Научная статья на тему 'Исторический аспект появления и развития школьных музеев в России: периодизация, проблемы, особенности работы'

Исторический аспект появления и развития школьных музеев в России: периодизация, проблемы, особенности работы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4543
669
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ / СЕТЬ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ / ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ / SCHOOL MUSEUMS / A NETWORK OF SCHOOL MUSEUMS / A PERIODIZATION / STAGES OF ACTIVITY OF SCHOOL MUSEUMS / POSITION ABOUT A SCHOOL MUSEUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонов Евгений Евгеньевич

Автор статьи предлагает свою периодизацию по истории школьных музеев России, согласно которой описывается процесс появления и дальнейшей деятельности школьных музеев. В работе обстоятельно показана не только история появления школьных музеев, но также их роль и значение в образовательном процессе на разных этапах исторического развития. Также описываются проблемы школьных музеев в контексте их исторической специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspect of occurrence and development of school museums in Russia: the periodization, problems, features of work

The author of article offers the periodization on stories of school museums of Russia according to which process of occurrence and the further activity of school museums is described. In work it is in details shown not only history of occurrence of school museums, but also their role and value in educational process at different stages of historical development. Also problems of school museums in a context of their historical specificity are described.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект появления и развития школьных музеев в России: периодизация, проблемы, особенности работы»

Система таких постоянных, повторяю- миф (или группа мифов) раскрывает в об-

щихся, организующих элементов, или инва- разной форме вполне определенный смысл.

риантных, проходящих через все творчество Тогда мифология в целом (как региональная,

поэта мотивов, образует индивидуальную по- так и мировая) может быть охарактеризова-

этическую мифологию, мифопоэтику творче- на как символически выраженная картина

ского мира. Это позволяет рассмотреть карти- мира - смысловая картина, но выраженная

ну мира поэта как индивидуально-авторскую через образы», в том числе литературные

мифологию, т. к. «любой отдельно взятый [9, с. 248].

Литература

1. Бражников И. А. Мифопоэтический аспект литературного произведения: автореф. дис. ... канд. филол. наук по специальности 10.01.08. - М., 1997. - 20 с.

2. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Культурология. Теория культуры. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -365 с.

3. Есин А. Б. Литературоведение. Культурология. Избр. тр. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 352 с.

4. Лейдерман Н., Липовецкий М., Барковская Н., Ложкова Т. Практикум по жанровому анализу литературного произведения. - Екатеринбург, 2000. - 567 с.

5. Лермонтовская энциклопедия. - М.: Советская литература, 1981. - 784 с.

6. Новейший философский словарь. - 3-е изд., испр. - М.: Книжный дом, 2003. - 1280 с.

7. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 336 с.

8. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 687 с.

9. Косарев А. Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. - М.: ПЕРСЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 304 с.

10. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. - 480 с.

11. Лотман Ю. М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова // Лермонтовский сборник. - Л.: Наука, 1985. - 379 с.

12. Осипова Н. О. Мифопоэтика творчества М. Цветаевой. - Киров, 1995. - 221 с.

13. Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 376 с.

УДК 008

Е. Е. Леонов

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В РОССИИ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

Автор статьи предлагает свою периодизацию по истории школьных музеев России, согласно которой описывается процесс появления и дальнейшей деятельности школьных музеев. В работе обстоятельно показана не только история появления школьных музеев, но также их роль и значение в образовательном процессе на разных этапах исторического развития. Также описываются проблемы школьных музеев в контексте их исторической специфики.

Ключевые слова: школьные музеи, сеть школьных музеев, периодизация, этапы деятельности школьных музеев, положение о школьном музее.

E. E. Leonov

HISTORICAL ASPECT OF OCCURRENCE AND DEVELOPMENT OF SCHOOL MUSEUMS IN RUSSIA: THE PERIODIZATION, PROBLEMS, FEATURES OF WORK

The author of article offers the periodization on stories of school museums of Russia according to which process of occurrence and the further activity of school museums is described. In work it is in details shown not only history of occurrence of school museums, but also their role and value in educational process at different stages of historical development. Also problems of school museums in a context of their historical specificity are described.

Keywords: school museums, a network of school museums, a periodization, stages of activity of school museums, position about a school museum.

История появления школьных музеев в России имеет свои особенности и закономерности, которые частично исходят из появления музеев других профилей в стране. Проанализировав исторический аспект организации школьных музеев в России, мы предлагаем следующую периодизацию, на основе которой рассматриваем историю школьных музеев в целом.

Периодизация деятельности школьных музеев России:

I. Вторая половина XVIII - вторая половина XIX века - зарождение школьных музеев;

II. Начало XX века - 1917 год - подъем школьного музейного дела;

III. 1918 - конец 1920-х годов - «большевизация» школьных музеев;

IV. Начало 1930-х - 1940-е годы - расцвет краеведения в школьных музеях;

V. 1950-1970-е годы - формирование сети школьных музеев;

VI. 1970-1980-е годы - развитие и массовое создание школьных музеев;

VII. 1990-е годы - кризис школьного музейного дела;

VIII. Вторая половина 1990-х - начало XXI века - возрождение школьных музеев.

Первый этап связан с появлением школьных музеев в России, который приходится

на вторую половину XVIII века, что связано с несколькими факторами.

Вторая половина XVIII - начало XIX века характеризуется глубокими сдвигами, прежде всего в экономической жизни России. В этот период происходит рост товарности сельского хозяйства, развитие капиталистических форм промышленности, формирование классов капиталистического общества, расширение внешнего и внутреннего рынка -все это в полной мере знаменовало развитие капиталистических отношений в недрах крепостнической системы хозяйства [11, с. 159].

В этот период экономические вопросы стали особенно привлекать к себе внимание общества. Одним из проявлений этого интереса было интенсивное изучение России в экономическом и географическом отношениях, проводимое путем анкетных обследований, топографических описаний наместничеств и губерний в 80-90-х годах XVIII века, организации географических, правительственных и академических экспедиций [11, с. 160].

Именно с началом географического и экономического исследования Сибири связано появление первых музеев в этом крае. Во второй половине XVIII века появились первые общественные музеи в Сибирском

крае. Первый музей в Сибири был открыт в 1782 году в Иркутске при городской школе (сама школа была открыта в 1781 году). Организаторами и главными деятелями музея были корреспондент Академии наук, натуралист А. М. Карамышев, ведавший библиотекой, и почетный член Академии наук

Э. Лаксман - минеролог, химик и ботаник, с 1764 года путешествовавший по Сибири. История музея, по сути, началась с того, что Лаксман во время своих поездок составил минералогические и ботанические коллекции, часть из которых была положена в основу первого Иркутского и первого школьного музея России [11, с. 160-161].

История организации библиотеки («кни-гохранительницы») и состоявшего при ней музея изложена в «Предуведомлении» об их открытии и в правилах пользования библиотекой и музеев, составленных в 1728 году. В постройке здания для библиотеки принимали участие местные жители. Книги «российские и иноязычные» были выписаны из Петербурга через Академию наук [11, с. 161].

Затем возникла мысль «снабдить сию книгохранительницу математическими, физическими и земледельческими орудиями», а также «всеми находящимися в сей губернии ископаемыми, произрастениями и животными» [11, с. 161].

В библиотеке и находящемся при ней музее в 1782 году находились: «отменного искусства телескоп», «новейшего изобретения электрическая машинка», «орудия приготовления целительных искусственных вод, толико в здешнем крае нужных», модели «как водоходным здешним судам, так и фабрикам», «разные породы земли, камня, соли, горючести и металлические руды». Главной особенностью первого школьного музея было то, что он был полностью доступен для обозрения [11, с. 161].

В правилах пользования «книгохрани-тельницей» отмечалось, что из «естествен-

ных произведений никому ничто в дом не дается, но довольствуются любители и знатоки единственным зрением в книгохранительни-це» [11, с. 161].

В конце 80-х годов XVIII века, после отъезда из Иркутска организаторов музея Ка-рамышева и Лаксмана, музей пришел в упадок. Остатки его в 1789 году были переданы Главному народному училищу, а в 1805 году - вновь организованной Иркутской губернской гимназии. Последнее крупное поступление в музей относится к 1804 году, когда ему был передан приобретенный после смерти Э. Лаксмана «натуральный кабинет», содержащий 300 штуфов минералов и 860 раковин. Именно иркутский музей естественных произведений при городской школе принято считать первым школьным музеем России [11, с. 161].

Стоит отметить, что школьные музеи в конце XVIII - начале XIX веков только начинают входить в образовательный процесс, но, несмотря на появление нового типа музеев, они уже приобретали признание как элемент в образовательной цепочке.

В 1825 году графиня Строганова при содействии Вольного экономического общества открыла школу, задача которой была дать образование в области сельского хозяйства, горных дел и ремесел. Эта школа просуществовала до 1844 году. Есть основания предполагать, что были попытки организовать при ней музей. Во всяком случае, в 1846 году при ее ликвидации, ученый комитет Министерства государственных иму-ществ разрешил начальнику лесного института приобрести у этой школы «для Музеума Лесного и Межевского института» коллекцию скелетов животных [9, с. 25].

В XIX веке Московским обществом была открыта земледельческая школа, при которой в 1842 году был открыт музей. При этой школе составлялись кабинеты мо-

делей земледельческих орудий и машин, собрание минералов, хлебных семян, растений, строительных материалов и другие пособия. Музей был достаточно известен. Ученики его очень любили, а учителя им гордились, поскольку до этого практически не было хорошо организованных музеев при школах подобного профиля [9, с. 33].

Подъем и расцвет российского школьного музееведения приходится на XX век, когда школьные музеи получают соответствующие программы, а процесс образования музея вызывает огромный интерес. Именно начало XX века мы выделяем как второй этап в истории школьных музеев России [9, с. 26].

В 1910 году был открыт Родиноведческий музей с. Атмисс Самарской губернии, который известен тем, что он был образован при начальной школе и уже имел существенное значение в системе школьного образования. В 1914 году в Царицыне открывается Музей общества содействию внешкольному образованию. Хотя его и нельзя считать школьным музеем, но он привлекает к себе внимание тем, что уровень его организации и высокие ставящиеся цели сыграли большую роль в становлении будущих музеев при школах. В 1915-1916 годах в Волчанске (Харьковская губерния) был открыт Музей Волчанского общества образования [12, с. 223].

После прихода большевиков к власти открывается много новых школьных музеев. Этот период мы выделяем в качестве третьего этапа развития школьных музеев. Первым после смены власти был открыт Камчатский музей местного края при школе II степени в 1918 году. Музей был неплохо оборудован, а последние указания В. И. Ленина об организации музеев и бережном их хранении послужили хорошим стимулом к поиску музеем новых путей преобразования. Также в 1918 году был открыт Шурминский школьный музей [9, с. 27-28].

О том, что школьные музеи только начинают развиваться и играть роль в образовательном процессе свидетельствует тот факт, что следующий музей был открыт лишь в 1926 году. Это Школьно-краеведческий музей в Иркутске [9, с. 28].

Школьный музей рубежа XIX и ХХ веков в значительно меньшей степени, чем какой-либо другой, был собранием раритетов. «Под наименованием “школьный музей”, - делится своими соображениями автор Н. А. Хить-ков, - разумеется, нельзя понимать такое учреждение, где собраны те или иные редкости... В школьном музее они только желательны, но не необходимы... Музей, о котором мы хотим сказать, есть просто собрание коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание... Потому программа такого музея должна быть самая обширная и многообразная». Всякий предмет мог представлять ценность для такого музея: «камень валяющийся на дороге... коробочка от спичек... старое гнездо птички, шмеля, нарост на дереве, раковина, пуговица», коль скоро он становился объектом пристального наблюдения и средством познания окружающего. Причем особое значение при сборе материалов придавалось связи с местными условиями, с краеведением [14, с. 12-13].

Таким образом, школьный музей был самым непосредственным образом включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни.

Другой отличительной его особенностью было то, что он являлся, как правило, плодом общих усилий, совместного творчества педагога и учащегося, которые вместе занимались собиранием или изготовлением пособий. Вот одно из свидетельств: «Я учитель. Живая струя увлечений всяческими практическими работами, собиранием коллекций

для школы дошла и до меня. В прошлом году мой коллега, учитель из соседнего села, был на курсах и привез приготовленные им самим препараты и коллекции. Меня это заинтересовало... Эта страсть передалась и ученикам, и теперь не в одной моей школе есть музей, а в нескольких школах есть маленькие музеи, собранные ими же» [16, с. 148]. Музей, следовательно, был способом налаживания контактов, одухотворения взаимоотношений учителя с детьми [1, с. 51].

Помимо того, что музей в школе являлся условием «для воспитания полезных и необходимых для жизни навыков... для возбуждения любознательности, для построения правильных представлений и понятий об окружающей жизни», он служил также «прекрасным побудителем к дальнейшему самообразованию и самого учителя». Иными словами, школьный музей становился для учителя средством поддержания профессионального уровня, того ореола знатока и наставника, который в России имел учащий [1, с. 51].

Развитию школьных музеев способствовали деятели народного образования, которые становились авторами пособий по созданию музеев в школах. Целью таких руководств, как пишет А. И. Гусев, - автор одного из них - было «дать указания по структуре местного школьного музея, способам собирания и монтировке материалов, методике их использования на уроках» [3, с. 6].

Кроме подготовки таких руководств, призванных стать настольной книгой учителя, предпринимались и другие акции, направленные на упрочение статуса школьного музея. Так, систематически организовывались курсы для устроителей подобных музеев, мастерские по изготовлению наглядных пособий, которыми снабжались школы [3, с. 6].

Необходимо, однако, отметить, что практика снабжения школьных музеев готовыми

материалами далеко не всегда находила сторонников. Кажется принципиально важной позиция Б. Надеждина, который считал, что такой музей предполагает активность самого ребенка и объединение учащихся на основе общих интересов, естественно складывающихся во время собирания и изготовления коллекций [3, с. 6].

Школьный музей дореволюционной России в значительной степени был музеем детского творчества и детского труда, выполняя при том задачу образования на основе предметного метода. Таким он и оставался преимущественно до конца 1920-х годов.

Значительные изменения в истории школьных музеев России произошли в период 1930-х годов, когда школа была ориентирована на осуществление идей политехнизации с широким использованием краеведения. Это время можно выделить в качестве четвертого этапа развития школьных музеев. В инструкции Наркомпроса РСФСР «Об укреплении работы и связи музеев со школами» (1938) прямо указывалось на необходимость организации выставок, уголков краеведения в школе. Под влиянием этих требований прежний музей наглядных пособий, включавший, конечно, и местный материал, постепенно превращался собственно в краеведческий [16, с. 149].

Этому способствовало, во-первых, туристско-краеведческое движение школьников, которое начинает разворачиваться со второй половины 1930-х годов под руководством специально созданных для этого организаций. В их числе прежде всего следует назвать Центральную детскую экскурсионно-туристическую станцию Наркомпроса РСФСР (возникла вследствие слияния Центральной экскурсионной базы Наркомпроса, руководимой первоначально А. Я. Заксом, с Центральной биологической станцией юных натуралистов). С целью массового раз-

вития школьного краеведения организуются походы по родной стране, первым из которых стал Всероссийский исследовательский поход пионеров и школьников, проводившийся под эгидой ЦДЭТС в 1935-1936 году. Отметим, что и в дальнейшем развитие школьных музеев будет самым тесным образом связано с туристско-краеведческим движением, организацией крупномасштабных экспедиций пионеров и школьников по родной стране [16, с. 149-150].

Результатом этой первой и последовавших вслед за ней акций стало появление в школе конца 1930-х - начала 1940-х годов комплексных музеев краеведения. Однако в эти годы школьный музей еще не стал тем массовым явлением, каковым станет в следующее десятилетие. Именно с расцветом краеведения в школах связан этот исторический период в истории школьных музеев [3, с. 6].

Пятый этап в развитии школьных музеев приходится на 1950-1970-е годы. В это время начинается процесс формирования сети школьных музеев, что связано с новыми тенденциями. В 1956 году ЦДЭТС и газета «Пионерская правда» объявляют Республиканскую туристско-краеведческую экспедицию пионеров и школьников, посвященную 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Вслед за ней последовали и другие, давшие импульс для создания школьных музеев практически всех профилей [16, с. 151].

Если с начала своего возникновения на рубеже ХК-ХХ веков вплоть до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей в наглядном преподавании, а в 1930-е и 1940-е годы - в связи с развитием школьного краеведения, то с середины 1950-х годов обозначается новая тенденция: ориентация на государственные музеи [9, с. 29].

Вместе с этим возникают и новые проблемы, которых прежде школьный музей не знал.

Первая из них - определение направления поисково-исследовательской деятельности и выбор профиля. Содействовать решению этой проблемы призвана была Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция «Моя Родина СССР» (1972-1986), которая проводилась под руководством Центральной детской экскурсионно-туристической станции Министерства просвещения СССР (создана в 1971 г.). Каждый этап этой экспедиции, связанный с определенными юбилейными датами в истории страны, обеспечивался определенными экспедиционными заданиями, которые позволяли локализовать поисковособирательскую деятельность учащихся. Одновременно с этим был организован первый Всесоюзный смотр школьных музеев и проведена их паспортизация, что сыграло «важную роль в упорядочивании сети школьных музеев, их профилей, выработке единых критериев их работы» [16, с. 152].

Подобно другим музеям, школьные начинали строиться по отраслевому принципу. Они имели профили: исторический, краеведческий, естественнонаучный, литературный, художественный, музыкальный, театральный, народного творчества. В школах действительно возникали музеи самых разнообразных направлений, но при этом музеев, посвященных родному краю, землякам и особенно истории школы (что, казалось бы, наиболее соответствует интересам и возможностям их создателей), оказывается отнюдь не большинство. Это являлось следствием того, что музеи в школах создаются порой не в результате обоснованного выбора темы, а по стихийно складывающимся обстоятельствам (желание ветеранов, престиж школы, чрезмерное администрирование вышестоящих органов, увлечения энтузиастов-коллекционеров и т. д.). Аналогичный подход к проблеме выбора профиля и темы демонстрировал главный специалист Московско-

го комитета образования С. В. Евтушенко, который подчеркивал, что «возможность опоры на местный краеведческий материал в образовательном процессе на уровне систематизированной деятельности школьного краеведческого музея в городе еще мало используется» [4, с. 117].

Вторая проблема, вслед за определением профиля и тематики, - это обеспечение полноты коллекции в соответствии с выбранным профилем. Естественно, наиболее остро она стоит тогда, когда профиль музея выбран необоснованно и наблюдается явное расхождение между намерениями и возможностями авторского коллектива. Стремление обеспечить тематическую полноту коллекции (при неумении или нежелании проводить серьезную поисковую и исследовательскую работу) приводило к тому, что многие музеи строились преимущественно на тиражируемом материале. Государственные музеи оказывались буквально заваленными письмами с просьбой «выслать экспонаты» для школьного музея, который оказывался близким им по профилю [4, с. 117].

Этот простой и наивный способ комплектования фондов был в какой-то мере подсказан установкой на копирование «настоящего» музея, однако она же, эта установка, отрицала путь создания в школе музея копий и репродукций. Об этом, в частности, со всей определенностью было заявлено в «Положении о школьном музее», утвержденном Секретариатом ЦК ВЛКСМ, коллегиями Министерства просвещения и Министерства культуры СССР в 1974 году. Согласно этому документу основанием для создания школьного музея являлось наличие «фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций» [16, с. 155].

Этот принцип был усилен в следующем Положении, принятом Министерством просвещения СССР в 1985 году, где сказано: «Школьный музей является тематически систематизированным собранием подлинных памятников истории и культуры и природы», которые «входят в состав музейного фонда и архивного фонда СССР» [10, с. 19].

Установка на подлинность остается в Положениях о статусе школьного музея, которые утверждались в последующие годы. В школьном музее также выдерживается деление фонда на основной (подлинные памятники) и вспомогательный (схемы диаграммы, копии, муляжи). Соответственно этому предметы, сделанные руками детей: те же муляжи и макеты, - расцениваются как малоценные с музейной точки зрения.

Поскольку приоритет в школьном музее, как и в любом другом, отдается подлиннику, возникает, третья, самая серьезная проблема его жизнедеятельности - обеспечение сохранности музейного предмета. Типичной становится ситуация, которую характеризуют в это время следующим образом: «Сбором, хранением и использованием документальных и иных памятников истории и культуры в школьном музее занимаются лица, не имеющие специальной музееведческой, архивоведческой, археографической и т. п. подготовки, что подчас отрицательно сказывается на результатах поисковособирательной и музейной работы. Имеет место утрата памятников истории и культуры как в результате неумелого обращения с ними в процессе хранения и использования, так и из-за прекращения по какой-либо причине деятельности школьного музея» [16, с. 155].

Для того чтобы решить проблему или хотя бы снизить ее остроту, предпринимаются различные меры. Их цель - подготовить педагогов-руководителей и детей-активистов к профессиональной работе с музейным пред-

метом, включая методику сбора материала, правила оформления учетных документов, научного описания и экспонирования подлинников. Специально этим занимаются детские экскурсионно-туристические станции, которые организуют систематическую учебу руководителей школьных музеев и учащихся. Наряду с этим важнейшим условием жизнеспособности школьного музея признается налаживание его контактов с государственным. Для этого организуются межведомственные советы по координации деятельности государственного и школьного музея, а также музейные комиссии при отделах народного образования, куда наряду с представителями школьных музеев входят работники государственных [16, с. 156-157].

Постепенно складываются весьма разнообразные способы их взаимодействия (постановка на учет в государственном музее основного фонда школьного, организация совместных выставок и экспедиций, участие государственных музеев в паспортизации школьных), а также оказания специалистами методической помощи по всем видам деятельности (консультации, рецензирование тематико-экспозиционных планов и методических разработок, учеба руководителей и активистов, подготовка пособий «В помощь школьному музею», передача дублетных и научно-вспомогательных материалов, старого оборудования и пр.). Конечно, далеко не всегда контакты двух типов музеев носят систематический характер, но в тех случаях, когда они оказываются таковыми, это самым положительным образом сказывается на деятельности школьного: он грамотно комплектует, описывает, хранит и экспонирует свои материалы [16, с. 157-158].

Шестой этап в истории школьных музеев мы выделяем как период 1970-1980-х годов. К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных

музеев - четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. Из среды школьных выделяются музеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные [16, с. 158].

Однако на седьмом этапе (начало 1990-х годов) они переживают известный кризис и подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Мы выделяем этот период как восьмой этап в истории школьных музеев России. Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего военно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастом 1970-1980-х годов не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса школьного музея. С другой стороны, некоторым музеям удается не только «выжить» в условиях нового времени, но и отразить его требования и тенденции. Поэтому «кризис» можно расценивать как обретение школьным музеем нового качества. Этот процесс связан с осознанием того, что школьный музей представляет собой открытую систему. Особенность открытой системы являются:

• Школьный музей служит своим создателям. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и пр.), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи) для другой (аудитория) [2, с. 13].

• Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои со-

брания и формы деятельности он связан с изучением конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной. Школьный музей тесно связан с образовательными программами школьных музеев [2, с. 13].

• Школьный музей, более чем какой-либо другой, включен в жизнь местного населения, а «качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации (включая учебный округ района и методический центр руководства работой музея), а также - близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и прежде всего проживающих на данной территории родителей учащихся) [2, с. 13].

Актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций.

Создание в школе музея, который мало чем отличается от государственных по содержанию и оформлению, едва ли можно признать главным положительным итогом работы учащихся и учителей. Термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня.

Школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. А в таком музее цен-

ность музейного предмета определяется его образовательным назначением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова поиск - открытие - творчество. Это музей, который создается детьми и одновременно - для детей.

Его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям. А потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности всех, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

На восьмом этапе (вторая половина 1990-х годов - начало XXI в.) школьные музеи возрождаются заново и преобразуются в единую сеть, структурируемую в отдельно взятых регионах. В итоге по всей стране открываются новые школьные музеи и воссоздаются старые. Это привело к тому, что в качестве главной цели развития школьных музеев в России считается открытие в каждой школе музея.

Таким образом, можно отметить, что школьные музеи в России насчитывают достаточно долгую историю, но до второй половины XX века они все же создавались крайне нерегулярно, что можно объяснить разными причинами, одной из которых является и отсутствие четкой программы школьных музеев. Положение о школьных музеях появилось лишь в 1974 году, когда музеи при учебных заведениях, и особенно при школах были созданы в большом количестве. Об это говорит статистика. На 1 января 1978 года

было создано 4174 общественных музея, а на 1980-й год было открыто 3100 школьных музеев, что, конечно же, говорит о широком признании не только среди учащихся и учителей, но и среди простых людей, которым подобные музеи также были любопытны [9, с. 44].

Еще в 1919 году на Первой Всероссийской конференции по делам музеев народный комиссар просвещения А. В. Луначарский подчеркнул, что музеи «должны быть опорой науки» и вместе с тем - «опорными пунктами в великом деле народного образования». С этого времени осуществление образовательно-воспитательных задач советских музеев тесно связано с учебно-воспитательной работой школы. Особую остроту эта проблема приобрела в первой половине 30-х годов в связи задачами в области учебной, идеологической, пропагандистской работы на новом этапе социалистического строительства - индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства [9, с. 19].

В партийных и правительственных постановлениях о перестройке учебного процесса в начальной, средней и высшей школе (1931-1936) указывалось на необходимость усиления в обучении принципа историзма, повышения наглядности, введения краеведческого материала, широкого использования экскурсионного метода [9, с. 46].

Н. К. Крупская в статьях и выступлениях этих лет особенно подчеркивала роль музеев в осуществлении принципа наглядности и конкретности преподавания. На совещании музейных работников (1936) она говорила о колоссальном значении «живого показа» в обучении, который может дать именно музей [9, с. 46].

Развитие музейного дела в период развитого социализма имело свои особенности.

В связи с ростом материального благосостояния, образованности и информированности, увеличении бюджета свободного

времени советских людей усилилось значение науки и культуры во всех сферах общественной жизни. Существенную роль в их распространении стали играть технические средства - кино, радио, телевидение, доступные многомиллионной аудитории.

В этих условиях эффективность деятельности научно-просветительных учреждений во многом зависит от наиболее полного использования специфических средств их образовательно-воспитательного воздействия.

Ведущим средством образовательновоспитательного воздействия выступает экспозиция, на базе которой проводятся экскурсии - основная культурно-образовательная форма работы с молодежью, включающая и другие мероприятия.

Необходимо заметить, в условиях царской России просветительные возможности музейных собраний использовались далеко не полностью. Колоссальные историкокультурные ценности, принадлежавшие царской фамилии, дворянству и буржуазии, не были доступны ни для научного, ни для просветительного использования. Большая часть музеев создавалась без участия государства, по инициативе общественности. Существование музеев в значительной мере зависело от частных пожертвований. Это приводило к неравномерности их развития. Музеи, особенно местные, часто распадались. Однако благодаря усилиям прогрессивной части общества ко времени Октябрьской социалистической революции в музеях были накоплены значительные коллекции, которые легли в основу фондов советских музеев.

В 1930-1940-е годы в связи с развитием краеведения развивается и школьный музей. Музеи в школах становятся основой поисковой деятельности учеников. Это был виток преобразования школьных музеев в новое качество, когда на их основе появляются краеведческие кружки, значительно пополнившие своей деятельностью коллекции музеев.

С 1950-х годов работа школьных музе- по всей стране в огромном количестве. В это

ев переориентирована на государственные время школьные музеи выживали во многом

музеи. Это привело к сложностям в поис- благодаря энтузиастам, которые бережно соковой работе, поступлении новых экспонатов храняли экспонаты, даже в самое нелегкое

и определении профиля школьных музеев. время.

От них требуют строгого следования нормам В конце 1990-х годов школьные музеи

и правилам оформления найденных экспона- выходят на новый уровень своего развития.

тов любой ценности. В этот период школь- Их открывают с четкой задачей: усиление па-

ные музеи потеряли свободу действий, кото- триотического воспитания молодежи. Имен-

рая была в предыдущие годы. но с этой позиции культурно-образователь-

Кризис 1990-х годов предопределил крах ной деятельности в работе и развитии школь-

сети школьных музеев, которые закрываются ных музеев уделяют повышенное внимание.

Литература

1. Борин Я. Как мы составляли у себя школьный музей // Вопросы и нужды учительства. - 1910. -Вып. 5. - С. 48-58.

2. Галкина Е. Л. Школьный музей - открытая система // Школьный музей - открытая система. Теория и практика. - М., 2009. - С. 13-27.

3. Гусев А. И. Школьный музей как учебное пособие при занятиях с детьми в начальной школе. -М., 1908. - 138 с.

4. Евтушенко С. В. Школьные музеи Москвы: перспективы развития // Материалы науч.-практ. семинаров музейных работников по теме «Музей и дети» в гг. Москве и Сыктывкаре 1995 г. / М-во культуры РФ; Музей революции. - М., 1996. - С. 110-121.

5. Зеленко А. У Школьный музей. - М., 1927. - 192 с.

6. История музейного дела в СССР: сб. ст. - М., 1957. - 192 с.

7. Любченко Д. Школьный музей // Педагогический вестник Московского Учебного округа. - 1913. -№ 4-5. - С. 10-18.

8. Музей и школа: пособие для учителя / Е. Г. Ванслова, А. К. Ломунова, Э. А. Павлюченко и др.; сост. Э. А. Павлюченко; под общ. ред. Т. А. Кудриной. - М., 1985. - 224 с.

9. Очерки истории музейного дела в России. - М., 1960. - 166 с.

10. Положение о школьном музее [Текст] // О дальнейшем совершенствовании туристской, краеведческой, экскурсионной работы учащихся. Приказ. - М., 1985. - С. 17-19.

11. Равикович Д. А. Из истории организации сибирских музеев в XIX в. // История музейного дела в СССР. Труды научно-исследовательского института музееведения. - М., 1957. - Вып. 1. -С. 159-191.

12. Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX - начале XX века (1861-1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. - М., 1960. - Вып. 2. - С. 145-224.

13. Радченко Е. С. Музей и школа // Сов. музей. - 1932. - № 5. - С. 24-36.

14. Хитьков Н. А. Школьный музей, его значение и организация. - Киев, 1915. - 178 с.

15. Шварц М. Наш школьный музей // Школьные экскурсии и школьный музей. - 1913. - № 1. -С. 86-92.

16. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. - М., 2001. -223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.