Научная статья на тему 'Исторический контекст и значение политической философии Марсилия Падуанского'

Исторический контекст и значение политической философии Марсилия Падуанского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
517
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАПСТВО / СХОЛАСТИКА / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / SCHOLASTICISM / POLITICAL PHILOSOPHY OF THE MIDDLE AGES / POPES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зеленский Олег Александрович

Данная статья посвящена идеям одного из творцов современных политических теорий Марсилия Падуанского. Проанализированы ключевые положения его сочинения «Защитник мира», рассмотрены их исторический контекст и значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL BACKGROUNG AND THE MEANING OF POLITICAL PHILOSOPHY OF MARSILIUS FROM PADUA

This article deals with one of creators of contemporary political theories, Marsilius from Padua, and his ideas. The crucial points of his work “The Defender of the Peace” have been analized, and their historical background and meaning have been discussed.

Текст научной работы на тему «Исторический контекст и значение политической философии Марсилия Падуанского»

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ МАРСИЛИЯ ПАДУАНСКОГО

Зеленский Олег Александрович

канд. филос. наук, старший преподаватель Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), РФ, г. Москва

E-mail: zelenskiy87@yandex.ru

THE HISTORICAL BACKGROUNG AND THE MEANING OF POLITICAL PHILOSOPHY OF MARSILIUS FROM PADUA

Zelenskiy Oleg

PhD, senior teacher of Moscow state university of Economics, Statistics and

Informatics (MESI), Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена идеям одного из творцов современных политических теорий — Марсилия Падуанского. Проанализированы ключевые положения его сочинения «Защитник мира», рассмотрены их исторический контекст и значение.

ABSTRACT

This article deals with one of creators of contemporary political theories, Marsilius from Padua, and his ideas. The crucial points of his work "The Defender of the Peace" have been analized, and their historical background and meaning have been discussed.

Ключевые слова: папство; схоластика; средневековая политическая философия.

Keywords: the popes; scholasticism; political philosophy of the Middle Ages.

В политической философии эпохи Возрождения было несколько мыслителей, с именами которых был связан переход от старого средневекового мировоззрения к новому политическому мышлению. С точки зрения исследователя П.Е. Зигмунда, ключевую роль здесь играли две фигуры — Марсилий Падуанский и Никколо Макиавелли [4, c. 392]. Широко известны в философских кругах труды Никколо Макиавелли, прежде всего, его работа

«Государь», однако не меньшее влияние на своих современников оказала работа «Защитник мира» Марсилия Падуанского, которая, несмотря на это, упоминается сегодня гораздо реже. Но именно об этой работе папа Климент VI отзывался: «мы почти никогда не читали худшего еретика, чем Марсилий» [3, с. xi].

Северная Италия (или, как она еще тогда называлась, regnum Italicum), из которой происходил Марсилий, была в начале XIV века ареной жесткой борьбы между Священной Римской империей и папством. Папство переживало далеко не самую простую страницу в своей жизни (помимо всего прочего, папская резиденция в 1309 году была перенесена в Авиньон — именно здесь они пытались найти безопасное прибежище подальше от раздиравшей Италию борьбы гвельфов и гибеллинов), и этим попытались воспользоваться германские императоры. Не способствовал авторитету папской власти и нравственный облик римского папы Иоанна XXII (1316—1334) — о нем Данте написал, что «три зверя гнездятся в его сердце: разврат, беспощадность и скупость» [1, с. 161]. Впрочем, переехав в Авиньон, религиозные иерархи быстро взялись за обустройство своей резиденции. О ней Петрарка писал, что «здесь владычествуют преемники бедных рыбаков из Галилеи. Они непонятным образом забыли свои истоки. Велико мое изумление, когда я, вспоминая их предков, вижу этих людей, отягощенных золотом и облаченных в пурпур» [2, с. 269]. Главным врагом римского папы был Людвиг IV Баварский, победивший в борьбе за имперский престол в 1322 году Фридриха Австрийского. Иоанн XXII же оспаривал права Людвига на престол, что стало причиной беспрецедентного до того времени конфликта. В своей Заксенхаузенской апелляции Людвиг отрицал право римского папы решать вопросы, касающиеся власти в Священной Римской империи, а папа в ответ отлучил Людвига от церкви. На этом «еретик», однако, не успокоился — в 1329 году он вовсе решается на прежде немыслимый шаг: он сам осуждает в Пизе Иоанна XXII в ереси, обращаясь, правда, не к самому папе, а к его соломенному чучелу.

На стороне Людвига выступили Марсилий Падуанский и Уильям Оккам. Близость между Людвигом и Оккамом была запечатлена в его знаменитой клятве верности императору: «Ты меня защищай мечом, а я тебя буду защищать словом!» (Tu me defendas gladio: ego te defendam calamo). Не менее значительную роль заместителя («викария») в духовных вопросах Людвиг отводил Марсилию [3, xiii]. Это неудивительно, поскольку работа Марсилия «Защитник мира» (Defensor pacis), созданная в 1324 году, стала первым серьезным обоснованием приоритета власти императора над папской властью в решении политических вопросов.

Структурно «Защитник мира» состоял из трех неравных по своему объему рассуждений. Ключевая роль среди них отводилась первому, где Марсилий пытался опровергнуть авторитет папы с помощью доводов разума. Главным источником для него была прежде всего аристотелевская «Политика», переведенная на латынь несколько десятилетий перед этим Вильямом из Мербеке. Аристотелевское происхождение имеет, в частности, деление на «хорошо организованные» (bene temperatae) и «порочные» (vitiatae) типы правления1. Марсилий строго следует Аристотелю, выделяя типы установления власти2.

Центральное место в работе Марсилия отводится законодателю. Рассуждая по поводу категории закона, Марсилий четко разводит два понимания закона — они были названы материальным и формальным аспектом закона . С точки зрения материального толкования, закон устанавливает

справедливое/несправедливое, правильное/неправильное. Хотя это понимание закона нельзя отвергнуть в полной мере, закон в точном смысле этого слова

1 Def. Pac. 1,8,2. Выделяя правильные типы правления (Pol. iii, 1279a 27—31), Аристотель, однако, упоминает только один критерий — действие в интересах общего блага. Однако второй критерий Марсилия, согласие подданных (букв. в тексте: secundum voluntatem subditorum), упоминается в другом месте работы Аристотеля (Pol. iv, 1295a15—17), когда он касается монархии. Марсилий лишь переносит этот принцип на все «хорошо организованные» типы правления. Этот принцип согласия впоследствии был положен в основу теории «общественного договора».

2 Def. Pac. 1,9,4. Ср. Pol. iii, 1284b 35 сл.

3 Def. Pac. 1,10,4.

Марсилий определяет как установление, правило, которое задано законодателем и за нарушение которого предназначены определенные меры наказания. Таким образом, Марсилий отходит от рационалистической теории законности, характерной для средневековой эпохи, и делает главный акцент прежде всего на «действующей причине» закона. При этом для автора «Защитника мира» кажется нежелательным передача законодательной власти одному человеку или узкому кругу лиц, т.к. они могут ошибиться и издать плохие законы. Марсилий много раз повторяет, что законодательная воля должна принадлежать всему сообществу или его сильной части (valentior pars). Это отражает преимущественно республиканский настрой работы Марсилия.

С большой долей вероятности, учение Марсилия послужило толчком к формированию политической теории Оккама. До 1324 года у Оккама не отмечается никаких антицерковных политических теорий, а в то жаркое время они бы обязательно должны были подвергнуться критике [5, c. 496]. Сайкс пытается показать, что многие идеи центрального политического сочинения Оккама, «Диалога», связаны с трактатом Марсилия [5]. И тот, и другой обсуждают вопрос, передавал ли Христос апостолу Петру власть над остальными учениками, и оба дают отрицательный ответ, причем можно установить значительное текстологическое сходство между двумя сочинениями. Хотя Сайкс не отвергает возможности использования Оккамом какого-либо третьего источника, общего для обоих авторов, он не рассматривает гипотезу о влиянии «Защитника мира» на «Диалог» Оккама как совершенно невероятную [5, c. 504], тем более что и тот и другой входили в ближний круг Людвига Баварского.

Несомненно, что «Защитник мира» выступил и в качестве одного из главных источников реформационных движений. Более того, как указывает Стаут, именно Марсилий, а не Макиавелли, Уиклиф, Эразм или Тиндаль, заложил идеологическую основу Английской Реформации [308]. Томас Кромвель, главный идеолог этого движения и главный советник короля Генриха VIII, был хорошо знаком Defensor Pacis благодаря множеству

существовавших манускриптов, и он был одним из инициаторов издания перевода сочинения на английский язык в 1535 году. Выбор не был случайным. Антипапские настроения трактата хорошо сочетались с духовной атмосферой Англии эпохи Реформации, идеал приоритета светской власти над духовной выражал точку зрения Томаса Кромвеля в отношении сильного централизованного государства. В целом, идея Марсилия о том, что светская власть должна регулировать все внутренние вопросы в государстве, не могла не понравиться Кромвелю. Правда, некоторые положения Марсилия были уточнены в угоду сложившейся обстановке: в частности, в переводе был исключен раздел о наказании несправедливого правителя. Кроме того, взгляды Марсилия были далеки от абсолютистских, хотя он и допускал в качестве крайнего случая единоличное правление.

Трактат также оказал значительное влияние и на развитие последующих социально-политических теорий. Он пошел дальше средневековых теорий, либо отдававших первенство папству, либо исходивших из параллелизма светской и духовной власти. Трактат ясно показал независимость и самодостаточность светской власти в решении всех своих внутренних проблем. Указав на роль воли сообщества в установлении законов, Марсилий заложил основу для теории «общественного договора». Указав на различие между материальным и формальным аспектами закона, он привлек внимание к изучению реального процесса законотворчества.

Список литературы:

1. Гергей Е. История папства. М.: Республика, 1996. — 464 с.

2. Норвич Д. История папства. М.: АСТ, 2014. — 606 [2] с.

3. Marsilius of Padua. The Defender of the Peace// Ed. and transl. by A. Brett. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

4. Sigmund Paul E. The Influence of Marsilius of Padua on XVth-Century Conciliarism// Journal of the History of Ideas. — Vol. 23, — № 3, — 1962. — P. 392—402.

5. Sikes J.G. A Possible Marsilian Source in Ockham// The English Historical Review. — Vol. 51, — № 203, — 1936. — P. 496—504.

6. Stout Harry S. Marsilius of Padua and the Henrician Reformation// Church History. — Vol. 43, — 1974. — P. 308—318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.