ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ FROM THE HISTORY OF EDUCATION
УДК/UDC 378:004 А. В. Тарасова
A. Tarasova
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
HISTORICAL OVERVIEW OF DISTANCE LEARNING IN RUSSIA AND ABROAD
Введение. В статье представлен авторский взгляд на становление дистанционного образования в России и за рубежом начиная с XVIII в. Целью статьи является характеристика этапов развития дистанционного обучения - раскрываются его преимущества и недостатки.
Методология. Исследование проводилось посредством теоретического анализа литературы отечественных и зарубежных ученых. Автор опирался на системный подход, который позволил рассмотреть этапы становления и развития дистанционного обучения как целостный объект и подробно проанализировать каждый этап.
Результаты. Формирование фундамента дистанционного обучения проходило в несколько этапов развития. Первый этап можно обозначить как «рукописный». Считается, что свое начало дистанционное обучение, или обучение на расстоянии, берет в Бостоне с 1728 г. На втором этапе развивалась компьютеризация дистанционного образования. Третий этап характеризуется появлением интернет-обучения. Россия немного отставала от Европы в этой области, дистанционное обучение здесь берет начало после рево-
люции 1917 г. Первый этап становления дистанционного обучения в России - корреспондентское обучение; второй этап - заочное; на третьем - аудиоосна-щениеуроков.
В данной работе представлена специфика дистанционного обучения, его основные задачи, рассмотрены положительные и отрицательные стороны.
Заключение. В настоящее время эпидемиологическая ситуация в стране, вынудившая образовательные учреждения перейти на удаленное обучение, указала на трудности такого вида обучения, в нашей стране с которыми справились не все учреждения. Решить данную проблему может постоянное развитие информационных технологий.
Introduction. This article presents a study of the formation of distance learning in Russia and abroad since the 18th century. The purpose of this article is to consider the stages of development of the distance learning, its advantages and disadvantages are also discussed.
Methodology. This research was based on theoretical analysis of native and foreign literature sources; the author relied on a systematic approach that made it possible to
consider the stages of the formation and development of distance learning as a holistic object and conduct a detailed analysis of each stage.
Results. The foundation of distance learning was formed in several stages. The first stage of development is the primary one. It can be named as handwritten. It is considered that the beginning of the distance learning starts in the Boston in 1728 [1]. The second stage is the computerization of a distance education. Russia was behind Europe, because of the fact that the development of distance learning began only in 1917 after the revolution [8, 9, 11]. As for Russia: the first stage of development is the correspondence training. The second stage is the distance education. The third stage is the audio equipped lessons [2, 4, 8]. This article describes every stage in details. There are the specifics of distance learning, its main tasks, the positive and negative aspects in this article.
Conclusions. Nowadays, the epidemiological situation in the country, which was forced to switch to distance learning, showed that there are a lot of difficulties in this type of learning and not all institutions are ready for it. These difficulties can be resolved in the near future because of the constant development of information technologies.
Ключевые слова: дистанционное обучение, удаленное обучение, история развития дистанционного обучения, этапы развития дистанционного обучения.
Keywords: distance learning, remote learning, history of the distance learning development, development of distance learning stages.
Введение
Обучение с помощью дистанционных технологий считается актуальным в настоящее время и приобретает все большую популярность, особенно сейчас, в связи со сложившейся ситуацией в мире, когда многие образовательные учреждения вынуждены перейти на удаленное преподавание. Современные цифровые инструменты позволяют качественно построить процесс обучения для любого желающего. Благодаря современным методам обучения, цифровым инструментам и техническим возможностям, данный вид образования есть почти во всех странах. Такой вид позволяет удаленно получать образование вне зависимости от местоположения участников обучения -педагога и обучающегося. С давних времен образование включало в себя личный очный контакт учителя и ученика. Преподаватель приходил на дом, либо ученик посещал учебное заведение. Из-за высокой стоимости такого обучения не каждый мог себе позволить получение образования. Это считалось привилегией.
В настоящее время одна из главных целей, которую ставит перед собой дистанционное обучение, решает эту проблему, а именно: социальное равенство и общедоступность, то есть возможность получения образования гражданами с ограниченными возможностями здоровья, из отдаленных мест проживания и т. д.
Разрабатываются целые курсы для обучения на учебных платформах, которые содержат программы, учебные материалы, вопросы и тесты для проверки полученных знаний, задания, видеолекции, обучающие аудиоподкасты и т. д. На занятиях реализуется взаимодействие «педагог - ученик», учитель проводит занятия через инструменты видео-конференц-связи (Skype, Zoom), дает домашнее задание для самостоятельного прохождения и проводит оценку полученных знаний и усвоенного материала.
В данной статье рассматриваются основные этапы становления дистанционного образования в России и за рубежом, цели, которые ставит перед собой дистанционное обучение, описываются преимущества и трудности этого вида обучения в наше время и предлагается прогноз перспектив по данному виду обучения в нашей стране.
Методология
По истории образования существует множество работ, но дистанционное обучение в таком аспекте представлено слабо. Тем не менее переход от традиционного обучения к дистанционному привлекает все больше внимания представителей педагогических наук. В данной работе нами проведено исследование путем теоретического анализа источников отечественной и зарубежной литературы. Автор с опорой на системный подход рассматривает этапы становления и развития дистанционного обучения как целостный объект и проводит подробный анализ каждого этапа. Были изучены труды, представляющие историко-педагогическую ценность: «Этапы развития дистанционного обучения» К. Ж. Ибраевой, «История развития дистанционного обучения в России» Е. С. Маслаковой, «Дистанционное образование: становление и развитие» В. А. Позднякова. Проведенный анализ помог выявить основные этапы развития дистанционного образования в России, положительные / отрицательные моменты такого вида обучения [3; 4; 5].
Результаты
Согласно проведенному исследованию, свое начало дистанционное обучение берет в Бостоне с 1728 г. Самая первая модель дистанционного обу-
чения подразумевала обучение с помощью отправки писем, и которая легла в основу дальнейшего развития дистанционного обучения, или обучения на расстоянии [1].
1. Первый этап развития (начальный) можно обозначить как рукописный. Считается, что основателем данного вида обучения был Калеб Филипс. Он подал объявление в местную газету, что собирает студентов и всех желающих на свои курсы для обучения стенографии и бухгалтерии. Обучение проходило по почте. Он рассылал письма раз в неделю и говорил: «„Все граждане могут быть обучены так же замечательно, как если бы они проживали в Бостоне...» [10].
Следующим, кто решил поддержать идею, поданную Калебом Филипсом, был Исаак Питман в Великобритании в 1840 г. Он был преподавателем стенографии в университете в Великобритании. Основным его убеждением была уверенность в том, что любой человек имеет право получить образование независимо от национальности, религиозных взглядов и материального положения. Он предложил модель, в которой процесс обучения происходил при помощи отправки писем. Обсуждались темы с педагогами, затем ученикам давались задания, и после их выполнения они сдавали экзамены через отправку писем по почте [5].
Данная модель построения обучения считается самым первым видом дистанционного обучения. Этот способ стал очень популярным, и его начали применять на практике другие университеты. Происходило открытие специальных колледжей. Вследствие чего появилась определенная модель обучения по почте и специальный курс, выстроенный по этой модели [5].
После огласки и роста популярности обучения при помощи почтовой рассылки Анна Эллиот Тикнор заинтересовалась существующей методикой и на ее основе создала программу обучения для женщин, назвав ее «Общество Тикнор» (Ticknor's Society). Данное общество не только предлагало дистанционное образование, данная программа стала первой, позволившей женщинам получить высшее образование [4].
В 1850 г. в Германии педагог и издатель Густав Лангеншайд предложил изучение иностранного языка с помощью заочной формы обучения. Его идею не поддержали. Он решил основать свою собственную издательскую фирму и выпускать материалы для изучения иностранных языков для всех желающих. Эти материалы имели название «Учебные письма для изучения французского языка» (нем. Unterrichtsbriefe zur Erlernung der französischen Sprache). После выхода в свет и роста популярности таких «писем» стали
публиковаться материалы по изучению и английского языка [4].
О таком виде обучения узнали университеты других стран, и уже в 1892 г. Вильям Рейни Харпер в Чикагском университете открыл первый факультет, программа которого была выстроена в формате дистанционного обучения [8; 9].
В это же время многие издательства стали выпускать газеты со статьями, включающими в себя информацию о правилах безопасности поведения на предприятиях для работников добывающей отрасли. Данные статьи имели большую популярность.
В это время дистанционное обучение, а именно обучение при помощи почтовых отправлений, стало очень популярным. Часто стоимость самих курсов и обучения по почте оплачивалась только стоимостью доставки. Поэтому данное обучение могли позволить себе люди с небольшим доходом и невысоким статусом. Но, к сожалению, ученики не находили в себе мотивации к обучению и не заканчивали курсы, что, конечно, не приводило к росту образованности. Возможно, это было связано с тем, что ответ от преподавателя приходилось долго ждать, и интерес к обучению угасал [4].
Обучение через отправку писем по почте не претерпело особого изменения вплоть до начала XX в.
2. На втором этапе развивается компьютеризация дистанционного образования.
Прогресс принес свои коррективы. Начало двадцатого столетия славилось своими открытиями. Мир узнал радио, телефон и телеграф, а затем и телевизор [8].
С появлением телевидения в свет стали выходить обучающие передачи. Разумеется, данные инструменты не включали обратную связь с учеником. Поэтому важными компетенциями здесь для эффективного получения знаний были организованность и самодисциплина. Учебные материалы постепенно наполнялись контентом, включающим в себя аудио-и видеоматериалы на электронных носителях [8; 9].
Немаловажным в развитии дистанционного образования считается учреждение в Великобритании в 1969 г. Открытого университета (англ. Open University). Его главной идеей была доступность и открытость получения образования для всех путем отсутствия необходимости регулярного присутствия на занятиях и доступной стоимости обучения, чтобы у любого желающего была возможность получить образование. В данный университет могли поступить все желающие, несмотря на уже имеющееся образование или даже не окончившие среднюю школу [8; 9; 11].
Обучение проходило в несколько этапов. Сначала требовалось очное присутствие на лекциях. Остальное обучение - через почтовое сообщение, радио и аудиокассеты. По завершении выпускникам выдавался документ о высшем образовании.
В конце 80-х гг. с появлением персональных компьютеров образовательные учреждения начали постепенно включать их в образовательную деятельность, что, собственно, привело к получению знаний на расстоянии. Стали разрабатываться компьютерные программы, охватывающие разные предметы и области обучения. Также при помощи компьютерных игр и программ стали появляться игровые технологии, помогающие в обучении [8], причем учебные программы разрабатывались совместно несколькими странами. Так, например, СССР и США совместно создали «школьную электронную почту» в 1988 г. [8].
3. Третий этап развития - интернет-обучение.
В начале XXI в. появление и развитие информационных технологий дает огромные возможности в становлении дистанционного обучения. Множество цифровых инструментов, в том числе мультимедийные технологии, являются помощниками при формировании качественной обратной связи с обучающимися. Использование Интернета, проведение лекций, веби-наров и семинаров в режиме онлайн, участие в видеоконференциях, построение уроков с помощью игровых технологий - все это позволяет грамотно и качественно выстроить процесс обучения на расстоянии и способствует росту мотивации в получении образования у обучающихся [1; 8].
Развитие дистанционного обучения в России
Становление данного формата обучения в России отставало от европейского, его началом считается только 1917 год, после революции [4].
1. Первый этап развития - корреспондентское обучение.
В 1917 г. ученые предложили обучать по переписке, или «корреспондентскому обучению», то есть учебный процесс выстраивался путем отправки почты (что схоже с моделью обучения, предложенной И. Питманом). Но, к сожалению, данный вид обучения не был воспринят обществом и не получил поддержки со стороны государства.
Корреспондентское обучение продолжилось в 1920-х гг., когда государство поставило перед собой цель обучить рабочих и повысить их образованность. В 1926 г. в МГУ заочно получали образование 37 тыс. человек. После 1930 г. такой вид образования стал очень популярным и был введен во многих вузах страны [2; 8].
2. Второй этап развития - заочное обучение.
В СССР была сформирована модель образования «без визуального контакта», которая предложила заочное обучение с помощью курсов без очных встреч преподавателя с учеником [2].
В 60-е гг. появилось 11 университетов, действующих по принципу заочного обучения: в начале обучения студенты должны лично присутствовать на организационной вводной лекции. Преподаватель вводил в курс, объяснял последовательность действий, давал задания, определял сроки. Затем студент самостоятельно изучал материал дома, выполнял задание. При выполнении задания и затруднениях с ними проводились очные консультации с преподавателем. Курс заканчивался сессией, на которой студент должен был присутствовать в университете [4].
3. Третий этап развития - аудиооснащение уроков [7].
После распада СССР в России в 1993 г. дистанционная международная школа изучения иностранных языков «ЕШКО» открыла один из своих филиалов - частное образовательное учреждение дополнительного образования «Европейская школа корреспондентского обучения», где изучались иностранные языки при помощи прослушивания аудиокассет. Такого вида обучение было инновационным, чем привлекало учащихся и обрело большую популярность. Но, к сожалению, данный вид обучения тоже имел свои недостатки, как отсутствие обратной связи [10].
Большим шагом в становлении дистанционного обучения считается подписание меморандума в 1993 г. о взаимодействии Российской Федерации и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), согласно которому ЮНЕСКО стремится оказывать содействие и давать рекомендации по совершенствованию системы образования в РФ [7].
На каком же этапе развития находится дистанционное образование в России в наше время? Ответить на этот вопрос и проверить готовность образовательных организаций к такому виду обучения позволила вынужденная мера перевода всех учебных заведений на дистанционный формат в связи с распространением коронавируса. После введения такого режима стали понятны основные трудности данного вида обучения, с которыми столкнулись семьи и образовательные учреждения:
1)неприспособленность учебных платформ для одновременного обучения большого числа людей. Многие программы «висли»;
2) отсутствие высокоскоростного Интернета. Организация такого рода занятий требует хорошей
связи для общения путем видео-конференц-связи. Обучающиеся, проживающие в отдаленных деревнях и городах, не имели возможности такого обучения;
3) отсутствие достаточного количества девайсов для обучения. Если в семье двое и более детей, одного компьютера не хватало для обучения;
4) школьникам сложно сосредоточиться на уроках. Такого рода занятия требуют самодисциплины и усидчивости. Отсутствует воспитательный характер обучения со стороны учителя, которое возможно при личном контакте при традиционном очном обучении;
5) не все преподаватели владели компьютерной грамотностью. Дистанционное обучение требует умений работы за компьютером и пользования различными программами.
Кроме отрицательных можно отметить и положительные стороны дистанционного образования:
1) возможность получения образования из любой точки мира;
2) безопасность обучения из дома (самоизоляция способствует снижению заболеваемости);
3) возможность выстроить индивидуальный темп обучения, подходящий обучающемуся;
4) знакомство с новыми инструментами для удаленной работы. Постоянное самообразование;
5) самодисциплина и мотивация к обучению за счет множества интерактивных инструментов;
6) экономия времени (не тратится время на дорогу до образовательного учреждения);
7) мгновенный доступ к библиотекам и любым материалам;
8) возможность получения образования людям с ограниченными возможностями здоровья, любым социальным статусом.
В процессе обучения некоторые недочеты постепенно устранялись. Данный опыт позволил повысить уровень дистанционного образования в России.
Раньше Интернет использовался для поиска нужной информации или подготовки доклада для урока. Лет 20 назад никто и предположить не мог, что дистанционное образование настолько крепко займет свои позиции и станет доступным для любого желающего. Что получить диплом можно будет без выхода из дома и общаться с преподавателем и присутствовать на уроке можно в режиме онлайн. Интернет-технологии настолько быстро развиваются, что все перечисленное стало возможным.
Каковы же перспективы развития дистанционного образования в нашей стране? Говорить о внедрении уже не требуется, данный вид получения образования уже качественно, хоть и с небольшими недочетами,
которые вскоре смогут быть устранены, вошли в нашу жизнь. 2020 год стал пороговым для настоящей революции в образовательным процессе. Агентство инноваций в Москве спрогнозировало переход от классического образования к новому, использующему новые формы и инновации в обучении к 2030 г. Автор статьи считает, дистанционное обучение является отличным дополнением к традиционному, но полностью заменить классическое очное обучение им не получится [6].
Заключение
Сложившаяся в стране эпидемиологическая ситуация показала, что не все образовательные учреждения готовы перейти на новый вид обучения. В крупных городах уже применялись цифровые инструменты, но во многих регионах школы и вузы столкнулись с рядом проблем. Учителям пришлось переучиваться, осваивать программы и платформы для преподавания. Возникали конфликты с учениками и их родителями. Не у всех были компьютеры и доступ к Интернету для дистанционного обучения. В процессе перехода на дистанционное обучение постепенно ряд проблем устранялся. Так, данный вид обучения может быть доступен для всех жителей страны, хотя свои недочеты и трудности пока остаются, но благодаря постоянно развивающимся информационным и компьютерным технологиям могут быть искоренены. Возможно, в скором будущем настанет новый этап развития дистанционного образования уже благодаря новым инновациям и прорывам.
Литература
1. Андреев А. А. Очерки дистанционного обучения в России [Электронный ресурс] // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 1 (13). С. 16-32. URL: https://old.kursobr. ru/ojs/ojs/index.php/Journal/article/view/338 (дата обращения: 29.11.2020).
2. Варганова И. В. Эволюция организационных форм дистанционного обучения в российском образовании // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. № 3 (5). С. 71-79.
3. Ибраева К. Ж., Хамидулина Д. М. Этапы развития дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 18. С. 669-671. URL: http://www.moluch.ru/ archive/77/13200/ (дата обращения: 29.11.2020).
4. Маслакова Е. С. История развития дистанционного обучения в России [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. СПб., 2015. С. 29-32. URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/185/9249/ (дата обращения: 29.11.2020).
5. Поздняков В. А. Дистанционное образование: становление и развитие [Электронный ресурс]. URL: https://www.sgu. ru/sites/default/files/textdocsfiles/2015/03/03/pozdnyakov_ va.pdf (дата обращения: 29.11.2020).
6. Прогноз научно-технологического развития России: 2030 / под ред. Л. М. Гохберга. М., 2014. 244 с.
7. Романов А. В. История Российского дистанционного образования [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/istoriya-rossiyskogo-distancionnogo-obrazovaniya-3589042.html (дата обращения: 29.11.2020).
8. Хусяинов Т. М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 30-41. URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=-32282 (дата обращения: 29.11.2020).
9. Mclsaac, M.S., Gunawardena, C.N. Distance Education // Handbook of research for educational communications and technology a project of the Association for Educational Communications and Technology / ed. D. H. Jonassen. 1996. P. 403-437.
10. Ешко. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. URL: https://www.escc.ru (дата обращения: 24.11.2020).
11. The Open University [Электронный ресурс]. URL: http://www. open.ac.uk (дата обращения: 20.11.2020).
References
1. Andreyev A. A. Ocherki distantsionnogo obucheniya v Rossii [Essays on distance education in Russia]. Management of Education: Theory and Practice, 2014, no. 1 (13), pp. 16-32. Available at: https://old.kursobr.ru/ojs/ojs/index.php/Journal/ article/view/338 (accessed 29.11.2020). (In Russian).
2. Varganova I. V. Evolyutsiya organizatsionnykh form distantsionnogo obucheniya v rossiyskom obrazovanii [Evolution of organizational forms of distance learning in Russian education]. Scientific Support of a System of Advanced Training, 2010, no. 3 (5), pp. 71-79. (In Russian).
3. Ibraeva K. Zh., Khamidulina D. M. Etapy razvitiya distantsionnogo obucheniya [Stages in the development of distance learning]. Young Scientist, 2014, no. 18, pp. 669-671. Available at: http:// www.moluch.ru/archive/77/13200/ (accessed 29.11.2020). (In Russian).
4. Maslakova E. S. Istoriya razvitiya distantsionnogo obucheniya v Rossii [History of Distance Learning Development in Russia]. Theory and Practice of Education in the Modern World. Proceedings of the VIII International Scientific Conference. St. Petersburg, 2015, pp. 29-32. Available at: https://moluch. ru/conf/ped/archive/185/9249/ (accessed 29.11.2020). (In Russian).
5. Pozdnyakov V. A. Distantsionnoye obrazovaniye: stanovleniye i razvitiye [Distance Education: Establishment and Development]. Available at: https://www.sgu.ru/sites/default/files/ textdocsfiles/2015/03/03/pozdnyakov_va.pdf (accessed 29.11.2020). (In Russian).
6. Prognoz nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossii: 2030 [Forecast of scientific and technological development of Russia: 2030]. Ed. L. M. Gokhberg. Moscow, 2014, 244 p. (In Russian).
7. Romanov A. V. Istoriya Rossiyskogo distantsionnogo obrazovaniya [History of Russian Distance Education]. Available at: https://infourok.ru/istoriya-rossiyskogo-distancionnogo-obrazovaniya-3589042.html (accessed 29.11.2020). (In Russian).
8. Khusyainov T. M. Istoriya razvitiya i rasprostraneniya distantsionnogo obrazovaniya [History of the Development and Spread of Distance Education]. Pedagogy and Education, 2014, no. 4, pp. 30-41. Available at: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=-32282 (accessed 29.11.2020). (In Russian).
9. McIsaac M. S., Gunawardena C. N. Distance Education. Jonassen D. H., ed. Handbook of research for educational communications and technology a project of the Association for Educational Communications and Technology. 1996, pp. 403-437. (In English).
10. Yeshko. Distantsionnoye obucheniye [Yeshko. Distance learning]. Available at: https://www.escc.ru (accessed 24.11.2020). (In Russian).
11. The Open University. Available at: http://www.open.ac.uk (accessed 20.11.2020). (In English).