Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИИ COVID-19 / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ / БОРЬБА С КОРОНАВИРУСОМ / ПЛАТФОРМА MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махонин Евгений Владимирович

В статье рассматриваются вопрос перехода Орловского государственного института культуры на дистанционную форму взаимодействия преподавателей и обучающихся в условиях пандемии COVID-19. Проводится теоретический и практический анализ возможных проблем. Выявляются сложности реализации дистанционной формы обучения на первоначальном этапе реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махонин Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING FOR STUDENTS OF THE OREL STATE INSTITUTE OF CULTURE DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The article deals with the transition of the Orel State Institute of Culture to a distance form of interaction between the academic staff and students in the conditions of the COVID-19 pandemic. Theoretical and practical analysis of possible challenges is carried out. The difficulties of implementing distance learning at the initial stage are identified.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 378.147 ББК 74.48

DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-208-214

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

DISTANCE LEARNING FOR STUDENTS OF THE OREL STATE INSTITUTE OF CULTURE DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Махонин Евгений Владимирович

Профессор кафедры физической культуры, Орловский государственный институт культуры, проректор по науке и международным связям, кандидат биологических наук, доцент E-mail: posarnay32@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопрос перехода Орловского государственного института культуры на дистанционную форму взаимодействия преподавателей и обучающихся в условиях пандемии COVID-19. Проводится теоретический и практический анализ возможных проблем. Выявляются сложности реализации дистанционной формы обучения на первоначальном этапе реализации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемии COVID-19, взаимодействие преподавателей и обучающихся, борьба с коронавирусом, платформа Moodle.

Makhonin Evgeny V.

Professor at the Department of Physical Education, The Orel State Institute of Culture, Vice-rector for science and international relations, PhD in Biology, Associate Professor E-mail: posarnay32@mail.ru

Abstract. The article deals with the transition of the Orel State Institute of Culture to a distance form of interaction between the academic staff and students in the conditions of the COVID-19 pandemic. Theoretical and practical analysis of possible challenges is carried out. The difficulties of implementing distance learning at the initial stage are identified.

Keywords: distance learning, COVID-19 pandemic, interaction of academic staff and students, coronavirus control, the Moodle platform.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Махонин Е. В., 2021

C 17 марта 2020 г. для Орловского государственного института культуры, как и для всей системы высшего образования России начался новый этап функционирования и развития. В связи с широким распространением COVID-2019 на планете 11 марта 2020 г. всемирная организация здравоохранения объявила вспышку нового типа коронавируса COVID-19 пандемией. В целях борьбы с коронавирусом и нераспространения его на территории Российской Федерации правительством принимаются ряд мер.

Руководство вуза основываясь на приказе от 16.03.2020 № 357 «О деятельности находящихся в ведении Минкультуры России организаций в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Российской Федерации» министра культуры Российской Федерации и приказа по вузу № 221-О от 17.03.2020 «Об организации образовательной деятельности в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (C0VID-2019) среди сотрудников и обучающихся» с 17 марта 2020 г. организовало продолжение учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. Данное решение перевело все очное и заочное взаимодействие обучающихся и преподавателей в электронную информационно-образовательную среду института, базирующуюся на системе Moodle.

Стоит отметить, что данный переход не был спонтанным и стихийным, так как данная система существовала и работала на протяжении нескольких лет и выполняла требования стандартов 3+ и 3++ об организации электронной информационно-образовательной среде вуза.

Однако возникает вопрос: «Когда и зачем возникла первая необходимость в дистанционном обучении?» По мнению Е. С. Маслаковой, основоположником дистанционного обучения считается Исаак Питман. В 1840 г. он начал обучать студентов стенографии в Лондонском Университете Объединенного Королевства. Тогда это делалось с помощью отправки писем по почте. Именно этот год считается годом создания первого образовательного курса для дистанционного обучения [1]. Также автор указывает на Густава Лан-геншайда, который в 1850 г. при помощи «обучающих писем» создал систему, применяемую в Германии для изучения языка всеми желающими. В этот же период в Америке также можно обнаружить первые зачатки становления дистанционного обучения. Анной Элиот Тикнор была разработана система обучения для женщин, которая осуществлялась с помощью почтовых отправлений.

Ю. Р. Петькова отмечает, что в 1960-е гг. дистанционное образование получило международное признание и стало активно развиваться при поддержке ЮНЕСКО. В 1963 г. премьер-министр Англии Г. Вильсон объявил о создании «эфирного университета», который предполагал объединить все учебные заведения, использующие дистанционное образование. В 1969 г. в Англии был создан Открытый университет (Open University). На сегодняшний день этот университет пользуется большой популярностью, в нем обучается свыше 200 000 студентов из разных стран по различным направлениям [2; 3].

Целью использования дистанционных образовательных технологий в системе общего и особенно в системе профессионального образования является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания (нахождения) [4].

Таким образом, мы видим, что система дистанционного образования начала свое формирование задолго до пандемии 2020 г. Ее зарождение и развитие проходило как в Старом, так и в Новом Свете. А свое бурное и полномасштабное развитие система получила в конце XX в. - начале XXI в. с появлением глобальной сети Интернет, персональных компьютеров и вершины мобильности и доступа к данным - смартфонов. Все это стало возможно благодаря развитию информационных технологий [5].

Так и в нашем случае, система дистанционного взаимодействия преподавателей и обучающихся было решено построить на основе информационных ресурсов, реализуемых через Всемирную сеть Интернет.

Прошедшее 15 марта 2020 г. совещание министра науки и высшего образования Валерия Фалькова с ректорами вузов показало, что все без исключения вузы готовы к предложенной форме работы.

В данном рапорте не был учтен как минимум один параметр - готовность обучающихся к взаимодействию с вузами в дистанционной форме. Анализ взаимодействия студентов ОГИК, изучающих дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», «Анатомия, физиология, биомеханика и основы медицины в хореографии» и «Возрастная анатомия и физиология» с профессором кафедры физической культуры Е. В. Махониным можно выразить в виде диаграммы на рис. 1.

Анализ диаграммы позволяет сделать вывод, что 22,4% от списочного состава всех обучающихся по дисциплинам, читаемым Е. В. Махониным, не вышли на дистанционное обучение на протяжении месяца после введения данной формы взаимодействия. Таким образом, минимум пятая часть студентов по неизвестным причинам на данный момент не реализует свое право на освоение образовательной программы.

Рис. 1. Распределение обучающихся при взаимодействии с преподавателем по группам и общее количество не вышедших на связь в дистанционной форме

Предположительные причины:

1. Нет возможности выйти в Сеть.

2. Нет возможности войти в личный кабинет.

3. Студент болеет.

4. Студент не в курсе перехода на дистанционную форму обучения.

5. Студент целенаправленно игнорирует учебный процесс.

Пункты 2 и 4 решаемы на уровне института. У студента есть возможность (при его желании) сбросить пароль через администратора системы, а информация о дистанционной форме обучения размещена на сайте вуза. Оставшиеся пункты могут быть решены только со стороны студента.

Стоит отметить и тот факт, что организация взаимодействия на платформе Moodle в нашем случае является не совсем эффективным способом организации образовательного процесса между сторонами.

Первое, что хотелось бы отметить, платформа не позволяет проводить онлайн-веща-ние. Это приводит к тому, что разрушается процесс группового обучения, так как он подразумевает объединение обучающихся (в большинстве случаев) примерно одного и того же возраста в небольшие коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно - периода обучения), и при этом они работают над усвоением одного и того же материала.

Групповой метод обучения решает три основные задачи:

1) конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

2) коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за ее пределами;

3) социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адаптации в сообществе [6].

В нашем случае мы видим практически полное разрушение данного метода и переход на индивидуальный. Однако его индивидуальность также вызывает ряд вопросов.

Второе - разрушается система управления временем взаимодействия в системе педагог - обучающийся. Соблюдать расписание в формате офлайн очень проблематично. Даже если выйти на процесс взаимодействия по расписанию, студенту нужно время прочитать задание или ознакомиться с предлагаемым материалом. Что должен делать в этот момент преподаватель? Если группа ознакомилась и начинает включаться в диалог с преподавателем, сколько времени он потратит на прочтение ответов, если ответ носит спорный характер или заблуждение, ответить надо каждому обучающемуся или в общий форум? В итоге вопросов больше, чем ответов.

Хронометраж взаимодействия в процессе дистанционного обучения представлен на рис. 2.

Анализ диаграммы указывает на то, что третья часть времени при соблюдении расписания может использоваться нерационально и реализация данной системы нуждается в совершенствовании. То есть визуализация объектов взаимодействия позволит повысить продуктивность системы.

Третье - проведение контрольных срезов вызывает вопрос об объективности ответов, представленных обучающимися. Всем нам известна склонность любого студента

Время в %

33,3 Н Изучение задания Н Ответы Н Обсуждение

22,2 Н Ожидание

22,2

Рис. 2. Процент распределения времени при взаимодействии преподавателя

и обучающихся дистанционно

перепроверить свои знания перед отправкой ответов на тесты или другие задания. Возникает вопрос, как его проконтролировать, если он за сотни или даже тысячи километров и визуально мы его не видим. На наш взгляд, можно применить жесткое ограничение по времени. Однако такой подход резко сократил процент правильно выполненных заданий у обучающихся по сравнению с тестируемыми в 2019 г., проходившими обучение по тому же направлению подготовки, по этому же курсу, по этому же тесту. Данные приведены на рис. 3.

7 6 5 4 3 2 1 0

6 6

4

2 2

0

2019 г.

2020 г.

Решено более 50% Решено менее 50 % К тесту не приступал

Рис. 3. Прохождение контрольного теста студентами в 2019 г. и 2020 г.

Анализ прохождения контрольного теста указывает на то, что уровень подготовки обучающихся резко снизился в 2020 г. в условиях проведения обучения в дистанционной форме. Количество обучающихся сдавших тест с первой попытки сократилось на 40% по сравнению с 2019 г. А количество не приступивших к тестированию и выполнивших менее 50% увеличилось на 20% по каждому пункту соответственно. При этом если мы обратимся к рис. 1, то увидим связь между не приступившими к тестированию и не вышедшими на дистанционную форму взаимодействия студентами.

Следовательно, рассмотрев конкретный случай перехода на дистанционное обучение, можно говорить о том, что выявляется ряд сложностей, лежащих на поверхности, а именно:

• Отсутствие как минимум 20% отклика со стороны обучающихся по неустановленным причинам, которые нуждаются в дальнейшем детальном изучении.

• Ухудшение качества восприятия материала по причине отсутствия вербального взаимодействия в системе педагог - обучаемый.

• Увеличение нагрузки на преподавателя в период экстремального режима перехода на дистанционное обучение.

• Возникновение различных затруднений при переходе на дистанционное обучение не менее чем у 40% преподавателей на первоначальном этапе.

Список литературы

1. Хузиахметов А. Н., Насибуллов Р. Р. Учебная деятельность студентов вузов в условиях дистанционного образования // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 98-102.

2. Григорьев Ю. В. Моделирование процесса дистанционного группового обучения студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 2012.

3. Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113-117.

4. Петькова Ю. Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. 2015. № 3. С. 199-204.

5. Маслакова Е. С. История развития дистанционного обучения в России // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 29-32. URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249/ (дата обращения: 24.04.2020).

6. Анатшева Т. Г. Групповой метод обучения. 24.02.2018. URL: https://videouroki.net/ razrabotki/gruppovoi-mietod-obuchieniia.html (дата обращения: 24.04.2020)

References

1. Khuziakhmetov A. N., Nasibullov R. R. Uchebnaya deyatelnost studentov vuzov v usloviyakh distantsionnogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012, No. 4, pp. 98-102.

2. Grigoriev Yu.V. Modelirovanie protsessa distantsionnogo gruppovogo obucheniya studentov vuza. Extended abstract of PhD dissertation. Cheboksary, 2012.

3. Andreev A. A. Pedagogika v informatsionnom obshchestve, ili elektronnaya pedagogika. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011, No. 11, pp. 113-117.

4. Petkova Yu. R. Istoriya razvitiya distantsionnogo obrazovaniya. Polozhitelnye i otritsatelnye storony MOOS. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2015, No. 3, pp. 199-204.

5. Maslakova E. S. Istoriya razvitiya distantsionnogo obucheniya v Rossii. In: Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire. Proceedings of the VIII International scientific conference (St. Petersburg, 2015 Dec.). St. Petersburg: Svoe izdatelstvo, 2015. Pp. 29-32. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249/ (accessed: 24.04.2020).

6. Anatsheva T. G. Gruppovoy metod obucheniya. 24.02.2018. Available at: https://videouroki. net/razrabotki/gruppovoi-mietod-obuchieniia.html (accessed: 24.04.2020)

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 1

Статья поступила в редакцию 29.04.2020 The article was received on 29.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.