ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОРЯДКА ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВЫХ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ И ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Мухина М.А.
Мухина Мария Алексеевна - студент, кафедра государственно-правовых дисциплин, юридический факультет, Приволжский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Нижний Новгород
Аннотация: в данной статье анализируется происхождение налогов, налоговых задолженностей и финансовых санкций в России. Также изучается исторический порядок взыскания задолженностей в нашем государстве и за его пределами. Ключевые слова: налоги, санкции, финансовые санкции, задолженности, НДС, акцизы.
Эта достаточно объемная тема для изучения, которая при глубоком рассмотрении дает точные понятия и обозначения многим юридическим и налоговым терминам, так же предполагает почву зарождения и становления современной налоговой системы в России и образования финансовых отношений.
Итак, перейдем к рассмотрению нашей темы и попробуем разобраться, как и почему образовывались налоговые задолженности и финансовые санкции в России, что они подразумевают под собой, а так же изучим и их исторический порядок взыскания в нашем государстве и за его пределами.
Как известно, налоговая задолженность имеет четкое обозначение, если исходить из логических соображений, то следует, для начала, разобрать данное сочетание по отдельности. Из этого вытекает, что задолженность - это сумма долгов, причитающихся физическому или юридическому лицу от другого физического или юридического лица (лиц), возникает вследствие их взаимных хозяйственных отношений, и подлежит погашению в определенный срок, если к этому сроку она не погашена, то она становится просроченной; налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований1. Исходя из вышесказанного, получаем, что налоговая задолженность - это безвозмездная сумма
долгов (долга), срок оплаты которых, в соответствии с налоговым
2
законодательством , истек.
Основываясь на налоговом кодексе Российской Федерации, уместно заключить вывод, что физические лица, чаще всего допускают задолженности по имущественным налогам, к которым можно отнести транспортный, земельный и налог на недвижимость, а юридические лица могут иметь задолженность на налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на имущество. Чаще всего так происходит из банальных человеческих факторов, где, либо физическое лицо, в силу
1 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018)// (ст.8).
2 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/33318/ 29/05/2015/ (дата обращения: 10.08.2018).
нехватки времени просто забывает об уплате, а юридическое лицо, не имеющее навыков бухгалтера, не догадывается о существовании данных обязательств.
При таком положении вещей получаем следующую ситуацию: любое лицо, имеющее налоговую задолженность, будет ограничено в своих правах. А именно это грозит, например, запретом выезда за территорию Российской Федерации, арестом банковских счетов и процедурой взыскания налоговыми органами.
Идем далее, мы рассмотрели понятие налоговой задолженности, теперь следует дать определение финансовой санкции.
Обратимся к финансово-кредитному энциклопедическому словарю (общ. ред. Грязнова А.Г. 2002 г.), данное определение гласит, что финансовая санкция - это меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к предприятиям в результате нарушения ими действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности1. Ко всему прочему, за неисполнения требований финансовых санкций предусмотрены последствия в виде: -увеличения суммы долга; -удержания средства из заработной платы; -конфискации имущества; -применения административного ареста; -лишения прав на управление ТС; -запрет выезда из страны.
Далее мы могли бы рассмотреть виды финансовых санкции, но я не вижу смысла углубляться в них, так как уже на этом этапе понятно четкое различие между двумя вышеприведенными юридическими терминами: налоговая задолженность и финансовая санкция. А именно: первое - это обязательная и безвозмездная сумма долга, а второй подразумевает под собой финансовые воздействия, распространяемые на юридические и физические лица и подразделяемые на неустойки, штрафы и пени.
Сейчас мы изучим исторический обзор взыскания задолженностей и санкций. Данных понятий, как таковых, в Руси не существовало.
Славянский народ был достаточно прост. Их интересы заключались в земледелии, торговли, рыбачестве. Но, так как территорию древней Руси окружали воинственные соседи, официальные народные представители обратились к мирным иностранным государствам за помощью, которая заключалась в разъяснении системы на содержание обороны, целостности территорий и сохранении торговых путей.
С такого шага и началось развитие налоговой системы в Руси. Первым налогом было так называемое «полюдье», которое взималось с каждого дома или с каждой семьи, этот налог взимался «дымом», то есть шкурой с одного дома. В некоторых случаях — например, с племени вятичей, — бралось по монете от рала (плуга). Сбор дани занимались налоговые инспекторы — отряды из нескольких сотен воинов. Приближённые князя - варяги-русь — выплачивали ему десятую часть от своих годовых доходов.
После восстания в 946 году княгиня Ольга провела налоговую реформу и установила размеры дани и создала «погосты», сама же дань стала называться «повоз»2.
После некоторого времени на Русь нагрянули монголы и обложили ее данью, в этом случае, если дань не уплачивалась, то ее взимали насильно и карали местное население по средствам телесных наказаний. Ответственность за уклонение от уплаты налогов (ранее - податей) существовала всегда, а значит, как следствие, это исходило из налоговой задолженности. То есть неуплата налоговой задолженности провоцировала собой непосредственно уклонение от уплаты налогов.
Если мы возьмем в основу кодифицированные акты, действовавшие в России до революции 1917 г., и рассмотрим их как два исторических периода для анализа
1 Финансово-кредитный энциклопедический словарь (общ. ред. Грязнова А.Г. 2002 г.)
2 Карамзин Н.М. // История государства Российского. М.: Книга, 1988. Книга 1. Том. 11 (с.30).
42
ответственности за уклонение от уплаты налогов то получаем, что до 1833 г. (некодифицированный период) и с 1833 по 1917 г. («уложенческий» период).
До 1833 г. в российском праве не было кодифицированных нормативных актов по уголовному законодательству. Уголовно наказуемые деяния регулировались различного рода наказами, судными грамотами, указами, воинскими уставами и другими нормативными актами.
В XV - XVII в.в. за неуплату налогов и пошлин ответчики подвергались телесным наказаниям. Соборное уложение 1649 г. содержит упоминания о так называемом правеже, которому подвергались неплатежеспособные должники и налогоплательщики. Правеж (битье батогами - тонким гибким прутом) осуществлялся публично у приказа, на торгу. Ответчика били розгами по обнаженным икрам. Длительность правежа зависела от суммы долга или неуплаченной пошлины и налога. Обычно за 100 руб. на правеже стояли месяц.
Попытки кодификации уголовного законодательства были начаты Петром I и продолжены Екатериной II, Павлом и Александром I.
Однако можно найти нормативные акты тех лет, предусматривающие ответственность за налоговые преступления. К примеру, в Указе Императрицы Елизаветы от 29 июля 1752 г. была установлена уголовная ответственность за соответствующие деяния в такой форме: «Ежели кто при письме крепостей продажному имению в цене, чтоб менее пошлин в Казну платить, утаит, и о том донесено или усмотрено и по следствию обличено будет, за то как с продавца и с покупщика той утаенной цены, пошлины взыскивается вдвое без всякого послабления».
После реформ Петра I наблюдалось бурное развитие торговли с различными державами, что предоставляло возможность значительного обогащения купцов. На свободные деньги купцы приобретали имения у разорившихся дворян, что значительно оживило рынок недвижимости в России. При купле-продаже имений купцы нередко шли на разного рода ухищрения, связанные с умышленным занижением договорной цены, для уклонения от уплаты установленных в то время пошлин, размер которых непосредственно зависел от стоимости имения. По этим фактам в обязательном порядке проводилось следствие, в ходе которого устанавливалась вина лиц, причем субъективная сторона преступления выражалась в форме прямого умысла. Однако ответственность была хотя и уголовной, но по своей сути носила финансовый характер - в виде взыскания утаенной пошлины в двойном размере (т.е. штрафа). В основании таких примеров мы видим шаги становления такого понятия в современной России, как финансовые санкции .
Второй период был ознаменован началом кодификации законодательства, начатой М. Сперанским, который был поставлен в 1826 г. главой Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
В 1833 г. издались «Полное собрание законов» и «Свод законов Российской империи».
Раздел VII Уложения «О преступлениях и проступках против имущества и доходов казны» соответствовал существующей в то время в России налоговой системе. Основной доход казне приносили косвенные налоги, что и делало необходимым создание досконально проработанного механизма уголовной ответственности за уклонение от их уплаты. Ответственность за уклонение от уплаты налогов регламентировалась гл. 4 «О нарушении уставов горных», гл. 5 «О нарушении уставов о соли», гл. 6 «О нарушении постановлений о питейном сборе», гл. 7 «О нарушении постановлений об акцизе с табаку», гл. 8 «О нарушении постановлений об акцизе с сахарного песку». Уголовные нормы этих глав были достаточно подробны.
Обратимся к ним более подробно на примере ст. 598 гл. 4 Уложения регламентируется: «Если владелец горнаго завода, в данныя ему от правительства шнуровыя книги для записки добываемых или выплавливаемых им металлов, запишет
43
меньше, нежели их действительно добыто, или выплавлено, с намерением утаить остальное, или допустить также с умыслом, в ведении книг какой-либо иной подлог, то он за сие приговаривается...». Ответственность наступала только в том случае, если был нанесен ущерб казне государства в виде неуплаченных податей. И предусмотрена она была как в отношении владельца завода, если деяние было совершено им самим либо с его ведома, так и в отношении «других служителей завода», которые совершали преступления без ведома владельца завода. Существовал еще один вид ответственности по этой статье Уложения: «... а завод, на котором обнаружено сие злоупотребление, подвергается...». Таким образом, можно говорить о существовавшем в то время институте уголовной ответственности юридических лиц, причем в качестве наказания предусматривался «платеж в пользу казны двойной со всех обработанных на заводе металлов и других минералов подати» в течение периода, в котором было совершено преступление.
Также предусматривались наказания за незаконную добычу, провоз, сокрытие металлов и даже за недонесение об этих фактах. Ответственность за подобного рода преступления предусматривалась и в других главах раздела VII Уложения. В качестве наказаний предусматривалось либо взыскание с виновного подати или акциза, в несколько раз превышающих утаенную сумму этого акциза или подати (ст. ст. 623 -625, 670, 674), либо заключение в смирительный дом на непродолжительные сроки (ст. 623), либо денежное взыскание в различных суммах (ст. 668)1.
Становление налоговой системы дореволюционной России происходило на протяжении последних лет XIX столетия, когда быстрый рост государственных потребностей и переход страны от прежнего натурального крепостного хозяйства к денежному сделали неизбежным широкое развитие налогов и податей как средств пополнения государственной казны. В течение 1881 - 1885 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. После реформы основные суммы государственных доходов поступали в виде акцизов на продукты потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Косвенные налоги составляли почти половину всего государственного бюджета. Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. Прямые налоги (государственный поземельный налог, промысловый налог, сбор с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи, налог на переход недвижимости, налог на наследство и др.) были собраны в 1886 г. в сумме более 148 млн. руб., что составляло лишь 7% всего бюджета2.
Основная масса налогов выплачивалась населением в виде косвенных налогов, и лишь небольшая доля бюджетных поступлений приходилась на налоги с недвижимости и с торгово-промышленных капиталов. Современники характеризовали действовавшую в то время в России налоговую систему как одну из самых несовершенных в Европе. Таким образом мы плавно переходим к поверхностной характеристике налоговых систем других стран.
Не смотря на то, что вопрос об образовании налоговой задолженности остро стоит в странах Европы, налогоплательщики все равно ищут легальные и нелегальные пути по сокращению налоговых расходов, сборов, недоимок, пеней и штрафов.
Если мы обратимся к налоговой системе Германии, то в настоящий момент можем убедиться в том, что она является одной из сложнейших налоговых систем в мире. Например, годовая отчетность по налогам физических лиц до сих пор выполняется на бумажных бланках, хотя имеется возможность сдачи налоговой декларации в электронном виде.
1 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных // 1845г. Раздел 7.
2 Гиниятуллин Ф.К. // Налоговая система: исторический аспект (отечественный опыт). (с.80).
44
Большинство налогоплательщиков в зарубежных странах предпочитают искать выходы не платить налоги, так как имеют достаточно гибкое законодательство, статьи которого можно интерпретировать в пользу ответчика. Так же существует и практика того, что большинство налоговых разбирательств, не зависимо от того какой статьей закона регламентируется данное деяние, при судебном решении может быть вынесено «на усмотрении судьи». Это означает, что судья не принимает в полной мере объективное решение, а основывается на личных и симпатиях или антипатиях к прямому ответчику.
Подводя итоги вышеизложенного, проводим черту о том, что реформирование налоговой системы и финансовых отношений в России и во всем мире требует глобальных исследований и обращения детального внимания на политические факторы, особенности менталитета всех национальностей, территориального фактора государства и стабильности экономики.
Список литературы
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018)// (ст. 8).
2. Финансово-кредитный энциклопедический словарь (общ. ред. Грязнова А.Г. 2002 г.).
3. Карамзин Н.М. // История государства Российского. М.: Книга, 1988. Книга 1. Том. 11 (с. 30).
4. Гиниятуллин Ф.К. // Налоговая система: исторический аспект (отечественный опыт). (с. 80).
5. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных // 1845г., Раздел 7.
6. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/33318/ 29/05/2015/ (дата обращения: 10.08.2018).