«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)
УДК 9С ББК 74.03 Л641
Ж. Б. Литвинова Иркутск, Россия
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИРКУТСКЕ (КОН. XVIII - НАЧ. XX ВЕКА)
В статье рассматривается становление и развитие системы частного образования в дореволюционный период в Иркутске. Автор представляет исторический обзор и анализ частных образовательных учреждений, который показывает, что в Иркутске в XIX -начале XX века действовали частные образовательные учреждения, с хорошей репутацией, преподавание в них велось на высоком уровне, преподавали опытные и высококвалифицированные педагоги, а также в школах были созданы все условия для развития творческих способностей учащихся.
Ключевые слова: исторический опыт, меценатство, частная школа, учебные предметы
Zh. B. Litvinova Irkutsk, Russia
FROM THE HISTORY OF IRKUTSK PRE-REVOLUTIONARY
PRIVATE EDUCATION
(IN THE END OF THE XVIII - BEGINNING OF THE XX CENTURY)
The article considers formation and development of a private educational system in the pre-revolutionary period in Irkutsk. The author gives a historical review and analysis of private educational institutions in Irkutsk at the end of the XVIII -beginning of the XX century. They were reputed to be schools with a high level of
© Ж.Б. Литвинова, 2014
teaching and provided all necessary conditions for the development of students' creative abilities.
Key words: historical experience, charities, private school, school subjects
Рассмотрим становление и развитие системы частного образования в Иркутске в конце XVIII - начале XX века. К 90-м гг. XVIII века в Иркутске действовала навигацкая школа, народное училище, духовная семинария и несколько низших училищ, публичная библиотека и музей. Такого количества учебных заведений не было ни в одном сибирском городе того времени, и каждый год в Иркутске открывались всё новые и новые учебные заведения. К 1884 г. количество учащихся в городе увеличивается до 1 184 человека, это значит, что каждый сороковой житель города Иркутска учился. В 1886 г. Иркутск превзошёл многие города России по количеству учащихся начальных училищ на душу населения: по историческим данным, в Петербурге один учащийся приходился на 80 человек, в Москве - на 75, в Казани - на 38, в Иркутске - на 24. В 1889 г. в Иркутске, благодаря поддержке и меценатству местного купечества, тратилось на начальное образование больше, чем в других городах: Петербурге, Риге и Москве. Сибирское общество объявило дело образования «самым светлым явлением» жизни, «где выразилось ясно самосознание общества, его самодеятельность и известный рост гражданского развития». В популярном «Очерке Сибири для народного чтения» изданном в 1897 г. отмечалось, что грамотность в Иркутске высока, на 100 человек приходится 60 обученных читать и писать [Гольдфарб, 2012].
Частная педагогическая практика в Иркутске была редка, потому что, благодаря щедрым благотворителям и городскому бюджету, начальных школ в городе было много. Частных преподавателей приглашали для подготовки детей к поступлению в школу и для преподавания музыки, рисования и иностранных языков. История частного образования Иркутской губернии (конец XIX - начало XX века) начинается с открытия Елизаветой Ивановной
Осиповой-Шаршавиной в августе 1886 г. учебного заведения для девочек. Е. И. Осипова-Шаршавина, талантливая пианистка, получила музыкальное образование по направлению «фортепианная игра» в Девичьем институте у Варвары Петровны Быковой и всю жизнь занималась музыкально-педагогической деятельностью. Школа располагалась в собственном доме Шаршавиной по Вдовьей улице и до 1894 г. являлась единственной частной школой Иркутска. В школе было два подготовительных класса. Девочки изучали русский язык, арифметику, географию, а также немецкий и французский языки, занимались музыкой и танцами. Обучение не было бесплатным, плата составляла 50 рублей в год. Несмотря на то, что школа имела «сертификат» Министерства просвещения, приравнивающий учащихся в правах с выпускниками государственных школ, администрация Иркутской губернии строго контролировала образовательную деятельность школ [Терновая, 2009].
В 1894 г. О. Г. Беляева открывает частную женскую прогимназию, для этих целей ею арендуется двухэтажный дом Дубникова (пер. Гусарова, д. 2) на углу Большой Трапезниковской (Желябова) и Толкучей (Гусарова). Коллектив педагогов прогимназии насчитывает 15 человек. В 1909 г. директором гимназии становится Варвара Степановна Некрасова, ранее работавшая учительницей в гимназии Беляевой. В 1917 г. гимназия становится крупным учебным заведением, коллектив педагогов увеличивается до 36 человек, по количеству учащихся средних учебных заведений гимназия занимает пятое место в Иркутске, в ней обучается 496 девочек. Гимназия Некрасовой в городе имела хорошую репутацию. Программа обучения не отличалась от программ других женских гимназий. Девочки изучали Закон Божий, чистописание, чтение, арифметику, математику, физику, химию, историю, географию, минералогию, космографию, французский и немецкий языки, психологию, пели, рисовали и рукодельничали, а также занимались гимнастикой. В школе царил особый дух сплочённости и доброжелательности, в теплой обстановке проводились интересные вечера, устраивались художественные выставки и рождественские
ёлки, общие игры и мероприятия способствовали сплочению педагогов и учащихся. Школа осуществляла свою образовательную деятельность до 1918 г. [Терновая, 2009; Шинкарёва, 2002].
22 августа 1902 г. Анна Михайловна Григорьева (Корбут, Астанина) открывает частную женскую гимназию. Первоначально гимназия находилась в доме А. К. Преловской на Большой улице, 73 (ул. К. Маркса). В 1905 г. гимназия переехала на верхний этаж здания на ул. Пестеревской, принадлежавшего врачу М. Т. Поротову (ул. Урицкого, д. 9). На первом этаже располагались лавки и магазины, второй этаж занимали музыкальные учебные классы А. Ю. Пилсудского, где преподавали музыку и пение, декламацию детям и взрослым. Анна Михайловна Григорьева была талантливой и творческой личностью и имела большой педагогический опыт. В 1885 г. она была инициатором открытия в Иркутске ремесленно-слободской воскресной школы и стала первой её заведующей, она также преподавала географию и историю в Минусинской женской гимназии (1888 г.), работала учительницей в отделении для мальчиков Иркутского начального училища имени А. М. Кладищевой (1897-1901 гг.). В гимназии часто устраивались концерты и литературные чтения, организовывались интересные воспитательные мероприятия. Ученицы гимназии выпускали рукописный журнал «Под 52 градусом северной широты», в нём девочки размещали произведения собственного сочинения. Обучение в женской гимназии было платным, плата за обучение в подготовительном классе составляла 60 руб. в год, в остальных классах - по 80 руб. Программа обучения была схожа с программой гимназии Некрасовой, в неё входило изучение иностранных языков (русского, немецкого, французского, английского), Закона Божьего, истории, физики, естествознания и анатомии. Иностранные языки в гимназии преподавали на высоком уровне. 27 ноября 1913 г. на одном из уроков английского языка присутствовал «м-ч ^гт^, посланник Соединённых Штатов Северной Америки» [Гольдфарб, 2012]. Первоначально количество учащихся было небольшим, но к 1917 г. достигло 420 человек. Ученицей гимназии была дочь Федора Геннадьевича
Ширяева, правителя дел Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, Лидия. А также Нина Шастина, дочь врача, впоследствии поэтесса, член литературно-художественного общества «Барка поэтов», окончила в 1915 г. гимназию с золотой медалью. При гимназии был создан педагогический музей, содержащий пособия для учащихся и педагогов, среди ценных экспонатов находилась и минералогическая коллекция Михаила Загоскина, лично собранная им в Иркутском и Верхоленском уездах. В гимназии было организовано общество помощи ученицам из бедных семей. Педагогический коллектив был достаточно стабильным и довольно большим, уровень квалификации педагогов был высок. В 1908 г. в должности учителя истории старших классов работала Мария Константиновна Турицина (Одинцова), в 1907 г. окончившая историко-филологический факультет Санкт-Петербургских высших женских курсов, впоследствии доцент кафедры истории Иркутского университета. Также в гимназии преподавал Михаил Васильевич Одинцов (1879-1965 гг.), историк педагогики, философ, получил образование в Иркутской духовной семинарии и Московской духовной академии. В 1904 г. он защитил диссертацию на тему «Сёрен Кьеркегор как философ и религиозный мыслитель» и получил ученую степень кандидата богословия, позднее стал профессором, деканом педагогического факультета, заведующим кафедрой педагогики Иркутского госуниверситета. В 1918 г. живописец и график Валентин Павлович Фёдоров (1895 -1920 гг.) преподавал в школе рисование [Терновая, 2009; Шинкарёва, 2002].
В 1904 г. Христина Васильевна Гордеева открывает частную школу. Она располагается на углу улиц Почтамтской (ул. Степана Разина) и Дегтевской (ул. Российская), № 12/14. Школа относилась к 3-му разряду, обязательными предметами для изучения были Закон Божий и русский язык, дополнительными предметами были курсы по обучению языкам, рукоделию и разным видам искусства. Учебный план частной школы обязательно утверждался попечителем учебного округа. Директор школы Х. В. Гордеева сама
преподавала в ней, в 1916 г. её помощницей стала Александра Васильевна Мякинина.
8 октября 1907 г. Елизавета Александровна Горцейт основывает частную мужскую гимназию. Собственного здания у гимназии не было, поэтому для неё арендовались помещения в центральной части города. Устав гимназии, программы, условия поступления и права выпускников ничем не отличаются от государственных гимназий, выпускники после окончания гимназии могут поступать в университеты. Плата за обучение составляла: в младшем приготовительном классе - 60 руб., в старшем приготовительном классе - 80 руб., в 1-м классе - 110 руб., во 2-м классе - 120 руб., в 3-м классе - 130 руб., в 4-8 классах - по 140 руб. в год. В 1917 г. число учащихся составляло 209 человек. Гимназисты изучали латинский, французский и немецкий языки, логику, психологию и законоведение. В гимназии были созданы все необходимые условия для развития творческих способностей воспитанников, ученики выпускали журнал «Юные силы», в учебном заведении проходили различные выставки. На фотографической выставке 26 марта 1912 г. организованной Иркутским фотографическим обществом было представлено 700 снимков. В ней принимали участие иркутские фотографы - Л. Поляков, Р.А. Иванов, Л. Ермолинский, Раецкий, фотографы из Томска (Селиванов) и Киева (Петров). В гимназии состоялась 20 марта 1915 г. выставка картин иркутских художников Булатова, Ладейщикова, Овчинникова, Померанцева и Чистякова. Управление гимназией было возложено на Георгия Владимировича Яхонтова, он занимал эту должность с 1909-1911 гг. (в 1918 г. он был директором школы второй ступени в Черемхово, в 1922 г. возглавлял педагогическое отделение Черемховского техникума). В 1914-1915 гг. директором был иркутский архитектор Казимир Войцехович Миталь. Учительский состав гимназии был довольно большим, все педагоги имели высокий уровень профессиональной подготовки. Так преподаватель физики Д.Я. Райхбаум выпускник Киевского университета с 1920 г. был заведующим рабфаком Иркутского университета [Шинкарёва, 2002].
В 1909 г. открывается популярная женская гимназия Союза русского народа (в 1916 г. в ней обучалась 751 ученица). В это же время в Иркутске открывается и мужская гимназия Русского собрания. В 1908 г. для детей из семей железнодорожников жена начальника железнодорожного депо М.В. Гайдук открывает смешанную (для мальчиков и девочек) прогимназию. Гимназия располагалась в одноэтажном деревянном здании на углу улиц 2-й Железнодорожной и Касьянова. Позже в 1915-1917 гг. прогимназия Гайдук переехала на правый берег в дом на берегу Ангары. Продолжительность обучения в прогимназии составляло шесть лет и включало: два подготовительных класса (младший и старший) и четыре основных. Учебная программа прогимназии полностью соответствовала программам младших классов промышленных и реальных училищ. В гимназии изучали русский язык и словесность, математику и черчение, историю и природоведение, географию, немецкий и французский язык, занимались рисованием, рукоделием, музыкой и гимнастикой. После окончания обучения сдавшие выпускные экзамены получали свидетельство, дававшее право поступления без экзаменов в 5-й класс средних учебных заведений. Качество знаний выпускников контролировало Министерство народного просвещения [Гольдфарб, 2012; Шинкарёва, 2002].
В декабре 1906 г. открывается частное женское училище 2-го разряда С. Е. Детышевой. В августе 1907 г. открылась частная женская школа Детышевой и Протасовой, с уставом и правами государственных женских гимназий. Позже открылось Иркутское женское учебное заведение 1 -го разряда М.И. Смирновой, по Преображенской (Тимирязева) улице. Можно выделить начальную школу Аделаиды Эдуардовны Третьяковой открытую в августе 1912 г., в школе преподавала Аделаида Эдуардовна и еще одна учительница, при начальной школе также действовало дошкольное отделение. С 1907 г. Аделаида Эдуардовна была членом общества «Просвещение», а с 1910 г. стала заместителем председателя. Аделаида Эдуардовна была сторонницей идеи семейной школы и семейного воспитания. В своих учениках она стремилась развивать дух товарищества и взаимопомощи, внушала им, что работая в
школьной столярной мастерской они работают для себя, они хозяева мастерской и должны стремиться к ее процветании. Для учеников проводились чтения по истории культуры и организовывались экскурсии. В январе 1917 г. при школе открылись краткосрочные курсы по основам семейного воспитания, их посетили более 90 человек [Гольдфарб, 2012].
В начале XX века в Иркутске обучалось около тысячи человек (в городе проживало боле 90 тыс. человек) в 80 учебных заведениях, в том числе более четверти из которых были частными учебными заведениями, гимназиями и прогимназиями. В Иркутске в XIX начале XX века действовали частные школы открытые благотворителями, они были небольшими и не имели собственного здания, в них преподавали опытные и высококвалифицированные педагоги, поэтому качество преподавания в них было высоком уровне, в школах были созданы все условия для развития творческих способностей учащихся. После революции к 1918 г. частные школы Иркутска прекратили свою образовательную деятельность и появились только в 90-х гг. ХХ века, после формирования в стране нового капиталистического общества.
Библиографический список
1. Гольдфарб С. И. Как учились иркутяне: история образования в Иркутске / С. И. Гольдфарб // Энциклопедия-хрестоматия Иркутской области и Байкала: сайт. 2012. URL:
http://irkipedia.ru/content/kak uchilis irkutyane istoriya obrazovaniya v irk utske (дата обращения: 15.11.2013).
2. Терновая И. И. Образовательные заведения города Иркутска во второй половине XIX — начале XX веков / И. И. Терновая, И. В. Терновой. Иркутск: Оттиск, 2009. 174 с.
3. Шинкарёва А. П. Дорога в будущее. Путеводитель по школам Иркутска прошлого и настоящего, от века XVIII к веку XXI / А. П. Шинкарёва. Иркутск: МиГ, 2002. 160 с.