Научная статья на тему 'Иностранцы о русских и России XV-XVI вв'

Иностранцы о русских и России XV-XVI вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
13935
786
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ XV-XVI ВВ. / ИНОСТРАНЦЫ / ИОСАФАТ БАРБАРО / СИГИЗМУНД ФОН ГЕРБЕРШТЕЙН / РИЧАРД ЧЕНСЛЕР / АНТОНИО ПОССЕВИНО / РУССКИЙ НАРОД
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранцы о русских и России XV-XVI вв»

Нелюбина В. Ю., исторический факультет Научный руководитель: ст. преподаватель А.В. Голдобин

Иностранцы о русских и России ХУ-ХУ1 вв.

В последние десятилетия историки отошли от исследований в рамках марксистко-ленинской парадигмы, актуальным становится изучение особенностей культуры, менталитета, обычаев и традиций русского народа. Важнейшими источниками по изучению данной тематики являются воспоминания иностранцев, путешествующих по России ХУ-ХУ1 вв.

У иностранцев был собственный взгляд на русский этнос: критическое непредвзятое мнение путешественников не потеряло своей актуальности и сегодня. Иностранцы замечали то, что отечественным, особенно дореволюционным, исследователям казалось обыденным, не достойным внимания. Благодаря иностранным послам, мы можем узнать ценные сведения о национальном характере и быте русского народа.

Одним из первых иностранцев, оставивших воспоминания о России был венецианский дипломат Иосафат Барбаро (1413-1494). В 1434 г. он едет в Тану (колонию Венеции на берегу Азовского моря) по торговым делам. Там он провел 16 лет, изучил татарский язык, нравы и обычаи. В это же время он побывал и в России. В конце 1480-х гг. написал книгу: «Путешествие к Тану». Барбаро описал местонахождение Рязани, Коломны, Москвы, Новгорода; рассказал про выгодное расположение Москвы (Барбаро,1991,с. 5).

Еще один венецианский дипломат - Амброджо Контарини (?-1499) в 1474-1477 гг. путешествовал по странам Азии и Европы, по окончании путешествия он написал книгу «Путешествие в Персию», в ней он описал Москву, рассказал о проведенном там времени, описал торговлю в городах Московии, климатические и географические условия.

Одним из иностранцев, побывавших в России XVI в. был Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566) - австрийский барон, дипломат. В 1516 и 1526 гг. он совершил два посольства в Россию, чтобы убедить Василия III присоединиться к дружескому союзу всех христианских королей. Итогом поездки стала книга «Записки о Московии» (Гербернштейн, 2008).

Герберштейн поверхностно описал характерные особенности земель, границ, рек, городов. Он обратил внимание на все сферы жизни людей, личную и общественную жизнь, культуру, традиции, быт русского народа, религиозную составляющую жизни, церковные обряды, значение религии в жизни общества. Также в «Записках о Московии» можно узнать историю России от Владимира Святого и почерпнуть сведения о войнах, вооружении, воинских обычаях.

В 1533 г. в Москве побывал Ричард Ченслер (?-1556) - английский мореплаватель, положивший начало торговым отношениям России и Англии. Англичанину понравилась Москва, он прожил в ней год, в это время он записывал свои впечатления. Следствием его поездки стала «Книга о великом и могущественном царе России и князе Московском», целью

которой было побудить других послов к путешествиям, для чего он описал порядки, торговлю и хозяйство в Российском государстве (Ченслер, 1991).

Первым иезуитом, побывавшим в Москве (1582 г.), был Антонио Поссевино (1534-1611). Итогом его путешествия были исторические сочинения о России «Московия». В книге бесед о религии с папой Григорием III, протоколы Ям-Запольского перемирия между Россией и Речью Посполитой, а также описана церковная иерархия, незначительно отличавшаяся от католической, обряды русской веры. Поссевино писал, что общение с русскими для него было невозможным, т.к. они были не восприимчивы к его проповедям, но все, же он советует при любой возможности засылать в Россию католиков. Также Поссевино создал план вовлечения России в сферу католического воздействия, одним из пунктов которого являлось просвещение русских (Поссевино, 1991, с. 85).

Еще одним иностранцем, побывавшим в России был Джильс Флетчер (1548-1611) - английский поэт и писатель, дипломат. В 1588 г. он был отправлен в Москву для поддержания ходатайства Англо-Московской компании о монополии на торговлю с северно-русскими землями, которое не увенчалось успехом. В 1591 г. Флетчер издал сочинение «О государстве Русском». Дипломат описал природу России, управление государством, устройство суда, экономику и быт русских. В целом он негативно представил Россию XVI в. Везде он видел несправедливость и беззаконие; царская власть ему представлялась безграничной, всеобъемлющей.

Все без исключения иностранцы заметили крайнюю набожность русских. Так, например, Дж. Флетчер отметил, что в России большое количество церковных обрядов. Часто народ осеняет «себя крестным знамением, возлагая для того руку на лоб и потом на обе стороны груди с чрезвычайной набожностью... Таким образом, они служат Богу крестным знамением только вследствие невежественного и пустого обычая, нисколько не понимая, что значит крест Христов и сила этого креста» (Флетчер,2003,с.127.). При этом не обходят вниманием то, что исповедываются только богатые люди. Герберштейн писал: «Хотя исповедь и полагается по их уставу, однако простой народ думает, что это дело государей и что она преимущественно приличествует . наиболее именитым мужам» (Герберштейн,2008,с. 151).

Помимо религиозности путешественники отмечают и трудолюбие населения, подчеркивая, что крестьяне даже во время праздников занимаются работой. Герберштейн писал: «Именитые либо богатые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устраивают пиршество и пьянство и облекаются в нарядное одеяние, а простой народ, бедняки, слуги и рабы по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы - дело господское» (Герберштейн,2008,с. 153-154).

Не оставили без внимания иностранцы и внешний вид населения, подчеркивая отличия в одежде простых людей и бояр. Последние носили одежду, сшитую из парчи, шелка, сафьяна, батиста, сукна, украшенную жемчугом, золотыми украшениями, мехами черно-бурой лисицы. Сапоги

были также украшены жемчугом или другими драгоценными камнями. Простые люди же носили одежду из грубого сукна, неукрашенную. С. Герберштейн так описал одежду населения России XVI в.: «Одежда их и телесное убранство у всех одинаковы; кафтаны они носят длинные, без складок, с очень узкими рукавами. Сапоги они носят красные и очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздиками на носке и на пятке; подошва чуть выступает вверх и тоже подбита» (Герберштейн,2008,с. 179-180).

Путешественники отмечали богатство русских хлебом, мясом; цены на товары были очень низкими, по мнению иностранцев. Так И. Барбаро удивлялся изобилию хлеба и мяса, тому, что говядину продают не на вес, а на глаз. «Зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук» (Барбаро, 1991,с.5). При этом иностранцы отмечали отсутствие в России орехов и малочисленность фруктов и овощей (Барбаро,1991,с.5).

Иностранцы составили рацион питания русских: мясо и овощи; из напитков русские предпочитали: водку, мед с цветом хмеля, пиво, квас. Дж. Флетчер рассказал, что пища состоит «преимущественно из кореньев лука, чеснока, капусты и подобных растений, производящих дурные соки; они едят их без всего и с другими кушаньями» (Флетчер,2003,с.146). А.А. Контарини писал, что русские «величайшие пьяницы и весьма этим похваляются, презирая непьющих» (Контарини,1991,с. 6-9).

Свадебный обряд описан иностранцами с большой и подробностью. С. Герберштейн так описывал способ заключения брака: «бесчестным и позорным считается для молодого человека самому свататься за девушку, чтобы её отдали ему в супружество. Дело отца - обратиться к юноше с предложением жениться на его дочери. Потом, если родители и родственники изъявят согласие, они собираются вместе и обсуждают, что отец хочет дать дочери в приданое. Затем, определив приданое, назначают день свадьбы» (Герберштейн,2008,с.167). С этого времени, по данным путешественника, и до обручения жених не должен видеть невесту.

Женщины, по данным иностранцев, имели меньше прав, чем мужчины. Тот же Герберштейн писал: «Положение женщин весьма плачевно. Они отказывают женщине в целомудрии, если она позволяет смотреть на себя посторонним или иностранцам. Заключенные дома, они только прядут и сучат нитки, не имея совершенно никакого голоса и участия в хозяйстве. Всем, что убито руками женщины, будь то курица или другое какое животное, они гнушаются как нечистым. Весьма редко допускают женщин в храмы» (Герберштейн,2008,с. 170).

Путешественники были недовольны русским лукавством, хитростью, частыми обманами. Р. Ченслер так отметил: «Русские по природе очень склонны к обману» (Ченслер,1991,с.35), Герберштейн добавлял: «Народ в Москве, говорят, что гораздо хитрее и лукавее всех прочих, и особенно вероломен при исполнении обязательств; они и сами прекрасно знают об

этом обстоятельстве, а потому всякий раз, когда общаются с иноземцами, притворяются, будто они не московиты, а пришельцы, желая тем внушить к себе большое доверие» (Герберштейн,2008,с.196).

Таким образом, вышеназванные исторические источники ценны для изучения ментальности, традиций и обычаев русского народа. Наиболее подробно авторы источников писали о религиозности населения и обрядах, связанных с христианством, о его трудолюбии, регламентации семейной жизни, о положении женщины, о различиях в питании и одежде простого населения и бояр, а также чертах характера, типичных для представителя московского обывателя XV-XVI вв.

Список источников и литературы

1.Барбаро И. Путешествие к Тану // Иностранцы о древней Москве. Москва ХУ-ХУИ веков. М. 1991. С.5-6.

2.Герберштейн С. Московия. М., 2008.

3.Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1866.

4.Контарини А. Путешествие в Персию // Иностранцы о древней Москве. Москва XV-XVII веков. М. 1991. С. 6-9.

5.Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа, СПб., 1860.

6.Поссевино А. Московия // Иностранцы о древней Москве. Москва ХУ-ХУ11 веков. М.: 1991. С.85-86.

7.Флетчер Дж. О государстве русском // Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск. 2003. С.14-152.

8.Ченслор Р. Книга о великом и могущественном царе России // Иностранцы о древней Москве. Москва ХУ-ХУП веков. М. 1991. С.28-38.

Никонорова Д.В., исторический факультет Научный руководитель: ассистент, А.Ю. Попова

Исторический аспект изучения татуировки

Человеческое тело на протяжении всей истории нашего вида выступало независимым культурным феноменом. Людей не могло не интересовать свое тело. У многих народов имеются мифологические представления о том, как появился человек, его тело. Боги, демиурги или культурные герои создают первых людей из самых разнообразных материалов: костяка животных (В ряде мифов индейцев демиург Манабуш создает человека из скелета зверей, рыб, птиц); орехов; из дерева и т.д. Тело - мера всех вещей, основа мироздания. При условии, что тело являлось вселенной в миниатюре, воздействие на него, могло считаться актом почти космического масштаба, сопряженного с миром магических таинств. Одним из видов воздействий на тело человека являются разнообразные манипуляции, изменяющие внешний облик. Среди таких действий, возможно, первое место принадлежит татуировкам, как ни удивительно, не менее актуальным сегодня, чем тысячи лет назад.

Российские энциклопедические словари дают следующее определение: «Татуировка (полинезийск.) - нанесение на тело рисунков накалыванием и втиранием под кожу красящих веществ». Мы бы хотели предложить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.