Научная статья на тему 'К вопросу об истории дистанционного образования'

К вопросу об истории дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5512
726
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОКОЛЕНИЕ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATION / GENERATION / STAGES OF DEVELOPMENT / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянников Михаил Михайлович

В статье рассматривается история дистанционного образования, выделяются этапы развития и анализируется их влияние на эволюцию данного вида обучения. На основе проделанного анализа определяются пути дальнейшего развития дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the History of Distance Education

The paper reviews the history of distance education, points out the stages of its development and analyzes their influence on the evolution of this type of learning. On the basis of the analysis done, the author determines some ways of distance education further development.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории дистанционного образования»

УДК37 (09)

ББК Ч 33

М. М. Пьянников г. Краснокаменск, Россия К вопросу об истории дистанционного образования

В статье рассматривается история дистанционного образования, выделяются этапы развития и анализируется их влияние на эволюцию данного вида обучения. На основе проделанного анализа определяются пути дальнейшего развития дистанционного образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, поколение, этапы развития, технология.

M. M. Pyannikov Krasnokamensk, Russia On the History of Distance Education

The paper reviews the history of distance education, points out the stages of its development and analyzes their influence on the evolution of this type of learning. On the basis of the analysis done, the author determines some ways of distance education further development.

Keywords: distance learning, distance education, generation, stages of development, technology.

Дистанционное обучение - новое явление в педагогике, которое активно исследуется современными учёными. Несмотря на большое количество научных работ по данной теме, рассматривающих сущность и технологию обучения, отсутствуют фундаментальные труды, в которых исследуются этапы эволюции и их влияние на развитие этого вида обучения, поэтому появилась необходимость более подробно проанализировать этапы развития дистанционного образования и восполнить существующий пробел.

Исследователь В. Орехов считает, что пионером в данной области был Я. А. Коменский, когда он ввёл в обучение первые иллюстрированные учебники [6]. Идея учиться у других на расстоянии была не нова в XVII в., т. к. некоторые учёные считают, что послания Святого Павла, рассылаемые по христианам, могут служить иллюстрацией основных положений дистанционного обучения [2]. Максимально широкая трактовка дефиниции дистанционного обучения предполагает, что обучение на расстоянии появилось вместе с первыми письменными учебными материалами, поэтому очень сложно ответить на вопрос: «Когда впервые возникло дистанционное обучение?» Однако можно предположить, что когда у человека появилась возможность накопления и передачи информации в том или ином виде, тогда и возникло дистанционное обучение.

Вследствие изменений в сфере обработки и передачи информации А. И. Ракитов выделяет пять информационных революций, которые напрямую связаны с существенными изменениями в развитии общества и переходом на новый этап отношений в информационной сфере [3].

Для понимания этапов становления дистанционного обучения мы рассмотрим четыре из них, поскольку первая революция (внедрение языка), на наш взгляд, не так важна для понимания эволюции дистанционного обучения.

Изобретение письменности рассматривается учёным как вторая информационная революция. Однако в рамках исследования становления дистанционного обучения, мы будем рассматривать появление письменности как первую информационную революцию, т. к. произошло качественное изменение в сфере обработки информации, что привело к возможности передачи накопленных знаний от одного поколения к последующим.

В середине XVI в. было изобретено книгопечатание, ставшее причиной второй информационной революции и коренным образом изменившее способы передачи и хранения информации.

Третья информационная революция связана с появлением электричества, телефона, радио и телевидения.

Четвёртая информационная революция обусловлена появлением компьютерных техно-

© М. М. Пьянников, 2011

119

логии. Характеризуя данный этап, А. И. Ракитов отмечает быстрый рост транскоммуникационных сетей, который способствует развитию человеческого общества [3].

Развитие технологий повлияли на формы обучения и на образовательный процесс, что стало основой разработки Д. Р. Гаррисоном классификации в зависимости от основного типа носителя информации [8].

К средствам дистанционного обучения «первого поколения» можно отнести рукописный и печатный материал, высылаемый по почте, однако позже благодаря книгопечатанию появилась возможность выпускать недорогие учебники. В дополнение к учебникам выпускались специальные учебные пособия, которые содержали списки необходимой литературы и вопросы, составленные обучающими. Такая форма обучения широко применяется в современной образовательной практике (кейс-технологии).

Начало «второго поколения» обусловлено созданием Открытого университета (Open University) в Великобритании в 1969 г. Преподаватели использовали различные технологии, но в основном применялись печатные материалы. Для повышения эффективности образовательного процесса в Открытом университете были разработаны высококачественные учебные пособия, специально предназначенные для дистанционного обучения. Взаимодействие преподавателей со студентами осуществлялось преимущественно благодаря печатному материалу, дополняемому радиотрансляциями и телепередачами (позже аудиокассетами). Такая модель носила характер двухстороннего взаимодействия между участниками образовательного процесса. Обучение осуществлялось при доминирующем положении переписки, но после изобретения телефона стали возможны консультации с преподавателем с использованием технических средств для оперативного обмена информации на расстоянии. Во время учёбы широко применялись очные консультации и краткосрочные курсы по месту жительства. На подготовительном этапе такое обучение было очень затратным, но после создания необходимых учебных материалов и методических программ обучение каждого нового студента уже не требовало новых материальных затрат.

Основой для «третьего поколения» дистанционного обучения стало использование коммуникационных технологий при доминирующем положении компьютерных средств обучения. При обмене информацией использовались различные формы взаимодействия преподавателя и обуча-

ющихся (синхронный и асинхронный режимы). Данные технологии применялись как дополнение к первому и второму поколению или использовались отдельно. Ниже, для понимания сущности дистанционного образования, мы дадим более детальную характеристику данных этапов

Основателем дистанционного обучения можно назвать Исаака Питмана. В 1840 г. он при помощи почты (corresponding learning) начал обучать стенографии студентов. Следующий шаг в развитии дистанционного обучения сделали

Ч. Тусен и Г. Ланченштейдт. В 1856 г. они основали институт в Берлине с заочной формой обучения. Преподаватели использовали почту для рассылки учащимся учебного материала, методических указаний, контрольных работ и ответов на выполненные задания.

Е. Кожаринова отмечает, что в 1873 г. в Америке Анна Элиот Тикнор делала шаги по развитию дистанционного обучения. Она основала Общество Тикнор для женщин, желающих обучаться на расстоянии при помощи почтовых пересылок [2]. В 1874 г. Айзек Питман, преподаватель Илли-нойского университета США, предложил создать программу обучения по почте.

В университете Чикаго в 1892 г. было создано первое отделение для студентов, желающих обучаться дистанционно. Вильям Рейни Харпер был учредителем этого отделения. Авторы статьи «История развития дистанционного образования» отмечают, что в этом году в каталоге заочных корреспондентских курсов Университета штата Висконсин появляется термин distant education (дистанционное обучение) [1]. Центральный университет Индианы, основанный в 1886 г., позволил обучающимся получать степень бакалавра, магистра или доктора благодаря корреспондентскому обучению. С 1899 г. в Королевском университете Канады студентов стали обучать дистанционно, а с 1911 г. - в Квинсленском университете Австралии.

Очень важным этапом в становлении дистанционного обучения стало создание Международного совета по заочному образованию в 1938 г. С этого момента данный вид обучения приобрёл международный статус. В 1982 г. организация была переименована (ICDL - международный совет по дистанционному образованию).

Дистанционное обучение стало развиваться в классических университетах. Частные школы, обучающие на расстоянии во второй половине XIX -первой трети XX вв., как правило, организовывали краткосрочные курсы повышения квалификации и

различные курсы предэкзаменационной подготовки для студентов, которые по каким-либо причинам не могли получать очное образование. В дополнение к первым корреспондентским программам в университетах проводились очные занятия и консультации с преподавателями. Такие занятия проходили на базе воскресных и вечерних школ или кампусов во время летних отпусков учащихся.

Получив международное признание, в 1960-е гг. дистанционное обучение стало активно развиваться в разных странах благодаря поддержке ЮНЕСКО. На новую форму обучения обратили внимание политики, в том числе и премьер-министр Англии Г. Вильсон, который в 1963 г. объявил о создании «эфирного университета». Эта организация должна была объединить учебные заведения, использующие дистанционные технологии при обучении студентов (почтовые пересылки, радио и телевидение). Благодаря активной работе учёных, политиков и международных организации (ЮНЕСКО), в 1969 г. в Англии был создан Открытый университет (Open University). На данный момент университетом накоплен богатый опыт в области дистанционного обучения. Его образовательные услуги пользуются большим спросом во всем мире. Свыше 200000 студентов из разных стран в 2003 г. без выезда в Великобританию обучались бизнесу, искусству, гуманитарным и инженерным наукам, информационным технологиям.

После создания Открытого университета в Британии по всей Европе появились университеты дистанционного обучения: Национальный университет в Испании, Балтийский университет в Швеции, в Канаде в 1972 г. был создан Открытый университет, в Китае - Шанхайский телевизионный университет, в 1974 г. в Германии - Фер-нуниверситет, в 1985 г. в Голландии - Открытый университет.

Рост числа образовательных учреждений дистанционного типа связан с увеличением количества людей, желающих получить образование, но не имеющих возможности это сделать в форме дневного обучения по ряду причин: инвалидность, напряжённый рабочий график, удалённость учебного заведения.

Опыт нашей страны оказался полезен для развития дистанционного образования. Модель заочного обучения заимствовали многие страны. Эта была не точная копия нашей модели, но наличие таких отличительных характеристик, как отсутствие преподавателя и самостоятельное обучение, позволяет сделать вывод, что заочное обучение можно отнести к дистанционному. Стоит

отметить, что при обучении на расстоянии проводились очные консультации и занятия, что существенно сближает эти модели образования.

На данном историческом этапе следует выделить следующие обстоятельства. Во-первых, становление корреспондентского обучения произошло благодаря оперативному почтовому обмену. Во-вторых, эволюция дистанционного обучения стала возможной в результате:

- международного признания;

- открытия новых университетов;

- юридического статуса официального документа об образовании.

Изобретение радио оказало существенное влияние на развитие дистанционного образования, стали возможны новые формы работы с учащимися - радиокурсы, а с появлением в 50-х гг. телевидения - телевизионные курсы. Занятия носили характер двусторонней связи, в дополнение к курсам выпускались пособия, проводили очные консультации, экзамены и уроки.

В 1960-1980 гг. многие страны пытались расширить доступ к знаниям за счёт радио и телевидения. Изначально планировалось заменить традиционный вид обучения на более экономичный, но из-за отсутствия обратной связи с обучаемым попытка оказалась неудачной. Однако телевидение стали использовать как существенное дополнение к традиционному обучению, а накопленный опыт оказался очень полезен в дальнейшем развитии дистанционного обучения. В настоящее время существует масса образовательных программ и курсов, а также образовательных каналов.

Авторы статьи «История развития дистанционного образования» отмечают, что в России неоднократно пытались с учётом зарубежного опыта внедрить дистанционное обучение: с помощью радиолекций (1932 г.), радиокурсов (1943 г.), телевизионных уроков (1960-1970 гг.) [1].

Выделяя данный исторический этап развития дистанционного обучения, следует отметить следующие существенные обстоятельства.

Во-первых, переход на новый этап (поколение) обусловлен новыми техническими возможностями. Во-вторых, произошли существенные изменения в формах образования, а именно:

- появились радио- и видеокурсы;

- появились телевизионные образовательные программы (позже каналы);

- изменился характер взаимодействия участников образовательного процесса (можно было задействовать органы чувств для получения визуальной и аудиальной информации).

Изобретение Интернета обусловило переход на новый этап развития человечества. В настоящее время Интернет является важным средством взаимодействия преподавателя и учащегося, появляются новые технологии, которые влияют не только на дистанционное, но и на традиционное обучение. Всемирная сеть предоставляет новые возможности для развития образования. Электронная почта используется для обмена информацией между студентами и преподавателями. Возможности электронной почты широко использует большинство участников образовательного процесса. Этот тип связи позволяет обучающимся и обучающим не зависеть от расстояния и оперативно отвечать на электронные сообщения. На FTP-серверах может храниться вся учебная информация. При необходимости ученик может скачать материал, но для этого необходимо соответствующее программное обеспечение. Списки рассылки и создание форумов могут использоваться преподавателями для организации коллективных обсуждений. Технологии www способствуют развитию дистанционного обучения и обеспечивают оперативный доступ к базе данных мировой сети, что способствует глобализации учебного пространства. Однако новые технологии требуют от участников образовательного процесса умения ориентироваться в сети, чтобы быстро и максимально эффективно находить нужную информацию в предметных областях, используя информационные ресурсы сети Интернет.

В современном дистанционном обучении применяют виртуально-тренинговую технологию, которая дополняется печатными материалами в электронном варианте, что обеспечивает более высокое качество образования. В глобальном информационном пространстве стирается грань между обычным и дистанционным образованием, т. к. всё больше людей обращается к сети Интернет для повышения уровня знаний. В настоящее время в Интернете можно найти практически любую информацию в различных предметных областях, что способствует всестороннему развитию обучающегося.

Отношение к образованию в обществе также претерпевает изменения, которые обусловлены переориентацией модели «образование на всю жизнь» на модель «образование на протяжении всей жизни» и появлением новых высоких технологий, поэтому наблюдается значительное увеличение числа обучающихся дистанционно. С. Шляхтина считает, что оценить общее число потребителей дистанционных курсов в России не позволяет отсутствие данных. Можно предположить, что их число растёт довольно быстро. На-

пример, в Системе дистанционного бизнес-обучения для предпринимателей (СДБО - совместный проект Национального делового партнерства «Альянс Медиа» и Международного института менеджмента ЛИНК) темпы роста в 2005 г. составили более 170 % (рис. 1) [7].

Рис. 1. Изменение числа пользователей в системе СДБО в 2001-2005 гг., (источник - СДБО, 2005)

В настоящее время образование рассматривается как услуга, которая способствует развитию страны и решению проблем в социальной и экономической сфере. Процессы глобализации и экономической конкуренции приводят к соперничеству между странами в технологической и научной сферах. Это объясняет появление большого количества учебных заведений по всему миру и рост количества обучающихся.

С. Шляхтина пишет: «В ближайшие годы проблема развития дистанционного обучения во всех странах мира будет связана с ростом конкуренции на данном, довольно рентабельном сегменте рыночной экономики, т. к. дистанционное обучение требует гораздо меньших материальных затрат. Стоимость дистанционного образования, по данным Cedar Group, в среднем ниже на 3245 %» (рис. 2) [7].

9%

9%

2%

14%

66%

0 Обучение ю сгтециальньм очным курсом

1 I Обучение по специальным дистанцнокным курсам □ Обучение ю стандартным курсом Е1?Р

О Обучение ю стандартным курсам другия вендоров ■ Разработка специальных курсов

Рис. 2. Сравнительная стоимость разных вариантов обучения (источник - РЕДЦЕНТР, 2005)

В условиях растущей конкуренции между университетами будет наблюдаться повышение качества образования и снижение затрат, а обучение перенесётся в кибернетическое пространство (вебинары, сдача экзаменов онлайн). С помощью современных технологий учащиеся могут связываться с преподавателем в любой точке мира, пользоваться печатными, аудио- и видеоматериалами в электронном формате, а при необходимости распечатывать и воспроизводить нужную информацию на специальных устройствах.

Основная проблема дистанционного обучения заключается в том, что современные технологии являются средством обучения, поэтому важно отбирать средства, которые соответствуют образовательной цели. Однако в настоящее время складывается тенденция, когда дистанционное обучение пытаются подогнать под новейшую технологию. Для эффективного обучения необходимо наличие специально подготовленного педагогического состава, материальных и технических средств, методической базы. Другая проблема обусловлена неравенством в информационном и техническом обеспечении различных стран.

Однако, как отмечает Ю. А. Маслюк, несмотря на огромный опыт, накопленный системой дистанционного образования, теоретическое обоснование эволюции так и не сложилось, не было сделано осмысление феномена дистанционного образования. Только в 1960-80-х гг. такие исследователи, как Б. Холмберг, О. Петерс, А. Кей, Д. Кееган, Е. Рамбл, О. С. Дьюл попытались теоретически обобщить накопленный опыт [4].

Новые технологии способствовали активному развитию дистанционного обучения, менялись формы обучения. Информационные революции оказали прямое влияние на развитие дистанционного обучения, которое продемонстрировало свою гибкость и адекватность требованиям общества. В традиционном обучении не так широко, как в дистанционном, применяется Интернет, хотя, как отмечает А. Л. Назаренко, во всемирной сети в настоящее время хранится около 90 % накопленной человечеством информации, которая может быть полезна преподавателям и учащимся для повышения уровня образования [5].

Развитие системы дистанционного обучения связано со всё увеличивающейся скоростью обмена информации. Мобильность почтового сообщения обусловило формирование организации обучения на расстоянии. Изобретение радио и телевидения привело к появлению новых форм и

методов обучения, но их эффективность была не высокой, поскольку отсутствовала обратная связь с обучающимися. Развитие технологий Интернета также привело к появлению новых форм, методов и средств обучения, которые становятся всё более высокотехнологичными, что повышает эффективность взаимодействия и обучения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- информационные революции оказали прямое влияние на метаморфозу системы дистанционного обучения, что позволило классифицировать этапы развития;

- переход на новую стадию предполагает использование накопленного опыта. Видео- и аудиолекции дополняются печатными материалами, а в Интернете осуществляется синхронное обучение (видеолекции, сдача экзаменов онлайн) и асинхронное (переписка по электронной почте и обсуждение на форумах), т. е. формы работы не изменяются коренным образом, а расширяются и дополняются новыми;

- в обучении используются высокотехнологичные средства обучения, которые позволяют выйти на максимальную индивидуализацию и обеспечивают высокую эффективность образовательного процесса;

- рост количества университетов и конкуренции среди них связан с изменением требований общества и глобализацией образовательного пространства. Можно с уверенностью сказать, что в будущем появятся всемирные виртуальные университеты. Сегодня опыт Пенсильванского университета, одного из наиболее авторитетных в области дистанционного обучения, используется ЮНЕСКО для создания концепции виртуального университета;

- дистанционное обучение является более адекватным современным требованиям общества и более гибким по сравнению с традиционными формами обучения, аккумулируя новейшие достижения современных технологий и накопленный опыт;

- работы по проблеме носят в основном дескриптивный характер, поэтому существует проблема недостатка теоретического обоснования, несмотря на огромный практический опыт;

- электронное обучение требует меньших затрат по сравнению с традиционным.

Дистанционное обучение может служить дополнением к традиционной очной форме обучения, поэтому наиболее эффективным будет использование этих двух моделей.

Список литературы

1. История развития дистанционного образования. URL: http://www.ins-iit.ru/index.php?option=com_c ontent&task=view&id=46&Itemid=46 (дата обращения 01.09.2011).

2. Кожаринова Е. Краткая история развития дистанционного образования. URL: http://dtraining.web-3. ru/introduction/history/ (дата обращения 01.02.2011).

3. Лукиных Т. Н., Можаева Г. В. Информационные революции и их роль в развитии общества // открытый междисц. электрон. журн. Гуманитарная информатика: Вып. 3. URL: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/ magazine/3/luk_moz.htm (дата обращения 01.02.2011).

4. Маслюк Ю. А. К вопросу об истории дистанционного образования // IT-инновации в образовании: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (27-30 июня 2005). Петрозаводск, 2005. С 145-148.

5. Назаренко А. Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования. URL: http://www. lib.tsu.ru/mminfo/000349304/05/image/05-086.pdf (дата обращения 01.09.2011).

6. Орехов В. Открытое образование в интеллектуальной сети. URL: http://www.ou-link.ru/ pub/2004dm49.htm (дата обращения 01.09.2011).

7. Шляхтина С. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России. URL: http:// www.compress.ru/article.aspx?id=14659&iid=695 (дата обращения 31.08.2011).

8. Garrison D. R. Three generations of technological innovations in distance education // Distance Education. Vol. 6. No. 2. 1985. P. 235-241.

Рукопись поступила в редакцию 10.09.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.