Научная статья на тему 'Исторический аспект изучения татуировки'

Исторический аспект изучения татуировки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1023
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО / ТАТУИРОВКА / ИСТОРИЯ ТАТУИРОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект изучения татуировки»

этом обстоятельстве, а потому всякий раз, когда общаются с иноземцами, притворяются, будто они не московиты, а пришельцы, желая тем внушить к себе большое доверие» (Герберштейн,2008,с.196).

Таким образом, вышеназванные исторические источники ценны для изучения ментальности, традиций и обычаев русского народа. Наиболее подробно авторы источников писали о религиозности населения и обрядах, связанных с христианством, о его трудолюбии, регламентации семейной жизни, о положении женщины, о различиях в питании и одежде простого населения и бояр, а также чертах характера, типичных для представителя московского обывателя ХУ-ХУ1 вв.

Список источников и литературы

1.Барбаро И. Путешествие к Тану // Иностранцы о древней Москве. Москва ХУ-ХУП веков. М. 1991. С.5-6.

2.Герберштейн С. Московия. М., 2008.

3.Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1866.

4.Контарини А. Путешествие в Персию // Иностранцы о древней Москве. Москва XV-XVII веков. М. 1991. С. 6-9.

5.Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа, СПб., 1860.

6.Поссевино А. Московия // Иностранцы о древней Москве. Москва ХУ-ХУП веков. М.: 1991. С.85-86.

7.Флетчер Дж. О государстве русском // Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск. 2003. С.14-152.

8.Ченслор Р. Книга о великом и могущественном царе России // Иностранцы о древней Москве. Москва ХУ-ХУП веков. М. 1991. С.28-38.

Никонорова Д.В., исторический факультет Научный руководитель: ассистент, А.Ю. Попова

Исторический аспект изучения татуировки

Человеческое тело на протяжении всей истории нашего вида выступало независимым культурным феноменом. Людей не могло не интересовать свое тело. У многих народов имеются мифологические представления о том, как появился человек, его тело. Боги, демиурги или культурные герои создают первых людей из самых разнообразных материалов: костяка животных (В ряде мифов индейцев демиург Манабуш создает человека из скелета зверей, рыб, птиц); орехов; из дерева и т.д. Тело - мера всех вещей, основа мироздания. При условии, что тело являлось вселенной в миниатюре, воздействие на него, могло считаться актом почти космического масштаба, сопряженного с миром магических таинств. Одним из видов воздействий на тело человека являются разнообразные манипуляции, изменяющие внешний облик. Среди таких действий, возможно, первое место принадлежит татуировкам, как ни удивительно, не менее актуальным сегодня, чем тысячи лет назад.

Российские энциклопедические словари дают следующее определение: «Татуировка (полинезийск.) - нанесение на тело рисунков накалыванием и втиранием под кожу красящих веществ». Мы бы хотели предложить

несколько иное определение данному феномену. «Татуировка - это особый вид соматических модификаций, который заключается в механическом повреждении кожного покрова, посредством нанесения рисунка нацарапыванием, накалыванием и втиранием красящих веществ». Данное определение является более полным, так как указывает на принадлежность к особым манипуляциям с телом и на техники нанесения рисунка. Мы не случайно используем именно понятие «соматические модификации». Этот термин был предложен исследователем И.А.Гринько: «Соматические модификации - преднамеренные нарушения целостности или изменения формы органов человеческого тела, проводимые в рамках ритуальной практики или эстетических норм» (Гринько, 2010, с. 19-20). Выше приведенный термин помогает более широко раскрыть суть явления.

Как и любой другой феномен, татуировка имеет следующие характерные функции: маркирующая (обозначает принадлежность индивида к какой-либо группе, общности.); ритуально-социализирующая (проводится в рамках обряда для смены соц.статуса.); апотропическая (выполняет функцию оберега); эстетическая. Отметим, что в разные периоды времени, в разные социальные условия, та или функция татуирования могла выходить на главенствующие позиции. Некоторые исследователи разносят эти функции в хронологическом порядке следующим образом. Вначале татуировка служила этническим маркером, для выделения представителей своего рода, племени или народа. Позднее - татуировку стали наделять «магической силой, значением личной мощи и значимости». И, наконец, в последней стадии татуировка лишилась большей части своей семантики, и приобрела декоративно-эстетические функции (Дубягин, 2003, с. 15.). Но данное деление не совсем верно, так как зачастую это явление могло иметь и несколько функций сразу.

Если обратиться к истории татуирования то, конечно же, отношение к нему и к людям, имеющих рисунки на теле, было различно. Так, например, в эпоху Античности татуировка большого распространения среди цивилизованных народов не получила. Древние греки знали традицию татуирования, но применяли ее в основном для клеймирования рабов. В Древней Японии татуировкой отмечали преступников. В Средневековой Франции так отмечали и «падших» женщин. То есть, если в традиционном обществе процесс татуирования был связан в основном с социализацией индивида, то эти факты демонстрируют обратный процесс -дисоциализация. Татуировка наносилась в наказание. Человек условно выводился из общества. Здесь будет уместно применить термин Ирвинга Гофмана «стигма». Стигма есть качество, выдающее какое-то постыдное свойство индивида; причем характер этого качества определяется не самим качеством, а отношениями по поводу него (Goffman, 1963, с. 2-3.) В определенных социальных условиях татуированный, или стигматизированный, индивид - человек, запятнавший себя позором; контактов с ним нужно сторониться. Такое негативное отношение сохранялось на протяжении долгого времени. Хотя и в современном обществе можно увидеть

пережитки такого общественного мнения, не смотря на то, что сейчас татуировка в большей степени является бьюти-атрибутом.

В истории исследования данной модификации так же можно увидеть и различные точки зрения ученых, занимавшихся изучением татуировки. После издания «Словарь медицины» Нистена, на тему татуировки были опубликованы первые книги. Это были сочинения Э.Бершона, Г.Вуттке, А.Лакассажа и др. К сожалению, многие исследователи довольно долго относились к данному феномену негативно, возможно под влиянием общественного мнения, некоторых исторических фактов из истории татуирования. Например, известный немецкий этнограф Г. Шурц утверждал, что «только совершенно отсталые группы человечества любят изменять свое тело и уродовать его». Итальянский ученый Чезаре Ломброзо определял преступника как специфический антропологический тип, который страдает болезнью, «моральным помешательством», выявить его можно по наличию татуировки. В истории имели место и другие точки зрения о татуировке.

H.И. Харузин относил ее к числу «украшений неснимаемых». Многие исследователи же, рассматривая данный феномен, подчеркивали главным образом его ритуальный характер. Что касается отечественной этнографии, то на сегодняшний день татуировке были посвящены исследования Барановского В.А., Медниковой М.Б. и др. Также значительное внимание уделялось изучению татуировки преступного мира.

В целом прослеживается следующая тенденция - как в зарубежной, так и в отечественной этнографической литературе соматические модификации до сих пор фактически не подвергались подробному систематическому изучению. Их исследование в основном носило побочный характер и практически никогда не проводилось комплексно.

В нашем исследовании была предпринята попытка комплексного рассмотрения такого феномена искусственного изменения человеческого тела, как татуировка. Актуальность исследования заключается в том, что вопрос о социо-культурном значении татуировки недостаточно разработан и любые исследования на эту тему несут теоретическую и практическую значимость. Основная задача нашего исследования - дать системное описание данного феномена. Для ее решения необходим сбор соответствующего материала по данной теме и его дальнейшая классификация. Результатом нашего исследования должно быть определение места данной соматической модификации в социо-культурном пространстве. В перспективе планируется расширить наше исследование - обратиться к другим видам искусственного изменения тела только человека, но ,возможно, и животных.

Список источников и литературы

I.Гринько И.А. Модификации тела. Эстетика и символика. - Lap Lambert Academic Publishing. 2010. С. 19-20.

2.Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Смирнов Г.Ф.: Культ тату (криминальная и художественная татуировка). М.: Юриспруденция, 2003 г. с.15

3.E.Goffman. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. N.Y.: Prentice-Hall, 1963. Chapters 1 and 2(3-6). Перевод М.С.Добрянковой. С.2-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.