И. С. Голубничего и др. М.«Мысль», 1967 г . С. 364-407.

6. Усенко, Л. Н. Тенденции развития и цифровой трансформации сельскохозяйственного производства Л. Н. Усенко Научные труды Вольного экономического общества России. – 2023. – Т. 240, № 2. – С. 436-459.

7. Реализация ESG-принципов в стратегии устойчивого развития экономики России Н.Г. Вовченко, Н.Г. Кузнецов, Е.Н. Макаренко, Л.Н. Усенко [и др.] Монография. – Ростов-на-Дону Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2022. – 508 с.

8. Теоретические основы и принципы развития различных форм хозяйствования в аграрном секторе России в условиях новой экономической реальности А.И. Клименко, М.А. Холодова, Л.Н. Усенко, Е.П. Криничная Монография. – Рассвет ООО «АзовПринт», 2021. – 186 с. – ISBN 978-5-6045947-9-7.

9. Прогнозы и оценки роли малого предпринимательства в развитии агропродовольственного сектора Российской экономики постпандемический синдром Л.Н. Усенко, А.Н. Тарасов, Ю.Д. Дробин Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – Т. 223. – № 3. – С. 457-467.

10. Фермерству в России быть Монография Башмачников В.Ф. и др.- Москва « Перо», 2019.- 608 с.

11. Учение А.В. Чаянова и проблемы кооперации в АПК современной России Л.Н. Усенко Научное и творческое наследие А.В. Чаянова в аграрной экономике XXI века Материалы международной научной конференции, Москва, 15–16 февраля 2018 года. – Москва Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2018. – С. 54-59.

12. Указ Президента РФ от 15.10. № 43 « О хозяйственных связях и поставках продукции и товаров в 1991 году»

13. Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1 « О поставках продукции и товаров для государственных нужд.

14. Федеральный закон от 27.07.2006 № 142 – ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

15. Федеральный закон от 02.02.2006 № 19-ФЗ « О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

16. Федеральный закон от 02.12.1994 г.№ 53- ФЗ « О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

17. Федеральный закон от 11.06.2021 № 159- ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками».

18. Госзаказ управление, размещение, обеспечение № 68, 2022.

19. А.Т. Шмарин Репутация в системе закупок с.2-6 М.«Мысль», 1967 г. С. 364-407.

References

1. httpsieeexplore.ieee.orgdocument5881721

2. Nikitina T.V. Jetapy formirovanija kontraktnoj sistemy v sfere gosudarstvennogo zakaza rossijskoj federacii ALLEJa NAUKI Tom 2Nomer 1 (52) God 2021 Stranicy 658-676

3. A. P. Pogrebinskij, V.E. Motylev i dr. Istorija Narodnogo hozjajstva v SSSR (1917-1963), M. Vysshaja shkola jekonomiki 1964, 287 s.

4. Issledovanie prioritetnyh form razvitija kooperacii v sel'skom hozjajstve Rossijskoj Federacii L.N. Usenko, A.S. Bidzhieva Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. – 2023. – T. 242, № 3. – S. 105-118.

5. Jekonomicheskaja istorija SSSR. Izd. 2-e. Pod red. I. S. Golubnichego i dr. M.«Mysl'», 1967 g . S. 364-407.

6. Usenko, L. N. Tendencii razvitija i cifrovoj transformacii sel'skohozjajstvennogo proizvodstva L. N. Usenko Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. – 2023. – T. 240, № 2. – S. 436-459.

7. Realizacija ESG-principov v strategii ustojchivogo razvitija jekonomiki Rossii N.G. Vovchenko, N.G. Kuznecov, E.N. Makarenko, L.N. Usenko [i dr.] Monografija. – Rostov-na-Donu Rostovskij gosudarstvennyj jekonomicheskij universitet «RINH», 2022. – 508 s.

8. Teoreticheskie osnovy i principy razvitija razlichnyh form hozjajstvovanija v agrarnom sektore Rossii v uslovijah novoj jekonomicheskoj real'nosti A.I. Klimenko, M.A. Holodova, L.N. Usenko, E.P. Krinichnaja Monografija. – Rassvet OOO «AzovPrint», 2021. – 186 s. – ISBN 978-5-6045947-9-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Prognozy i ocenki roli malogo predprinimatel'stva v razvitii agroprodovol'stvennogo sektora Rossijskoj jekonomiki postpandemicheskij sindrom L.N. Usenko, A.N. Tarasov, Ju.D. Drobin Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. – 2020. – T. 223. – № 3. – S. 457-467.

10. Fermerstvu v Rossii byt' Monografija Bashmachnikov V.F. i dr.- Moskva « Pero», 2019.- 608 s.

11. Uchenie A.V. Chajanova i problemy kooperacii v APK sovremennoj Rossii L.N. Usenko Nauchnoe i tvorcheskoe nasledie A.V. Chajanova v agrarnoj jekonomike XXI veka Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Moskva, 15–16 fevralja 2018 goda. – Moskva Rossijskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet - MSHA im. K.A. Timirjazeva, 2018. – S. 54-59.

12. Ukaz Prezidenta RF ot 15.10. № 43 « O hozjajstvennyh svjazjah i postavkah produkcii i tovarov v 1991 godu»

13. Zakon RF ot 28.05.1992 № 2859-1 « O postavkah produkcii i tovarov dlja gosudarstvennyh nuzhd.

14. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 142 – FZ O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon « O razmeshhenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlja gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd».

15. Federal'nyj zakon ot 02.02.2006 № 19-FZ « O zakupkah i postavkah sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija dlja gosudarstvennyh nuzhd».

16. Federal'nyj zakon ot 02.12.1994 g.№ 53- FZ « O zakupkah i postavkah sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija dlja gosudarstvennyh nuzhd».

17. Federal'nyj zakon ot 11.06.2021 № 159- FZ «O sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'e i prodovol'stvii s uluchshennymi harakteristikami».

18. Goszakaz upravlenie, razmeshhenie, obespechenie № 68, 2022.

19. A.T. Shmarin Reputacija v sisteme zakupok s.2-6 M.«Mysl'», 1967 g. S. 364-407.

Контактная информация Contact information

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69

Rostov State University of Economics. 344002, Rostov-on-Don, st. Bolshaya Sadovaya, 69

Усенко Людмила Николаевна Lyudmila N. Usenko

ln-u@mail.ru

Глухов Антон Иванович Anton I. Glukhov

g003a@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.