Научная статья на тему 'Анализ формальных правил государственных закупок в РФ: аспект электронизации'

Анализ формальных правил государственных закупок в РФ: аспект электронизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ИНФОРМАЦИЯ / ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ / PUBLIC PROCUREMENT / CONTRACT SYSTEM / CONTENT-ANALYSIS / INFORMATION / ELECTRONIC PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников Владимир Васильевич

Институциональные изменения в системе государственных закупок в РФ основываются на формировании хозяйственных порядков, обеспечивающих снижение информационной асимметрии и трансакционных издержек обменных операций. В работе предпринят анализ базовых нормативных документов, определяющий правила поведения государственных заказчиков и поставщиков при осуществлении государственных и муниципальных закупок за период 2001-2018 гг., с акцентом на электронизацию закупочных технологий. Приводится гистограмма частот упоминания общих лексических кодов в последовательности базовых нормативных документов. Делается вывод об отношении законодателя к обеспечению качества закупаемой продукции, антикоррупционной направленности законодательства и электронизации данной сферы хозяйствования. Приводятся количественные характеристики значимых корреляционных отношений между лексическими кодами, позволяющими оценить информационную основу, заложенную в нормативных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельников Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUANTITATIVE CONTENT-ANALYSIS OF THE OFFICIAL PUBLIC PROCUREMENT RULES IN RUSSIA: THE ELECTRONIIZATION ASPECT

Institutional changes within the public procurement system in the Russian Federation are based on establishing economic conditions that reduce informational asymmetry and transaction costs of exchanges. The paper presents a quantitative analysis of the basic regulatory documents that have determined the conducts rules for government customers and suppliers in public and municipal procurement in 2001-2018 with the emphasis on electronization of procurement technologies. A frequency histogram of common lexical codes in the sequence of basic regulatory documents is compiled. The author arrives to conclusions about the attitude of legislators to securing the quality of procured products, the anticorruption aspect of the law and electronization of this sector of the economy. Qualitative characteristics of significant correlation ratios between lexical codes help evaluate the informational basis embedded in the regulatory documentation.

Текст научной работы на тему «Анализ формальных правил государственных закупок в РФ: аспект электронизации»

DOI: 10.34020/2073-6495-2019-2-025-039 УДК 338.246.2

анализ формальных правил государственных закупок в рф: аспект электронизации

мельников Б.Б.

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» Новосибирский государственный технический университет E-mail: vvm_ru@mail.ru

Институциональные изменения в системе государственных закупок в РФ основываются на формировании хозяйственных порядков, обеспечивающих снижение информационной асимметрии и трансакционных издержек обменных операций. В работе предпринят анализ базовых нормативных документов, определяющий правила поведения государственных заказчиков и поставщиков при осуществлении государственных и муниципальных закупок за период 2001-2018 гг., с акцентом на электронизацию закупочных технологий. Приводится гистограмма частот упоминания общих лексических кодов в последовательности базовых нормативных документов. Делается вывод об отношении законодателя к обеспечению качества закупаемой продукции, антикоррупционной направленности законодательства и электронизации данной сферы хозяйствования. Приводятся количественные характеристики значимых корреляционных отношений между лексическими кодами, позволяющими оценить информационную основу, заложенную в нормативных документах.

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, контент-анализ, информация, электронизация.

quantitative content-analysis of the official public procurement rules in Russia: the electroniization aspect

Melnikov V.V.

Novosibirsk State University of Economics and Management Novosibirsk State Technical University E-mail: vvm_ru@mail.ru

Institutional changes within the public procurement system in the Russian Federation are based on establishing economic conditions that reduce informational asymmetry and transaction costs of exchanges. The paper presents a quantitative analysis of the basic regulatory documents that have determined the conducts rules for government customers and suppliers in public and municipal procurement in 2001-2018 with the emphasis on elec-tronization of procurement technologies. A frequency histogram of common lexical codes in the sequence of basic regulatory documents is compiled. The author arrives to conclusions about the attitude of legislators to securing the quality of procured products, the anticorruption aspect of the law and electronization of this sector of the economy. Qualitative characteristics of significant correlation ratios between lexical codes help evaluate the informational basis embedded in the regulatory documentation.

Keywords: public procurement, contract system, content-analysis, information, electronic procurement.

© Мельников B.B., 2019

введение:

условия институциональных изменений в системе государственных закупок

Экономическая политика, направленная на модернизацию хозяйственных порядков, бывает успешной только при снижении информационной асимметрии между экономическими агентами и наличии согласия в обществе по поводу действий регуляторов. Любая асинхронность информации или амбивалентность восприятия порождает рост трансакционных издержек, приводящий к снижению экономической активности и эффективности институциональных изменений. Трансформация хозяйственных порядков должна учитывать эволюцию смыслов регуляций и их корректную трансляцию в общество для преодоления деструктивного воздействия групп специальных интересов, недопущения создания условий для формирования административных барьеров и рентоориентированного поведения.

Значительный вклад в создание эффективного механизма аллокации ресурсов вносит повышение транспарентности хозяйственных процессов, что позволяет снизить трансакционные издержки обменных операций, повышая количество участников рынка. Заявленный в 2017 г. Правительством РФ экономический курс, направленный на стимулирование создания добавленной стоимости на основе использования цифровых платформ [20], - оптимизация производственных технологий посредством программно-аппаратных решений, электронизация документооборота, расширение производительности труда и повышение конкурентоспособности компаний посредством доступа к возможностям, предоставляемым сетью Интернет, - важный фактор повышения прозрачности экономических процессов.

Формальные правила построения государственной контрактной системы РФ на каждом этапе реформ государственных закупок последовательно включали в себя все больше смысловых конструкций, повышающих транспарентность операций на создаваемом государством квазирынке. Начав с требований обязательных публикаций о государственных закупках в специально определенном печатном издании - газете «Конкурсные торги», через функционал общероссийского официального сайта к созданию Единой информационной системы РФ, - российский законодатель последовательно повышал степень открытости и прозрачности в рамках процессов поэтапной электронизации отдельных элементов правительственных и иных публичных закупок.

Поскольку первый документ прямого действия, положивший начало современной государственной закупочной системе, получил название «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов...», стало расхожим мнение, что российское законодательство о закупках должно, помимо прочего, обеспечить победу над коррупцией при расходовании общественных финансовых ресурсов в РФ. Тот факт, что коррупция при госзакупках до сих пор не стала изжитым явлением, регулярно ставится в вину российским нормативным документам, регламентирующим процедуры определения поставщиков, и их разработчикам.

С использованием количественного контент-анализа попробуем сопоставить картину видения, которая создается в обществе, с системой формальных правил и пояснить факты, ускользающие от поверхностного взгляда, но проявляющиеся на практике и имеющие важный смысл для интерпретации экономической политики в сфере государственных закупок.

1. контент-анализ как способ определения смыслов и ценностей нормативных Актов системы государственных закупок

Эволюция системы формальных правил проведения закупочных процедур для общественных нужд в РФ происходила под влиянием идеологической трансформации экономической политики, определявшей смыслы и концепцию базовых нормативных документов. При этом приписываемые нормативному акту федеральным регулятором на разных исторических этапах - от Министерства экономики до Министерства финансов РФ -смысловые нагрузки далеко не всегда соответствовали повседневной практике осуществления закупочных процедур. Ряд российских аналитиков, каждый на своем этапе развития национальной системы государственных закупок, высказывал сомнения относительно соответствия утверждаемых законодательством закупочных технологий их идеологическому наполнению и способности сотрудников государственных заказчиков, руководствуясь ими, обеспечить эффективное расходование бюджетных средств [1-7, 11, 12, 21-23]. Поскольку создаваемое базовыми нормативными документами информационное пространство для работы государственного заказчика формирует принципы закупочной деятельности, представляется целесообразным сравнить заявленную законодателем идеологию документов с их текстовым наполнением и поддержкой определенного вида экономической политики1.

Использование контент-анализа позволяет обеспечить систематическую фиксацию ключевых элементов нормативных актов, создающих информационный каркас при формировании системы государственных и муниципальных закупок в РФ. Количественный контент-анализ позволяет непредвзято оценить концептуальные подходы и смыслы, закладываемые законодателем в федеральные документы, на основании обработки массива лексем2. Информация нормативных актов при этом была переведена в количественные показатели, а затем подвергнута статистической обработке в соответствии с общепринятым набором методов [19, 24, 26].

1 В данной работе мы подвергаем анализу только основные федеральные документы прямого действия, предписывающие поведение исполнителей, поскольку расширение списка (в том числе до полного перечня нормативных документов, определяющих формирование системы государственных закупок на каждом этапе развития), как показала предварительная обработка материала, приводит к размыванию смыслов, снижению числа значимых связей и усложнению их содержательной интерпретации. Для проведения расширенного анализа достаточно полные перечни нормативных документов, принятых в развитие базовых, можно увидеть здесь [9, 10]. Этапы эволюции технологий закупок приведены в работе [8].

2 Лексема - единица морфологического анализа, соответствующая совокупности форм одного слова, определяемая независимо от количества возможных окончаний. Кодирование производилось с учетом различий в смысловой нагрузке словоформ.

Перечень 20 наиболее часто упоминаемых лексем (кодов) в базовых нормативных актах системы государственных

(и муниципальных) закупок, их частоты (]\) и доли в тексте (1\%)

№ Коды № 44-ФЗ, 2018 г. N Коды № 44-ФЗ, 2017 г. N Коды № 94-ФЗ, 2013 г. N Коды № 97-ФЗ, УП № 305, 2005 г. N

1 закон 1558 4,6 закон 1372 5,6 закон 1717 6,2 конкурс 390 12,8

2 контракт 1487 4,4 контракт 1225 5,0 аукцион 1209 4,3 заявка 200 6,6

3 закупка 1411 4,2 закупка 1171 4,8 контракт 1141 4Д поставщик 183 6,0

4 электронной 1385 4Д аукцион 905 3,7 размещение 1115 4,0 участие 171 5,6

5 заявка 1204 3,6 заявка 876 3,6 заказ 1085 3,9 государственного 165 5,4

6 участник 1124 3,3 участие 781 3,2 заявка 959 3,4 заказчик 150 4,9

7 участие 1093 3,2 заказчик 770 ЗД участник 895 3,2 торги 141 4,6

8 конкурс 1039 ЗД конкурс 586 2,4 участие 846 3,0 открытого 136 4,5

9 заказчик 867 2,6 электронной 564 2,3 электронной 755 2,7 документация 99 3,2

10 соответствие 780 2,3 орган 527 2,2 информация 697 2,5 нужды 99 3,2

11 аукцион 769 2,2 товар 519 2Д конкурс 656 2,4 продукция 96 ЗД

12 запрос 764 2,3 запрос 460 1,9 орган 638 2,3 работы 92 3,0

13 форме 705 2Д проведение 457 1,9 открытого 634 2,3 конкурсная 89 2,9

14 указанного 645 1,9 услуг 439 1,8 проведение 535 1,9 проведение 88 2,9

15 случае 603 1,8 требования 434 1,8 указание 532 1,9 услуг 84 2,8

16 требования 603 1,8 работ 433 1,8 случаи 516 1,9 товара 83 2,7

17 товара 580 1,7 цена 422 1,7 цена 517 1,9 закупки 77 2,5

18 проведении 565 1,7 информации 411 1,7 форма 506 1,8 положение 74 2,4

19 орган 549 1,6 лица 402 1,6 внесены 499 1,8 срок 74 2,4

20 информации 544 1,6 поставщик 384 1,6 уполномоченного 476 1,7 заказа 70 2,3

Оценка количественной структуры содержания текста с учетом используемых лексем предполагает их предварительное ранжирование на основе частот упоминаний3 (см. таблицу).

Анализ первой десятки наиболее часто встречающихся лексем в рамках совокупности рассмотренных документов позволяет достаточно точно определить заложенные в них ценности и смысловую нагрузку. Например, совокупность документов Федерального закона № 97-ФЗ [13] и Указа Президента РФ № 305 [15] в редакции, определявшей правила поведения заказчиков и поставщиков в период 2001-2005 гг., позволяет сделать вывод, что это документы, направленные на удовлетворение государственных нужд путем проведения торгов (конкурса), основанных на открытом предоставлении документации и заявок поставщиками и заказчиками.

На первое место по частоте упоминания из технологических терминов в законе № 94-ФЗ [18] (этап 2011-2013 гг.) выходит «аукцион», который фактически является в указанный период основным способом закупки, популяризируемым регулятором и предписываемым для реализации законодательством. Несмотря на то, что наряду с аукционом основным способом закупок, осуществляемым путем проведения торгов, в этот период был открытый конкурс, он появляется только через 10 позиций (упоминается в 1,8 раза реже) после аукциона. Это отражает настоящее отношение регулятора к «равноправному» на бумаге способу закупки. Фактически закон № 94-ФЗ в этот период был ориентирован на заключение контрактов путем размещения заказов посредством аукционов с электронным механизмом передачи информации между участником и заказчиком.

Федеральный закон № 44-ФЗ [14] смещает акценты от «размещения заказа» к «закупке», расширяя перечень относящихся к ней этапов (рис. 1).

Под давлением представителей конкурирующей идеологии развития национальной экономики, соответствующей доминанте промышленной политики, конкурс постепенно возвращает в тексте документа утраченные

Закупка

Рис. 1. Этапы проведения закупок в государственной контрактной системе в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ

3 Контент-анализ проводился с использованием лексико-семантического текстового анализатора «Лекта».

1600

ш уп 305 и № 97-ФЗ Н № 94-ФЗ

□ № 44-ФЗ

□ № 44-фЗ (2018)

1000

а

§ 800

я

з4

600 400

200

Лексемы

Рис. 2. Гистограмма частот отдельных лексем нормативных правовых актов

позиции. В последней редакции № 44-ФЗ (2018 г), которая направлена на электронизацию торгов, конкурс (впервые с 2005 г.) вновь становится самым упоминаемым способом закупки. Поскольку в электронной форме начиная с 2019 г. предполагается проводить все способы определения поставщика, соответствующая лексема становится четвертой по частоте использования в действующем законе.

Гистограмма частот упоминаний некоторых основных кодов, определяющих технологию работы заказчиков, приведена на рис. 2.

Весьма показательны в рамках эволюции законодательства о закупках возрастающая роль электронизации контрактных отношений, рост требований к обеспечению заявок и договоров, как форма гарантии серьезности намерений фирм-участников, а также менее десяти упоминаний о качестве закупаемой продукции против нескольких сотен упоминаний о цене. Перечень первых 70 лексем (до 0,5 % от общей суммы лексических единиц) по любому из нормативных актов не содержат понятий «конкуренция» или «коррупция», а, следовательно, представленное законодательство направлено не на борьбу заказчика с коррупцией или с недобросовестной конкуренцией, а на приобретение продукции для государственных или муниципальных нужд и приписывать ему несуществующие функции некорректно. Задача данного законодательства заключается в том, чтобы снижая потенциал возникновения конфликта интересов и личной заинтересованности сотрудников заказчика [17], сделать коррупцию видимой, что соответствует текущим результатам экономической политики.

1400 — 1200 —

2. ОТРАЖЕНИЕ ЭТАПОВ ЭЛЕКТРОНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Стремление органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля, к наиболее полной электронизации государственной контрактной системы основывается на проблеме конфликта интересов в рамках взаимоотношений «принципал-агент» и характерной для этого неэффективности расходования общественных средств. Эта неэффективность, усиливаясь в переходных экономиках, в большей или меньшей степени характерна для всех стран с рыночной аллокацией ресурсов [25, 27-30].

Анализ корреляционных отношений между лексемами позволяет определить взаимосвязь концептуальных категорий законодательства. Это дает возможность показать информационный каркас нормативного акта и механизмы формирования смысловых конструкций. Рассмотрим эволюцию базовых документов применительно к проблеме электронизации закупок. В качестве исходной ситуации мы, пропуская закон № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» 1994 г [16], приводим характеристику совокупности № 97-ФЗ [13] и Указа президента № 305 [15] (рис. 3).

Указ Президента № 305 был весьма прогрессивным документом для своего времени, предлагавшим заказчику конкретные закупочные процедуры с их описанием, правила поведения заказчика и поставщика, основные правила обмена документами вплоть до заключения контракта, а также весьма полезную и перспективную технологию внесудебного обжалования. Он стимулировал принятие законов о государственных закупках на региональном уровне и, наряду с международными финансовыми организациями, способствовал переходу российских государственных структур к международным стандартам эффективной закупочной деятельности. Заложенные в нем подходы к размещению государственного заказа путем проведения конкурентных процедур оказали значительное влияние на осуществление масштабной реформы российской бюджетной системы. Он способствовал подготовке

Рис. 3. Значимые корреляционные отношения между лексемами (кодами) при контент-анализе совокупности нормативных актов УП № 305 и № 97-ФЗ в период 2001-2005 гг.

кадров и формированию класса специалистов в сфере закупок продукции для общественных нужд как в структурах, связанных с расходованием государственных средств, так и у поставщиков. Впервые в новейшей российской истории нормативный акт о закупках стал не просто протоколом о намерениях, а с учетом сопутствующих нормативных документов обеспечивал организацию конкурентных торгов и появление нового квазирынка.

По причине низкого покрытия сетью Интернет в РФ и отсутствия электронных технологий закупок информация о торгах предоставлялась через бюллетень «Конкурсные торги», а документооборот - конкурсная документация, заявки и контракты - поступали участникам в бумажном виде. В этот период предусматривалась публикация приглашения со стороны заказчика, которая должна была осуществляться в российских печатных средствах массовой информации, а также по желанию заказчика на английском языке в печатных СМИ, имеющих международное распространение.

Вместе с тем, поскольку УП № 305 регионам был рекомендован, а № 97-ФЗ был только о конкурсах для федеральных нужд, в рассматриваемый период на уровне субъектов Федерации стали появляться первые закупочные технологии, реализуемые посредством сети Интернет, как правило, в форме разнообразных моделей электронных аукционов.

Основной идеей нового закона № 94-ФЗ «О размещении заказов...» стало стимулирование входа на рынок новых участников общественных закупок как за счет расширения спектра потенциальных поставщиков (отечественных фирм, иностранных участников, компаний-посредников и даже физических лиц), так и за счет увеличения числа заказчиков ввиду унификации норм на муниципальном уровне. Правила и технологии федеральных, региональных и муниципальных закупок впервые в российской практике становились едиными с новой системой информирования участников рынка посредством размещения информации на официальном сайте в сети Интернет. Кроме того, были сформулированы правила проведения закупок в электронной форме. Количественное описание смыслового содержания документов представлено на рис. 4.

Рис. 4. Значимые корреляционные отношения между лексемами (кодами) при контент-анализе Федерального закона № 94-ФЗ в период 2009-2013 гг.

Рис. 5. Процессы в системе государственных и муниципальных закупок в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ

Сфера действия закона № 44-ФЗ по сравнению с предыдущим была значительно расширена (рис. 5). Он охватил процессы планирования закупочной деятельности, определения поставщика (от размещения извещения до заключения контракта с победителем), процесс закупки (поставки) продукции до исполнения контракта сторонами, а также учет и контроль полученных результатов.

По сравнению с периодом размещения заказов в рамках № 94-ФЗ новым законом предполагалось значительное совершенствование информационного обеспечения рыночных сделок на базе Интернет-платформы. На общероссийском официальном сайте в рамках Единой информационной системы предусматривалось расширение функционала поддержки проведения закупок как для поставщиков, так и для участников. В частности, в законе № 44-ФЗ говорится о появлении таких новых элементов, как библиотека типовых контрактов и типовых условий контрактов, реестр банковских гарантий, каталоги продукции для государственных и муниципальных нужд, информация о ценах, складывающихся на рынках и т.п. Введение идентификационного кода закупки предполагало появление механизма сквозного наблюдения и интеграции сведений от плана закупок до размещенных в системе отчетов о поставке продукции. Редукционы, за исключением закрытых процедур, вновь (по технологии, предписываемой с 2011 г.) предполагались только в электронной форме, равно как и процесс заключения государственных и муниципальных контрактов по результатам электронных торгов.

Контент-анализ позволяет увидеть четкое разделение информационной сферы на ту ее часть, которая создается операторами электронных площадок и информации контрактной системы (рис. 6). При этом легко заметить низкие показатели величин ряда значимых коэффициентов корреляции, касающихся смысловых отношений между лексемами, определяющими сбор и обработку информации о закупках в рамках Единой информационной системы4.

4 Частично это объясняется обязательным взаимным обменом данных между электронными площадками и официальным сайтом, что, однако, не компенсирует сложности получения отсюда информации для поставщиков и заказчиков.

[ Протокол "| [ Проведение

[ Извещение ]

.0,31

-^^[Информационной

0,95

Предоставление

0,84

Размещает

Электронной

---1 0,31 -:-ч и,¿ч -

Площадки < > Аукцион < > Оператор

1

0,35

.0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,24

0,38

Участие

0,86

Уполномоченным

0,38

Рис. 6. Значимые корреляционные отношения между лексемами (кодами) при контент-анализе Федерального закона № 44-ФЗ в период 2014-2017 гг.

В конце 2017 г. в базовый закон были внесены существенные для заказчиков и поставщиков изменения. Конкурентные закупки предусматривались исключительно в электронной форме начиная с 1.01.2019. Эти правила были распространены на конкурс, в том числе с ограниченным участием и двухэтапный, запросы котировок и предложений, а также закрытые торги. Проведение электронных процедур было предусмотрено через электронную площадку, а от участника теперь потребовалось бесплатное прохождение аккредитации на этой площадке и регистрация в Единой информационной системе. Предписывался единый порядок заключения контракта в электронной форме.

Предполагаемым результатом институциональных изменений с точки зрения регулятора должно было стать повышение прозрачности закупок, упрощение процедур контроля, расширение географии участников как за счет снижения трансакционных издержек подачи заявок, так и заключения контракта, значительного усложнения технологий негласных договоренностей заказчика с поставщиком при прочих равных условиях.

По результатам контент-анализа (рис. 7) заметно значительное усложнение отношений при проведении процедур определения поставщика, однако центром электронизации и обработки информации по-прежнему остаются операторы площадок. Общероссийский официальный сайт - информационный центр контрактной системы - играет вспомогательную роль посредством сбора информации для осуществления контроля за действиями заказчиков и предоставления данных по отдельным запросам.

0,85

¿0,45

(—*--, и,3 -> и,:" /"-

Рассмотрение К—> Оценки №—Заявка

г- 0 7 г-—"1 -

Открытого < > Конкурс < > Участие

и,28 /-и,29,-

<—Документ Соответствии

0,32

,_I

[ Требования ]

0,27

Установленным

0,52

Орган

.0,73

^ Власти

| Субъекта

0,36

Контроля

>| Информационной > Информации

_0,36^

Система )< > Контрактная ^ ,

_

[ Осуществлении

39

0,31

0,27 ^---

' Нужд

Рис. 7. Значимые корреляционные отношения между лексемами (кодами) при контент-анализе № 44-ФЗ в 2018 г. (электронизация закупок)

выводы: иллюзии и рЕАлии институциональной трансформации

1. Российское законодательство о государственных закупках является отражением одной из наиболее последовательных и результативных реформ, направленных на институциональные изменения в системе поставок продукции для общественных нужд. Анализ лексических групп подтверждает, что модернизация данной сферы хозяйствования привела к существенным изменениям принципов работы российской системы осуществления бюджетных расходов, условий их финансирования и контроля.

2. От первых попыток систематической электронизации закупок в масштабах РФ до современного их состояния прошло более 10 лет, а с момента внедрения первых электронных аукционов регионами - около 20. Вместе с тем в настоящий момент значительное число заказчиков на отдельных территориях РФ стоит перед проблемой отсутствия высокоскоростного доступа в сеть Интернет, а целые категории потенциальных поставщиков не пользуются при заключении договоров Интернет-технологиями.

3. Контент-анализ позволяет подтвердить тот факт, что качество закупаемой продукции до сих пор не входит в приоритеты регулятора. Предполагается, что качество по низкой цене возникает само по себе благодаря снижению информационной асимметрии (корректным формулировкам

технического задания и обязательному акту экспертизы) и ожидаемым высоким издержкам от неисполнения контракта.

4. Контент-анализ подтверждает, что потенциал Единой информационной системы до сих пор не реализован как для заказчиков, не получающих исчерпывающей информации для принятия решений, так и для поставщиков, зачастую на практике использующих альтернативные официальному сайту программы поиска.

5. Единая информационная система в настоящий момент реализовыва-ется как источник информации для осуществления контроля за заказчиками со стороны правительственных структур, нацеленных на повышение эффективности закупочной деятельности.

6. Направленность законодательства о контрактной системе на борьбу заказчика с коррупцией - неочевидна. Система формальных правил скорее призвана сделать неэффективность при государственных закупках заметной для работы контролеров, аудиторов и правоохранителей.

7 Перспективы и технологические сложности «цифровизации» российской экономики могут быть оценены на основе многолетней и последовательной имплементации электронных технологий в закупочные процедуры и систему информирования поставщиков и заказчиков на рынке государственных и муниципальных закупок.

Литература

1. Анчишкина О.В. Контрактные основы российской экономики: сфера государственного, муниципального и регулируемого заказа // Вопросы экономики. 2017. № 11. С. 93-110.

2. Балацкий Е.В., Гусев А.Б., Екимова Н.А. Протекционистская политика на рынке государственных закупок в России и за рубежом. М.: Языки славянской культуры, 2007 112 с.

3. Белокрылова О.С. Институциональная модернизация системы госзакупок: зоны риска // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 4. С. 21-29.

4. Вольчик В.В. Всепобеждающий оппортунизм: эволюция институтов размещения государственных заказов в России // Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 4. С. 44-50.

5. Гуцелюк Е. Ф. Электронный аукцион как потенциальный фактор снижения уровня коррупции при размещении государственного и муниципального заказа: миф или реальность // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 1-2. С. 51-56.

6. Корытцев М.А., Белокрылое К.А. Проблемы трансплантации и модификации экономических институтов в сфере государственных закупок современной России // Journal of Economic Regulation. 2014. Т. 5. № 2. С. 33-46.

7 Малкина М.Ю. Институциональный анализ системы госзаказа в современной России // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 1. С. 51-58.

8. Мельников В.В. Государственные и муниципальные закупки: в 2 ч. Ч. 1: Эволюция способов закупок в Российской Федерации: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. 165 с.

9. Мельников В.В. Институциональная трансформация механизма государственных закупок в постсоветской России: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ 2008. 220 с.

10. Мельников В.В. Способы государственных закупок и условия их регулирования в постсоветской России: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ 2015. 303 с.

11. Моторыкина Т.А., Моторыкина А.А., Алексеев М.А. Применимость методов расстановки красных флагов и аналитических процедур при выявлении нарушений в государственных закупках // Сибирская финансовая школа. 2018. № 3. С. 9-18.

12. Нестерович Н.В., Смирнов В.И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд. М.: ИНФРА-М, 2000. 360 с.

13. О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: Федеральный закон № 97-ФЗ от 6.05.1999 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 19. Ст. 2302.

14. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон РФ № 44-ФЗ от 5.04.2013 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.

15. О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд: Указ Президента № 305 от 08.04.1997 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 15. Ст. 1756.

16. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон № 60-ФЗ от 13.12.1994 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 34. Ст. 3540.

17. О противодействии коррупции: Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52. Ст. 6228.

18. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон РФ № 94-ФЗ от 21.07.2005 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30 (1). Ст. 3105.

19. Пашинян И.А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 3 (9). С. 13-18.

20. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства РФ № 1632-р от 28.072017 // Собрание законодательства РФ. 2017 № 32. Ст. 5138.

21. Система госзакупок: на пути к новому качеству / рук. проекта А.А. Яковлев. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. 43 с.

22. Смирнов В.И. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. М.: ГУ ИМЭИ, 2006. 182 с.

23. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. М.: Книжный дом «ЛИ-БРОКОМ», 2009. 232 с.

24. Таршис Е.Я. Контент-анализ: принципы методологии. (Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программа исследования). М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. 182 с.

25. Уэр Г, Мосс Ш., Кампос Э., Нун Г Коррупция в сфере государственных закупок. Извечная проблема // Многоликая коррупция: Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / под ред. Э. Кампоса и С. Прадхана; пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2010. С. 377-426.

26. Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М.: Омега-Л, 2004. 272 с.

27. Tucker P. $180 Million for an F-35 - What We Could Buy Instead // The Fiscal Times. 2014. 14.11.2014.

28. Ali I. Pentagon spends $43 million to build Afghanistan gas station: watchdog // Reuters, 03.11.2015. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-afghanistan/pentagon-spends-43-million-to-build-afghanistan-gas-station-watchdog-idUSKCN0SR29020151102.

29. Зубарев Д. Генпрокуратура назвала четыре вида нарушений при госзакупках // Взгляд, 08.05.2018. URL: https://vz.ru/news/2018/5/8/921640.html.

30. Сова Е. «Дело 3000» - крупнейший коррупционный скандал в истории Израиля // BBC. Русская служба, 12.072017. URL: https://www.bbc.com/russian/ features-40587044.

Bibliography

1. Anchishkina O.V. Kontraktnye osnovy rossijskoj jekonomiki: sfera gosudarstvennogo, municipal'nogo i reguliruemogo zakaza // Voprosy jekonomiki. 2017. № 11. P 93-110.

2. Balackij E.V., Gusev A.B., Ekimova N.A. Protekcionistskaja politika na rynke gosudarstvennyh zakupok v Rossii i za rubezhom. M.: Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2007. 112 p.

3. Belokrylova O.S. Institucional'naja modernizacija sistemy goszakupok: zony riska // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2016. № 4. P. 21-29.

4. Vol'chik VV. Vsepobezhdajushhij opportunizm: jevoljucija institutov razmeshhenija gosudarstvennyh zakazov v Rossii // Terra Economicus. 2009. Vol. 7. № 4. P 44-50.

5. Guceljuk E.F. Jelektronnyj aukcion kak potencial'nyj faktor snizhenija urovnja kor-rupcii pri razmeshhenii gosudarstvennogo i municipal'nogo zakaza: mif ili real'nost' // Terra Economicus. 2011. Vol. 9. № 1-2. P 51-56.

6. KorytcevM.A., BelokrylovK.A. Problemy transplantacii i modifikacii jekonomicheskih institutov v sfere gosudarstvennyh zakupok sovremennoj Rossii // Journal of Economic Regulation. 2014. Vol. 5. № 2. P. 33-46.

7. Malkina M.Ju. Institucional'nyj analiz sistemy goszakaza v sovremennoj Rossii // Terra Economicus. 2010. Vol. 8. № 1. P 51-58.

8. Mel'nikov VV. Gosudarstvennye i municipal'nye zakupki: v 2 ch. Ch. 1: Jevoljucija sposobov zakupok v Rossijskoj Federacii: uchebnoe posobie. M.: INFRA-M, 2018. 165 p.

9. Mel'nikov VV. Institucional'naja transformacija mehanizma gosudarstvennyh zakupok v postsovetskoj Rossii: monografija. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2008. 220 p.

10. Mel'nikov VV. Sposoby gosudarstvennyh zakupok i uslovija ih regulirovanija v postsovetskoj Rossii: monografija. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2015. 303 p.

11. Motorykina T.A., Motorykina A.A., Alekseev M.A. Primenimost' metodov rasstanovki krasnyh flagov i analiticheskih procedur pri vyjavlenii narushenij v gosudarstvennyh zakupkah // Sibirskaja finansovaja shkola. 2018. № 3. P 9-18.

12. Nesterovich N.V., Smirnov VI. Konkursnye torgi na zakupku produkcii dlja gosu-darstvennyh nuzhd. M.: INFRA-M, 2000. 360 p.

13. O konkursah na razmeshhenie zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, oka-zanie uslug dlja gosudarstvennyh nuzhd: Federal'nyj zakon № 97-FZ ot 6.05.1999 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1999. № 19. St. 2302.

14. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd: Federal'nyj zakon RF № 44-FZ ot 5.04.2013 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2013. № 14. St. 1652.

15. O pervoocherednyh merah po predotvrashheniju korrupcii i sokrashheniju bjud-zhetnyh rashodov pri organizacii zakupki produkcii dlja gosudarstvennyh nuzhd: Ukaz Prezidenta № 305 ot 08.04.1997 // Sobranie zakonodatel'stva RF 1997. № 15. St. 1756.

16. O postavkah produkcii dlja federal'nyh gosudarstvennyh nuzhd: Federal'nyj zakon № 60-FZ ot 13.12.1994 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1994. № 34. St. 3540.

17. O protivodejstvii korrupcii: Federal'nyj zakon №273-FZ ot 25.12.2008 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2008. № 52. St. 6228.

18. O razmeshhenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlja gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd: Federal'nyj zakon RF № 94-FZ ot 21.07.2005 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2005. № 30 (1). St. 3105.

19. Pashinjan I.A. Kontent-analiz kak metod issledovanija: dostoinstva i ogranichenija // Nauchnaja periodika: problemy i reshenija. 2012. № 3 (9). P 13-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Programma «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii»: rasporjazhenie Pravitel'stva RF № 1632-r ot 28.07.2017 // Sobranie zakonodatel'stva RF 2017. № 32. St. 5138.

21. Sistema goszakupok: na puti k novomu kachestvu / ruk. proekta A.A. Jakovlev. M.: GU-VShJe, 2010. 43 p.

22. Smirnov VI. Kommentarij k Federal'nomu zakonu «O razmeshhenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlja gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» ot 21 ijulja 2005 g. № 94-FZ. M.: GU IMJel, 2006. 182 p.

23. Smotrickaja I.I. Jekonomika gosudarstvennyh zakupok. M.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2009. 232 p.

24. Tarshis E.Ja. Kontent-analiz: principy metodologii. (Postroenie teoreticheskoj bazy. Ontologija, analitika i fenomenologija teksta. Programma issledovanija). M.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2014. 182 p.

25. Ujer G., Moss Sh., Kampos Je., Nun G. Korrupcija v sfere gosudarstvennyh zakupok. Izvechnaja problema // Mnogolikaja korrupcija: Vyjavlenie ujazvimyh mest na urovne sektorov jekonomiki i gosudarstvennogo upravlenija / pod red. Je. Kamposa i S. Pradhana; per. s angl. M.: Al'pina Pablisherz, 2010. F! 377-426.

26. Shalak VI. Sovremennyj kontent-analiz. Prilozhenija v oblasti: politologii, psihologii, sociologii, kul'turologii, jekonomiki, reklamy. M.: Omega-L, 2004. 272 p.

27 Tucker P. $180 Million for an F-35 - What We Could Buy Instead // The Fiscal Times. 2014. 14.11.2014.

28. Ali I. Pentagon spends $43 million to build Afghanistan gas station: watchdog // Reuters, 03.11.2015. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-afghanistan/pentagon-spends-43-million-to-build-afghanistan-gas-station-watchdog-idUSKCN0SR29O20151102.

29. Zubarev D. Genprokuratura nazvala chetyre vida narushenij pri goszakupkah // Vzgljad, 08.05.2018. URL: https://vz.ru/news/2018/5/8/921640.html.

30. Sova E. «Delo 3000» - krupnejshij korrupcionnyj skandal v istorii Izrailja // BBC. Russkaja sluzhba, 12.072017 URL: https://www.bbc.com/russian/features-40587044.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.