Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 9 КЛАССАХ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 9 КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ИСТОРИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / УРОК / СРЕДСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буяров Дмитрий Владимирович, Скатов Даниил Романович

В данной статье описан опыт формирования у учащихся 9-х классов Алексеевской гимназии г. Благовещенска исследовательских умений при помощи использования учителем исторических источников. Цель исследования - изучение опыта работы учащихся с историческими источниками и оценка влияния такой работы на формирование исследовательских умений. В исследовании приняли участие более 100 учащихся 9-х классов. В работе с учащимися применялись следующие методы: использование документа в целях доказательства или опровержения, использование документа в сочетании с другими источниками знаний - иллюстрациями, картами и т.д., сравнительный анализ документов. Можно отметить повышение у обучающихся познавательного интереса к истории, на основе формирования у них исследовательских умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буяров Дмитрий Владимирович, Скатов Даниил Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL SOURCE AS A MEANS OF FORMING RESEARCH SKILLS IN HISTORY LESSONS IN 9 GRADES

This article describes the experience of developing research skills in students of the 9th grade of the Alekseevskaya gymnasium in Blagoveshchensk through the use of historical sources by the teacher. The purpose of the study is to study the experience of students working with historical sources and assess the impact of such work on the formation of research skills. More than 100 students of the 9 th grade took part in the study. The following methods were used in working with students: the use of a document for the purpose of proof or refutation, the use of a document in combination with other sources of knowledge -illustrations, maps, etc., a comparative analysis of documents. An increase in students' cognitive interest in history can be noted, based on the formation of their research skills.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 9 КЛАССАХ»

3. Dorontsev, A.V., Popov S.Yu. (2017), "Study of the methodology for performing tempo weightlifting exercises when doing crossfit", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10(152). pp. 47-51.

4. Karpov, V.Y., Zavalishina, S.Y, Romanova, A.V., Pozdnyakova, I.R., Kozyakov, R.V. and Sharagin, V.I. (2021), "Effects of regular exercise on functional activity of cardio-vascular system", International Journal of Pharmaceutical Research, Vol. 13, No. 1, pp. 408-412.

5. Karpov, V.Yu, Zavalishina, S.Yu, Dorontsev, A.V. et al. (2021), "Physiological Response of the Physical Capabilities of Adolescents with Sensorineural Hearing Loss to Regular Adaptive Handball", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 14(1), рр. 99-103.

6. Karpov, VYu., Zavalishina, S.Y, Bakulina, E.D., Dorontsev, A.V., Gusev, A.V., Fedorova, T.Y. and Okolelova, V.A. (2021), "The Physiological Response of the Body to Low Temperatures", J Bio-chem Technol, Vol. 12(1), рр. 27-31.

7. Chichkova M.A., Svetlichkina A.A and Chichkov M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, No. 1 (15), pp. 28-35.

Контактная информация: ishmeeva2008@ya.ru

Статья поступила в редакцию 01.05.2022

УДК 372.893

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 9 КЛАССАХ

Дмитрий Владимирович Буяров, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск; Даниил Романович Скатов, учитель, Алексеевская гимназия, г. Благовещенск

Аннотация

В данной статье описан опыт формирования у учащихся 9-х классов Алексеевской гимназии г. Благовещенска исследовательских умений при помощи использования учителем исторических источников. Цель исследования - изучение опыта работы учащихся с историческими источниками и оценка влияния такой работы на формирование исследовательских умений. В исследовании приняли участие более 100 учащихся 9-х классов. В работе с учащимися применялись следующие методы: использование документа в целях доказательства или опровержения, использование документа в сочетании с другими источниками знаний - иллюстрациями, картами и т.д., сравнительный анализ документов. Можно отметить повышение у обучающихся познавательного интереса к истории, на основе формирования у них исследовательских умений.

Ключевые слова: исследовательские умения, история, исторический источник, урок, средство.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p75-79

HISTORICAL SOURCE AS A MEANS OF FORMING RESEARCH SKILLS IN HISTORY LESSONS IN 9 GRADES

Dmitry Vladimirovich Buyarov, the candidate of philosophical sciences, docent, department chair. Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk; Daniil Romanovich Skatov, the teacher, Alekseevskaya gymnasium, Blagoveshchensk

Abstract

This article describes the experience of developing research skills in students of the 9th grade of the Alekseevskaya gymnasium in Blagoveshchensk through the use of historical sources by the teacher. The purpose of the study is to study the experience of students working with historical sources and assess the impact of such work on the formation of research skills. More than 100 students of the 9th grade took part in the study. The following methods were used in working with students: the use of a document for

the purpose of proof or refutation, the use of a document in combination with other sources of knowledge -illustrations, maps, etc., a comparative analysis of documents. An increase in students' cognitive interest in history can be noted, based on the formation of their research skills.

Keywords: research skills, history, historical source, lesson, tool.

ВВЕДЕНИЕ

В современной школе на уроках истории невозможно обойтись без применения исторических источников. Они позволяют учащимся прикоснуться к реальной истории, почувствовать себя участниками тех событий, глубже проникнуться эпохой и узнать о нравственных, духовных и социальных проблемах, характерных для конкретной исторической эпохи. Использование источников помогает развитию исторического мышления, напрямую связанного с исследовательскими умениями. Под историческим мышлением понимают умения учащихся выбирать факты и явления, способность характеризовать и давать им оценку, используя различные исторические источники [4].

Применению исторических источников в школе, методам и приёмам работы с ними посвящены труды плеяды известных современных методистов: Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой, Т.А. Кругловой, Г.А. Голикова и другие. В своих работах они поднимают проблемы работы с историческими источниками и возможные пути их решения [3, 4].

Под историческими источниками подразумеваются все объекты антропогенного характера, отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества. Это не только созданные человеком объекты материальной культуры, но также и результаты взаимодействия людей с окружающей средой [3]. Для каждого исторического периода, насколько условно бы они не разделялись, характерно преобладание определённых типов источников. Так, для истории древности наиболее характерны археологические источники - наскальные рисунки, петроглифы, орудия труда. Для истории Новейшего времени - источники письменные, зачастую связанные с официальным делопроизводством [1].

Невозможно представить современный урок в средней школе без использования разнообразных источников и их анализа. Некоторые учителя следуют традиционным методам обучения, которые ограничивают понимание и усвоение учащимися учебного материала [8]. Сегодня главное - не подавать информацию в готовом виде, а научить учащихся различным умениям, которые помогут школьникам как в обучении конкретным школьным предметам, так и выборе жизненного пути, и профессиональном самоопределении. При таком подходе учителю необходимо акцентировать внимание на обучении учащихся основам исследовательской деятельности. Формирование исследовательских умений, обучение навыкам самостоятельной постановки целей и задач считаются приоритетными направлениями в современном историческом образовании. Эти навыки успешно формируются на уроках истории при работе с историческими источниками [6, 7].

При использовании исторических источников на уроках истории в школе к ним предъявляются определенные требования:

- отображение основных фактов и событий эпохи;

- соответствие цели и задачам обучения истории;

- быть доступным и понятным ученикам;

- быть связанным с программным материалом и способным помочь в углублении знаний по определённой теме [3].

Отсюда следуют, что учитель не может взять абсолютно любой источник, относящийся к проходимому периоду. Нужно быть избирательным и стараться подобрать исторический источник, а также форму работы в соответствии с возрастными и умственными способностями учащихся. Для выполнения этих задач учитель истории должен иметь высокую подготовку и сам владеть необходимыми исследовательскими умениями [8].

В современной школе наблюдается не очень высокий уровень развития у обучающихся исследовательских умений. Как было указано выше, важность данных умений при обучении другим предметам трудно переоценить. Ещё одной важной причиной для формирования у школьников исследовательских умений является и то, что учащиеся часто выбирают историю как дополнительный предмет в рамках сдачи ОГЭ. Кроме того, что работа с историческими источниками помогает в закреплении пройденного материала, в ОГЭ есть задания, напрямую связанные с историческим источником.

Цель исследования - изучение опыта работы учащихся с историческими источниками и оценка влияния такой работы на формирование исследовательских умений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ сформированное™ у учащихся 9-х классов исследовательских умений в ходе первого констатирующего эксперимента показал, что лишь 15% учащихся владеют данными умениями на должном уровне, предъявляемым ФГОС ООО. Соответственно, была поставлена цель - продолжить процесс обучения школьников при помощи исторических источников навыкам исследования: задавать нужные вопросы к источнику, анализировать его, обращать внимание на контекст, время создания источника и его автора и т. д.

Для формирующего эксперимента была выбрана тема «Особенности внутренней политики Александра III», в соответствии с учебным планом. Учащимся были предложены тексты документа «Манифест о незыблемости самодержавия от 29 апреля 1881 г.» [2] и документа «Новая монаршая милость государя императора Александра III. О выкупе земельных наделов» [5], а также ряд положений, которые было необходимо доказать или опровергнуть. Одним из примеров может послужить следующие задания: «Докажите с помощью текста источника, что Александр III придерживался консервативных взглядов в духе теории официальной народности» или «Докажите при помощи текста исторических источников факт того, что император Александр III проявлял большое внимание к проблеме бедности и малоземелья крестьян» Далее было предложено просмотреть фрагмент учебного видеоролика «Романовы. Серия 8» об Александре III и сделать вывод - действительно ли император заботился о народе так, как декларировал в своей речи.

Не всем учащимся удавалось справиться самостоятельно с поставленными задачами, поэтому для них была организована индивидуальная помощь. Самостоятельно справились с вопросами около 65% присутствующих на занятиях.

В ходе последующих констатирующих экспериментов были замечены существенные изменения в сформированности у учащихся 9-х классов исследовательских умений. Кроме того, необходимо отметить повышение мотивации и познавательного интереса к истории, даже у учащихся, которые ранее не проявляли особого интереса.

Но важно упомянуть, что на разработку таких заданий у учителя уходит больше времени, чем на подготовку к стандартному уроку с изучением нового материала. Кроме того, в ходе урока могут возникнуть различные сложности - от технических неполадок до проблем с пониманием текста источника учащимися. Несмотря на сложности, использование исторических источников на уроках истории крайне полезно и необходимо для формирования исследовательских умений.

ВЫВОДЫ

Применение исторических источников на уроках истории в 9-х классах, несомненно, играет важную роль в процессе преподавания истории в школе, в частности, помогает в формировании у учащихся исследовательских умений. Современный урок трудно представить без использования исторических документов. Учебный процесс исторического образования трансформируется в исследовательскую деятельность. Учитель подаёт материал не в готовом виде, а лишь направляет учащихся на их исследовательском пути. Успех на этом пути зависит от правильно подобранных документов, проработанного пла-

на учителя, уровня подготовки учащихся. В случае успеха учитель сможет наблюдать качественный рост исследовательских умений у учащихся, рост мотивации к изучению истории, углубление знаний по предмету. Школьник, владеющий исследовательскими умениями, может самостоятельно сделать вывод о причинах написания того или иного текста, а также чьи интересы и потребности он отражает. Умение работать с различной информацией помогает отличать факты от субъективного мнения, выявлять предвзятость. Предлагаемые задания и методы работы могут быть использованы учителями истории в других школах, а также адаптированы под другие возрастные группы и даже под другие предметы. Выпускники, обладающие исследовательскими умениями, смогут уверенно работать с любой информацией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонцева В.А. Работа с историческими источниками в школе и вузе / В. А. Антонцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 7. - С. 36-40.

2. Манифест о незыблемости самодержавия // Государство российское: власть и общество. С древнейших времен до наших дней. Сборник документов. Под ред. Ю.С. Кукушкина. - Москва : Изд-во Моск. университета, 1996. - С. 233-235.

3. Маркевич М.Ю. Исторические документы как средство формирования навыков исследовательской работы в 10-11 классах средней школы / М.Ю. Маркевич // Вестник науки и образования. - 2015. - № 6 (8). - С. 12-16.

4. Маркевич М.Ю. Применение исторических источников как средства формирования навыков исследовательской деятельности в средней школе / М.Ю. Маркевич // Вестник магистратуры. - 2015. - № 8 (47). - С. 36-39.

5. Новая монаршая милость государя императора Александра III. О выкупе земельных наделов: (Из Собрания узаконений и распоряжений правительства №1 1882 г.). - Санкт-Петербург: тип. К. К. Ретгера, 1882. - 31 с.

6. Токмянина С.В. Работа с письменными историческими источниками на уроках истории как одна из форм реализации компетентностного подхода в школьном историческом образовании / С.В. Токмянина // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 6. - URL: https://human.snauka.ru/2016/06/15649 (дата обращения: 24.03.2022).

7. Anderson C. Using Primary Documents to Foster Historical Thinking Skills in A Secondary English as a Foreign Language Classroom / Presented in Partial Fulfillment of the Requirements for The Master of Education Degree in the College of Education and Human Service Professions / C. Anderson // University of Minnesota Duluth, 2013. - URL: https://core.ac.uk/download/pdf/83128823.pdf (датаобращения: 26.03.2022).

8. Ghada A. Historical Research Skills Development in Light of a Training Program for Secondary Stage History Teachers / A. Ghada // Journal of Education and Practice. - 2017. - Vol. 8. - № 10. - Р. 38-53.

REFERENCES

1. Antontseva, VA. (2018), "Working with historical sources at school and university", International Journal of the Humanities and Natural Sciences, No. 7. pp. 36-40.

2. Kukushkin, Yu.S. (1996), "Manifesto on the inviolability of autocracy", The Russian State: Power and Society. From ancient times to the present day. Collection of documents, Publishing House of Moscow University, Moscow. - pp. 233-235.

3. Markevich, M.Yu. (2015), "Historical Documents as a Means of Forming Research Skills in Grades 10-11 of Secondary School", Bulletin of Science and Education, No. 6 (8). pp. 12-16.

4. Markevich, M.Yu. (2015), "The use of historical sources as a means of developing research skills in secondary school", Bulletin of the Magistracy, No. 8 (47). pp. 36-39.

5. From the Collection of legalizations and government orders No. 1 (1882), New royal mercy of the Emperor Alexander III. (1882), On the redemption of land plots, type. K. K. Retgera, St. Petersburg.

6. Tokmyanina, S.V. (2016), "Work with written historical sources in history lessons as one of the forms of implementation of the competence-based approach in school history education", Humanitarian scientific research, No. 6, available at: https://human.snauka.ru/2016/06/15649 (date accessed: 24.03.2022).

7. Anderson, C. (2013), "Using Primary Documents to Foster Historical Thinking Skills in A Secondary English as a Foreign Language Classroom", Presented in Partial Fulfillment of the Requirements for The Master of Education Degree in the College of Education and Human Service Professions, University of Minnesota Duluth, available at: https://core.ac.uk/download/pdf/83128823.pdf (date accessed: 26.03.2022).

8. Ghada, A. (2017), "Historical Research Skills Development in Light of a Training Program for Secondary Stage History Teachers", Journal of Education and Practice, Vol. 8, No. 10. - pp. 38-53.

Контактная информация: buyarov_d@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.05.2022

УДК 796.011.3

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПОЛИАТЛОНОМ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ В ГОСПИТАЛЯХ ПО ЛЕЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

Александра Владимировна Вайсбург, доцент, Тверской государственный технический

университет, Тверь

Аннотация

В статье приводится анализ тенденций исследовательской активности за последние годы, посвященных вопросам студенческого спорта, проблемам и перспективам тренировок в период ко-ронавирусной инфекции, спортивной подготовки студентов медицинских вузов. Приведены результаты исследования среди студентов-спортсменов ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» МЗ РФ по анализу влияния работы в госпиталях по лечению больных коронавирусной инфекцией на занятия полиатлоном, режим тренировок, спортивную карьеру, спортивные результаты и достижения. Половина опрошенных свидетельствует о негативном влиянии (недосып, нарушение режима сна и питания, сокращение времени на спорт, уменьшение количества тренировок, отсутствие физических и моральных сил для занятий, перераспределение тренировочного времени на учебный процесс). В качестве позитивного влияния подобного трудоустройства отмечаются повышение двигательной активности, выносливости, стрессоустойчи-вости, дисциплинированности и улучшение личных спортивных результатов.

Ключевые слова: спорт, студенты-медики, полиатлон, covid-19, работа, госпитали.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p79-82

TRANSFORMATION OF POLYATHLON CLASSES OF STUDENT-ATHLETES WHILE WORKING IN HOSPITALS FOR THE TREATMENT OF PATIENTS WITH

CORONAVIRUS INFECTION

Alexandra Vladimirovna Vaisburg, the docent, Tver State Technical University, Tver

Abstract

The article provides an analysis of trends in research activity in recent years, devoted to the issues of student sports, problems and prospects of training during coronavirus infection, sports training of medical students. The results of a study among student-athletes of the Tver State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation on the analysis of the impact of work in hospitals for the treatment of patients with coronavirus infection on polyathlon classes, training regimen, sports career, sports results and achievements are presented. Half of the respondents indicate a negative impact (lack of sleep, violation of sleep and nutrition, reduction of time for sports, reduction in the number of workouts, lack of physical and moral strength for classes, redistribution of training time for the learning process). As a positive influence of such employment, an increase in motor activity, endurance, stress resistance, discipline and improvement of personal sports results are noted.

Keywords: sports, medical students, polyathlon, covid-19, work, hospitals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.