Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / GOOGLE CLASSROOM / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фрей Виктория Андреевна

Введение. В статье представлено исследование, посвященное применению дистанционных образовательных технологий в учебном процессе студентов-спортсменов, для которых данное направление актуально на протяжении всего обучения. Цель статьи - описание результатов применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе спортсменов. Методология. Исследование проводится на основе системного подхода и таких методов, как анализ научно-методической литературы, наблюдение, эксперимент, метод статистического анализа. Также в статье приведен анализ взглядов ряда исследователей, описывающих свой опыт применения дистанционных образовательных технологий. Результаты исследования заключаются в описании этапов внедрения дистанционных образовательных технологий, критериев выбора платформы, опыта применения системы дистанционного обучения Google Classroom, особенностей работы с системой и взаимодействия участников образовательного процесса. Заключение. Предлагаемый опыт использования дистанционных образовательных технологий может стать помощником для других спортивных образовательных организаций при реализации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фрей Виктория Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR STUDENT-ATHLETES

Ntroduction. The article presents a study on the use of distance learning technologies in the educational process of student-athletes, for whom this direction is relevant throughout the entire period of training. The purpose of the article is to describe the results of the use of distance learning technologies in the educational process of athletes. Methodology. The research is based on a systematic approach and methods such as analysis of scientific and methodological literature, observation, experiment, and statistical analysis. The article also provides an analysis of the views of a number of researchers who describe their experience in using distance education technologies. Results. The results of the study are the description of stages of implementation of distance learning technologies, the choice of platform experience in the application of distance learning system Google Classroom, working with system and cooperation of participants of educational processes. Conclusion. The author notes that the described experience of implementing distance learning technologies can become an assistant for other sports educational organizations in the implementation of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ»

16. Seizing a sustainable future. Strategy 2030. Available at: https:// www.uef.fi/en/strategy-2030 (accessed 1.08.2020). (In English).

17. UiT The Arctic University of Norway. Available at: https://www. timeshighereducation.com/world-university-rankings/uit-arctic-university-norway (accessed 29.10.2020). (In English).

18. Brendan O'Malley. Universities are key to achieving sustainable development. University World News, 2020, 11 July. Available

at: https://www.universityworldnews.com/post.php?story= 20200711094917938 (accessed 21.10.2020). (In English).

19. University of Alaska Anchorage. Mission, Values, Vision. Available at: https://www.uaa.alaska.edu/about/mission-values-vision.cshtml#mission (accessed 21.10.2020). (In English).

20. UVic's Strategic Framework. Available at: https://www.uvic.ca/ strategicframework/index.php (accessed 7.11.2020). (In English).

УДК/UDC 377:004 В. А. Фрей

V. Frey

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

APPLICATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR STUDENT-ATHLETES

Введение. В статье представлено исследование, посвященное применению дистанционных образовательных технологий в учебном процессе студентов-спортсменов, для которых данное направление актуально на протяжении всего обучения. Цель статьи -описание результатов применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе спортсменов.

Методология. Исследование проводится на основе системного подхода и таких методов, как анализ научно-методической литературы, наблюдение, эксперимент, метод статистического анализа. Также в статье приведен анализ взглядов ряда исследователей, описывающих свой опыт применения дистанционных образовательных технологий.

Результаты исследования заключаются в описании этапов внедрения дистанционных образовательных технологий, критериев выбора платформы, опыта применения системы дистанционного обучения Google Classroom, особенностей работы с системой и взаимодействия участников образовательного процесса.

Заключение. Предлагаемый опыт использования дистанционных образовательных технологий может стать помощником для других спортивных образовательных организаций при реализации учебного процесса.

Introduction. The article presents a study on the use of distance learning technologies in the educational process of student-athletes, for whom this direction is relevant throughout the entire period of training. The purpose of the

article is to describe the results of the use of distance learning technologies in the educational process of athletes.

Methodology. The research is based on a systematic approach and methods such as analysis of scientific and methodological literature, observation, experiment, and statistical analysis. The article also provides an analysis of the views of a number of researchers who describe their experience in using distance education technologies.

Results. The results of the study are the description of stages of implementation of distance learning technologies, the choice of platform experience in the application of distance learning system Google Classroom, working with system and cooperation of participants of educational processes.

Conclusion. The author notes that the described experience of implementing distance learning technologies can become an assistant for other sports educational organizations in the implementation of the educational process.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, студенты-спортсмены, система дистанционного обучения, Google Classroom, электронный учебный курс.

Keywords: distance learning technologies, student-athletes, distance learning system, Google Classroom, e-learning course.

Введение

Категория спортсменов является особой частью обучающихся российского и зарубежного образования: у таких обучающихся приоритетным направле-

нием является спортивная карьера, поэтому студенты много времени посвящают тренировкам, соревнованиям или сборам.

Спортивные события занимают, в том числе, и учебное время, поэтому для спортивных образовательных организаций реализация образовательной программы обучающихся подразумевает внедрение дистанционных образовательных технологий, которые предоставляют множество возможностей для учебного процесса: взаимодействие преподавателей и студентов на расстоянии, обучение вне зависимости от места нахождения обучающегося, использование современных цифровых технологий, проявление самоорганизации и самостоятельности.

Несмотря на то, что дистанционные образовательные технологии существуют не одно десятилетие, анализируя и изучая особенности подготовки и обучения спортсменов, мы приходим к выводу, что для студентов-спортсменов остается актуальным использование удаленного или заочного обучения.

Ситуация с пандемией коронавируса в очередной раз подтвердила эффективность применения дистанционных образовательных технологий, но их использование для нашей целевой аудитории является актуальным на протяжении всего периода обучения студентов.

Тем не менее остаются проблемы подготовки студентов-спортсменов, которые необходимо решить, а именно: готовность преподавательского и студенческого состава к применению дистанционных образовательных технологий, повышение мотивации студентов, сложности технического характера.

В данном исследовании описаны этапы внедрения дистанционных образовательных технологий и их особенности для обучения действующих спортсменов. Цель статьи - описание результатов применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе спортсменов.

Повсеместное использование дистанционных образовательных технологий помогает выявить не только ряд их преимуществ, но и проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса. В настоящее время в силу развития цифровых технологий, применения разнообразных педагогических средств, онлайн-технологий сохраняются проблемы подготовки студентов с учетом современных педагогических и цифровых технологий.

Методология

Теоретической основой нашего исследования выступил системный подход, опирающийся на взаи-

мосвязь цели и результата образовательного процесса, его методов, инструментов и субъектов - преподавателя и студента. В нашем исследовании мы обращаемся к таким методам, как анализ научно-методической литературы, наблюдение, эксперимент, метод статистического анализа.

Несмотря на то, что сейчас дистанционные образовательные технологии претерпевают изменения, в качестве их определения мы будем понимать классическое понятие, которое прописано в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [9].

В последние годы проблематике организации учебного процесса спортсменов уделяли внимание такие авторы, как В. Н. Буянов, В. Я. Субботин, считая, что введение элементов дистанционного обучения для студентов-спортсменов «значительно повышает качество обучения и увеличивает количество времени для учебно-тренировочного процесса и участия в соревнованиях» [1].

До введения дистанционных образовательных технологий возникали различные проблемы, связанные с организацией учебного процесса: преподавателям было необходимо предоставлять теоретическую и практическую часть заранее или после возвращения студента со спортивных тренировок или состязаний. С развитием дистанционных образовательных технологий у спортсменов появилась возможность учиться в любое время, в любом месте. Тем не менее возникают другие проблемы, связанные с технической грамотностью преподавателей и студентов, мотивацией спортсменов. Так, Ф. Р. Зотова в своем исследовании приходит к выводу, что «при выборе высшего учебного заведения более двух третей опрошенных студентов исходили из возможности совмещения тренировочного процесса с учебой и положились на мнение тренера» [7].

Анализ опыта применения дистанционных образовательных технологий в вузах физической культуры позволяет обратить внимание на особенности использования платформы.

В своем исследовании мы также опирались на зарубежный опыт вузов физической культуры, и нам показалось целесообразным использование в образовательном процессе платформы для дистанционного обучения. Например, в практике Университета

Восточного Лондона при использовании платформы дистанционного обучения Moodle практикуется прикрепление к каждому студенту так называемого репетитора-помощника. В Тартусском университете предоставляют возможность смешанного обучения (в обучении используется веб-интерфейс и очные занятия) [3].

Одной из задач нашего исследования является организация образовательной среды в нашем училище. Мы проанализировали разные подходы: встречаются понятия виртуальной образовательной среды, системы электронного обучения, системы дистанционного обучения.

Мы оперируем последним понятием, подразумевая под ним «программный комплекс, который позволяет планировать, обеспечивать, управлять и учитывать взаимодействие обучаемого, учебного контента и преподавателя» [5].

Студенты-спортсмены выбирают училище олимпийского резерва, опираясь на условия для тренировочного процесса, организацию сборов и выезды на соревнования. Поэтому администрации и преподавателям необходимо применять в образовательном процессе систему дистанционного обучения для поддержки учебного процесса спортсменов на расстоянии.

Самая главная составляющая в системе дистанционного обучения - это учебный контент, который в нашем случае представляет из себя электронный учебный курс, подразумевающий под собой «комплексный электронный образовательный ресурс, ориентированный на реализацию электронного учебно-методического комплекса средствами системы управления обучением, разработанный в соответствии с утвержденной образовательной программой, рабочей программой учебной дисциплины, а также другими принятыми в университете нормативными, техническими и методическими документами, предполагающий обязательное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса» [2].

Методологическая основа статьи позволила теоретически обосновать основные понятия и спроецировать опыт ряда авторов на наше исследование.

Результаты

В нашем исследовании рассматривается процесс внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс студентов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл «Училище олимпийского резерва».

Отсутствие на учебных занятиях студентов ГБПОУ Республики Марий Эл «Училище олимпийского резерва»

Постоянное отсутствие Ежедневное отсутствие на одной из пар Э Ежемесячные соревнования и сборы И Остальные ситуации

Рис. 1. Доля студентов, отсутствующих на занятиях (%)

На конец декабря 2020 г. в училище обучаются 152 студента, подробный анализ пропусков которых представлен на рисунке 1. Анализ рисунка показывает, что 72 % обучающихся нуждаются в сопровождении обучения дистанционными образовательными технологиями. Для большинства спортивных организаций данные являются характерными.

Преподаватели, ведущие учебный процесс в традиционном формате, были озадачены процессом полноценного применения дистанционных образовательных технологий. В рамках эксперимента в Училище олимпийского резерва Республики Марий Эл был выделен ряд важных этапов для внедрения дистанционных образовательных технологий:

1) описание модели обучения студентов-спортсменов в спортивно-педагогическом колледже;

2) разработка технологии подготовки студентов-спортсменов на примере дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»;

3) выбор платформы, на которой будет происходить обучение - система дистанционного обучения (регистрация аккаунтов, обучение участников образовательного процесса и предоставление опыта);

4) применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе студентов-спортсменов.

Рис. 2. Модель обучения студентов-спортсменов в условиях применения дистанционных образовательных технологий

Мы обращаемся к инновационному моделированию, моделированию организации образовательного процесса и модели «среднего уровня», ориентирующейся на анализ эффективности обучения в конкретной образовательной организации. В рамках проектирования модель подготовки студентов-спортсменов была ориентирована на решение основных проблем образовательного процесса, учет дидактической системы смешанного обучения, теоретический анализ исследований, посвященных образованию студентов-спортсменов.

В процессе исследования было установлено, что основными компонентами разрабатываемой модели являются цель, содержание, принципы, методы и формы организации, средства обучения, результат и действия обучающего и обучающегося. Целью внедрения дистанционных образовательных технологий при подготовке студентов-спортсменов является непрерывное обучение, которое полностью реализует образовательную программу.

Результат обусловлен целью обучения и отражается в формировании общих и профессиональных компетенций, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте 49.02.01 «Физическая культура».

В процессе применения дистанционных образовательных технологий при обучении студентов-

спортсменов первоочередными принципами становятся наглядность, интерактивность, совместная деятельность и приоритет самостоятельного обучения, основанные на общепринятых и принципах дистанционного обучения.

Методы и формы организации представлены не только общепринятой классификацией, но и включают классификации дистанционного обучения и характерные им методы: индивидуализированного преподавания и обучения, интерактивный метод, эвристические методы, включающие дискуссию, ролевые игры и ситуационный анализ, а также методы, непосредственно зависящие от современных цифровых технологий, например видеоконференция. Средствами обучения при подготовке студентов-спортсменов являются электронные учебники, видеолекции, тестовые среды, задания и источники информации.

Формы обучения, реализующиеся при данной модели, - парные (когда к отстающему студенту прикрепляется успевающий, сознательный студент, помогающий ему в освоении учебной дисциплины); индивидуальные, при которых преподаватель взаимодействует с одним учеником в аудитории или на расстоянии; групповые формы обучения характеризуются работой в группах, создаваемых для решения конкретной учебной задачи; фронтальные (про-

исходит работа со всеми студентами сразу, например размещение практического и теоретического материала в системе дистанционного обучения). Одними из основных компонентов данной модели являются действия участников образовательного процесса, где ясно прописаны роли обучающего и обучающегося.

Технология реализации подготовки студентов в условиях применения дистанционных образовательных технологий при изучении дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе вышеописанной модели и компонентов технологии: целевого, структурно-содержательного, технологического и результативно-диагностического. Подробное описание технологии представлено в таблице 1.

Дисциплина «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» входит в ряд дисциплин естественно-научного цикла. Студенты ГБПОУ Республики Марий Эл «Училище олимпийского резерва» обуча-

ются по данной дисциплине в течение второго курса, объем учебной дисциплины составляет 126 часов.

Целевой компонент технологии отражен в формировании общих и профессиональных компетенций, структурно-содержательный - в образовательном процессе в системе дистанционного обучения Google Classroom, взаимодействии между собой преподавателя и студента или только студентов. Структурно-содержательный компонент отражен в особенностях взаимодействия преподавателя, студента и системы дистанционного обучения. Технологический компонент представлен в методах и формах организации обучения, а также в средствах обучения. Результативно-диагностический компонент отражен в общих и профессиональных компетенциях, прописанных во ФГОС 49.02.01 «Физическая культура» для дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».

При выборе платформы учитывались следующие критерии: доступность, простота регистрации

Таблица 1

Технология реализации подготовки студентов-спортсменов в условиях применения дистанционных образовательных технологий

Модель технологии реализации подготовки студентов-спортсменов в условиях применения дистанционных образовательных технологий при изучении дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Структурно- Технологический компонент Результативно-диагностический компонент

Целевой компонент содержательный компонент Методы/Формы организации Средства

Формирование общих и профессиональных компетенций в условиях смешанного обучения Образовательный процесс в СДО Google Класс Лекции, практические занятия, задания, самостоятельная работа Электронные учебники, видеолекции (скринкасты), сервисы Google, задания в СДО Google Класс ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ПК 5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Взаимодействие «преподаватель -студент» Консультации Комментарии к работам в СДО Google Класс и аудитории, сообщения в социальной сети и мессенджере ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

Взаимодействие «студент - студент» Практические занятия, задания, подготовка к конкурсам, самостоятельная работа Тестовые среды, веб-квесты, видеоконференция, сервисы Google, задания в СДО Google Класс

и интерфейса, легкое понимание системы, создание электронного учебного курса, включающего взаимодействие преподавателя и студента (общение, личные комментарии, размещение новостей), возможность размещения тестовых заданий, заданий с ответом и лекционных материалов, наличие ведомости успеваемости. На основе этих критериев была выбрана система дистанционного обучения Google Classroom, которая представляет собой веб-сервис, созданный Google для образовательных организаций, включающий в себя работу с электронным учебным курсом.

Важным моментом стала адаптация данной системы под наши условия, которая состояла из нескольких этапов. На первом этапе были решены организационные и технические вопросы, отраженные в регистрации аккаунта Gmail, которая позволила использовать для работы все сервисы Google. На следующем этапе нам важно было изучить полноценный функционал системы. Для этой цели было организовано обучение для преподавателей: подготовлены методические материалы, состоящие из скринкастов по темам «Как войти в Google Класс», «Пользователи и лента», «Темы и задания», «Оценка», «Структура курсов, копирование и архивирование курса дисциплины», «Видеопомощник: рассылка кода курсов»; оказывалась поддержка выступлениями на педагогических мастерских, частными комментариями и общением в чате педагогов в мессенджере WhatsApp. На третьем этапе была выстроена работа со студентами и состоялось их погружение в систему. Для этой цели мы использовали разные инструменты, в том числе возможности дисциплины «Информатика», где решались организационные вопросы со студентами: регистрация и освоение системы дистанционного обучения Google Класс. Для студентов были размещены пробные задания, в которых они могли, ответив на простые вопросы, изучить особенности обучения на платформе.

В процессе освоения системы были составлены методические рекомендации, отражающие интерфейс Google Classroom: ленту, задания, пользователей.

Одним из важных условий работы с системой дистанционного обучения для нас было максимально охватить наших студентов. Для спортсменов, отсутствующих на занятиях, были предложены дополнительные возможности: социальные сети, мессен-джеры, электронная почта, - для отправки дидактических материалов с подробным описанием.

Следующим этапом нам было важно обратить внимание на организацию образовательного процесса, поэтому было принято решение о разработке учебного

контента: правильно описывать задания, давать максимально подробные формулировки. Развитие дистанционных образовательных технологий не может останавливаться и после освоения платформы: было принято решение углубиться в смысл заданий и дед-лайнов.

Отличие заданий в системе дистанционного обучения от традиционных письменных заданий - наличие понятной и последовательной инструкции, как выполнять задания. Например.

Создайте ментальную карту на тему «Особенности организации моего обучения на курсе»:

1. Разработайте ментальную карту в сервисе Соод1е, опираясь на видеоинструкцию.

2. Прикрепите ссылки на работы, созданные на курсе ранее.

3. Измените название ментальной карты, назвав ее по своему усмотрению.

4. Будьте готовы выступить с обзором разработанной ментальной карты на итоговом вебинаре.

5. Прикрепите к заданию ссылку на ментальную карту.

Для повышения мотивации студентов и качества дистанционного обучения крайне важно обращать внимание на сроки выполнения заданий. Для этой цели преподаватели используют разные инструменты, в том числе дедлайн.

С учетом специфики обучения спортсменов преподавателю необходимо опираться на сроки, определяющие время на выполнение заданий, рабочую программу дисциплины и загруженность студентов, в том числе продлевать дедлайны для тех студентов, которые отсутствовали по причине сборов и соревнований, или изначально в задании учитывать возможность продлевать срок выполнения. Для студентов в Училище олимпийского резерва устанавливается дедлайн с минимальным сроком сдачи в неделю.

Крайне важно в рамках применения дистанционных образовательных технологий выстраивать коллективную обратную связь, поэтому для студентов, посещающих образовательную организацию только во время сессии, необходимо создавать дополнительные возможности для более комфортного, эффективного взаимодействия с преподавателем. Для этого мы создаем еженедельные видеоконференции, организуем общение с помощью мессенджеров или социальных сетей, взаимодействие с родителями. Для решения проблемы взаимодействия преподавателей и студентов подключаются классные руководители студентов, которые, в том числе, оказывают дистанционные консультации.

В настоящее время преподаватели ГБПОУ Республики Марий Эл «Училище олимпийского резерва» продолжают осваивать дистанционные образовательные технологии как неотъемлемую часть образовательного процесса студентов-спортсменов. Благодаря запросам студентов и взаимодействию с ними, происходит постоянная корректировка процесса обучения и работы с системой дистанционного обучения.

Заключение

Реализация образовательной программы в спортивных организациях остается процессом, требующим постоянного развития. Администрации и преподавателям необходимо совершенствовать учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий через обновление нормативно-правового обеспечения, через интеграцию современных цифровых средств, через совершенствование электронных учебных курсов, разработанных по требованиям.

Наше исследование доказало, что система дистанционного обучения Google Classroom является эффективной платформой для применения дистанционных образовательных технологий на первом этапе. Мы ее можем рекомендовать для использования в учебном процессе, так как она соответствует таким критериям, как доступность, простота регистрации и интерфейса, легкая усваиваемость системы, создание электронного учебного курса, включающего взаимодействие преподавателя и студента.

Обучение преподавателей позволило поддерживать непрерывное образование студентов на расстоянии: консультации по работе на платформе с помощью мессенджера WhatsApp, социальной сети «ВКонтакте», видеоконференций на платформе Zoom, регистрация на курсы, помощь при выполнении заданий, а также постоянное обновление и развитие курсов.

С учетом весеннего тотального дистанционного обучения к началу учебного года были получены определенные результаты, помогающие реализовывать обучение на расстоянии: подключены все студенты к системе дистанционного обучения, созданы электронные учебные курсы или его части по всем дисциплинам, проанализирована обратная связь со студентами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адаптация преподавателей и студентов к применению дистанционных образовательных технологий продолжается до сих пор: после изучения системы дистанционного обучения возникают вопросы о качестве учебного контента, практической значимости заданий и взаимодействии со студентами. Сейчас мы реализо-

вываем образовательную программу с учетом трудностей, которые испытали на первом этапе адаптации.

В начале каждого учебного года в системе появляются новые студенты и педагоги, которые проходят путь изучения и применения дистанционных образовательных технологий с первого этапа: регистрация в системе дистанционного обучения, изучение платформы, реализация образовательного процесса с ее помощью.

Опыт нашего исследования будет полезен для образовательных организаций, которые готовят и обучают спортсменов, так как описаны критерии выбора платформы, этапы внедрения системы дистанционного обучения и ее особенности.

Литература

1. Буянов В. Н., Субботин В. Я. Особенности и условия организации процесса обучения студентов-спортсменов высокой квалификации [Электронный ресурс] // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. Ульяновск, 2018. С. 129-130. URL: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2017/355.pdf (дата обращения: 16.07.2020).

2. Запорожко В. В., Дырдина Е. В., Парфенов И. В. Создание электронных учебных курсов в системе Moodle для реализации образовательных программ факультетом дистанционных образовательных технологий. Оренбург, 2016. 41 с.

3. Камалеева А. Р., Хадиуллина Р. Р. Зарубежный и отечественный опыт использования дистанционного обучения в вузах физической культуры (по результатам исследования официальных сайтов вузов) [Электронный ресурс] // Открытое образование. 2014. № 5. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt-ispolzovaniya-distantsionnogo-obucheniya-v-vuzah-fizicheskoy-kultury-po-rezultatam-issledovaniya (дата обращения: 15.07.2020).

4. Каткова Т. В., Строева И. В. Реализация дистанционных образовательных технологий в процессе подготовки студентов вуза физической культуры по естественнонаучным дисциплинам [Электронный ресурс] // Физическая культура, спорт -наука и практика. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/realizatsiya-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-protsesse-podgotovki-studentov-vuza-fizicheskoy-kultury-po (дата обращения: 10.11.2020).

5. Магомедова К. Т. Этапы развития электронного обучения и их влияние на появление новых технологических стандартов качества электронного обучения [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГУ Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-elektronnogo-obucheniyai-ih-vNyanie-na-poyavlenie-novyh-tehnologicheskih-standartov-kachestva-elektronnogo (дата обращения: 07.11.2020).

6. Олейник Е. А., Ткачук М. Г, Бордовский П. Г. Современные педагогические аспекты дистанционных технологий в образовательном процессе в физкультурном вузе [Электронный ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. № 5 (171). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-pedagogicheskie-aspekty-distantsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse-v-fizkulturnom-vuze (дата обращения: 14.12.2020).

7. Отношение студентов-спортсменов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки [Электронный

ресурс] / Зотова Ф.Р. [и др.] // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. № 10 (128). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/otnoshenie-studentov-sportsmenov-k-integratsii-obrazovatelnogo-protsessa-i-sportivnoy-podgotovki (дата обращения: 20.07.2020).

8. Плеханов А. А. Организация дистанционного обучения на основе платформы Moodle в училище олимпийского резерва №1 города Екатеринбурга [Электронный ресурс] // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-na-osnove-platformy-moodle-v-uchilische-olimpiyskogo-rezerva-1-goroda-ekaterinburga (дата обращения: 20.07.2020).

9. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.12.2020).

10. Хадиуллина Р. Р. Реализация технологии образовательного процесса студентов-спортсменов разных форм обучения в условиях виртуальной образовательной среды вуза физической культуры [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 420. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-tehnologii-obrazovatelnogo-protsessa-studentov-sportsmenov-raznyh-form-obucheniya-v-usloviyah-virtualnoy-obrazovatelnoy (дата обращения: 20.07.2020).

11. Чечельницкая С. М. Электронное и дистанционное обучение в Педагогическом институте физической культуры и спорта МГПУ [Электронный ресурс] // Теория и практика физической культуры. 2014. № 3. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=21253458 (дата обращения: 13.07.2020).

References

1. Buyanov V. N., Subbotin V. Ya. Osobennosti i usloviya organizacii processa obucheniya studentov-sportsmenov vysokoj kvalifikacii [Features and conditions of the organization of the training process of highly qualified student-athletes]. Socio-pedagogical aspects of physical education of youth. Proceedings of the XVI International Scientific and Practical Conference. Ulyanovsk, 2018, pp. 129-130. Available at: http://venec.ulstu.ru/lib/ disk/2017/355.pdf (accessed 16.07.2020). (In Russian).

2. Zaporozhko V. V., Dyrdina E. V., Parfenov I. V. Sozdanie elektronnyh uchebnyh kursov v sisteme Moodle dlya realizacii obrazovatel'nyh programm fakul'tetom distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij: metodicheskie rekomendacii [Creation of e-learning courses in the Moodle system for the implementation of educational programs by the Faculty of Distance Learning Technologies: methodological recommendations]. Orenburg, 2016, 41 p. (In Russian).

3. Kamaleeva A. R., Hadiullina R. R. Zarubezhnyj i otechestvennyj opyt ispol'zovaniya distancionnogo obucheniya v vuzah fizicheskoj kul'tury (po rezul'tatam issledovaniya oficial'nyh sajtov vuzov) [Foreign and domestic experience distance learningin universities of physical education (as a result of research universities official site)]. Open Education, 2014, no. 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt-ispolzovaniya-distantsionnogo-obucheniya-v-vuzah-fizicheskoy-kultury-po-rezultatam-issledovaniya (accessed 15.07.2020). (In Russian).

4. Katkova T. V., Stroeva I. V. Realizaciya distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v processe podgotovki studentov vuza fizicheskoj kul'tury po estestvennonauchnym disciplinam [Distance educational technologies realization during the

training process of students of natural scientific disciplines at physical education university]. Physical Culture, Sports-Science and Practice, 2016, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/realizatsiya-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-protsesse-podgotovki-studentov-vuza-fizicheskoy-kultury-po (accessed 10.11.2020). (In Russian).

5. Magomedova K. T. Etapy razvitiya elektronnogo obucheniya i ih vliyanie na poyavlenie novyh tekhnologicheskih standartov kachestva elektronnogo obucheniya [Stages of e-learning development and their impact on the emergence of new technological standards of e-learning quality]. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Sciences, 2015, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/etapy-razvitiya-elektronnogo-obucheniyai-ih-vliyanie-na-poyavlenie-novyh-tehnologicheskih-standartov-kachestva-elektronnogo (accessed 07.11.2020). (In Russian).

6. Olejnik E. A., Tkachuk M. G., BordovskijP. G. Sovremennye pedagogicheskie aspekty distancionnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe v fizkul'turnom vuze [Modern pedagogical aspects of remote technologies in the educational process in the university of physical culture]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2019, no. 5 (171). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-pedagogicheskie-aspekty-distantsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse-v-fizkulturnom-vuze (accessed 14.12.2020). (In Russian).

7. Zotova F. R. et al. Otnoshenie studentov-sportsmenov k integracii obrazovatel'nogo processa i sportivnoj podgotovki [Students-athletes' attitudes to the integration of educational process and sports training]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2015, no. 10 (128). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/otnoshenie-studentov-sportsmenov-k-integratsii-obrazovatelnogo-protsessa-i-sportivnoy-podgotovki (accessed 20.07.2020). (In Russian).

8. Plekhanov A. A. Organizaciya distancionnogo obucheniya na osnove platformy Moodle v uchilishche olimpijskogo rezerva №1 goroda Ekaterinburga [Organization of distance learning based on the Moodle platform in the school of the Olympic reserve No. 1 of the city of Yekaterinburg/. Innovative Projects and Programs in Education, 2014, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-na-osnove-platformy-moodle-v-uchilische-olimpiyskogo-rezerva-1-goroda-ekaterinburga (accessed 20.07.2020). (In Russian).

9. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On education in the Russian Federation]. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (accessed 10.12.2020). (In Russian).

10. Hadiullina R. R. Realizaciya tekhnologii obrazovatel'nogo processa studentov-sportsmenov raznyh form obucheniya v usloviyah virtual'noj obrazovatel'noj sredy vuza fizicheskoj kul'tury [Implementation of the technology of educational process of student-athletes of different modes of study under the conditions of virtual educational environment of a physical culture higher school]. Tomsk State University Journal, 2017, no. 420. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nZ realizatsiya-tehnologii-obrazovatelnogo-protsessa-studentov-sportsmenov-raznyh-form-obucheniya-v-usloviyah-virtualnoy-obrazovatelnoy (accessed 20.07.2020). (In Russian).

11. Chechel'nickaya S. M. Elektronnoe i distancionnoe obuchenie v Pedagogicheskom institute fizicheskoj kul'tury i sporta MGPU [E-learning and distance learning in teacher training institute of physical culture and sport of MSTTU]. Theory and Practice of Physical Culture, 2014, no. 3. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21253458 (accessed 13.07.2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.